2. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию по социальной политике и программам развития города (Т.Н.Жданова).
Глава Администрации |
В.Е.Филь |
Программа
"Организация лекарственного обеспечения населения г. Перми"
Программа разработана:
Руководитель - заместитель главы Администрации г. Перми В.И.Кирюхин;
Ответственный исполнитель - проректор Пермской государственной фармацевтической академии, канд. фармац. наук, доцент А.В.Солонинина;
Исполнители:
Зырянова Э.М. - зам. начальника городского Управления
здравоохранения;
Хисметова Р.Г. - гл. специалист ГУЗ по лек. обеспечению;
Смирнова Л.Ф. - директор МП "Аптека на Уральской";
Елохина Т.М. - зав. ЦРА N 3;
Шатова Л.В. - зав. аптекой ГБ N 7;
Сухих В.А. - директор ГОП "Пермфармация";
Жданова Т.Н. - депутат городской Думы;
В разработке программы принимали участие:
Олейник Г.А. - зав. каф. Организации и экономики фармации
ПГФА, канд. фармац. наук, доцент;
Киселева Л.Г. - ст. преподаватель каф. ОЭФ ПГФА,
канд. фармац. наук;
Макаренко В.А. - представитель ассоциации коммерческих
структур;
Куранов Г.В. - представитель ассоциации коммерческих
структур;
Коньшин М.Ю. - директор НПП "Дега-Ком" ПГФА;
Бабинцева И.Н. - аспирант ПГФА;
Устюгова А.М. - аспирант ПГФА;
Третьякова Е.А. - аспирант ПГФА.
1. Общие положения
Условием успеха большинства стратегий улучшения состояния здравоохранения является адекватное обеспечение фармацевтическими средствами. Деньги, отпускаемые на лекарственные препараты и другие медицинские средства, являются одной из самых крупных статей расхода в системе здравоохранения - выше только расходы на персонал.
В связи с децентрализацией системы фармацевтического и информационного обеспечения, стихийным рынком лекарств, переходом к медицинскому страхованию и в условиях ограниченных финансовых средств решение вопросов лекарственного обеспечения в регионе приобретает первоочередное значение. В нынешних условиях попытки улучшить качество фармацевтического обеспечения, или хотя бы поддерживать его на существующем уровне, требуют максимально эффективного использования ограниченных источников финансовых средств, что вызывает необходимость разработки программы организации лекарственного обеспечения населения города Перми.
Основанием для разработки программы является решение Пермской городской Думы от 19.12.95 г. N 81 "О внесении изменений в перечень приоритетных программ социальной политики г. Перми"
Состояние проблемы
В настоящее время в г. Перми виды и количество закупаемых препаратов формируются стихийно. Закупом занимаются государственная оптовая служба ГОП "Пермфармация" (40%) и около 150 коммерческих фирм различных форм собственности (60%).
В результате деятельности фармацевтических оптовых организаций значительно расширился ассортимент предлагаемых лекарственных средств в аптеках города. Однако оптовые организации закупают препараты по своему усмотрению. Нет координации деятельности поставщиков по ассортименту и количеству завозимых в город лекарств. В результате закупаются большей частью импортные, новые дорогостоящие препараты, хотя более старые отечественные зачастую не уступают им в эффективности.
Не определена фактическая потребность в препаратах по ассортименту и количеству и нет четкой системы снабжения при закупках медикаментов для государственных нужд, необходимых для лечения больных в стационарах, обеспечения отдельных категорий больных, имеющих право на льготы при амбулаторном лечении и организации лекарственного обеспечения категорий заболеваний в рамках приоритетных программ (туберкулез, онкология, психиатрия, сахарный диабет).
В соответствии с действующими постановлениями Правительства и Указами Президента более 60% общего объема лекарственных средств должны отпускаться населению за счет средств бюджета субъектов Федерации и внебюджетных источников финансирования (ФОМС). Препараты таких специфических групп, как противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические, противоастматические и др. должны в полном объеме отпускаться больным бесплатно. Перечень категорий заболеваний и групп населения, пользующихся правом льготного получения лекарств, определены постановлениями Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и от 10.07.1995 г. N 685 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890".
Кроме того, бесплатно должны отпускаться все препараты стационарным больным.
В настоящее время в г. Перми подлежит льготному лекарственному обеспечению около 400 тысяч человек. С выходом закона "О ветеранах" количество населения, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение, увеличится. Однако в настоящее время не определен перечень медикаментов для льготного лекарственного обеспечении населения города, что не позволяет создать гарантированный запас медикаментов для этих целей.
В связи с отсутствием списка медикаментов, отпускаемых по льготным рецептам, имеет место бесконтрольное выписывание лекарственных препаратов врачами поликлинических отделений.
Отсутствует контроль за стоимостью лекарственных препаратов, отпускаемых аптекой по льготным рецептам, и заменой отсутствующего препарата; снабженческо - сбытовая наценка не ограничена, торговая наценка составляет до 30 и 52%.
Фактическая потребность в финансовых средствах для льготного лекарственного обеспечения не сбалансирована с реальными затратами по отпуску этих лекарств из аптек. Так, на 1996 г. на эти цели было выделено лишь 21 млрд. руб., что в пересчете на 1 больного, имеющего право на льготы, составляет 4375 рублей в месяц. Средняя же стоимость 1 льготного рецепта в городе составляет 14 тыс. руб. с колебаниями в разных аптеках от 9 до 26 тыс. руб. Даже при условии выписывания одному больному только 1 рецепта в месяц, на отпуск льготных лекарств в год понадобится 67 млрд. 200 млн. рублей.
Однако вследствие бесконтрольности процесса выписывания льготных рецептов и отпуска по ним лекарств из аптек, одному больному выписывается до 12 льготных рецептов на разные лекарственные средства, в том числе не только жизненно важные, но и имеющие лишь симптоматическое значение и, к тому же, дорогостоящие. Например, довольно часто больным выписывают бальзам Битнера, стоимость которого достигает 80 тыс. руб., а терапевтический эффект не столь значителен, как его цена. Это приводит к большим расходам средств городского бюджета на оплату льготных рецептов.
Как следствие этого, задерживаются платежи аптекам до 2 - 3 месяцев за отпущенные лекарственные средства по льготным рецептам; аптеки не могут оплатить задолженность оптовым организациям за полученные медикаменты и вынуждены отказывать населению в отпуске препаратов по льготным рецептам; оптовые организации не могут в договорные сроки погасить задолженность поставщикам - производителям, что приводит к закупкам препаратов не в полном ассортименте и количестве и несвоевременному обеспечению населения жизненно важными препаратами.
Таким образом, сформировался порочный круг, в рамках которого происходит постоянный рост задолженности городского бюджета - аптекам, аптек - оптовым поставщикам, оптовых поставщиков - заводам - изготовителям, генеральным дистрибьюторам.
Кроме того, назначение одновременно большого количества препаратов может привести к нежелательным последствиям для больного. Так, по известным данным, при одновременном приеме трех препаратов риск возникновения побочных эффектов составляет 18%, а при приеме 6 - 8 препаратов - достигает 81%.
Как показала практика, нет достаточных средств в городском бюджете и Фонде обязательного медицинского страхования для медикаментозного обеспечения стационарных больных. Стационарные больные, из-за недостаточного финансирования лечебных учреждений, зачастую вынуждены приобретать лекарственные средства самостоятельно.
Из-за отсутствия перечня препаратов, необходимых для лечения больных в стационарах (формуляров), нет возможности определить реальную потребность в медикаментах и финансовых ресурсах каждого лечебного учреждения и в целом по городу.
Несовершенной остается система организации снабжения стационаров лекарственными средствами. Отсутствует дифференциация в ценах лекарств, отпускаемых из розничных аптек стационарам (оптом) и населению, что приводит к значительному удорожанию лечения и неэффективному использованию финансовых средств.
В лечебно - профилактических учреждениях не ведется предметно - количественный учет основных медикаментов, что затрудняет проведение контроля за рациональным использованием лекарственных средств.
Назначение лекарств больным не всегда является рациональным: зачастую прописывается слишком много препаратов (полипрагмазия), что чревато нежелательными последствиями для больного и приводит к увеличению стоимости лечения.
Устаревшая законодательная база и отсутствие новых документов, регламентирующих деятельность больничных аптек, не позволяют им эффективно функционировать в современных экономических условиях.
Децентрализация управления здравоохранением в России оказала отрицательное воздействие и на систему управления лекарственным обеспечением. Имеет место межведомственная разобщенность государственных структур, занимающихся проблемами лекарственной помощи (Фармацевтическое управление Администрации области, областное и городское Управления здравоохранения, ФОМС, учреждения системы МПС, УВД, областные консультационные центры и другие специализированные ведомства). Вместе с тем существует и определенная внутриведомственная разобщенность, несогласованность действий между органами управления фармацевтической службой области и районов. Кроме того, аптечная сеть г. Перми представлена, в основном, муниципальными аптеками и решение многих фармацевтических проблем затруднено из-за отсутствия городского органа управления фармацевтической службой.
В связи с децентрализацией фармацевтической службы, отменой государственных субсидий фармацевтическому сектору, постоянной и длительной задолженностью городского бюджета за отпущенные лекарства по льготным рецептам, аптеки оказались в сложной экономической ситуации. Кроме того, отсутствие собственных оборотных средств не позволяет им закупать препараты по более низкой цене, что снижает доступность лекарств для основной массы населения, приводит к увеличению расходов городского бюджета на оплату льготных рецептов и росту затрат стационаров на приобретение медикаментов из хозрасчетных аптек.
Несмотря на социальные задачи, решаемые хозрасчетными аптеками, не решен вопрос о льготном налогообложении аптек, льготной арендной плате и тарифам на различные услуги.
Современный этап реформ в здравоохранении характеризуется развитием процесса информатизации на всех уровнях: от федерального до региональных.
Актуальной задачей, в этой связи, является информатизация такой важнейшей отрасли, как фармацевтическая в условиях большого промышленного города, каким является г. Пермь.
Активизация элементов информационной инфраструктуры города должна происходить на основе полного и разностороннего анализа состояния проблемы.
Анализ показывает, что в настоящее время оснащенность средствами вычислительной техники и готовность специалистов отрасли работать с ней достигли достаточно высокого уровня. Так, 44% аптек города оснащены IBM РС совместимыми компьютерами, в аптеках создаются автоматизированные рабочие места для оптимизации деятельности; приобретается необходимое программное обеспечение.
Вместе с тем, имеются и существенные недостатки в области информатизации фармацевтической сферы. Это: отсутствие координации, кооперации и оперативного обмена информацией между аптечными учреждениями и другими участниками фармацевтического рынка (производителями, поставщиками товаров аптечного ассортимента, лечебно - профилактическими учреждениями и страховыми медицинскими организациями). Отрицательным моментом является отсутствие в практике работы аптек сертифицированных Минздравмедпромом РФ программных продуктов. Практически отсутствуют автоматизированные системы и базы данных по вопросам лекарствоведения и лекарственного обеспечения. Недостаточно активно проводятся работы по развитию локальных внутриучрежденческих компьютерных сетей, а также работы по включению аптек в единую телекоммуникационную медицинскую сеть "Mednet", позволяющую работать всем организационным структурам фармацевтического рынка в едином информационном пространстве.
Цель программы
Конечная цель программы - повышение качества организации лекарственной помощи населению г. Перми на основе рационализации системы фармацевтического обслуживания.
Задачи программы
- упорядочение системы организации лекарственного обеспечения населения, имеющего право на льготы;
- совершенствование организации лекарственного обеспечения стационарных больных;
- координация фармацевтической службы в городе;
- информатизация фармацевтической службы города.
Основные принципы лекарственного обеспечения, положенные в основу программы
- качество, доступность и безопасность лекарственной помощи;
- выделение в структуре фармацевтического рынка государственного сектора и сектора свободной торговли;
- устранение противоречий между социальной значимостью и доступностью лекарственной помощи и экономической жизнеспособностью аптек;
- выделение приоритетов в организации лекарственного обеспечения и финансировании;
- разумное сочетание процессов централизации и децентрализации управления аптечной службой;
- демонополизация и использование конкурентных методов в сфере организации лекарственного обеспечения.
2. Механизм реализации программы
Заказчиком программы является Администрация города Перми, которая осуществляет непосредственный контроль за выполнением программы, привлекает для этого ведущих специалистов заинтересованных организаций, научно - исследовательские коллективы, готовит и представляет в городскую Думу проекты нормативных актов, необходимых для реализации программы.
Механизм реализации программы предусматривает обеспечение:
- организационное
- финансовое
- информационное
- правовое
Организационное обеспечение программы определено, исходя из их специфической направленности и подробно изложено в Перечне программных мероприятий согласно задачам программы (см. п.3).
1. Организация льготного лекарственного обеспечения населения г. Перми при амбулаторном лечении.
Для льготного лекарственного обеспечения населения предусматривается формирование резерва основных медикаментов. Льготы предоставляются на основании перечня групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.94 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и от 10.07.95 г. N 685 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 30.07.94 г. N 890 в соответствии с законом о ветеранах".
Резерв препаратов формируется на основании "Перечня лекарственных средств для льготного обеспечения населения г. Перми при амбулаторном лечении", составленного практическими врачами и прошедшего экспертизу, с целью гарантированного обеспечения льготных категорий населения жизненноважными препаратами.
Закуп препаратов для формирования резерва осуществляется на конкурсной основе (открытый тендер) в соответствии с "Порядком закупок и поставок в г. Пермь медикаментов для создания и поддержания резерва лекарственных средств, необходимых для гарантированного отпуска по бесплатным и льготным рецептам".
Критерии отбора поставщиков - наименьшие цены и наиболее выгодные условия поставок.
Для проведения торгов и заключения сделок при Администрации города создается на общественных началах городская Тендерная комиссия, состав которой утверждается Администрацией города.
Тендерные цены утверждаются Администрацией и являются предельными для поставки в г. Пермь медикаментов резерва в течение квартала.
Объем резерва определяется на основании заявок аптек и формируется на государственном областном предприятии "Пермфармация", которому Администрация поручает провести закуп препаратов у выигравших тендер поставщиков. С этой целью в ГОП "Пермфармация" выделяется из числа сотрудников центральная оптовая служба (ЦОС), которая обеспечивает комплекс складских работ, расчеты и координацию действий между участниками программы.
Финансирование расходов по льготному отпуску лекарственных средств производит Администрация в соответствии с "Порядком финансирования расходов по льготному отпуску лекарственных средств при амбулаторном лечении" (п.5 "Порядка назначения лекарственных средств при амбулаторном лечении населения г. Перми, имеющего право на льготы, и отпуска их из аптек").
Аптеки обязаны иметь обязательный ассортимент медикаментов в соответствии с утвержденным "Перечнем..." для безотказного обеспечения населения.
Аптеки отпускают медикаменты по льготным рецептам в соответствии с "Порядком назначения лекарственных средств при амбулаторном лечении населения г. Перми, имеющего право на льготы, и отпуска их из аптек".
Больные туберкулезом, сахарным диабетом, онкологические и психоневрологические больные получают медикаменты непосредственно в поликлиниках на приеме у врача согласно "Порядку организации, учета и отпуска медикаментов при амбулаторном лечении некоторых категорий больных на льготных условиях".
2. Организация лекарственного обеспечения стационарных больных.
Совершенствование лекарственного обеспечения стационарных больных предусматривается на основе:
- профессионального выбора препаратов и формирования перечней лекарственных средств (формуляров) для закупа и использования каждым государственным ЛПУ;
- разработки стандартов лечения по нозологиям, включающим разработку схем лечения и расчет стоимости фармакотерапии каждой категории заболеваний;
- определение потребности в лекарственных средствах и финансовых ресурсах для каждого ЛПУ с учетом заболеваемости и схем лечения;
- оценки использования лекарственных средств и их рационального применения на всех этапах:
выбора препаратов (исключая неэффективные и небезопасные);
назначения препаратов больным (исключая полипрагмазию, назначение лекарств в несовместимых комбинациях, в несоответствующих дозировках и пр.);
клинической оценки применяемых лекарств;
рациональности применения пациентами;
- выбора формы снабжения ЛПУ лекарственными препаратами:
через больничную аптеку без торговых наценок на препараты;
через хозрасчетную аптеку с введением гибкой системы скидок при отпуске препаратов оптовыми партиями;
через создаваемый при ЛПУ фармацевтический отдел, организующий работу на основании полученной в установленном порядке лицензии в соответствии с "положением о фармацевтическом отделе ЛПУ".
- организации предметно - количественного учета основных медикаментов в стационарах и контроля за их рациональным использованием с целью обеспечения сохранности и рационального расходования лекарств в ЛПУ;
- определения стоимости фармакотерапии, как составной части медицинской услуги в системе ОМС.
При реализации программы совершенствования лекарственного обеспечения стационарных больных предусматривается разумное сочетание самостоятельности ЛПУ в вопросах выбора препаратов для лечения больных, выбора поставщиков на конкурентной основе, контроля за использованием препаратов комиссиями ЛПУ с организацией контроля со стороны Управления здравоохранения Администрации города согласно "Положению о городской комиссии по контролю за использованием лекарственных средств в лечебно - профилактических учреждениях".
3. Координация фармацевтической службы в городе.
Учитывая, что фармацевтическая служба города представлена, в основном, муниципальными аптеками, а также увеличивающуюся сеть аптечных организаций частного сектора, программой предусматривается создание городского органа управления фармацевтической службой - Фармацевтического комитета, основные функции которого:
- регулирование и координация деятельности городских фармацевтических организаций всех организационно - правовых форм;
- представительство и защита интересов городских аптек;
- защита прав потребителей лекарственных средств;
- выделение приоритетов в организации лекарственного обеспечения и формирование гос. заказа на жизненно необходимые для города лекарственные препараты;
- решение проблем оказания лекарственной помощи населению города в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- решение вопросов устранения противоречий между экономической жизнеспособностью аптек и доступностью лекарственной помощи для населения. При правильно выбранных подходах в управлении фармацевтическим сектором, аптеки получат возможность накапливать собственные оборотные средства для будущих лекарственных закупок и выжить в условиях рынка и, в то же время, обеспечить население необходимыми лекарственными средствами хорошего качества и по доступной цене;
- оказание методической, консультативной и информационной помощи аптекам по фармацевтическим, экономическим к другим вопросам; подготовка и издание справочно - информационной литературы;
- систематизация подготовки, стажировки, аттестации, повышения квалификации и компьютерной грамотности фармацевтических работников и др. согласно "Положению о городском фармацевтическом комитете".
Программой предусматривается решение вопросов взаимодействия и разграничения полномочий между городским и областным органом управления фармацевтической службой; определение статуса муниципальной аптеки; взаимодействия и координации всех заинтересованных организаций по вопросам фармацевтического обслуживания и др.
4. Информатизация фармацевтической службы города.
Данный раздел программы направлен на реализацию главной цели - создание новых информационных технологий на всех уровнях управления здравоохранением и, в том числе, фармацевтической службой в городе, основанных на широком использовании компьютерных средств и средств телекоммуникаций, а также новых компьютерных технологий, что, в конечном итоге, призвано способствовать повышению качества медицинской и лекарственной помощи населению г. Перми.
Для достижения этой цели предусмотрено:
- обеспечить оснащение учреждений здравоохранения города средствами компьютерной и организационной техники с последующим их обслуживанием;
- разработать соответствующее требованиям медицинских и фармацевтических учреждений города программное обеспечение и модернизировать существующие программные разработки;
- создать банк сертифицированных Минздравмедпромом РФ программных продуктов для нужд медицины и фармации и обеспечить их продвижение, внедрение и эффективное использование в регионе;
- провести работы по созданию, монтажу и обслуживанию локальных компьютерных сетей для учреждений здравоохранения города;
- создать, модернизировать и внедрить экспертные и обучающие системы для медицинских и фармацевтических работников;
- осуществить разработку проекта создания единого информационного пространства для учреждений здравоохранения на основе функционирования глобальной компьютерной сети города;
- организовать работу телефонной справочной службы наличия препаратов в аптеках города;
- создать телекоммуникационную сеть "Mednet" в масштабах города для учреждений здравоохранения.
Финансовое обеспечение программы. Программа рассчитана, в основном, на упорядочение существующей организации лекарственного обеспечения в государственном секторе здравоохранения, без значительного увеличения существующего финансирования и реализуется за счет средств городского бюджета, средств исполнителей согласно разделу 3 Программы.
Информационное обеспечение программы предусматривает:
- создание банка данных;
- ведение мониторинга реализации программы;
- информирование населения о содержании программы и ходе ее реализации.
Правовое обеспечение программы базируется на законодательных и нормативно - правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, а также постановлениях, распоряжениях и решениях городской исполнительной и представительной власти. Перечень их представлен в разделе 6.
3. Перечень программных мероприятий
3.1. Организация льготного лекарственного обеспечения населения г. Перми при амбулаторном лечении
N | Мероприятия | Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Финансовые затраты (млн.) |
Источники финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Выбор лекарственных препаратов для льготного отпуска - Организация Экспертного Совета (ЭС) при ГУЗе по выбору лекарственных препаратов для применения амбулаторно - поликлиническими учреждениями; - Формирование списка резерва лекарственных средств, необходимых для амбулаторного лечения категорий больных (населения), пользующихся льготами в установленном порядке, согласно постановлениям правительства РФ от 30.07.94 г. N 890, от 10.07.95 г. N 685; - экспертная оценка списка резерва; - утверждение списка резерва; - анализ и ежеквартальная корректировка списка медикаментов по мере реализации программы |
1996 г. 3 квартал 1996 г. -"- -"- -"- 1996 - 1998 г. |
Управление здравоохранения г. Перми (ГУЗ), главные специалисты ГУЗ, медицинская академия, руководители аптек ГУЗ -"- ГУЗ, гл. спец., рук. аптек ПГМА, ПГФА ГУЗ -"- |
Без привлечения дополнительных источников финансирования -"- -"- -"- -"- -"- |
Средства исполнителей -"- -"- -"- -"- -"- |
2 | Определение объема закупа медикаментов: - определение потребности: по противотуберкулезным препаратам в разрезе городских диспансеров; по психотропным, противосудорожным препаратам; по противодиабетическим препаратам (сахароснижающие и инсулины); по общему списку медикаментов; - расчет потребности в финансовых средствах; - баланс потребности лекарственных препаратов и финансирования; - необходимые финансовые средства для лекарственного обеспечения льготных категорий граждан |
1996 г. 3 квартал 1996 г. -"- -"- 1996 г. |
ГУЗ, главные специалисты -"- -"-, руководители аптек ГУЗ, ФК -"- Администрация города |
Без привлечения дополнительных источников финансирования -"- -"- -"- 35000,0 в год |
Средства исполнителей -"- -"- -"- Городской бюджет |
3 | Организация закупа и поставок медикаментов для льготного отпуска: - разработка положения о тендерной комиссии; создание тендерной комиссии; - разработка условий и механизма проведения тендера; - разработка критериев выбора поставщиков; - анализ поставщиков и производителей лекарственной продукции г. Перми: разработка регистрационной карты поставщика (анкета); сбор и анализ анкет; сбор объективной и независимой информации о поставщиках и производителях; - разработка механизма финансирования, снабжения и взаиморасчетов между участниками программы: разработка и заключение договоров между участниками программы; разработка форм отчетности для поставщика; разработка положения о центральной оптовой службе (ЦОС) и координационном центре (КЦ); - разработка форм статистической отчетности в рамках программы; - проведение торгов и заключение сделок |
1996 г. и в течение срока реализации программы; 3 кв. 1996 г. -"- -"- -"- -"- -"- ежеквартально |
Администрация города (фармкомитет - ФК); городская тендерная комиссия; -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- |
Без привлечения дополнительных источников финансирования -"- -"- -"- -"- -"- |
Средства исполнителей; работа тендерной комиссии - на общественных началах -"- -"- -"- -"- |
4 | Распределение медикаментов в ЛПУ и аптечную сеть: - выбор аптек: разработка анкеты для аптек; сбор анкет и анализ информации; разработка критериев выбора аптек; формирование и утверждение списка аптек и ЛПУ, производящих отпуск медикаментов на льготных условиях; - разработка порядка снабжения аптек и ЛПУ препаратами для льготного отпуска: разработка договоров между ЦОС, аптеками и ЛПУ; разработка программного обеспечения и его обслуживание; разработка форм и порядка учета и отчетности по льготной рецептуре; расчет норматива товарных запасов по номенклатуре; расчет стоимости услуги аптеки и ЦОС по работе с льготной рецептурой; разработка механизма взаиморасчетов между ЦОС, аптеками и Администрацией; - сбор заявок от аптек и ЛПУ на медикаменты из расчета месячной потребности; - обработка информации о движении медикаментов в аптечной сети, их рациональное распределение |
1996 - 1998 гг. 3 кв. 1996 г. -"- в течение реализации программы -"- |
Администрация города (ФК, ГУЗ) -"- -"- -"- -"- |
Без привлечения дополнительных источников финансирования -"- -"- -"- |
Средства исполнителей -"- -"- -"- |
5 | Использование препаратов резерва: - разработка порядка лекарственного обеспечения населения, имеющего право на льготы при амбулаторном лечении: учет рецептурных бланков; порядок выписывания и учета рецептов в ЛПУ; порядок льготного отпуска лекарственных средств населению из аптек; порядок обеспечения некоторых категорий больных, имеющих право на льготы, через поликлиники; порядок финансирования расходов по льготному отпуску лекарственных средств при амбулаторном лечении; - доведение до медицинских и фармацевтических работников порядка льготного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении категорий населения, имеющих право на льготы, и перечня лекарственных средств для льготного отпуска; - анализ целесообразности назначения и использования лекарственных препаратов при льготном обеспечении; организация контроля за рациональностью назначения лекарственных средств, учета выписанных рецептов в поликлиниках; организация контроля за деятельностью аптек по отпуску лекарств по льготной рецептуре; - информирование медицинских работников о порядке выписывания и учета рецептов; - организация информационной работы в поликлинических учреждениях по наличию лекарственных средств для льготного отпуска; - разработка плана мероприятий по обслуживанию престарелых людей, неспособных к самообслуживанию, на дому в части лекарственного обеспечения; - анализ движения медикаментов по льготному отпуску за отчетный период; - корректировка списка резерва |
1996 г. 3 кв. 1996 г. -"- в течение реализации программы -"- -"- 1996 г. в течение реализации программы -"- |
ГУЗ, ФК, КЦ -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- |
Без привлечения дополнительных источников финансирования -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- |
Средства исполнителей -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- |
3.2. Организация лекарственного обеспечения стационарных больных.
N | Мероприятия | Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Финансовые затраты (млн.) |
Источники финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Выбор препаратов для применения в ЛПУ: - конкретизация медико - экономических стандартов в части фармакотерапии (дополнение перечнем препаратов по нозологиям) - разработка положения об Экспертном Совете (ЭС); - организация ЭС по формуляру в каждом ЛПУ; - разработка схем лечения по нозологиям в каждом ЛПУ; - разработка формуляра лекарственных средств каждым ЛПУ; - разработка механизма обновления формуляра и использования препаратов, не включенных в формуляр; - разработка справочников для медицинского персонала по препаратам, включенным в формуляр (печатный и компьютерный варианты) |
1996 г. -"- -"- -"- -"- -"- -"- 1997 г. |
ГУЗ ГУЗ, гл. врачи ЛПУ ГУЗ Гл. врачи ЛПУ -"- Гл. врачи ЛПУ, ПГФА, ПГМА -"- -"- |
Без привлечения дополнительных источников финансирования -"- -"- 10,0 на каждое ЛПУ 10,0 на каждое ЛПУ |
Средства ответственных исполнителей -"- -"- городской бюджет городской бюджет |
2 | Определение потребности в лекарственных средствах: - разработка методики анализа структуры заболеваемости; - проведение анализа по заболеваемости; - определение потребности в лекарственных препаратах для каждого ЛПУ с учетом заболеваемости и схем лечения; - необходимые лекарственные средства для лечения больных в ЛПУ |
3 кв. 1996 г. ежеквартально -"- 1996 г. |
ГУЗ ГУЗ, стат. кабинеты ЛПУ ЭС ЛПУ Администрация города |
Без привлечения дополнительных источников финансирования |
Средства ответственных исполнителей Городской бюджет |
3 | Обеспечение сохранности и рационального расходования лекарств в ЛПУ: - ведение предметно - количественного учета основных лекарственных средств, перевязочного материала и изделий медицинского назначения в отделениях, кабинетах стационаров и амбулаторно - поликлинических учреждениях согласно Инструкции N 747 от 0.06.87 г.; - разработка положения о комиссии по контролю за использованием лекарственных средств в ЛПУ; - организация городской комиссии по контролю за использованием лекарственных средств в ЛПУ, разработка положения |
1996 г. -"- -"- |
ГУЗ, гл. врачи ЛПУ -"- ГУЗ |
Без привлечения дополнительных источников финансирования -"- -"- |
Средства ответственных исполнителей -"- -"- |
4 | Учет и анализ использования лекарственных средств в ЛПУ |
ежеквартально | ГУЗ | -"- | -"- |
5 | Определение стоимости фармакотерапии как составной части медицинской услуги в системе ОМС |
1996 г. | ГУЗ, ПОФОМС, ПГМА, ПГФА |
10,0 на каждое ЛПУ |
Средства ПОФОМС |
6 | Разработка схемы финансирования лекарственного обеспечения ЛПУ |
1996 г. | ГУЗ | Без привлечения дополнительных средств |
Средства ответственных исполнителей |
7 | Совершенствование системы снабжения больничных учреждений (ЛПУ) медицинскими товарами: - анализ существующей организации лекарственного обеспечения ЛПУ: снабжение через больничные аптеки; снабжение через розничные аптеки; снабжение через оптовых поставщиков; снабжение от производителей; классификация ЛПУ по источникам финансирования; - разработка рекомендаций по организации снабжения ЛПУ медицинскими товарами; - разработка положения о лекарственном обеспечении ЛПУ, не имеющих аптеки, через аптечные распределительные пункты (фармацевтический отдел); - решение вопросов ценообразования при снабжении ЛПУ через розничные аптеки (применение скидок) |
1996 г. -"- -"- -"- |
ГУЗ, ФК, ПГФА -"- -"- -"- |
Без привлечения дополнительных источников финансирования -"- -"- -"- |
Средства ответственных исполнителей -"- -"- -"- |
8 | Выбор поставщиков, заключение договоров на поставку медицинских товаров |
ежеквартально | Гл. врачи ЛПУ, ГУЗ |
-"- | -"- |
9 | Определение статуса, полномочий больничной аптеки. Разработка нормативно - организующих документов по функционированию в составе ЛПУ |
1996 - 1997 гг. |
гл. врачи ЛПУ, ГУЗ, ПГФА |
10,0 | Городской бюджет |
10 | Выявление приоритетов в фармацевтическом обеспечении для формирования резервных фондов и разработка механизма их обеспечения |
1996 - 1997 гг. |
Гл. врачи ЛПУ, ГУЗ, ПГМА, ПГФА |
Без привлечения дополнительных средств |
Средства исполнителей |
3.3. Координация фармацевтической службы в городе
N | Мероприятия | Срок испол- нения |
Ответственные исполнители |
Финансовые затраты (млн.) |
Источники финансиро- вания |
1 | Организация при Администрации города Координационного Центра (КЦ) как координирующего органа по реализации программы (на общественных началах) |
1996 г. | Администрация города |
Без привлечения дополнительных средств |
Средства исполнителей |
2 | Организация Фармацевтического комитета (ФК) при Администрации города |
1996 г. | -"- | Без привлечения дополнительных средств, за счет реорганизации структурных подразделений Администрации |
Городской бюджет |
2.1 | Разработка положения о ФК | 1996 г. | -"- | -"- | Средства исполнителей |
2.2 | Разграничение полномочий и функций по координации фармацевтической службы между городским ФК и фармацевтическим управлением Администрации Пермской области |
1996 г. | -"- | -"- | -"- |
3 | Координация работы муниципальных аптек |
||||
3.1 | Разработка положения о муниципальной аптеке, контракта с руководителем муниципальной аптеки |
1996 г. | ФК, Администрация города, ПГФА |
-"- | -"- |
3.2 | Разработка нормативно - организационных документов по организации фармацевтической службы в городе: - положение о размещении аптечных организаций, пунктов, киосков розничной торговли в городе; - порядок мелкорозничной торговли фармацевтическими товарами; - правила продажи лекарственных препаратов в городе; - правила рекламы лекарственных средств в городе; - порядок обеспечения населения на льготных условиях; - рекомендации по организации фармацевтических услуг в аптеках; - порядок организации снабжения, контроля за обращением наркотических лекарственных средств в городе; - положение о лекарственном обеспечении населения в чрезвычайных ситуациях; - порядок информационно - методического обеспечения фармацевтических организаций города и др. |
1996 - 1997 гг. |
ФК, ПГФА | -"- | Средства исполнителей |
3.3 3.4 3.5 |
Проработка вопросов экономической жизнеспособности муниципальных аптек, выполняющих социальные задачи: - льготы по налогам; - льготы по тарифам; - торговая наценка аптек; - льготы по аренде помещений и пр. Разработка программы повышения уровня знаний фармацевтических работников; стажировки; аттестации; повышения квалификации Изучение возможности централизованного изготовления лекарств по часто встречающимся прописям |
1996 - 1997 гг. 1996 - 1997 гг. 1996 - 1997 гг. |
ФК, Администрация города ФК, ПГФА -"-, аптеки |
-"- -"- -"- |
-"- -"- -"- |
3.4. Информатизация фармацевтической службы города
N | Мероприятия | Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Финансовые затраты (млн.) |
Источники финансирования |
1 | Разработка информационной фармацевтической справочной системы (ИФСС) "Информационный банк фармацевтических производителей и потребителей Пермской области" |
декабрь 1996 г. |
НПП "Дега-Ком" ПГФА |
25,3 | Городской бюджет в сумме расходов, выделенных на информатизацию здравоохранения |
2 | Создание банка сертифицированных МЗ и МП РФ программных продуктов, включающих автоматизированные информационные системы для ЛПУ |
1 квартал 1997 г. |
-"- | 25,8 | Городской бюджет в сумме расходов на информатизацию, средства НПП "Дега-Ком" ПГФА, заказч. программного обеспечения |
3 | Модернизация и внедрение сертифицированного МЗ и МП РФ программного обеспечения: - АРМы специалистов аптек; - АРМы бухгалтерских работников сферы здравоохранения; - диагностические системы; - экспертные системы |
1996 - 1998 гг. |
НПП "Дега-Ком" ПГФА |
Сметная стоимость программных продуктов и их обслуживание |
Средства НПП "Дега-Ком", средства заказчика |
4 | Внедрение автоматизированной информационной системы амбулаторно - больничного комплекса (АИС АБК) для 4 ведущих ЛПУ города на базе АИС "Эверест" с целью обеспечения работы с: - сведениями о персонале учреждения; - сведениями о контингенте больных; - данными о результатах деятельности ЛПУ (лечебной и финансово - экономической с расчетами себестоимости лечения); - страховыми компаниями |
декабрь 1996 г. |
НПП "Дега-Ком" ПГФА |
Базовая стоимость основного комплекса- 215,0 на 1 ЛПУ, включая оборудование и программное обеспечение |
Городской бюджет, средства НПП "Дега-Ком" ПГФА |
5 | Организация работы телефонной справочной службы по наличию препаратов в аптеках города |
1996 г. | ГОП "Пермфармация", ФК, ТОО "Фарм - медсервис", |
20,0 в месяц | Средства ГОП "Пермфармация", средства аптек, средства ТОО "Фарммедсервис" |
6 | Создание единого информационного комплекса учреждений здравоохранения на уровне города в рамках АИС АБК |
1998 г. | НПП "Дега-Ком" ПГФА, Администрация города |
Сметная стоимость программных продуктов и их обслуживания |
Городской бюджет (в рамках расходов на информати- зацию) |
7 | Создание информационной телекоммуникационной системы "Mednet" в городе: - оснащение Фармкомитета города компьютерной и оргтехникой, модемной связью; - подключение ФК к системе "Mednet", абонентское обслуживание; - использование модемной связи при проведении тендера по закупкам лекарственных препаратов в городе: передача информации потенциальным участникам тендера через телеконференцию; прием и обработка информации от поставщиков, участвующих в тендере; обработка и систематизация прайс - информации по фарм. продукции услугам (для тендера) - получение, переработка и передача информации для анализа движения лекарств в аптеках и целесообразности назначения использования; - доведение до аптек и ЛПУ фармацевтической информации ФК; - организация справочно - информационных пунктов в ЛПУ; - установка дополнительных телефонных номеров для 20 аптек, входящих в информационную телекоммуникационную систему в рамках программы; - оснащение ЛПУ компьютерной техникой и модемной связью; - обучение персонала ЛПУ и аптек работе в телекоммуникационной системе |
1996 г. -"- 1996 - 1997 гг. 1 раз в квартал. -"- -"- 1 раз в месяц по мере необходим. 1996 - 1997 гг. 1996 - 1998 гг. -"- -"- |
Администрация города ТОО "Фарммед- сервис", ТОО "Фарммед- сервис", ФК, ТОО "Фарммедсервис" ТОО "Фарммед- сервис", -"- ТОО "Фарммед- сервис", ФК -"- ТОО "Фарммед- сервис", Администрация города, аптеки Администрация города, ЛПУ ТОО "Фарммед- сервис", |
15,0 0,075 в месяц 0,003 за 1 отправку 0,07 за 1 раз 0,13 за 1 раз 0,05 за 1 раз 0,003 за 1 отправку 15,0 за 1 номер 15,0 на 1 ЛПУ 0,3 за 1 человека |
Городской бюджет (в рамках расход. на информати- зацию) Городской бюджет (в рамках расходов ФК) Городской бюджет (по договору) Средства поставщиков Городской бюджет Городской бюджет (в рамках расход. ФК) -"- Средства исполнителя Городской бюджет Городской бюджет (в рамках расход. на информати- зацию) Городской бюджет |
4. Ожидаемые результаты и критерии эффективности реализации программы
Рационализация системы фармацевтического обслуживания в городе позволит планировать потребность в лекарственных средствах и финансовых ресурсах, эффективнее использовать государственные средства, предназначенные для лечения больных в стационарных и амбулаторных условиях, обеспечит улучшение контроля за качеством препаратов и лечения, снижение уровня цен на лекарства, повышение доступности лекарственной помощи и наиболее полное удовлетворение потребности населения в фармацевтических товарах и услугах.
Критерии оценки эффективности реализации программы.
Эффективность реализации программы может оцениваться по следующим показателям:
- безотказное обеспечение лекарственными средствами населения г. Перми, имеющего право на льготы;
- рациональное использование лекарственных средств в лечебно - профилактических учреждениях;
- снижение уровня расходов здравоохранения на лекарственные средства (бесплатный и льготный отпуск);
- снижение уровня цен на фармацевтические товары и услуги;
- снижение количества жалоб населения на фармацевтическое обслуживание;
- соблюдение прав потребителей лекарственных средств на основе утвержденных на местном уровне нормативно - организующих документов;
- повышение эффективности управления фармацевтической службой в городе;
- повышение уровня информированности медицинских, фармацевтических работников и населения по вопросам лекарствоведения.
5. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление программой осуществляется Администрацией г. Перми после утверждения программы городской Думой. Согласование программы и контроль за ходом ее реализации производится в установленном порядке отделами и управлениями Администрации. Процедура контроля за ходом реализации программы утверждается распоряжением главы Администрации с указанием конкретных ответственных лиц в аппарате управления.
Научно - методическое обеспечение программы.
Разработку основных программных мероприятий предполагается проводить силами научных учреждений города с привлечением практических врачей, провизоров, экономистов, социологов и других специалистов в соответствии с перечнем программных мероприятий, изложенных в разделе 3 программы, на основании заключенных договоров.
Освещение хода реализации программы производится средствами массовой информации.
Сроки и этапы реализации программы.
Реализация программы осуществляется в три этапа.
Первый этап - проектирование программы 01.01.96 - 01.04.96 г.
Второй этап - экспертиза и утверждение 01.04.96 - 01.07.96 г.
Третий этап - практическая реализация 01.07.96 - 31.12.1998 г.
Реализация конкретных мероприятий производится в соответствии со сроками, указанными в соответствующих разделах перечня программных мероприятий (см. п.3).
6. Перечень законодательных и нормативных актов для реализации программы
1. Федеральный закон "О ветеранах" (Собрание законодательства РФ, 1995, N 3, ст. 168).
2. Постановление Правительства РФ от 30.07.94 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изданиями медицинского назначения".
3. Постановление Правительства РФ от 10.07.95 N 685 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 30.07.94 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
4. Постановление Правительства РФ от 17.07.95 г. N 710 "О порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
5. Приказ МЗ СССР от 02.06.87 г. N 747 "Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР".
6. Приказ МЗ СССР от 22.12.89 г. N 673 "О порядке лекарственного обеспечения населения".
7. Приказ МЗиМП РФ от 17.03.95 г. N 63 "Об утверждении Перечня жизненноважных лекарственных средств".
8. Приказ МЗиМП РФ от 09.06.95 г. N 161 "Об обязательном ассортименте лекарственных средств для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных в Российской Федерации".
9. Постановление Администрации Пермской области от 17.07.95 г. N 215 "О перечне основных жизненноважных лекарственных средств".
Подготовлены нормативные акты:
- Постановления Главы Администрации г. Перми:
"О временном порядке льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения" от 15.04.96 г. N 685;
"О мерах по обеспечению сохранности и рационального расходования лекарств в лечебно - профилактических учреждениях" от 17.04.96 г. N 696;
- Проект постановления Главы Администрации г. Перми "О бесперебойном лекарственном обеспечении населения г. Перми, имеющего право на льготы";
- Приказ начальника городского Управления здравоохранения от 23.04.96 г. N 119 "О выполнении постановления Главы Администрации г. Перми от 15.04.96 г. N 685";
- Проект приказа начальника городского Управления здравоохранения "О проведении экспертизы обоснованности выписки льготных и бесплатных рецептов на лекарственные средства".
Для реализации программы разработаны проекты следующих нормативно - организующих документов, каждый из которых подлежит отдельному рассмотрению и утверждению:
1. Порядок закупок и поставок в г. Пермь медикаментов для создания и поддержания резерва лекарственных средств, необходимых для гарантированного отпуска по бесплатным и льготным рецептам;
2. Состав и задачи городской Тендерной комиссии;
3. Положение о центральной оптовой службе (ЦОС);
4. Порядок назначения лекарственных средств при амбулаторном лечении населения г. Перми, имеющего право на льготы, и отпуска их из аптек;
5. Порядок организации, учета и отпуска медикаментов при амбулаторном лечении некоторых категорий больных на льготных условиях;
6. Положение о фармацевтическом отделе лечебно - профилактического учреждения;
7. Положение о городской комиссии по контролю за использованием лекарственных средств в лечебно - профилактических учреждениях;
8. Положение о фармацевтическом комитете Администрации г. Перми;
9. Положение о Координационном центре;
10. Анкета для аптек;
11. Регистрационная карта поставщика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермской городской Думы от 9 июля 1996 г. N 71 "О программе "Организация лекарственного обеспечения населения г. Перми"
Текст решения официально опубликован не был