Решение Пермского краевого суда от 19 июня 2008 г. по делу N 3-111/08
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 г. N 44-Г08-33 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 15 октября 2008 г.
Пермский краевой суд в составе: председательствующего судьи Швецова К.И.,
с участием прокурора Б.Е.П., при секретаре Н.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 19.06.2008 года дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
17.08.2007 года постановлением Правительства Пермского края N 185-п утвержден Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края. Данное постановление опубликовано 30.08.2007 года в печатном издании "Профсоюзный курьер" под номером 33, вступило в силу через десять дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 года.
Обратившись в суд с заявлением, заместитель прокурора Пермского края просит признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- пункт 3 постановления Правительства Пермского края от 17.08.2007 года N 185-п "О порядке заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края";
- пункт 4; абзац 1 пункта 5 в части содержащегося в нем предписания "в соответствующий лесхоз (лесничество)"; абзац 5 пункта 5; подпункты "в", "г", "д" с предписанием "Лесхоз (лесничество) регистрирует заявление и рассматривает его в течение 15-ти календарных дней со дня поступления" пункта 6; пункт 7 в части содержащегося в нем предписания "О принятом решении о подготовке проекта договора купли-продажи лесхоз (лесничество) информирует гражданина в письменной форме в течение 15-ти дней после принятия решения. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лесхоза (лесничества)"; пункт 9 в части содержащегося в нем предписания "лесхозом (лесничеством)"; пункт 10 в части содержащегося в нем предписания "и подписывается руководителем лесхоза (лесничества)", существующего Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденного указанным постановлением Правительства Пермского края.
В обоснование заявленных требований прокурором приводятся следующие обстоятельства.
На основании ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса РФ, граждане могут заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако, частью 5 статьи 77 настоящего Кодекса предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 года N 406 полномочия по подготовке и заключению названных договоров переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В таком случае у Правительства Пермского края не было оснований закрепить данные полномочия за лесхозами (лесничествами) этого же края, которые являются государственными краевыми учреждениями Министерства природных ресурсов (Агентства по природопользованию) упомянутого субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, у Правительства Пермского края отсутствуют полномочия по рекомендации главам муниципальных образований (главам администраций муниципальных образований) Пермского края организовывать контроль целевого использования древесины, заготовленной гражданами по договорам купли продажи лесных насаждений для собственных нужд.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении своих требований по изложенным основаниям.
Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на соответствие оспариваемых пунктов нормативного правового акта требованиям федерального законодательства и Закона Пермского края "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края". Из приведенных им доводов следует, что Правительством РФ устанавливается общий порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а специальные для этого правила, предусматривающие заготовку древесины гражданами для собственных нужд, могут устанавливаться самостоятельно органами государственной власти субъектов РФ (статья 77 ЛК РФ). Данным субъектам переданы полномочия по организации рационального использования лесов с целью удовлетворения потребностей в них общества, в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ. В связи с этим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - Агентством по природопользованию Пермского края, как учредителем государственных краевых учреждений - лесничеств, обязанность по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, включающая в себя: прием заявлений и необходимых документов от граждан, их рассмотрение и разрешение, составление и подписание названных договоров, возложена на указанные краевые учреждения.
Указанные в пункте 3 оспариваемого постановления Правительства Пермского края от 17.08.2007 года N 185-п рекомендации органам местного самоуправления даны в рамках реализации этими органами полномочий по выдаче разрешений на строительство, вводу объектов строительства в эксплуатацию, реконструкции, капитального ремонта объектов с целью обеспечения рационального использования древесины и предупреждения злоупотреблений со стороны граждан как природоохранных мероприятий (пункт 20 части 1 статьи 14, пункт 26 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 77 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 31 части 1 статьи 81 Лесного кодекса РФ установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Осуществление указанных полномочий в области лесных отношений передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 83 ЛК РФ).
Принимая во внимание пункт 2 статьи 3 и пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
В силу п. 60 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.99 к полномочиям субъектов РФ относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Как указано в пунктах 4, 5, 6, 7, 9 и 10 оспариваемого прокурором порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории пермского края, заключение упомянутого договора осуществляется лесхозами (лесничествами) соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в пределах их полномочий, определенных уставами, и в соответствии со статьями 81-84 Лесного Кодекса. Для этого гражданин подает заявление в соответствующий лесхоз (лесничество) и одновременно представляет документы в соответствии с Перечнем документов, утвержденных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края в области лесных отношений.
Регистрацией и рассмотрением заявлений граждан в течение 15-ти календарных дней со дня поступления занимаются лесхозы (лесничества).
Основаниями возврата заявления являются:
- несоответствие периодичности заготовки древесины нормативному сроку заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленному Законом Пермского края;
- неполное предоставление гражданином сведений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;
- нецелевое использование выделенной ранее древесины.
Лесхоз (лесничество) информирует гражданина в письменной форме о принятом решении о подготовке проекта договора купли-продажи в течение 15-ти дней после принятия решения, которое оформляется приказом руководителя лесхоза (лесничества).
Проект договора купли-продажи подготавливается лесхозом (лесничеством).
Договор купли-продажи подписывается руководителем лесхоза (лесничества).
Однако, согласно пунктам 3, 13, 14 и 15 "Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности", подготовку рассматриваемого судом договора на основании обращений граждан, а также его заключение осуществляют:
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, в зависимости от земельного расположения лесных насаждений подает в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, которое рассматривается и разрешается этими органами в течение 15 календарных дней, и они же информируют гражданина в письменной форме о принятом решении о подготовке проекта договора в течение 15 дней после принятия решения.
В этом заявлении указываются:
а) фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;
б) наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;
в) требуемый объем древесины и ее качественные показатели,
и оно возвращается гражданину на следующих основаниях:
а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк);
б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.
Частью 1 статьи 549 и статьей 550 ГК РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Из анализа норм действующего законодательства следует, что передача оспариваемым постановлением лесхозам (лесничествам) полномочий:
- по приему от граждан заявлений и необходимых документов, регистрации, рассмотрению и возврату заявлений, информированию о принятом решении, подготовке проектов договоров с целью осуществления подготовки к заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края;
- по заключению указанного договора купли-продажи и его подписанию,
а не уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления нарушает требования федерального законодательства, нормативного правового акта имеющего большую юридическую силу. Вместе с тем нарушаются права граждан, проживающих на территории Пермского края, на использование порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правилами подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 406, не предусмотрена обязанность для граждан по представлению, кроме заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, иных документов, в частности, указанных в пункте 5 оспариваемого постановления. Ими же не предусмотрены основания для возврата гражданам заявлений, содержащиеся в подпунктах "в", "г", "д" пункта 6 оспариваемого постановления.
Положение части 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ означает лишь, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, который не может противоречить правилам, утвержденным во исполнение требований Лесного кодекса Правительством Российской Федерации.
Доводы представителя Правительства Пермского края о специальных правилах заготовки древесины гражданами для собственных нужд с целью организации рационального использования лесов и удовлетворения потребностей в них общества, которые могут устанавливаться самостоятельно органами государственной власти субъектов РФ, после чего, как учредители государственных краевых учреждений, они могут передать полномочия по приему заявлений и необходимых документов от граждан, их рассмотрению и разрешению, составлению и подписанию названных договоров лесхозам (лесничествам), судом расцениваются не иначе, как домыслы, которые не основаны на нормах федерального законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Предписание в пункте 3 постановления Правительства Пермского края от 17.08.2007 года N 185-п о рекомендации главам муниципальных образований (главам администраций муниципальных образований) Пермского края организовать контроль за целевым использованием древесины, заготовленной гражданами по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, также не имеет под собой правовых оснований. Ни Лесной кодекс РФ, ни Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 406 не предусматривают организацию контроля за целевым использованием древесины через органы местного самоуправления. Реализация ОМС полномочий в области строительства и ремонта объектов, предусмотренных другими законами, не может служить предпосылкой для рекомендации их использования при возникновении иных правоотношений.
Таким образом, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, нормативному правовому акту Правительства Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта в части недействующим, либо сообщение о нем.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251 ГПК РФ, суд решил:
Требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить. Признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу:
- пункт 3 постановления Правительства Пермского края от 17.08.2007 года N 185-п "О порядке заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края";
- пункт 4; абзац 1 пункта 5 в части содержащегося в нем предписания " в соответствующий лесхоз (лесничество)"; абзац 5 пункта 5; подпункты "в", "г", "д" и предписание "Лесхоз (лесничество) регистрирует заявление и рассматривает его в течение 15-ти календарных дней со дня поступления" пункта 6; пункт 7 в части содержащегося в нем предписания "О принятом решении о подготовке проекта договора купли-продажи лесхоз (лесничество) информирует гражданина в письменной форме в течение 15-ти дней после принятия решения. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лесхоза (лесничества)"; пункт 9 в части содержащегося в нем предписания "лесхозом (лесничеством)"; пункт 10 в части содержащегося в нем предписания "и подписывается руководителем лесхоза (лесничества)", существующего Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденного указанным постановлением Правительства Пермского края.
После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании "Профсоюзный курьер".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 24.06.2008 года.
Председательствующий |
К.И. Швецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 18 июня 2008 г. по делу N 3-111/08
Настоящее решение вступило в законную силу 15 октября 2008 г.
Текст решения опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 23 мая 2011 г. N 20 (148)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника