Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть I. Реализация государственной политики
занятости населения на территории Пермской области в 2003-2005 гг.
1.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Процессы реформирования экономики Пермской области оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда. Практически завершился процесс реструктуризации экономики по формам собственности, продолжается структурная перестройка экономики области. По отраслям экономики структура занятости населения на протяжении последних 10 лет характеризуется перераспределением занятых в пользу нематериального производства.
Наряду с позитивными изменениями в экономике Пермской области в 2002 году отмечены негативные моменты, неблагоприятно влияющие на состояние рынка труда: замедлились темпы роста индекса физического объема произведенной продукции (по сравнению с 2001 годом ИФО в 2002 году снизился со 107% до 99%, снижение отмечено в 7-и из 15-ти основных отраслей промышленности); ухудшились показатели использования рабочего времени; сальдо движения рабочей силы на крупных и средних предприятиях области вновь стало отрицательным (численность принятых на предприятия в 2001 - 2002 годах оказалась ниже численности уволенных); сохраняется значительная межотраслевая дифференциация заработной платы; усилились процессы сброса избыточной численности работающих (в 2002 году численность уволенных с предприятий и из организаций в связи с их ликвидацией или сокращением численности возросла по сравнению с 2001 годом в 1,5 раза и составили 20,5 тыс. человек).
Наметился рост в динамике общей безработицы. По данным обследования рабочей силы численность жителей области, не имеющих работы или доходного занятия, активно ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, в 2002 году возросла по сравнению с 2001 годом со 103 до 114 тыс. человек, что соответствует уровню общей безработицы 7,4% к численности экономически активного населения.
Отмечается рост регистрируемой безработицы, особенно интенсивный в сельской местности. Численность зарегистрированных в органах областной службы занятости безработных возросла за 2002 год с 14,4 до 17,3 тыс.человек. Уровень регистрируемой безработицы в целом по области на конец 2002 года составил 1,2%, а по сельским районам - 2,3% к численности экономически активного населения. Основными причинами безработицы в сельской местности является отсутствие необходимого количества рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, которая за годы реформирования экономики резко сократилась. Кроме того, недостаток денежных средств у населения сдерживает развитие предпринимательства на селе.
Сохраняется значительная дифференциация территорий области по уровню безработицы. В наибольшей мере степень территориальной дифференциации безработицы отражают две полярно противоположные группы территорий: на 1 января 2003 года уровень регистрируемой безработицы ниже среднеобластного имели 9 территорий, выше среднеобластного до 2 раз - 15 территорий, выше среднеобластного более чем в 2 раза - 12 территорий.
Анализ сферы занятости на рынке труда показывает, что, несмотря на наличие обусловленных рыночными реформами трансформационных процессов и позитивных сдвигов под влиянием начавшегося экономического роста, трудовая сфера по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда. К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а следовательно, и программы содействия занятости населения Пермской области, относятся:
1. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Несмотря на наличие положительных тенденций в динамике основных макроэкономических показателей, остаются довольно значительными размеры избыточной численности работающих, а также дифференциация территориальных рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан.
2. Деформация системы трудовых отношений. Значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики, медленная перестройка трудового менталитета, несмотря на весьма существенные институциональные преобразования рыночного типа в составе занятых, сдерживают переход к эффективной занятости и повышению трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами.
3. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест. В течение 90-х годов они практически не обновлялись, что ограничивает возможности роста эффективности труда, ухудшает перспективы трудоустройства населения из-за расширения числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой. Изношенность основных фондов может стать одной из причин, ограничивающих в ближайшей перспективе расширение спроса на рабочую силу.
4. Недостаточная адаптированность системы профессионального образования к потребностям экономики, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров. По данным мониторинга перспектив трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, лишь 50% выпускников высших, 30% средних и 30% начальных профессиональных учебных заведений имеют перспективы гарантированного трудоустройства по специальности (профессии).
5. Трудоустройство ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) остается чрезвычайно сложным даже в условиях начавшегося экономического роста. С одной стороны, сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, а с другой стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда, так как заявленные в службу занятости вакансии относятся, как правило, к низкооплачиваемым видам деятельности; не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения.
6. Дальнейшее сокращение численности работающих в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики может усугубить ситуацию на областном рынке труда и обусловит необходимость повышения трудовой мобильности граждан.
7. Наличие значительного числа территорий с напряженной ситуацией на рынке труда свидетельствует о том, что динамика макроэкономических показателей, разработка перспектив развития и размещения отдельных отраслей и производств в рамках областных целевых, инвестиционных, муниципальных и отраслевых программ не нацелены пока на всесторонний учет ситуации на рынке труда.
В течение трех предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики.
Прирост населения трудоспособного возраста за этот период превысит 25 тыс. человек, главным образом за счет увеличения численности вступающей в данную возрастную группу молодежи, а также миграционного прироста населения этой возрастной группы.
В этот же период планируется значительное увольнение военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности ликвидация ракетной дивизии (п. Звездный) и ракетного института (г. Пермь).
Структурная модернизация экономики будет сопровождаться высвобождением работников, которое может достичь порядка 45 тыс.человек При этом около 40% прогнозируемого высвобождения придется на промышленность, по 5-8% - на строительство (снижение объемов строительства), транспорт (реструктуризация Пермского отделения Свердловской железной дороги), торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство (жилищно-коммунальная реформа), финансовую сферу (реформа банковского сектора).
Кроме того, предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсии, пособий и других социальных выплат.
Однако ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу в условиях сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы. Расчеты показывают, что в 2003-2005 годах ожидается весьма умеренный рост численности занятых. В целом динамика численности занятых по отраслям будет отражать особенности восстановления снизившегося в период кризиса спроса на рабочую силу, а не реальные структурные сдвиги в экономике.
Позитивная динамика численности занятых в экономике в 2003-2005 годах приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп. Однако, поскольку в этот период экономический рост будет базироваться в основном на старой технологической основе и носить преимущественно восстановительный характер, увеличение численности занятых не будет сопровождаться существенными сдвигами в их профессионально-квалификационной структуре.
Несколько замедлится, но останется еще весьма интенсивным рост спроса на работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, причем как на рабочих, так и на специалистов высшего и среднего уровня квалификации.
Возрастание объемов предложения рабочей силы в условиях увеличения спроса и расширения его профессионально-квалификационной структуры приведет к смене тенденций в динамике обращения незанятого населения к услугам службы занятости. Ожидается, что численность граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости за 2003-2005 годы, возрастет в 1,5 раза.
Экономические условия для развития сферы занятости населения реализуются в рамках целевых программ развития отдельных территорий и отраслей, а также в рамках инвестиционных программ, предусматривающих меры по созданию и сохранению рабочих мест.
Прогнозируемое на 2003-2005 годы обострение ситуации на регистрируемом рынке труда области в целом, а также значительная территориальная дифференциация уровня безработицы (от относительного благополучия до критической ситуации) свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, усиления влияния на состояние рынка труда интегрированных действий органов государственной власти области и органов местного самоуправления, областных объединений работодателей, профсоюзов, других общественных организаций, которые могут быть реализованы только с использованием программно-целевого метода, позволяющего сочетать единство цели, задач и путей их решения.
Областная целевая программа содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы направлена на выполнение приоритетных задач по реализации государственной политики занятости в части содействия занятости населения и создания эффективного цивилизованного рынка труда.
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления.
Для достижения указанной цели программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование организационных форм содействия занятости населения с учетом специфических потребностей отдельных социально-демографических и профессионально-квалификационных категорий населения в соответствии с их возрастом, медицинскими рекомендациями, профессиональным опытом, образованием и другими особенностями;
расширение объемов и видов общественных работ, исходя из потребности конкретных муниципальных образований и работодателей, и необходимости решения социальных проблем, имеющих областное значение;
совершенствование трудового воспитания несовершеннолетних граждан, приобщение их к труду и обучение профессиональным навыкам;
повышение информированности населения о ситуации на рынке труда, улучшение возможностей трудоустройства, в том числе на временные и общественные работы;
повышение социальной и профессиональной мобильности населения области.
Цель и задачи программы структурно представлены в виде системы целей и конкретных задач по каждой подпрограмме (часть II).
1.3. Сроки и этапы реализации программы
Предусматривается, что программа будет реализовываться в два этапа.
Первый этап (2003 год) реализации программы должен обеспечить:
отработку специальных мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных граждан;
разработку механизма мониторинга эффективности территориальных программ занятости;
совершенствование механизмов финансирования государственной политики занятости.
Второй этап (2004 - 2005 годы) предусматривает:
отработку механизма реализации политики занятости на рынке труда с учетом нового законодательства о занятости населения;
организация мониторинга результатов реализации территориальных программ занятости;
совершенствование деятельности органов федеральной государственной службы занятости на различных уровнях.
На первом и втором этапах будут реализовываться программные мероприятия с учетом территориальных, отраслевых и социальных приоритетов социально-экономической политики, что позволит повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, не допустить неконтролируемого роста безработицы и поддержать социальную стабильность в обществе.
1.4. Приоритетные направления реализации программы
Реализация целевых мероприятий программы направлена на решение ключевых проблем рынка труда и представлена следующими приоритетными направлениями:
профессиональное обучение безработных и незанятого населения;
профессиональная ориентация безработных и незанятого населения;
организация ярмарок вакансий и учебных мест;
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
организация общественных работ;
организация временного трудоустройства безработных граждан и незанятого населения, особо нуждающихся в социальной защите;
социальная адаптация безработных граждан и незанятого населения на рынке труда;
оказание содействия самозанятости населения;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.
Каждое приоритетное направление реализации программы структурно представлено в виде подпрограммы (часть II).
1.5. Ресурсное обеспечение программы
Источниками ресурсного обеспечения программы являются на условиях софинансирования средства областного, федерального и местных бюджетов, а также внебюджетные источники.
Общая потребность ресурсного обеспечения программы в 2003-2005 годах из областного бюджета составит 51,8 млн.рублей, из федерального бюджета - 446,4 млн.рублей.
Объемы финансирования из областного, федерального, местных бюджетов подлежат ежегодному корректированию после утверждения соответствующих бюджетов.
Финансирование соисполнителями программных мероприятий осуществляется в пределах источников и средств, предусмотренных программой, и финансовых средств на текущее финансирование соответствующих органов государственной власти области, других управленческих структур, а также работодателей и их объединений.
Законом Пермской области от 8 сентября 2003 г. N 971-195 абзац 5 раздела 1.5 настоящей программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного закона
Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий Программы представлены в приложении 1.
1.6. Механизм реализации программы
Данная программа реализуется на областном и муниципальном уровнях.
На областном уровне программа реализуется Департаментом ФГСЗН по Пермской области. К участию в реализации программы привлекаются исполнительные органы государственной власти области, объединения работодателей и областные объединения профсоюзов, научные, общественные и некоммерческие организации.
В муниципальных образованиях Пермской области данная программа реализуется территориальными центрами занятости населения через программы содействия занятости населения муниципальных образований.
Исполнение программы по научно-методическому и информационно-аналитическому обеспечению осуществляется в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основе государственных контрактов, заключаемых Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области с научными организациями на основе конкурсов, проводимых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 06.05.99 N 97-ФЗ.
1.7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации программы осуществляет Законодательное Собрание Пермской области, Администрация Пермской области и Контрольно-счетная палата Пермской области.
Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Пермской области, других органов управления областного уровня, областного объединения работодателей, территориальных центров занятости населения по вопросам реализации программы осуществляет координационный комитет содействия занятости Пермской области.
1.8. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация программы в 2003 - 2005 годах позволит создать условия для функционирования цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы, эффективно функционирующей государственной службы занятости населения.
В 2003 - 2005 годах предполагается:
направить на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства более 30 тыс.человек;
увеличить численность занятых в сфере малого предпринимательства и численность самозанятых на 2 тыс.человек;
оказать профориентационные услуги более 150 тыс.человек;
провести ярмарки вакансий и учебных мест с охватом более 110 тыс.человек;
увеличить численность жителей области, пользующихся адресной информацией о положении на рынке труда, на 40 тыс.человек;
обеспечить участие в общественных работах более 40 тыс.человек;
направить на временные работы 6 тыс.человек, особо нуждающихся в социальной защите;
трудоустроить около 7 тыс.человек, прошедших социальную адаптацию
провести обучение 580 безработных и незанятых граждан основам предпринимательской деятельности, оказать им правовую, финансовую и организационную поддержку на стадии становления и развития собственного дела;
трудоустроить на временные работы около 110 тысяч несовершеннолетних граждан;
удержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,2%.
Законом Пермской области от 8 сентября 2003 г. N 971-195 раздел 1.8 настоящей программы дополнен новым абзацем, вступающим в силу со дня официального опубликования названного закона
Система показателей оценки эффективности реализации Программы и изменение их значений в 2003 - 2005 годах представлены в приложении 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.