Законодательное Собрание Пермской области постановляет:
1. Одобрить Основные направления стратегического развития Пермской области (прилагаются).
2. Направить в Администрацию области предложения и замечания, высказанные участниками депутатских слушаний, членами Совета представительных органов местного самоуправления, Консультативного совета, комитетов Законодательного Собрания.
3. Рекомендовать Администрации области к заседанию Законодательного Собрания в октябре 2002 года предоставить план разработки Концепции стратегического развития Пермской области.
4. Рекомендовать Администрации области в срок до 1 марта 2003 года разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания проект Концепции стратегического развития Пермской области.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на комитет по экономической политике и налогам (Белоусов Ю.В.)
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания |
Н.А.Девяткин |
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 26 сентября 2002 г. N 388
Основные направления стратегического
развития Пермской области
1. Социально-экономический потенциал развития региона
2. Социальные ориентиры стратегического развития
Пермской области
3. Приоритеты экономической политики
4. Основные направления бюджетной политики
5. Оптимизация территориального развития
6. Заключение
1. Социально-экономический потенциал развития региона
1.1. Итоги социально-экономического развития Пермской области
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Пермской области существуют все необходимые условия. Прежде всего, это значительные сырьевые ресурсы. На территории области открыто около 200 месторождений нефти и газа, более 50 из которых эксплуатируются. Значительные лесные ресурсы Пермской области придают региону статус одной из ведущих лесопромышленных и заготовительных баз России. Леса покрывают площадь около 12 млн.га - это около 60% территории области. Эксплуатационные запасы древесины достигают 400 млн. кубометров. Около 70% лесов - хвойные, наиболее ценные в хозяйственном отношении.
В области имеются железо, медь, свинец, цинк, алюминий, титан, никель, марганец, золото, платина, кварц, селенит, известняк, мрамор и др. На территории Прикамья расположено крупное месторождение хромовых руд. Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей является одним из крупнейших в мире. Высоким качеством отличаются алмазы, добываемые в области, большое количество из них - ювелирные.
Удаленность геоэкономического положения от мировых центров экономики частично компенсируется выгодным географическим положением, определяющим полноценную структуру транспортной системы. Здесь пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, существует водный путь в Северную и Южную Европу, проходят нефте- и газопроводы.
Экономика области индустриального типа, включает в себя более 500 крупных и средних предприятий различных отраслей. По объему промышленного производства в 2001 году Пермская область занимала 12-е место в Российской Федерации и 4-е место в Приволжском Федеральном округе и на Урале, а по объемам производства промышленной продукции на душу населения - 1-е место в Уральском экономическом районе.
На Российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермской области являются машиностроение, химия и нефтехимия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Топливная и химическая отрасли развиваются преимущественно на местной сырьевой базе. Основной объем производства топливной продукции приходится на предприятия нефтяной и газовой промышленности. Создан и успешно работает современный, мощный, диверсифицированный комплекс предприятий по добыче и переработке нефти и газа. На долю Пермской области приходится 100 % производимых в России калийных удобрений.
Важной особенностью электроэнергетики области является сочетание гидро- и теплоэлектростанций.
Машиностроение области лидирует в Российском производстве топливной аппаратуры, газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, нефтепромыслового оборудования, аппаратуры цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации.
Металлургическая промышленность представлена предприятиями по переработке черных, цветных и редкоземельных металлов, а также предприятиями порошковой металлургии. В области работает единственное в России предприятие по производству титановой губки. Половина от общероссийских объемов магния производится компаниями Пермского региона.
Лесопромышленный комплекс области занимает одно из ведущих мест в России в сфере заготовки и переработки древесины. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности производят около 20% от общероссийского объема бумаги различного назначения.
Легкая промышленность представлена предприятиями швейного, текстильного, кожевенного, мехового и обувного профиля.
Пермская область занимает одно из ведущих мест по объему вывоза продукции, в том числе на внешний рынок. По объемам экспорта область занимала в 2001 году 4-е место в России.
По объему прибыли прибыльных предприятий области принадлежало 7-е место в России.
Пермская область играет значимую роль в процессе формирования Федерального бюджета, входя в число немногочисленных регионов-доноров, и занимала в прошлом году 10-е место по сумме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему страны.
Ресурсный потенциал и достигнутые показатели экономического развития обусловили динамичный рост благосостояния жителей региона.
В 2001 году среднемесячные денежные доходы на душу населения области составили 2792 рубля, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 28,2%. Реальные доходы населения (денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за этот период увеличились на 1,9%. По уровню доходов на душу населения область занимала 2-е место по Приволжскому Федеральному округу и 17-е место по Российской Федерации.
В структуре доходов населения области второй год увеличивается доля социальных трансфертов. Сохранилась тенденция увеличения удельного веса заработной платы.
Средняя заработная плата на предприятиях области в 2001 году составила 3422 рубля и возросла по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 1,4 раза, при этом прирост реальной заработной платы составил 110,2%. По величине заработной платы на одного работника Пермская область в 2001 году занимала первое место среди территорий Приволжского Федерального округа и 17-е место по Российской Федерации, превышая среднероссийский уровень.
Улучшилась ситуация в отраслях с низким уровнем заработной платы. Высокий прирост заработной платы, опережающий среднеобластной прирост, наблюдался в отраслях бюджетной сферы в результате выхода указов Губернатора области о повышении заработной платы и тарифных ставок с 1 января 2001 г. на 20%, с 1 июля 2001 г. - до 1,4 раза, с 1 декабря 2001 г. - на 30% (с учетом надбавок).
Более высокий уровень денежных доходов населения и заработной платы в области обеспечил ей 2-е место в Приволжском Федеральном округе по объему розничного товарооборота на душу населения.
Выше среднероссийского уровня в области сложились основные демографические показатели: число родившихся на 1000 населения - 9,9 чел. (по России- 9,1 чел.), младенческая смертность - 14,2 чел. (по России - 14,7 чел.).
Научными исследованиями и разработками в области занято 56 организаций, в том числе 36 научно-исследовательских организаций, 2 конструкторских бюро, 2 проектных и проектно-изыскательских организации, 6 высших учебных заведений, 8 промышленных предприятий. Численность специалистов, занятых научными исследованиями и разработками, составила 12729 человек, в том числе исследователи - 5452 человека, из них доктора наук - 105 человек, кандидаты наук - 515 человек.
Положение области, ее промышленный потенциал, наличие значительных природных запасов, в сочетании с трудовыми ресурсами области, основу которых составляет персонал крупных высокотехнологичных промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, интеллектуальный потенциал вузов и научно-исследовательских учреждений, создает уникальные условия для дальнейшего развития области, делает ее максимально независимой в хозяйственном отношении.
1.2. Социально-экономические проблемы развития Пермской области
Вместе с тем возможности социально-экономического развития Пермской области имеют серьезные ограничения.
В области остается сложной демографическая ситуация.
Численность постоянного населения продолжает сокращаться и к началу 2002 года составила 2923,7 тыс.чел. (75% - городского и 25% - сельского). Уменьшение численности населения обусловлено естественной убылью (в 2001 г. - 6,0 промилле), которая не покрывается миграционным приростом (3,0 промилле).
Негативное влияние на общий коэффициент смертности оказывает высокий уровень преждевременной смертности - ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин 58 лет, для женщин - 71 год.
На снижение рождаемости помимо социально-экономического фактора влияет и то обстоятельство, что в области, как и во всех промышленно развитых субъектах Российской Федерации, завершился демографический переход. Заметно сократилась доля детей и подростков в общей численности населения, уменьшилась и абсолютная численность населения этой возрастной группы. Двух - трехдетная семья утратила доминирующее положение, всеобщее распространение получает одно-двухдетная семья.
В среднем по области на одного жителя приходилось 18 кв.м общей площади жилья (по России - 19,5).
На 10 тыс. населения области приходилось студентов высших учебных заведений 248 человек (по России - 378), студентов средних специальных учебных заведений - 198 человек (по России - 168).
Растет уровень социально-экономической дифференциации Пермской области. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения Пермской области - 13 раз (по России - 13,8).
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составил 27,8% (Россия - 27,6%).
В 2002 г. сохранилась значительная межотраслевая дифференциация заработной платы: в промышленности разрыв максимального и минимального значения среднемесячной заработной платы (топливная и легкая отрасли) достиг 5,7 раза.
Пермская область относится к числу регионов России с повышенным уровнем преступности. Уровень зарегистрированных преступлений на 10 тыс. населения составил 295,2 преступлений (по России - 204,4). Тяжелому положению в этой сфере способствует тот факт, что на территории области размещено значительное число исправительно-трудовых учреждений. Особую тревогу вызывает рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за 2001 год число таких преступлений увеличилось на 20% (по России снизилось на 0,8%).
Экономическая ситуация, влияющая на социальное положение граждан, способствует увеличению факторов совершения преступлений лицами, не имеющими постоянного источника дохода, которыми совершено около половины (47%) преступлений.
Высокий уровень преступности, являясь составной частью интегрального показателя "качество жизни", выводит Пермскую область по оценке Минэкономразвития Российской Федерации на уровень 50-го места в России (по годам 3).
Занимая по экономическому потенциалу устойчиво место в первой двадцатке, Пермская область стала единственным регионом, допустившим такой диспаритет.
В настоящее время для Пермской области характерны ярко выраженные диспропорции в размещении производительных сил. Пермь в этом отношении резко выделяется и на фоне всей области, и на фоне ближайшего окружения - Пермской агломерации.
Второй по значимости промышленный район - Березниковско-Соликамский, не может быть полноправным конкурентом Перми, так как сильно отстает от областного центра по уровню развития производств, относящихся к верхним стадиям производственных циклов.
Экономическим ограничением стабильного развития области является неполное использование хозяйствующими субъектами возможностей роста и перестройки экономики, предоставленных в период 1999-2001 годов. Экономические проблемы 2002 года свидетельствуют о неустойчивости достигнутых в 1999-2001 годах результатов. В экономике области отмечается спад промышленного производства, инвестиций, финансовых результатов предприятий.
Сложившаяся структура производственного сектора и, прежде всего, промышленности, не позволила воспользоваться в полной мере широкими возможностями импортозамещения при наличии значительных резервных мощностей.
В экономике региона сложились пропорции, при которых ведущая отрасль - промышленность и, прежде всего, перерабатывающая - постепенно утрачивает свои позиции. При сохранении существующей структуры производственного сектора и тенденций, определяющих его развитие, уже к 2005 году доля промышленности в объеме производства сократится до 46%, а в производстве валового регионального продукта (ВРП) - до 36 %.
Если рассмотреть темпы роста производства по основным промышленным товарным группам в натуральном выражении, то достаточно четко прослеживается "вымывание" из производства высокотехнологичной, более дорогой, конкурентоспособной, конечной с точки зрения потребления продукции. Потеряны позиции в точном машиностроении, производстве высокотехнологичной, качественной продукции. Области не с чем выходить на внешний рынок и участвовать в активном замещении сырьевой продукции на продукцию перерабатывающего сектора. Более того, не чем обеспечить потребности внутреннего рынка в случае замещения импорта отечественными товарами. Потребительский рынок области будет заполнен продукцией других областей и регионов. Именно там, в других областях и регионах, на базе Пермской области за счет роста объемов реализации пойдет техническое перевооружение, развитие промышленности, торговли, рост доходов предприятий, населения и бюджетов.
Недооценка требований рыночных условий хозяйствования привела к тому, что промышленный рост в разных отраслях экономики происходил во многом автономно, роль межотраслевых взаимодействий существенно снижена или утеряна. Фактически на территории области сформировался единственный эффективно работающий многоотраслевой территориально-производственный комплекс (ТПК): нефтедобыча - нефтепереработка - нефтяное машиностроение - промышленное строительство для вышеперечисленных отраслей.
Значительным ограничением в функционировании такого ТПК является противоречие экономических интересов региона и собственника. Экономическим интересом собственника является постоянное расширение производственной базы, обеспечивающей расширенное воспроизводство капитала. Отсутствие равнозначной конкурентной среды на территории Пермской области позволяет собственнику ТПК переходить к политике экспансии на рынках, где его конкурентные преимущества не столь однозначны. Поэтому к проблеме снижения эффективности экономики добавляется проблема снижения инвестиций на территории области.
В такой ситуации обновление производственных мощностей в экономике области идет крайне низкими темпами.
Высокую степень износа основных производственных фондов можно отнести к числу основных причин, которые в обозримом будущем будут препятствовать динамичному развитию экономики области. В последние годы снижение степени износа основных фондов произошло только в нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей отраслях и промышленности строительных материалов. Значительно увеличилась степень износа в электроэнергетике и черной металлургии. Ниже 50% степень износа оборудования только в газовой, легкой и пищевой промышленности.
Учитывая, что в 2001 году более 60% всего объема инвестиций в промышленность было направлено в топливно-энергетический комплекс, их снижение усиливает проблему состояния и обновления основных производственных фондов в большинстве отраслей экономики.
Еще одной причиной ухудшения экономической ситуации стала динамика цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, опережающая общую инфляцию. В 2001 году цены в электроэнергетике увеличились в 1,3 раза, тарифы на грузовые перевозки - в 1,9 раза. Прямые затраты на продукцию и услуги естественных монополий составляют в себестоимости - от 13 в нефтедобывающей промышленности до 32% в химической и нефтехимической промышленности.
Все это привело к снижению прибыли предприятий и ухудшению их финансового состояния.
На этом фоне происходит снижение производительности труда. В промышленности области в 2001 г. выработка продукции на одного работника снизилась на 2%.
Но при этом сокращение производства и снижение прибыли предприятий сопровождается ростом реальной заработной платы. Так, за 2001 год она возросла на 13%, увеличивая тем самым затраты на производство и стимулируя инфляцию спроса.
Таким образом, рост заработной платы не подкреплен масштабной модернизацией капитала, ростом производительности труда и конкурентоспособности потребительских отраслей. И этот процесс снижает инвестиционные возможности именно там, где инвестиции необходимы - в трудоемких отраслях, стимулирует расширение потребительского импорта и ввоза потребительских товаров из других областей и регионов.
Существенным фактором, снижающим экономическую и в определенной степени социальную стабильность в области, является активная смена собственников на предприятиях, эффективно функционировавших в 2000-2001 годах. Смене собственников объективно сопутствует снижение объемов и интенсивности инвестиций: старый собственник уже не реформирует производство, новый еще не готов к этому процессу.
Структура финансового рынка области деформирована в результате слабости самостоятельных региональных его участников. Незначительный размер капитала ограничивает потенциальные возможности региональных банков, страховых, лизинговых, инвестиционных компаний. Сложившаяся ситуация, в конечном итоге, тормозит процесс снижения стоимости финансовых услуг, особенно связанных с повышенным риском, делает их недоступными для значительной части хозяйствующих субъектов и населения.
Существующая научно-техническая база представляет собой непродуктивный ресурс, к тому же изрядно изношенный.
Сектор науки и технологии не столько тянет вверх экономический потенциал региона, сколько сложившаяся структура экономических ограничений внедрения новой техники и технологий тянет вниз оставшиеся конкурентные преимущества региональной науки. Учитывая, что мобильность интеллектуальной составляющей в сфере науки и технологий сопоставима с мобильностью финансового ресурса, то к проблеме утечки капиталов добавляются проблемы "утечки" и дисквалификации мозгов.
Таким образом, ни состояние экономики области, ни ее структура не обеспечивают условия устойчивого развития и требуют новых подходов к формированию социальной и экономической политики.
2. Социальные ориентиры стратегического развития Пермской области
Устойчивое социально-экономическое развитие, формирование сильного эффективного региона возможно только на основе социальной консолидации, расширения социальной поддержки действиям органов власти в достижении намеченных целей, вовлечение всех без исключения слоев населения в решение поставленных задач.
В свою очередь социальная консолидация и массовая поддержка власти могут быть обеспечены в том случае, если реальным приоритетом развития станет социально-значимая цель:
существенный рост качества жизни населения, повышение уровня экономической самодостаточности граждан и их семей, защита населения от социально-экономических рисков.
При этом особое внимание уделяется пяти принципам. Первый - равенство, понимаемое как равенство возможностей. Второй - устойчивость, трактуемая как ответственность перед будущими поколениями, которые должны иметь не меньшие возможности для развития, чем и нынешние. Третий - производительность, то есть инвестирование в развитие человеческих ресурсов и в создание такой макроэкономической среды, которая позволит гражданину в максимальной мере реализовать свой потенциал. Четвертый - содействие самостоятельности, позволяющее людям достичь такого уровня индивидуального развития, который дает им возможность осуществить выбор одной из многих альтернатив на основе собственной свободной воли. Пятый - безопасность: создание системы гарантий защиты жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан.
Социальная политика, создающая условия для раскрепощения инициативы наиболее активной части общества при условии сохранения социальных гарантий, при достижении баланса социальных и экономических интересов решает следующие задачи:
формирование экономически активного гражданина, изменение мотивации к труду и преодоление социального иждивенчества;
формирование механизмов предоставления качественных социальных услуг;
защита социально-незащищенных слоев.
Реализация первой задачи предполагает использование следующих методов и механизмов:
обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение дифференциации на основе увеличения заработной платы. Внедрение стимулирующих систем организации труда и заработной платы, нацеленных на конечный результат - реализованную и оплаченную потребителем продукцию. Превращение наемного работника и работодателя в партнеров, совместные усилия которых направлены на достижение устойчивых финансовых результатов;
создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, включение механизмов самозанятости населения и содействие активной политике занятости населения путем разработки механизма софинансирования программ активной политики Пермской области из средств Федерального, областного, местных бюджетов и средств работодателей. Механизм софинансирования должен строиться на принципиально новых условиях: распределение бюджетных средств должно осуществляться через работодателей, создающих увеличение предложения на рынке труда высокоэффективных рабочих мест и способствующих структурной перестройке экономики через занятость населения наиболее производительным трудом;
осуществление мероприятий по социальному развитию села через включение личных приусадебных хозяйств в систему рыночных отношений путем совершенствования торгово-закупочной деятельности;
приоритетность инвестиций в человека, и прежде всего, в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности региона и его инвестиционной привлекательности;
создание систем образования, направленных на обучение навыкам познания, необходимым для достижения благополучия и высокого уровня жизни в условиях экономики, базирующейся на знаниях.
При решении второй задачи следует констатировать, что термин "неудовлетворительный" характеризует все составляющие процесса предоставления и получения социальных услуг:
социально адаптированные слои населения не могут получить услугу нужного качества и в необходимом объеме;
социально незащищенные слои получают услугу по остаточному принципу, что также не позволяет однозначно признавать факт оказания услуги, как таковой;
стороны, оказывающие социальную услугу, не имеют экономической мотивации к труду, так как квалификация и время оказания социальной услуги не соответствуют мере определенного обществом вознаграждения;
распорядитель бюджетных средств имеет низкую эффективность их расходования при неуклонном росте объемов вложений, направляемых на поддержание минимального гарантированного уровня социальных услуг.
Практически реализация второй задачи сводится к созданию экономических и организационных условий предоставления социальных услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют потребностям населения и ресурсам, которыми располагают регион и граждане и обеспечивают переход к модели "субсидиарного финансирования", которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. "Субсидиарное финансирование" требует перераспределения социальной ответственности между государством, некоммерческим (общественным) сектором и бизнесом. При таком подходе граждане, обладающие самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование. Государство, со своей стороны, сохраняет ответственность за предоставление определенной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам.
Реализация третьей задачи предполагает:
укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности и наступления бедности, минимизацию крайней бедности в местах ее концентрации;
развитие реабилитационных и обучающих программ, способствующих реализации экономического потенциала социально уязвимых групп населения и стимулирующих самостоятельные усилия по преодолению бедности;
усиление адресности социальной поддержки: социальная помощь должна оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации. Для этого необходима трансформация социальных льгот и выплат в единое социальное пособие по бедности с установлением доплат малоимущим (домохозяйствам), увеличивающих их доход до уровня бюджета прожиточного минимума (БПМ).
Учитывая вышесказанное, требуется совершенствование процедуры обязательной проверки нуждаемости ее получателей и обязательности использования всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации, а также введение контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства клиента при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, в программах социально-психологической реабилитации и т.п.) и возможность приостановки выплаты социального пособия по бедности в случаях установления по итогам проверки недостоверности представленных сведений.
На региональном уровне должны определяться размеры и виды оказания социальной помощи, а также установление дополнительных условий для получения нуждающимися гражданами социальной помощи:
учет трудового потенциала;
учет имущественного потенциала гражданина (домохозяйства).
3. Приоритеты экономической политики
Достижение основной цели - повышение качества жизни населения - невозможно без соответствующего экономического роста. Критерии формирования и развития экономики должны быть тесно связаны, уравновешены, сопоставимы с реализацией этой цели, то есть паритет между социальными и экономическими процессами должен быть соблюден. Эту взаимную связь отражают показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность региона, которая включает в себя качество жизни населения, эффективность экономических и социальных преобразований, отношение населения к этому процессу, демократичность государственного управления.
Построение модели экономики по критерию инвестиционной привлекательности предполагает активные действия в следующих направлениях:
формирование законодательной и нормативной правовой базы, стимулирующей экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики;
формирование конкурентной среды и поддержка малого предпринимательства;
формирование приоритетных направлений, структурная перестройка экономики области;
повышение эффективности функционирования инфраструктурных отраслей;
формирование полноценного регионального финансового рынка;
реализация стимулирующих функций бюджетной политики.
Указанные ориентиры определяют принципы, методы и инструменты социально-экономической политики области.
3.1. Формирование законодательной и нормативной правовой базы, стимулирующей экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики, достигается за счет внедрения действенных механизмов, регламентирующих защиту прав инвесторов, и подразделяется на:
правовые гарантии;
имущественные гарантии.
Существенным в предоставлении правовых гарантий является признание приоритетности условий инвестирования, оговоренных в инвестиционном договоре, по отношению к последующим принятым на территории области нормативным правовым актам.
Обязательным условием предоставления имущественных гарантий является возмещение инвесторами упущенной выгоды, вызванной неправомерными действиями или бездействием органов государственной власти.
3.2. Целью конкурентной политики является создание среды, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.
Область рассматривается как экономическое единство многоотраслевых ТПК, имеющих различные циклы роста, с целью обеспечения стабильности социально-экономической обстановки в регионе путем создания эффективной системы замещения доходной части бюджета.
Для этого необходимо:
содействовать развитию внутрирегиональной производственной кооперации и интеграции;
максимально использовать возможности реформирования электроэнергетики с целью выстраивания диверсифицированных территориально-отраслевых комплексов;
проводить антимонопольную политику и организовать отраслевую конкуренцию путем аккредитации на территории области равных по экономическому потенциалу структур, в первую очередь вертикально интегрированных;
выстраивать отношения сотрудничества с вертикально -интегрированными структурами с целью обеспечения соответствия имеющегося налогового потенциала фактической доходной части консолидированного бюджета.
3.3. Целью региональной политики развития малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:
повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение его доли в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта, расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий;
усиление роли малого предпринимательства как проводника высоких технологий, обеспечивающих функции интеграции науки и производства;
повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий - рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности.
3.4. Основная цель структурной политики заключается в ликвидации ограничений для развития секторов экономики области, потенциально конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировых рынках. Для этого необходимо изменение пропорций между первичными и конечными секторами экономики, обеспечивающее ускоренное формирование накоплений в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, создание условий, при которых конечные отрасли имели бы возможность привлечения инвестиций. Решающее значение приобретает рост производительности труда и снижение себестоимости материальных факторов производства, развитие ресурсосберегающих технологий под влиянием активизации механизмов рыночной конкуренции.
Начальными мероприятиями в реализации этих направлений должны стать:
организация мониторинга структурных сдвигов в производственной сфере области;
мониторинг состояния и уровня применяемых технологий, определение отраслей и предприятий, не утративших в современных условиях конкурентных преимуществ, а также выявление ограничений роста конкурентоспособности, устранение которых позволит получить максимальный эффект с точки зрения выхода на рынок и активного импортозамещения;
мониторинг рынка (как внутреннего, так и внешнего), позволяющий оценить масштабы существующего и перспективного спроса на различные виды товаров и услуг, требования к их техническому уровню, эксплуатационным и техническим характеристикам, определить конкурентные возможности соответствующих производств.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит провести инвентаризацию и сертификацию технологических процессов выпускаемой продукции, обеспечит качественную основу определения потенциальных возможностей как выпуска дополнительных видов продукции, пользующейся спросом, так и развития производственной кооперации на территории области, округа, России и международных рынках.
Этапы структурной перестройки:
первый этап - оптимизация региональных материальных балансов ввоза и вывоза продукции и услуг. Экономической базой первого этапа является имеющийся региональный социальный, производственно-экономический и природно-ресурсный потенциал. На первом этапе в качестве приоритетных рассматриваются традиционные для Пермской области отрасли: восстановление эффективного территориально-производственного комплекса на базе аэрокосмических отраслей, формирование с целью равномерного размещения и развития производительных сил на территории области интегрированных конкурентоспособных структур в лесной и деревообрабатывающей промышленности, содействие продвижению на мировые рынки продукции предприятий цветной металлургии;
на втором этапе реализации структурной политики будут решаться две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, стимулирование расширения спроса на инвестиционные ресурсы со стороны предприятий - экспортеров и процессов перелива капитала из ресурсодобывающих экспортных секторов в отрасли обрабатывающей промышленности, с другой - содействие максимальному участию региональных производителей оборудования в реализации этих инвестиционных проектов.
Результатом второго этапа должно стать оживление производства в отраслях, смежных с традиционными экспортными сферами, улучшение финансово - экономического положения части машиностроительных предприятий, что позволит им активизировать инвестиционную деятельность и начать программы модернизации своего производства, расширяя спрос на продукцию других отраслей.
Экономической основой развития промышленности на втором этапе является максимальное восстановление внутрирегиональной производственной кооперации и создание эффективных механизмов по критерию распределения конечной стоимости в межрегиональной интеграции.
Важнейшей задачей является создание экономических условий, обеспечивающих переход от второго этапа, связанного с привлечением и эффективным использованием инвестиций, к третьему - непрерывному инновационному процессу. Характеристикой третьего этапа является рост доли затрат на реализацию научно-технических достижений по отношению к расходам на оборудование и строительство.
Реализация третьей задачи обеспечивается:
содействием развитию научного и производственно-технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;
стимулированием опережающего развития высокотехнологичного сектора экономики;
содействием коммерциализации научно-исследовательского потенциала и приспособлением научных и технологических ресурсов к работе по созданию наукоемкой экономики;
ведением регионального банка инновационных проектов, упорядочением защиты и использования объектов интеллектуальной собственности;
определением места региональных органов исполнительной власти в решении проблемы целевого управления инновациями.
3.5. Повышение эффективности функционирования инфраструктурных отраслей предполагает активную политику реформирования энергетики, транспорта, связи и информационных технологий.
3.5.1. Гарантированное и надежное обеспечение промышленных потребителей и населения тепловой и электрической энергией - стратегическая задача. Экономической формой достижения таких гарантий в условиях износа основных фондов предприятий региональной энергетики на 85%, является участие крупнейших потребителей энергии и производителей энергоносителей в акционерном капитале реформируемых предприятий. Решение задачи привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности предопределяет необходимость: участия в разделении конкурентных и монопольных видов деятельности по видам бизнеса и типам объектов, формирования коммерчески эффективных компаний, повышения прозрачности деятельности предприятий электроэнергетики. Достижение поставленных задач на территории области реализуется путем создания диверсифицированных территориально-отраслевых энергетических комплексов. Гарантией устойчивости и эффективности функционирования таких комплексов является отбор инвесторов по технологическому принципу: поставщик энергоресурсов - производитель энергии - потребитель энергии.
Запускаемый в рамках реформирования отрасли механизм ограничения внутрирегиональных тарифов на электроэнергию ценой на ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности) приведет без структурных технологических преобразований к росту цены на теплоэнергию в 2,5 раза, что существенно дестабилизирует социально-экономическую обстановку в регионе.
В этих условиях важнейшей задачей является существенное повышение эффективности теплоэнергетики при минимизации затрат на ее функционирование и развитие. Повышение энергоэффективности предприятий теплоэнергетики области требует комплексного решения экономических, организационных и технических задач и неразрывно связано с повышением общей эффективности функционирования и развития энергетического комплекса.
Одним из способов выхода из сложившейся ситуации является разработка и внедрение программы энергосбережения как системы мер по повышению эффективности использования топлива и энергии и снижению их потерь.
Выстраиваемая структура региональных взаимосвязей - поставщик энергоресурсов - производитель энергии - потребитель энергии получает следующее звено - производителя высокоэффективного энергетического оборудования, который имеет по производственной кооперации свои устойчивые наработанные связи.
3.5.2. Развитие транспортной инфраструктуры области базируется на использовании потенциала транспортно-географического положения области.
Основными задачами развития транспортного комплекса являются:
обеспечение оптимальных транспортных условий для экономических связей области с другими регионами России и внешнеэкономических связей, компенсирующих удаленность геоэкономического положения;
обеспечение территориальной транспортной доступности и мобильности граждан на уровне, гарантирующем доступ к благам и услугам в рамках повседневного, периодического и эпизодического циклов жизнедеятельности людей;
создание условий для прохождения через область конкурентоспособных международных и Федеральных транспортных коридоров;
стимулирование интеграции транспортных и производственно-распределительных процессов.
Будут также приняты меры по совершенствованию системы ценообразования на проведение дорожных работ с целью стимулирования подрядчиков к снижению себестоимости, внедрению экономичных материалов и технологий.
3.5.3. Развитие рынка услуг связи и информационной инфраструктуры.
Для развития почтовой связи на территории Пермской области необходимо решить следующие задачи:
внедрить новые виды услуг: электронный денежный перевод, гибридная почта, организация пунктов коллективного доступа населения к информационным ресурсам сети Интернет на основе построения автоматизированной информационной сети почтовой связи Пермской области;
повысить качество и скорость обслуживания клиентов при расчетах и прохождении почтовых отправлений;
обеспечить сохранность объектов почтовой связи, почтовых отправлений и денежных средств.
Развитие сектора информационных технологий направлено на:
стимулирование развития отраслей экономики, связанных с информационными технологиями;
расширение использования новых информационных технологий в государственном управлении и государственном секторе экономики, включая развитие электронной торговли и информационных технологий правовой среды;
поддержку научных исследований в области информационных технологий.
3.6. Решение задач формирования полноценного регионального финансового рынка предполагает комплекс мер, содействующих как развитию участников финансового рынка, так и активному использованию всех инструментов денежно-кредитной системы:
выстраивание отношений сотрудничества со всеми участниками финансового рынка с целью консолидации деятельности финансовых структур и, прежде всего, банков;
совместные действия Администрации и банков по формированию развитого банковского сектора, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе;
содействие капитализации участников финансового рынка с целью и на условиях расширения объемов кредитования, роста ресурсных поступлений на страховой рынок, усиления роли инвестиционных структур в процессе мобилизации денежных ресурсов;
использование бюджета как источника процентных расходов по кредитам, направленным на инвестиции и структурные преобразования;
разработка комплексной банковско-страховой программы, определяющей совместную работу Администрации, банков и страховых организаций с реальным сектором экономики;
совместные действия Администрации области и инвестиционных организаций по снижению рисков в целях дополнительной защиты прав инвесторов.
4. Основные направления бюджетной политики
Необходимо выделить основные задачи бюджетной политики:
максимальное использование налогового потенциала;
эффективность управления бюджетными ресурсами;
обеспечение выполнения социальных обязательств областной власти и органов местного самоуправления.
4.1. Доходная часть бюджета определяется :
объемом валового регионального продукта;
структурой валового регионального продукта;
налоговой нагрузкой на отрасли;
структурой собираемых в консолидированный бюджет налогов.
Первые три показателя в совокупности определяют налоговый потенциал области, являются основой взаимоотношений с Федеральными органами и Федеральным бюджетом и в высокой степени зависят от перераспределения прибыли в вертикально-интегрированных структурах.
Администрация области в существующих условиях видит своей задачей выстраивание взаимоотношений с вертикально интегрированными структурами, усиление работы с отраслями, налоговый потенциал которых стабилен, но не соответствует объему собираемых налогов, изменение структуры собираемых налогов в пользу стабильных источников - подоходный налог, налог на имущество, налог на землю и т.д. Расширение налогооблагаемой базы региона и его территорий за счет широкого вовлечения земель в систему рыночных отношений, превращение платежей за землю и недвижимость в один из основных и стабильных источников финансовых поступлений в местный и региональный бюджеты - стратегическое направление развития доходных источников бюджета.
4.2. Стимулирование деловой и инвестиционной активности субъектов экономики региона через предоставление налоговых льгот в пределах полномочий органов власти Пермской области.
Целью предоставления льгот должно стать стимулирование инвестиционных процессов. В связи с этим необходимо льготировать все затраты предприятий, связанные с инвестиционным (инновационным) процессом, - от научно-исследовательских разработок до внедрения их на производстве, для чего государственную поддержку на областном уровне осуществлять путем снижения ставок по налогам на прибыль и на имущество в случае осуществления капитальных вложений на территории Пермской области, связанных с приобретением (созданием) основных фондов, нематериальных активов.
4.3. Увеличение объема средств, привлекаемых по Федеральным целевым программам и Федеральной адресной инвестиционной программе, для чего необходимо разработать порядок координации взаимодействия органов власти по привлечению средств соответствующих программ и контроля за их исполнением, а также, в первоочередном порядке, осуществлять финансирование из областного бюджета областных целевых программ, по направлениям реализации которых привлечены средства Федерального бюджета.
4.4. Определение потребности средств на финансирование отраслей:
жилищно-коммунальное хозяйство. Норматив предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг в части текущего содержания, капитального ремонта и водоснабжения рассчитывать по группам территорий области на основе экономически обоснованных затрат, применяя коэффициент благоустроенности и износа жилого фонда, в части тепло- и горячего водоснабжения рассчитывать на основе среднего действующего уровня тарифа на теплоносители по группам территорий области. Создать в областном бюджете резерв на возможное повышение стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в части тепло- и горячего водоснабжения. Расходование средств резерва производить при предоставлении экономического обоснования увеличения стоимости услуг. Четко определить срок и этапы перехода на уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг, определенный Федеральным законодательством.
транспорт. Прекратить дотирование за счет средств бюджета убытков и компенсацию элементов затрат (приобретение подвижного состава) транспортных предприятий. Компенсировать только расходы транспортных предприятий, связанные с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным и областным законодательством. Расходы определять на основе экономически обоснованной стоимости проезда в соответствующем виде транспорта и количества поездок льготных категорий граждан.
агропромышленный комплекс. Средства областного бюджета направлять только на поддержку и развитие эффективного агропромышленного бизнеса. Потребность в бюджетном финансировании сельского хозяйства определять не нормативным способом, а по ежегодно утверждаемым в составе областного бюджета целевым программам.
Расходы в территориях осуществлять согласно общеустановленных и прозрачных правил. Органы местного самоуправления при этом будут выполнять функции департамента агропромышленного комплекса на основании его поручений.
Распределение ресурсов на основе единых критериев позволит провести структурную перестройку в сфере АПК, выделить ту группу убыточных, экономически не устойчивых предприятий, в отношении которых будут созданы механизмы финансового оздоровления.
Необходимо обеспечить дополнительную занятость местных жителей через создание системы закупа продукции от личных подсобных хозяйств.
Кроме того, финансирование на основе программно-целевого метода повысит эффективность организации и проведения конкурсов на закупки сельскохозяйственной продукции, а также позволит повысить эффективность работы специалистов местных органов власти, в соответствии с утвержденными приоритетами развития АПК и правилами его финансирования.
отрасли, оказывающие услуги "социального" характера (здравоохранение, образование, культура и искусство, социальная политика). Основными направлениями повышения эффективности расходования средств должны стать мероприятия по оптимизации сложившейся сети бюджетных учреждений и повышению доли платных услуг, оказываемых обеспеченным слоям населения области.
Для этого необходимо нормативные показатели сети и социальные нормы установить на уровне экономически обоснованных и документально подтвержденных расчетов, Федеральных стандартов. В целях смягчения и распределения во времени социальных последствий от сокращения сети бюджетных учреждений выделить из нормативов минимальной бюджетной обеспеченности расходы на заработную плату и учесть необходимый временной лаг, возникающий при приведении фактической сети к оптимальной. При этом организация конкретной работы по оптимизации сети должна осуществляться на основе комплексных планов (программ) развития соответствующих отраслей с разбивкой по территориям области. Программы должны учитывать возможность межотраслевой и межтерриториальной кооперации, что необходимо для принятия решений об объединении на одной имущественной базе социальных учреждений разных отраслей или создание межтерриториальных центров оказания услуг;
расходы капитального характера (бюджет строительства объектов социальной инфраструктуры). Средства бюджета должны распределяться на основании потребностей территорий и отраслей, зафиксированных в соответствующих комплексных программах развития. Критерии отбора и приоритеты, процедура рассмотрения заявок, алгоритм принятия решений должны быть понятными, прозрачными и на долгосрочной основе закреплены Законом Пермской области;
дорожный ремонт и строительство. Финансовое обеспечение строительства, ремонта и содержания дорог должно определяться в пределах определенных Федеральным законодательством источников территориального дорожного фонда. Потребность в финансировании расходов на содержание и ремонт дорог должна определяться по нормативным показателям, учитывающим состояние дорожного покрытия и экономически обоснованную стоимость ремонта; решения о финансировании работ по строительству дорог - приниматься по принципу экономической эффективности.
областные целевые программы. Из программ расходы не капитального характера (на текущее содержание объектов) должны быть исключены. В первоочередном порядке подлежат финансированию программы, по которым Пермская область включена в число получателей средств по Федеральным целевым программам (принцип софинансирования). Необходимо увеличить до 5% от величины доходов консолидированного бюджета объем средств, выделяемых на областные целевые программы.
4.5. Мероприятия в сфере межбюджетных отношений.
4.5.1. В целях обеспечения населения всех территориальных образований области гарантированным набором социальных услуг в рамках всех территорий необходимо установить понятие минимального бюджета с включением в него расходов на выплату заработной платы, расходов на текущее содержание сети учреждений в пределах установленных нормативных показателей сети и социальных норм, рассчитанных по нормативам минимальной бюджетной обеспеченности, расходов на реализацию Федеральных и областных нормативных правовых актов.
Такой минимальный бюджет территории в процессе бюджетного регулирования должен быть обеспечен доходами на 100%.
С целью полного, достоверного учета потребности и гарантированного финансового обеспечения расходов на выплату зарплаты фонд оплаты труда с начислениями работников бюджетной сферы должен выделяться из норматива минимальной бюджетной обеспеченности и определяться ежегодно прямым счетом в разрезе территорий с отражением указанных сумм в законе о бюджете и закреплением обязательств и ответственности глав местного самоуправления за их полное и своевременное финансирование.
4.5.2. В целях наиболее рационального распределения налогов между уровнями бюджетной системы необходимо все доходы консолидированного бюджета разделить на три условные группы:
устойчивые налоговые источники (подоходный налог, платежи за пользование природными ресурсами (кроме налога на добычу углеводородного сырья), налог на имущество, земельные платежи);
нестабильные налоговые источники (налог на прибыль, налог на добычу углеводородного сырья);
неналоговые доходы и налоговые источники, формирование которых зависит от результатов деятельности органов местного самоуправления (налог на имущество физических лиц, сбор на содержание милиции).
В процессе регулирования доходы первой группы оставлять в территориях для гарантированного обеспечения минимальных бюджетов.
Доходы второй группы (кроме налога на прибыль по муниципальной ставке - 2%) преимущественно оставлять в собственно областном бюджете. Рассчитывая их по минимальному уровню, обеспечивать обязательные расходы областного бюджета:
содержание областной сети учреждений;
финансовая помощь органам местного самоуправления;
исполнение Федеральных и областных нормативных правовых актов;
минимально необходимый объем финансирования бюджета развития, бюджета строительства и областных программ.
В случае поступления дополнительных доходов второй группы, распределять их по направлениям, заранее оговоренным при утверждении бюджета:
увеличение объема финансирования бюджета строительства, бюджета развития и областных целевых программ;
формирование резервов;
иное.
Доходы третьей группы вывести из регулировки, оставить в местных бюджетах и создать тем самым для территорий источник финансирования расходов, не предусмотренных минимальным бюджетом.
4.5.3. Необходимо изменить механизм экономического стимулирования территорий, для чего ввести и закрепить на постоянной основе следующие правила:
все доходы третьей группы выводятся из регулировки, весь их прирост остается в органах местного самоуправления;
полученные в течение года дополнительные доходы по всем видам налогов не изымаются, суммы дотаций не пересматриваются;
экономия, полученная в результате проведенных органами местного самоуправления мероприятий по оптимизации бюджетных расходов сверх расходов, закрепленных в областном бюджете, не учитывается при регулировках в последующих периодах, и остается в местных бюджетах;
4.5.4. Изменение принципов ответственности органов местного самоуправления.
Поскольку изложенными выше правилами предусматриваются гарантии области по финансированию минимальных местных бюджетов, права и полномочия органов местного самоуправления, обеспечение местных бюджетов собственными доходными источниками, необходимо четко определить обязанности и ответственность органов местного самоуправления и конкретно их глав.
Обязательства и система контроля должны быть возложены как минимум по двум параметрам:
своевременность выплаты зарплаты;
недопущение прироста кредиторской задолженности (в перспективе - снижение кредиторской задолженности в соответствии с требованиями, определяемыми областным законодательством).
5. Оптимизация территориального развития
Территориальная дифференциация уровня и особенностей социально-экономического развития в Пермской области достаточно велика, поэтому устойчивый экономический рост невозможен без оптимизации территориальных пропорций, без глубокой проработки и активной реализации целенаправленной территориальной политики.
Особая роль в социально-экономическом развитии Пермской области принадлежит г. Перми. В перспективе его роль, как интегрирующего звена, будет возрастать, трансформируясь качественно.
Город необходимо освобождать от непрофильных функций, не требующих применения высококвалифицированного, наукоемкого труда. Эти функции должны развиваться в городах и поселках Пермской агломерации, населенных пунктах других территорий области, становясь основой экономического возрождения данных поселений. В первую очередь это касается промышленно-производственных функций (машиностроение, применяющее труд средней и низкой квалификации, часть легкой, пищевой, деревообрабатывающей отраслей, строительного комплекса производственного назначения).
Требует решения проблема перегруженности областного центра транспортными транзитными функциями, для осуществления которых используются дорогие городские земли, в том числе в центральной части города (станция Пермь-Сортировочная, часть порта Пермь).
С большей интенсивностью в Перми должны развиваться функции, наиболее профильные для города с численностью населения около 1 млн. чел. ("столичные"). К ним относятся:
деловые, финансовые;
научные и образовательные;
промышленные (преимущественно на основе высоких технологий);
информационно-телекоммуникационные;
культурные (сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала);
спортивные, туристические, рекреационно-развлекательные.
Важное условие реализации намеченных направлений - ориентация на открытость и современные методы экономики, усиление экономических, научных, культурных связей Перми с крупнейшими центрами Урала, Приволжского Федерального округа, участие в международных программах, открытость для инвестиций и готовность для их принятия.
Наряду с трансформацией функциональной структуры областного центра в ближайшие годы должна решаться проблема более равномерного распределения функций, связанных с предоставлением разного рода услуг населению и производственной сфере, по территории области. В первую очередь за счет их развития в городах - центрах социально-экономических микрорайонов (округов). Социально-экономические микрорайоны (округа) являются наиболее рациональной формой пространственной организации общества внутри области и представляют собой целостное образование, объединяющее несколько административных районов (городов и районов Пермской области).
Административное закрепление социально-экономических микрорайонов в настоящее время - насущная необходимость. Его отсутствие - одна из основных причин безрезультатности проводимых отраслевых и бюджетных реформ. У существующих низовых административных территорий нет стимула зарабатывать дополнительные средства, так как у "донора" излишек забирается и перераспределяется через областной бюджет, хотя эти средства (при закреплении микрорайонов) могли бы напрямую идти на поддержку непосредственных соседей донора, являющихся дотационными.
Таким образом, административное закрепление резко снизит количество дотационных территорий, оптимизирует направление многих финансовых потоков, усилит концентрацию финансовых и материальных ресурсов там, где они необходимы для решения насущных проблем.
Сочетание областного центра с субцентрами (центрами микрорайонов) позволит передать ряд политических, экономических, социальных и культурных функций непосредственно на места, разгрузить крупнейшие города от чрезмерной концентрации промышленности. Одновременно центры микрорайонов предоставят гораздо больше возможностей населению тяготеющих к ним территорий по сравнению с существующими сегодня райцентрами.
Социально-экономические микрорайоны (округа) должны создаваться на основе всестороннего учета сложившихся социальных, торговых, культурных, трудовых, родственных и экономических взаимосвязей.
На территории области центры многих микрорайонов реально уже существуют. Это так называемые межрайонные центры, в которых замыкаются многие социальные и хозяйственные связи тяготеющих к ним территорий (Кунгур, Березники, Чайковский и др.).
Правильность данного подхода подтверждает и тот факт, что ряд Федеральных органов власти изменяют свою функциональную структуру в этом направлении. В первую очередь - Министерство по налогам и сборам Российской Федерации. Подобным образом выстраивают территориальную организацию своих учреждений и банковская система. В то же время в данном случае опять преобладает отраслевой подход. В результате центры окружного уровня, выделяемые разными отраслевыми подразделениями могут не совпадать, что неизбежно приведет к снижению эффективности управленческой деятельности на территориях.
Следует отметить, что в пользу административного закрепления округов свидетельствует и то, что для каждого социально-экономического микрорайона в современной ситуации характерен свой набор специфических, ключевых проблем, требующих первоочередного решения.
6. Заключение
Достижение основной цели - существенный рост качества жизни населения, повышение уровня экономической самодостаточности граждан и их семей, защита населения от социально-экономических рисков - с учетом потенциала и условий развития Пермской области, возможно при организации управления экономикой области по критерию инвестиционной привлекательности.
Настоящий документ предлагает основные стратегические направления социально-экономического развития Пермской области. При этом он не носит директивного характера. Это своего рода договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, корпорации, общественные организации и жители области добровольно принимают на себя определенные обязательства. Поэтому Основные направления стратегического развития Пермской области адресованы всему региону.
В документе определены ориентиры и показаны перспективы для всех структур гражданского общества: для бизнеса, органов управления, населения, потенциальных инвесторов. При этом Основные направления стратегического развития не подменяют и не отменяют другие виды концепций, программ и планов. Они не являются ни комплексной программой, ни планом мероприятий, а определяют развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для области направлениях. Если в результате широкого общественного обсуждения документ будет принят, его положения могут стать основой для последующей разработки концепций, программ, соглашений, отражающих отраслевые и территориальные особенности, специальные методы, инструменты и этапы конкретных действий.
Высокие темпы социально-экономического развития во многом будут зависеть от реализации предлагаемых стратегических направлений в программных документах развития территорий области. Консолидация усилий при разработке организационных, экономических и правовых рычагов воздействия на процессы мобилизации ресурсов, размещение инвестиций, оптимизацию хозяйственных процессов в каждом муниципальном образовании и в целом по области обеспечит успешное достижение поставленной цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 26 сентября 2002 г. N 388 "Об основных направлениях стратегического развития Пермской области"
Текст постановления опубликован в Бюллетени Законодательного Собрания и Администрации Пермской области от 3 декабря 2002 г. N 9