Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Основные проблемы, ресурсы и предпосылки
социально-экономического развития города
1.1. Состояние экономической базы города
Структура экономической базы. Пермь - крупнейший промышленный центр Прикамья. Экономика Перми занимает ведущие позиции среди муниципальных образований Пермской области по многим показателям. В Перми производится более 40% выпуска промышленной продукции Пермской области. Особенностью пермской экономики являются тесные технологические и экономические связи городских предприятий и фирм с предприятиями соседних регионов. Город демонстрирует ведущие в области показатели предпринимательской активности.
По показателям производства промышленной продукции, оборота розничной торговли, объема платных услуг на душу населения Пермь существенно превосходит среднероссийский уровень. Лишь объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, на душу населения в Перми почти в 2 раза меньше чем в среднем по стране. В отраслевом разрезе доминирующим в экономике Перми является промышленное производство, которое обеспечивает 38,8% рабочих мест в городе (2001 г.).
За период с 1997 по 2002 гг. численность занятых в промышленности Перми сократилась на 19 тыс. чел. (5,4%), при этом выпуск промышленной продукции вырос на 120,7% (в сопоставимых ценах 1997 г.).
В отраслевой структуре занятости в промышленном производстве 50% приходится на машиностроение и металлообработку. В то же время в отраслевой структуре выпуска промышленной продукции эта отрасль занимает второе место (в 2001 г. предприятиями отрасли произведено 23% от общего объема выпуска промышленности), а первое принадлежит топливной промышленности (39% от общего объема выпуска промышленности). Это свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы в данных отраслях.
Особое место в машиностроении принадлежит предприятиям военно-промышленного комплекса. К середине 1990-х гг. крупнейшие предприятия отрасли стали осваивать выпуск продукции гражданского назначения. В настоящее время на многих предприятиях ВПК Перми значительную долю выпуска составляет гражданская продукция.
Быстрый рост производства в 1997-2001 гг. наблюдался в химической и нефтехимической промышленности: в 2001 г. этими отраслями было произведено продукции на 97,3% больше чем в 1997 г. (в сопоставимых ценах 1997 г.). Рост производства сопровождался почти двукратным увеличением выпуска продукции на одного занятого.
Инвестиционная активность. Инвестиционный климат определяется инвестиционным потенциалом - способностью территории "впитать" и затем "переварить" инвестиционные вливания - и совокупностью инвестиционных рисков, т.е. рисков инвесторов не вернуть вложенные на данной территории инвестиции "1". Города представляют собой фокусные точки региональных инвестиционных рынков, которые аккумулируют инвестиционный потенциал регионов и во многом определяют их инвестиционный климат. Это верно и для Перми.
В 2001 г. инвестиции в основной капитал пермских предприятий увеличились в 1,4 раза по сравнению с 2000 г.
В 2002 г. доля собственных средств пермских предприятий в общем объеме инвестиций составила 52%. Это свидетельствует об инвестиционной активности и готовности города к инвестированию, несмотря на ограниченность и неустойчивость инвестиционных потоков извне. Бюджетные инвестиции в 2002 г. составили 17,9% от общего объема инвестиций.
При существующей в настоящее время ограниченности бюджетного финансирования, а также недостатке собственных финансовых ресурсов у предприятий и организаций немаловажную роль в дальнейшем оживлении инвестиционного процесса играет привлечение иностранного капитала. В течение 2002 года предприятия города получили 78,3 млн. долларов США и 217,3 млн. рублей (в долларовом эквиваленте 85,1 млн. долларов США) иностранных инвестиций (это на 11,9% меньше чем в 2001 г.). Поступления распределились в основном на предприятия промышленности и связи. Наиболее активными странами-инвесторами были США (38,4% всех поступлений), Великобритания (12,1%), Германия (12,7%) и Китай (8,4%).
Развитие предпринимательства и малого бизнеса. Малый бизнес в городской экономике - важнейший стабилизирующий фактор в кризисных ситуациях и важнейший катализатор в условиях экономического роста.
По уровню развития малого предпринимательства Пермь близка к среднероссийским показателям: около 20% всех занятых работают на предприятиях малого бизнеса (в среднем по России - 17%). В 2001 г. в организациях малого бизнеса области были заняты более 78 тыс. чел.
В последние годы в Перми, благодаря усилиям администрации, направленным на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, а также благодаря сложившейся после кризиса 1998 года конъюнктуре происходил рост предпринимательского сектора экономики. Прирост в 2002 составил 16,5% (малые предприятия) и 26,6% (частные предприниматели) по отношению к 2000 г.
Очень важный ресурс развития предпринимательства в Перми, которым не обладает большинство российских городов - активная социальная позиция самих предпринимателей и высокая способность к самоорганизации для решения различных проблем.
Пермь обладает существенным ресурсом высококвалифицированных кадров при наличии сильных ВУЗов, предприятий и учреждений, и в городе немало людей, готовых заниматься самостоятельным бизнесом. Вместе с тем, существуют и серьезные препятствия для развития предпринимательства. Развитие предпринимательства в городе сдерживают в первую очередь внешние факторы - несовершенство налогового законодательства, административные барьеры.
Инфраструктура финансовых услуг. Пермь является финансовым центром Пермской области - более 80% кредитных учреждений области сосредоточено в Перми.
Местная банковская система Перми развита явно неудовлетворительно. В этом состоит основная проблема пермской инфраструктуры финансовых услуг. Так, суммарный объем собственного капитала банков, зарегистрированных в Пермской области (всего 891,5 млн. руб.), сопоставим с показателями отдельных банков, находящихся в конце первой сотни общероссийского рейтинга. Региональные лидеры - банки "Пермкредит" и "Уральский финансовый дом" - занимают в этом рейтинге 346-е и 350-е места соответственно.
Следствием подобной ситуации является высокая зависимость кредитно-финансовой инфраструктуры Перми от банков федерального масштаба, имеющих в городе мощную сеть филиалов. Эти филиалы берут на себя значительную часть функций местного банковского сектора. Всего в регионе действует 28 банков, головные офисы которых находятся в других регионах, причем 24 из них представляют московские банки.
В целом можно заключить, что в Перми имеется достаточный потенциал для развития банковского сектора, обусловленный устойчивым экономическим и политическим положением города.
"1" Общепринятых определений инвестиционных потенциалов и инвестиционных рисков не существует. В аналитическом отчете авторы опираются на определения, чаще всего использующиеся в российской экономической терминологии и специализированных средствах массовой информации.
1.2. Муниципальные финансы
Среди факторов, благоприятствующих реализации Основных направлений, следует отметить, что г. Пермь не зависит от финансовой помощи из областного бюджета. Бюджетная обеспеченность в г. Перми (5561,2 руб. на чел. в 2002 г.) значительно превышает средний уровень по городам России (3700 руб. на чел.). Негативное влияние на ряд мероприятий может иметь нестабильность нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов, а также нестабильность поступлений по ряду налогов.
В г. Перми ведется работа по определению приоритетных направлений по реформированию и совершенствованию бюджетного сектора, управления общественными финансами на каждый год. В 2002 г. приоритетные направления деятельности администрации города в области финансов и бюджета заключались в следующем:
- организация работ по мобилизации доходов и выявлению резервов по повышению наполняемоести доходной части бюджета, в том числе за счет неналоговых поступлений;
- усиление контроля за качественным планированием на стадии формирования проекта бюджета и составления смет расходов;
- работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам составления и исполнения бюджета.
Все заявленные мероприятия необходимы для совершенствования управления муниципальными финансами, однако отсутствие комплексной программы, разработанной на несколько лет, с определением целей и задач, конкретных мероприятий, планируемых результатов не позволяет определить, в каком направлении будет проходить реформирование муниципальных финансов в дальнейшем. Вместе с тем необходимо отметить, что этот процесс во многом зависим от внешних факторов.
Из анализа за ряд последних лет видно, что с 2000 г. идет сокращение доходов бюджета в сопоставимых ценах при одновременном росте расходов, что негативно сказывается на возможности исполнения бюджетных обязательств.
В расчете на душу населения доходы бюджета города в течение анализируемого периода росли в текущих ценах, а в сопоставимых ценах начиная с 2000 г. доходы на душу населения постоянно снижались.
За период с 1999 г. по 2002 г. структура доходов бюджета г. Перми существенно изменилась, что связано с изменениями в налоговом законодательстве. Главным источником доходов бюджета на протяжении трех лет являлись налоговые доходы. В 2000 году доля налоговых доходов составляла 80% от всех доходов, что на 17% больше чем в 1999 году. Данное изменение произошло за счет увеличения поступлений от регулирующих доходов. В 2001 г. доля налоговых доходов в совокупном объеме доходов бюджета города снизилась на 2% по сравнению с 2000 г. и составила 78%. В 2002 г. ситуация изменилась в худшую сторону, т.к. доля налоговых доходов упала до 69,5% от всех доходов. Данный показатель на 5% меньше планируемого объема доходов на 2002 г.
Финансовая помощь из вышестоящего бюджета за анализируемый период времени состояла в перечислении средств на компенсацию расходов, вызванных реализацией федеральных законов, законов Пермской области и на финансирование областной целевой программы (2000-2002 гг.). Средства на реализацию федеральных законов, финансирование по которым предусмотрено в областном бюджете, поступают в полном объеме. Доля безвозмездных перечислений в объеме резко сократилась в 2000 г. по отношению к 1999 г. - на 19,3%, что связано с ростом собственных доходов бюджета. В текущих ценах объем безвозмездных перечислений сократился.
Нормативы отчислений от региональных регулирующих налогов.
Удельный вес регулирующих налогов в собственных доходах бюджета г. Перми в 1999 г. составил 44,2%. В 2000 г. он увеличился до 58,9% и в 2001 г. возрос до 91,0%. В 2002 г. отмечается снижение до 58,6%.
Нормативы отчислений от регулирующих налогов в бюджет г. Перми на протяжении 1999-2002 гг. постоянно меняются, что затрудняет процесс планирования доходов.
Основные налоговые доходы бюджета г. Перми.
Структура налоговых доходов бюджета г. Перми в период 1999-2002 гг. ежегодно менялась. Наиболее значимые изменения коснулись налога на прибыль и местных налогов.
На протяжении всего анализируемого периода за исключением 2002 г. доля налога на прибыль предприятий и организаций в совокупном объеме доходов стремительно увеличивалась. В 1999 г. доля налога на прибыль в совокупном объеме доходов бюджета составила 9,4%. В 2000 г. доля указанного налога увеличилась до 26,3%, а в 2001 г. возросла до 62,3%, что в значительной степени повлияло на увеличение доли налоговых доходов в совокупном объеме доходов. Практически налог на прибыль стал основным источником налоговых доходов бюджета.
В 2002 году произошло резкое снижение доли налога на прибыль - в 3 раза по сравнению с 2001 г., что связано с изменением нормативов отчислений в бюджет города и сокращением поступлений от основных налогоплательщиков вследствие проводимой ими налоговой оптимизации. Доля налога на прибыль в собственных доходах бюджета упала ниже уровня 2000 г. и составила 19%. По сравнению с 2001 г. объем поступлений в текущих ценах снизился на 69%, а в сопоставимых ценах на - 77,3%.
В 1999-2002 гг. стабильно уменьшалась доля местных налогов в собственных доходах бюджета. В 2002 г. доля местных налогов в собственных доходах бюджета снизилась до 2,4%.
На протяжении 1999-2002 гг. доля подоходного налога с физических лиц в совокупном объеме доходов оставалась наиболее стабильной по сравнению с другими налоговыми доходами. В 2002 г. подоходный налог с физических лиц стал лидировать по объему поступлений. В реальном выражении поступления в бюджет от подоходного налога в 2002 г. выросли на 22%, а в сопоставимых ценах снизились на 10,6%.
Удельный вес неналоговых доходов в объеме собственных доходов бюджета г. Перми постоянно рос на протяжении 1999-2002 гг. В 1999 г. они составили 4,8%, в 2000 г. - 5,6%, в 2001 г. - 6,5%, а в 2002 г. - 10%. Основную долю в объеме неналоговых доходов занимают доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Функциональная структура расходов.
Наибольший удельный вес в объеме расходов бюджета г. Перми занимают расходы на финансирование социально-культурной сферы. Вторым по приоритетности направлением расходов является жилищно-коммунальное хозяйство.
При незначительном росте в 2000 г., доля расходов на ЖКХ в расходах бюджета в 2001 г. и 2002 г. снизилась соответственно на 10% и 3,5%. В структуре расходов бюджета доля расходов на ЖКХ составила в 2001 г. 26,1%.
Отраслевые расходы на протяжении анализируемого периода снизились с 8,7% в 1999 г. до 3,6% по итогам 2002 г. Отраслевые расходы представляют собой средства, в основном направляемые на дотирование муниципальной экономики с целью поддержания предприятий и защиты их от конкуренции, поэтому признаются неэффективными, и тенденция к их снижению расценивается как положительная.
Расходы на финансирование образования на протяжении всего анализируемого периода занимали наибольший удельный вес в объеме расходов социально-культурной сферы бюджета г. Перми. В 1999 г. расходы на образование составили 53,6% расходов социально-культурной сферы, в 2002 г. - 53,2%.
Расходы на финансирование здравоохранения и физкультуры составляют второй по величине раздел социально-культурной сферы. В 1999 г. расходы на здравоохранение и физкультуру составили 32,3% расходов социально-культурной сферы, в 2002 - 43,4%.
Расходы на финансирование культуры, искусства и кинематографии занимают незначительный удельный вес в расходах социально-культурной сферы. В 1999 г. удельный вес указанных расходов составил 1,9%, в 2002 г. - 1,8%.
Расходы на финансирование социальной политики за 1999-2001 гг. заметно снизились. Если в 1999 г. доля расходов на социальную политику в общем объеме расходов социально-культурной сферы составляла 12,2%, то в 2000 г. - 1,9%, 2001 г. - 2,1%, в 2002 г. - 1,6%.
Основную долю расходов бюджета г. Перми составляют расходы текущего характера. В 1999 г. они составили 90,1% совокупного объема текущих и капитальных расходов бюджета, в 2000 г. - 83,1%, в 2001 г. - 86,8% и в 2002 г. - 89,4%.
Наибольший удельный вес в объеме расходов бюджета города занимают возмещения муниципальным предприятиям и организациям и расходы на заработную плату с начислениями на ФОТ. В 1999 г. преобладали расходы на возмещение убытков предприятиям и организациям (30,1% от текущих расходов), тогда как в 2001 и 2002 гг. стали преобладать расходы на заработную плату (соответственно 31,8% и 37,6% от текущих расходов).
Структура капитальных расходов.
На протяжении всего анализируемого периода основную долю капитальных расходов составляли расходы на капитальный ремонт, т.е. на поддержание существующей инфраструктуры. Доля расходов на капитальный ремонт в общей сумме капитальных расходов в 1999-2000 гг. оставалась на одном уровне. В 2002 г., после незначительного снижения в 2001 г. (3,5%) доля расходов выросла и составила 53,8%.
Доля расходов на капитальное строительство в 1999-2002 гг. постоянно снижалась. В 1999 г. расходы на капитальное строительство составили 38,9% в общей сумме капитальных расходов, в 2000 г. - 30,8%, а в 2001 г. - 25,7% и 2002 г. - 23%. Следует отметить, что по данной статье расходов в 2000-2001 гг. финансировались объекты незавершенного строительства. В сопоставимых ценах расходы на капитальное строительство, произведенные в 2001 г., составили лишь 65,2% от уровня аналогичных расходов, произведенных в 2000 г., а в 2002 г. - 56,4% от уровня расходов 2001 г.
Доля расходов на приобретение оборудования и предметов длительного пользования в объеме капитальных расходов росла на протяжении 1999-2001 гг. и в 2001 г. увеличилась практически в 3 раза по сравнению с 1999 г. и составила 26%. В 2002 г. доля расходов по данному виду расходов снизилась до 23,2%.
Кредиторская задолженность бюджета.
В 1999 г. кредиторская задолженность бюджета г. Перми составляла 34,2% доходов бюджета. В 2000 и 2001 гг. уровень кредиторской задолженности по отношению к доходам бюджета снизился до 20%. Основную долю кредиторской задолженности бюджета г. Перми составляет задолженность по учреждениям здравоохранения, что свидетельствует о значительных объемах ежегодного недофинансирования расходов данной отрасли. В 1999 г. доля задолженности по учреждениям здравоохранения составила 33,4% в объеме кредиторской задолженности бюджета города, а в 2002 г., несмотря на увеличение финансирования здравоохранения (в 3 раза в текущих ценах по сравнению с 2001 г.), эта доля выросла на 12,9%.
Следует отметить, что в г. Перми нет задолженности по заработной плате и достаточно низкая доля задолженности по оплате коммунальных услуг - 5,6% от задолженности бюджета на 01.01.03.
На втором месте по уровню задолженности бюджета находится задолженность бюджета по ЖКХ, которая по состоянию на 01.01.03 составила 27,4% от задолженности бюджета. В основном это задолженность по возмещению убытков предприятиям и организациям, идущая на покрытие убытков и дотирование отрасли (64,1%), и по благоустройству (21%).
Следует отметить, что посредством кредиторской задолженности искусственно занижается реальный объем дефицита бюджета, так как кредиторская задолженность представляет собой неисполненные обязательства бюджета, исполнение которых в срок и в полном объеме при неизменном уровне доходов увеличило бы дефицит бюджета.
Дефицит бюджета, источники финансирования дефицита бюджета и долговая политика.
В 1999 г. бюджет г. Перми был исполнен с дефицитом в размере 0,2% к объему доходов без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета, а в 2002 г. дефицит составил 2,9%.
В 2001 году основным источником финансирования дефицита бюджета стали поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доля которых составила 66,6% в объеме источников финансирования дефицита бюджета. В 2002 г. финансирование дефицита осуществлялось, как и в 2001 г., за счет остатков на счетах на 01.01.02 и поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Финансирование дефицита бюджета, главным образом за счет средств от продажи муниципального имущества, является неблагоприятным фактом, так как влечет за собой заметное уменьшение активов города. В бюджете г. Перми на 2001 год средства от продажи муниципального имущества для целей финансирования дефицита бюджета были запланированы на уровне 10,8 млн. рублей. Фактически же продажа муниципального имущества в 2001 г. осуществлена на сумму 43,1 млн. рублей, а в 2002 г. - на сумму 37,9 млн. рублей.
1.3. Уровень жизни населения. Состояние социальной сферы
Демографическая ситуация. Текущая демографическая ситуация в Перми характеризуется устойчивым снижением численности населения, что сопоставимо с ситуацией в большинстве российских городов и субъектов Федерации. За последнее десятилетие (1991-2001 гг.) численность населения Перми ежегодно сокращалась в среднем на 5 тыс. чел. (0,5% населения). К концу 2001 г. она составила 1008,3 тыс. человек.
Главным фактором сокращения численности населения города является естественная убыль: смертность населения Перми стабильно превышает рождаемость. Впрочем, векторы динамики основных компонентов естественного движения населения в течение десятилетия менялись. Так, в 1991-1993 гг. рождаемость снижалась, а смертность росла, и падение общей численности населения было максимальным. Затем численность населения несколько замедлила снижение, т.к. рождаемость стабилизировалась, а смертность пошла на убыль. С 1999 г. рождаемость проявила тенденцию к росту (с 1998 по 2002 гг. рождаемость увеличилась на 27%, в то время как смертность - на 23%).
В настоящее время по своим демографическим показателям Пермь уступает и России в целом, и Пермской области (не считая показателя смертности населения).
Положительным фактором и одним из существенных ресурсов социально-экономического развития Перми является рост доли населения в трудоспособном возрасте. По данным за 2001 год на 100 человек в трудоспособном возрасте в городе приходилось 58 человек - в нетрудоспособном (по России в целом - 67 "2").
Занятость населения. В течение последнего десятилетия в Перми наблюдается сокращение занятости в производственной сфере за счет роста занятых в отраслях услуг. Так, с 1995 по 1998 гг. доля занятых в промышленности сократилась на 3,6%, в строительстве - более чем в полтора раза (с 8,8% до 5,6%). При этом выросли доли занятых в образовании, культуре и искусстве (на 2,4%), в управлении (на 1,9%), в ЖКХ и бытовом обслуживании (почти на 0,9%). В последние три года имела место обратная тенденция: процент занятых в промышленности незначительно вырос (сходные тенденции в этот период характерны для всей российской экономики), а в образовании, культуре и искусстве, ЖКХ и бытовом обслуживании и на транспорте - сократился.
С 1997 г. в городе наметилась тенденция последовательного сокращения числа официально зарегистрированных безработных. Еще сильнее снизилось число долгосрочных безработных. Очевидно, что этому способствовало оживление рынка труда, выразившееся в увеличении количества вакансий у службы занятости: его пик пришелся на 2000 г. - 6101 вакансия против 3943 вакансий в 1999 г. и 3065 вакансий - на конец 2002 г. В настоящее время уровень регистрируемой безработицы в Перми является одним из самых низких среди городов - центров регионов, входящих в Приволжский федеральный округ (ниже только в Оренбурге - 0,4% и в Нижнем Новгороде - 0,53%), и ежегодно сокращается.
Материальное положение населения. Для современной России, а равно и Перми, характерно отсутствие усредненного типа потребителей. В настоящее время в результате серьезных экономических, политических и социальных изменений, охватывающих все слои общества, произошло его расслоение и формирование социальных групп с различным уровнем благосостояния: бедности, выживания и достатка.
Совершенно очевидно, что эти группы различаются не только уровнем материального благосостояния, но у них разная система ценностей и приоритетов, разные предпочтения и потребительский спрос.
Номинально среднемесячные душевые доходы в Перми за последние десять лет неуклонно растут, однако абсолютные цифры в данном случае слабо отражают реальную ситуацию, так как параллельно росту денежных доходов растут цены на товары и услуги, потребляемые населением.
Средняя заработная плата в 2002 г. составила 5500,0 руб., однако, по отраслям экономики заработки существенно разнятся. Самая высокая в Перми среднемесячная заработная плата отмечается в банковской сфере - в 3,3 раза выше, чем средняя зарплата по городу, однако доля населения, занятого этой деятельностью, невелика (около 1% от общей численности занятых). Основной вклад в городской фонд заработной платы вносит промышленность, занимающая второе место по уровню оплаты труда в городе. Самый же низкий уровень зарплат имеют работники бюджетной сферы (врачи, учителя, работники культуры).
По сравнению с 1996 г. к 2002 г. структура расходов населения изменилась: выросла доля расходов на покупку товаров и обязательные платежи, сократились доли расходов на оплату услуг и покупку иностранной валюты. До кризиса 1998 г. она росла, что было связано, в первую очередь, с начавшимся ростом реальных доходов населения. В 1998 г. произошло резкое сокращение доли расходов на покупку валюты, связанное с удорожанием валюты и падением реальной покупательной способности населения. Тенденция постоянного сокращения расходов на покупку валюты наблюдалась и все последующие после кризиса годы. К 2001 г. доля этих расходов опустилась до 5%, а в 2002 г. составила 3,5%.
При формировании социальной политики, в частности социальной защиты населения, нельзя оставлять без внимания тот факт, что:
1. Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции повышения уровня реальных доходов населения, уровень бедности населения Перми продолжает оставаться довольно значительным. Численность граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, только по причине малоимущности составляла в 2002 году 57,5 тыс. чел. (5,7% от общего числа горожан). За прошедший год число горожан, получивших различные виды помощи, увеличилось на 28% (это 34,2% от числа лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты населения).
2. В зону бедности попали не только социально незащищенные слои (пенсионеры, безработные, многодетные семьи и т.п.), но и значительная часть работающего населения (доля работающих в общей численности малоимущих составляет порядка 60%).
3. Население, попавшее в зону бедности, в целом пока сохраняет относительно высокие стандарты образования и здравоохранения, нормы обеспеченности капитальными благами (жильем, товарами длительного пользования), что существенно сглаживает социальные последствия низких доходов и экономического неравенства.
4. Зона бедности характеризуется низкой мобильностью: большое количество получателей социальной помощи в городе составляют несамодостаточные малоимущие граждане с выработанной годами иждивенческой позицией.
5. Характерной чертой бедности явилось формирование механизма самовоспроизведения ее застойной формы, одним из элементов которого стало снижение социальных, в т.ч. потребительских запросов.
Обеспеченность жильем. Анализ возможностей развития ипотечного жилищного кредитования. Ситуация с обеспеченностью населения жильем в Перми в целом относительно благополучна по российским меркам: последние годы наблюдался устойчивый рост данного индикатора. Однако, объемы ввода нового жилья в 1998-2000 гг. падали в душевом исчислении. В 2001 г. городская администрация, обеспокоенная подобным положением дел, провозгласила жилищное строительство основным приоритетом, следствием этого явился резкий - практически двукратный - рост ввода жилья по сравнению с предыдущим годом (всего в 2001 г. было введено 314,9 тыс. кв. м).
Но этот всплеск имел разовый характер: уже в 2002 г. объемы жилищного строительства снизились на 52,6% по сравнению с 2001 годом. Строительная отрасль не сумела привлечь достаточные суммы банковских инвестиций вследствие неразвитости такой формы услуг.
Ветхий жилищный фонд Перми, по данным на начало 2001 г., составлял 766 строений с общей жилой площадью 108813,6 кв. м, в которых проживало 5366 семей. В основном, к ветхим относятся дома дореволюционной постройки, но к ним приближаются и "пятиэтажки", построенные в 1960-х гг.
В настоящее время одной из главных проблем, стоящих перед муниципалитетом, является обеспечение жильем работников бюджетной сферы. В администрации города более тысячи семей учителей и врачей стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Для обеспечения только этой части муниципальной очереди в течение ближайших пяти лет необходимо вводить ежегодно не менее 200 квартир.
Для жилищного рынка Перми характерна ситуация, при которой цены на жилье на первичном и вторичном рынках примерно одинаковы. Средняя цена одного квадратного метра жилья на первичном рынке, по данным на середину 2002 г., составила 413 долларов США (13 тыс. руб.), на вторичном - 382 доллара США (12 тыс. руб.). Средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади составила в 2002 г. 10307 рублей.
Коэффициент доступности жилья "3" для населения Перми составляет в среднем 5,1, что соответствует средней доступности жилья по России. При сложившихся в Перми средних доходах граждан доступность ипотечных кредитов для граждан Перми существенно ограничена их платежеспособностью и достаточно высокой стоимостью жилья как на первичном, так и на вторичном рынках. Решение проблемы увеличения количества граждан, способных улучшить жилищные условия с помощью ипотечного кредита, требует комплекса мер, связанных со снижением стоимости жилья, повышением уровня доходов населения.
Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Система здравоохранения г. Перми включает в себя 27 муниципальных больничных учреждений и 36 поликлинических учреждений, в которых работают 4826 врачей и 7533 средних медицинских работников (данные 2002 г.). Их профиль разнообразен: медико-санитарные части, городские больницы, детские больницы, стоматологические поликлиники, диспансеры, центр восстановительного лечения детей, центр планирования семьи и репродукции населения и др. Всего в городских больницах развернуто 9,8 тыс. коек, на которых в год получают лечение 237,2 тыс. больных.
Кроме того, к системе здравоохранения города относятся такие муниципальные учреждения, как "Бюро медицинской статистики - информационно-аналитический центр", центр медицинской профилактики и Пермское медицинское училище. Имеется городская станция скорой медицинской помощи с 10 подстанциями, круглосуточно работают 77 врачебных бригад, из них 26 специализированных.
В то же время финансируется здравоохранение в Перми явно недостаточно. На данный сектор все рассматриваемые годы приходилось менее 20% средств бюджета города.
Уровень детской (младенческой) смертности - не только показатель развитости здравоохранения, но и один из признанных косвенных индикаторов уровня жизни населения вообще - имеет устойчивую тенденцию к снижению. Безусловно, это является хорошим знаком. Но тревогу вызывает рост детской инвалидности; любопытно, что в 1999 г. смертность выросла, а инвалидность, напротив, снизилась, но в дальнейшем векторы обоих показателей сменились на противоположные.
Известно, что занятия физической культурой и спортом - один из наиболее эффективных способов противостояния болезням и стрессам. Однако сегодня ситуация такова, что население в основной своей массе не осознает значения физической культуры и спорта в формировании полноценной и здоровой жизни.
Недостаток материальных средств и спортивных сооружений, внимания к здоровому образу жизни со стороны средств массовой информации, узость нормативно-правовой базы отрасли, отсутствие стимулов для привлечения внебюджетных средств в отрасль резко понижают эффективность деятельности физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций.
Для изменения ситуации необходимы скоординированные и целенаправленные действия со стороны органов власти, отраслей физической культуры и спорта, образования, здравоохранения и средств массовой информации.
Образование. Пермь - город с давними образовательными традициями. Широко известен Пермский государственный университет, основанный в 1916 г. Помимо него, в городе еще два учебных заведения имеют статус государственных университетов - педагогический и технический. Комплекс высшего профессионального образования дополняют три академии (сельскохозяйственная, медицинская и фармацевтическая) и Пермский государственный институт искусств и культуры.
Расходы бюджета города на образование достаточно высоки: от года к году они колеблются в пределах 25-30%, что сопоставимо с расходами на жилищно-коммунальное хозяйство и превышает расходы на здравоохранение (менее 20%).
Тем не менее, такой показатель состояния образовательной сферы как нагрузка на преподавателей в последние годы демонстрирует не лучшую динамику. Но здесь велика негативная роль неблагоприятной демографической ситуации, "старения населения".
Обеспеченность детей местами в детских садах варьирует по годам также соответственно динамике демографических параметров, но по сравнению с 1998 г. в этой области все же имеется прогресс.
Социальная политика. Число специализированных отделений комплексных центров реабилитации в разных районах города неодинаково (например, в 4 из 7 районов города отсутствуют отделения реабилитации детей-инвалидов), однако задачу заполнения таких сервисных ниш можно решать не только путем открытия новых отделений, но и с помощью механизма заказа на социальное обслуживание. В городе уже существует подобный опыт - размещение и реализация муниципального заказа на реализацию Программы социальной реабилитации детей-инвалидов, страдающих ДЦП (2002 г.).
Серьезной проблемой является и отсутствие обоснованных минимальных стандартов обеспечения учреждений социального обслуживания (помещение, специальное оборудование, оргтехника и т.д.), что ведет к неравномерному оснащению учреждений социального обслуживания аналогичного профиля в разных районах и крайне отрицательно отражается на общем качестве социального обслуживания в городе.
Исходя из неоднородности населения по уровню материального благосостояния, структурированности его в группы, значительно отличающиеся своими ценностными ориентирами, интересами, образом жизни, структурой потребления и даже местом проживания на территории муниципального образования, возникает необходимость в нескольких уровнях социальной защиты населения. В настоящее время это далеко не всегда учитывается, что приводит к возникновению целого ряда недостатков в организации социальной защиты населения, формирует недовольство работой городских властей по данному направлению. Так, по данным социологического опроса, проведенного областной администрацией летом 2002 года, доля респондентов, считающих, что органы власти г. Перми недорабатывают в обеспечении социальной защиты больных и инвалидов, составила 23,8%.
В городе ежегодно принимаются и реализуются три программы социальной помощи - "Программа адресной муниципальной помощи гражданам г. Перми", "Программа поддержки людей пожилого возраста в г. Перми", "Программа социальной поддержки и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями". Однако в целом мероприятия программ не направлены на устранение причин и условий малоимущности. Их логика подразумевает экстенсивное увеличение числа своих клиентов, что, с одной стороны, приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств, а, с другой стороны, способствует росту иждивенческих настроений у населения.
С целью рационального использования средств бюджета города с 2005 года необходимо разработать единую программу по социальной защите населения города Перми.
"2" Российский статистический ежегодник 2001 г., Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Москва, 2002.
"3" Коэффициент доступности жилья определяется путем деления рыночной стоимости типового жилья на семью из трех человек площадью 54 кв. м на годовой совокупный семейный доход семьи.
1.4. Состояние развития городского хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство. В управлении органов местного самоуправления города находится жилищный фонд общей площадью 11421 тысяча квадратных метров.
Жилищный фонд находится на балансе 9 муниципальных учреждений "Жилищных служб", сформированных по территориальному принципу. Исключение составляет Свердловский район, в котором функционирует 3 "Жилищных службы", в том числе, одна - в поселке Новые Ляды. Жилищные службы организовывают содержание и обслуживание муниципального жилищного фонда.
Утверждение тарифов на товары, работы и услуги, оказываемые муниципальными предприятиями (за исключением предприятий теплоснабжения) в Перми находится в компетенции Главы города. Пермская городская Дума определяет перечень регулируемых цен, устанавливает общий порядок регулирования, утверждает отраслевые методики ценообразования и муниципальные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Коммунальные услуги. В Перми основными коммунальными услугами (отопление, водопровод, горячее водоснабжение) обеспечено от 90 до 95% площадей жилого фонда (несколько хуже дело обстоит с горячим водоснабжением). Это нормальный для крупного города уровень благоустройства. В то же время фактический уровень бюджетного финансирования ЖКХ, возраставший в 1998-2000 гг., в 2001 г. резко (более чем в два раза) сократился.
Уровень оплаты населением Перми жилищно-коммунальных услуг (как официально установленный, так и фактический) продолжает расти. С марта 2002 г. пермяки оплачивают 71% полной стоимости услуг жилищно-коммунальной сферы.
Транспорт. Необходимо отметить, что в транспортной отрасли не удалось исправить те отрицательные тенденции, которые складывались в работе городского пассажирского транспорта в последние годы. Прежде всего, это касается таких вопросов, как:
а) ухудшение технического состояния подвижного состава и производственно-технической базы предприятий общественного городского транспорта, приводящее к снижению эксплуатационных и экономических показателей работы общественного транспорта. Из-за неудовлетворительного технического состояния на линию выходит не более 60-65% автобусов и 75% трамваев и троллейбусов;
б) отсутствие положительной динамики в уровне доходности пассажирских перевозок. В результате транспортные предприятия нуждаются в постоянных дотациях из бюджета города на компенсацию прямых эксплуатационных расходов и не имеют собственных источников финансирования инвестиционных мероприятий для приобретения подвижного состава и развития производственно-технической базы;
в) сохранение в общем объеме пассажирских перевозок городским общественным транспортом высокой доли лиц, пользующихся льготами по оплате проезда;
г) сохранение неэффективного механизма дотирования пассажирских перевозок, осуществляемого по принципу возмещения фактических затрат предприятий муниципального пассажирского транспорта без учета обоснованности соответствующих затрат и качества перевозок.
Частные перевозчики не участвуют в общественных пассажирских перевозках общего пользования, они работают только на доходных коммерческих маршрутах, из-за высоких темпов роста тарифа на электроэнергию себестоимость пассажирских перевозок городским электротранспортом повысилась и практически сравнялась с себестоимостью перевозок пассажирским автотранспортом.
Из общего объема перевозок муниципальным пассажирским транспортом на долю автобусов приходится 63%, трамваев - 24%, троллейбусов - 13%.
Связь. Телекоммуникационные услуги Пермской области и города Пермь монополизированы ОАО "Уралсвязьинформ", которое оказывает в регионе 86% услуг местной, 98% междугородной и международной, 91% сотовой, 71% пейджинговой связи и 74% услуг передачи данных, включая Интернет. В конце 2002 г. "Уралсвязьинформ" вышло на межрегиональный уровень как объединенная компания операторов связи Уральского региона, собрав под своим началом шесть региональных телекоммуникационных компаний Урала.
Только весной 2002 г. в Перми открылась сеть МТС, что положило начало формированию в городе конкурентного рынка сотовой связи; также на пермский рынок планирует прийти оператор "Уральский GSM". В ближайшем будущем на базе пермского завода телекоммуникационного оборудования "Морион" предполагается совместно с компанией "Motorola" наладить сборку сотовых телефонов.
В Перми зарегистрировано более 300 тыс. телефонных номеров, и число домашних телефонов ежегодно растет.
Развитие Интернет-технологий в Перми пока не поспевает за быстро растущими потребностями населения, во многом вследствие монополизации этой сферы тем же "Уралсвязьинформом". Хотя число пермских пользователей Интернета только с 2000 по 2001 гг. выросло в четыре раза и превысило 50 тыс. чел., на весь город работают лишь два интернет-кафе на 20-25 мест и один интернет-центр, созданный на грант от Фонда Сороса на базе Пермского университета (более 200 компьютеров, доступ в сеть через спутниковый канал).
1.5. Гражданская безопасность
Общественная безопасность. Пермская область характеризуется самым высоким уровнем преступности среди регионов ПФО. Выделяется в криминогенном отношении и областной центр. Ежегодно в Перми в конце 1990-х гг. регистрировалось более 30 преступлений на 1000 чел. Пик отмечался в 1999 г., когда этот показатель достиг почти 43%.
Более половины всех преступлений составляют тяжкие (в 1999 г. - чуть менее половины за счет всплеска мелких правонарушений). Наиболее критична ситуация была в 2000 г. - тогда доля тяжких преступлений значительно превзошла среднероссийский уровень (60-65%), взлетев под 80%. В следующем году данный показатель снизился до 57%, но в то же время заметно выросло число правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков - на 24,5% больше, чем в предыдущем году.
В текущем году произошел рост зарегистрированных преступлений на 27,5%, наблюдается рост числа преступлений в общественных местах, краж. Основная причина роста данных видов преступлений - низкая плотность нарядов наружных служб. На сегодняшний день численность строевых подразделений патрульно-постовой службы составляет 560 человек (при нормативной от 750 до 1500 человек). Низкая плотность строевых подразделений способствует снижению оперативности реагирования.
Имеется острая необходимость создания автоматизированных рабочих мест на участковых пунктах милиции, создание компьютерных баз данных для своевременного и полного использования информации.
Экология. Основные экологические проблемы города Перми выявлены на основании анализа состояния природной среды, хозяйственной деятельности и здоровья населения. Данный анализ позволил сформулировать следующие основные проблемы в области охраны окружающей среды:
Водные ресурсы:
- неудовлетворительное состояние рек г. Перми по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;
- значительное вторичное загрязнение питьевой воды, связанное с централизованными системами водоподготовки (хлорирование) и неудовлетворительным состоянием систем доставки воды потребителям;
- подземные водные источники требуют обустройства и систематического наблюдения за качеством воды.
Отходы:
- отсутствие системы управления отходами в городе;
- ежегодное увеличение накопления отходов при неполном учете их образования, наличие многочисленных несанкционированных свалок ТБО;
- переполнение существующего полигона, отсутствие иных мест захоронения отходов, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих производств.
Атмосфера:
- увеличение доли выбросов от автотранспорта в атмосферу города в связи с ростом количества автотранспорта, в том числе высокий уровень загрязнения атмосферы окислами азота и углерода, формальдегидом;
- превышение нормативов ПДВ промышленными предприятиями, отсутствие программы достижения ПДВ.
Почвы и земельные ресурсы:
- отсутствие нормативно-законодательной базы, обязывающей владельцев городских земель поддерживать установленный санитарно-гигиенический уровень используемых земель;
- отсутствие систематических данных по загрязнению почв токсичными элементами, кроме данных по микробиологическому загрязнению.
Растительный мир:
- отсутствие достоверной информации о количестве, возрасте и состоянии зеленых насаждений на территории города, т.к. их инвентаризация не проводилась более 20 лет;
- отсутствие законодательной базы, определяющей статус городских лесов, общая площадь которых составляет более 37000 га;
- ухудшение породного состава и захламление городских лесов отходами.
Животный мир:
- отсутствие достоверных данных о состоянии популяций животных;
- отсутствие системы мероприятий, направленных на охрану видов животных, занесенных в Красную книгу.
Особые виды воздействий:
- несоблюдение нормативных требований по шумовым воздействиям (45% объектов и 37% рабочих мест);
- несоблюдение нормативных требований по уровню электромагнитного воздействия (30,7% объектов и 29,6% рабочих мест).
1.6. Общественное взаимодействие
Участие общественных некоммерческих организаций в решении социальных проблем. С 1999 г. в городе ежегодно проводятся конкурсы социально значимых проектов общественных объединений. Со временем значительно выросло число конкурсных номинаций (в первом конкурсе 1999 г. их было 7, в последнем конкурсе 2002 г. - 16), а также объем конкурсного фонда (с 80 тыс. руб. в 1999 г. до 2349 тыс. руб. в 2002 г.). Активно привлекаются внебюджетные средства (благотворительные вклады местных бизнес-структур и грантовых средств, привлекаемых другими некоммерческими организациями) - их доля в фонде конкурса 2002 г. составила 12%. Конкурсы социально значимых проектов уже стали стабильным и популярным среди некоммерческих организаций города, ресурсом поддержки их инициатив. Вместе с тем, на сегодняшний день уже можно не ограничиваться экстенсивным подходом к проведению конкурса, а стремиться более широко использовать его как инструмент апробации и внедрения инновационных технологий решения социальных проблем. Для этого необходимо уделять внимание более полному определению социальных проблем, которые призваны решать конкурсные проекты, а также качественной оценке реализуемых в проектах технологий. Это требует выделения соответствующих организационных и финансовых ресурсов.
Молодежная политика. По данным областного комитета государственной статистики численность молодежи (лиц в возрасте от 14 до 29 лет) в г. Перми составляет 253,8 тыс. человек - более 40% от всего трудоспособного населения города.
Особенностями г. Перми как областного центра применительно к проблемам и перспективам развития молодых горожан являются:
- большое число учебных заведений и, соответственно, значительное количество учащейся молодежи;
- развитая промышленная сфера с высокой долей оборонных производств, неуклонно теряющая молодые кадры;
- многообразие источников информации, достаточная развитость СМИ;
- интенсивность культурной, общественной жизни, развитие международных контактов;
- многообразие политической, духовной жизни, терпимость и социальная стабильность.
В городе созданы условия для реализации молодежной политики - инфраструктура, система информационного обеспечения, кадровое агентство, активизировалось движение работающей молодежи. С другой стороны, потенциал большинства молодежных объединений используется недостаточно для решения городских проблем.
Выводы
Город Пермь, являясь административным центром Пермской области, в значительной степени определяет жизнь обширных окружающих территорий. Он является той фокусной точкой, в которой концентрируется экономический, политический, инфраструктурный и общественный потенциал области.
Пермь входит в десятку крупнейших промышленных центров России, экономические субъекты которого одними из первых приступили к перестройке хозяйства в соответствии с требованиями рыночных условий. В результате город демонстрирует сравнительно динамичное развитие экономической базы. С конца 90-х гг. Пермь занимает лидирующие позиции по многим социально-экономическим параметрам среди столиц Приволжского федерального округа. Вместе с тем, есть ряд проблем, препятствующих развитию пермской экономики.
Положительные факторы развития экономической базы:
- Значительный ресурсный потенциал.
- Высокий инвестиционный потенциал и умеренные инвестиционные риски территории.
- Наличие высокотехнологичных производств, обеспеченных высококвалифицированной рабочей силой.
- Наличие емкого потребительского рынка, стимулирующего развитие ориентированных на него отраслей.
- Возможности развития научно-производственных комплексов на базе городских предприятий и научно-образовательных учреждений.
- Высокая предпринимательская активность населения. Сравнительно благоприятный предпринимательский климат.
Отрицательные факторы развития экономической базы:
- Высокая зависимость городской экономической структуры от военно-промышленного комплекса. Проблемы реструктуризации градообразующих предприятий военно-промышленного комплекса.
- Высокая концентрация производства, высокие риски при перестройке конъюнктуры рынка.
- Высокий износ основных фондов предприятий (до 70-75% в некоторых отраслях).
- Ограниченность инвестиционных ресурсов муниципалитета. Дефицит качественных инвестиционных проектов.
- Низкое качество корпоративного управления. Дефицит высококвалифицированных управленческих кадров высшего и среднего звена.
- Высокая зависимость градообразующих отраслей (химическая, нефтехимическая) от внешних факторов (в частности, от конъюнктуры мировых цен на нефть, от концентрации финансовых ресурсов за пределами города и т.д.).
Анализ состояния муниципальных финансов за 1999-2002 гг. позволяет выделить следующие характеристики муниципальных финансов г. Перми:
- постоянные изменения нормативов отчислений от регулирующих доходов, что затрудняет точное планирование доходов бюджета и, в свою очередь, ведет к снижению качества планирования;
- снижение уровня диверсификации налоговой базы, преобладание одного налога - налога на прибыль в поступлениях от регулирующих налогов, который не стабилен и зависит от рыночной конъюнктуры;
- отсутствие перспективного финансового планирования, что обусловлено постоянными изменениями в налоговой базе;
- долговая политика направлена на ограничение заимствований; все долговые обязательства, существующие в формах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, фиксируются в аналитическом и синтетическом учете и долговой книге, ведущейся в электронной и бумажной формах;
- отсутствие заимствований на финансирование капитальных вложений, инвестиционных проектов;
- отсутствие возможностей создания резервного фонда, предусматривающего средства на обеспечение муниципальных гарантий.
Пермь город-миллионер, промышленный мегаполис, и ему в той или иной степени присущи традиционные социальные проблемы крупных городов (высокая преступность, социальные контрасты). В то же время экономическое положение города относительно стабильно, что позволяет поддерживать уровень жизни населения на приемлемом уровне. Немаловажным фактором развития Перми выступает и богатый исторический, культурный и образовательный потенциал.
Основные положительные характеристики:
- Сохранение относительной стабильности на рынке труда: рост доли экономически активного населения, снижение безработицы. Рост потенциала рабочей силы.
- Сравнительно благополучное состояние жилого фонда.
- Сохранение сравнительно благополучных позиций в сфере здравоохранения (критерии - детская смертность, обеспеченность учреждениями и квалифицированными кадрами) и образования (критерии - обеспеченность учреждениями и кадрами, место в бюджете города).
- Улучшение информационной обеспеченности горожан за счет новых видов связи. Благоприятные показатели развития связи на фоне других городов.
- Активный характер городского управления, ориентированный на экономическую самостоятельность, открытость и ответственность городского управления, социальное партнерство.
Основные отрицательные характеристики:
- Сложная демографическая ситуация: снижение рождаемости, рост смертности, "старение" населения.
- Сравнительно низкая доступность жилья для населения.
- Рост социальной напряженности в связи с ростом преступности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.