Решение Пермской городской Думы III созыва
от 22 апреля 2002 г. N 41
"Об утверждении "Программы разработки концепции и стратегии
развития г.Перми до 2015 года"
Решением Пермской городской Думы от 27 января 2009 г. N 7 настоящее решение признано утратившим силу
Пермская городская Дума решила:
1. Утвердить "Программу разработки концепции и стратегии развития г. Перми до 2015 года" согласно приложению.
2. Утвердить бюджетное финансирование на 2002 год "Программы разработки концепции и стратегии развития г. Перми до 2015 года" в сумме 1 130, 0 тыс. рублей.
3. Контроль исполнения решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по экономической политике и бюджету (Ширинкин М.В.)
Глава города Перми |
А.Л. Каменев |
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 22 апреля 2002 г. N 41
Программа
разработки концепции и стратегии развития г.Перми
1. Паспорт программы
1.1. Регистрационный номер:
1.2. Полное наименование программы:
Программа разработки концепции и стратегии развития г. Перми до 2015г.
1.3. Муниципальный заказчик программы:
Администрация города Перми в лице Главы города А.Л. Каменева и Пермская городская Дума в лице председателя Пермской городской Думы В.А. Сухих
1.4. Руководитель программы:
Начальник департамента экономики и инвестиций Администрации города Перми Айзенцон С.Е. (т. 12-45-38, факс 12-32-00)
1.5. Сроки реализации Программы:
2002 -2003 гг.
1.6 Исполнители:
- департамент экономики и инвестиций Администрации г. Перми (ДЭИ),
- отраслевые комитеты и управления Администрации г. Перми,
- районные Администрации г. Перми.
Соисполнители:
- отделение Пенсионного фонда РФ по Пермской области,
- управление занятости населения по г. Перми,
- управления внутренних дел г. Перми,
- Пермский областной комитет государственной статистики,
- Пермский филиал РАН,
- Пермский городской Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
- Пермская торгово-промышленная палата,
- НП "Сотрудничество",
- Пермская гильдия добросовестных предприятий,
- Уральский инвестиционный форум,
- МУП Пермский городской информационный центр.
1.7. Объемы средств и источники финансирования программы:
Средства городского бюджета в 2002 году - 1 130, 0 тыс. рублей. Суммы на 2003 г. будут учтены после принятия соответствующих нормативных актов.
1.8. Системы управления и контроля:
Управление программой осуществляют руководители и соответствующие исполнители программных мероприятий.
2. Основные понятия и термины
Концепция перспективного комплексного социально-экономического развития города - прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития города.
Цели - определяют результаты и сроки их достижения.
Главная (стратегическая) цель - определяет направление развития и жизнедеятельность системы в целом.
Стратегия - искусство руководства, планирования какой-либо деятельности на перспективу, средство для достижения стратегических целей развития, позволяющее упорядочивать и распределять всегда ограниченные ресурсы предельно эффективным и единственно верным образом на основе предвидения внутренних изменений и учета возможных контрдействий со стороны внешней среды.
Программа социально-экономического развития города - прогнозно-аналитический документ, реализующий концепцию и стратегию, содержащий совокупность мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, направленных на достижение намеченной цели социально-экономического развития города.
Городские целевые программы определяют пошаговую последовательность действий, направленную на достижение подцелей.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
В настоящее время российские города, а г.Пермь не является исключением, переживают уникальный по масштабам и последствиям период стремительных перемен, обусловленных как особенностями собственного развития, так и региональными, национальными я мировыми тенденциями общественного прогресса. Процессы городского развития сегодня не могут быть втиснуты в привычные национальные (и тем более региональные) рамки, а должны рассматриваться в широком контексте общемировых процессов, тенденций и факторов развития. Уже нельзя отрицать влияния на урбанизацию таких мировых факторов, как интеграционные процессы, глобализация экономики, информатизация экономической структуры.
Наибольшее влияние на трансформационные процессы в российских городах оказывают кардинальные изменения в политической, экономической и социальной сферах страны.
Конституционно закрепленные идеи местного самоуправления резко повысили ответственность городских властей за развитие своих городов, за безусловные гарантии в предоставлении населению социальных благ, свобод, защиты и т.п. Городские власти вынуждены проводить все более сложную экономическую политику, выдвигать и реализовывать новые крупные идеи во всех сферах и структурах городской системы (в частности, такие как поддержка местного бизнеса, особенно малого, привлечение внешних и стимулирование внутренних инвестиций, содействие инновациям, улучшение имиджа города...). У городов появились новые возможности и новые рычаги регулирования экономики в связи с образованием муниципальной собственности. Городские власти стали полноправными участниками рыночных отношений на территории.
Изменение общественного положения города, превращение его я субъект гражданского общества, приобретение все большей самостоятельности в планировании своего экономического развития и управления, повышение ответственности местных органов за формирование муниципальной экономической политики обусловило необходимость выстраивания системы стратегического управления развитием муниципального образования.
Отсутствие или неразвитость такой системы ведет к тому, что:
- возникают трудности при определении приоритетности финансирования отраслей, оценке инвестиционных проектов;
- нарушаются пропорции распределения бюджетных и инвестиционным средств,
- отсутствует надежный механизм, позволяющий оценивать принятое решение с учетом перспектив развития муниципального образования.
Зачастую это приводит к целому ряду отрицательных последствий, ликвидация которых требует дополнительных сил и материальных ресурсов, а, в конечном счете - к накоплению проблем и утрате общего видения будущего города.
Отсюда - необходимость активно планировать будущее, а не реагировать на события, которые уже наступили, видеть перспективу и управлять ею в общих интересах. Традиционная практика планирования и менеджмента местных органов власти должна быть заменена техникой планирования, требующей прогнозирования будущих тенденций, управления проблемами на операционном уровне с учетом связей между различными компонентами. При этом должны учитываться исторически сложившиеся особенности городской территориально-отраслевой структуры, включающей промышленные зоны "градообразующих предприятий" и обособленные "социальные" поселки при них - селитебные территории (спальные районы).
Такой новой системой управления призваны стать концепция и стратегия развития г. Перми. Все положения этих документов должны разрабатываться с учетом содержания Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу и руководствоваться национально-государственными интересами (Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 "О Государственной стратегий экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)", постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20.03.98 N 2317-11 ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания "К Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации о первоочередных мерах по выводу России из кризиса и обеспечению экономического развития страны",
Правовая основа концепции - Конституция Российской Федерации, федеральные законы, правовые акты федеральных органов государственной власти, законы Пермской области по предметам региональной политики. При этом необходимо учитывать следующее:
- город является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации;
- город, в качестве самостоятельного субъекта Федерации, обладает необходимыми потенциалами и ресурсами для своего жизнеобеспечения и осуществления хозяйственной деятельности; имеет возможность и право на самостоятельное проведение социально-экономических преобразований в соответствии с действующим законодательством;
- условием реализации Концепции является отсутствие экстремальных ситуаций в экономической и социально-политической жизни страны, последовательная целенаправленная работа по предотвращению экстремальных ситуаций в регионе.
3.1. Характеристика проблемы
В современной России на начальном этапе реформ политические и идеологические факторы обусловили не перестройку существующей системы территориального планирования, а ее полное разрушение. Между тем опыт экономически развитых стран убедительно свидетельствует, что сочетание методов планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но, неизбежно на принципах соблюдения партнерских отношений органов государственного и муниципального управления с различными субъектами управления и хозяйствования, имеющими интересы на территории региона и муниципального образования. Новые экономические условия заставили исследователей и практиков искать адекватные формы и методы территориального планирования, в частности, заняться стратегическим маркетинговым планированием, применить принципы и технологии стратегического планирования к социально-экономическим территориальным системам. Стратегическое маркетинговое планирование исходят из предположения, что будущее - неопределенно.
Своевременным и закономерным явилось принятие Федерального закона от 20 июля 1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", который поставил во главу всех работ в сфере государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально-экономического развития в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам - субъектам Российской Федерации. Это способствовало активизации исследований в сфере научного обеспечения прогнозно-аналитических работ и на муниципальном уровне, разработке концепций и планов стратегического развития ряда регионов (субъектов Российской Федерации) и муниципальных образований страны.
Следует подчеркнуть, что движущей силой стратегического планированияв европейских городах явилось обострение межтерриториальной конкуренции в конце 80-х годов. В настоящее время в связи со стабилизацией промышленного производства, с переделом зон экономического влияния в России также усиливается конкуренция между городами за привлечение новых инвестиций и поддержание устоявшихся экономических и финансовых связей.
Близок к завершению процесс формирования муниципальной собственности, в том числе на землю как основной ресурс территориального развития.
Возрастает взаимопонимание власти, бизнеса и их взаимодействие в определении и реализации перспектив развития административно-территориальных образований различного ранга. Задача городских властей состоит в выстраивании таких отношений в сфере бизнеса, которые обусловили бы включение в деловую этику понятия "социальная ответственность".
Наряду с этим, имеется ряд обстоятельств, которые трудно характеризовать в качестве благоприятных условий для становления стратегического территориального планирования, а именно:
- процесс рыночного реформирования экономики не завершен;
- формирование самих муниципальных образований происходит в границахсложившихся административно-территориальных единиц, созданных в свое время без учета экономических возможностей их самостоятельного существования;
- не сложилась еще система взаимоотношений и четкого разделения полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, входящими в их состав, что увеличивает степень неопределенности, в которой приходится планировать свое будущее большинству административно-территориальных единиц страны;
Вследствие их влияния у большинства муниципальных образований Российской Федерации:
- нет осознанной потребности в стратегическом планировании своего развития, устойчивой мотивации к проведению соответствующих прогнозно-аналитических работ;
- действует сила инерции, связанная с недавним еще отрицанием государственного планового регулирования в условиях становления рынка;
- недостаточна социально-психологическая и профессиональная готовность аппарата управления на местах к решению конкретных задач стратегического планирования развития регионов и муниципальных образований;
- существует много нерешенных теоретических, методологических и методических проблем стратегического планирования комплексного развития территорий, в частности, еще не сложилось единое представление об основных терминологических характеристиках элементов территориального стратегического планирования.
Вместе с тем в российской практике в последние 2-3 года попытки использовать технологии стратегического планирования в муниципальном управлении характерны для наиболее активных субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербург, Самарская область, Новгородская область) и городов (Нижний Новгород, Владимир, Тольятти, Омск, Волгоград, Ярославль, Новгород, Череповец, Дзержинск, Ноябрьск, Октябрьск, Гатчина, Хабаровск, Печоры и др.).
В разных городах такие документы имеют несколько различающиеся названия. "стратегия экономического развития", "стратегический план", "стратегическая концепция развития", "концепция социально-экономического развития" ... Ясность в вопросе о том, какой же документ нужно разрабатывать, отсутствует. Результатом терминологической неразберихи могут стать крупные просчеты в выполняемых проектах по определению стратегических перспектив развития территории.
В Федеральном законе от 20 июля 1995 N 115-ФЗ "О прогнозировании и программах социально-экономического развития в РФ" для уровня страны в целом и отдельных субъектов Федерации эти документы обозначены и даны их определения - это концепция и программа социально-экономического развития. Поэтому и на муниципальном уровне, в частности, в городах России, целесообразно в рамках стратегического планирования развития муниципальных образований разрабатывать такие же документы
На наш взгляд, основными элементами системы стратегического территориального планирования применительно к уровню муниципального образования городского типа являются следующие: концепция =" стратегия =" программа социально-экономического развития =" городские целевые программы (рис.1).
В концепции город создает образ своего будущего, который определяет направление движения и дает энергию движению. Это формирование образа желаемого будущего коренным образом отлично от долгосрочного планирования - экстраполяции существующих тенденций и прогноза. Это скорее создание будущего, чем планирование.
Рис. 1. Схема основных элементов стратегического планирования
/------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Внешняя среда (зарубежье, Россия, субъект РФ) |
| /----------------------------------------------------------------------------\ |
| | Город (муниципальное образование) | |
| | /----------------------------------\ | |
| |Идеальный образ <-- | Компетенция | <-- Ожидания,| |
| | | (миссия, цель, задачи) | менталитет| |
| | | | жителей| |
| | |----------------------------------| | |
| |Политика, <-- | Стратегия | <-- Преимущества,| |
| |правила игры | (как?) | недостатки| |
|Предпосылки | | | | |
|и --------------------->|----------------------------------| <--------------------- Угрозы,|
|ограничения | |Программа социально-экономического| | риски|
| | | развития | | |
| |Детализация, <-- | (Кто?, Что?, Когда?, Сколько?) | <-- Ресурсы,| |
| |формализация |----------------------------------| возможности| |
| | | Ежегодный план, частично | | |
| | | реальзуемый через городские | | |
| | | целевые программы | | |
| | \----------------------------------/ | |
| \----------------------------------------------------------------------------/ |
\------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Концепция служит фактором стабилизации социально-экономических отношений. Общественности присуща потребность в определенном видении будущего, в модели поведения в будущем. Наличие концепции дает возможность контроля наиболее вероятных сценариев развития событий и обеспечивает определенный социальный консенсус.
Стратегия - это выстраивание достаточно сильной (и потенциально гибкой) позиции для того, чтобы достичь поставленных целей вопреки всем непредвиденным вмешательствам внешних сил. Практически, это местная социально-экономическая политика властных структур, направляющая или ограничивающая поле деятельности.
Кроме того, концепция и стратегия являются методологической основой разработки: комплексных целевых программ развития города, среднесрочных (на 3-5 лет) и краткосрочных (годовых) планов; нормативных актов правового, финансово-экономического, организационно-технического обеспечения практической реализации, контроля и оценки эффективности проводимой муниципальной политики, планов и программ развития.
Концепция и стратегия реализуются через программу социально-экономического развития. Программа социально-экономического развития представляет собой список действий, которые определенные люди, используя определенные ресурсы, должны выполнять в определенные сроки.
В свою очередь механизмом пошаговой реализации программы социально-экономического развития являются ежегодные подробные планы и городские целевые программы, использование которых дает ряд преимуществ:
- позволяет сделать выводы о степени достижения цели,
- оценить актуальность мероприятий,
- утвердить список приоритетных мер,
- оценить потребности в бюджетном финансировании,
- внести предложения о необходимости корректировки концепции и стратегии (при изменении внешних или внутренних условий) и административных документов, связанных с их реализацией.
Этим гарантируется постоянное обновление концепции и стратегии и стимулируется их реализация.
В концепции развития муниципального образования должны решаться вопросы комплексного развития и обеспечения жизнедеятельности населения. Именно интересы населения должны быть положены во главу угла при формировании стратегических целей развития города, механизмов их реализации.
Понятие "интересы населения" включает в себя весь набор вопросов, связанных с повседневными нуждами и заботами горожан, направленными на удовлетворения материальных и культурных потребностей, и выражается в количестве и качестве потребляемых благ и услуг, т.е. по сути дела, является аналогом понятия "качество жизни населения".
Рис.2. Структура блоков показателей, характеризующих
качество жизни населения
/------------------------\
|Качество жизни населения|
\------------------------/
/--------------------------/
| /-----------------------------\ /--------------\ /-----------------\ /----------------------\
|->|I. Уровень материального | |Уровень жизни | |Труд и занятость | |Социальное |
| |благосостояния | | | | | |обеспечение |
| | | | | | | | |
| \-----------------------------/ \--------------/ \-----------------/ \----------------------/
| | ^ ^ ^
| \--------------------------------------------------------/
| /-----------------------------\ /--------------\ /-----------------\ /----------------------\
|->|II. Уровень гражданскойго | |Здоровье и | |Экология и | |Личная |
| |безопасности | |медицина | |окружающая среда | |безопасность |
| | | | | | | | |
| \-----------------------------/ \--------------/ \-----------------/ \----------------------/
| | ^ ^ ^
| \--------------------------------------------------------/
| /-----------------------------\ /--------------\ /-----------------\ /----------------------\
|->|III. Уровень обеспечиваемости| |Жилье и | |Транспорт и связь| |Торговля, общественное|
| |услугами | |коммунальное | | | |питание и бытовое |
| | | |хозяйство | | | |обслуживание |
| \-----------------------------/ \--------------/ \-----------------/ \----------------------/
| | ^ ^ ^
| \--------------------------------------------------------/
| /-----------------------------\ /--------------\ /-----------------\ /----------------------\
|->|IV. Уровень духовного | |Образование | |Досуг | |Общественная |
| |развития | | | | | |деятельность |
| | | | | | | | |
| \-----------------------------/ \--------------/ \-----------------/ \----------------------/
| | ^ ^ ^
| \--------------------------------------------------------/
| /-----------------------------\ /--------------\ /-----------------\ /----------------------\
\->|V. Уровень психологического | |Стабильность и| |Личностная | |Семья и дети |
|комфорта | |защищенность | |самореализация | | |
| | | | | | | |
\-----------------------------/ \--------------/ \-----------------/ \----------------------/
| ^ ^ ^
\---------------------------------------------------------/
Отсюда следует, что формирование целостной, теоретически обоснованной концепции стратегического территориального планирования неизбежно выдвигает проблему оценки и анализа качества жизни населения. Этих взглядов придерживаются многие разработчики стратегии развития других городов и областей. В то же время у различных авторов отсутствует единое мнение о том, что такое "качество жизни населения", а также нет единства в отношении к понятийному аппарату и структуре элементов, характеризующих качество жизни населения.
В значительной степени это вытекает из того, что объективные условия жизни на данный момент в данной конкретной ситуации определяют, из каких компонентов слагается понятие "качество жизни", т.е. меняется как набор компонентов, так и степень их важности.
Невозможно серьезно говорить о стратегическом социальном планировании, не уточнив сущность этой категории, научные и методические основы измерения качества жизни населения. Важное место займут здесь вопросы определения системы показателей для комплексной оценки качества жизни населения, учитывающей объективную и субъективную составляющие этого процесса.
Это вполне определенные показатели, которые существуют и доступны для использования. Задача будет заключаться в выборе наиболее значимых показателей и определении способа агрегирования их в индикаторы, которые бы надлежащим образом характеризовали качество рассматриваемой ценности в данном блоке и в городе в целом. Первоначальные значения индикаторов являются ключевой точкой, на основании которой проводится сравнение конечных и промежуточных результатов оценки качества жизни населения. Поэтапно отслеживаемые в ходе реализации стратегии изменения индикаторов могут помочь скорректировать действия и внести изменения в проводимые мероприятия.
Фундаментом для стратегического развития муниципального образования должна являться городская статистика, адекватно характеризующая социально-экономическое развитие города. Причем для обеспечения условия адекватности отражения социально-экономического развития города в систему должны быть интегрированы независимые источники статистической информации, а также социологическая информация, касающаяся социума города и субъектов, хозяйствующих на его территории.
Такая система (мониторинг) должна быть построена на базе современных информационных технологий, существенно облегчающих сбор, обработку и представление информации потребителям, что позволит отслеживать, всесторонне и оперативно отражать развитие социальных и экономических процессов, информировать все заинтересованные стороны о возникающих изменениях, равно как и имеющейся стабильности.
Практически во всех разработках авторы исходят из усредненных показателей качества жизни горожан. Однако для современной России характерно отсутствие усредненного типа потребителей. В настоящее время в результате серьезных экономических, политических и социальных изменений, охватывающих все слои общества, произошло его расслоение и формирование социальных групп с различным уровнем благосостояния: бедности, выживания и достатка.
Совершенно очевидно, что эти группы различаются не только уровнем материального благосостояния, но у них разная система ценностей и приоритетов, разные предпочтения и потребительский спрос. По известной пословице: "У одних щи пустые, у других - жемчуг мелкий".
Поэтому нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что мы имеем дело не с однородной массой, а структурированными по разным признакам группами. Как показали предварительные результаты анализа социологических исследований и бюджетов обследования семей, население г. Перми условно делится на 5 групп, значительно отличающихся своими ценностными ориентирами, интересами, образом жизни, структурой потребления и даже местом проживания на территории муниципального образования. Поэтому необходимо проведение более детальной структуризации горожан и создание многомерной структуры общества.
Таблица 1. Структурированность населения г. Перми
/------------------------------------------------------------\
|При |1-я группа|2-я группа|3-я группа|4-я группа|5-я группа|
|знак | | | | | |
|-----+----------+----------+----------+----------+----------|
|До- |Высокий |Выше |Средний |Ниже |Низкий |
|ход | |среднего | |среднего | |
|-----+----------+----------+----------+----------+----------|
|Воз- |30-39 лет |18-49 лет |18-39 лет |18-29 и |60 лет и |
|раст | | | |60 лет и |старше |
| | | | |старше |30-39 лет |
|-----+----------+----------+----------+----------+----------|
|Обра-|Ср.специ- |Высшее и |Ср.специ- |Высшее и |Среднее, |
|зова-|альное; |незакон- |альное, |незаконче-|неполное |
|ние |высшее и |ченное |среднее, |ное |среднее и |
| |незакон- |высшее, |неполное |высшее, |ниже |
| |ченное |среднее, |среднее |среднее, | |
| | |ср.специ- |и ниже |ср.специ- | |
| | |альное | |альное | |
|-----+----------+----------+----------+----------+----------|
|Осно-|1.Руково- |1.Учащиеся|1.Специа- |1.Пенсио- |1.Пенсио- |
|вное |дители |и студенты|листы |неры | неры |
|заня-|2.Домохо- |2.Руково- |2.Рабочие |2.Рабочие |2.Рабочие |
|тие |зяйки |дители |3.Все |3.Специа- |и безра- |
| | |3.Специа- |остальные |листы и |ботные |
| | |листы | |служащие | |
|-----+----------+----------+----------+----------+----------|
|Сфе- |1.Торговля|1.Промыш- |1.Промыш- |1.Промыш- |1.Промыш- |
|ра |2.Финансы,|ленность, |ленность и|ленность и|ленность и|
|заня-|страхова- |строите- |строи- |строи- |строи- |
|тости|ние, |льство |тельство |тельство |тельство |
| |ценные |2.Рознич- |2.Транс- |2.Общест- |2.Транс- |
| |бумаги, |ная |порт, |венное |порт, |
| |оптовая |торговля, |связь, |питание, |медицина, |
| |торговля |бытовое |энерге- |розничная |соц.обе- |
| | |обслужи- |тика, |торговля, |спечение, |
| | |вание |розничная |бытовое |обществен-|
| | |3.Финансы,|торговля |обслу- |ное пита- |
| | |страхова- |бытовое |живание; |ние, роз- |
| | |ние, |обслужи- |образова- |ничная |
| | |ценные |вание |ние |торговля, |
| | |бумаги, |3.Медици- |2.Транс- |бытовое |
| | |оптовая |на, |порт, |обслужива-|
| | |торговля |соц.обе |медицина, |ние |
| | | |спечение, |соц.обе- |2.Образо- |
| | | |наука, |спечение, |вание |
| | | |культура, |наука, | |
| | | |армия, |культура | |
| | | |УВД, | | |
| | | |ГИБДД | | |
|-----+----------+----------+----------+----------+----------|
|Район|Дзержинс- |1.Индуст- |1.Свердло-|1.Свердло-|1.Свердло-|
|про- |кий, |риальнй, |вский |вский |вский |
|жива-|Индустри- |Кировский |2.Инд., |2.Дзер- |Орджо- |
|ния |альный и |2.Сверд- |Мот., |жинский, |никид- |
| |Свердлов- |ловский |Кировс- |Кировс- |зевский |
| |ский - |Ленинский |кий, |кий, |2.Кировс- |
| |поровну |З.Дзержи- |З.Дзер- |Мотови- |кий |
| | |нский |жинский |лихинс- |3.Идустр.,|
| | | | |кий |Дзер. |
| | | | |3.Инду- | |
| | | | |стриа- | |
| | | | |льный | |
|-----+----------+----------+----------+----------+----------|
|Проб-|1.Финан- |1.Угроза |1.Фина- |1.Остро - |1.Остро - |
|лемы |совые |увольне- |нсовые |нехватка |нехватка |
| |проблемы |ния, |проблемы, |ка |ка |
| |2. Личная |2.Получе- |но в |денег, |денег, |
| |безопас- |ние |меньшей |несвое- |маленькая |
| |ность, |образова- |степени, |временная |зарплата |
| |плохие |ния, |чем |выплата |(пенсия) |
| |дороги, |профессии,|1,5,6-ю |зарабо- |2.Поиск |
| |3.Жилищная|будущее |группы |тной |работы, |
| |проблема, |детей |2.Будущее |платы |угроза |
| |экология, |3.Плохое |детей, |2.Поиск |уволь- |
| |ухудшение |мед. |личная |работы, |нения |
| |отношений |обслужи- |безопа- |угроза |3.Личная |
| |между |вание, |сность |уволь- |безопа- |
| |людьми |перегру- |3.Эколо- |нения, |сность |
| | |женность |гия, |будущее | |
| | |автотран- |здоро- |детей | |
| | |спортом; |вье, |3.Личная | |
| | |экология |мед. |безопа- | |
| | | |обслу- |сность, | |
| | | |живание |работа | |
| | | | |общест- | |
| | | | |венного | |
| | | | |транс- | |
| | | | |порта | |
|-----+----------+----------+----------+----------+----------|
|Осо- |1. Свыше |1. Свыше |1.Порядка |1.Почти |1.Свыше |
|бен- |50% |40% |40% |50% |60% |
|ности|затрат |затрат |затрат |дохода |дохода |
|по- |идет на |идет на |идет на |тратится |тратится |
|треб-|покупку |покупку |покупку |на питание|на питание|
|ления|непродо- |непродо- |непро- |2.Примерно|2.Более |
| |вольстве- |вольстве- |доволь- |половины |половины |
| |нных |нных |ствен- |затрат на |затрат на |
| |товаров, |товаров, |ных |услуги - |услуги - |
| |среди |из них на |товаров, |оплата |оплата |
| |которых |покупку |из них на |услуг |услуг |
| |преобла- |одежды и |покупку |ЖКХ и |ЖКХ и |
| |дают |товаров |одежды и |транс- |транс- |
| |товары для|для |товаров |порта |порта |
| |отдыха и |отдыха и |для |3.Выше, | |
| |увлечений |увлечений |отдыха и |чем в др. | |
| |2. Выше, |примерно |увлечений |группах | |
| |чем в др. |поровну |примерно |затраты на| |
| |группах |2, Выше, |поровну |услуги | |
| |затраты |чем в др. |2.Выше, |учреж- | |
| |на строи- |группах |чем в др. |дений | |
| |тельство, |затраты |группах |культуры | |
| |мебель и |на услуги |затраты на| | |
| |дом.обо- |образова- |услуги | | |
| |рудование;|тельных и |образо- | | |
| |питание |санаторно-|ватель- | | |
| |вне дома, |оздоро- |ных и | | |
| |услуги |вительных |санаторно-| | |
| |медицинс- |учрежде- |оздоро- | | |
| |ких и |ний |вительных | | |
| |санаторно-| |учреждений| | |
| |оздоро- | | | | |
| |вительных | | | | |
| |учрежде- | | | | |
| |ний | | | | |
\------------------------------------------------------------/
Задача же воплощения главной цели концепции будет состоять в том, чтобы определить совокупность принципов, форм, методов и инструментов управленческого воздействия для каждой из этих групп.
Рис. 3. Источники формирования личного (семейного) бюджета
/---------------------------------------------------------------\
| v v
| /------------\ /----------------------------\
| | | | |
| | Бюджет | | Целевые фонды |
| | | | |
| |------------| |----------------------------|
/--+------------|Федеральный |-\ /-|терр. Фонд ОМС |
| | |------------| | | |----------------------------|
|--+------------|Региональный|-| |-|фед. Фонд ОМС |
| | |------------| | | |----------------------------|
|--+------------|Местный |-| |-|Пенсионный фонд |
| | \------------/ | | |----------------------------|
| | | |-|Фонд занятости населения |
| | | | |----------------------------|
| | | |-|Фонд социального страхования|
| | | | |----------------------------|
| | | |-|Экологический фонд |
| | | | |----------------------------|
| | \---------------------|Дорожный фонд |
| | | \----------------------------/
| | \--------\
| | | /-------------------------------------------------------------------\
Ф| | /-------------------\ /--------------\ | | Качество жизни населения |
и| | | |Крупные|->/->|рабочие места | | | /-----------------------------------------------------------------+----\
н| | | | | | \--------------/ | /--+>|Доходная часть |Расходная часть |<+--\ |
а| | | |-------| | /--------------\ | | | |личного (семейного) бюджета |личного (семейного) бюджета |<+--+\|
н| |-|Предприятия|Средние|->| |дивиденты |->| | | | |-------------------------------+-------------------------------| | |||
с| | | | | | \--------------/ | | | | | | | | |||
и| | | |-------| | /--------------\ | \-+->| |-------------------------------+-------------------------------| | |||
р| | | |Малые |->|->|доход от труда|->|---+->| | | | | |||
о| | \-------------------/ | \--------------/ | | | |-------------------------------+-------------------------------| | |||
в| | /-------------------\ | /--------------\ | п| | | | | | с|||
а| \-|Частные | | |Социальная | | о| | |---------------------------------------------------------------| | н|||
н| |предприниматели |->|->|поддержка |->| в| | | Уровень психологического комфорта | | и|||
и| | | | |работников | | ы| | |---------------------------------------------------------------| | ж|||
е| \-------------------/ | \--------------/ | ш| | |Соответствие |Соответствие | | е|||
| /-------------------\ | /--------------\ | е| | |фактического уровня |фактического уровня | | н|||
|--->|Учреждения | | |Социальная | | н| | |потребления желаемому |товаров и услуг желаемому | | и|||
| | |->|->|инфраструктура|->| и| | |(количественная характеристика)|(количественная характеристика)| | е|||
/+--->| | | |предприятий | | е| | \---------------------------------------------------------------/ | |||
|| \-------------------/ | \--------------/ | | \-------------------------------------------------------------------/ |||
|| /-------------------\ | /--------------\ | | /------------------------\ |||
|\--->|Организации |->|->|Услуги |->| | ----------------------|Механизм реализации цели|----------------------->|||
|---->| | | | | | \------------------------/ |||
| \-------------------/ | \--------------/ | ^ |||
| | | /------------------------\ |||
| | \-----------------------| Цель |------------------------/||
| |---------------\ \------------------------/ ||
| |Товары и услуги| ||
| \---------------------------------------------------------------------------------------------------/|
\---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
финансирование
Формирование концепции перспективного комплексного социально-экономического развития города - сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения определенных принципов, главными из которых предлагается считать:
- целенаправленность,
- социальность,
- комплексность,
- системность,
- адаптивность,
- эффективность,
- минимизация риска,
- баланс интересов,
- легитимность,
- демократичность,
- профессионализм,
- "ответственные лица".
Принцип целенаправленности предполагает обоснование в концепции стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития. Этот принцип реализуется уже самой разработкой концепции.
Принцип социальности означает, что при формировании стратегических целей развития города, механизмов их реализации во главу угла должны быть положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни.
Принцип системности означает, что определение стратегических целей развития города и механизмов их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость его развития с субъектом Российской Федерации, на территории которого он дислоцируется, с другими регионами и муниципальными образованиями, страной в целом. Реализация принципа системности предполагает, что при разработке концепции города должны быть учтены предпосылки и ограничения его развития, формируемые на различных иерархических уровнях: местном (муниципальном), региональном, межрегиональном, федеральном.
Принцип адаптивности означает, что формирование концепции необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку приоритетов и механизмов их реализации. Такая корректировка должна проводится с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками.
Принцип эффективности означает необходимость доказательства, что именно предлагаемый набор целей экономического развития, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути и механизмы их реализации, привлекаемые ресурсы обеспечат достижение требуемого качества жизни населения с наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками.
Принцип баланса интересов многозначен и предполагает нахождение консенсуса между властными структурами различного уровня, хозяйствующими субъектами, профессиональными и общественными группами населения относительно стратегических целей и приоритетов развития города, механизмов их практической реализации.
Принцип легитимности предусматривает обязательность соответствия предложенного варианта концепции развития города федеральному и региональному законодательству и рассмотрения и принятия его на уровне представительного органа местного самоуправления.
Принцип демократичности означает гласность и открытость хода и результатов работ по формированию концепции, привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов документов научной общественности и населения.
Принцип профессионализма обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке специалистов из системы управления городом, специализирующихся на решении отдельных городских проблем, организацией независимой экспертизы.
Принцип "ответственных лиц" означает "включенность" в ход работ по формированию концепции "первых" и "выборных" лиц города, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Структурная схема организации разработки концепции и стратегии развития г.Перми строится с учетом всех вышеперечисленных принципов (рис.4).
Залогом эффективной работы над концепцией является ее квалифицированный менеджмент, поэтому целесообразно наличие специальной структуры. Это может быть, например. Стратегический центр, в который целесообразно включить руководителей органов представительной и исполнительной власти (как муниципальной, так и региональной), несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты комплексного социально-экономического развития муниципального образования; представителей финансовых и банковских структур, промышленников, ученых. Этот Центр должен стать генератором основополагающих идей, кроме того, на него должны быть возложены организационные и координирующие функции.
Рис.4. Схема организации разработки концепции
и стратегии развития г. Перми
/----------------------------\
/-----------------------------| Жители города |-----------------------------\
|обращения, наказы граждан |(муниципального образования)| обращения, наказы граждан|
| \----------------------------/ |
| /-----------/ ^ |
| |д |и |
| |а |н |
| |н |ф |
| |н |о |
| |ы |р |
| |е |м |
| | |а |
| |с |ц |
| |о |и |
v |ц |я |
/-------------\ |о /----------------------------\ |
|Глава | |п |Средства массовой информации| |
|города | |р \----------------------------/ |
\-------------/ |о ^ |
| |с |и |
| |а |н |
| | |ф |
| | |о |
| | |р |
| | |м |
v | |а v
/-------------\ | |ц /---------\
|Администрация| | |и |Городская|
\-------------/ | |я |Дума |
^ | /------+------------------------+-------------------------------\ \---------/
| | | | /--------------------\ информация, кураторы| |
| | | \------------>|Стратегический центр|>--------------------+-----------/
| \--+------------------->| |>----------------\ |
| |информация,кураторы | | методические и| |
| | | | методологические| |
\--------+--------------------| | разработки| |
|аналитические \--------------------/ | |
|материалы решения ^ | | |
|и рекомендации | | | |
| | | | |
| | | | |
| проекты по| |координация, | |
| результатам| |взаимодействие, | |
| разработок| |кформация | |
| | v | |
| /--------------------\ /-------------\ |
| |Рабочие комиссии по | |Научная среда| |
| |стратегическим | \-------------/ |
| |направлениям | |
| \--------------------/ |
| ^ | |
| | | |
| | | |
| разработки| |задания |
| | | |
| | | |
| | v |
| /--------------------\ |
| |Временные | |
| |творческие | |
| |коллективы | |
| \--------------------/ |
| Концепция и страрегия развития города |
\---------------------------------------------------------------/
Для разработки собственно стратегии и программы Стратегический центр должен создать команду исполнителей, в виде рабочих комиссий по стратегическим направлениям, в состав которых должны войти специалисты структурных подразделений Администрации и городских организаций, депутаты, ученые. Стратегические направления определяются составом блоков, входящих в понятие "качество жизни" и должны корректироваться в процессе разработки концепции и стратегии развития города (рис. 2 и 5).
При необходимости рабочие комиссии могут создавать временные творческие коллективы для более детальной проработки по отдельным проектам.
Поскольку концепция и стратегия затрагивают интересы всех жителей, то они должны быть согласованы с населением и одобрены им.
Необходимо широко задействовать СМИ и научный потенциал с тем, чтобы обеспечить гласность и открытость хода и результатов работ по формированию концепции, привлечение к разработке, рассмотрению и экспертизе проектов научной общественности и населения.
Рис. 5. Примерный перечень рабочих комиссий
по стратегическим направлениям
/-----------------------------------------------\
| Главная цель развития города на среднесрочную |
| и долгосрочную перспективу |
|"Повышение качества жизни всех слоев населения"|
\-----------------------------------------------/
/------------------------------------------------------------------------------------\
| Основные стратегические направления (программы достижения главной цели) |
| | Рабочие комиссии по стратегическим направлениям |
| | | | |
| | | | |
/---------------\ /---------------\ /---------------------\ /-----------------\/--------------------\
/-|I. Материальное|/-|II. Гражданская|/-|III. Обеспеченность |/-|IV. Духовное ||V. Психологический |-\
| |благосостояние || |безопасность || |услугами || |развитие ||комфорт | |
| \---------------/| \---------------/| \---------------------/| \-----------------/\--------------------/ |
| | Направление деятельности рабочих групп |
| /-------------\ | /-------------\ | /-------------------\ | /---------------\ /------------------\ |
|--|Экономика, | |--|Экология и | |--|Архитектура и | |--|Образование | |Менталитет жителей|--|
| |инвестиции и | | |здоровье | | |градостроительство,| | \---------------/ |(соцопросы) | |
| |бюджет | | \-------------/ | |развитие городской | | /---------------\ \------------------/ |
| \-------------/ | /-------------\ | |инфраструктуры | |--|Досуг | /------------------\ |
| /-------------\ \--|Личная | | \-------------------/ | \---------------/ |Обращения |--/
|--|Труд и | |безопасность | | /-------------------\ | /---------------\ |граждан |
| |занятость | |(УВД, МЧС, | |--|Благоустройство, | |--|Третий сектор | \------------------/
| \-------------/ |пожарная | | |дорожное | | |(ОТОСы, НКО |
| /-------------\ |безопасность | | |строительство | | |конфессии |
\--|Социальное | \-------------/ | |транспорт | | \---------------/
|обеспечение и| | \-------------------/ | /---------------\
|соцзащита | | /-------------------\ \--|Семья и детство|
\-------------/ |--|ЖКХ, учет, | \---------------/
| |распределение и |
| |приватизация жилья |
| \-------------------/
| /-------------------\
|--|Связь и информатика|
| \-------------------/
| /-------------------\
\--|Торговля, |
|общественное |
|питание |
|и бытовое |
|обслуживание |
\-------------------/
4. Цели, задачи и основные направления решения задач
4.1. Цель и задачи программы
Целью Программы является разработка концепции и стратегии развития г.Перми до 2015 г., направленной на повышение качества жизни всех слоев населения.
Задачи программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:
- определить цель и основные стратегические направления развития города, основываясь на результатах комплексного анализа внутренних закономерностей, стартовых условий и исходных предпосылок, внешних факторов, влияющих на ' социально-экономическое развитие;
- разработать стратегию и программу социально-экономического развития города;
- сформировать механизм непосредственной реализации стратегии и контроля этого процесса со стороны органов власти и жителей города.
4.2. Основные направления программы
1. Правовое обеспечение стратегического планирования.
2. Организационное обеспечение стратегического планирования.
3. Методическое обеспечение стратегического планирования.
4. Создание системы стратегического планирования и управления.
5. Создание механизма реализации концепции и стратегии.
6. Создание системы информирования о ходе разработки и реализации концепции и стратегии.
По первому направлению необходимо:
- определить правовой статус стратегического планирования и управления, его документов и организационных и рабочих структур, как на этапе разработки, так и на этапе реализации концепции и стратегии развития города;
- провести анализ законодательной базы, определяющей правовое поле стратегического планирования,
- разработать нормативные акты, дающие возможность включения стратегических целей в плановые документы Администрации, обеспечивающие усиление в рамках действующего законодательства регулирующей функции местных властей;
- определить нормативные условия финансирования работы исследовательских групп, экспертизы проектов.
По второму направлению предполагается:
- создание организационных структур по разработке, внедрению и информационному обеспечению концепции и стратегии развития города: создание Стратегического центра, определение структуры и состава рабочих комиссий, организация группы информационного обеспечения и связи с общественностью;
- формирование механизма координации деятельности всех органов стратегического планирования с соответствующими службами федерального и регионального уровня, предприятиями, производственными объединениями, общественными организациями, научными учреждениями;
- создание механизмов гражданского контроля и поддержки исполнения перспективных планов и программ;
- проведение, при необходимости, дополнительного профессионального обучения участников работ;
- составление и утверждение календарного графика работ по формированию концепции.
Третье направление включает в себя подготовку необходимых инструктивно-методологических документов. Сюда входит:
- разработка структурной схемы концепции;
- выработка процедур, правил, последовательности действий стратегического планирования;
- разработка современной системы критериев, позволяющих оценить эффективность проектов;
- методика разработки проектных материалов тематическими группами;
- методология синтеза проектных материалов рабочих групп в единый документ с учетом стратегической цели, а также сопряженности и взаимодействия ранее созданных частных концепций и программ в рамках концепции и стратегии;
- разработка методологии социально-экономического мониторинга и тенденций развития города;
- методика интеграции информационных ресурсов города в рамках web-портала.
Четвертое направление предполагает;
- определение стратегической цели и подцелей развития;
- создание видения будущего города через систему целевых ориентиров, которая должна найти воплощение в конкретных расчетах целевого прогнозирования;
- создание паспорта города в режиме мониторинга;
- проведение аналитических исследований с целью выявления существующих проблем, оценки стартовых условий по каждому стратегическому направлению (PEST-анализ и SWOT-анализ);
- формирование собственно концепции и стратегии развития города.
Пятое направление подразумевает решение проблемы практической реализации концепции и стратегии:
- создание организационной модели, определяющей кто, что, когда, с привлечением каких ресурсов, с использованием каких принципов, форм, методов и инструментов управленческого воздействия делает для реализации стратегического замысла социально-экономического развития города;
- разработка комплексной программы, годовых планов и разработка городских целевых программ в соответствии с определяемыми стратегической целью приоритетами;
- разработка системы показателей оценки эффективности реализации концепции и стратегии (комплекса критериев и индикаторов) и ведение мониторинга;
- формирование системы согласования действий органов представительной и исполнительной власти области и органов местного самоуправления, механизма ответственности за результаты реализации концепции и стратегии;
- разработка и реализация механизма внесения поправок в стратегию для исключения устаревших или ошибочных решений.
По шестому направлению необходимо провести следующие виды работ:
- популяризация концепции и стратегии, их целей и задач, для чего предусмотреть использование СМИ и Интернет-сайта;
- привлечение широкой общественности, некоммерческих организаций, всех заинтересованных организаций и предприятий к обсуждению документов стратегического планирования с использованием соц.опросов, "горячего телефона", общественных приемных, интерактивного телевидения и т.п.;
- ведение мониторинга с размещением его данных на Интернет-сайте.
5. Сроки и этапы реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2002 - 2003 годы и предполагает:
2002 год - проведение необходимой аналитической, организационно - правовой методологической работы по основным направлениям программы, совершенствование местной нормативно - правовой базы, формирование организационных структур, создание системы информирования ходе разработки концепции и стратегии развития города.
2003 год - выпуск проектов тематических групп, их обсуждение, формирование проекта концепции и стратегии, общественное обсуждение, редактирование, утверждение и выпуск концепции и стратегии, мониторинг реализации концепции и стратегии развития.
Конкретные планы мероприятий программы на 2002 - 2003 годы будут утверждаться соответствующими решениями Пермской городской Думы.
6. Система программных мероприятий на 2002 г.
/-----------------------------------------------------------------\
| N | Наименование |Исполни- | Срок | Финан- | Результат |
|п/п | мероприятия | тель |исполнения| сиро- | |
| | |меропри- | меропри- | вание | |
| | | ятия | ятия | (тыс. | |
| | | | | руб.) | |
|----+------------------------------------------------------------|
|1. |Правовое обеспечение стратегического планирования |
|----+------------------------------------------------------------|
| |Подготовка |ДЭИ, |Февраль |- |Постановление |
| |постановления |ПГД | | | |
| |"0 процессе | | | | |
| |стратегичес- | | | | |
| |кого | | | | |
| |планирования | | | | |
| |в г.Перми" | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Разработка |ДЭИ, |Март |- |"Положение о |
| |"Положения о |ПГД | | |Стратегическом |
| |Стратегическом| | | |центре |
| |центре" | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Разработка |Стратеги-|Апрель |- |"Положение о |
| |"Положения о |ческий | | |рабочих |
| |рабочих |центр | | |комиссиях" |
| |комиссиях" |(СЦ) | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Разработка |СЦ |Апрель |- |Положение о |
| |"Положения о | | | |группе |
| |группе | | | |информационного|
| |информационно-| | | |обеспечения |
| |го | | | | |
| |обеспечения" | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Анализ |СЦ, |В |- |Совокупность |
| |законодатель- |рабочие |течение | |законов и |
| |ной базы, |комиссии |года. | |нормативных |
| |определяющей | | | |актов РФ, |
| |правовое поле | | | |Пермской обл. |
| |стратегическо-| | | |и г.Перми |
| |го | | | | |
| |планирования и| | | | |
| |стратегическо-| | | | |
| |го управления | | | | |
| |развитием | | | | |
| |города | | | | |
|----+------------------------------------------------------------|
|2. |Организационное обеспечение стратегического планирования |
|----+------------------------------------------------------------|
| |Создание |ДЭИ, |Март |- |Утвержден |
| |Стратегическо-|ПГД | | |состав |
| |го центра | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Создание |СЦ |Апрель |- |Утверждена |
| |рабочих | | | |структура |
| |комиссий по | | | |рабочих |
| |стратегическим| | | |комиссии, |
| |направлениям | | | |их состав |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Организация |СЦ |Апрель |- |Утвержден |
| |группы | | | |состав |
| |информационно-| | | |информационной |
| |го обеспечения| | | |группы |
| |и связи с | | | | |
| |общественнос- | | | | |
| |тью | | | | |
|----+------------------------------------------------------------|
|3. |Методическое обеспечение стратегического планирования - |
| |120,0 тыс. рублей |
|----+------------------------------------------------------------|
| |Разработка |Стратеги-|Май |- |Схема |
| |структурной |ческий | | |концепции |
| |схемы |центр | | | |
| |концепции |(СЦ) | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Выработка |СЦ |Июнь |- |Система |
| |процедур, | | | |взаимодействия |
| |правил, | | | |рабочих |
| |последователь-| | | |комиссий, |
| |ности действий| | | |план работы |
| |стратегическо-| | | |и график |
| |го | | | |представления |
| |планирования | | | |материалов |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Разработка |СЦ |Июль |30,0 |Методика |
| |современной | | | |оценки |
| |системы | | | | |
| |критериев, | | | | |
| |позволяющих | | | | |
| |оценить | | | | |
| |эффективность | | | | |
| |проектов | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Определение |СЦ |Апрель |5,0 |Нормативы |
| |нормативных | | | |оплаты |
| |условий | | | |услуг |
| |финансирова- | | | |привлеченных |
| |ния работы | | | |лиц |
| |исследовате- | | | | |
| |льских групп | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Методика |СЦ |Сентябрь |35,0 |Методика |
| |разработки | | | |разработки |
| |проектных | | | |частных |
| |материалов | | | |стратегий по |
| |тематическими | | | |отдельным |
| |группами | | | |приоритетным |
| | | | | |направлениям |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Разработка |СЦ |Август |25,0 |Методика |
| |методологии | | | |выявления |
| |социально-эко | | | |субъектов и |
| |номического | | | |объектов |
| |мониторинга | | | |СЭМ и |
| |(СЭМ) и | | | |агрегирования |
| |тенденций | | | |индикаторов |
| |развития | | | |стратегического|
| |города | | | |и оперативного |
| | | | | |управления |
| | | | | |городом |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Методика |СЦ |Июнь |10,0 |Структура |
| |интеграции | | | |сайта, |
| |информацион- | | | |перечень |
| |ных ресурсов | | | |размещаемых |
| |города в | | | |материалов, |
| |рамках | | | |правила |
| |web-портала | | | |работы |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Методология |СЦ |Сентябрь |15,0 |Методика |
| |синтеза | | | | |
| |проектных | | | | |
| |материалов | | | | |
| |рабочих групп | | | | |
| |в единый | | | | |
| |документ с | | | | |
| |учетом | | | | |
| |стратегичес- | | | | |
| |кой цели | | | | |
|----+------------------------------------------------------------|
|4. |Создание системы стратегического планирования и управления -|
| |360,0 тыс. рублей |
|----+------------------------------------------------------------|
|4.1.|Создание видения будущего города |
|----+------------------------------------------------------------|
| |Определение |СЦ |Март |- |"Дерево |
| |миссии | | | |целей" |
| |(предназначе- | | | | |
| |ния) города, | | | | |
| |стратегической| | | | |
| |цели и | | | | |
| |подцелей | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Формирование |СЦ, |Март |- |Приоритеты |
| |структуры |рабочие | | |развития |
| |целей и |группы | | | |
| |оценка их | | | | |
| |относительной | | | | |
| |важности | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Проведение |На |Сентябрь |250,0 |Субъективная |
| |стратификации |конкурс- | | |характе- |
| |городского |ной | | |ристиа |
| |сообщества |основе | | |массового |
| |(проведение | | | |сознания |
| |социологичес- | | | |населения |
| |кого | | | |(ценности, |
| |обследования) | | | |разделяемые |
| | | | | |социальными |
| | | | | |группами, |
| | | | | |структура |
| | | | | |потребления, |
| | | | | |и т.п.) |
|----+------------------------------------------------------------|
|4.2.|Создание системы социально-экономического мониторинга |
|----+------------------------------------------------------------|
| |Создание |ДЭИ, |Декабрь |60,0 |Система |
| |паспорта |рабочие | | |показателей |
| |города в |комиссии | | |в динамике |
| |режиме | | | | |
| |мониторинга, | | | | |
| |в т.ч. | | | | |
| |формирование | | | | |
| |системы | | | | |
| |показателей | | | | |
| |для оценки | | | | |
| |качества | | | | |
| |жизни | | | | |
| |населения | | | | |
| |города | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Создание базы |ДЭИ |Декабрь |- |Электронная |
| |данных по | | | |база данных |
| |системе | | | | |
| |индикаторов | | | | |
| |стратегичес- | | | | |
| |кого и | | | | |
| |оперативного | | | | |
| |управления | | | | |
| |городом | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Накопление и |ДЭИ |постоянно |- | |
| |обновление | | | | |
| |базы данных | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Организация |по |в |50,0 | |
| |программного |договору |течение | | |
| |обеспечения | |года | | |
|----+------------------------------------------------------------|
|4.3.|Проведение анализа стартовых условий по |
| |каждому стратегическому направлению |
|----+------------------------------------------------------------|
| |Выявление |СЦ |Ноябрь | |Материалы |
| |факторов | | | |PEST-анализа |
| |макроуровня, | | | | |
| |оказывающих | | | | |
| |(и могущих | | | | |
| |оказать) | | | | |
| |влияние на | | | | |
| |развитие | | | | |
| |города | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
| |Выявление |Рабочие |Декабрь | |Частные |
| |внутренних |группы | | |материалы |
| |закономернос- | | | |SWOT |
| |тей развития, | | | |анализа |
| |сильных и | | | | |
| |слабых сторон | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------| |
| |Оценка |Рабочие |Декабрь | | |
| |ресурсов и |группы | | | |
| |возможностей | | | | |
| |- материально | | | | |
| |-технических | | | | |
| |и финансовых | | | | |
| |- кадровых | | | | |
| |- информацион-| | | | |
| |ных | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------| |
| |Оценка |Рабочие |Декабрь | | |
| |внешних |группы | | | |
| |условий | | | | |
| |(возможностей | | | | |
| |и угроз) | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------| |
| |Определение |Рабочие |Декабрь | | |
| |проблем |группы | | | |
|----+------------------------------------------------------------|
|5. |Создание механизма реализации концепции и стратегии |
|----+------------------------------------------------------------|
|6. |Создание системы информирования о ходе разработки концепции |
| |и стратегии развития города - 650,0 тыс. рублей |
|----+------------------------------------------------------------|
|5.1.|Формирование |Информа- |Апрель | |План |
| |плана работы |ционные | | |работы |
| |со средствами |отдел, | | | |
| |массовой |ДЭИ | | | |
| |информации | | | | |
| |(СМИ) по | | | | |
| |освещению | | | | |
| |работы по | | | | |
| |стратегичес- | | | | |
| |кому | | | | |
| |планированию | | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------+---------------|
|5.2.|Освещение |Информа- |Постоянно |250,0 |Демокра- |
| |работы по |ционные | | |тичность |
| |стратегичес- |отдел, | | |гласность и |
| |кому |ДЭИ | | |открытость |
| |планированию | | | |результатов |
| |в СМИ | | | |работ по |
|----+--------------+---------+----------+--------|формированию |
|5.3.|Проведение |Информа- |Сентябрь |50,0 |Концепции и |
| |акции |ционные | | |Стратегии |
| |"Открытая |отдел, | | | |
| |линия" |ДЭИ | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------| |
|5.4.|Проведение |Информа- |Ежеквар- |200,0 | |
| |интерактивных |ционные |тально | | |
| |радио- и |отдел, | | | |
| |телепередач |ДЭИ | | | |
|----+--------------+---------+----------+--------| |
|5.5.|Организация |Отдел |Постоянно |150,0 | |
| |работы |связи и | | | |
| |интернет-сайта|информа- | | | |
| |"Концепция |тики, ДЭИ| | | |
| |и Стратегия | | | | |
| |развития | | | | |
| |г.Перми" | | | | |
\-----------------------------------------------------------------/
7. Обеспечение программы
7.1. Ресурсное обеспечение программы
В качестве ресурсов, привлекаемых для реализации программы, будут использованы средства городского бюджета, ежегодно уточняемые исходя из степени бюджетной обеспеченности.
7.2. Обеспечение выполнения программы
Реализация мероприятий программы обеспечивается путем координации совместных действий структурных подразделений Администрации города Перми и других заинтересованных структур. Планируется формирование рабочих комиссий и временных творческих коллективов.
Координацию действий осуществляет стратегический центр по разработке концепции, департамент экономики и инвестиций Администрации города Перми и Пермская городская Дума.
8. Управление программой и механизм ее реализации
Муниципальный заказчик программы в лице Администрации города Перми готовит обоснования, соглашения, договоры и проводит необходимые мероприятия по их выполнению в соответствии с методической документацией, регламентирующей порядок реализации программы.
Межведомственную координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Управление экономики и инвестиций администрации города Перми. Оперативное управление и координацию в ходе выполнения программы осуществляют рабочие группы по разделам программы, в состав которых входят представители управления экономики и инвестиций, а также подразделений Администрации и других организаций, подписавших соглашения и договоры на участие в выполнении мероприятий программы. При необходимости муниципальный заказчик (Администрация г. Перми и Пермская городская Дума) может создать иные органы управления программой.
Основным механизмом реализации программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий. Исполнители работ (услуг) определяются на конкурсной основе. Для этих целей руководитель программы совместно с заинтересованными подразделениями и организациями разрабатывает регламент проведения конкурсного отбора по той или иной тематике.
Выделение средств из городского бюджета исполнителям работ в рамках мероприятий программы будет осуществляться на конкурсной основе.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
Ход выполнения программы регулярно рассматривается на заседаниях Экономического совета, в структурных подразделениях Администрации, а также на заседании Пермской городской Думы по итогам очередного финансового года.
9. Ожидаемый социально - экономический эффект от реализации программных мероприятий
Реализация "Программы разработки концепции и стратегии развития г Перми до 2015г." позволит к концу 2003 года создать систему стратегического планирования и систему реализации стратегических целей.
Реализация Программы и переход к стратегическому планированию позволит превратить город в функционирующую систему, которая может сглаживать воздействия, быстро и эффективно адаптироваться к новым направлениям развития и возможностям, повысит конкурентоспособность города, его инвести ционную привлекательность.
С появлением данных документов у городских властей появится реальный механизм воздействия на социально-экономическую ситуацию в городе; возможность оценки последствий принимаемых решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермской городской Думы III созыва от 22 апреля 2002 г. N 41 "Об утверждении "Программы разработки концепции и стратегии развития г.Перми до 2015 года"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Пермской городской Думы от 27 января 2009 г. N 7 настоящее решение признано утратившим силу