Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 29 сентября 2005 г. N 2533
Концепция областной целевой программы
"Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы"
Введение
Концепция областной целевой программы "Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы" (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие.
Концепция разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи охраны прав семьи и детства (приложение 1), а также результатами социальных проектов, отработанных в рамках Программы реформирования общественных финансов в 2004 году.
Концепция является основой для разработки областной целевой программы "Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы" (далее - Программа) и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач защиты и охраны прав семьи и детей, посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти, межсекторного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.
1. Описание и актуальность проблемы,
необходимость ее решения программными средствами
Концепция разработана в развитие программ "Дети Прикамья", "Семья и дети Прикамья", которые последовательно работают с 1992 г. по настоящее время.
Эти целевые программы позволили создать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на социальные проблемы семьи и детей Прикамья.
О результативности программ свидетельствуют следующие показатели:
снижен показатель материнской смертности до 9,9 на 100 тыс. живорожденных (2002 г. - 23,7, 2003 г. - 36,7, показатель по Российской Федерации - 33,6);
снижен показатель перинатальной смертности до 10,2% (2002 г. - 11,9%, 2003 г. - 10,5%; показатель по Российской Федерации - 12,08%);
снижен показатель младенческой смертности до 11,9% (2002 г. - 13,9%, 2003 г. - 13,9%, показатель по Российской Федерации - 13,3%);
уменьшилось количество детей-инвалидов, численность которых в 2004 г. составила 10 539 человек (2002 г. - 12 421, 2003 г. - 11 608);
увеличен показатель семейного устройства детей (2004 г. - 12301 человек, 2003 г. - 11169 человек); закрыто 4 детских дома в связи с передачей детей на воспитание в семьи;
уменьшилось на 5,8% количество безнадзорных детей, уменьшилось на 24,8% количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
увеличилось количество детей -участников всероссийских и
международных олимпиад и конкурсов, расширилась география их участия. 1
Наряду с позитивными изменениями в Пермской области продолжают нарастать следующие негативные тенденции:
снижение доли здоровых детей, особенно в экологически неблагоприятных территориях, рост хронизации патологии и заболеваемости детского населения (показатель общей заболеваемости детей в 2004 г. увеличился и составил 2250,7 на 1000 детей; 2003 г. - 2149,1; 2002 г. - 2134,8; 2001 г. - 2082,0);
ухудшение репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста (заболеваемость женского населения в 2002 г. - 13,2%; 2003 г. - 14,7%; 2004 г. - 16,1%);
увеличение численности вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2002 г. - 3700; 2003 г. - 3850; 2004 г. - 3899);
увеличение процента "социальных сирот" в структуре выявленных детей-сирот (2001 г. - 76%; 2002 г. - 81%; 2003 г. - 83%; 2004 г. - 81%);
сохранение высокого уровня подростковой преступности и бродяжничества (рост преступности по итогам 2004 года-27,3%; ежегодный прирост числа детей, находящихся в розыске - 5% в год);
высокий уровень суицидальной активности детского населения (53 завершенных и 213 суицидальных попыток в 2004 году, 2003г. - 48 и 115 соответственно);
сохранение высокого процента незанятых несовершеннолетних (не учащихся, неработающих).
Главными недостатками действующей системы управления этими процессами являются:
отсутствие системы целенаправленных государственно-общественных действий по ранней профилактике неблагополучия и кризиса семьи, что ведет к нарушениям физического, психического, социального здоровья и развития детей;
незавершенность работы по созданию эффективной системы вторичной профилактики негативных явлений в детской среде в части обеспечения права детей на семью посредством:
устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи и на усыновление;
переноса "центра тяжести" с работы с детьми на эффективные межведомственные технологии по сохранению родной семьи ребенка на разных этапах кризиса;
отсутствие эффективных межведомственных технологий по адаптации выпускников интернатных и исправительно-трудовых учреждений, которые являются основной "группой риска", воспроизводящей неблагоприятные тенденции в детской среде.
Эти недостатки, помимо роста негативных социальных показателей,
приводят к ежегодной потере экономикой региона сотен миллионов рублей. 2
Потери возникают в связи с тем, что на мероприятия по ранней профилактике нарушений физического, социального здоровья и развития детей расходуется только 2% от всех бюджетных средств, направляемых на поддержку семьи и детей в области. Вместе с тем, на меры, связанные с содержанием детей-сирот в интернатных учреждениях, лечением и реабилитацией детей-инвалидов, жизнеустройством выпускников интернатных
учреждений и другие приходится 76%. 3
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. В рамках текущего финансирования средства на эти меры не предусматриваются. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов.
Перераспределение денежных средств и направление их непосредственно на профилактику нарушений здоровья и развития детей, особенно на раннюю профилактику, приведет к снижению бюджетных расходов на 400,2 млн. руб. за пять лет реализации Программы.
Разработка Программы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.
2. Основная цель, задачи и структура программы
Целью Программы является улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей, снижение уровня социального сиротства в Пермской области.
Основными задачами являются создание условий (законодательных, организационно-управленческих, технологических, кадровых, материально-технических) для построения эффективной системы профилактики нарушений физического и социального здоровья и развития детей, повышения социального статуса семей с детьми в области.
Структура Программы состоит из трех проблемных блоков, обеспечивающих реализацию (таблица 1):
I. Права ребенка на жизнь и здоровье
II. Права ребенка на семью
III. Права ребенка на сохранение индивидуальности.
Таблица 1
Структура программы "Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы"
Проблемы | Группы риска (целевые группы) |
Способы преодоления рисков | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Право ребенка на жизнь и здоровье | |||
Ухудшение показателей физического здоровья детей |
Женщины фертильного возраста (с нарушением репродуктивного здоровья) Беременные женщины Дети от 0 до 18 лет Учащиеся среднего и старшего возраста |
диагностические медицинские услуги, предупреждающие рождение детей-с наследственной и врожденной патологией, оснащение генетических консультаций; услуги по медицинской диагностике нарушений здоровья, обновление и внедрение образовательных программ здоровье - и жизнесохранного поведения, подготовки к семейной жизни, полового просвещения |
Увеличение рождения здоровых детей на 5%; снижение на 1% материнской, на 0,7% перинатальной и на 0,3% младенческой смертности; снижение на 10% темпов роста общей заболеваемости детей |
Высокие показатели детской инвалидности |
Дети-инвалиды Семьи с детьми-инвалидами |
внедрение новых медицинских технологий и услуг медицинской реабилитации; внедрение новых технологий социально-средовой реабилитации детей, не способных к самообслуживанию; создание службы раннего вмешательства и системы помощи семьям с детьми с особенностями в развитии; внедрение технологий комплексного патроната семей с детьми инвалидами |
Снижение на 0,6% уровня инвалидности детей |
Ухудшение показателей социального здоровья детей: увеличение показателей детской безнадзорности, преступности, суицидальной активности |
Выпускники исправительных учреждений Дети и подростки от 11 до 18 лет Несовершеннолетние незанятые и неучащиеся |
разработка и внедрение технологий социальной реабилитации выпускников исправительных учреждений; разработка и внедрение технологий по профилактике суицидального поведения и других форм авитальной активности; разработка программ и проектов, направленных на правовое воспитание, информирование населения; внедрение новых технологий работы с детьми, проекты "Школьные службы примирения", "Открытые школы", "Программы позитивного поведения" и др.; создание групп для обучения простым видам профессий при НПО, организация временной трудовой занятости |
Увеличение социально-благополуч- ных детей на 10%; снижение уровня повторной преступности несовершеннолетних на 15%; снижение на 2% доли повторно выявленных безнадзорных детей; увеличение на 11% доли несовершеннолетних, устроенных на работу, учебу |
II. Право ребенка на семью | |||
Увеличение числа вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Молодые пары перед вступлением в брак (18-30 лет), молодые семьи с угрозой рождения ребенка с наследственной и врожденной патологией Воспитанники интернатных учреждений Учащиеся начального профессионального образования Неполные семьи Семьи с несовершеннолетними родителями Семьи, находящиеся в социально опасном положении |
услуги по генетическому консультированию и обследованию для предупреждения отказа от детей-инвалидов; разработка и внедрение стандартов и технологий раннего выявления, диагностики и вмешательства в кризис семьи; формирование общественного мнения, престижа семьи с детьми; разработка и внедрение новых форм, программ и технологий подготовки детей и молодежи к семейной жизни; создание и оснащение просветительско-консультативных информационных, психологических служб, ориентация их деятельности на профилактику социального сиротства, решение проблемы доступности данного вида помощи; внедрение восстановительных и примирительных технологий в деятельность учреждений по работе с семьей и детьми; технологии подбора и сопровождения семейных воспитательных групп |
Снижение на 23% вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Уменьшение на 25% доли семей, находящихся в социально опасном положении (по отношению к 2005 г.) |
Увеличение доли социальных сирот среди выявленных |
Семьи группы риска с детьми (развод, инвалидность детей/родителей, одинокие матери), семьи, находящиеся в социально опасном положении Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей от 0 до 18 лет Лица из числа детей-сирот от 18 до 23 лет |
стандарты и технологии реабилитации кровных семей; внедрение технологии восстановления детско-родительских отношений, примирительные процедуры для разрешения конфликтов (на базе школ); внедрение межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей; внедрение технологии социального патроната; технологии семейного устройства на базе детского дома, стандарты и технологии по семейным формам устройства, службы сопровождения;-организация патроната по участковому принципу семей в социально опасном положении, подготовка кадров для работы по новым технологиям и программам; совершенствование системы управления профилактикой социального сиротства (нормативное, научно-методическое, экспертное, кадровое сопровождение); разработка и внедрение системы стимулирования замещающих семей; PR-технологии для распространения семейных форм устройства; разработка и внедрение стандартов и технологий попечительского и постпопечительского патроната; разработка новых технологий занятости несовершеннолетних, трудоустройства лиц из числа детей-сирот с 18-23 лет; развитие новых форм постинтернатной адаптации (проживание по семейному типу, адаптация в ПТУ, самостоятельное проживание, создание и оснащение социальных гостиниц по "кустовому" принципу, ориентация на профессии, предполагающие самообеспечение) стандарты и технологии устройства и сопровождения замещающих семей |
Снижение на 6% доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Рост на 10% числа детей-сирот, устроенных в семьи |
III. Право ребенка на сохранение индивидуальности | |||
Низкая доля выявления одаренных детей от общего количества школьников Отсутствие системы раннего выявления и развития детской одаренности |
Дети с 5 до 18 лет Одаренные дети Одаренные учащиеся из отдалённых территорий |
создание системы ранней диагностики одаренности и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; создание специализированных учреждений для одаренных детей, приобретение оборудования для учреждений, работающих с одаренными детьми; создание современной материально-технической базы для работы с одаренными детьми; поддержка участия детей в мероприятиях, сборах, конкурсах, всероссийских, международных соревнованиях, предметных олимпиадах; приобретение оборудования для создания областной школы-интерната для одарённых детей |
Увеличение численности выявленных одаренных детей на 3,5%; увеличение доли детей, ставших победителями и призерами окружного, российского, международного уровней от общего количества детей, получающих дополнительное образование (в т.ч. музыкальных школ и школ искусств) до 1,3 |
3. Период действия и основные этапы реализации Программы
Программа будет разработана на среднесрочную перспективу с 2006 по 2010 годы. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа.
На 1-м этапе (2006-2007 годы) предусмотрены:
принятие управленческих решений по развитию системы государственного заказа и оптимизации сети учреждений под цели и задачи Программы;
разработка и корректировка нормативно-правовой базы по обеспечению прав детей на семью, здоровье и развитие;
разработка стандартов деятельности, процедур, услуг и институтов по профилактике нарушений здоровья и развития детей;
разработка и внедрение в экспериментальном режиме новых технологий профилактики социального сиротства, реабилитации детей с ограниченными возможностями, работы с одаренными детьми, профилактики хронизации заболеваемости и инвалидизации детей;
формулирование социального заказа, организация и проведение конкурсов для привлечения негосударственных организаций к оказанию профилактических комплексных услуг семьям и детям;
разработка механизмов межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики социального сиротства и реабилитации детей-инвалидов;
отработка и внедрение муниципальных моделей реформирования системы профилактики социального сиротства, мониторинга эффективности системы профилактики социального сиротства;
реализация информационно-просветительских мероприятий;
приобретение диагностического оборудования для осуществления мероприятий ранней профилактики социального сиротства и профилактики заболеваемости и инвалидизации детей;
проведение программных мероприятий по участию одаренных детей в международных и российских конкурсах и олимпиадах;
обучение и переобучение кадров.
На 2-м этапе (2008-2010 годы) предусмотрена оценка результативности и распространение в территории области эффективных экспериментальных технологий профилактики социального сиротства, профилактики хронизации заболеваемости и инвалидизации детей, реабилитации детей-инвалидов, работы по выявлению, диагностике и сопровождению одаренных детей.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы,
формы и методы оценки их эффективности
Результаты будут выражаться в улучшении социально-демографических показателей (младенческая, материнская и перинатальная смертность, здоровье детей) и показателей развития детей (одаренные дети), а также снижении численности групп риска (семьи и дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-инвалиды, дети неучащиеся и неработающие, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), воспроизводящих социальные девиации (преступность, наркомания, суициды и т.д.).
N п/п | Показатель | Прогнозируемый результат | ||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
1. | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.1. | Младенческая смертность, % | 11,8 | 11,7 | 11,5 | 11,3 | 11,1 |
4.2. | Материнская смертность (на 100000 живорожденных) |
33,4 | 32,7 | 31,4 | 30,7 | 29,7 |
4.3. | Перинатальная смертность, % | 9,9 | 9,7 | 9,4 | 9,3 | 9,2 |
4.4. | Доля детей, имеющих нарушения здоровья, от общей численности детей (88 %) |
87,0 | 86,0 | 85,5 | 84,0 | 83,0 |
4.5. | Уровень детской инвалидности на 1000 чел. |
18,7 | 18,5 | 18,4 | 18,3 | 18,2 |
4.6. | Количество семей, находящихся в социально опасном положении, % по отношению к показателям 2005 года (2005 г. - 10740 чел.) |
95 | 90 | 85 | 80 | 75 |
4.7. | Доля повторно выявленных безнадзорных детей от общего количества безнадзорных детей, % (2005г.-15%) |
15 | 14,5 | 14 | 13,5 | 13 |
4.8. | Доля несовершеннолетних, устроенных на работу или учебу, к общему числу необучающихся и неработающих детей, % (2005г.-19%) |
22 | 25 | 27 | 29 | 30 |
4.9. | Снижение количества несовершеннолетних, ранее совершивших преступления (2004 г.-952 чел.) |
870 | 844 | 819 | 794 | 770 |
4.10. | Численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чел. (2005 г. - 3899 чел.) |
3600 | 3400 | 3200 | 3100 | 3000 |
4.11. | Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, % от вновь выявленных (2005г.-72%) |
77 | 79 | 81 | 83 | 85 |
4.12. | Доля выявленных одаренных детей от общего количества школьников, % |
2,5 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 |
4.13. | Доля детей, ставших победителями и призерами окружного, российского, международного уровней от общего количества детей, получающих дополнительное образование (в т.ч. музыкальных школ и школ искусств) |
0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | 1,3 |
4.14. | Сокращение бюджетных расходов тыс. руб. |
33,8 | 75,4 | 136,6 | 218,2 | 320,2 |
Оценка показателей будет производиться на основании статистических данных и ведомственной отчетности органов здравоохранения, образования, культуры, а также Положения о мониторинге эффективности системы профилактики социального сиротства в Пермской области, утвержденного распоряжением губернатора области от 20.05.2005 N 225-р.
Мониторинг результативности Программы будет осуществляться в соответствии с порядком, утвержденным указом губернатора области от 27.06.2003 N 122 "Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ".
5. Организационные и финансовые механизмы, необходимые для реализации
Программы, потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах
Заказчиком Программы является администрация Пермской области, обеспечивающая своевременную и качественную организацию разработки и реализации областной целевой Программы. Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год отдельной строкой.
Для исполнения мероприятий Программы имеется значительный материальный и трудовой ресурс. Система государственных органов и учреждений по работе с семьей и детьми включает 7 ведомств, около 4 тыс. учреждений. В них непосредственно с детьми работают более 60 тыс. человек. Кроме того, в целях реализации программных мер будет использоваться потенциал более 100 общественных организаций области.
На исполнение приоритетных мероприятий Программы дополнительно планируется привлечь средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию федеральных адресных инвестиционных программ и Федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 и последующие годы в размере 119 млн. руб.
За счет размещения государственного социального заказа и проведения областных и муниципальных конкурсов социальных проектов планируется привлечь не менее 30% финансовых ресурсов общественных и коммерческих организаций от выделенных на эти цели областных средств.
Оборудование или финансовые ресурсы на реализацию мероприятий Программы будут передаваться муниципалитетам на условиях софинансирования.
Источник финансирования |
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего за 2006-2010г.г. |
Областной бюджет, млн. руб. |
71 | 73 | 75 | 80 | 85 | 384 |
Федеральный бюджет, млн. руб. 4 |
20 | 20 | 22 | 28 | 29 | 119 |
Местный бюджет, млн. руб. |
30 | 31 | 30 | 28 | 30 | 149 |
Средства других источников, млн. руб. |
21 | 22 | 23 | 24 | 26 | 116 |
Итого привлечено средств |
71 | 73 | 75 | 80 | 85 | 384 |
Существует потребность в научном и экспертном сопровождении реализации и корректировки Программы, средства с обоснованием на эти цели будут заложены в проект Программы.
6. Оценка вероятных последствий принятия и реализации Программы
применительно к проблемной ситуации
К вероятным последствиям принятия и реализации Программы относится создание системы профилактики нарушений прав детей на сохранение здоровья, воспитание в семье и благоприятное развитие.
В результате этого будут обеспечены следующие условия реализации целей Программы:
создана современная нормативная база, адекватная целям и задачам Программы;
создана эффективная система управления социальными процессами в сфере семьи и детства;
выделены проблемные целевые группы, территории и управляемые факторы, влияющие на положение семьи и детей;
обеспечена приоритетность профилактической направленности мероприятий над прямыми затратными мерами, что позволит минимизировать и сделать более эффективной систему финансирования;
создана система привлечения новых агентов на рынок социальных услуг для семьи и детей из негосударственного сектора и станет более доступным рынок предоставляемых услуг;
создана эффективная кадровая и материально-техническая база, адекватная целям и задачам Программы.
В свою очередь, это обеспечит:
снижение на 6% доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
снижение численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 23% (к уровню 2005 г. - 3899 чел.);
рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи (от вновь выявленных) на 10%;
уменьшение на 25% доли семей, находящихся в социально опасном положении (по отношению к 2005 г. - 10740 чел.);
снижение на 1% материнской, на 0,7% перинатальной и на 0,3% младенческой смертности;
снижение на 10% темпов роста общей заболеваемости и на 0,6% - инвалидности детей;
увеличение на 11% доли несовершеннолетних, устроенных на работу и обученных к общему числу неработающих и необучающихся детей;
снижение на 15% численности несовершеннолетних, ранее совершивших преступления;
увеличение численности выявленных одаренных детей на 3,5%;
сокращение бюджетных расходов.
Выполнение Программы окажет положительное воздействие на стратегические показатели развития региона: браки, разводы, рождаемость, заболеваемость, смертность, а также будет способствовать снижению показателей детской преступности, наркомании, суицидов посредством уменьшения численности групп риска, воспроизводящих эти социальные аномалии.
Таким образом, реализация Программы явится существенным этапом в сохранении и развитии человеческого потенциала Пермской области.
В случае непринятия Программы будут существенно ослаблены межведомственные и межсекторные связи, ухудшится координация управления процессами в сфере охраны прав семьи и детей. При общих неблагоприятных социальных и демографических тенденциях это может привести к утрате уже достигнутых положительных и к росту негативных изменений в жизнедеятельности семьи и детей в Пермской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.