Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 21 июля 2005 г. N 2372
Концепция
областной целевой программы
"Развитие агропромышленного комплекса
Пермской области на 2006-2008 годы"
1. Обоснование проблемы и необходимость ее решения
программным методом
Концепция областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 2006-2008 годы" (далее - Концепция) определяет направления развития сельскохозяйственного производства и меры по государственной поддержке сектора.
Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах".
1.1. Основные показатели развития агропромышленного комплекса.
Агропромышленный комплекс Пермской области включает 393 сельскохозяйственных предприятия, 43 предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, 23 предприятия и организации по агросервисному обслуживанию и материально-техническому обеспечению. В общем количестве сельскохозяйственных предприятий доля сельскохозяйственных производственных кооперативов составляет 57%, обществ и товариществ с ограниченной ответственностью - 25,4%, государственных унитарных предприятий - 5,8%, акционерных обществ - 4,3%. В сельской местности проживает 694 тыс. человек, из них 104 тыс. человек заняты в агропромышленном комплексе. В систему АПК входят 37 государственных областных учреждений ветеринарии (ветеринарный диагностический центр, 29 станций по борьбе с болезнями животных, 2 зональные и 5 межрайонных ветеринарных лабораторий), насчитывающих 134 ветеринарных участка, 73 ветеринарных пункта, 67 участковых ветеринарных лечебниц. В области функционирует 2 489 крестьянских (фермерских) хозяйств и 283 000 личных подсобных хозяйств.
В 2004 году объем продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактически действующих ценах составил 18,9 млрд. рублей (таблица 1). В общем объеме производства доля сельскохозяйственных предприятий составила 45,8%, доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств - 52,8% и 1,4% соответственно. В 2004 году индекс физического объема по всем категориям хозяйств составил 93,8%, в том числе по сельскохозяйственным организациям - 89,9%.
Таблица 1. Основные характеристики агропромышленного комплекса
Пермской области
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 | 2004/2002 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Валовая продукция сельского хозяйства, млн. руб. (ИФО) |
17 303 (94,4) | 17 454 (98,2) | 18 896 (93,8) | 109,2 |
- животноводство | 8 730 (98,3) | 9 156 (100,3) | 10 502 (93,8) | 120,3 |
- растениеводство | 8 573 (90,8) | 8 298 (96,0) | 8 394 (93,8) | 97,9 |
Продукция сельскохозяйственных организаций |
7 399 (95,1) | 7 763 (103,9) | 8 653 (89,9) | 116,9 |
- животноводство | 5 419 (102,2) | 5 694 (103,0) | 6 551 (94,0) | 120,9 |
- растениеводство | 1 980 (80,3) | 2 069 (106,5) | 2 102 (78,7) | 106,2 |
Продукция крестьянских (фермерских) хозяйств |
156,4 (88,4) | 187,1 (115,5) | 260,1 (120,5) | 166,3 |
Продукция хозяйств населения | 9 748 (93,9) | 9 504 (93,7) | 9 982 (96,4) | 102,4 |
Посевная площадь, тыс. га | 1 144,1 | 1 079,1 | 1 038,7 | 90,8 |
Валовой сбор, тыс. тонн | - | - | - | - |
- зерновые культуры | 562,8 | 577,4 | 432,9 | 76,9 |
- овощные культуры | 360,7 | 354,3 | 350,5 | 97,2 |
- картофель | 710,4 | 601,1 | 589,4 | 82,9 |
- кормовые культуры, кормовых единиц |
406,8 | 403,1 | 345,8 | 85,0 |
Поголовье, тыс. голов | - | - | - | - |
- крупный рогатый скот | 363,8 | 343,7 | 323,7 | 89,0 |
- в том числе основное дойное стадо |
157,7 | 149,6 | 138,7 | 87,9 |
- свиньи | 258,6 | 263,0 | 222,8 | 86,2 |
- птица | 6 916,3 | 7 223,9 | 6 223,2 | 90,0 |
Валовой надой молока, тыс. тонн |
537,6 | 524,9 | 501,1 | 93,2 |
Убой скота и птицы в живой массе, тыс. тонн |
132,7 | 131,7 | 124,2 | 93,5 |
Производство яиц, млн. штук | 975,0 | 973,2 | 977,1 | 100,2 |
Потребление продукции сельскохозяйственного производства (в скобках коэффициент обеспеченности), тыс. тонн: |
- |
- |
- |
- |
- молокопродукты | 394,6 (0,64) | 410,2 (0,62) | 424,7 (0,61) | 107,6 (95,3) |
- яйцо, млн. штук | 735,9 (1,23) | 719,1 (1,30) | 701,0 (1,33) | 95,3 (108,1) |
- мясопродукты | 139,0 (0,67) | 142,1 (0,66) | 143,5 (0,60) | 103,2 (89,6) |
- зерно | 410,0 (0,53) | 411,4 (0,54) | 422,9 (0,35) | 103,1 (66,0) |
- картофель | 366,5 (1,07) | 333,8 (0,98) | 330,0 (0,97) | 90,0 (90,7) |
- овощи | 400,1 (0,87) | 367,1 (0,94) | 397,0 (0,88) | 99,2 (101,2) |
Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермской области (далее - Пермьстат).
Сравнительный анализ развития сельского хозяйства Пермской области и соседних регионов показывает, что за период 2003 и 2004 годов индекс физического объема производства продукции сельскохозяйственных предприятий находится на уровне средневзвешенных показателей Приволжского федерального округа (таблица 2). За 2003-2004 годы цепной индекс объемов производства ни по одному из сравниваемых регионов не превысил уровня 2002 года, что свидетельствует об общем кризисе аграрного производства.
Таблица 2. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства
во всех категориях хозяйств
(в скобках по сельскохозяйственным предприятиям), %
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
Цепной индекс 2003*2004 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Российская Федерация | 101,5 (101,9) | 101,3 (96,1) | 101,6 (101,1) | 102,92 (97,16) |
Приволжский федеральный округ |
100,0 (99,5) | 103,5 (98,6) | 101,2 (95,2) | 104,74 (93,87) |
- Пермская область | 94,4 (95,1) | 98,2 (103,9) | 93,8 (89,9) | 92,11 (93,41) |
- Республика Татарстан | 96,3 (96,4) | 103,9 (101,0) | 103,3 (93,6) | 107,33 (94,54) |
- Республика Башкортостан | 109,2 (104,7) | 105,1 (101,9) | 101,6 (95,9) | 106,78 (97,72) |
- Нижегородская область | 98,1 (100,2) | 101,7 (96,5) | 101,2 (94,6) | 102,92 (91,29) |
- Удмуртская Республика | 98,4 (99,0) | 101,7 (104,0) | 100,8 (95,8) | 102,51 (99,63) |
- Оренбургская область | 102,0 (100,6) | 109,5 (90,0) | 98,6 (85,4) | 107,97 (76,86) |
- Кировская область | 87,9 (88,4) | 97,4 (98,3) | 98,0 (97,6) | 95,45 (95,94) |
- Ульяновская область | 96,9 (103,2) | 98,7 (83,7) | 96,7 (78,5) | 95,44 (65,70) |
- Самарская область | 101,3 (101,3) | 102,3 (96,2) | 102,5 (100,2) | 104,75 (96,39) |
Уральский федеральный округ |
98,2 (98,1) | 105,1 (100,8) | 96,0 (94,9) | 100,90 (95,66) |
- Свердловская область | 99,9 (100,1) | 103,5 (101,2) | 99,8 (94,9) | 103,29 (96,04) |
- Курганская область | 92,4 | 95,3 | 89,2 (87,2) | 85,01 (83,10) |
- Челябинская область | 103,3 | 114,4 | 87,6 (85,2) | 100,21 (97,47) |
Источник: Пермьстат.
Динамика показателей производственной эффективности представлена в разрезе отраслей сельскохозяйственного производства области: молочное животноводство, птицеводство, свиноводство, растениеводство.
Молочное животноводство - основа сельскохозяйственного производства Пермской области. За 2004 год общая доля объемов животноводческой продукции в структуре валовой выручки сельскохозяйственных предприятий всех типов составила 81,7%. Среди предприятий не индустриального типа доля животноводства составила 71,4%, в том числе по молоку - 43,2%, по мясу крупного рогатого скота - 22,5%, по мясу свиней - 4,2%.
В молочном животноводстве за период реализации Программы надой на корову вырос на 8,1%. Рост продуктивности позволил сохранить валовой надой молока в сельхозпредприятиях, несмотря на снижение дойного стада на 6,4% (таблица 3). По надою на корову Пермская область занимает 8-е место в Российской Федерации и 1-е место среди сравниваемых регионов.
Таблица 3. Продуктивность в молочном животноводстве
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 | 2004/2002, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Надой на корову, кг/год | 3 321 | 3 561 | 3 589 | 108,1 |
Поголовье коров, тыс. голов | 157,7 | 149,6 | 138,7 | 87,9 |
- в том числе в сельхозпредприятиях |
84,8 | 82,4 | 79,4 |
93,6 |
Валовой надой молока, тыс. тонн | 537,6 | 524,9 | 501,1 | 93,2 |
- в том числе в сельхозпредприятиях |
291,8 | 293,9 | 287,2 |
98,4 |
Источник: Пермьстат.
Высокие темпы роста продуктивности достигнуты в птицеводстве, особенно в мясном направлении. Среднесуточные привесы бройлеров выросли на 18,0%, и, несмотря на снижение поголовья мясной птицы, производство мяса сохранилось на уровне 2002 года (таблица 4). Аналогичная ситуация в яичном птицеводстве, где за счет продуктивности выросло валовое производство яиц в сельхозпредприятиях на 1%. За два года действия Программы Пермская область вышла с 9-го на 7-ое место в Российской Федерации по яйценоскости птицы во всех категориях хозяйств. Среди сравниваемых 8-ми регионов Пермская область находится на 5-ом месте по яйценоскости птицы.
Таблица 4. Продуктивность в птицеводстве
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 | 2004/2002, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Яйценоскость, штук/год | 296 | 303 | 306 | 103,4 |
- в сельхозпредприятиях | 300,6 | 305,8 | 308,6 | 102,7 |
Среднесуточный привес бройлеров в сельхозпредприятиях, грамм |
32,8 | 36,6 | 38,7 | 118,0 |
Поголовье птицы, тыс. голов | 6 916,3 | 7 223,9 | 6 223,2 | 90,0 |
- в сельхозпредприятиях | 6 113,7 | 6 686,4 | 5 579,4 | 91,3 |
- в том числе яичная птица | 4 565,6 | 4 554,3 | 4 194,2 | 91,9 |
Валовое производство яиц, млн. штук |
975,0 | 973,2 | 977,1 |
100,2 |
- в сельхозпредприятиях | 915,7 | 919,4 | 924,7 | 101,0 |
Реализовано птицы в живом весе, тыс. тонн |
25,5 | 27,8 | 25,5 |
100,0 |
Источники: Пермьстат;
департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области.
Другая ситуация - снижение продуктивности, наблюдается в свиноводстве. Данная проблема тесно связана с ФГУП "Пермский свинокомплекс", где производится более 80% мяса свиней Пермской области. Снижение производительности свинокомплекса повлияло на валовое производство мяса свиней в целом по области (таблица 5). Без учета свинокомплекса валовое производство свинины выросло на 5,3%.
Таблица 5. Продуктивность в свиноводстве
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 | 2004/2002, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Реализовано мяса свиней в живом весе, тыс. тонн |
24,8 | 25,8 | 24,6 |
99,2 |
- в т.ч. свинокомплекс, тыс. тонн |
21 | 21,9 | 20,6 |
98,1 |
Средне-суточный привес, всего грамм |
359 | 359 | 342 |
95,3 |
- в т.ч. свинокомплекс, грамм | 399 | 396 | 375 | 94,0 |
Источники: Пермьстат;
департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области.
В растениеводстве показатели урожайности и валового сбора по сравнению с 2002 годом снижаются по всем культурам. Колебание индекса физического объема в растениеводстве составляет от 78% до 106%. При этом, отрицательные результаты в растениеводстве приходятся на 2004 год (таблица 6).
Таблица 6. Урожайность в растениеводстве
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 | 2004/2002, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Урожайность зерновых культур, цн/га |
12,6 | 13,3 | 10,5 |
83,3 |
Валовой сбор зерна, тыс. тонн | 562,8 | 577,4 | 432,9 | 76,9 |
- в т.ч. сельскохозяйственные предприятия |
541,2 | 555,3 | 411,8 |
76,1 |
Урожайность овощных культур, цн/га | 246,7 | 241,8 | 242,8 | 98,4 |
Валовой сбор овощей, тыс. тонн | 360,7 | 354,3 | 350,5 | 97,2 |
- в т.ч. сельскохозяйственные предприятия |
27,1 | 29,2 | 24,9 |
91,9 |
Урожайность картофеля, цн/га | 119,4 | 101,3 | 99,8 | 83,6 |
Валовой сбор картофеля, тыс. тонн | 710,4 | 601,1 | 589,4 | 82,9 |
- в т.ч. сельскохозяйственные предприятия |
25,5 | 18,9 | 18,0 |
70,6 |
Заготовлено кормов, цн кормовых единиц на условную голову |
20,8 | 22,3 | 19,8 | 95,2 |
Заготовлено кормов, тыс. тонн | 406,8 | 403,1 | 345,8 | 85,0 |
Источник: Пермьстат.
Таким образом, за период 2003-2004 годов в ключевых отраслях аграрного сектора, за исключением свиноводства и растениеводства, наблюдается рост показателей производственной эффективности: надой на фуражную корову - на 8,1%, яйценоскость - на 3,4%, среднесуточные привесы птицы - на 18,0%. Снижение валовых объемов производства связано с сокращением производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий. Основные факторы, определившие указанную тенденцию, приведены в разделе 1.2. Дальнейшее развитие предприятий сектора должно быть направлено на рост показателей производственной эффективности, что тесно связано с уровнем технического оснащения сельского хозяйства. Так, на сегодняшний день уровень технического оснащения животноводческих ферм неудовлетворителен по танкам-охладителям, резервным источникам питания, более 50% доильного оборудования относится к устаревшей технологии со 100% износом. На птицеводческих предприятиях очень высок уровень износа основных производственных фондов - 60% и оборудования - 86%.
Товарная продукция предприятий перерабатывающей промышленности в 2004 году в действующих ценах составила: 1 716 млн. руб. в молочной промышленности; 3 113 млн. руб. в мясной промышленности; 2 188 млн. руб. в мукомольно-крупяной промышленности (таблица 7).
При этом, сравнивая объемы выпуска товарной продукции с соседними регионами, можно сделать следующие выводы:
в молочной промышленности растет производство и вывоз за пределы области цельномолочной продукции. Вывоз осуществляется прежде всего в Свердловскую область - в 2004 году 10,8 тыс. тонн, в Челябинскую область - 7,8 тыс. тонн, в Удмуртию - 3,4 тыс. тонн. Более 50% от объемов производства вывезено в 2004 году за пределы области казеина технического (96%), сухого обезжиренного молока (69%), сыра обезжиренного (54%);
в мясной промышленности наблюдается стабильность выпуска продукции в сопоставимых ценах. Доля птицы в общем объеме производства мяса и мясопродуктов составляет 20%, например, в Свердловской области - 60%. Около 40% мяса для мясокомбинатов области завозится из-за пределов региона;
мукомольно-крупяная промышленность зависит от внешних сырьевых рынков - доля использования сырья сельхозтоваропроизводителей области не более 25%.
Таблица 7. Товарная продукция перерабатывающей промышленности
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 | 2004/2002 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Товарная продукция молочной промышленности в действующих ценах, млн. руб. |
1 302,1 |
1 494,3 |
1 716,5 |
131,8 |
Товарная продукция молочной промышленности, тыс. тонн |
||||
- цельномолочная продукция | 142,7 | 172,8 | 176,1 | 123,4 |
- масло животное | 4,2 | 2,7 | 2,0 | 48,6 |
- нежирная молочная продукция | 6,7 | 9,1 | 10,3 | 154,4 |
- сыры | 2,9 | 2,0 | 1,7 | 58,2 |
- сухое обезжиренное молоко | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 35,7 |
- казеин технический | 0,3 | 0,05 | 0,03 | 10,9 |
- мороженное | 1,4 | 0,6 | 0,4 | 32,7 |
Закупка молока натурального коровьего |
228,4 | 238,4 | 233,8 | 102,4 |
Товарная продукция мясной промышленности в действующих ценах, млн. руб. |
1 781,8 |
2 757,5 |
3 113,3 |
174,7 |
Товарная продукция мясной промышленности, тыс. тонн |
||||
- мясо, включая субпродукты 1 категории |
21,8 | 25,1 | 22,9 | 105,3 |
- колбасные изделия | 33,0 | 37,8 | 36,8 | 111,7 |
- мясные полуфабрикаты | 21,8 | 24,1 | 23,8 | 109,0 |
- жир топленый пищевой | 0,9 | 1,1 | 1,1 | 116,5 |
- сухие животные корма | 2,0 | 2,5 | 2,2 | 109,7 |
- консервы | 1,6 | 1,4 | 1,1 | 71,7 |
Закупка скота | 62,0 | 69,1 | 61,7 | 99,5 |
Товарная продукция мукомольно-крупяной промышленности в действующих ценах, млн. руб. |
1 426,3 |
1 647,7 |
2 188,0 |
153,4 |
Товарная продукция мукомольно-крупяной промышленности, тыс. тонн |
||||
- мука | 266,9 | 256,7 | 230,5 | 86,4 |
- крупа | 17,2 | 14,9 | 11,6 | 67,4 |
Источник: департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области.
Развитие перерабатывающего сектора связано с необходимостью расширенных инвестиций в сектор, так как на сегодняшний день большинство мощностей являются изношенными. Падение конкурентоспособности в перерабатывающем секторе, прежде всего в молочной переработке, может привести к падению спроса на основные продукты сельского хозяйства (молоко и мясо) внутри региона.
1.2. Финансово-экономическое состояние предприятий.
Несмотря на положительные показатели рентабельности с учетом субсидий 1,9-4,5%, отрасль продолжает оставаться устойчиво убыточной. В 2004 году убыток сельскохозяйственных предприятий без учета субсидий составил 220,5 млн. рублей, рентабельность без учета субсидий - 3,1%. Рост себестоимости под влиянием ценового фактора за два года составил 121,7%. В то же время выручка выросла на 120,2%. В результате динамика себестоимости на 1,5% превысила рост выручки.
Таблица 8. Финансовые результаты сельскохозяйственных предприятий,
млн. руб.
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 | 2004/2002, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от реализации | 6 032,4 | 6 634,9 | 7 251,1 | 120,2 |
- в том числе индустриальные предприятия |
3 427,6 | 3 740,4 | 4 000,8 | 116,7 |
- птицепром | 2 308,2 | 2 602,4 | 2 799,3 | 121,3 |
- "Пермский свинокомплекс" | 835,2 | 804,9 | 857,7 | 102,7 |
- "Агрокомплекс Кунгурский" | 118,6 | 126,7 | 113,8 | 95,9 |
- тепличные комбинаты | 180,5 | 214,5 | 217,1 | 120,3 |
Себестоимость продукции | 5 808,7 | 6 547,4 | 7 069,4 | 121,7 |
Прибыль до налогообложения без субсидий (в скобках указана прибыль с учетом субсидий) |
-163,2 (263,3) |
-333,7 (121,9) |
-220,5 (284,7) |
- |
- в том числе индустриальные предприятия |
39,1 | -132,9 | -103,9 | - |
- птицепром | 33,5 | -36,4 | 11,4 | - |
- "Пермский свинокомплекс" | 9,8 | -85,1 | -87,6 | - |
- "Агрокомплекс Кунгурский" | 9,0 | 2,7 | 4,3 | - |
- тепличные комбинаты | -13,2 | -14,1 | -32,1 | - |
Уровень рентабельности без субсидий (в скобках рентабельность с учетом субсидий), % |
-2,8 (4,5) |
-5,1 (1,9) |
-3,1 (3,9) |
- |
- в том числе индустриальные предприятия |
1,3 | -21,9 | -32,8 | - |
- птицепром | 1,6 | -1,5 | 0,5 | - |
- "Пермский свинокомплекс" | 1,3 | -10,4 | -9,8 | - |
- "Агрокомплекс Кунгурский" | 10,0 | 2,5 | 3,7 | - |
- тепличные комбинаты | -7,3 | -6,6 | -14,8 | - |
Источник: департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области.
По сравнению с 2003 годом улучшились показатели, характеризующие финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятий. Отношение всех обязательств к выручке снизилось с 96% до 77% в целом по неиндустриальной группе предприятий. Указанный рост устойчивости сектора является "бумажной прибылью", так как связан со списанием штрафов и пени в соответствии с условиями реструктуризации задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами по программе финансового оздоровления. За отчетный период доля выручки устойчивых предприятий снизилась с 58% до 56%. В финансово-неустойчивых хозяйствах на сегодняшний день сосредоточено 50% трудовых ресурсов, 44% поголовья крупного рогатого скота, 47% поголовья коров, 55% пашни.
Таблица 9. Группировка предприятий не индустриального типа по
показателю "Отношение всех обязательств к выручке"
Всего | <50 | 50-100 | >100 | ||||
значение | доля | значение | доля | значение | доля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Количество предприятий |
430 (386) |
215 (136) |
50 (35) |
93 (84) |
22 (22) |
122 (166) |
28 (43) |
Выручка от реализации, млн. руб. |
3 261 (2877) |
1 824 (1 657) |
56 (58) |
747 (632) |
23 (22) |
689 (587) |
21 (20) |
Обязательства всего, млн. руб. |
2 506 (2752) |
556 (854) |
22 (31) |
520 (521) |
21 (19) |
1 429 (1 376) |
57 (50) |
Отношение всех обязательств к выручке, % |
77 (96) |
31 (52) |
- | 70 (82) |
- | 207 (234) |
- |
Прибыль (убыток) от продаж, млн. руб. |
-9 (-103) |
121 (28) |
- | -18 (-24) |
- | -113 (-107) |
- |
Численность работников, тыс. чел. |
40 (44) |
20 (23) |
50 (52) |
11 (11) |
27 (24) |
9 (10) |
23 (23) |
Поголовье крупного рогатого скота, тыс. гол. |
205 (211) |
115 (120) |
56 (57) |
52 (52) |
26 (25) |
37 (38) |
18 (18) |
в том числе коров, тыс. гол. |
75 (78) |
40 (42) |
53 (54) |
21 (20) |
27 (26) |
15 (15) |
20 (20) |
Поголовье свиней, тыс. гол. |
39 (43) |
24 (28) |
63 (63) |
8 (9) |
22 (21) |
6 (7) |
15 (16) |
Произведено молока, тыс. тонн |
275 (274) |
149 (151) |
54 (55) |
70 (67) |
25 (25) |
56 (55) |
20 (20) |
Реализовано скота и птицы, тыс. тонн |
228 (251) |
134 (155) |
59 (62) |
57 (55) |
25 (22) |
36 (41) |
16 (16) |
Площадь пашни, тыс. га |
1 016 (1109) |
462 (562) |
45 (51) |
284 (281) |
28 (25) |
269 (265) |
27 (24) |
Посевные площади, тыс. га |
833 (845) |
427 (447) |
51 (53) |
231 (220) |
28 (26) |
174 (177) |
21 (21) |
Производство зерна, тыс. тонн |
375 (508) |
212 (286) |
56 (56) |
90 (122) |
24 (24) |
73 (99) |
20 (20) |
Производство картофеля, тыс. тонн |
15 (16) |
7 (7) |
44 (46) |
3 (4) |
20 (23) |
5 (5) |
36 (31) |
Производство овощей всего, тыс. тонн |
17 (21) |
8 (9) |
50 (44) |
2 (4) |
14 (18) |
6 (8) |
37 (38) |
Источник: департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области.
Тенденция увеличения доли финансово-неустойчивых хозяйств является источником возникновения социальных кризисов на территории Пермской области. В связи с этим в ближайшие годы требуется разработка и реализация механизмов санации устойчиво убыточных сельскохозяйственных организаций.
Анализируя тенденции в аграрном секторе Пермской области, необходимо рассмотреть два основных фактора, влияющих на эффективность аграрного производства: динамику индекса цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности; динамику бюджетной поддержки отрасли.
За отчетный период неблагоприятное влияние на предприятия сектора оказывал рост диспаритета цен реализации продукции сельского хозяйства и цен приобретения сельскохозяйственными организациями промышленной продукции и услуг (таблица 10).
Таблица 10. Индекс средневзвешенных цен на основные виды продукции
в 2004 году, %
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Скот и птица | 108,6 | 100,2 | 116,1 |
Молоко | 99,7 | 108,6 | 121,7 |
Яйцо | 101,5 | 102,2 | 137,5 |
Зерно | 75,6 | 121,4 | 162,4 |
Картофель | 94,4 | 127,8 | 93,2 |
Овощи | 118,1 | 103,3 | 107,2 |
Горюче-смазочные материалы | 110,3 | 127,3 | 141,7 |
Электроэнергия | 121,6 | 149,5 | 141,3 |
Топливо | 121,6 | 128,3 | 129,3 |
Удобрения минеральные | 112,9 | 113,8 | 136,3 |
Машины сельскохозяйственные | 114,7 | 117,1 | 114,7 |
Источник: Пермьстат.
При этом среди регионов Приволжского федерального округа Пермская область занимает одну из лидирующих позиций по отрицательной разнице промышленных и сельскохозяйственных цен. За два года действия Программы накопленный отрицательный паритет цен составил 33,3%, тогда как в Кировской области паритет цен для сельского хозяйства положительный -+38,8% (таблица 11).
Таблица 11. Сравнение индекса цен по регионам, %
Кировская область |
Республика Башкорто- стан |
Нижегородская область |
Респу- блика Татар- стан |
Самар- ская об- ласть |
Пермская область |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Паритет цен, 2003 год | 24,1 | -15,4 | -17,5 | -12,3 | -15,9 | -20,0 |
- индекс цен на промышленную продукцию |
104,8 |
113,2 |
124,5 |
116,0 |
123,6 |
124,2 |
- индекс цен на сельскохозяйственную продукцию |
128,9 |
97,8 |
107,0 |
103,7 |
107,7 |
104,2 |
Паритет цен, 2004 год | 7,4 | 1,6 | 1,3 | -5,1 | -16,5 | -6,7 |
- индекс цен на промышленную продукцию |
121,5 |
129,9 |
127,0 |
128,7 |
123,8 |
131,7 |
- индекс цен на сельскохозяйственную продукцию |
128,9 |
131,5 |
128,3 |
123,6 |
107,3 |
125,0 |
Накопленный паритет цен, 2003*2004 |
38,8 |
-18,4 |
-20,8 |
-21,2 |
-37,5 |
-33,3 |
Источник: Пермьстат.
Таблица 12. Сравнение цен на энергоносители и стоимость
минимального набора продуктов по регионам
Пермская область |
Свердловская область |
Тюменская область |
Челябинская | Республика Башкорто- стан |
Кировская | Нижегородская | Республика Татарстан |
Удмуртская Республика |
Пермская область к средне- му уровню цен |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Тепловая энергия на 2005 год, руб./Гкал |
313,7 | 378,4 | 169 | 254 | 152 | 288 | 231,4 | 178 | 302,1 | 1,25 |
Электрическая энергия на 2004 год, коп/кВт |
120 | 64,2 | 65 | 75,8 | 74 | 95 | 165 | 102 | 1,26 | |
Стоимость минимального набора продуктов питания на декабрь 2004 года, руб. |
1164 | 1224 | 1491 | 1186 | 1060 | 1126 | 1158 | 1045 | 1084 | 0,99 |
Источники: Пермьстат;
Региональная энергетическая комиссия по Пермской области.
Разница в динамике цен предполагает соответствующее увеличение производительности, как минимум, для поддержания текущих объемов производства и уровня рентабельности. В то же время максимально производительность выросла в производстве мясной птицы на 18%, что почти в два раза ниже текущего накопленного диспаритета цен. В целом по сельскохозяйственным предприятиям выручка на одного работающего выросла на 43,9% в действующих ценах. В сопоставимых ценах выручка выросла на 11,8% с 117,3 тыс. рублей в 2002 году до 131,2 тыс. рублей в 2004 году.
В 2003 году была принята областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 2003-2005 годы", являющаяся ключевым инструментом регулирования агропродовольственного сектора. Удельный вес бюджетных расходов на сельское хозяйство в валовой продукции сельского хозяйства составляет около 4% (3,8 %), снижение в 2004 году - на 0,5 процентных пункта.
В период действия Программы на развитие сектора из областного бюджета было выделено 2 130,3 млн. рублей, из федерального бюджета - 191,1 млн. рублей. Основная доля средств областного бюджета (89,3%) направлена на мероприятия прямой государственной поддержки. 72,1% областных субсидий были направлены на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях существенно отрицательного паритета цен на ресурсы для аграрного производства и готовую сельскохозяйственную продукцию.
Сравнивая уровень государственной поддержки аграрного сектора с соседними регионами (таблица 13), необходимо учитывать паритет цен реализации сельскохозяйственной продукции и цен приобретения сельскохозяйственными организациями промышленной продукции и услуг. Так, например, аграрный сектор Кировской области имеет наименьшую бюджетную поддержку среди сравниваемых регионов, но за счет положительного паритета цен область дополнительно привлекла в сельскохозяйственную отрасль около 2 млрд. рублей. В то время как сельское хозяйство Пермской области потеряло такую же сумму от отрицательного паритета цен.
Таблица 13. Сравнение потерь от ценового паритета по регионам, млн. руб.
Кировская | Республика Башкорто- стан |
Нижегородская | Республика Татарстан |
Самарская область |
Пермская область |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2003 год | ||||||
Паритет цен, % | 24,1 | -15,4 | -17,5 | -12,3 | -15,9 | -20,0 |
Валовая продукция сельхозпредприятий |
6 071 |
17 029 |
9 042 |
22 343 |
7 542 |
7 763 |
Индекс физического объема по сельхозпредприятиям, % |
98,3 |
101,9 |
96,5 |
101,0 |
96,2 |
103,9 |
Расчетный денежный поток от паритета цен |
1 463 |
-2 623 |
-1 582 |
-2 748 |
-1 199 |
-1 553 |
Финансирование из регионального бюджета по строке "Сельское хозяйство и рыболовство" |
392 |
1 077 |
510 |
902 |
1 704 |
708 |
2004 год | ||||||
Паритет цен, % | 7,4 | 1,6 | 1,3 | -5,1 | -16,5 | -6,7 |
Валовая продукция сельхозпредприятий |
7 455 |
18 691 |
10 650 |
24 259 |
7 649 |
8 653 |
Индекс физического объема по сельхозпредприятиям, % |
97,6 |
95,9 |
94,6 |
93,6 |
100,2 |
89,9 |
Расчетный денежный поток от паритета цен |
552 |
299 |
138 |
-1 237 |
-1 262 |
-580 |
Финансирование из регионального бюджета по строке "Сельское хозяйство и рыболовство" |
507 |
1 107 |
707 |
2 722 |
752 |
710 |
Финансирование агропромышленного комплекса из регионального бюджета по другим строкам |
- |
- |
- |
- |
835 |
0 |
Инвестиции в сельское хозяйство из регионального бюджета |
- |
- |
- |
- |
610 |
0 |
2003-2004 годы | ||||||
Накопленный паритет цен, % | 38,8 | -18,4 | -20,8 | -21,2 | -37,5 | -33,3 |
Цепной индекс физического объема по сельхозпредприятиям, % |
95,9 |
97,7 |
91,3 |
94,5 |
96,4 |
93,4 |
Суммарный расчетный денежный поток от паритета цен |
2 015 |
-2 322 |
-1 444 |
-3 985 |
-2 461 |
-2 133 |
Предусмотрено финансирование из регионального бюджета по строке "Сельское хозяйство и рыболовство" |
899 |
2 184 |
1 216 |
3 624 |
2 456 |
1 418 |
Источники: Пермьстат;
законодательство субъектов Российской Федерации;
департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области.
Таким образом, с точки зрения финансово-экономического состояния, сектор продолжает оставаться финансово-неустойчивым. Процессы адаптации, связанные с ростом операционной эффективности, не позволяют в полной мере сгладить сложившиеся диспропорции между ценами на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию.
1.3. Трудовые ресурсы.
Финансовое состояние предприятий комплекса предопределяет ухудшение показателей социальной обеспеченности работников агропромышленного комплекса. Несмотря на рост средней заработной платы с 2106 рублей в 2002 году до 2868 рублей в 2004 году (36,%), показатель отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму снизился за указанный период с 1,13 до 1,12.
Продолжается сокращение трудовых ресурсов на селе. Приток молодых специалистов не обеспечивает потребность сельского хозяйства кадрами. На 01.01.2005 обеспеченность специалистами основных сельскохозяйственных специальностей составила 88,5%. В целом по отрасли дефицит кадров с высшим образованием - 589 человек, со средним образованием - 464 человека, рабочих кадров - 2530 человек. По данным опроса студентов старших курсов четырех государственных вузов г.Перми только 4,6% выразили намерение поехать работать в село, 80,6% опрошенных не готовы поехать на работу в сельскую местность ни при каких условиях.
Таблица 14. Состояние трудовых ресурсов агропродовольственного
сектора Пермской области на 31 декабря соответствующего года,
тыс. человек
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Численность сельского населения, на 31 декабря |
731,8 | 699,8 | 693,7 |
Численность трудоспособного сельского населения, на 31 декабря |
н.д. |
н.д. |
339,9 |
Население, занятое в агропромышленном комплексе |
100,3 | 103,9 | н.д. |
Население, занятое в сельскохозяйственном (сырьевом) секторе |
63,1 | 58,9 | 52,7 |
Безработное сельское население | н.д. | н.д. | 33,1 |
- в т. ч. имеющие источник дохода за счет личного подсобного хозяйства |
н.д. | н.д. | 30,4 |
Источники: Пермьстат;
департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области.
Таблица 15 . Недостаток специалистов с высшим и средним
профессиональным образованием по основным специальностям в
сельскохозяйственных организациях
Принято на работу в 2004 году, всего |
В том числе, выпускники учебных заведений |
Потребность в специалистах на 1 января 2005 года |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Инженеры | 58 | 5 | 118 |
Бухгалтера | 147 | 37 | 63 |
Экономисты | 40 | 6 | 61 |
Ветеринарные врачи | 83 | 26 | 79 |
Зоотехники | 39 | 8 | 78 |
Агрономы | 19 | 4 | 103 |
Всего | 386 | 86 | 502 |
Источник: департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области.
Темпы высвобождения рабочей силы из агропродовольственного сектора превышают рост производительности труда. Так, снижение среднесписочной численности работников за 2003-2004 годы составило 16,5% при увеличении производительности труда на 11,8%. Отсутствие притока квалифицированной рабочей силы на село может стать существенным препятствием в развитии сектора на ближайшую перспективу.
1.4. Оценка результатов аграрной политики.
Оценивая общую ситуацию в агропромышленном комплексе области, следует сделать следующие выводы о результатах реализации Программы:
1. Несмотря на снижение валовых объемов производства и действие факторов ценового диспаритета, наблюдается рост показателей производственной эффективности сектора, что являлось основной задачей аграрной политики. Это говорит об успешности программного подхода к планированию аграрной политики: установление основных параметров на среднесрочную перспективу дает стабильную и прозрачную базу для функционирования субъектов агропродовольственного комплекса, оптимизирует бюджетный процесс, дает четкую программу действий для администрации области, муниципальных образований. Программа позволяет более адекватно решать социальные проблемы путем поддержки развития личных подсобных хозяйств и других сфер несельскохозяйственного бизнеса.
2. Высокая доля расходов на прямые субсидии в аграрный сектор не может изменить ситуацию в сельском хозяйстве. Государственная политика должна быть ориентирована на поэтапное снижение прямых субсидий и переход на механизмы стабилизационного регулирования, стимулирования реализации комплексных проектов технического перевооружения, поддержку санации сельскохозяйственных товаропроизводителей.
3. Существенным фактором, влияющим на общую эффективность аграрного производства, является фактор ценового диспаритета. Отсутствие механизмов стабилизации цен на товары с резким сезонным изменением цен (зерно, горюче-смазочные материалы и т.д.) не позволяет эффективно реагировать на изменение конъюнктуры цен на рынке. Механизмы стабилизационного регулирования должны обеспечить снижение конъюнктурных рисков в сельском хозяйстве.
4. Отсутствие механизмов стимулирования реализации инвестиционных проектов в перерабатывающем секторе не способствует формированию эффективного спроса на сельскохозяйственную продукцию. Отсутствие комплексных инвестиций в сельскохозяйственные предприятия, в том числе индустриальные, не позволяет решать вопрос ускоренного повышения производительности в сельском хозяйстве, что является единственным путем развития сектора.
5. Государственная поддержка процедур банкротства и структурных преобразований в секторе, наряду с мероприятиями по обеспечению занятости экономически активного сельского населения, является основой преодоления депрессивных явлений в секторе. Поддержка указанных мероприятий должна быть расширена в рамках реализации аграрной политики в 2006-2008 годах.
Таким образом, программный подход к аграрной политике должен быть продолжен и на следующий период.
Концепция, как базовый документ, определяет основные задачи по росту эффективности агропродовольственного сектора и комплексного развития сельской экономики. По мере изменения макроэкономической ситуации в Пермской области и в Российской Федерации в целом, в связи с необходимостью оптимизации агропродовольственной политики настоящая концепция подлежит уточнению и актуализации.
2. Основные цели и задачи Программы
Стратегическая цель развития агропромышленного комплекса Пермской области на 2006-2008 годы - рост качества жизни сельского населения за счет роста эффективности агропродовольственного сектора и комплексного развития сельской экономики.
Эта цель предполагает решение следующих основных задач:
1. Повышение конкурентоспособности (ценовой и качественной) основных отраслей специализации на областном и российском рынках за счет поддержки применения интенсивных факторов производства, комплексного технического перевооружения перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий.
2. Обеспечение занятости экономически активного сельского населения за счет развития малого предпринимательства в венчурных отраслях сельского хозяйства Пермской области, развития альтернативной занятости на селе.
3. Рост эффективности всего агропродовольственного сектора за счет поддержки мероприятий по структурным изменениям в сельском хозяйстве и и финансовому оздоровлению отрасли.
4. Развитие рыночных институтов и инфраструктуры аграрного бизнеса, повышение кадрового потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для наиболее эффективного решения поставленных задач Программа будет содержать 4 ключевых направления:
мероприятия прямой государственной поддержки отраслей областной специализации;
стимулирование инвестиционной активности;
государственная поддержка структурных изменений в сельском хозяйстве и финансового оздоровления отрасли;
обеспечение благоприятных условий функционирования в секторе.
Каждое из указанных направлений состоит из мероприятий, способствующих решению отдельных экономических и социальных задач в агропродовольственном секторе в период действия Программы.
3. Период действия и основные этапы реализации Программы
Срок реализации Программы 2006-2008 годы.
Базовым периодом для сравнения эффективности мероприятий программы устанавливаются три года: с 2003 по 2005 год, если это не будет оговорено иначе в Программе.
Предусматривается один этап реализации Программы.
4. Основные направления Программы
4.1. Мероприятия прямой государственной поддержки отраслей областной специализации.
В перечень мероприятий прямой государственной поддержки отраслей областной специализации будут включены:
возмещение части затрат на уплату процентов по банковским кредитам и займам, в том числе в составе лизингового платежа;
компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур и крупного рогатого скота;
поддержка технического переоснащения предприятий агропромышленного комплекса;
поддержка племенного животноводства;
поддержка сохранения плодородия почв (в том числе приобретение средств химизации); поддержка элитного семеноводства;
формирование стабилизационного фонда.
Часть полномочий по реализации мероприятий Программы с необходимыми финансовыми ресурсами будет передана органам местного самоуправления на основании законов Пермской области.
4.1.1. Возмещение части затрат на уплату процентов по банковским кредитам и займам, в том числе в составе лизингового платежа.
Главной целью мероприятия является расширение доступа к кредитным ресурсам и формирование банковской инфраструктуры в сельском хозяйстве.
По мере улучшения финансового положения сельхозтоваропроизводителей направление будет расширяться, получит большее распространение на среднесрочные кредиты и займы за счет "свертывания" мероприятий, компенсирующих расходы на приобретение ресурсов для сельскохозяйственного производства.
Для расширения доступа к субсидированному кредиту сельскохозяйственных товаропроизводителей будет разработан механизм дифференцированной поддержки указанных субъектов.
С ростом рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей субсидирование кредитных ресурсов будет становиться приоритетным направлением областной поддержки агропромышленного комплекса.
4.1.2. Компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур и крупного рогатого скота.
Главной целью мероприятия является расширение уровня страхования посевов и страхования крупного рогатого скота, расширение залогового потенциала и формирование страховой инфраструктуры в сельском хозяйстве.
Государственная поддержка расширения страхования посевов сельхозтоваропроизводителей области на данном этапе необходима. Однако механизм этой поддержки, применяемый в 2003-2005 годах, будет подвергнут существенной корректировке.
Поддержка страхования за счет средств областного бюджета, скоординированная с порядком предоставления субсидий из федерального бюджета, будет направлена на стимулирование заключения рыночных сделок по страхованию посевов в лицензированных страховых компаниях, перестраховывающих свои риски.
Учитывая областную специализацию в сфере животноводства, мероприятия по поддержке страхования в аграрном секторе будут распространены на страхование крупного рогатого скота.
4.1.3. Поддержка технического переоснащения предприятий агропромышленного комплекса (субсидии на приобретение основных производственных фондов).
Главной целью мероприятия является рост доли высокотехнологичной техники и оборудования, а также формирование эффективной и конкурентной системы материально-технического снабжения в сельском хозяйстве.
Низкая кредитоемкость основной части сельскохозяйственных товаропроизводителей области не позволяет им приобретать необходимую технику и оборудование на заемные средства. Поэтому на данном этапе сохраняется необходимость государственной поддержки технического оснащения сельского хозяйства.
Будет сохранена поддержка технического переоснащения при ее плавном переходе к рыночным механизмам, а именно:
постепенное снижение процента компенсаций;
обеспечение равновыгодности приобретения техники с компенсацией и ее покупки в лизинг (с целью развития лизинга оборудования).
В 2006-2008 годах поддержка технического оснащения сельского хозяйства будет оставаться одним из приоритетных направлений аграрной политики.
4.1.4. Поддержка племенного животноводства.
Главной целью мероприятия является сохранение поголовья племенных животных и птицы в области, стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями племенного скота, птицы и племенного материала.
Реализация мероприятий поддержки молочного животноводства и племенного дела в области в 2003-2005 годах показала свою эффективность и будет продолжена.
Основой эффективного животноводства в области является высокая продуктивность, которая в значительной мере определяется породными качествами скота и птицы. Для сохранения темпов племенного обновления в животноводстве, в первую очередь - в отраслях специализации, будет сохранена государственная поддержка племенной работы, сохранения местных пород и племенного потенциала в племенных хозяйствах области.
В отрасли наблюдается замедление темпов роста надоев молока при их приближении к 3500. По оценке, этот показатель близок к предельному при доминирующих на текущий момент технологиях. Для обеспечения дальнейшего роста продуктивности будет разработан комплекс мер, обеспечивающих улучшение применяемых технологий, в особенности технологий кормления и кормообеспечения.
4.1.5. Поддержка сохранения плодородия почв (в том числе приобретение средств химизации).
Главной целью мероприятия является рост урожайности в отраслях растениеводства за счет поддержания плодородия почв, их коренного улучшения и расширения применения средств защиты растений.
Несмотря на меры поддержки, предусмотренные Программой в 2003-2005 годах, применение минеральных удобрений, средств защиты растений, других средств химизации в области продолжает сокращаться.
Учитывая стратегическую необходимость сохранения агропотенциала сельскохозяйственных угодий, финансирование данного вида государственной поддержки необходимо продолжить в 2006-2008 годах.
Низкий уровень применения химических средств в сельском хозяйстве области определяет высокую неустойчивость урожаев и в результате этого - нестабильность экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому в аграрной политике Пермской области в 2006-2008 годах по-прежнему будет уделяться внимание мерам, направленным на сохранение плодородия почв и, в особенности, применение средств защиты растений.
4.1.6. Поддержка элитного семеноводства.
Главной целью мероприятия является расширение посевов семенами высших репродукций и повышение урожайности на этой основе, а также рациональное использование преимуществ области в производстве семян кормовых культур.
Урожайность основных сельскохозяйственных культур в значительной степени определяется качеством используемых семян и посадочного материала. Мероприятия, направленные на развитие семеноводство и производства кормовых трав, показали свою эффективность и работа в этом направлении будет продолжена.
Механизм распределения субсидий будет скорректирован таким образом, чтобы интенсифицировать закупки семян сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Настоящие мероприятия осуществляются для стимулирования использования сельскохозяйственными товаропроизводителями области высокопродуктивных семян и посадочного материала. Составной частью мероприятий будет поддержка реализации мер по производству в области элитных семян и семян высших репродукций, а также семян кормовых культур.
Область имеет сравнительные преимущества в производстве высококачественных семян кормовых культур. Хозяйства области реализуют значительные объемы семян за ее пределами.
Для реализации потенциала области в производстве семян кормовых культур будут разработаны мероприятия по направлению "Поддержка формирования агропродовольственных рынков", способствующие развитию данной отрасли областной специализации.
Учитывая, что Россия в ближайшей перспективе будет наращивать долю не зернового корма в структуре кормового баланса в животноводстве, а производство мяса КРС и молока имеет существенный потенциал для роста, такая специализация области имеет хорошие перспективы.
4.1.7. Формирование стабилизационного фонда.
Главной целью мероприятия является снижение в сельском хозяйстве производственных рисков, связанных со значительными колебаниями цен на ресурсы, составляющие существенную долю в себестоимости сельскохозяйственной продукции и имеющие выраженный сезонный характер реализации (фуражное зерно, горюче-смазочные материалы).
Зерно является существенной составляющей кормовой базы для отраслей специализации области: свиноводства и птицеводства, а значит, затраты на корма составляют значительную долю в себестоимости единицы продукции. В то же время цены на зерно на российском рынке подвержены резким колебаниям. Такие колебания цены, которые наблюдались в 2002-2004 годах, становятся фактором существенного риска производства животноводческой продукции. Как дополнительный страховой механизм для стабилизации цен на зерновой корм в области будет создан специальный зерновой резерв.
Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов составляют существенную долю в структуре себестоимости сельскохозяйственных товаропроизводителей, специализирующихся на растениеводстве и молочном животноводстве. Основной объем (свыше 70%) нефтепродуктов приобретается предприятиями-производителями в период проведения основных полевых работ (апрель - сентябрь). Рост цен на нефтепродукты в этот период является фактором риска производства зерновых и кормовых культур и, как следствие, фактором риска производства молока. Для решения указанной проблемы планируется создание стабилизационного фонда.
Для реализации мероприятий будут внесены проекты областного закона о внесении изменений в Закон Пермской области от 31.10.2003 N 1040-209. "О порядке формирования и использования областного продовольственного фонда" в части создания страхового зернового резерва; областного закона о стабилизационном фонде.
4.2. Стимулирование инвестиционной активности.
Основная задача данного направления - комплексное техническое перевооружение отраслей областной специализации, а также выявление потенциально перспективных отраслей агропродовольственного сектора путем поддержки венчурных и социальных проектов.
4.2.1. Поддержка проектов модернизации и технического перевооружения в отраслях специализации.
Главной целью мероприятия является поддержка инвестиционной активности в агропромышленном комплексе области.
Данное направление предполагает целевое финансирование долгосрочных проектов модернизации и технического перевооружения. В приоритетном порядке будут поддерживаться проекты в отраслях областной специализации:
молочное скотоводство;
птицеводство;
свиноводство;
переработка молока, скота и птицы;
комбикормовая промышленность.
4.2.2. Поддержка венчурных и социальных проектов.
Главными целями мероприятия являются:
оценка перспектив развития в области откорма КРС и свиней, прудового рыбоводства, интенсивного картофелеводства и выращивания овощей закрытого грунта, а также оценка возможности решения проблемы утилизации навоза путем поддержки венчурных частных проектов;
развитие механизмов, стимулирующих расширение малого предпринимательства, создание дополнительных источников дохода для сельского населения.
Пермская область имеет потенциальные перспективы в развитии откорма КРС и свиней, прудового рыбоводства, в сфере интенсивного картофелеводства, производстве овощей закрытого грунта и ряда других. Развитие этих подотраслей позволит диверсифицировать аграрное производство и, тем самым, сделать более устойчивыми доходы, повысить конкурентные преимущества сельскохозяйственных товаропроизводителей области на областном и межрегиональном рынках.
В период действия Программы на 2006-2008 годы будут предприняты пробные меры по поддержанию этих направлений в рамках реализации венчурных проектов.
В части поддержки социальных проектов основными приоритетами являются:
создание и развитие инфрастуктуры системы закупок сельскохозяйственной продукции от личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств, заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, другого природного сырья;
развитие механизмов микрофинансирования.
4.3. Государственная поддержка структурных изменений в сельском хозяйстве и финансового оздоровления отрасли.
Главной целью мероприятия является сокращение числа устойчиво убыточных сельскохозяйственных предприятий.
С 2002 года в области ведется работа по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций. На начало 2005 года 120 сельскохозяйственных товаропроизводителей являются участниками программы финансового оздоровления. Тем не менее финансового состояния около 100 хозяйств продолжает ухудшаться. Опыт предшествующих лет показал, что в ряде случаев спасти сельскохозяйственное предприятие от банкротства нельзя никакими мерами государственной поддержки. В этом случае банкротство неизбежно. В настоящее время в конкурсном производстве находится более 50 сельскохозяйственных организаций. Также в области присутствует заметное число хозяйств, не ведущих хозяйственную деятельность. Их выявление и ликвидация - также задача настоящей Программы.
В 2006-2008 годах будут предусмотрены меры государственной поддержки, направленные на:
выкуп имущественных комплексов (материально-технической базы) хозяйств-банкротов и легитимное разрешение вопросов земельных отношений;
юридическое сопровождение процедур санации и банкротства;
социальную реабилитацию работников хозяйств, находящихся в процедурах банкротства.
4.4. Обеспечение благоприятных условий функционирования.
4.4.1. Поддержка формирования агропродовольственных рынков.
Главной целью мероприятия является продвижение продукции агропромышленного комплекса Пермской области на российские и международные рынки.
Для выхода производителей агропродовольственной продукции Пермской области агропродовольственной продукции на российские и международные рынки большое значение имеют: участие в выставках, ярмарках, создание брендов и другие маркетинговые меры. Эти меры сопряжены с высокими расходами общего характера, которые большинство организаций агропромышленного комплекса не в состоянии осуществлять самостоятельно. Для повышения конкурентных преимуществ области в целом в 2006-2008 годах будут предусмотрены мероприятия по созданию общих условий для маркетинга пермской агропродовольственной продукции.
4.4.2. Поддержка развития кадрового потенциала в сельском хозяйстве.
Главной целью мероприятия является привлечение специалистов в сельскохозяйственное производство, повышение качества трудовых ресурсов и уровня менеджмента.
Важным фактором роста эффективности аграрного производства является укомплектованность сельскохозяйственных организаций высококвалифицированным персоналом. Недостаток и низкое качество подготовки работников не позволяет эффективно использовать другие факторы производства, совершенствовать и развивать отраслевую специализацию.
Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства будет введена подпрограмма формирования и развития кадрового потенциала сельскохозяйственного производства, включающая мероприятия по реализации Закона Пермской области от 13.12.2001 N 1906-338 "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Пермской области".
4.4.3. Информационно-консультационная поддержка.
Главной целью мероприятия является создание системы эффективного информационно-консультационного обслуживания субъектов агропромышленного комплекса области.
Для эффективного функционирования АПК необходима эффективная система информационно-консультационной поддержки, в том числе система предоставления рыночной информации, обеспечивающая равный доступ всех агентов к информации и тем самым способствующая формированию прозрачного и конкурентного рынка.
4.4.4. Поддержка научного потенциала и развитие научно-практической деятельности в сфере АПК.
Главной целью мероприятия является повышение эффективности научных разработок, увеличение их прикладного значения для роста эффективности агропромышленного комплекса области.
Современное развитие сектора региона невозможно без проведения и применения инновационных исследований. Конкурентоспособность аграрного комплекса региона зависит во многом от качества и направления прикладных исследований, дающих новые преимущества в разрезе существующей региональной специализации. Использование и развитие собственного научного потенциала с привлечением как российского, так и зарубежного опыта позволит повысить эффективность аграрного сектора.
4.4.5. Противоэпизоотические мероприятия.
Главной целью является стабильное эпизоотическое благополучие по особо опасным и карантинным заболеваниям сельскохозяйственных животных, оздоровление поголовья скота от заразных заболеваний и лейкоза, предотвращение потерь мясной и молочной продукции, повышение ее качества и предупреждение заражения людей болезнями, общими для человека и животных.
Для повышения экономической эффективности производства животноводческой продукции и улучшения ее качества будет предусмотрен комплекс противоэпизоотических мероприятий, направленных на профилактику и оздоровление сельскохозяйственных животных.
Средства на проведение противоэпизоотических мероприятий будут размещаться на конкурсной основе в соответствии с Порядком закупки товаров, утвержденным указом губернатора области от 13.03.2003 N 40 "О проведении закупок (работ, услуг) для государственных областных нужд".
5. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы
оценки ее эффективности
Главный эффект от реализации Программы состоит в стабилизации условий хозяйствования субъектов агропродовольственного комплекса области: на протяжении трех лет устанавливаются четкие параметры регулирования сектора. Стабильные условия создают выгодные преимущества агропродовольственному сектору области для привлечения инвестиций и кадров, реализации среднесрочных проектов реконструкции и технического перевооружения агропромышленного производства. В целом это должно привести к росту эффективности сектора при прочих равных условиях.
Программа поддерживает преемственность в аграрной политике области, что также стабилизирует ситуацию в агропромышленном комплексе. В то же время в 2006-2008 годах предусматривается постепенный переход от выполнения государством рыночных услуг для сельского хозяйства к формированию рыночных институтов и инфрастуктуры.
В Программе будет предусмотрена максимально равная доступность сельскохозяйственных товаропроизводителей к областным субсидиям и компенсациям.
Рост эффективности в сельском хозяйстве создаст базу для роста доходов населения, занятого в секторе, а тем самым и уровня жизни всего сельского населения в области.
Реализация Программы должна привести к закреплению положительных тенденций развития агропромышленного комплекса области, достигнутых в 2003-2005 годах, и дальнейшему повышению конкурентоспособности областной агропродовольственной продукции как в Пермской области, так и за ее пределами.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по показателям, обеспечивающим рост объемов производства, прибыли, инвестиций в основной капитал, среднемесячной оплаты труда работников в сельском хозяйстве.
Целевые показатели на момент окончания действия Программы:
Валовая продукция сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий в действующих ценах) - 25570 млн. руб.;
Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве - 3876 руб.
Текущий и итоговый контроль реализации Программы осуществляется главным образом по индикаторам (показателям), разработанным в Программе. Мониторинг реализации Программы осуществляет департамент агропромышленного комплекса и продовольствия области при содействии Пермьстата.
Для мониторинга реализации Программы будут проводиться выборочные обследования и дополнительные статистические наблюдения.
6. Источники, порядок и предполагаемые объемы финансирования
программных мероприятий
Программа предполагает финансирование из следующих источников:
средства федерального бюджета на условиях софинансирования мероприятий Программы;
средства областного бюджета (в соответствии с бюджетным законодательством Пермской области);
средства из внебюджетных источников (частные инвесторы, кредитные ресурсы банков, собственные средства граждан, средства организаций агропромышленного комплекса).
Основная часть мероприятий Программы финансируется в виде субсидий из областного бюджета. Основной принцип применения субсидий - это привлечение в агропромышленный комплекс области дополнительных финансовых ресурсов из внебюджетных источников или ускоренное формирование рыночной инфрастуктуры. Кроме того, применяется бюджетное финансирование отдельных мероприятий, являющихся по существу бюджетными услугами в АПК.
Примерный объем финансирования Программы за счет областного бюджета в расчете на три года представлен в таблице 16.
Таблица 16. Планируемый объем финансирования Программы, млн. руб.
Источники финансирования* | 2006-2008 | В том числе: | ||
2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Федеральный бюджет** | 255 | 85 | 85 | 85 |
Областной бюджет | 3587 | 1241 | 1132 | 1214 |
В т.ч. за счет средств: | ||||
бюджета содействия инвестициям |
900 |
250 |
300 |
350 |
областного продовольственного фонда |
180 |
180 |
- |
- |
Внебюджетные источники | 7174 | 2482 | 2264 | 2428 |
Итого | 11016 | 3808 | 3481 | 3727 |
* В ценах 2005 года
** Средства федерального бюджета утверждаются ежегодно в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете" на очередной финансовый год.
7. Место Программы в системе нормативных правовых актов
Поскольку Программа будет рассматривать регулирование агропродовольственного комплекса Пермской области в 2006-2008 годах, для ее реализации необходимо принятие Закона Пермской области "О поддержке сельскохозяйственного производства".
В Программе не будут рассматриваться вопросы развития сельской местности. Для их решения будет разработана отдельная областная целевая программа.
Порядок финансирования мероприятий Программы будет утверждаться указом губернатора Пермской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 21 июля 2005 г. N 2372 "О концепции областной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.