Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Пермской области
от 19 октября 2005 г. N 2511-555
Отчет
об исполнении областной целевой программы государственной поддержки
малого предпринимательства в Пермской области за 2003-2004 годы
1. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для более динамичного развития малого предпринимательства в Пермской области, обеспечивающих:
повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства (далее - СМП): рост численности занятых в секторе малого бизнеса, средних доходов и уровня социальной защищенности работников и, как следствие, формирование среднего класса;
повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития области, увеличение доли малых предприятий в формировании всех составляющих валового регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
формирование и поддержка областной нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивой деятельности СМП в Пермской области;
развитие на областном и муниципальном уровнях системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
расширение доступа СМП к финансовым ресурсам, совершенствование методов и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства;
информационное и консультационное обеспечение деятельности СМП.
2. Состояние и динамика развития малого предпринимательства в Пермской
области за период действия Программы
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Пермской области (Пермьстат) и Управления федеральной налоговой службы Российской Федерации по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу в 2004 году в Пермской области число СМП составило 139,3 тыс., в том числе 18,2 тыс. малых предприятий и 121,1 тыс. индивидуальных предпринимателей. На начало действия Программы насчитывалось 118,7 тыс. СМП, из которых 9,2 тыс. малых предприятий и 109,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Доля малых предприятий в количестве крупных, средних и малых предприятий составила 77,3%, что на 4,5% выше уровня прошлого года.
Средняя численность занятых на малых предприятиях за два года увеличилась в 1,6 раза и составила 145,7 тыс. человек. В малом бизнесе в 2004 году было занято 34% экономически активного населения региона (в 2002 году - 27%).
Увеличение количества СМП, произошедшее в течение 2004 года, объясняется ростом числа индивидуальных предпринимателей (наиболее удобный формат для ведения бизнеса) и изменением методик расчета, используемых органами статистики. В 2005 году прогнозируется снижение показателя по численности занятых в малом бизнесе в связи с перерегистрацией и изменениями в налоговом законодательстве.
Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности малых
предприятий по Пермской области за 2002-2004 годы
Наименование показателей |
за 2002 г. |
за 2003 г. |
За 9 месяцев 2004 г. |
Оценка за 2004 г.* |
Количество малых предприятий (тыс.) | 9,2 | 8,8 | 18,1 | 18,2 |
Средняя численность работающих (тыс.чел.) |
89,0 | 66,2 | 139,7 | 145,7 |
Выпуск товаров, произведенных работ и услуг в фактических ценах (млн.руб.) |
15 835,3 | 21 262,1 | 34118,3 | 44 525,6 |
Инвестиции в основной капитал (млн.руб.) |
3 896,7 | 4 730,4 | 2848,3 | 3 279,5 |
Доля малых предприятий в количестве крупных, средних и малых предприятий (%) |
Нет данных | 72,8 | 77,3 | 77,3 |
Доля малых предприятий в выпуске товаров, произведенных работ и услуг в фактических ценах крупных, средних и малых предприятий (%) |
5,0 | 7,1 | 12,6 | 12,6 |
Доля малых предприятий в инвестициях в основной капитал крупных, средних и малых предприятий (%) |
10,5 | 13,4 | 11,1 | 11,1 |
* оценка показателей за 2004 год рассчитана комитетом потребительского рынка, развития предпринимательства и туризма аппарата администрации Пермской области в соответствии с методикой на основании статистических данных за 9 месяцев 2004 года. Пермьстат подготовит годовой отчет о деятельности малых предприятий в мае 2005 года.
Таблица 2. Динамика количества индивидуальных предпринимателей по
Пермской области
Наименование показателей | На 01.01.2003 |
На 01.01.2004 |
На 01.01.2005 |
Количество индивидуальных предпринимателей (тыс.) |
109,5 |
120,4 |
121,1 |
Отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует о том, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития бизнеса: 38,4% всех малых предприятий относятся к торговле и общественному питанию (в строительстве - 17,9%, в промышленности - 16,0% от общего количества малых предприятий области). По сравнению с 2002 годом структура бизнеса в разрезе отраслей почти не изменилась, при этом большинство малых предприятий являются многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость.
Таблица 3. Удельный вес малых предприятий в разрезе основных
отраслей экономики
(в % к общему числу малых предприятий)
Наименование показателей | 2002 г. | 2003 г. | 9 месяцев 2004 г. |
Оценка 2004 г. |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе: промышленность |
17,2 |
16,8 |
16,0 |
16,0 |
строительство | 18,4 | 18,5 | 17,9 | 17,9 |
сельское хозяйство | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
транспорт и связь | 3,6 | 3,0 | 3,6 | 3,6 |
наука | 2,6 | 2,5 | 1,9 | 1,9 |
торговля, общепит | 41,2 | 39,4 | 38,4 | 38,4 |
ЖКХ | 1,8 | 1,9 | 1,5 | 1,5 |
прочие | 13,6 | 16,4 | 19,2 | 19,2 |
По оценке за 2004 год малыми предприятиями выпущено товаров, произведено работ и услуг на 44525,6 млн.руб., или 281,2% к уровню 2002 года. В общем объеме выпуска доля малых предприятий составляет 12,6% (в 2002 году - 5,0%).
Инвестиции в основной капитал малых предприятий оцениваются в 2004 году на уровне 11,1% от суммы всех инвестиций в экономику области, что составило по итогам года 3 279,5 млн.руб. Максимальные инвестиции в собственный капитал, приходящиеся на одно предприятие, отмечаются в сфере промышленности, наименьший показатель относится к сферам сельского хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства.
В консолидированный бюджет Пермской области за 2004 год поступило от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, 972,8 млн.руб., за 2002 год - 559,2 млн.руб. Прослеживается положительная динамика по формированию доходов региональной казны от СМП.
Таблица 4. Налоговые поступления в консолидированный бюджет
Пермской области по специальным режимам налогообложения
Наименование показателей | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Поступления от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы: сумма (млн.руб.) доля в общих налоговых доходах (%) |
559,2 3,1 |
401,6 1,8 |
972,8 3,0 |
в том числе: единый налог, взимаемый при упрощенной системе налогообложения (УСН) (млн.руб.) |
172,6 |
230,7 |
552,3 |
единый налог на вмененный доход (ЕНВД) (млн.руб.) | 386,6 | 170,9 | 420,5 |
Анализ деятельности малого предпринимательства за период действия Программы показывает повышение темпов его развития, увеличение доли в формировании составляющих валового регионального продукта и экономическое укрепление малых предприятий.
3. Исполнители и участники Программы
Исполнителем Программы был определен комитет потребительского рынка, развития предпринимательства и туризма аппарата администрации области (далее - комитет).
Участник реализации Программы - Уральский фонд поддержки малого предпринимательства (далее - УФПМП).
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы представляла собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, направленных на достижение намеченных результатов.
Комитет координировал деятельность различных структур, осуществлявших поддержку малого предпринимательства, определял первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы.
Выбор исполнителей мероприятий Программы, отбор проектов СМП для оказания финансово-кредитной поддержки и определение размера финансирования осуществлялся УФПМП. Принятие решений о финансировании мероприятий и проектов СМП осуществлялся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Пермской области, положениями УФПМП.
УФПМП заключал с исполнителями мероприятий Программы и получателями финансово-кредитной поддержки договоры гражданско-правового характера и осуществлял контроль исполнения этих договоров.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществлялось через УФПМП.
Отдельные мероприятия Программы финансировались совместно с заинтересованными организациями на долевой основе.
В рамках данной Программы УФПМП осуществлял финансирование мероприятий муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на началах долевого финансирования. При условии выделения из муниципальных бюджетов средств на реализацию указанных программ и при наличии на территории муниципального образования соответствующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (фонд, агентство, центр).
В ходе реализации Программы осуществлена корректировка объемов финансирования конкретных мероприятий в соответствии со сметами, предъявляемыми исполнителями по каждому конкретному мероприятию, с учетом фактического поступления средств из областного бюджета и других источников.
В случае экономии средств, предусмотренных на реализацию конкретного мероприятия Программы, УФПМП направлял их на финансирование других мероприятий в рамках данной Программы.
Информация о выполнении мероприятий Программы распространялась комитетом, УФПМП, ответственными исполнителями мероприятий Программы через средства массовой информации.
5. Сводные финансовые затраты
Общий объем финансирования Программы - 132864,5 тыс.руб.
в том числе за счет:
областного бюджета - 129948,5 тыс.руб.
из них за счет переходящих остатков - 20296,7 тыс.руб.
средств УФПМП - 2916,0 тыс.руб.
Фактически освоено средств, - 129923,3 тыс.руб.
в том числе за счет:
областного бюджета - 106125,5 тыс.руб.
средств УФПМП - 23797,8 тыс.руб.
За счет средств УФПМП расходы превысили средства, выделенные по Программе, на 20881,8 млн.руб. Это связано с повторным выделением денежных средств, возвращенных получателями финансовой поддержки.
Таким образом, Программа выполнена на 115,4%.
Остаток средств на 01.01.2005 составляет - 5186,7 тыс. руб. Причины неосвоения средств следующие:
в 2003 году в городах и районах области, где не было организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создавались пункты коллективного доступа к системе информационного обеспечения (далее - ПКД). В 2004 году в 16 городах и районах области были организованы муниципальные фонды. Таким образом, задача дальнейшей организации ПКД стала неактуальной;
УФПМП в 2003-2004 годах дважды проводились конкурсы на создание бизнес-инкубатора, в обоих случаях конкурсы были признаны не состоявшимися, заявленные проекты не соответствовали требованиям технического задания;
в 2004 году УФПМП были перечислены средства для выполнения отдельных мероприятий, но не получены исполнителем из-за некорректного указания им банковских реквизитов на платежных документах;
отказ в конце декабря 2004 года одного из заявителей от финансовой поддержки в виде лизинга.
Сводные финансовые затраты с расшифровкой по статьям, источникам финансирования и годам приведены в приложении 1 к настоящему отчету.
6. Результаты исполнения мероприятий Программы
За период реализации шестой Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области профинансированы мероприятия на общую сумму 129923,3 тыс.руб., в том числе:
по разделу 1 "Формирование и поддержка на областном и муниципальном уровнях нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивой деятельности СМП в Пермской области" - 40,0 тыс.руб.;
по разделу 2 "Развитие на областном и муниципальном уровнях системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства" - 2521,7 тыс.руб.;
по разделу 3 "Расширение доступа СМП к финансовым ресурсам" - 125574,1 тыс.руб.;
по разделу 4 "Информационное и консультационное обеспечение деятельности СМП" - 1787,5 тыс.руб.
Результаты исполнения мероприятий Программы приведены в приложении 2 к настоящему отчету.
7. Конечные результаты реализации Программы.
Оценка эффективности
Реализация Программы была направлена на получение следующих результатов:
формирование единой системы поддержки малого предпринимательства в Пермской области, которая обеспечит доступ СМП к производственно-технологическим, финансовым, информационным и другим ресурсам, в том числе:
создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
налаживание взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления с субъектами малого бизнеса через организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предпринимательские объединения.
Показатели конечных результатов реализации Программы в среднем выполнены более чем на 100%, за исключением двух:
количества пунктов коллективного доступа к системе информационного обеспечения;
количества бизнесов-инкубаторов.
Показатели конечных результатов реализации Программы приведены в приложении 5 к настоящему отчету.
8. Выводы
В соответствии с распоряжением губернатора области от 24.04.2004 N 264-р "Об утверждении Методики оценки и рейтингования областных целевых программ" была проведена оценка Программы с привлечением независимых экспертов в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами в Пермской области.
В результате было рекомендовано в дальнейшем прекратить осуществлять государственную поддержку малого предпринимательства программным методом, пересмотреть текущую деятельность заинтересованных ведомств и сформировать комплексную государственную стимулирующую политику, которая могла бы опираться на уже созданную инфраструктуру и способствовать развитию малого предпринимательства в Пермской области.
<< Статья 2 Статья 2 |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Закон Пермской области от 19 октября 2005 г. N 2511-555 "Об утверждении отчета об исполнении областной целевой Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.