Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Стратегические цели, задачи и приоритеты
социально-экономического развития города
Оценивая социально-экономическую ситуацию в городе, разработчики Основных направлений приходят к выводу, что потенциал развития города не соответствует темпам его нынешнего развития. Несмотря на имеющиеся текущие проблемы, у Перми есть значительные возможности для стабилизации экономики и перехода к перспективному и сбалансированному развитию в качестве одного из ведущих экономических и политических центров России, многофункционального (административного, экономического, инфраструктурного, научно-образовательного, культурного) центра. Для этого необходимо формирование перспективного видения города с учетом его реальных возможностей и ограничений развития. Город находится на этапе перехода от антикризисного управления к формированию долгосрочной социально-экономической политики и вынужден активно искать новые ниши на рынках, выстраивать новую модель отношений между различными субъектами городского сообщества.
При формировании долгосрочной стратегии, с нашей точки зрения, целесообразно руководствоваться следующими принципами или "лозунгами" развития Перми:
1. Опора на собственные силы. Ориентация на поддержку Центра сегодня - это фактор риска самостоятельного развития города в будущем. Город должен быть готов к межгородской и межрегиональной конкуренции.
2. Формирование стратегии развития Перми на основе общественного согласия. Формирование благоприятного образа города в российском информационном пространстве с учетом стратегических ресурсов и конкурентных преимуществ Перми. Активная информационная политика города. Маркетинг города.
3. Переход от "антикризисного" управления к формированию устойчивой социально-экономической политики развития города: прогнозирование и индикативное планирование развития города, мониторинг и оценка городских целевых программ, долгосрочное бюджетное планирование, оптимизация структуры городского управления, эффективное использование муниципальной собственности и городских земельных ресурсов, расширение социальных ролей города, улучшение инвестиционного климата, расширение практики социального партнерства.
4. Соответствие принципов и направлений городской стратегии принципам и направлениям Стратегии социально-экономического развития Пермской области "4".
5. Ориентация на публичное, ответственное и эффективное управление городом. Формирование городского сообщества - информированного, экономически и политически самостоятельного, социально активного, патриотичного по отношению к городу, морально и духовно устойчивого.
Общая стратегическая цель развития города может быть сформулирована как
Сохранение и развитие города Перми как одного из крупнейших городов России - многофункционального муниципального образования с устойчивой и сбалансированной экономикой, взаимоответственным городским сообществом, комфортной городской средой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения и благоприятные условия для общественной и хозяйственной деятельности.
Ниже предлагаются стратегические направления развития Перми, которые, по мнению авторов, могли быть положены в основу стратегии социально-экономического развития города.
Стратегические направления развития Перми:
1. Развитие Перми в качестве многофункционального города. По данному направлению можно выделить следующие два круга приоритетов развития:
1) сфера услуг (приоритеты - связь, финансы, торговля, информационные, транспортные, образовательные, медицинские, культурные услуги);
2) высокотехнологичная и инновационная промышленность (приоритеты - машиностроение широкого профиля, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика; отрасли, ориентированные на потребительский рынок - пищевая, полиграфическая, легкая).
Развитие по данному направлению будет способствовать, в том числе, сохранению существующих и созданию новых рабочих мест в промышленном секторе. Причем, в тех отраслях, которые отличаются инновационной насыщенностью, высокой производительностью, и которые в настоящий момент определяют экономический образ города.
2. Развитие и эффективное использование инновационного потенциала города.
Промышленный комплекс Перми уникален и занимает важное место в системе национальной экономики. Экономическая база Перми отличается многофункциональностью, сочетанием нескольких значительных ресурсов - производственного, инфраструктурного, трудового, научно-образовательного, информационного, административного, инвестиционного, что в совокупности составляет сильный инновационный потенциал города. В Перми действуют научно-образовательные учреждения, разрабатывающие уникальные технологии в сфере фундаментальной и прикладной науки, а также высокотехнологичные производства, обеспеченные высококвалифицированной рабочей силой.
Комплексное и эффективное использование данного потенциала позволило бы Перми занять очень важную нишу в межтерриториальном разделении труда - стать производителем и экспортером научных и производственных инноваций. Данный рынок услуг крайне слабо развит в России в настоящее время, но рассматривается экспертами как одно из наиболее перспективных направлений развития страны.
3. Создание благоприятного инвестиционного климата. В настоящее время инвестиции - это критический фактор жизнеобеспечения региональных экономических систем. Инвестиционная политика - один из приоритетов российской социально-экономической политики. В ноябре 2002 г. Законодательным Собранием Пермской области были приняты "Основные направления стратегического развития Пермской области", в сентябре 2003 г. - "Стратегия социально-экономического развития Пермской области". В данных документах, обозначающих контуры социально-экономической политики области на ближайшие годы, во главу угла поставлено повышение инвестиционной привлекательности территории области.
Главная задача городского управления в данном аспекте - создание благоприятного инвестиционного климата в городе, то есть осуществление комплекса мер по наращиванию инвестиционного потенциала и минимизации инвестиционных рисков.
4. Реализация концепции "5" пространственного развития Перми и окружающих территорий. При формировании стратегии комплексного развития Перми необходимо рассматривать город и его окружение в масштабах агломерации (территория, ограниченная населенными пунктами Юго-Камский, Краснокамск, Полазна, Ляды). Неуправляемое пространственное развитие Пермской агломерации, хаотичное распределение экономических функций составляющих ее поселенческих ядер может привести к экономической стагнации многих внутригородских ареалов.
Пространственным развитием большого города можно и нужно управлять.
5. Развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство играет важнейшую роль при переходе территориально-экономических систем к рыночным отношениям. В условиях благоприятной для предпринимательства городской среды и поддержки со стороны городского сообщества это не только важный катализатор экономического роста, но и фактор стабилизации рынка занятости в кризисных ситуациях, возможность для активных горожан реализовать свои способности, а также возможность социальной реабилитации незащищенных групп населения.
В настоящее время Пермь имеет хорошие предпосылки для развития малого и среднего бизнеса, который при поддержке со стороны муниципалитета может стать "точкой роста" пермской экономики. Малый бизнес - сектор городской экономики, который наиболее восприимчив и к инновациям, и к участию в инвестиционных проектах, что делает его одним из наиболее активных субъектов реализации программы комплексного развития города.
6. Развитие городского сообщества. Информированное, инициативное, консолидированное, самостоятельное и ответственное городское сообщество необходимое условие позитивного развития города, ориентированного на рыночные преобразования и создание комфортных условий для проживания и ведения хозяйственной деятельности.
Полноценное городское сообщество подразумевает равноправное и результативное сотрудничество всех заинтересованных слоев городского населения во всех сферах, касающихся жизнедеятельности города. Социальное партнерство осуществляется на основе "общественного договора" в соответствии с принципами построения гражданского общества. Субъекты городского сообщества, ведущие из которых - органы местного самоуправления, предпринимательство и общественные организации, - в равной степени заинтересованы во всестороннем сотрудничестве, а институт местного самоуправления максимально благоприятствует этому.
В настоящее время город Пермь - один из российских лидеров по развитию социальных, общественных инициатив, освоению механизмов социального партнерства. В частности, именно Пермь была инициатором проведения ярмарок социальных и культурных проектов. Эта практика получила распространение и используется другими городами и регионами. Сразу несколько некоммерческих организаций в городе развивают деятельность по мониторингу и оценке социальных проектов. В Перми реализован уникальный для российских городов проект по размещению и реализации муниципального заказа на социальное обслуживание. Администрация города инициирует внедрение механизмов социального партнерства в самых различных областях городского развития.
"4" Стратегия социально-экономического развития Пермской области принята Законодательным Собранием Пермской области 18.09.2003 за N 990
"5" В настоящее время разработан проект Генерального плана развития города Перми на ближайшие 20 лет. Генеральный план обозначает важнейшие проекты пространственного развития Перми (завершение строительства окружных автомобильных дорог вокруг Перми, строительство общегородской магистрали непрерывного движения, реконструкция аэропорта, строительство Мотовилихинского моста и т.д.). Помимо проектной составляющей, в Генеральном плане содержатся элементы стратегического видения города. Их содержание по многим направлениям соответствует предлагаемым стратегическим ориентирам развития города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.