Решение Пермского краевого суда от 1 июля 2010 г. по делу N 3-51, 121-2010
Настоящее решение вступило в законную силу 22 сентября 2010 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2010 г. N 44-Г10-37 настоящее решение оставлено без изменения
Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Бузмакова С.С., при секретаре Л.М.Ю.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры В.Ю.М., заявителей З.Е.И., Т.Э.Г., их представителей Б.П.И., М.А.Л., настаивавших на заявленных требованиях, представителя Законодательного Собрания Пермского края Ф.Н.И. и представителей губернатора Пермского края К.Т.Ю., П.М.Г., возражавших против удовлетворения заявления,
рассмотрев 1 июля 2010 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлениям З. и Т. о признании недействующими некоторых положений Закона Пермского края от 16 ноября 2009 года N 516-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края" и Закона Пермского края от 7 июня 2010 года N 629-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края", установил:
Законодательным Собранием Пермского края 22.10.2009 года принят Закон Пермского края "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края". Закон подписан губернатором Пермского края 16.11.2009 года за N 516-ПК и опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 46, 23.11.2009 года.
Названным Законом внесены изменения в отдельные законы Пермской области, регулирующие правоотношения в сфере установления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края, в том числе, в Закон Пермской области от 30.11.2004 года N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (далее - Закон Пермского края от 30.11.2004 года N 1830-388).
В соответствии со статьей 4 Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края" (далее - Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК) он вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем через десять дней с момента его официального опубликования.
20 мая 2010 года Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края". Закон подписан губернатором Пермского края 7.06.2010 года за N 629-ПК и опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 23, 15.06.2010 года. Данным Законом внесены изменения в отдельные законы Пермской области, регулирующие правоотношения в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края, в том числе, в Закон Пермской области от 30.11.2004 года N 1830-388 и Закон Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК.
В соответствии со статьей 5 Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края" (далее - Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК) он вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
З.Е.И., являющаяся пенсионером и лицом, признанным пострадавшим от политических репрессий, обратилась в Пермский краевой суд с заявлением (с учетом дополнений и уточнений), в котором просит признать недействующими пункты 2, 3 части 5 статьи 1 Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК, абзац второй части 3 статьи 1, абзац второй статьи 5 в части того, что абзацы второй - седьмой пункта 3 статьи 1 утрачивает силу с 1 января 2013 года Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК.
Т.Э.Г., являющаяся пенсионером и лицом, подвергшимся политическим репрессиям, обратилась в Пермский краевой суд с заявлением (с учетом дополнений и уточнений), в котором просит признать недействующими пункты 2, 3 части 3 статьи 1 Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК, абзац второй части 2 статьи 1, абзац второй статьи 5 в части того, что абзацы второй - седьмой пункта 2 статьи 1 утрачивают силу с 1 января 2013 года Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК.
Заявители полагают, что оспариваемые ими нормы указанных выше законов Пермского края не соответствуют положениям преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) и нарушают их права, так как изменения, внесенные Законом Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК и Законом Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК в Закон Пермской области от 30.11.2004 года N 1830-388, предусматривающие замену ранее предоставляемых им льгот в форме оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья и оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления ежемесячными денежными компенсациями, не компенсируют 50 процентов фактически понесенных ими расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Кроме того, оспариваемые положения названых законов Пермского края в части выплаты дополнительных ежемесячных денежных компенсаций утрачивают силу с 1 января 2013 года, что создают правовую неопределенность в вопросе предоставления мер социальной поддержки после указанной даты.
Определением суда от 2 июня 2010 года дела по заявлениям З.Е.И. и Т.Э.Г. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании З.Е.И. и Т.Э.Г. поддержали заявленные требования. Представители З.Е.И. и Т.Э.Г. - М.А.Л. и Б.П.И. доводы доверителей поддержали, пояснив, что оспариваемые положения Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК и Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК также противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 декабря 2005 года N 462-О и Определении от 11 июня 2006 года N 353-О, в соответствии с которой передача субъектам Российской Федерации тех или иных полномочий по решению отдельных вопросов, входящих в сферу совместного ведения, не означает их отнесение к исключительному ведению субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки, предоставляемые реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, после монетизации льгот не должны быть ниже объема ранее предоставляемых льгот с сохранением гарантированного минимального базового уровня мер социальной поддержки, существовавшего по состоянию на 31 декабря 2004 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату определения N 353-О следует читать как "11 июля 2006 года"
Представители губернатора Пермского края К.Т.Ю. и П.М.Г. возражали против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что оспариваемые З.Е.И. и Т.Э.Г. положения Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК и Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК не противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и соответствуют требованиям Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.
Устанавливая компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации на определение мер социальной поддержки, федеральное законодательство никаких конкретных мер о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и формах денежных компенсаций не содержит. Также действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок получения ежемесячной денежной компенсации, установление ее размера, в том числе минимальный либо максимальный размер. Следовательно, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать размер ежемесячной денежной компенсации (ЕДК).
В механизм расчета ЕДК положена усредненная стоимость жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по Пермскому краю в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления в муниципальных образованиях края. В целом по Пермскому краю 50 процентов стоимости ЖКУ с 1 января 2010 года с учетом нормативной площади жилого помещения 18 кв.м. на одного человека и утвержденных органами местного самоуправления стоимости коммунальных услуг по нормативам потребления в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах на одного человека составляет 523,05 руб. Поскольку 18 процентов граждан из числа потенциально имеющих право на льготу проживают в индивидуальном жилом фонде, в связи с чем пользуются не всем набором ЖКУ (не пользуются водоотведением и горячим водоснабжением), размер ЕДК для таких граждан составил 417 руб. Для граждан, проживающих в многоквартирных дома, предусмотрена дополнительная ЕДК в размерах 233 руб. и 150 руб.
В соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2008 года N 374-ПК "О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" расходные обязательства по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, составили 119856,2 тыс. руб. Расходные обязательства бюджета Пермского края по предоставлению таких мер указанной категории льготополучателей на 2010 год составляют 178718,3 тыс. руб. (Закон Пермского края от 17.12.2009 года N 560-ПК "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"). Расходы на данную категорию льготников в бюджете Пермского края в расчете на одного человека составили: в 2005 году - 188,77 руб., в 2006 году - 200,35 руб., в 2007 году - 228,29 руб., в 2008 году -254,69 руб., в 2009 году - 330,82 руб., исходя из фактических расходов, предъявленных управляющими компаниями.
Таким образом, совокупный объем финансирования на предоставление мер социальной поддержки по оплате ЖКУ льготополучателям указанной категории на 2010 год увеличился.
Доводы Т.Э.Г. и З.Е.И. в обоснование заявленных требований фактически связаны с их несогласием с установленным размером ЕДК, который, по их мнению, не восполняет и не компенсирует отмененные оспариваемыми нормативными правовыми актами льготы по оплате 50 процентов ЖКУ, поэтому заявителями предлагается размер ЕДК установить исходя из фактически понесенных ими затрат на оплату жилья и коммунальных услуг, как экономически менее затратный способ.
Такая позиция заявителей является неверной, поскольку замена натуральной льготы по оплате 50 процентов ЖКУ на ежемесячную денежную компенсацию привела к равенству прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Пермского края, как в сельских населенных пунктах, так и в городских округах, на получение одинакового объема мер социальной поддержки.
С января 2010 года размер ЕДК, подлежащей выплате З.Е.И. (на нее и двух членов семьи, совместно с ней проживающих) составил 1634 руб. (с учетом дополнительных ЕДК в размерах 233 руб. и 150 руб.). В декабре 2009 года за предоставление мер социальной поддержки из бюджета края З.Е.И. компенсировалось 920,50 руб.
В декабре 2009 года за предоставление мер социальной поддержки из бюджета края Т.Э.Г. компенсировалось 1135,05 руб., а с января 2010 года размер ЕДК, подлежащей выплате Т.Э.Г. (на нее и одного члена семьи, совместно с ней проживающего) составил 1217 руб. (с учетом дополнительных ЕДК в размерах 233 руб. и 150 руб.).
Федеральное законодательство не предусматривает в качестве обязательного критерия при изменении субъектами Российской Федерации порядка предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, учет материального положения отдельно взятого льготника, его конкретные расходы на оплату ЖКУ, в частности, З.Е.И. и Т.Э.Г. Кроме того, при превышении 50 процентов фактически понесенных расходов по оплате ЖКУ совокупному размеру полученной ЕДК заявители вправе реализовать свое право на получение субсидии.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Ф.Н.И. просила отказать в удовлетворении заявлений, поддержав доводы представителей губернатора Пермского края и доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснив, что ссылка З.Е.И. на угрозу нарушения права в случае переезда одного из членов ее семьи на другое место жительства, не должна учитываться судом, так как заявитель ссылается на несуществующие нарушения ее прав.
Заслушав заявителей, их представителей, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные З.Е.И. и Т.Э.Г. требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Пунктом "ж" части 1 Конституции Российской Федерации установлено, что вопросы, связанные с социальной защитой, включая социальное обеспечение, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий.
В соответствии с внесенными в Закон Российской Федерации от 16.10.1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ изменениями реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").
Из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ следует, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.
При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года); при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являющихся пенсионерами и постоянно проживающих на территории Пермского края, установлены Законом Пермской области от 30.11.2004 года N 1830-388. До изменений в названный Закон, внесенных Законом Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК, предусматривались следующие меры социальной поддержки реабилитированных лиц, являющихся пенсионерами, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (пункты 4 и 5 статьи 4) плата в размере 50 процентов занимаемой общей жилой площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилого помещения, установленной законодательством Пермской области; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами исполнительной власти Пермской области (Пермского края).
Аналогичные меры социальной поддержки в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг предусматривались в отношении лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являющихся пенсионерами (пункты 4 и 5 статьи 5 Закона Пермской области от 30.11.2004 года N 1830-388 до внесения в него изменений Законом Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК).
При этом меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялись лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространялись на членов семьи реабилитированных лиц, совместно с ним проживающих.
После изменений, внесенных в Закон Пермской области от 30.11.2004 года N 1830-388 Законом Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК, указанным выше категориям граждан взамен ранее предоставлявшихся льгот предоставлены следующие меры социальной поддержки в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (абзацы первый - четвертый пункта 4 статьи 4 - в отношении реабилитированных лиц, абзацы первый - четвертый пункта 4 статьи 5 - в отношении лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий) ежемесячная денежная компенсация расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 руб.; при этом меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на членов семьи реабилитированного лица, совместно с ним проживающих; дополнительная мера социальной поддержки в форме дополнительной ежемесячной денежной компенсации в размере 233 руб. в случае, если 50 процентов от фактических расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер ежемесячной денежной компенсации; при этом совокупный размер ежемесячной денежной компенсации составляет 650 рублей.
Законом Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК в Закон Пермской области от 30.11.2004 года N 1830-388 внесены дополнения, согласно которым в случае, если у реабилитированного лица, являющегося пенсионером, 50 процентов от фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер ежемесячных денежных компенсаций, установленных абзацами первым и четвертым пункта 4 статьи 4, ему гарантируется установление дополнительной ежемесячной денежной компенсации в размере 150 рублей. Совокупный размер ежемесячной денежной компенсации составляет 800 рублей (абзацы первый, второй пункта 4.1 статьи 4 Закона Пермской области от 30.11.2004 года N 1830-388).
Аналогичные дополнительные меры социальной поддержки в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг предусматривались в отношении лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являющихся пенсионерами, в случае, если 50 процентов от фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер ежемесячных денежных компенсаций, установленных абзацами первым и четвертым пункта 4 статьи 5 (абзацы первый, второй пункта 4.1 статьи 5 Закона Пермской области от 30.11.2004 года N 1830-388).
Кроме того, Законом Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК (в редакции Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК) и Законом Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК установлено, что положения Закона Пермской области от 30.11.2004 года N 1830-388 в части установления размера дополнительной ежемесячной денежной компенсации в сумме 233 руб. и определения совокупного размера ежемесячной денежной компенсации в сумме 650 руб., а также выплаты дополнительной ежемесячной денежной компенсации в размере 150 рублей и определения совокупного размера ежемесячной денежной компенсации в сумме 800 рублей действуют по 31 декабря 2012 года (абзац второй статьи 5 Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК).
Суд считает, что оспариваемые З.Е.И. и Т.Э.Г. положения Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК и Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК не противоречат нормативным правовым актам федерального уровня, имеющим большую юридическую силу, и соответствуют требованиям статьи 16 Закона Российской Федерации от 16.10.1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", а также требованиям Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и статья 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ).
Поскольку методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, субъект Российской Федерации, в том числе Пермский край, вправе самостоятельно определить данную методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации. Также федеральным законодателем не установлены нормы о необходимости предоставления субъектами Российской Федерации конкретных видов льгот и размерах денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.
Устанавливая размер ЕДК в сумме 417 руб. при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации, подлежащие выплате реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, региональным законодателем определена средняя стоимость ЖКУ по Пермскому краю в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления в муниципальных образованиях края, что подтверждается финансово-экономическим обоснованием к проекту закона Пермского края "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельных категорий населения Пермского края (том 3, л.д. 32-49) и справкой о стоимости ЖКУ на 1 кв.м. общей площади жилья по Пермскому краю (том 3, л.д. 30).
При определении размера ЕДК и дополнительной ЕДК в сумме 233 руб. принята во внимание средняя стоимость 50 процентов оплаты ЖКУ с 1 января 2010 года в Пермском крае на одного человека указанной категории получателей льгот, проживающего как в многоквартирном жилом доме, так и в индивидуальном жилом доме, и составляющая 523,05 руб. При этом ЕДК в размере 417 руб. подлежит выплате всем реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а дополнительная ЕДК - преимущественно гражданам указанной категории, проживающим в многоквартирных жилых домах, так как граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах, пользуются не всем набором ЖКУ (не пользуются водоотведением и горячим водоснабжением).
По такому же принципу определен размер дополнительной ЕДК в сумме 150 руб., введенной Законом Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК.
Указанный механизм определения размера ЕДК и дополнительной ЕДК, как указано выше, не противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку методика исчисления размера ЕДК не установлена нормативно-правовым актом федерального уровня и определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Также федеральным законодательством не предусмотрен минимальный либо максимальный размер ЕДК и субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить ее размер.
Совокупный объем финансирования на предоставление мер социальной поддержки для категории населения "реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий" в бюджете Пермского края постоянно увеличивается. Указанные обстоятельства подтверждаются Законом Пермского края от 23.12.2008 года N 374-ПК "О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (расходные обязательства бюджета края на 2009 год составили 119856,2 тыс. руб.), Законом Пермского края от 17.12.2009 года N 560-ПК "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (расходные обязательства бюджета края на 2010 год составляют 178718,3 тыс. руб.).
Кроме того, объем финансирования из бюджета Пермского края на предоставление мер социальной поддержки для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в расчете на одного льготополучателя также увеличивается, начиная с 2005 года. Так, расходы на одного человека данной категории в бюджете края в 2005 году составили 188,77 руб., в 2006 году - 200,35 руб., в 2007 году - 228,29 руб., в 2008 году - 254,69 руб., в 2009 году - 330,82 руб., что подтверждается информацией о расходах ЖКХ на 1 человека в месяц (том 3, л.д. 31).
Таким образом, при принятии Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК и Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК были полностью соблюдены положения преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.
Доводы заявителей о том, что расчет ЕДК должен производиться исходя из фактических затрат конкретного лица по оплате ЖКУ, а не совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат, являются ошибочными.
Федеральное законодательство не предусматривает в качестве обязательного критерия при изменении субъектами Российской Федерации порядка предоставления мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, учет материального положения отдельно взятого получателя льгот, его конкретные расходы на оплату ЖКУ. В соответствии с действующим законодательством, при превышении расходов допустимой доли граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, заявители вправе пользоваться субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, предоставляемые Т.Э.Г. (с учетом члена ее семьи, постоянно с ней проживающего) с января 2010 года, действительно не покрывают 50 процентов фактически понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждается письменным расчетом (том 2, л.д. 15 - 16), копиями квитанций по оплате ЖКУ (том 2, л.д. 17 - 27) и справкой Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми (том 3, л.д. 25). Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о несоответствии оспариваемых Т.Э.Г. положений Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК и Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК федеральному законодательству, в том числе, Федеральному закону от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, и не являются основанием для удовлетворения заявленных ею требований.
Кроме того, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона Пермской области от 30.11.2004 года (в редакции Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК) размеры ежемесячных денежных компенсаций расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленные настоящим Законом, ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год.
В настоящее время совокупный размер ЕДК, подлежащей выплате З.Е.И. (с учетом членов ее семьи, постоянно с ней проживающих), превышает 50 процентов фактически понесенных расходов на оплату ЖКУ, что подтверждается справками Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми (том 3, л.д. 27, 28 - 29) и самой З.Е.И. не оспаривается, и подтверждает доводы представителей заинтересованных лиц об отсутствии нарушения прав З.Е.И. оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Утверждения З.Е.И. о том, что с принятием оспариваемых нормативных правовых актов существует угроза нарушения ее прав, так как в случае выезда одного из членов ее семьи на другое постоянное место жительства совокупный размер ЕДК не будет покрывать 50 процентов понесенных ею расходов на оплату ЖКУ, несостоятельны, так как являются предположительными и не свидетельствуют о нарушении ее прав.
Доводы З.Е.И. и Т.Э.Г. в обоснование заявленных требований о правовой неопределенности в вопросе предоставления им мер социальной поддержки после 31 декабря 2012 года не влекут удовлетворение заявлений, так как не свидетельствуют о нарушении прав заявителей.
Ссылка представителей З.Е.И. и Т.Э.Г. в обоснование заявленных требований на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 462-О и 11 июня 2006 года N 353-О, является ошибочной, так как основана на неверном толковании позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в данных определениях.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемые З.Е.И. и Т.Э.Г. положения Закона Пермского края от 16.11.2009 года N 516-ПК и Закона Пермского края от 7.06.2010 года N 629-ПК не противоречат федеральному законодательству, заявителям в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198, 199, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
отказать З.Е.И. и Т.Э.Г. в удовлетворении заявлений о признании недействующими пунктов 2, 3 части 3 статьи 1, пунктов 2, 3 части 5 статьи 1 Закона Пермского края от 16 ноября 2009 года N 516-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края", абзацев второго и третьего части 2, абзацев второго и третьего части 3 статьи 1, абзаца второго статьи 5 в части того, что абзацы второй - седьмой пункта 2, абзацы второй - седьмой пункта 3 статьи 1 утрачивают силу с 1 января 2013 года Закона Пермского края от 7 июня 2010 года N 629-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края".
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья |
Бузмаков С.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 1 июля 2010 г. по делу N 3-51,121-2010
Настоящее решение вступило в законную силу 22 сентября 2010 г.
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника