Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 20 апреля 2004 г. N 53
Городская целевая программа
"Сохранение, развитие и поддержка культуры и искусства
города Перми на 2004 г."
1. Паспорт программы
1.1. Регистрационный номер N 13
1.2. Полное наименование Городская целевая программа
программы "Сохранение, развитие и поддержка
культуры и искусства города Перми
на 2004 г."
1.3. Характеристика проблемы Наиболее существенные тенденции в
области культуры, которые необходимо
развивать: организация свободного
доступа горожан к информации, развитие
новых активных видов и форм культурной
деятельности, возможность включения
муниципальных учреждений культуры
в систему российских и международных
культурных коммуникаций
1.4. Цель программы Формирование системы информационных
ресурсов, обеспечивающей равноправные
условия доступа к ним жителей города
Перми для развития бизнеса,
промышленности, социальной сферы,
культуры
1.5. Муниципальный заказчик Администрация города Перми в лице
заместителя Главы города, начальника
департамента общественных отношений
Шулькина Ильи Григорьевича,
ул. Ленина, 23, г. Пермь, тел. 12-45-07
1.6. Руководитель программы Родин Алексей Васильевич,
председатель комитета по культуре
и искусству администрации города Перми
1.7. Основной разработчик Комитет по культуре и искусству
программы администрации города Перми,
ул. Ленина, 23, г. Пермь, тел. 12-81-63
1.8. Этапы и сроки реализации 2004 г.
программы
1.9. Финансирование программы Общая финансовая бюджетная потребность
на реализацию программы составляет
1440,0 тыс. рублей, в том числе:
бюджет города - 1000,0 тыс. руб.,
бюджет области - 330,0 тыс. руб.,
внебюджетные источники -
110,0 тыс. руб.
2. Основные понятия, используемые в программе
Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их населению города (ГОСТ 7.0-99).
Информация - сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами, как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99).
Информатизация - комплекс мер, направленных на обеспечение оперативного доступа к информационным ресурсам.
Информационная инфраструктура - совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам.
Информационные ресурсы - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
Информационная технология - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, обработку, поиск, копирование, передачу и распространение информации.
Информационная услуга - предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу.
Искусство - создание ценностей художественной литературы, кинематографии, театра, музыки, живописи, ваяния, архитектуры, хореографии.
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы, технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Пользователь информационной системы - лицо (группа лиц, организация), пользующееся услугами информационной системы для получения информации или для решения других задач.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
Программа разработана комитетом по культуре и искусству администрации г. Перми совместно с администрациями районов с учетом предложений учреждений культуры и искусства города Перми, объединения муниципальных библиотек города, областной универсальной научной библиотеки им. М.Горького, библиотечного информационного центра, городских учреждений образования, Центра правительственной связи и в соответствии с решением Пермской городской Думы от 21.10.2003 N 127 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации городских целевых программ".
На государственном, региональном и муниципальном уровнях создана и действует нормативная правовая база культурной политики, обеспечивающая создание основ сетевой региональной информационной структуры.
Программа основана на анализе современного состояния культурной ситуации города, ориентирована на поддержку проектов деятелей искусства и культуры, творческих, профессиональных, общественных, муниципальных организаций культуры,
доступности и приобщения горожан всех возрастов и социальных слоев к культурным ценностям.
3.2. Характеристика проблемы
С 1998 по 2003 г. благодаря городской целевой программе удалось расширить перечень услуг в библиотеках, создать локальную сеть в центральной городской библиотеке им. А.С.Пушкина, там же открыть электронный читальный зал, увеличить книжный фонд на 3254 экземпляра, установить комплекты компьютерной техники, что помогло внедрить в практику работы муниципальных библиотек новые виды услуг.
Показатели | 1998 г. | 1999 г. | 2003 г. |
1. Объем электронных ресурсов (кол-во записей) | 20000 | 35175 | 113077 |
2. Обращения к электронным ресурсам (кол-во человек) |
- | 2825 | 550663 |
3. Посещения электронного читального зала | - | - | 17744 |
4. Компьютерные услуги (кол-во человек), | 415 | 22965 | |
в том числе пользователи Интернет | - | - | 2523 |
6. Копирование (кол-во копий/сумма в руб.) | - | 34022/41100 | 37311/288948 |
В 2000 г. в Пермской области была принята областная целевая программа "Правовая информатизация Пермской области". Муниципальные библиотеки приняли активное участие в реализации программы. В результате муниципальные библиотеки за счет программы открыли 8 правовых информационных центров, активно, в рамках межведомственного сотрудничества, предоставляющих населению социально значимую информацию, получена компьютерная техника, приобретена специальная литература. Крупнейшие городские библиотеки стали базой для широкомасштабного открытого доступа к социально значимой информации. Наладили оперативную работу по сбору, обработке, хранению и распространению этой информации.
Показатель | Всего |
1. Фонд публичного центра правовой информации (кол-во записей, экземпляров) |
3155 |
2. Пользователи (человек) | 4889 |
3. Обращения, в том числе к электронным базам данных (кол-во обращений) |
24502 |
4. Выдача документов, в том числе из электронных баз данных (кол-во документов) |
28910 |
Все вместе взятое позволило увеличить доходы от платных услуг в библиотеках в 2 раза - с 308,0 тыс. руб. в год до 609,0 тыс. руб. в период с 1998 г. по 2003 г.
В течение последнего времени шел активный поиск и других источников совершенствования процесса автоматизации библиотек и пополнения баз данных и других видов информации:
- участие и победа в областных конкурсах (получено 11 грантов) обеспечили приобретение техники для библиотек города;
- налажен взаимовыгодный обмен информацией с Пермским государственным университетом, областными библиотеками;
- в 2003 г. объединение муниципальных библиотек вступило в Межрегиональную ассоциацию росписи статей (МАРС), благодаря чему оно получает аналитическую роспись периодических изданий, выходящих на территории России;
- на основании соглашения от 01.08.2002 N 210 "О долевом бюджетном финансировании работ" между департаментом культуры и искусства Пермской области, комитетом по культуре и искусству г. Перми и Центром правительственной связи Пермской области на паритетных началах в Центральную городскую библиотеку им. А.С.Пушкина (ЦГБ) проложена волоконно-оптическая линия связи.
Таким образом, уже сегодня накоплены серьезные информационные ресурсы. Жители города остро нуждаются в социально значимой информации и библиотеки готовы ее предоставить.
Однако техническая оснащенность библиотек не позволяет сегодня предложить горожанам всю совокупность информационных ресурсов. Кроме этого, несмотря на определенные достижения, для дальнейшего развития необходима консолидация усилий с учреждениями других ведомств города и области для внедрения корпоративных информационных технологий.
Предлагаемая программа ставит задачи создания условий для свободного и равноправного доступа жителей Перми к региональным, общероссийским и мировым информационным ресурсам путем включения общедоступных библиотек города в региональную телекоммуникационную среду. Только на основе сетевой кооперации возможно создание и предоставление пользователям информационных ресурсов, раскрывающих совокупный историко-культурный потенциал Прикамья. В рамках новой программы акцент сделан на соответствие действий региональной политике в области информатизации в сфере культуры. Это диктуется необходимостью обеспечения координации учреждений культуры по формированию информационных ресурсов и возможностью существенно сэкономить средства и ресурсы на использование корпоративного продукта. В результате объединения, за счет областной программы, появится возможность открыть городские пункты общественного доступа к информации.
Последние три года за счет средств городской целевой программы финансировалась часть творческих инновационных социально-культурных проектов. Реализация проектов в сфере культуры создаст условия для повышения художественного уровня проводимых мероприятий и для развития, сохранения культуры как системы духовных ценностей.
3.3. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является формирование системы информационных ресурсов, обеспечивающей равноправные условия доступа к ним жителей города Перми для развития бизнеса, промышленности, социальной сферы, культуры.
Задачами программы являются:
- содействие ускоренному внедрению передовых технологий в библиотеки и другие учреждения культуры города, модернизации компьютерного оборудования муниципальных библиотек;
- расширение доступа населения г. Перми к социально значимой информации всех уровней за счет:
а) создания сетевого взаимодействия библиотек города, независимо от ведомственной принадлежности, для обмена социально значимой информацией;
б) расширения системы открытого доступа жителей города и пользователей библиотек к информации за счет использования современных технологий и сети Интернет;
в) расширения числа пользователей этой информацией за счет предоставления ее по телекоммуникационным каналам;
г) расширения перечня библиотечио-информационных продуктов и услуг;
- отработка технологии сетевого взаимодействия библиотек и местного самоуправления города по вопросам социально значимой информации и создание модели взаимодействия с органами местного самоуправления для обеспечения сбора, обработки, хранения и распространения информации среди всех слоев населения города;
- создание условий для реализации инновационных творческих проектов.
3.4. Сроки и этапы реализации программы
Система программных мероприятий строится в соответствии с региональной политикой в области информатизации сферы культуры и включает в себя следующие этапы работы:
1. Мониторинг состояния технической и программной оснащенности учреждений культуры города, паспортизация информационных ресурсов по истории и культуре города.
2. Сбор данных для "Пермской информационно-ресурсной сети по культуре (ПИРС-культура)", создаваемой в рамках областной целевой программы, которая объединит ресурсы учреждений культуры области для предоставления во всеобщее пользование.
3. Участие в изучении потребностей организаций и предприятий города в информации для организации централизованного комплектования информационными ресурсами.
4. Создание технических условий, необходимых для успешной корпоративной и межведомственной деятельности библиотек:
- модернизация и замена устаревшего телекоммуникационного и компьютерного оборудования, приобретение программного обеспечения;
- создание мультимедийных центров в крупнейших районных муниципальных библиотеках города;
- развитие детских библиотек как информационных центров;
- автоматизация библиотек, расположенных в отдаленных микрорайонах, для предоставления жителям этих микрорайонов равных возможностей в получении информации;
- отработка механизма взаимодействия библиотек с органами местного самоуправления, общественными организациями, учреждениями образования, другими библиотеками города;
- организация пунктов общественного доступа к региональным информационным ресурсам сети Интернет в библиотеках города;
- реконструкция локальной вычислительной сети ЦГБ им. А.С.Пушкина в связи с оснащением библиотеки оптоволоконными линиями доступа в Интернет;
- разработка проекта электронной библиотеки;
- организация Интернет-доступа в библиотеках (9 подключений).
5. Участие в создании и развитии системы электронной доставки документов в сетях передачи данных.
6. Приобретение программного обеспечения, целенаправленное расширение ассортимента электронных ресурсов в муниципальных библиотеках, пополнение фондов библиотек CD-ROM-ами, справочной и учебной литературой. Организация информационного обеспечения различных категорий населения (представителей органов местного самоуправления, общественных организаций, предпринимателей, педагогов, врачей, студентов, школьников, детей и других).
7. Разработка системы повышения квалификации библиотечных специалистов по вопросам информатизации. Утверждение в качестве опорных методических и консультационных центров ЦГБ, центральной детской городской библиотеки (ЦДГБ), районных библиотек. Разработка программы обучения, создание учебных планов, участие в научно-практических конференциях (НПК), семинарах.
8. Проведение семинара с привлечением заинтересованных сторон (работники просвещения, деловые круги, общественные организации и т.д.) для выработки стратегии дальнейшего развития муниципальных библиотек как информационных центров.
9. Проведение традиционных конкурсов для потребителей информационного продукта библиотек среди жителей города.
10. Отработка технологий взаимодействия с библиотеками города, области, России для создания сводных баз данных.
В течение 2004 г., помимо совершенствования материально-технической базы библиотек, будет оказана поддержка в реализации инновационных творческих проектов, которая включает следующие этапы работы:
- публикация условий организации и проведения конкурса, проведение семинара с участниками конкурса, прием заявок и проектов соискателей;
- проведение конкурса социально-культурных проектов, финансирование и реализация творческих проектов;
- анализ осуществленных проектов, подведение итогов конкурса и награждение победителей.
3.5. Система программных мероприятий на 2004 год
N п/п |
Мероприятия | Исполнитель | Сроки исполне- ния |
Источники финансирования (тыс. руб.) |
|||
Всего | бюджет города |
бюд- жет об- ласти |
вне- бюд- жет. ис- точ- ники |
||||
1. Расширение доступа населения г. Перми к социально значимой информации всех уровней |
|||||||
1.1 | Реконструкция локально- вычислительных сетей центральной городской библиотеки, приобретение серверов, сетевого оборудования для 9 муниципальных библиотек: ЦГБ им. Пушкина, ЦДБ, районных библиотек |
Комитет по культуре и искусству администра- ции города (ККИ), Центр правитель- ственной связи ЦПС) |
2 квартал | 280,0 | 230,0 | 50,0 | |
1.2 | Автоматизация муниципальных библиотек |
ККИ | 3-4 квартал |
517,0 | 497,0 | 20,0 | |
1.2.1 | Создание мультимедийных центров в крупных районных муниципальных библиотеках, центральной городской детской библиотеке (ЦДГБ), городской юношеской библиотеке: N 1, N 4, N 5, N 7, N 25, ЦГБ им. Пушкина |
ККИ, областная научная библиотека |
3-4 квартал |
140,0 | 140,0 | ||
1.2.2 | Автоматизация библиотек в отдаленных микрорайонах города: N 8, N 11, N 16, N 21, N 28, N 30, N 37 |
ККИ, администра- ции районов города |
3-4 квартал |
120,0 | 120,0 | ||
1.2.3 | Техническое оснащение детских библиотек: N 1, N 2, N 3, N 5, N 7, N 15, ЦДГБ |
ККИ, областная детская библиотека |
3-4 квартал |
120,0 | 120,0 | ||
1.2.4 | Открытие и оборудование пунктов общественного доступа информации: ЦГБ им. Пушкина, N 2, N 10, N 13, N 14, N 20, ЦДГБ |
ККИ, департамент культуры и искусства Пермской области |
3-4 квартал |
137,0 | 117,0 | 20,0 | |
1.3 | Приобретение программного обеспечения, целенаправ- ленное расширение ассорти- мента электронных ресурсов, пополнение фондов CD-ROM- ами, справочной литературой |
ККИ | 2-4 квартал |
333,0 | 133,0 | 200,0 | |
1.4 | Разработка системы повышения квалификации библиотечных специалистов по вопросам информатизации. Утверждение в качестве опорных методических и консультационных центров ЦГБ, ЦДГБ, районных библиотек. Разработка программы обучения, созда- ние учебных планов, участие в НПК, семинарах |
ККИ, департамент культуры и искусства Пермской области, Пермский институт культуры и искусства |
2-4 квартал |
140,0 | 80,0 | 50,0 | 10,0 |
1.5 | Проведение семинара с привлечением заинтересованных сторон (работники просвещения, деловые круги, общественные организации и т.д.) для выработки стратегии дальнейшего развития муниципальных библиотек как информационных центров |
ККИ | 2 квартал | 20,0 | 10,0 | 10,0 | |
1.6 | Проведение традиционных конкурсов для потребителей информационного продукта библиотек среди жителей города |
ККИ, Телеком- плюс, ЦПС |
2 квартал | 50,0 | 50,0 | ||
1.7 | Отработка технологий взаимодействия с библиотеками города, области, России для создания сводных баз данных |
ККИ, департамент культуры и искусства |
2-4 квартал |
||||
2. Создание условий для реализации инновационных творческих проектов | |||||||
2.1 | Публикация условий организации и проведения конкурса, проведение семинара с участниками конкурса, прием заявок и проектов соискателей |
ККИ, департамент обществен- ных отношений ДОО) |
2 квартал | ||||
2.2 | Проведение конкурса социально культурных проектов, финансирование и реализация творческих проектов |
ККИ, ДОО |
2-3 квартал |
100,0 | 60,0 | 40,0 | |
2.3 | Анализ осуществленных проектов, подведение итогов конкурса и награждение победителей |
ККИ, ДОО | 4 квартал | ||||
Всего по программе | 1440,0 | 1000,0 | 330,0 | 110,0 |
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение
Программа разработана комитетом по культуре и искусству администрации города в соответствии со следующими правовыми документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями от 23.06.1999, 27.12.2000, 30.12.2001, 24.12.2002);
- Закон Российской Федерации от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
- Закон Российской Федерации от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.2003);
- Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 N 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации" (с последующими изменениями и дополнениями),
- Указ Президента Российской Федерации от 12.11.1993 N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства" (в ред. от 08.02.2001);
- Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства" (в ред. от 23.12.2002);
- Постановление Президента Российской Федерации от 14.12.2000 N 955 "О федеральной целевой программе "Культура России 2001-2005 гг." (с изменениями и дополнениями от 19.07.2002);
- Закон Пермской области 07.04.1999 N 458-66 "О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии" (с изменениями и дополнениями от 04.04.2002);
- Закон Пермской области от 18.06.1999 N 515-76 "О библиотечном деле в Пермской области";
- Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 21.08.2003 N 950 "О концепции политики формирования и развития единого информационного пространства Пермской области (2004-2006 гг.)";
- решение Пермской городской Думы от 21.10.2003 N 127 "Об утверждении Положения о порядке и реализации городских целевых программ".
4.2. Организация управления реализацией программы
Муниципальный заказчик:
- несет ответственность за достижение программных целей, контролирует использование финансовых ресурсов;
- заказывает и обеспечивает финансирование программы;
- осуществляет общий контроль за ходом реализации программы и целевым использованием бюджетных средств.
Управление реализацией целевой программы осуществляет руководитель программы (председатель комитета по культуре и искусству администрации города). Руководитель программы осуществляет оперативное управление реализацией программы на основе заключения договоров с участниками программы и исполнителями, определяет для них условия выполнения работ, сроки и задания, координирует действия исполнителей, осуществляет текущий контроль и оценивает эффективность выполняемых мероприятий, отчитывается перед муниципальным заказчиком об исполнении программы, отчитывается перед Пермской городской Думой и Главой города.
Основным исполнителем программы является комитет по культуре и искусству администрации города, он является координатором программных мероприятий. Финансирование всех мероприятий осуществляет департамент финансов через счета комитета по культуре и искусству.
4.3. Ресурсное обеспечение программы
Программные мероприятия финансируются из городского бюджета. Объем бюджетного финансирования на очередной год утверждается решением Пермской городской Думы. Для выполнения программных мероприятий руководитель заключает договоры в установленном порядке на основе проведения конкурсов и котировок в соответствии с принятыми нормативными актами. Также для реализации программы привлекаются собственные средства учреждений и организаций, полученные от их платной деятельности, средства от спонсорских взносов, средства грантов, участие в целевых программах и средства, привлеченные из областного бюджета.
год | всего | бюджет города |
бюджет области |
внебюджетные источники |
2004 | 1440,0 т. р. | 1000,0 т. р. | 330,0 т. р. | 110,0 т. р. |
Потребность из бюджета города на реализацию программы на весь период ее действия составляет 1000,0 тыс. рублей. Общая потребность в финансовых средствах - 1440,0 тыс. рублей, из которых свыше 30% - это привлеченные средства (так, на 1 рубль из бюджета города предполагается привлечь 0,3 рубля внебюджетных средств и средств бюджета области).
5. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации мероприятий
В результате проводимых программных мероприятий городской целевой программы:
1) вырастет техническая оснащенность муниципальных библиотек (увеличится компьютерный парк), будут активно внедряться сетевые технологии (построены локальные сети в крупных библиотеках, организовано подключение к сети Интернет в 9 библиотеках, организованы пункты общественного доступа к информации в 6 библиотеках);
2) будут созданы условия для свободного и равноправного доступа жителей города Перми к региональным, общероссийским и мировым информационным ресурсам;
3) будут внедрены единые программные продукты, согласованы правила ввода информации, созданы условия для высокопрофессиональной деятельности, что позволит участвовать в формировании сводных баз и банков данных, раскрывающих совокупный культурный потенциал Прикамья;
4) будут созданы условия для свободного и равноправного доступа жителей всего города Перми к региональным, общероссийским и мировым информационным ресурсам, сэкономлены средства на приобретение дорогостоящих информационных ресурсов, уже представленных в корпоративной сети.
Социально-экономическая эффективность заключается в следующем:
- возрастет число пользователей электронных ресурсов примерно в 4 раза,
- расширится география доступа к ним, что обеспечит право на получение информации жителям отдаленных микрорайонов города,
- на 40% сократится стоимость одного обращения к электронным ресурсам,
- увеличится интенсивность использования технических средств, вырастут доходы от платных услуг в муниципальных библиотеках.
Реализация инновационных проектов в сфере культуры создаст условия для повышения художественного уровня проводимых мероприятий, развития и сохранения культуры как системы духовных ценностей.
<< Назад |
||
Содержание Решение Пермской городской Думы от 20 апреля 2004 г. N 53 "Об утверждении городской целевой программы "Сохранение,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.