Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению Пермской городской Думы
от 26 декабря 2000 г. N 3
Городская целевая программа "Сохранение и развитие искусства
и культуры в г. Перми на 2001-2003 годы"
Нумерация пунктов приведена в соответствии с источником
Паспорт программы
1. Полное наименование "Сохранение и развитие искусства и
программы культуры в г. Перми на 2001-2003
гг."
2. Цели и задачи программы, - развитие и сохранение искусства и
важнейшие целевые показатели культуры города как системы
духовных ценностей;
- формирование целенаправленной
политики сохранения и развития
культурного наследия;
- создание условий для приобщения
граждан города к сохранению,
созданию и распространению
ценностей искусства и культуры.
3. Муниципальный заказчик Администрация г. Перми (заместитель
Главы города Мясников Олег
Владимирович.
4. Руководитель программы Родин Алексей Васильевич,
председатель Комитета по культуре и
искусству администрации г. Перми.
5. Основной разработчик Комитет по культуре и искусству
программы администрации г. Перми
6. Этапы и сроки реализации 2001-2003 гг.:
и искусству
программы администрации г. Перми
6. Этапы и сроки реализации 2001-2003 гг.:
программы - I этап - 2001 г.
- II этап - 2002 г.
- III этап - 2003 г.
7. Объемы финансирования по источник финансирования - городской
источникам и срокам бюджет
на 2001 г. - 8700,0 планируемый
на 2002 г. - 6300,0 объем
на 2003 г. - 6300,0 финансирования
2. Основные понятия и термины
Искусство - создание ценностей художественной литературы, кинематографии, театра, музыки, живописи, ваяния, архитектуры, хореографии.
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы, технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.
Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признание в качестве творческого независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенций об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников радиовещания), - закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" ст. 3, 4.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
Настоящая городская целевая программа разработана в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О государственной поддержке кинематографии", "О художественных промыслах", Постановлениями Правительства Российской федерации "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства", Указами Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации", "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов", "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства", Законом Пермской области "О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии".
3.2. Состояние проблемы
На сегодняшний день город Пермь обладает достаточно большим материальным и творческим потенциалом отрасли культуры и искусства.
В Перми на 1 января 2000 г. в муниципальной собственности находятся Выставочный зал, театр "У Моста", ансамбль народной музыки и танца "Ярмарка", 6 культурно-досуговых учреждений, 8 кинотеатров, 2 библиотечные системы (взрослая и детская) включающие 50 библиотек, планетарий, зоосад, 2 парка культуры и отдыха, 16 образовательных учреждений дополнительного образования сферы культуры, в том числе детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хоровая школа - капелла мальчиков и юношей, художественный колледж.
На территории города функционирует 1 частный театр (В. Старикова), 5 государственных театров, 3 контрактных театра, 1 камерный театр, филармония, 6 музыкальных объединений, киностудия "Новый курс", художественная галерея, областной краеведческий музей с 5 филиалами, хореографическое училище, 9 творческих союзов. В ведении Союза художников находится 51 творческая мастерская, художественный салон, Дом художника.
В городе работает 9 национальных автономий и центров. Организовано 4 магазина-салона по реализации изделий мастеров народных художественных промыслов.
В собственности различных ведомств и акционерных обществ находятся: 2 парка культуры, 31 учреждение клубного типа, свыше 200 библиотек, 20 общественных музеев, более 20 киноустановок.
В отрасли культуры и искусства свыше 80% специалистов имеют высшее и среднее специальное образование.
В 1998 году была утверждена городская целевая программа "Сохранение и развитие культуры в г. Перми на 1998-2000 гг.", в рамках которой удалось отреставрировать часть памятников истории и культуры города, расширить перечень услуг в библиотеках, создать локальную сеть в центральной городской библиотеке им. А.С.Пушкина, там же открыть электронный читальный зал, увеличить книжный фонд на 3254 экземпляра, установить комплекты компьютерной техники в ряде детских музыкальных школ, художественном колледже, опорных библиотеках районов города, приобрести концертные рояли "Petrov", провести ремонт в музыкальных школах и художественном колледже и т.д.
Однако, несмотря на значительную помощь в развитии культуры, вышеуказанная программа затрагивала только часть направлений в области культуры и никоим образом сферу искусства и культурно-досуговой деятельности. Этой сфере присущи те же проблемы, она существует в той же экономической ситуации. В условиях социально-экономических реформ в тяжелом положении оказались учреждения искусства, культуры, творческие союзы и объединения, творческие работники. Недостаточно средств вкладывается в современное техническое переоборудование муниципальных учреждений искусства и культуры, практически нет средств на их реконструкцию, на текущий и капитальный ремонт - бюджетные средства выделяются практически только на заработную плату. Творческие Союзы и объединения, творческие работники остались без плановых государственных заказов, не стало регулярных закупок произведений у творческих работников. Город имеет огромный творческий потенциал: актеры, музыканты, художники, композиторы, режиссеры представляют Пермь не только на Российском уровне, но на международном. Совместно с творческими организациями на долевых началах проводятся фестивали, концерты, конкурсы, выставки, артфорумы и многое другое. Такие инициативы необходимо поддерживать и развивать.
Нет средств на постановку новых спектаклей, концертных программ, приобретение костюмов. Из-за недостаточного финансирования сокращается сеть коллективов, студий художественного творчества, бесплатных культурно-просветительных мероприятий. В ущерб основной деятельности учреждения культуры вынуждены свои площади сдавать в аренду, увеличивать объем платных услуг. С другой стороны сдерживается повышение цен на билеты в учреждениях искусства и культуры до уровня себестоимости для того, чтобы удержать посетителей, сохранить преемственность среди любителей искусства. А это в свою очередь ведет к снижению финансовых средств на развитие учреждений, их модернизацию, ремонт. Так в городе создается единая театральная билетная касса, когда зритель может купить билет на любой спектакль в любой театр города в одном театре. Для того, чтобы театр "У Моста" вошел в эту сеть необходимо автоматизировать билетное хозяйство.
Требуют особого внимания и поддержки творческие коллективы, представляющие искусство и культуру города не только на Российском, но и на международном уровне: театр балета Е. Панфилова, театр "У Моста", ансамбль "Ярмарка", квартет "Каравай", хореографическое училище, киностудия "Новый курс" и др. Требует развитие сфера культурно-досуговой деятельности, в том числе паркового хозяйства города. Имущество парков, в частности аттракционы, не обновлялись с 1974 года.
Техническое состояние большинства зданий учреждений искусства и культуры находится в неудовлетворительном состоянии, требуются большие капиталовложения в комплекс мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту и дальнейшему экономически выгодному содержанию.
Проблемы в области сохранения, поддержки и развития искусства и культуры города требуют проведение комплекса мероприятий по урегулированию правовых отношений; формированию условий для работы творческих союзов, объединений и творческих работников; реконструкции, ремонту, техническому переоборудованию учреждений; созданию условий для их дальнейшего эффективного использования. Поэтому целесообразно продолжить решение проблем сохранения и развития искусства и культуры программно-целевым методом.
3.3. Цели и задачи программы
Целью настоящей целевой программы является формирование и проведение политики сохранения, поддержки и обогащения культурного наследия города.
Задачами программы являются:
- сохранение материального и творческого потенциала города;
- поддержка творческих инноваций, способствующих росту многообразия культурной жизни города;
- повышение эффективности деятельности и сохранение общедоступности учреждений искусства и культуры для жителей города;
- поддержка талантливых творческих работников, деятелей искусств, творческих коллективов;
- сохранение и развитие проката отечественных и лучших зарубежных фильмов;
- расширение круга населения, вовлеченного в культурную жизнь, сохранения доступности продуктов культурного потребления.
3.4. Основные пути решения проблемы.
Сроки и этапы реализации программы
Этапы осуществления программы:
1-й этап. 2001 год - развернуть мероприятия по поддержке и развитию профессионального искусства г. Перми. Начать реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы культурно-досуговой деятельности;
2-й этап. 2002 год - продолжить работу по поддержке и развитию профессионального искусства; продолжить мероприятия по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений на территории г. Перми;
3-й этап. 2003 год - завершить работу по поддержке профессионального искусства, по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений; реализовать комплекс мер по улучшению кинообслуживания жителей г. Перми.
Реализация программы идет в нескольких направлениях:
I направление:
- совершенствование нормативно-правовой базы в области искусства, культуры, индустрии досуга и кинематографии;
II направление:
Разработка комплексной проектной документации для реконструкции и ремонта муниципальных объектов: учреждений искусства, учреждений клубного типа, кинотеатров:
- инженерно-техническое обследование зданий учреждений культуры;
- создание рабочей проектно-сметной документации;
- производство ремонтных работ на вышеперечисленных муниципальных объектах с привлечением средств городского бюджета и внебюджетных средств;
III направление:
Совершенствование материально-технической базы, внедрение новых технологий в работу муниципальных учреждений искусства и культуры;
IV направление:
Поддержка творческих союзов и объединений, творческих работников, творческих коллективов.
3.5. Система программных мероприятий
Мероприятия программы утверждаются ежегодно, на основании принятых приоритетов реализации программы по ее основным этапам.
Основным приоритетом программных мероприятий 2001 г. является развертывание мероприятий по поддержке и развитию профессионально искусства в г. Перми, а также культурно-досуговых учреждений города (приложение 2).
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- Закон Российской Федерации "О государственной поддержке кинематографии";
- Закон Российской Федерации "О народных художественных промыслах";
- Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей";
- Закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Указ президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" от 12.11.93 г. N 1904;
- Указ президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства" от 01.07.96 г. N 1010;
- Указ президента РФ "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов" от 07.10.94 г. N 1987;
- Постановление правительства РФ "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" от 25.03.99 г. N 329;
- Постановление правительства РФ "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства" от 26.06.95 г. N 609;
- Постановление правительства РФ "О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания" от 28.10.95 г. N 1037;
- Постановление правительства РФ "Программа развития и сохранения культуры и искусства в Российской Федерации" от 19.06.96 г. N 715;
- Закон Пермской области " О местном самоуправлении в Пермской области" от 09.12.95 N 358-57 с последующими изменениями и дополнениями;
- Закон Пермской области "О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии" от 07.04.99 N 458-66;
- Решение Пермской городской Думы "Об учреждении грантов для поддержки творческих проектов города Перми в области культуры, искусства и печатных средств массовой информации" от 01.04.97 г. N 32;
- Решение Пермской городской Думы "Об учреждении премий города Перми в области искусства" от 25.01.2000 г. N 1.
Планируется для совершенствования работы учреждений искусства и культуры разработать нормативный документ "Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования муниципальных организаций культуры и искусства".
4.2. Организация и управление реализацией программы
Муниципальный заказчик осуществляет общий контроль за ходом выполнения программы, согласовывает вопросы привлечения ответственных исполнителей основных этапов реализации программы и ее отдельных мероприятий, условия, сроки, задания и договоры на работы по исполнению программы.
Руководитель программы осуществляет оперативное управление реализацией программы, осуществляет организационные мероприятия по ее выполнению, готовит предложения по привлечению ответственных исполнителей, определяет для них условия выполнения работ, сроки и задания, координирует и целенаправляет действия ответственных исполнителей, контролирует и оценивает эффективность выполняемых мероприятий, готовит отчеты о реализации программы, проводит их согласование и представляет в Пермскую городскую Думу.
Ответственные исполнители программы привлекаются к выполнению отдельных разделов программы или конкретных программных мероприятий, несут персональную ответственность за полноту, срочность и качество выполненных работ в соответствии с утвержденной программой.
4.4. Ресурсное обеспечение программы
Мероприятия планируется финансировать из городского бюджета. Объем бюджетных средств утверждается ежегодно на основании принятых приоритетов реализации программы по ее основным этапам. Планируется привлечение внебюджетных средств, собственных средств учреждений, спонсоров.
5. Ожидаемый социально-экономический эффект от
реализации программы
- Увеличение посетителей спектаклей муниципального театра примерно на 29 тысяч в год за счет увеличения зрительских мест;
- Поддержка талантливых творческих работников, деятелей искусства, творческих коллективов, создание новых произведений искусства;
- Расширение выставочной деятельности (показ коллекций изобразительного искусства других регионов);
- Повышение художественного уровня мероприятий учреждений искусства и культурно-досуговых учреждений, за счет технического переоснащения;
- Создание современных условий функционирования кинотеатров, совершенствование качества кинопоказа и улучшение посещаемости кинотеатров на 5%;
- Внедрение новых технологий в сфере культуры и искусства, распространение культурных ценностей - автоматизация билетного хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.