Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 22 мая 2001 г. N 77
Комплексная экологическая программа
города Перми на 2001 - 2005 гг.
19 апреля 2005 г.
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Основные положения Программы
2.1. Введение
2.2. Характеристика проблемы
2.3. Цель и задачи Программы
2.4. Основные пути реализации Программы
2.5. Сроки и этапы реализации Программы
2.6. Система программных мероприятий
3. Обеспечение реализации Программы
3.1. Правовое обеспечение Программы
3.2. Организация управления реализацией Программы
3.3. Ресурсное обеспечение Программы
4. Ожидаемый социально - экономический эффект от реализации
программных мероприятий
5. Приложение 1: Перечень инвестиционных проектов
6. Приложение 2: Перечень научно - исследовательских и
опытно-конструкторских работ
7. Приложение 3: Система количественных показателей
"Комплексной экологической программы г.Перми на 2001 - 2005 гг."
1. Паспорт
"Комплексной экологической программы города Перми на
2001 - 2005 гг."
Наименование "Комплексная экологическая программа города Перми
Программы на 2001 - 2005 гг."
Цель Программы Стабилизация и оздоровление экологической
обстановки в городе и обеспечение экологической
безопасности его населения и территории
Муниципальный Администрация города Перми в лице заместителя
заказчик Главы города Жданова О.М.
Руководитель Начальник муниципального управления по экологии и
Программы природопользованию Сединина В.А.
Головной Уральский государственный научно -
разработчик исследовательский институт региональных
Программы экологических проблем УралНИИ "Экология"
Сроки 2001 - 2005 гг.
реализации
Объемы В 2001 году - 643,0 тыс. руб. по статье бюджета
финансирования "Городские целевые программы"
7228,0 тыс. руб. по статье бюджета "Горэкофонд"
1336547,0 тыс. руб. собственные средства
предприятий (справочно)
Объем финансирования уточняется ежегодно. При
реализации программных мероприятий используются
привлеченные средства предприятий.
2. Основные положения Программы
2.1. Введение
Разработка "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 годы" проводится в соответствии с Основными положениями государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренными Указом Президента РФ от 04.02.1994 г. N 236, требованиями Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", Закона Пермской области "Об охране окружающей природной среды", Концепции комплексной экологической программы города Перми на 2001 - 2005 годы (утверждена решением Научно - технического совета при МУЭП, протокол N 1 от 10.10.99), в развитие "Комплексной экологической программы г. Перми на 1996 - 2000 гг.", на основе анализа экологических проблем в г. Перми.
Впервые в "Комплексной экологической программе г. Перми на 2001 - 2005 гг." (далее - Программа):
1. Реализована координирующая роль муниципалитета в области охраны окружающей среды города между государственными специально уполномоченными органами управления, что является значительным вкладом в совершенствование функций местного самоуправления.
2. Определены новые основные приоритеты муниципальной природоохранной деятельности: улучшение качества водной среды, создание системы обращения отходов, улучшение качества атмосферы, оздоровление населения.
3. Обоснованы, разработаны и согласованы с исполнителями уровни показателей по снижению загрязнения водной среды, атмосферы, в сфере обращения отходов и оздоровлению населения г. Перми. Мероприятия по достижению этих показателей включены в Программу.
4. Запланировано внедрение в сферу деятельности муниципальных органов допустимых антропогенных нагрузок для г. Перми по питьевой воде, продуктам питания, атмосферному воздуху и сумме путей поступления загрязняющих веществ в организм человека.
5. Предусмотрено проведение экологической инвентаризации города, как основы для принятия управленческих решений, с централизацией всей полученной в ее ходе информации в администрации города.
6. Программа разработана с учетом результатов фактического выполнения ныне действующих федеральных, региональных, областных и городских программ, мероприятия которых относятся к охране окружающей среды г. Перми.
Программа подготовлена Уральским государственным научно - исследовательским институтом региональных экологических проблем (УралНИИ "Экология") Министерства природных ресурсов России совместно с муниципальным управлением по экологии и природопользованию администрации г. Перми.
2.2. Характеристика проблемы
Основные экологические проблемы города Перми выявлены и сформулированы на основании анализа состояния природной среды, хозяйственной деятельности и здоровья населения.
Город Пермь представляет сложную социальную эколого - экономическую систему, функционирование которой направлено на обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности населения в сферах труда, отдыха и быта. Обобщающим, результирующим показателем удовлетворенности населения совокупной деятельностью этих сфер является здоровье населения. Анализ распространенности заболеваний и его динамика указывает на тенденцию роста распространенности заболеваний среди взрослого и детского населения. Первое место в общей структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (свыше 60%). В Индустриальном районе, как районе наиболее интенсивной химической нагрузки, наблюдается наибольший темп прироста заболеваемости новообразованиями.
Основной водной артерией города является река Кама, которая дает возможность развиваться многим отраслям промышленности, в том числе машиностроению, химической, нефтеперерабатывающей. В свою очередь, интенсивное антропогенное загрязнение реки и ее притоков промышленными, сельскохозяйственными и коммунально - бытовыми сточными водами, нефтью и нефтепродуктами приводит к ухудшению экологического состояния водных объектов. Наибольший вклад в загрязнение поверхностных источников вносят МП "Пермводоканал", АО "Пермский ЦБК", АО "Камкабель", АО "Пермские моторы" и др.
Анализ состояния водных объектов города показывает:
- состояние р. Кама, ее притоков неудовлетворительно по санитарно - химическим и микробиологическим показателям;
- динамика загрязнения поверхностных водных объектов практически не меняется, снижение объемов производства оказывает незначительное влияние на их состояние, ИЗВ р. Камы в черте города составляет от 2,81 до 3,42, что соответствует IV классу "вода загрязненная";
- прибрежные зоны захламлены строительным и бытовым мусором, наблюдаются эрозионные процессы;
- значительная часть подземных водных источников (скважины) находится в неудовлетворительном состоянии и не может использоваться для целей питьевого водоснабжения;
- значительно вторичное загрязнение питьевой воды, связанное с централизованными системами водоподготовки (хлорирование) и неудовлетворительным состоянием систем централизованного водоснабжения;
- водопотребление питьевой воды остается очень высоким - 270 л на человека в сутки.
Для оценки загрязненности атмосферного воздуха используется такой показатель как индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), который в целом по городу превышает среднее значение (в диапазоне 5,0 - 8,0). В 1999 году ИЗА по городу составил 12,3; в 2000 году - 14,6. Наиболее высокий уровень загрязнения атмосферы имеет место в Мотовилихинском и Индустриальном районах (16,2 и 13,2 соответственно). Анализ данных показывает, что тенденция уменьшения выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, связанная с общим сокращением или частичной остановкой многих производственных мощностей, уходит в прошлое, увеличиваются и выбросы от автотранспорта, что обусловлено значительным ростом количества транспортных средств. Рост выбросов от автотранспорта приводит к сохранению высокого уровня загрязнения такими вредными веществами, как диоксид азота, формальдегид, оксид углерода.
Общий объем отходов на территории города складывается из отходов производства (отходы промышленных предприятий) и потребления (твердые бытовые отходы). Одной из основных проблем обращения с отходами на промышленных предприятиях является необходимость их длительного хранения на специализированных объектах, что приводит к накоплению отходов на предприятиях. На предприятиях, в границах отведенных им земельных участков, расположено около 30 объектов захоронения отходов производства. Отсутствие общегородской комплексной системы сбора мусора, в том числе на отдельных территориях (частный сектор, гаражные и садовые кооперативы и др.), приводит к наличию большого количества стихийных (несанкционированных) свалок на берегах малых рек, вокруг кооперативов, в лесных массивах и жилой зоне.
Почвы, растительный и животный мир испытывают значительные антропогенные и техногенные нагрузки, что вызывает:
- дополнительное загрязнение почв токсичными элементами, накладываемое на их повышенное фоновое содержание; подтопление и заболачивание земель в городской черте;
- захламление лесов бытовыми отходами, заболачивание лесов вследствие строительства дорог и объектов инженерной инфраструктуры, старение лесов и объектов городского озеленения;
- неустойчивость обитания видов животных, занесенных в Красную Книгу, доминирование синантропных видов, являющихся распространителями вирусных инфекций, опасных для человека и домашних животных.
Анализ современного состояния природной среды, хозяйственной деятельности и здоровья населения г. Перми позволил выявить и сформулировать основные проблемы города в области охраны окружающей среды.
Водные ресурсы.
1. Высокий уровень удельного водопотребления населения (270 л/чел в сутки в 2000 г.).
2. Неудовлетворительное состояние рек г. Перми по санитарно - химическим и микробиологическим показателям,
3. Значительное вторичное загрязнение питьевой воды, связанное с централизованными системами водоподготовки (хлорирование) и неудовлетворительным состоянием систем доставки воды потребителям.
4. Подземные водные источники требуют обустройства и систематического наблюдения за качеством воды.
Отходы.
1. Отсутствие системы управления отходами в городе.
2. Ежегодное увеличение накопления отходов при неполном учете их образования.
3. Наличие многочисленных несанкционированных свалок ТБО.
4. Отсутствие мусоросортировочных и мусороперерабатывающих производств.
5. Переполнение существующего полигона, отсутствие иных мест захоронения отходов.
Атмосфера.
1. Увеличение доли выбросов от автотранспорта в атмосферу города в связи с ростом количества автотранспорта, в том числе высокий уровень загрязнения атмосферы окислами азота и углерода, формальдегидом.
2. Превышение нормативов ПДВ промышленными предприятиями, отсутствие программы достижения ПДВ.
Здоровье населения.
1. Отсутствие критериев для оценки здоровья населения и нормативно - правового механизма учета критериев для оценки здоровья населения в системе управления природоохранной деятельностью для стабилизации и последующего снижения экологически обусловленных видов заболеваний населения города.
Почвы и земельные ресурсы.
1. Отсутствие нормативно - законодательной базы, обязывающей владельцев городских земель поддерживать установленный санитарно - гигиенический уровень используемых земель.
2. Отсутствие систематических данных по загрязнению почв токсичными элементами, кроме данных по микробиологическому загрязнению.
3. Необходимость рекультивации 114 га городских земель.
4. Подтопление зданий и сооружений в некоторых районах города, связанное с нарушениями правил застройки.
Растительный мир.
1. Отсутствие достоверной информации о количестве, возрасте и состоянии зеленых насаждений на территории города, т.к. их инвентаризация не проводилась более 20 лет.
2. Отсутствие законодательной базы, определяющей статус городских лесов, общая площадь которых составляет более 37000 га.
3. Ухудшение породного состава и захламление городских лесов отходами.
4. Отсутствие системы особо охраняемых природных территорий.
Животный мир.
1. Отсутствие достоверных данных о состоянии популяций животных.
2. Отсутствие системы мероприятий, направленных на охрану видов животных, занесенных в Красную Книгу.
Особые виды воздействий.
1. Несоблюдение нормативных требований по шумовым воздействиям (45% объектов и 37% рабочих мест).
2. Несоблюдение нормативных требований по уровню электромагнитного воздействия (30,7% объектов и 29,6% рабочих мест).
Чрезвычайные ситуации с экологическими последствиями.
1. Существующая методология оценки экологического ущерба не позволяет учитывать все экологические последствия техногенных аварий и инцидентов.
Система программных мероприятий "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 гг." направлена на решение данных проблем, имеющих весомое значение для улучшения экологической обстановки города.
2.3. Цель и задачи Программы
2.3.1. Целью "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 годы" является стабилизация и оздоровление экологической обстановки в городе и обеспечение экологической безопасности его населения и территории.
2.3.2. Задачи Программы, по которым установлены количественные показатели:
- экологическая реабилитация водных объектов города путем уменьшения сброса загрязняющих веществ, реконструкции очистных сооружений, снижения водопотребления; обустройство родников, озер и прудов;
- снижение водопотребления;
- создание системы управления движением отходов, ликвидация несанкционированных свалок, вовлечение отходов в переработку; решение проблемы удаления отходов 1 - 2 класса опасности с территории города;
- экологическая реабилитация территорий с наибольшей техногенной нагрузкой на воздушную среду путем снижения выбросов загрязняющих веществ;
- медико - экологическая реабилитация и оздоровление населения путем разработки критериев оценки здоровья населения и внедрения нормативно - правового механизма их учета в системе природоохранных мероприятий.
2.3.3. Задачи Программы, имеющие качественный характер:
- ликвидация подтопления жилой застройки, рекультивация оползнеопасных склонов и выработанных карьеров;
- сохранение городских лесов, создание системы особо охраняемых природных территорий, озеленение территории города;
- охрана видов животных, занесенных в Красную Книгу, и регулирование численности безнадзорных домашних животных;
- предотвращение экологических аварий и катастроф;
- рекреации путем развития регулируемых зон отдыха;
- экологический мониторинг по результатам наблюдений за состоянием атмосферы, водных ресурсов и т.д.;
- экологическое образование и воспитание, просвещение населения;
управление охраной окружающей среды путем разработки нормативно - правовых актов и заключения договоров на комплексное природопользование.
При формировании Программы соблюдена преемственность с ранее утвержденными Правительством Российской Федерации и подлежащими финансированию федеральными программами экологической направленности, а также с областными и городскими целевыми программами.
2.4. Основные пути решения проблемы
Основными путями реализации Программы являются:
- внедрение ресурсосберегающих, малоотходных технологий;
- использование современных экологически направленных градостроительных и планировочных решений;
- реабилитация территорий и населения;
- пропаганда, просвещение, воспитание населения и повышение квалификации специалистов управления различных уровней.
В структуре Программы выделены одиннадцать основных направлений оздоровления экологической обстановки и населения г. Перми:
1. Охрана водных ресурсов.
2. Комплексное решение проблемы отходов.
3. Охрана воздушного бассейна.
4. Медико - экологическая реабилитация населения.
5. Охрана земельных ресурсов, лесов, ОПТ, растительного и животного мира, рыбных ресурсов.
6. Рекреации.
7. Экологический мониторинг и контроль.
8. Экологическая информация, образование, воспитание и пропаганда. Международное сотрудничество.
9. Особые виды воздействий.
10. Чрезвычайные ситуации с экологическими последствиями.
11. Управление охраной окружающей среды.
2.5. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 5 лет, при этом предусмотрено решение основных задач в 2 этапа:
2001 - 2002 гг. - первоочередные проекты и мероприятия:
- Разработка новых нормативных и методических документов.
- Проекты (в том числе, инвестиционные), отличающиеся наиболее значительным экологическим эффектом и эффективностью использования финансовых ресурсов.
- НИР и ОКР, выполняемые в качестве прикладных технологических исследований и разработок оборудования, подлежащие внедрению на втором этапе.
2003 - 2005 гг. - продолжение работы по мероприятиям согласно Приложениям 1 и 2, обеспеченным финансированием. Достижение поставленных программой задач.
2.6. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает перечень инвестиционных проектов и перечень научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР).
Раздел "Инвестиционные проекты" является основным в Программе, так как наибольший экономический, экологический и социальный эффект будет получен именно от реализации природоохранных мероприятий, предусматривающих снижение выбросов в атмосферу, сбор, переработку, утилизацию и безопасное размещение отходов, уменьшение сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, предотвращение и ликвидацию последствий экологически опасных чрезвычайных ситуаций антропогенного и природного характера, развитие системы медико - экологической реабилитации населения.
Основными условиями включения мероприятий в Программу являются:
- обеспечение целевых показателей;
- экологическая эффективность;
- важное экономическое и социальное значение проекта;
- возможность тиражирования технических решений на родственных предприятиях.
Всего в Программу включен 81 инвестиционный проект (Приложение 1).
Раздел НИОКР Программы является ее важной частью, так как предназначен для совершенствования существующих и разработки новых технологий в области охраны окружающей среды, оценки влияния различных объектов на территорию и население, поиска путей и средств решения проблем, возникающих при реализации инвестиционной части Программы.
Основными условиями включения НИОКР в Программу являются:
- выполнение целевых показателей;
- значимость решаемой проблемы;
- ориентация на решение проблемы в полном объеме;
- минимальные сроки и стоимость работ.
В Программу включено 20 научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (Приложение 2).
3. Обеспечение реализации Программы
3.1. Правовое обеспечение Программы
Систему правового обеспечения Программы составляют законодательные и правовые акты Российской Федерации, Пермской области, нормативные и правовые акты Пермской городской Думы и Главы города.
В целях реализации Программы необходимо разработать нормативные и правовые акты предусматривающие:
- правовой режим использования и охраны земель на территории г. Перми;
- правовой режим использования и охраны местных водных объектов;
- правовой режим использования, охраны и воспроизводства городских лесов и зеленых насаждений на территории г. Перми;
- положение о взаимодействии органов местного самоуправления с природопользователями на территории г. Перми;
- предложения об изменении федеральных нормативных и законодательных актов и актов Пермской области о расширении полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
- соглашения с органами государственной власти о разграничении полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
3.2. Организация управления реализацией Программы
В целях реализации Программы муниципальный заказчик:
- заказывает и финансирует разработку и реализацию Программы;
- определяет формы и методы организации управления реализацией Программы;
- осуществляет текущий контроль за ходом разработки и реализации Программы.
Руководитель Программы:
- заключает договоры (контракты) с исполнителями программных мероприятий;
- с учетом выделенных на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы;
- несет персональную ответственность за полное и целевое использование полученных кредитов в соответствии с утвержденными объемами бюджетных ассигнований и перечнем утвержденных мероприятий;
- отчитывается (при необходимости) перед Главой города и городской Думой;
- организует подготовку и утверждение проектов нормативно - правовых актов по проблемам экологической безопасности.
Организация контроля за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с установленным порядком.
3.3. Ресурсное обеспечение Программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование внебюджетных средств (собственные средства предприятий) и средств бюджетов различных уровней. Из бюджета города мероприятия Программы финансируются за счет средств городского экологического фонда, по статьям "Городские целевые программы" и "Охрана окружающей среды".
Дополнительно к финансированию Программы из бюджета города по статье "Городские целевые программы" в 2001 году планируется финансирование:
- 7228,0 тыс. руб. из городского экологического фонда (затраты на финансирование конкретных мероприятий в Приложении 2 приведены справочно);
- 524,0 тыс. руб. из городского бюджета по статье 0902 "Лесные ресурсы".
Важнейшую роль в Программе играют инвестиционные проекты, осуществляемые за счет средств городского бюджета и собственных средств участников. Инвестиционные проекты крупных предприятий ежегодно финансируются за счет основной производственной деятельности и, в большинстве случаев, обеспечивают коммерческий эффект в результате прекращения или сокращения выплачиваемых штрафов, реализации дополнительно полученной продукции, предоставления платных услуг. Ожидаемый объем финансирования природоохранных мероприятий за счет собственных средств предприятий составляет 3029949,0 тыс. руб. в целом за 5 лет.
Бесприбыльные социально - экологические проекты, исследовательские работы общего назначения финансируются, в основном, за счет средств городского бюджета.
При реализации Программы используются такие рычаги экономической политики как платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды.
Решением Пермской городской Думы от 19 апреля 2005 г. N 62 в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Ожидаемый социально - экономический эффект от
реализации программных мероприятий
Социально - экономическими и экологическими результатами реализации программных мероприятий является достижение показателей (Приложение 3):
- Снижение водопотребления в технических целях на 10%.
- Снижение сброса загрязняющих веществ в р. Каму и ее притоки.
- Обеспечение населения стандартной питьевой водой.
- Снижение техногенной нагрузки на территорию города за счет более полного удаления отходов, ликвидации несанкционированных свалок.
- Сокращение номенклатуры отходов, размещаемых на городской свалке, за счет вовлечения отходов в переработку и получения биологических компостов для благоустройства города.
- Снижение индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) до 10,0 (средний уровень загрязнения).
- Создание системы сохранения городских лесов и ОПТ.
- Сохранение на территории города видов животных, занесенных в Красную Книгу.
- Ликвидация неблагоприятных экологических последствий в Кировском и Дзержинском районах города.
- Сокращение числа городских объектов, имеющих превышение допустимых нагрузок по шуму и электромагнитному воздействию.
<< Назад |
Приложение 1. >> Перечень инвестиционных проектов |
|
Содержание Решение Пермской городской Думы от 22 мая 2001 г. N 77 "Об утверждении "Комплексной экологической программы г. Перми... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.