Законодательное Собрание Пермской области постановляет:
1. Принять Концепцию политики Пермской области по развитию малого предпринимательства на 2002-2006 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания |
Н.А.Девяткин |
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 17 октября 2002 г. N 430
Концепция
политики Пермской области по развитию малого предпринимательства
на 2002-2006 годы
1. Введение
2. Состояние и проблемы развития МП
3. Цели, задачи и принципы государственной политики в сфере МП
4. Основные направления и механизм государственной и муниципальной
поддержки МП в Пермской области
4.1. Основные приоритеты государственной и муниципальной
поддержки в сфере МП на период 2002-2006 гг.
4.1.1. Приоритетные направления государственной поддержки МП
4.1.2. Система мер реализации государственной и муниципальной
поддержки в сфере МП
4.1.3. Территориальные особенности государственной и муниципальной
поддержки развития МП
4.1.4. Отраслевые особенности государственной и муниципальной
поддержки МП
4.2. Механизм государственной и муниципальной поддержки развития
трудовых отношений и увеличения занятости в сфере МП
4.3. Меры по развитию материально-технической базы МП
4.4. Меры государственной и муниципальной поддержки кооперации
крупных и малых предприятий
4.5. Меры по развитию инфраструктуры поддержки МП
4.6. Меры по развитию системы институтов инвестиционной
и финансово-кредитной поддержки МП
4.7. Меры и инструменты государственной и муниципальной
поддержки информационного обеспечения в сфере МП
4.8. Меры государственной и муниципальной поддержки формирования
благоприятной социально-психологической среды МП
5. Заключение
1. Введение
1.1. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Пермской области (далее - Концепция) представляет собой единую систему взглядов на цели, принципы и приоритеты в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Пермской области в сфере малого предпринимательства.
1.2. Малое предпринимательство (далее - МП) выступает в качестве одной из тех сфер хозяйственной деятельности, где наиболее эффективно реализуются инструменты политики, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на развитие социально-экономического комплекса Пермской области в интересах всего населения региона. Это достигается за счет того, что:
нормативная правовая база позволяет более гибко и действенно воздействовать на МП по сравнению с крупными предприятиями именно на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и другие механизмы воздействия, регулируемые областными и местными нормативными правовыми актами);
МП быстрее отвечает на воздействия и изменение среды функционирования;
МП реагирует на самые незначительные изменения, практически отсутствует порог чувствительности (незначительное стимулирование не заинтересует крупное предприятие, а в среде МП найдется кто-нибудь, для кого данная возможность будет существенной);
высокие адаптационные возможности МП, которое заполняет более мелкие ниши рынка, позволяет проводить более узкие адресные воздействия;
МП распределены по территориям более равномерно: крупные предприятия на небольшой территории не образуют всего отраслевого спектра, в то время как диапазон видов деятельности МП существенно шире;
МП, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность, решает социальные вопросы. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом, формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции.
1.3. В рассматриваемый период времени для МП приоритетными являются выполнение социальной функции и формирование конкурентной среды.
Проведение согласованной и должной государственной и муниципальной политики в Пермской области позволит обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект, заключающийся в:
формировании среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества;
создании новых рабочих мест, в том числе для молодежи, военнослужащих, уволенных в запас, и незащищенных слоев общества;
обеспечении снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
1.4. Благоприятное развитие МП в интересах всего населения и экономики области требует от органов государственной власти и местного самоуправления специальных планомерных действий с учетом специфики функционирования малого бизнеса, в т.ч. через создание специальных условий, инструментов и институтов.
1.5. Концепция является базовым документом, лежащим в основе разработки и принятия комплексных целевых программ государственной поддержки МП в Пермской области и иных нормативных правовых актов.
2. Состояние и проблемы развития МП
2.1. Несмотря на успехи, достигнутые в развитии МП в России в целом и Пермской области в частности, этот важнейший сектор экономики до сих пор не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие области ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения. В 2001 году в сфере МП было занято 4-5% экономически активного населения области, что более чем в 2 раза уступает общероссийскому показателю. Количество МП на 1000 жителей в Пермской области также явно недостаточно - 2,7 единицы, в то время как данный показатель в целом по России составляет 6 единиц, по Приволжскому Федеральному округу - 4 единицы.
Недостаточному уровню развития МП в Пермской области способствует ряд причин и сдерживающих факторов:
объективные трудности экономики переходного периода;
недостаточный уровень мер государственной поддержки и развития МП либо неадекватность и непоследовательность предпринимаемых действий. Доля налоговых платежей субъектов МП в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет области в 2001 году составила 11%, при этом объем средств, выделенных на поддержку МП, составил 0,02% средств областного бюджета;
нестабильность местного и Федерального законодательства;
усложненность системы налогообложения;
недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как "консервация" личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов;
несоответствие уровня первоначальных затрат на создание производств реальному уровню дохода населения и др.
Эти общие для любого типа бизнеса проблемы в МП особенно остры, так как затраты на администрирование малого бизнеса не соответствуют масштабам его деятельности.
2.2. Анализ имеющегося в Пермской области опыта развития МП показывает, что существуют необходимые предпосылки для реализации эффективной политики государственной поддержки МП, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития. К этим предпосылкам относятся:
законодательное закрепление статуса МП как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;
наличие ряда элементов системы поддержки МП, находящихся на разных стадиях формирования, успешно функционирующих в промышленно развитых странах или в регионах России с высоким уровнем развития предпринимательства;
принятие Государственным Советом Российской Федерации Концепции государственной политики в сфере МП.
3. Цели, задачи и принципы государственной политики в сфере МП
3.1. Целью государственной политики развития и поддержки МП является создание политических, правовых и экономических условий для более динамичного развития МП, обеспечивающих:
повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе МП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса;
повышение темпов развития МП как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли МП в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.
3.2. Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере МП должны быть решены следующие задачи:
формирование правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие сферы МП;
финансовое обеспечение государственной и альтернативной (внебюджетной) поддержки МП;
создание и поддержка инфраструктуры, позволяющей малому бизнесу получать услуги и ресурсы (подготовка кадров, информация маркетингового характера, аудиторские и юридические услуги т.п.) на бесплатной или частично платной основе. Решение данной задачи позволит уравнять шансы малого бизнеса с другими группами хозяйствующих субъектов и поддержать адаптационный потенциал МП;
снижение издержек, обусловленных функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;
сокращение доли теневого оборота в МП;
стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом;
дополнительная поддержка малого бизнеса на областном и местном уровне в некоторых отраслях с целью преодоления моноспециализации, негативно сказывающейся на социально-экономическом положении области.
3.3. К основополагающим принципам государственной поддержки МП относятся:
приоритетная государственная поддержка субъектов МП, способных самостоятельно вести предпринимательскую деятельность;
предоставление государственной поддержки субъектам МП на условиях конкурсного отбора с учетом значимости и необходимости их проектов, продукции или услуг;
адресность мер поддержки;
целевой характер и эффективность использования средств поддержки;
предоставление средств государственной поддержки на условиях софинансирования проектов и производств в сфере МП;
дифференцированный подход при проведении государственной политики поддержки в отношении субъектов МП с учетом отраслевых и территориальных особенностей;
использование мер селективной (избирательной) поддержки МП с учетом нормативно закрепленных приоритетов государственной политики (территориальных, отраслевых, социальных).
4. Основные направления и механизм государственной
и муниципальной поддержки МП в Пермской области
4.1. Основные приоритеты государственной и муниципальной поддержки
в сфере МП на период 2002-2006 годы
4.1.1. Приоритетные направления государственной поддержки МП
В целом для МП Пермской области в рассматриваемый период приоритетными направлениями поддержки являются:
стимулирование развития трудовых отношений в малом предпринимательстве, обеспечивающих социальную защищенность наемных работников и социальную ответственность работодателей;
развитие материально-технической базы МП и освоение инновационных технологий;
развитие кооперации крупных и малых предприятий, кооперации малых предприятий;
развитие государственной и негосударственной инфраструктуры поддержки МП;
развитие системы институтов инвестиционной и финансово-кредитной поддержки МП;
организация информационного обеспечения в сфере МП;
формирование благоприятной социально-психологической среды.
4.1.2. Система мер реализации государственной и муниципальной поддержки в сфере МП
В рассматриваемый период органы государственной власти Пермской области и органы местного самоуправления проводят в отношении МП политику, ориентированную на стратегию роста, либо стратегию развития с тем, чтобы к концу 2006 года на большинстве территорий преобладала политика стратегии развития.
Под политикой, ориентированной на стратегию роста, понимается протекционистская и стимулирующая политика в отношении МП, направленная на простой экстенсивный рост и совпадающая с интересами развития социально-экономического комплекса Пермской области.
Под политикой, ориентированной на стратегию развития, понимается решение задач повышения эффективности сектора малого бизнеса (интенсивный рост) через умеренное государственное регулирование с тем, чтобы формирующаяся конкуренция самостоятельно продиктовала "кому быть, а кому не быть" на рынке в качестве субъекта хозяйствования.
В качестве основных мер (инструментов) государственной и муниципальной поддержки МП органы государственной власти Пермской области и органы местного самоуправления используют:
инструменты налоговой политики, включающие налоговые льготы, налоговые кредиты и др.;
инструменты бюджетной политики, включающие бюджетные кредиты, бюджетные субсидии и субвенции, бюджетные инвестиции и др.;
инструменты кредитной политики, включающие субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, кредитование субъектов МП, предоставление государственных и муниципальных гарантий субъектам МП по банковским кредитам и др.;
информационную поддержку, предусматривающую создание благоприятной информационно-коммуникативной среды для эффективного функционирования и взаимодействия субъектов МП;
инфраструктурную поддержку, предусматривающую оптимальную организацию системы услуг для малого бизнеса;
организация конкурсного размещения госзаказов МП на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд области либо организация конкурсного размещения госзаказов на крупных предприятиях с условием субподряда для малых предприятий.
нормативно-правовые средства поддержки. Основной целью нормативно-правовой поддержки субъектов МП на период до 2006 года является формирование условий для развития предпринимательской среды на основе адресного характера механизмов поддержки.
Для реализации политики поддержки МП на областном и муниципальном уровнях важным является применение системного подхода и использования программно-целевого метода, в т.ч.:
установка общего порядка разработки, согласования, утверждения и выполнения программ поддержки предпринимательства;
нормативное определение порядка выделения, получения и использования бюджетных средств на разработку и выполнение программ поддержки МП;
нормативное закрепление проведения конкурса отбора участников для разработки и выполнения программы;
нормативное определение единой для участников конкурса состава отчетной и плановой документации.
Довести финансирование мероприятий по поддержке МП из средств областного и местных бюджетов к 2006 году до уровня не ниже среднероссийского.
4.1.3. Территориальные особенности государственной и муниципальной поддержки развития МП
Развитие МП на территории конкретных муниципальных образований осуществляется с использованием мер государственной и муниципальной поддержки, ориентированных на учет территориальных особенностей.
Территориальный аспект политики в сфере МП предполагает сочетание мер поддержки на областном и муниципальном уровнях.
Областной уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов МП в области и методологическую разработку механизмов поддержки.
Целью деятельности институтов областной поддержки МП является создание максимально привлекательных условий для возникновения в Пермской области многопрофильной "малой экономики": в промышленном производстве, строительстве, торговле, транспорте, связи, сферах инноваций и высоких технологий, услуг предприятиям и населению. Эта работа должна стимулировать появление МП в городских районах и поселках в таких видах деятельности, как бытовое обслуживание, коммунальные услуги, благоустройство территории, ремонтно-строительные работы, торговля и общепит, социально-культурная сфера. Областная Администрация призвана поддерживать благоприятный инвестиционный климат и сосредоточивать финансовые ресурсы, необходимые для решения хозяйственных задач территории.
Необходимо проведение территориального районирования муниципальных образований Пермской области по двум основным направлениям: с точки зрения основных целей развития субъектов МП для развития территории и с точки зрения условий для развития МП. Критерием районирования в первом случае станет характеристика сложившегося территориального экономического комплекса показателей структуры и результативности имеющегося МП. Во втором случае необходимы качественные характеристики среды МП в районе в совокупности со статистическими данными о месте субъекта МП в решении социальных вопросов территории.
Муниципальный уровень обеспечивает адресность мер и мониторинг их эффективности. Именно на уровне местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки малого бизнеса, здесь же нужно вести работу с конкретными проектами, отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.
Это предполагает, с одной стороны, активное участие органов местного самоуправления в решении глобальной задачи - создание путем диалога с исполнительными органами государственной власти Пермской области системы, в рамках которой осуществляется разделение ответственности за реализацию областной политики в отношении МП средствами бюджетов обоих уровней. С другой стороны, формирование автономной финансовой базы требует от них эффективного использования на цели содействия предпринимательству уже имеющихся финансовых ресурсов, а также привлечения финансовых средств из других внешних источников.
Различный уровень развития территорий ставит перед органами местного самоуправления разные цели использования поддержки МП для социально-экономического развития:
моноотраслевым городам необходимо расширять свою экономику с целью ослабления зависимости от градообразующих предприятий, используя стратегию роста для субъектов МП в сфере новых отраслей и услуг населению, а также стратегию развития для МП, обслуживающих достаточно развитые отрасли;
сельскохозяйственным и неосвоенным районам необходимо развивать любые формы экономической деятельности МП, создающих рыночную и социальную инфраструктуру; ведущая стратегия - стратегия роста;
депрессивным районам необходимо решить проблему безработицы среди достаточно квалифицированной рабочей силы; специальные меры по формированию всех видов самозанятости, бизнес-инкубированию и ясной системы имущественной поддержки стартующих малых предприятий должны сочетаться с всемерной поддержкой размещения предпринимателями, зарегистрированными в других муниципальных образованиях, филиалов своих производств на данной территории. В отношении филиальной сбытовой и торговой сети должна использоваться стратегия развития;
экономически развитым территориям необходимо повышать доходы бюджета и конкуренцию на рынке. Основная цель - формирование предсказуемой муниципальной политики и уменьшение дискриминации малого бизнеса крупным. Стратегически перспективным представляется также создание объектов специализированной финансовой и общерыночной инфраструктуры для субъектов МП. Основная стратегия - стратегия развития.
Система мер муниципальной поддержки субъектов МП может включать в себя:
создание в структуре муниципальных органов управления отдела (сектора) предпринимательства;
специализированные или комплексные организации инфраструктурного сопровождения поддержки МП;
функционирование общественного экспертного совета по МП;
муниципальную программу поддержки субъектов МП;
муниципальный мониторинг развития субъектов МП;
нормативно-правовое и информационное обеспечение мер по развитию МП;
план мероприятий по участию муниципального образования в областной и Федеральной программах развития субъектов МП.
Повышение квалификации специалистов муниципальных отделов по развитию МП и методическое обеспечение их деятельности должно осуществляться в рамках и средствами областной программы развития МП в Пермской области.
Муниципальная программа поддержки и развития МП должна быть взаимоувязана с государственными программами поддержки предпринимательства (Федеральной и областной).
Программа должна быть реалистичной, то есть выполнимой с точки зрения обеспеченности местными ресурсами.
Источниками средств могут выступать:
средства местного бюджета и местного (или межрайонного) Фонда развития предпринимательства;
муниципальное имущество, а также привлеченные по конкурсу средства областного и Федерального фондов поддержки МП;
внебюджетные источники (кредиты банков, инвестиции, средства предпринимателей).
4.1.4. Отраслевые особенности государственной и муниципальной поддержки МП
Отраслевой аспект политики поддержки МП предполагает разработку первоочередных мер государственной и муниципальной поддержки МП в достаточно узко выделенных приоритетных отраслях. Приоритетным является развитие малых предприятий в инновационной сфере, АПК, жилищно-коммунальном хозяйстве, производстве продуктов питания, социально значимых услуг, народных промыслах и ремесленничестве (прежде всего, в части надомного труда).
Поддержка субъектов МП в агропромышленном комплексе
Для более полной реализации возможностей и повышения эффективности деятельности субъектов МП в сфере агропромышленного комплекса необходимо:
развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производства, интегрирование сельскохозяйственных субъектов МП с перерабатывающими и обслуживающими предприятиями;
облегчение выделения им средств на приобретение технологического оборудования и производственных ресурсов через механизмы льготного кредитования и лизинга, государственные субсидии, а также содействие межфермерской кооперации по переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции;
развитие сферы торгово-закупочных услуг с более широким использованием механизмов потребкооперации;
содействие в создании кооперативов по агрохимическому, зооветеринарному и производственно-техническому обслуживанию крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов МП в сельском хозяйстве;
увеличение объема информационно-консультационных услуг, оказываемых крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим субъектам МП в сельском хозяйстве.
Поддержка субъектов МП в сфере НИОКР
Развитие инноваций и предпринимательства в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) является насущной необходимостью для Пермской области с ее мощным научным комплексом и одновременно низкой в настоящий момент конкурентоспособностью научных кадров на рынке труда.
Механизмами привлечения МП к активизации инновационного потенциала промышленности могут стать научно-техническое сотрудничество и венчурное финансирование, а также кооперация крупного и малого бизнеса в сфере НИОКР.
Для решения задач активизации инновационного предпринимательства необходимо создать соответствующие экономические условия, а также обеспечить прямую финансовую поддержку приоритетных разработок, например, используя потенциал финансово-промышленных групп и взаимодействие Пермской области с фондами, учреждаемыми государством и объединениями предпринимателей: Российским фондом фундаментальных исследований, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Поддержка МП в сфере ремесленничества и народных промыслов
Развитие МП в сфере ремесленничества и народных промыслов является:
одной из наиболее простых форм начала предпринимательской деятельности в связи с относительно невысокой затратностью данного вида производственной деятельности;
эффективным способом удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах;
механизмом сохранения культурного своеобразия Пермской области в части народных и художественных промыслов.
Развитие ремесленничества требует создания системы обслуживания и инфраструктурного сопровождения непосредственного производственного процесса, в том числе:
решения вопроса о получении статуса ремесленного производства для возможности реализации продекларированных льгот;
обеспечения доступа субъектов МП к сырьевым ресурсам, в т.ч. через создание специализированных предприятий по его добыче;
создания системы инкубирования бизнеса, маркетингового сопровождения, обучения персонала ремесленных производств специализированными организациями;
целенаправленного развития внешнеэкономической деятельности и развития торговых марок традиционных ремесел Пермской области.
Поддержка МП в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Цели развития субъектов МП в сфере жилищно-коммунального хозяйства вытекают из необходимости перевода жилищно-коммунального хозяйства региона на рыночные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг.
При реализации поддержки субъектов МП в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимы:
проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья, проведения капитального ремонта, выполнения специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора и др.) с целью развития конкуренции среди подрядных организаций на получение заказа на обслуживание жилья от управляющей компании;
создание бизнес-инкубаторов для осуществления деятельности обслуживающих организаций и предпринимателей, организация ателье проката оборудования, создание единой информационной базы об организациях в сфере ЖКХ, их услугах и ценах и др.
4.2. Механизм государственной и муниципальной поддержки
развития трудовых отношений и увеличения занятости в сфере МП
4.2.1. Пермская область заинтересована в создании новых рабочих мест в секторе МП. При этом под созданием новых рабочих мест понимаются все виды занятости: постоянная, временные формы занятости, полная и частичная, а также самозанятость.
4.2.2. Работники малого бизнеса должны быть в равной мере защищены в сфере трудовых прав, как и другие категории трудящихся граждан Пермской области. Необходимо предусмотреть возможность проведения специальных мер при регистрации субъектов малого бизнеса по изменению соотношения в организационно-правовых формах МП от индивидуальных предпринимателей в сторону юридических лиц.
Все дополнительные (по отношению к установленным Федеральным законодательством) меры прямой адресной поддержки субъектов МП на территории Пермской области в целом должны быть согласованы с политикой развития трудовых отношений и увеличения занятости. Они могут быть применены к субъекту МП только в случае его обязательств по увеличению рабочих мест.
4.2.3. Основные меры по реализации политики развития трудовых отношений и увеличения занятости в сфере МП:
внедрение форм постоянного мониторинга трудовых отношений в секторе МП с участием государственных органов по труду и социальной защите, органов статистики, фонда социального страхования и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства;
организация эффективного взаимодействия органов государственной службы занятости и предпринимательских сообществ, в т.ч. заключение договоров о сотрудничестве между центрами занятости и объединениями ассоциаций предпринимателей;
в отношении предпринимательских объединений политика Пермской области должна строиться на основе:
методического и административного содействия любой самоорганизации предпринимателей и созданию новых объединений;
содействие распространению в МП современных рыночных трудовых отношений, основанных на принципах социального партнерства. С этой целью разработать и внедрить пакет типовых форм минимальной кадровой документации с распространением их через районные Администрации, ассоциации предпринимателей и т.п.;
разработка и внедрение системы государственной поддержки добровольного социального страхования индивидуальных предпринимателей.
4.3. Меры по развитию материально-технической базы МП
4.3.1. Ситуация с материально-техническим обеспечением субъектов МП неблагоприятна, а это влечет за собой ряд негативных явлений, которые следует учитывать при предоставлении мер государственной и муниципальной поддержки:
специфический для малого бизнеса барьер входа на рынок - следовательно, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны содействовать понижению этого барьера для субъектов, в отношении которых требуется увеличивать уровень занятости;
формирование такой структуры затрат, которая делает невыгодным производство социально значимых товаров и услуг - следовательно, предоставление льгот должно сопровождаться расчетами объема производства подобных услуг;
специфические риски (небольшие объемы продаж), связанные с "жизненным циклом продукта" для инновационных предприятий и предприятий в сфере научно-технического обслуживания - следовательно, целесообразно предоставление им льгот в первые три года в уменьшающихся объемах (кроме центров поддержки инноваций). В дальнейшем Пермская область вправе рассчитывать на получение ими финансового результата от эффективно ведущейся деятельности;
издержки в виде затраченных ресурсов, которые могут быть использованы в качестве внутренних инвестиций в приоритетных отраслях - следовательно, предоставление льгот обеспечивает более динамичный рост в тех отраслях, которые необходимы хозяйственному комплексу Пермской области.
4.3.2. Повышение эффективности использования государственного областного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов МП необходимо осуществлять за счет реализации следующих мер:
создание на областном и муниципальном уровнях реестров и целевых фондов нежилых помещений (в том числе - объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях;
установление специальных условий (с возможностью применения льгот) и порядка передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной областной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
содействие в создании складской, транспортной, снабженческо-сбытовой инфраструктуры, а также инфраструктуры мелкооптовых баз;
обеспечение реализации на областном и муниципальном уровнях принципа "одного окна" для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами предпринимательства (определение единого органа, установление единого перечня документов, а также предельных сроков рассмотрения заявок);
установление порядка зачета в качестве уплаты арендной платы средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений;
введение для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;
упрощение процедуры и порядка, а также установление нормативных сроков оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов.
4.4. Меры государственной и муниципальной поддержки
кооперации крупных и малых предприятий
4.4.1. Осознание крупными предприятиями Пермской области важности развития кооперации с малым бизнесом является важным фактором поддержки субъектов МП. В связи с этим данные вопросы необходимо включать в программы взаимодействия органов власти Пермской области и органов местного самоуправления с предприятиями, в частности при решении вопросов реструктуризации, погашения задолженности перед бюджетом и т.п.
4.4.2. Включение потенциала МП в процессы развития интеграции и формирования стратегического партнерства в целях устойчивого развития хозяйственных систем необходимо проводить через механизмы подрядного кооперирования (субконтрактинг), совместного производства и выполнения государственных заказов.
4.4.3. Необходимым является участие малых предприятий в создании гибких организационных структур, которое максимально повысит долгосрочную эффективность крупных предприятий Пермской области.
Выбор стратегии и соответственно схемы взаимодействия определяет вид применяемого механизма реструктуризации. Путем включения механизмов выкупа, аренды, различных форм лизинга и франчайзинга в процессы формирования гибкой организационной структуры предприятия осуществляется эффективное использование площадей и имущества, а также других имущественных прав крупных предприятий, высвобождаемых в процессе их реструктуризации, перепрофилирования или применения к ним процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Для обеспечения данных видов взаимодействия актуальным является развитие систем управления качеством производства на малых промышленных предприятиях, а также создание и обеспечение эффективного доступа МП к специализированным базам и банкам информационных данных.
4.4.4. Градостроительные решения промышленных зон должны предусматривать выделение земли для размещения малых предприятий, желательна организация технопарков. Такая работа может проводиться крупными предприятиями, имеющими лишние производственные площади и землю.
4.4.5. При разработке областных лизинговых и франчайзинговых схем отдавать приоритет проектам, предусматривающим использование оборудования, производимого крупными предприятиями области.
4.5. Меры по развитию инфраструктуры поддержки МП
Решение задач по развитию инфраструктуры поддержки МП должно включать в себя следующие мероприятия:
формирование областной системы учреждений инфраструктуры поддержки МП. Аккредитовать в данной системе специализированные организации поддержки МП, коммерческие и некоммерческие организации, способные оказывать широкий спектр услуг субъектам МП. Внедрять разнообразные формы обеспечения развития системы услуг для малого бизнеса;
определение центров плановых убытков: работа с начинающими предпринимателями, инновационными предприятиями, инкубирование бизнеса, оказание ряда услуг предпринимателям в приоритетных отраслях и др. В отношении оказания данного типа услуг осуществлять систему грантовой поддержки таких проектов, а также финансирование деятельности базовых организаций, занимающихся методическим и информационным обеспечением данной деятельности;
финансирование отдельных проектов и работ с компенсацией затрат их исполнителям;
развитие специализированных областных организаций государственной и муниципальной поддержки МП в качестве методических и информационных ресурсных центров.
4.6. Меры по развитию системы институтов инвестиционной
и финансово-кредитной поддержки МП
4.6.1. Главной целью финансовой политики Пермской области в отношении малого бизнеса является создание благоприятного положения малых предприятий на рынке финансово-кредитных ресурсов.
4.6.2. Выбор методов государственной и муниципальной поддержки предпринимательства определяется:
принципом наибольшего эффекта и отдачи в виде роста объемов выпускаемой продукции и налоговых поступлений;
приоритетами в осуществлении лишь первоначального инвестирования, позволяющими в дальнейшем обеспечить самофинансирование текущих расходов либо обеспечить привлечение внебюджетных источников.
4.6.3. В целях расширения возможностей доступа малых предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, целесообразно организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:
содействие созданию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам МП;
содействие созданию и развитию муниципальных фондов поддержки МП, расширение практики реализации в рамках их деятельности программ микрокредитования малого бизнеса;
субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов МП коммерческими организациями. Возможность предоставления различных льгот кредитным организациям, финансирующим инвестиционные проекты субъектов МП в части налогообложения доходов, получаемых от осуществления указанных операций;
внедрение в сфере МП типовых схем финансовой аренды (лизинга);
содействие привлечению внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес, в т.ч. внебюджетных гарантийных фондов;
развитие венчурного финансирования инновационных проектов МП;
организация ипотечного кредитования субъектов МП или лиц, желающих начать собственную предпринимательскую деятельность;
апробация и внедрение системы формирования кредитных историй предприятий (в том числе малого бизнеса) специализированными организациями (кредитными бюро) в целях упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков.
4.7. Меры и инструменты государственной и муниципальной
поддержки информационного обеспечения в сфере МП
4.7.1. В целях повышения эффективности функционирования сектора МП в системе развития экономики необходимо предусмотреть в областной и муниципальных программах поддержки МП следующие меры:
в программы поддержки предпринимательства включить информационное обеспечение предпринимательства как одно из приоритетных направлений поддержки малого бизнеса;
анализ имеющихся и создание при необходимости специализированных банков информации по функциональным направлениям;
определение принципов и организационных механизмов доступа к информации предпринимателей (для отдельных категорий субъектов МП бесплатно и на льготных условиях);
организация (в рамках программ) семинаров, выставок, ярмарок для МП. Обобщение и распространение успешного опыта деятельности МП;
развитие сети консультационного сервиса для субъектов МП в рамках системы учреждений инфраструктуры поддержки субъектов МП;
организация комплексной системы деловых связей и производственной кооперации субъектов МП области и других субъектов Российской Федерации, участие в разработке и реализации межрегиональных программ поддержки МП;
содействие организации и деятельности третейского суда для оказания помощи предпринимателям в их деятельности и разрешении экономических споров.
4.7.2. Для целей стимулирования развития новых малых производственных предприятий необходимо облегчить доступ начинающим субъектам МП к технологиям, производственным помещениям, необходимой технологической и организационной информации.
Решение данной задачи предполагает формирование единого областного информационного банка данных. Сбор информация должен осуществляться по следующим основным направлениям:
технологии с коротким циклом производства и оборудовании, предназначенным для МП;
производители и поставщики продукции производственно-технического назначения, поставщики сырья;
свободные производственные площади;
требования и стандарты в сфере материального производства.
4.7.3. Необходимо осуществлять целенаправленную деятельность (в т.ч. средствами программ поддержки МП) по повышению имиджа предпринимателей и имиджа Пермской области в системе поддержки МП в межрегиональных экономических ассоциациях, Федеральном округе, Федеральных правительственных и иных органах, в международных организациях.
4.8. Меры государственной и муниципальной поддержки
формирования благоприятной социально-психологической среды МП
В целях формирования благоприятной социально-психологической среды МП необходимо следующее:
учреждение ежегодной премии Губернатора Пермской области за развитие малого предпринимательства лучшим предпринимателям и лицам, развивающим систему государственной и муниципальной поддержки субъектов МП;
организация изучения и мониторинга социально-экономических процессов и социально-психологического климата в МП;
организация целевых теле- и радиопрограмм о МП;
пропаганда идей предпринимательства и общественных объединений МП;
содействие в формировании и развитии профессиональных гильдий предпринимателей;
содействие в формировании партнерских отношений предпринимательского сообщества, обществ защиты прав потребителей МП.
5. Заключение
5.1. На протяжении более 12 лет МП в Пермской области сформировалось как самостоятельный сектор экономики, обрело правовой статус, продемонстрировало возможности, заявило о правах и проблемах. Однако, несмотря на осознание той важной роли, которую МП может играть в социально-экономическом развитии области и улучшении жизни ее жителей, проблемы, проявившиеся в самом начале становления МП, остаются в основном нерешенными до сих пор.
5.2. Данная Концепция определяет основные принципы, приоритеты, критерии и методы формирования и реализации системы мер политики в отношении МП, обеспечивающих благоприятные условия для создания и развития субъектов МП в интересах населения области.
В этом случае возможно обеспечение устойчивости развития МП, повышение эффективности его работы, развитие сектора МП наряду с экономикой области в целом, формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 17 октября 2002 г. N 430 "О концепции политики Пермской области по развитию малого предпринимательства на 2002-2006 гг."
Текст постановления опубликован в Бюллетени Законодательного Собрания и Администрации Пермской области от 15 января 2003 г. N 1