Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 23 марта 2004 г. N 34
Городская целевая программа
"Поддержка людей пожилого возраста в городе Перми
на 2004 год"
1. Паспорт программы
1.1. Регистрационный номер программы N 17
1.2. Полное наименование программы "Поддержка людей пожилого
возраста в городе Перми на
2004 год"
1.3. Краткое (условное) "Старшее поколение"
наименование программы
1.4. Характеристика проблемы, Низкий уровень качества жизни
решаемой программой пожилых людей
1.5. Цель программы Обеспечение права пожилых людей
на достойное существование,
возможности участвовать в жизни
общества
1.6. Муниципальный заказчик Администрация г. Перми в лице
заместителя Главы города
Шулькина И.Г., ул. Ленина, 23,
г. Пермь, тел. 12-45-07
1.7. Координатор программы Председатель комитета социальной
защиты населения администрации
города Перми Кандакова О.Г.,
тел. 12-88-86
1.8. Руководитель программы Председатель комитета социальной
защиты населения администрации
города Перми Кандакова О.Г.,
тел. 12-88-86
1.9. Головной разработчик Комитет социальной защиты
населения администрации
города Перми,
ул. Сибирская, 15,
г. Пермь, председатель
комитета по социальной защите
населения администрации города
Перми Кандакова О.Г.,
тел. 12-88-86
1.10. Этапы и сроки реализации 2004 г.
программы
1.11. Финансирование программы Предполагаемые объемы
финансирования составляют:
- 10000,0 тыс. руб. за счет
средств бюджета города;
- 200,0 тыс. руб. за счет прочих
источников
2. Основные понятия и термины
Муниципальная надбавка - нефиксированная доплата к пенсии отдельным категориям пенсионеров, размер которой определяется исходя из устанавливаемого Главой города предельного размера суммы пенсии.
Пожилые люди (граждане старшего поколения, престарелые женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.
Прожиточный минимум (далее - ПМ) - стоимостная оценка потребительской корзины, устанавливаемая губернатором Пермской области.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
Программа разработана комитетом социальной защиты населения администрации города совместно с комитетами (отделами) социальной защиты населения районных администраций г. Перми, с учетом предложений структурных подразделений администрации г. Перми и некоммерческих общественных организаций города.
Программа основана на анализе уровня социальной помощи пожилым людям и разработана с учетом следующих принципов:
ответственности постоянной деятельности по созданию условий надежной социальной защиты и улучшения социального положения граждан старшего поколения соответственно происходящим в обществе изменениям;
равенства - равного права на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях независимо от социального положения, национальности, политических и религиозных убеждений, экономического вклада;
социальной эффективности позитивной направленности мер повышения благосостояния и социального благополучия пожилых людей, укрепление социальных связей и удовлетворение социально-культурных запросов;
единства социальной политики общности взглядов на социальную защиту пожилых людей, консолидации средств, направленных на решение первоочередных проблем пожилых людей на всех уровнях управления;
социального участия - стимулирования деятельности лиц старшего поколения на достижение экономической независимости, содействие им в повышении собственными силами качества жизни;
социального партнерства - взаимодействия власти, общества и граждан старшего поколения в решении вопросов повышения благосостояния и социального благополучия пожилых людей.
В программу включены мероприятия для решения проблемы по организации жизнедеятельности лиц старшей возрастной группы, общие принципы организации системы социальной защиты пожилых людей, совершенствования принципа адресности социальной помощи и ориентации предоставления социальных услуг на удовлетворение индивидуальных потребностей лиц старшей возрастной группы. Указанные мероприятия должны обеспечить более широкие возможности по участию пожилых людей в социальной, культурной, производственной жизни современного общества; помочь в реализации творческих возможностей, талантов личности во всех сферах; получить индивидуальную поддержку стремления пожилых и старых людей к самореализации; улучшить взаимоотношения этой категории граждан с членами их семьи; обеспечить всем пожилым людям возможность жить до конца своих дней в привычной домашней обстановке или в усовершенствованных специализированных государственных учреждениях, обслуживающих одиноких и тяжело больных пенсионеров и лиц преклонного возраста.
Программа предполагает преемственность и дальнейшее развитие направлений и мероприятий, давших наибольший социальный эффект.
3.2. Характеристика проблемы
Для г. Перми, как и для всей России, характерен процесс старения населения. Ученые-демографы ожидают, что процесс демографического старения населения отразится на возрастной структуре населения, что выразится в увеличении в ней доли пожилых людей до 22-24%. В г. Перми уже сегодня доля пожилых людей в структуре населения превышает 25%.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей, их окружающих.
Основная часть пожилых людей, особенно после выхода на пенсию по достижению пенсионного возраста, оказывается низко адаптированной к новым отношениям в силу неустойчивого материального положения, невозможности собственными силами изыскать способы его улучшения, существенно изменить стереотипы своего экономического поведения. У неработающих пенсионеров более выражено чувство социальной незащищенности.
В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Снижается и ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей, параллельно с увеличением нагрузки на традиционных опекунов (как правило, женщин).
В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В учреждениях социального обслуживания населения для пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организации качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
Для уменьшения влияния негативных факторов, препятствующих полноценному участию пожилых людей в процессе социальной коммуникации, необходимо:
- повысить ответственность взрослых людей за благополучие пожилых родителей;
- обеспечить возможность расширять круг межличностных контактов с помощью групп неформальной принадлежности и за счет специальных структур;
- обеспечить доступ пожилых людей к образовательным программам, поощряя их стремление к непрерывному образованию, в том числе в период подготовки к выходу на пенсию;
- привлекать средства массовой коммуникации для реализации просветительских, информационных, консультативных программ с учетом интересов пожилых людей;
- изыскать способы улучшения материального положения лиц старшего возраста;
- принять доступные меры по повышению статуса, повышению специалистов, занятых оказанием услуг лицам пожилого возраста;
- с помощью СМИ сформировать позитивное отношение к старикам.
Таким образом, положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач, что возможно только в рамках межотраслевой программы.
3.3. Цели и задачи программы
Целью программы является обеспечение права пожилых людей на достойное существование, возможности участвовать в жизни общества.
Задачи программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:
- создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения;
- содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества.
Реализация программы предусматривается по следующим направлениям:
1. Улучшение материального положения пожилых людей;
2. Расширение сети и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания населения и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг;
3. Улучшение социального положения пожилых людей, повышение их адаптации в современных условиях и активизация участия в жизни общества;
4. Формирование позитивного отношения к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества.
Первое направление предусматривает предоставление адресной социальной помощи людям пожилого возраста с целью поддержания их доходов на уровне не ниже величины прожиточного минимума, создание условий для реализации остаточного трудового потенциала с целью улучшения социально-экономического положения лиц старшего поколения.
Второе направление предполагает улучшение материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, работающих с лицами пожилого возраста; повышение квалификации работников этих служб; внедрение новых форм социального обслуживания с учетом масштабов и темпов старения населения, приближения уровня социального обслуживания пожилых к их потребностям.
Третье направление призвано повысить уровень социальной адаптации пожилых людей путем облегчения доступа ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов; упрочить социальные связи и расширить социокультурные контакты.
Четвертое направление предполагает ведение разъяснительной работы по проблеме демографического старения населения и его последствий для всех поколений и слоев общества; демонстрацию разнообразия лиц пожилого возраста исходя из таких аспектов, как жизненный опыт, вклад в жизнь общества, организаторские навыки, самообеспечение, в том числе через творчество, достоинство и мужество перед лицом нищеты, болезней и смерти.
3.4. Сроки и этапы реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2004 год.
В 2004 г. одновременно с выполнением мероприятий, направленных на улучшение качества жизни пожилых людей, предусматривается проведение необходимой аналитической и организационной работы по основным направлениям программы, активизация работы с общественностью и благотворительными организациями по вопросам социальной защиты пожилых людей.
Решением Пермской городской Думы от 16 ноября 2004 г. N 164 в подраздел 3.5 раздела 3 настоящего решения внесены изменения
3.5. Система программных мероприятий на 2004 год
N п.п. |
Наименование мероприятия | Исполнители | Срок ис- полнения |
Источники фи- нансирования |
|||
бюджет города |
прочие | ||||||
1 | Улучшение материального положения пожилых людей | ||||||
1.1 | Подготовка информации о возможности проведения ежегодной кустарно- промышленной выставки-ярмарки изделий людей пожилого возраста |
КСЗН | II-IV кв. | - | - | ||
1.2 | Подготовка и внесение для рас- смотрения на 3-сторонней комиссии предложения о включении в коллективные договора предприятий в раздел "Занятость, работа с персоналом", расширение возможностей в сфере профессиональной подготовки на рабочем месте лиц предпенсионного возраста в таких областях, как новые технологии, с целью повышения конкурентоспо- собности на рынке труда |
КСЗН | II-IV кв. | - | - | ||
1.3 | Выплата муниципальной надбавки к пенсиям малоимущих граждан: - неработающим пенсионерам по старости и инвалидности, имеющим большой страховой стаж (женщины - 20 лет и более, мужчины - 25 лет и более); - неработающим инвалидам I-II групп, имеющим несовершеннолетних детей, независимо от продолжительности страхового стажа |
Отделение Пенсионного фонда по Пермской области |
I-IV кв. | 3489,1 | - | ||
2 | Расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, работающих с пожилыми людьми |
||||||
2.1 | Повышение квалификации специа листов учреждений социального обслуживания, работающих с вете ранами, пожилыми людьми |
КСЗН | II-IV кв. | 60,0 | - | ||
2.2 | Разработка и внедрение новых форм и технологий социального обслуживания на базе муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих функции социального обслуживания населения |
||||||
2.2.1 | Создание единого банка данных о лицах, нуждающихся в обслуживании на дому и организациях, не коммерческих предприятиях и частных лицах, занятых обслуживанием данной категории |
КСЗН | II-IV кв. | - | - | ||
2.2.2 | Проработка вопроса о возможности создания института приемных семей для пожилых людей (патронат стариков) |
КСЗН | II-IV кв. | - | - | ||
2.3 | Расширение сети и улучшение материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги пожилым людям |
||||||
2.3.1 | Приобретение комплекта оборудования для комнат психологической разгрузки для отделений дневного пребывания Кировского и Дзержинского районов |
КСЗН | III кв. | 162,2 | - | ||
2.3.2 | Подготовка к открытию нового помещения КЦСОН Свердловского района |
КСЗН | II-IV кв. | 2794,9 | - | ||
2.3.3 | Ремонт в центрах и учреждениях социального обслуживания населения |
КСЗН | II-IV кв. | 2634,0 | - | ||
2.3.4 | Финансирование социального заказа на оказание социальных услуг на дому пожилым людям |
КСЗН | II кв. | 382,8 | - | ||
3 | Улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях и активизация участия в жизни общества |
||||||
3.1 | Содействие в культурном развитии и проведении досуга | ||||||
3.1.1 | Создание центров-клубов пожилых людей на базе действующих учреждений социального обслуживания населения |
КСЗН | II-IV кв. | 150,0 | |||
3.1.2 | Театральный абонемент для ветеранов войны и труда в театрах города |
кки КСЗН |
III-IV кв. | 50,0 | - | ||
3.1.3 | Фестиваль спорта пожилых людей | КФКС, КСЗН | IV кв. | 15,0 | - | ||
3.1.4 | Приобретение спортивной формы для клуба любителей бега пожилых людей "Вита" |
КФКС, КСЗН | II кв. | 24,0 | - | ||
4 | Формирование позитивного отношения к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества |
||||||
4.1 | Организация и проведение городских акций в поддержку пожилых людей | ||||||
4.1.1 | Организация и проведение городских мероприятий, посвященных памятным датам |
КСЗН | II-IV кв. | 50,0 | - | ||
4.1.2 | Акция в поддержку ветеранов ВОВ, посвященная Дню Победы над фашистской Германией |
КСЗН | II KB. | 70,0 | - | ||
4.1.3 | Акция в поддержку ветеранов, посвященная Международному Дню пожилых людей |
КСЗН | IV кв. | 128,0 | 50,0 | ||
4.1.4 | Проведение в районах акций в поддержке пожилых людей (ко Дню пожилого человека) |
Комитеты социальной защиты населения районов |
IV кв. | 70,0 | - | ||
4.1.5 | Акция в поддержку жертв необоснован- ных политических репрессий |
КСЗН | IV кв. | 64,0 | |||
4.2. | Помощь общественным организациям ветеранов (оплата подписки на газету "Ветеран" городскому и районным советом ветеранов войны и труда) |
КСЗН | II, IV кв. | 6,0 | - | ||
4.3. | Поддержка инициатив общественности по проведению мероприятий на благо пожилых людей, укрепление взаимодействия с общественными объединениями и благотворительными организациями на договорной основе |
КСЗН Комитеты социальной защиты населения районов города Перми КЦСОН |
II-IV кв. | ||||
Итого: | 10000,0 | 200,0 |
КСЗН - комитет социальной защиты населения администрации города Перми;
ККИ - комитет по культуре и искусству администрации города Перми;
КФКС - комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми;
КЦСОН - комплексный центр социального обслуживания населения.
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение
Законодательной основой для разработки и реализации программы поддержки людей пожилого возраста в городе Перми являются: Федеральные законы РФ от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с последующими изменениями и дополнениями), от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями), от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), Закон Пермской области от 07.10.1997 N 887-134 "Об основах социальной защиты населения на территории Пермской области" (с последующими изменениями и дополнениями), решение Пермской городской Думы от 21.10.2003 N 127 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации городских целевых программ".
Основные направления программы разработаны в соответствии с федеральной целевой программой "Старшее поколение" на 2002-2004 гг.
4.2. Организация управления реализацией программы
Муниципальный заказчик за счет средств бюджета города обеспечивает финансирование мероприятий программы в установленном порядке, осуществляет контроль хода реализации программы и целевого использования бюджетных средств.
Руководитель программы подотчетен муниципальному заказчику. Разрабатывает и утверждает механизм реализации программы, определяет исполнителей, заключает договоры с исполнителями и участниками программных мероприятий и несет персональную ответственность за достижение целей программы и эффективное использование средств бюджета города.
В установленном порядке обеспечивает предоставление информации о ходе реализации программы, отчитывается перед Главой города (при необходимости) и Пермской городской Думой. Для осуществления финансового, статистического, информационного анализа имеет право запрашивать любую информацию в рамках осуществления своих полномочий у всех участников программы.
При реализации мероприятия несколькими участниками программы определяется ответственный исполнитель. Ответственный исполнитель координирует действия исполнителей, отвечает перед руководителем программы за его реализацию и предоставляет информацию о ходе выполнения этого мероприятия. В системе программных мероприятий (табличная форма) ответственный исполнитель указывается первым.
Все участники программы несут ответственность за целевое использование выделенных бюджетных средств, предоставление своевременной и полной информации о ходе выполнения мероприятий.
Основным механизмом реализации программы является утверждение и реализация ежегодных планов выполнения программных мероприятий. В процессе реализации программы регулярно оценивается степень достижения цели, актуальность мероприятий, потребность в бюджетном финансировании; вносятся предложения о необходимости корректировки мероприятий программы (при изменении внешних или внутренних условий) и административных документов, связанных с ее реализацией.
Этим гарантируется постоянное обновление программы и стимулируется ее реализация.
Межведомственную координацию по реализации программных мероприятий осуществляет комитет по социальной защите населения города Перми.
Кроме того, ход выполнения программы, с учетом внесенных корректировок, рассматривается на заседании Пермской городской Думы по итогам очередного финансового года.
4.3. Ресурсное обеспечение программы
В качестве ресурсов, привлекаемых для реализации программы, будут использованы средства бюджета города, прочие привлеченные средства.
5. Ожидаемый социальный эффект от реализации программных мероприятий
Ожидаемый социальный эффект |
Оценочный показатель | Изменение оценочного показателя |
Источник получения |
1. Повышение качества жизни пожилых людей |
Уровень удовлетворенности условиями жизни, % |
Рост числа пожилых людей, удовлетворенных условиями жизни, в общем числе опрошенных |
Социологический опрос |
2. Приближение объема, состава и качества услуг к потребностям пожилых людей |
Удовлетворенность пожилых людей каче ством оказываемых услуг, % |
Рост числа пожилых людей, удовлетворенных качеством и ассортиментом оказываемых услуг, в общем числе опрошенных |
Социологический опрос |
Охват социальными и социально- медицинскими услугами на дому, % |
Рост доли лиц, получающих необходимые виды социальной помощи на дому, в общем числе пожилых людей, нуждающихся в таких услугах |
Статистические данные КЦСОН и КСЗН |
|
3. Повышение уровня социальной адаптации пожилых людей |
Охват пожилых людей физкультурно- оздоровительной, культурной и рекреа- ционной деятельностью, % |
Повышение доли пожилых людей, активно участвующих в физкультурно- оздоровительной, культурной и рекреационной деятельности |
Статистические данные комитетов по физкультуре и спорту, культуре администрации города |
4. Повышение внимания обще- ственности к проблемам пожилых людей |
Сумма привлеченных спонсорских,благо- творительных и других средств на один рубль из бюджета города |
Увеличение суммы привле- ченных спонсорских, бла- готворительных и других средств на один рубль из бюджета города |
Данные КСЗН |
<< Назад |
||
Содержание Решение Пермской городской Думы от 23 марта 2004 г. N 34 "Об утверждении городской целевой программы "Поддержка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.