Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Законодательного Собрания Пермской области
от 17 октября 1996 г. N 581
Целевая комплексная программа
"Охрана окружающей среды Пермской области" на 1996 - 2000 годы
Целевая комплексная программа "Охрана окружающей среды Пермской области" на 1996 - 2000 гг. разработана Администрацией области, областным комитетом по охране природы на основе анализа экологических проблем области с учетом Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года N 236.
В разработке Программы приняли участие:
Главное управление природопользования Администрации области;
Главное управление сводного социально - экономического планирования и ресурсов Администрации области;
Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу природной среды;
Областной государственный центр санэпиднадзора;
Комитет по водному хозяйству Пермской области;
Пермский территориальный комитет по геологии и использованию недр;
Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Администрации области;
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Пермской области;
Управление лесами области;
Бассейновое управление "Камуралрыбвод";
Пермский государственный технический университет;
УралНИИ "Экология";
Управление образования Администрации области;
Пермский государственный университет;
Пермский государственный педагогический университет.
Паспорт
областной целевой комплексной программы "Охрана окружающей среды Пермской области" на 1996 - 2000 гг.
Наименование Программы Областная целевая комплексная программа
"Охрана окружающей среды Пермской
области" на 1996 - 2000 гг.
Дата принятия решения Распоряжение Администрации Пермской
о разработке области от 27.06.95 г. N 222-р "О
Программы, дата разработке областной экологической
ее утверждения программы на 1996 - 2000 гг."
(наименование и номер
соответствующего акта) Решение Законодательного Собрания
Пермской области от 17.10.96 N 581
"Об утверждении областной целевой
комплексной программы "Охрана окружающей
среды Пермской области" на 1996 - 2000
гг.
Государственные Администрация Пермской области;
заказчики Программы областной комитет по охране природы
Пермской области
Основные разработчики Комитет по охране природы Администрации
Программы области;
Главное управление сводного
социально - экономического планирования
и ресурсов Администрации области;
Главное управление природопользования
Администрации области;
Пермский государственный технический
университет
Цели и задачи Важнейшими целями Программы являются:
Программы, важнейшие - реализация конституционного права
целевые показатели населения области на благоприятную
окружающую среду, сохранение и
оздоровление среды его обитания;
- обеспечение экологической безопасности
на территории области;
- охрана природных ресурсов как основы
жизнедеятельности нынешних и последующих
поколений,обеспечение устойчивого
экономического развития области;
- сохранение биологического разнообразия
живой природы, уникальных памятников и
объектов окружающей среды. Достижение
этих целей осуществляется поэтапно с
учетом реально складывающейся
экономической ситуации в области и
ресурсных возможностей.
Программно - целевые задачи по охране
окружающей среды в Пермской области на
1996 - 2000 гг.:
1. Экологическая реабилитация территорий
с наибольшей техногенной нагрузкой на
воздушную среду (уменьшение выбросов
приоритетных загрязняющих веществ,
закрытие и перепрофилирование
экологически вредных производств,
строительство объездных дорог).
2. Экологическая реабилитация водных
объектов с наибольшей техногенной
нагрузкой (снижение сброса приоритетных
загрязняющих веществ, строительство и
реконструкция очистных сооружений,
реконструкция производств,закрытие
экологически вредных производств).
3. Повышение плодородия почв, защита от
эрозии, восстановление нарушенных земель.
4. Охрана недр путем организации
рационального недропользования
(разработка технологий рационального
недропользования, геоэкологическая
паспортизация объектов техногенной
геологической деятельности, организация
мониторинга и разработка мероприятий по
охране геологической среды).
5. Решение проблемы отходов в Пермской
области (сокращение образования отходов,
увеличение объемов их использования,
обезвреживания и уничтожения; разработка
правовых, экологических и
нормативно - методических документов,
системы управления движением отходов на
территории области).
6. Охрана лесов и растительного мира
путем сохранения природных ландшафтов,
лесовосстановления, охраны лесов от
пожаров.
7. Охрана животного мира и рыбных
запасов путем разработки и реализации
стратегии сохранения биологического
разнообразия,неразрушающей эксплуатации
ресурсов животного мира, проведения
экологической реабилитации территорий
и биотехнических мероприятий.
8. Создание новых и обеспечение
нормативного режима использования
существующих охраняемых территорий
(национальных парков, заповедников,
заказников).
9. Медико - экологическая реабилитация и
оздоровление населения экологически
неблагоприятных территорий области, в
первую очередь - детского.
10. Создание территориальных эмиссионных
кадастров и единой территориальной
системы экологического мониторинга
области на основе интеграции
существующих или создаваемых базовых
(функциональных) и специальных подсистем
как информационной основы для принятия
управленческих решений.
11. Разработка и внедрение системы
радиационного мониторинга и мероприятий,
направленных на снижение природного и
техногенного радиационного воздействия.
12. Профилактика и устранение негативных
экологических последствий аварий и
катастроф.
13. Создание единой системы непрерывного
экологического образования и воспитания
на территории области. Пропаганда
экологических знаний среди населения.
14. Создание единой системы
информационного обеспечения Программы.
15. Выполнение научных, научно -
технических работ и разработок по
приоритетным экологическим проблемам
области, включая проведение проблемного
социально - экологического районирования
территории области.
16. Выбор первоочередных мер по
формированию экологического механизма
природопользования, определение
стратегических и тактических задач в
области природопользования, формирование
принципов построения природоохранной
политики.
17. Создание системы подготовки и
переподготовки кадров специалистов,
работающих в области экологии.
Сроки реализации 1996 - 2000 гг.
Перечень разделов 1. Анализ экологической обстановки
Программы в Пермской области.
2. Цели и технико - экономическая
эффективность Программы.
3. Основные направления Программы.
4. Механизм реализации и конечные
результаты Программы.
Исполнители разделов Природоохранные органы области,
программы предприятия, научные, научно - производственные,
проектные организации, определенные
государственными заказчиками для
выполнения программных мероприятий.
Потребность в Всего на 1996 - 2000 гг. 2923728
финансовых затратах млн. руб. (в ценах 1996 г.), в том числе
853252 млн. руб. из федерального
бюджета, 613097 млн. руб. из областного
бюджета, 44111 млн. руб. из областного
экологического фонда, 1037 610 млн. руб.
за счет средств предприятий и
организаций.
Всего: 337023 млн. руб. на 1996 г., в
том числе 26221 млн. руб. из областного
бюджета, 3263 млн. руб. из областного
экологического фонда, 131980 млн. руб.
за счет средств предприятий и
организаций.
Ожидаемые конечные Достижение целей и выполнение
результаты реализации программно - целевых задач Программы
Программы обеспечит поэтапное сокращение
техногенного загрязнения окружающей
среды и антропогенной нагрузки на нее,
уменьшит их вредное воздействие на
здоровье населения, позволит реализовать
конституционные права населения на
благоприятную окружающую среду,
сохранение и оздоровление среды его
обитания; обеспечит повышение
экологической безопасности на территории
области; улучшит охрану природных
ресурсов, создаст дополнительные
возможности для устойчивого
экономического развития области;
обеспечит сохранение биологического
разнообразия живой природы, уникальных
памятников и объектов окружающей среды.
Система организации Контроль за выполнением мероприятий
контроля за Программы осуществляется в порядке,
исполнением Программы установленном для контроля реализации
областных целевых программ.
1. Анализ экологической обстановки в Пермской области
Пермская область относится к территории экологического риска с высоким уровнем загрязнения атмосферы, водных объектов, почв газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами.
Территориальная неравномерность экологических нагрузок объясняется диспропорциями в размещении производительных сил области. Тенденция к концентрации промышленности в основных промышленных узлах сохраняется.
Несмотря на снижение в последнее пятилетие количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в окружающей среде, экологическая обстановка остается напряженной.
Загрязнение атмосферного воздуха в городах - промышленных центрах области остается по ряду веществ выше допустимых нормативов и в объемах, вызывающих экообусловленную заболеваемость населения. В городах области в атмосферном воздухе повсеместно присутствуют вредные вещества (окислы азота, диоксид серы, серная кислота, сероводород, хлористый водород, сложные органические соединения, фенол, аммиак и многие другие), среднегодовые концентрации которых позволяют отнести их к факторам повышенного экологического риска для здоровья населения. При общем снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет спада производства, выполненных природоохранных мероприятий, отмечается рост загрязняющего влияния автотранспорта. На его долю приходится более 30% всех выбросов, а в отдельных городах она больше.
За последние годы наметилась тенденция снижения суммарной нагрузки на водные объекты области. С 1991 по 1995 годы суммарный сброс загрязняющих веществ в водные объекты снизился на 49,0% (с 3438 тыс.т до 1726 тыс.т).
Несмотря на снижение индексов загрязнения поверхностных вод и концентрации приоритетных загрязняющих веществ, формирующих факторы риска заболеваемости населения (нефтепродукты, фенолы, соли тяжелых металлов, аммонийный и нитратный азот), они все еще превышают допустимые нормативы.
Серьезные экологические проблемы представляют сбросы сточных вод гальванических производств, кислые шахтные воды Кизеловского угольного бассейна, нефтесодержащие стоки, хлориды калийных и нефтедобывающих предприятий, стоки химических и нефтехимических предприятий, коммунального хозяйства.
Повсеместно усиливается загрязнение подземных вод, что ставит под угрозу снабжение населения питьевой водой.
Нарастает процесс деградации почв, снижается их плодородие. Более 650 млн. тонн отходов, размещаемых в отвалах, шламохранилищах, свалках вызывают загрязнение окружающей среды.
Необезвреженные твердые бытовые отходы представляют серьезную эпидемиологическую опасность. Более 600 тыс.тонн ежегодно образующихся высокотоксичных отходов представляют серьезную опасность для окружающей среды и здоровья населения.
Особую тревогу вызывает неудовлетворительное состояние горных лесов, массовое усыхание елово - пихтовых лесов. Лесные пожары, вредители леса наносят ощутимый урон лесам области. Лесовосстановительные работы недостаточны, уход за посадками лесных культур ведется неудовлетворительно.
Нуждаются в охране местные виды животного и растительного мира, снижается биопродуктивность водоемов, сокращается улов рыбы.
Ухудшается демографическая обстановка в области, растет заболеваемость, в том числе и экозависимая.
Неудовлетворительно решается проблема охраны недр. Добыча минерального сырья сопровождается негативными техногенными изменениями в геологической среде, в гидрогеологических и инженерно - геологических условиях, активизацией геодинамических процессов. Техногенная активизация геодинамических процессов ставит под угрозу существование не только калийных предприятий, но и городов Березники и Соликамск.
Особенно тяжелая экологическая обстановка складывается в Соликамско - Березниковском, Пермско - Краснокамском, Кизеловско - Губахинско - Чусовском промышленных узлах.
В зонах ранее проведенных ядерных взрывов наблюдаются повышенные уровни радиации, сохраняется опасность радиоактивного заражения подземных и поверхностных вод. Отсутствует постоянно действующая система радиационного мониторинга.
За последние годы усилилось внимание органов законодательной и исполнительной власти к выработке и реализации единой экологической политики и управлению природоохранным комплексом.
Целенаправленно внедряется механизм экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования. Начато лицензирование использования природных ресурсов и природоохранной деятельности. Усиливается внимание к вопросам медико - экологической реабилитации населения, особенно детей. Накапливается опыт работы по экологическому образованию и воспитанию.
Вместе с тем применяемые меры в области не соответствуют масштабам и остроте экологических нагрузок. Сохраняется угроза нарастания кризисных экологических явлений в условиях выхода из глубокого экономического спада.
Сохраняющийся высокий уровень загрязнения окружающей среды и влияние экологических нагрузок на здоровье населения потребовали разработки областной целевой комплексной программы "Охрана окружающей среды Пермской области" на 1996 - 2000 гг., реализация которой должна способствовать экологически устойчивому развитию области.
Концепция Программы основывается на: выполнении требований закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"; учете сложившихся в области социально - политических и экономических условий; результатах оценки опасности загрязнения окружающей среды и его влияния на здоровье населения; приоритетном решении вопросов по внедрению ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий, современных санитарно - технических и планировочных мероприятий, оптимизации использования ресурсного блока, обеспечивающих минимизацию экологических нагрузок; внедрении принципов экологической реабилитации территорий и населения.
Выполнение программы будет способствовать реализации основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236.
2. Цели и технико-экономическая эффективность Программы
Целью Программы является разработка и внедрение комплекса программно - целевых мероприятий, которые должны обеспечить:
- реализацию конституционного права населения области на благоприятную окружающую среду, сохранение и оздоровление среды его обитания;
- экологическую безопасность на территории Пермской области;
- охрану природных ресурсов как основы жизнедеятельности нынешнего и последующих поколений, обеспечения устойчивого экономического развития области;
- сохранение биологического разнообразия живой природы, уникальных памятников и объектов окружающей среды.
Достижение этих целей осуществляется поэтапно с учетом реально складывающейся экономической ситуации в области и ресурсных возможностей путем решения программно - целевых задач (приложение 1):
1. Экологическая реабилитация территорий с наибольшей техногенной нагрузкой на воздушную среду.
Уменьшение выбросов приоритетных загрязняющих веществ за счет: выполнения организационно - технических мероприятий; реконструкции и модернизации производств, предусмотренных настоящей Программой по г.г. Перми, Березникам, Губахе, Гремячинску, Краснокамску, Соликамску, Чайковскому; ввода газоочистных установок на предприятиях в г.г. Перми, Губахе, Александровске, Чусовом; закрытия, перепрофилирования, консервации действующих экологически вредных производств в г. Перми; строительства объездных дорог в г.г. Перми и Краснокамске (приложение 1, раздел 1).
2. Экологическая реабилитация водных объектов с наибольшей техногенной нагрузкой.
Снижение сброса приоритетных загрязняющих веществ в водные объекты за счет: строительства и реконструкции очистных сооружений в г.г. Перми, Кунгуре, Краснокамске, Александровске, Соликамске; строительства систем оборотного водоснабжения в г.г. Перми, Березниках, Чусовом, Александровске; организационно - технических мероприятий, реконструкции и модернизации производств в г.г. Перми, Березниках, Губахе, Александровске, Соликамске, Чайковском, Краснокамске, Чусовом, Лысьве; вывода из эксплуатации экологически вредных производств на предприятиях г.г. Перми, Соликамска, Губахи, Кизела (приложение 1, раздел 2).
3. Повышение плодородия почв путем известкования и внесения фосфоритовой муки. Проведение противоэрозионных мероприятий. Восстановление нарушенных земель путем рекультивации отвалов, накопителей отходов производства (приложение 1, раздел 3).
4. Охрана недр путем организации рационального недропользования (разработка технологий рационального недропользования, геоэкологическая паспортизация объектов техногенной геологической деятельности, организация мониторинга и разработка мероприятий по охране геологической среды) (приложение 1, раздел 4).
5. Решение проблемы отходов в Пермской области.
Решение проблемы сокращения образования, использования, обезвреживания и экологически безопасного уничтожения отходов производства и потребления и минимизация их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения на территории Пермской области путем: разработки правовых,экономических и организационных мероприятий; создания областной государственной информационно - аналитической системы "Отходы", включающей банк данных по отходам и систему управления движением отходов в Пермской области; создания системы экологического мониторинга мест складирования, захоронения, уничтожения и использования отходов производства и потребления; выполнения комплекса мероприятий по строительству объектов по утилизации, обезвреживанию и уничтожению отходов; выполнения организационно - технических мероприятий, НИОКР по разработке и проектированию объектов по сокращению образования, утилизации, обезвреживанию, захоронению и уничтожению отходов производства и потребления (приложение 1, раздел 5).
6. Охрана лесов и растительного мира путем: сохранения в природном состоянии ландшафтов, растительного и животного мира; лесовосстановления (посадка, посев, содействие естественному возобновлению); восстановления заросших и списанных культур; охраны лесов от пожаров (приложение 1, раздел 6).
7. Охрана животного мира и рыбных запасов путем: разработки и реализации стратегии сохранения биологического разнообразия (оценка биологического разнообразия, разработка мероприятий по сохранению ключевых территорий); восстановления биологического разнообразия (охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, экологическая реабилитация территорий, подвергнувшихся антропогенному разрушению); определения состояния ресурсов животного мира и разработки стратегии неразрушающей их эксплуатации (учет численности животных, определение запасов промысловых рыб в водоемах области,определение и согласование норм изъятия, квот, лимитов, вселение и акклиматизация новых видов, проведение биотехнических мероприятий по увеличению численности видов животных, отнесенных к объектам охоты, и ценных видов рыб) (приложение 1, раздел 7).
8. Создание новых и обеспечение соблюдения нормативного режима существующих охраняемых природных территорий (заповедников, национального парка, заказников) (приложение 1, раздел 8).
9. Медико - экологическая реабилитация и оздоровление населения, в первую очередь детского, экологически неблагоприятных территорий Пермской области (приложение 1, раздел 9).
10. Создание и развитие базовых подсистем территориальной системы экологического мониторинга Пермской области (мониторинг атмосферы, поверхностных вод суши, земель, почвенного покрова, лесов, геологической среды, фауны, источников антропогенного воздействия). Создание и функционирование специализированных подсистем территориальной системы экологического мониторинга Пермской области (аэрокосмический мониторинг). Создание и развитие подсистемы обеспечения функционирования территориальной системы экологического мониторинга. Систематизация информации, выбор и приобретение программного обеспечения с целью создания ГИС (слой - экологический мониторинг). Организация систем экологического мониторинга на локальном уровне (район, город) (приложение 1, раздел 10).
11. Охрана окружающей среды от радиационного загрязнения путем: радиоэкологического районирования территории Пермской области; анализа техногенного радиационного загрязнения; проведения комплекса медико - экологических исследований по влиянию радиации на человека и другие организмы; совершенствования приборно - инструментальной базы радиационного контроля, методов радиационного контроля, баз данных; разработки технических способов реабилитации территорий и населения, подвергшихся радиационному облучению, разработки и внедрения радиационного мониторинга (приложение 1, раздел 11).
12. Профилактика и устранение негативных последствий аварий и катастроф путем: повышения устойчивости трубопроводов и других линейных сооружений; разработки и внедрения комплекса организационно - технических мероприятий по защите водных объектов, земельных ресурсов и атмосферного воздуха (воздушной среды) от загрязнения при авариях; внедрения систем автоматического контроля уровня нефтепродуктов при хранении (приложение 1, раздел 12).
13. Создание единой системы непрерывного экологического образования на территории Пермской области, обеспечивающей формирование экологической культуры населения (формирование экологического образовательного пространства, создание структуры управления системой непрерывного экологического образования на региональном уровне, создание научно - методической базы деятельности образовательных учреждений, обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров). Пропаганда экологических знаний среди населения (приложение 1, раздел 13).
14. Создание единой системы информационного обеспечения Программы. Разработка программных комплексов, обеспечивающих выполнение разделов Программы (приложение 1, раздел 14).
15. Выполнение научных, научно - технических работ и разработок по программным экологическим проблемам Пермской области: разработка методики и программной поддержки механизмов реабилитации территорий с высоким уровнем антропогенной нагрузки; разработка единой территориальной (областной) системы экологического мониторинга; комплексная оценка распространения особо опасных (высокотоксичных) химических веществ в различных природных средах; разработка и внедрение единой областной информационно - управляющей системы "отходы".
Социально - экологическое районирование территории Пермской области путем выделения приоритетных экологически проблемных районов для формулирования программно - целевых природоохранных задач развития экономики по следующим факторам: численность и здоровье населения, социально - экономический, экономический, экологический и социально - демографического развития.
Выбор первоочередных мер по формированию экономического механизма природопользования, определение стратегических и тактических задач в области природопользования, формирование принципов построения природоохранной политики (приложение 1, раздел 15).
16. Создание системы подготовки и переподготовки кадров для комплектации служб охраны природы промышленных и коммунальных предприятий, отраслевых НИИ и проектных организаций, контролирующих и административных органов, вузов, других организаций и учреждений. Организация курсов повышения квалификации, дополнительного образования в области экологии на базе ПГУ, ПГТУ. Дальнейшее развитие аспирантуры и докторантуры, специализированных ученых советов по защите диссертаций по экологическим наукам (приложение 1, раздел 16).
Технико - экономическая эффективность Программы обеспечивается концентрацией финансовых и материальных ресурсов для решения практических задач путем использования современных научных разработок и координации усилий компетентных научно - исследовательских проектных, производственных организаций.
Экономическая эффективность от реализации Программы по уменьшению вредного влияния на окружающую среду и здоровье населения, обеспечению условий устойчивого экологически безопасного развития области по экспертным оценкам может составить только по критерию предотвращенного возможного экологического ущерба десятки триллионов рублей.
3. Основные направления Программы
3.1. Правовое и нормативно - методическое обеспечение, экономический механизм и организационные мероприятия по реализации Программы
Предусматривается разработка пакета правовых и нормативно - методических документов, необходимых для реализации целей и задач Программы, формирования нового экономического механизма природопользования, формирования принципов построения природоохранной политики (приложение 2, часть II, раздел 1). На основе инвентаризации действующих законодательных актов и нормативов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов будет выявлена потребность в недостающих документах, которые должны быть разработаны и утверждены. Будет разработан комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих реализацию Программы.
3.2. Охрана воздушного бассейна
За последние пять лет в Пермской области отмечается устойчивая тенденция уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения (примерно на 30%) при росте выбросов от автотранспорта (примерно на 25%).
Загрязнение атмосферного воздуха в городах области по ряду веществ выше допустимых нормативов, что вызывает экообусловленную заболеваемость населения. Предусматривается: выполнение организационно - технических мероприятий, реконструкция и модернизация производств, вывод из эксплуатации ряда экологически вредных производств, санитарно - технические и планировочные мероприятия, обеспечивающие уменьшение выброса приоритетных загрязняющих веществ и реабилитацию территорий с наибольшей техногенной нагрузкой на воздушную среду. (Перечень и характеристика программных мероприятий даны в приложении 2, часть I и часть II, раздел 2).
3.3. Охрана водных ресурсов
За период с 1991 по 1995 г. суммарный сброс загрязняющих веществ в водные объекты области снизился на 49,0%. Несмотря на снижение уровня загрязнения водных объектов концентрации загрязняющих веществ, формирующих факторы риска заболеваемости населения, хотя и снизились, но все еще превышают допустимые нормативы. Загрязнены грунтовые и подземные воды, что препятствует их использованию населением для хозяйственно - питьевых нужд. Ущерб от загрязнения водных ресурсов области составляет 5010 млрд. рублей.
Для экологической реабилитации водных объектов с наибольшей техногенной нагрузкой предусматривается: строительство и реконструкция очистных сооружений в городах области; увеличение мощностей систем оборотного водоснабжения; организационно - технические мероприятия; закрытие экологически вредных производств и другие программные мероприятия (приложение 2, часть I и часть II, раздел 3).
3.4. Охрана земельных ресурсов
Происходит ухудшение состояния сельхозугодий, снижение плодородия почв, их закисление, более половины сельхозугодий подвержены водной и ветровой эрозии. Площадь сельхозугодий постоянно сокращается из-за передачи их для нужд промышленности, транспорта. За последние пять лет (1990 - 1994 гг.) удельный вес сельхозугодий в общей структуре земельного фонда области снизился с 94% до 78%. Из общего земельного фонда, составляющего 16024,4 тыс. га, более 2,5 млн. га подвержены негативным воздействиям (закисление, переувлажнение, заболочивание, зарастание лесом и кустарниками и т.д.). Большая площадь земель занята под свалки отходов, шламонакопители, отвалы и т.д.
Предусматривается проведение мероприятий по повышению плодородия почв, рекультивации земель после закрытия отвалов, свалок, накопителей отходов, проведение противоэрозионных мероприятий (приложение 2, часть II, раздел 4).
3.5. Охрана недр
В результате высокой техногенной нагрузки на недра при несовершенных технологиях в ряде промышленных территорий области отмечается активизация неблагоприятных геодинамических процессов, происходит загрязнение литосферы токсичными элементами. В охране геологической среды допущены серьезные просчеты.
Предусматривается выполнение ряда программных мероприятий, направленных на обеспечение рационального недропользования (организация литомониторинга, разработка экологических технологий недропользования, организация эффективной системы охраны недр). Программные мероприятия приведены в приложении 2, часть II, раздел 5).
3.6. Комплексное решение проблемы отходов
Разработана областная целевая программа "Отходы" на 1996 - 2000 гг., реализация которой обеспечит комплексное решение проблемы отходов производства и потребления в Пермской области (приложение 2, часть I и часть II, раздел 6).
3.7. Охрана лесов и растительного мира
Общая площадь лесов Пермской области составляет 10,3 млн. га (64% территории области). До 1992 г. рубки велись в объемах, превышающих расчетную лесосеку. За последние два года возросли объемы лесовосстановительных работ, они проведены на 62,6 тыс. га.
Особую озабоченность вызывают горные леса, в районы которых перемещаются рубки.
Большие потери лесов в результате пожаров, размножения вредителей и болезней леса. Для перехода к постоянному и неистощительному лесопользованию разработан ряд программных мероприятий. Предусмотрены мероприятия по улучшению охраны растительного мира (приложение 2, часть II, раздел 7).
3.8. Охрана животного мира и рыбных запасов
Предусмотрены работы по разработке стратегии восстановления биологического разнообразия, неразрушающей эксплуатации ресурсов животного мира, проведения биотехнических работ по увеличению численности видов животных, отнесенных к объектам охоты, и ценных видов рыб. Организационно - технические мероприятия и НИОКР указаны в приложении 2, часть II, раздел 8.
3.9. Особо охраняемые природные территории и объекты
Предусмотрены работы по созданию охраняемых природных территорий и обеспечению нормативного режима состояния существующих объектов. Проектируются заповедники "Кумикушский", национальный парк "Сылвенский", ихтиологический заказник. Организационно - технические мероприятия и НИОКР приведены в приложении 2, часть II, раздел 9.
3.10. Медико - экологическая реабилитация населения
В Пермской области отмечается рост заболеваемости, экопатологий взрослого и детского населения, связанных с действием экологических факторов. Ориентировочный ущерб по неполному классу болезней городского населения Пермской области с учетом территориальных факторов риска составляет 60 млрд. руб. в год, из них 20 млрд. руб. в год приходится на детское население. Предусмотрен ряд приоритетных мероприятий по медико - экологической реабилитации и оздоровлению населения ( в первую очередь детского) экологически неблагоприятных территорий Пермской области (приложение 2, часть II, раздел 10).
3.11. Экологический мониторинг и отраслевой кадастр
Предусмотрено создание территориальных эмиссионных кадастров и единой территориальной системы экологического мониторинга Пермской области на основе интеграции существующих или создаваемых базовых (функциональных) и специальных подсистем (атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, земель и почвенного покрова, лесов, геологической среды, фауны, источников антропогенного воздействия, рыб и др. водных животных и растений, воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения, охотничьих видов животных, околоземного космического пространства и пр.) как информационной основы для принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (приложение 2, часть II, раздел 11).
3.12. Охрана окружающей среды от радиационного загрязнения
Пермская область относится к числу регионов с неблагоприятной радиационной обстановкой. Такая обстановка создалась вследствии# проведенных подземных и близповерхностных ядерных взрывов с народнохозяйственными целями, наличия отвалов, образующихся при добыче и переработке некоторых полезных ископаемых, имеющих повышенное содержание природных радионуклидов. Кроме того на территории области имеются предприятия, использующие радиоактивные вещества в различных технологических процессах, в научных исследованиях и медицинских целях.
В 1994 г. была принята Федеральная программа "Радон", на основе которой для Пермской области была разработана соответствующая областная программа, которая может рассматриваться как составная часть областной экологической программы.
Охрана окружающей среды от радиационного загрязнения предполагает разработку и внедрение системы радиационного мониторинга и мероприятий, направленных на снижение природного и техногенного радиационного воздействия (приложение 2, часть II, раздел 12).
3.13. Профилактика экологических аварий и катастроф
В Пермской области в 1994 г. было зарегистрировано 190 аварийных происшествий с экологическими последствиями, из них 8 относится к категории чрезвычайных. Причины аварий: 45% - нарушения технологического режима; 28% - халатность персонала; 23% - износ оборудования. Часть аварий - природного характера (интенсивное развитие карста, геотектоническая активность, не связанная с антропогенным воздействием). Общий экономический ущерб от аварий и катастроф только в 1994 г. по неполным данным составил более 300 млн. руб.
Предусмотрены программные мероприятия по профилактике основных причин возникновения экологических аварий и катастроф (повышение устойчивости линейных сооружений - трубопроводов, ж/дорог, защита водных объектов и земельных ресурсов от загрязнения при авариях) (приложение 2, часть II, раздел 13).
3.14. Экологическое образование и воспитание. Информационно - просветительская деятельность
В Пермской области накоплен опыт по созданию отдельных элементов системы непрерывного экологического образования: дошкольное учреждение - школа - среднее учебное заведение - ВУЗ - послевузовское образование. Это позволит приступить к разработке единой региональной системы непрерывного экологического образования. Предусмотрены программные мероприятия по созданию такой системы в Пермской области, а также по развитию пропаганды экологических знаний среди населения путем использования различных методов и средств (приложение 2, часть II, раздел 14).
3.15. Информационное обеспечение Программы
Предусмотрено создание единой системы информационного обеспечения Программы и разработка программных комплексов, обеспечивающих выполнение разделов и программных мероприятий Программы (приложение 2, часть II, раздел 15).
3.16. Научно - техническое обеспечение Программы
В Пермской области имеется крупный научный потенциал, позволяющий выполнить необходимый объем НИОКР, для решения целей и задач Программы.
Эти работы посвящены решению вопросов организации и осуществления экомониторинга, рациональному природопользованию, техническому решению экологических проблем, санитарно - гигиеническим, социально - правовым и экономическим аспектам экологии.
Предусмотрено районирование по приоритетным социально - экологическим проблемам Пермской области и программно - целевым задачам по охране окружающей среды в Пермской области на 1996 - 2000 гг.
Основные НИОКР, обеспечивающие выполнение Программы, приведены в приложении 2, часть II, раздел 16.
3.17. Подготовка и переподготовка кадров
В области имеется ряд крупных высших учебных заведений, где традиционно готовятся кадры с высшим образованием и высшей квалификации для различных сфер экологии (ПГТУ, ПГУ, ППГУ и др.). За последние годы получило развитие послевузовское образование по циклу специальностей экологического направления (ПГТУ, ПГУ). Так как имеется большая потребность в специалистах с базовым экологическим образованием, в Программе предусмотрено дальнейшее развитие подготовки и переподготовки кадров для полного удовлетворения потребностей в таких специалистах (приложение 2, часть II, раздел 17).
4. Механизм реализации и конечные результаты Программы
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками: Администрацией Пермской области; комитетом по охране природы Администрации области.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров на разработку и поставку продукции для областных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы с исполнителями программных мероприятий, а также запланированных и реализуемых программных мероприятий, выполняемых силами и за счет средств заинтересованных предприятий, организаций и коллективов. Сводная потребность в финансовых затратах на реализацию областной целевой комплексной программы приведена в приложении 3.
В результате реализации Программы будут осуществлены: разработка и внедрение правовых, экономических, организационных, технических мероприятий по достижению целей и выполнению задач Программы; разработка пакета правовых, нормативно - методических и экономических документов, позволяющих сформировать новый экономический механизм природопользования и принципы построения природоохранной политики; организация системы регионального (областного) экологического мониторинга (базовые, специализированные и локальные подсистемы); разработка и внедрение организационных, технических и технологических мероприятий по реабилитации территорий и населения в районах с недопустимо высокой экологической нагрузкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.