Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 20 июня 2000 г. N 80
Городская целевая программа "Содействие созданию и деятельности
товариществ собственников жилья в городе Перми на 2000-2003 годы"
Содержание
1. Паспорт программы
2. Основные понятия и термины
3. Основные положения
3.1. Введение
3.2. Характеристика проблемы
3.3. Основные цели и задачи программы
3.4. Направления реализации программы
3.5. Сроки и этапы реализации программы
3.6. Система программных мероприятий
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение программы
4.2. Организация управления реализацией программы
4.3. Информационное обеспечение программы
4.4. Финансовое обеспечение программы
5. Ожидаемый социально - экономический эффект
от реализации программных мероприятий
Приложение:
Система показателей мониторинга деятельности объединений
собственников недвижимости в жилищной сфере
1. Паспорт программы
1.1. Регистрационный номер
программы:
1.2. Полное наименование Городская целевая программа
программы: "Содействие созданию и деятельности
товариществ собственников жилья в
городе Перми на 2000 - 2003 годы"
1.3. Условное (краткое) ГЦП "Поддержка ТСЖ"
название:
1.4. Цель программы: Формирование действенного механизма
стимулирования создания и поддержки
деятельности товариществ
собственников жилья
1.5. Муниципальный Заказчик Администрация города Перми
программы: Россия, 614000, г. Пермь,
ул. Ленина, 23
Заместитель Главы города
Жданов Олег Михайлович
Телефон 34-33-37
1.6. Руководитель программы: Начальник муниципального управления
жилищно - коммунального хозяйства
администрации города Перми
Фенев Александр Юрьевич
Телефон - факс 12-29-55
1.7. Головной разработчик: Муниципальное управление жилищно -
коммунального хозяйства
администрации города Перми
Россия, 614000, г. Пермь,
ул. Кирова, 78
Начальник управления
Фенев Александр Юрьевич
Телефон - факс: 12-29-55,
телефон: 126-128
1.8. Сроки реализации Сроки реализации программы 2000 -
программы: 2003 годы
1.9. Финансирование Ориентировочно: 1050 тыс. руб., в
программы: том числе на 2000 г. предусмотрено:
из бюджета города - 250 тыс. руб.,
внебюджетное финансирование - 50
тыс. руб. Объемы финансирования на
2001 - 2003 годы определяются
ежегодно.
2. Основные понятия и термины
Товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищно - строительный кооператив (ЖСК), жилищный кооператив (ЖК), молодежный жилищный комплекс (МЖК), кооператив индивидуальных застройщиков (КИЗ) - некоммерческие организации, формы объединения заказчиков, домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации жилого дома (комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме).
Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные жилые и нежилые помещения находятся в собственности домовладельцев, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
Домовладелец - собственник помещения в кондоминиуме, участник долевой собственности на общее имущество.
3. Основные положения
3.1. Введение
Городская целевая программа "Содействие созданию и деятельности товариществ собственников жилья в городе Перми на 2000 - 2003 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с решением Пермской городской Думы от 21.09.99 N 102 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации городских целевых программ", на основании решений от 08.02.2000 N 13 "Об утверждении перечня городских целевых программ на 2000 год (повторное рассмотрение)" и от 28.03.2000 N 35 "Об утверждении мероприятий городских целевых программ на 2000 год". Положения Программы разработаны в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации (в редакции от 27.05.97), решениями Законодательного Собрания Пермской области от 03.04.98 N 73 "Об утверждении областной программы "Совершенствование жилищно - коммунального обслуживания населения Пермской области" (в редакции от 07.03.2000) и Пермской городской Думы от 06.10.98 N 180 "Об основных направлениях реформирования жилищно - коммунального хозяйства города Перми".
Программа направлена на формирование эффективной системы управления жилищным фондом и предусматривает создание организационно - правовых, финансово - экономических, информационных и иных условий содействия товариществам собственников жилья и другим объединениям домовладельцев, поддержание общественных инициатив по достижению контроля за качеством предоставляемых жилищно - коммунальных услуг и участию в управлении жилищным фондом.
Программа носит среднесрочный характер и рассчитана на период 2000 - 2003 годы.
Важным условием реализации Программы является организация информационного обеспечения программных мероприятий.
3.2. Характеристика проблемы
Приватизация жилья, проводившаяся в ходе реформирования жилищного сектора, обусловила переход к новым формам управления жилищным фондом. Наличие в жилом доме нескольких собственников квартир привело к образованию нового вида имущества в жилищной сфере - имущества, находящегося в общей долевой собственности домовладельцев, и нового типа недвижимости - кондоминиума. В настоящее время практически во всех многоквартирных домах города помещения принадлежат различным собственникам (справочно: в муниципальном жилищном фонде приватизированные квартиры составляют более 42%). Проблемы управления многоквартирными домами, перешедшими в собственность нескольких домовладельцев, и регулирования взаимоотношений между собственниками общего имущества наиболее остро проявляются при сдаче в эксплуатацию вновь построенных жилых домов и при приеме жилья в муниципальную собственность из других видов собственности. В значительной части названные проблемы решаются путем создания домовладельцами товариществ собственников жилья (ТСЖ). При объединении в товарищества собственников жилья домовладельцы получают реальную возможность защищать свои права, влиять на стоимость и качество предоставляемых услуг, самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, определять порядок расходования средств, направляемых на эти цели.
Развитие ТСЖ является исключительно важным для формирования института реальных собственников жилищного фонда, эффективного управления недвижимостью и контроля за расходованием средств на содержание и ремонт жилья, а следовательно, снижения бюджетных затрат на эти цели. Несомненно, развитие объединений домовладельцев способствует улучшению содержания жилищного фонда, усилению конкуренции в сфере управления и обслуживания жилья, демонополизации жилищной сферы города.
По данным на 01.03.2000 в городе действует 469 объединений собственников недвижимости в жилищной сфере, в том числе 377 (80%) жилищно - строительных кооперативов, 88 (19%) товариществ собственников жилья и 4 (1%) кооператива индивидуальных застройщиков; всего в управлении объединений домовладельцев находится более 1800 тыс. кв. м общей площади жилья (справочно: жилищный фонд, находящийся в управлении муниципальных и государственных организаций, составляет более 15000 тыс. кв. м общей площади жилья или 7111 строений).
За 1999 год в городе зарегистрировано 21 товарищество собственников жилья преимущественно на базе вновь построенных жилых домов, в меньшей степени - на базе кооперативного жилищного фонда и практически ТСЖ не создаются на базе государственного и муниципального жилищных фондов.
В целом на развитие товариществ собственников жилья оказывают влияние существующие проблемы и сложности различного характера при организации, регистрации и деятельности объединений домовладельцев. В качестве основных проблем, возникающих в процессе создания и деятельности товариществ собственников жилья, можно выделить следующие:
- недостаточный объем информационно - разъяснительной, консультативной, юридической помощи;
- несовершенство правовой базы городского уровня;
- отсутствие экономической заинтересованности домовладельцев;
- сложность процедуры регистрации ТСЖ, достаточно высокие материальные затраты на оформление регистрации ТСЖ (регистрационный сбор, открытие счета в банке, оформление технического паспорта на жилой дом и земельный участок, постановка на учет в органах статистики и др.);
- отсутствие профессиональной подготовки управляющих и бухгалтеров товариществ собственников жилья.
3.3. Основные цели и задачи программы
Главной целью программы является формирование действенного механизма стимулирования создания и поддержки деятельности товариществ собственников жилья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- разработать нормативно - правовую базу местного уровня;
- сформировать экономические предпосылки для создания товариществ собственников жилья и иных форм объединения домовладельцев;
- создать Центр содействия товариществам собственников жилья;
- обеспечить информационную поддержку товариществ собственников жилья.
3.4. Направления реализации программы
Основные направления реализации программы определены с учетом существующих проблем, оказывающих влияние на процесс организации ТСЖ, а также обобщения опыта действующих объединений собственников жилья.
Реализация программы предусматривается по следующим направлениям:
3.4.1. Разработка нормативно-правовой базы для содействия организации и деятельности товариществ собственников жилья
С целью упорядочения отношений, возникающих при организации и деятельности товариществ собственников жилья, требуется разработать следующие документы местного уровня:
- положение об организации регистрации ТСЖ на территории города Перми;
- примерный устав товарищества собственников жилья;
- порядок предоставления ТСЖ дотаций на финансирование затрат по капитальному ремонту;
- порядок предоставления ТСЖ дотаций на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций на предоставление льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
- порядок передачи функций по управлению жилым домом (комплексом недвижимого имущества в кондоминиуме) муниципальным учреждениям "Жилищная служба" районов города;
- порядок передачи объектов инженерной инфраструктуры, принадлежащих товариществам собственников жилья, в безвозмездное пользование специализированным муниципальным предприятиям;
- порядок организации работ по определению размеров и установлению границ земельных участков в кондоминиумах.
3.4.2. Организационно-экономическая поддержка создания и деятельности товариществ собственников жилья
В данном направлении предусматривается:
- создание в администрациях районов секторов по работе с ТСЖ и другими объединениями домовладельцев для оказания помощи в решении текущих проблем ТСЖ, а также проблем возникающих при создании товариществ, координации деятельности ТСЖ на территории районов города;
- подготовка предложений по предоставлению льгот по регистрации ТСЖ;
- отработка механизма предоставления ТСЖ дотаций из городского бюджета в соответствии с принятыми правовыми актами.
3.4.3. Создание и деятельность Центра содействия товариществам собственников жилья
Для развития инфраструктуры, взаимодействующей с собственниками жилья и их объединениями, предусматривается создание Центра содействия товариществам собственникам жилья. Центр создается как некоммерческая организация для выполнения следующих основных функций:
- обучение управляющего персонала (членов правления ТСЖ) по вопросам содержания, ремонта и обеспечения коммунального обслуживания жилых домов, налогообложения и ведения бухгалтерского учета, расчета платы за жилищно - коммунальные услуги, предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно - коммунальных услуг, разъяснение действующих нормативно - правовых актов;
- обучение лидеров ОТОС, уличных и домовых комитетов, выборных лиц территориального самоуправления по вопросам организации ТСЖ, деятельности объединений домовладельцев, взаимодействия последних с органами местного самоуправления, жилищными службами города;
- изучение и распространение положительного опыта ТСЖ по управлению и содержанию жилищного фонда;
- выявление, изучение проблем, возникающих при создании и деятельности ТСЖ (иных объединений домовладельцев), подготовка предложений по их решению, участие в разработке правовых актов, касающихся вопросов деятельности объединений домовладельцев;
- подготовка управляющих и бухгалтеров для ТСЖ;
- оказание юридических консультаций;
- оказание информационно - методической помощи, консультаций по бухгалтерскому учету и налогообложению;
- разработка и выпуск информационно - методических сборников.
3.4.4. Создание системы информационного обеспечения реализации Программы
Данное направление включает:
- создание единой городской базы данных по объединениям собственников жилья;
- мониторинг создания и деятельности ТСЖ и других объединений домовладельцев;
- проведение информационно - разъяснительной работы и пропаганды положительного опыта действующих ТСЖ через средства массовой информации (публикация статей, передачи на радио и телевидении).
3.5. Сроки и этапы реализации программы
Реализация настоящей Программы рассчитана на период 2000 - 2003 годы. Программные мероприятия утверждаются ежегодно с учетом хода реализации Программы и происходящих преобразований в жилищно - коммунальном хозяйстве города.
На первом этапе (2000 год) предусматриваются следующие мероприятия:
- разработка нормативно - правовой базы ГЦП "Поддержка ТСЖ";
- создание и организация деятельности Центра содействия товариществам собственников жилья;
- подготовка и издание информационно - методического сборника;
- формирование базы данных деятельности ТСЖ и иных объединений домовладельцев.
На втором этапе (2001 - 2003 годы) предусматривается расширение деятельности Центра содействия ТСЖ, развитие форм работы Центра с гражданами, объединениями домовладельцев, проведение информационно - разъяснительной работы по вопросам деятельности ТСЖ.
3.6. Система программных мероприятий
Мероприятия | Сроки исполнения |
Исполнители | Объем финансирования, тыс. рублей |
||||
Прочие источ- ники (спр.) |
Из городского бюджета по годам |
||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | ||||
1. Разработка нормативно - правовой базы | |||||||
1.1. Положение об организации регистрации ТСЖ на территории города Перми |
3 квартал 2000 г. |
МУ ЖКХ, администра- ции районов |
- | - | - | - | - |
1.2. Примерный устав товарищества собственников жилья |
3 квартал 2000 г. |
МУ ЖКХ, администра- ции районов |
- | - | - | - | - |
1.3. Порядок предоставления дотаций на финансирование затрат по капитальному ремонту |
3 квартал 2000 г. |
МУ ЖКХ | - | - | - | - | - |
1.4. Порядок передачи функций по управлению жилым домом муниципальному учреждению "Жилищная служба" района города |
3 квартал 2000 г. |
МУ ЖКХ | - | - | - | - | - |
1.5. Порядок предоставления ТСЖ: дотаций на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан |
3 квартал 2000 г. |
Финансовое управление |
- | - | - | - | - |
1.6. Порядок передачи объектов инженерной инфраструктуры, принадлежащих ТСЖ, в безвозмездное пользование специализированным муниципальным предприятиям |
3 квартал 2000 г. |
МУРОМС | - | - | - | - | - |
1.7. Порядок организации работ по определению размеров и установлению границ земельных участков в кондоминиумах |
3 квартал 2000 г. |
Управление регулирова- ния земельных отношений |
- | - | - | - | - |
2. Организационно - экономическая поддержка создания и деятельности ТСЖ | |||||||
2.1. Создание в районных администрациях города секторов по работе с ТСЖ и другими объединениями домовладельцев |
1 полугодие 2000 г. |
Администра- ции районов |
- | - | - | - | - |
2.2. Подготовка предложений по предоставлению льгот по регистрации ТСЖ |
2 квартал 2000 г. |
УЭиИ | - | - | - | - | - |
2.3. Отработка механизма предоставления ТСЖ дотаций из городского бюджета в соответствии с правовыми актами |
2 полугодие 2000 г. |
Администра- ции районов ФУ, УЖКХ |
- | - | - | - | - |
3. Создание и деятельность Центра содействия товариществам собственников жилья | |||||||
3.1. Проведение конкурса на лучший проект Центра содействия товариществам собственников жилья в рамках 2 городского конкурса социально значимых проектов общественных объединений и советов самоуправления |
2 - 3 квартал 2000 г. |
ОРОРС, МУ ЖКХ |
- | 15 | - | - | - |
3.2. Проведение организационных мероприятий по созданию Центра (определение организационно - правовой формы, разработка учредительных документов, регистрация и пр.) |
3 квартал 2000 г. |
МУ ЖКХ | 5 | 10 | - | - | - |
3.3. Организация работы Центра содействия товариществам собственников жилья |
3 квартал 2000 г. |
МУ ЖКХ | 10 | 118 | - | - | - |
3.4. Информационное сопровождение деятельности Центра |
3 - 4 квартал 2000 г. |
МУ ЖКХ, Центр |
8 | 32 | - | - | - |
3.5. Подготовка и проведение обучающих курсов и семинаров для членов правления ТСЖ и иных объединений домовладельцев |
4 квартал 2000 г. |
Центр | 20 | 42 | - | - | - |
3.6. Подготовка и проведение обучающих курсов для членов правления ТСЖ и иных объединений домовладельцев по вопросам налогообложения, бухгалтерскому учету, начислению платы и юридическим вопросам |
ежеквар- тально 2001 - 2003 г. |
Центр | - | - | |||
3.7. Проведение консультационно - обучающих семинаров для руководителей и членов правления ТСЖ и других объединений домовладельцев по вопросам заключения договоров с ресурсоснабжающими предприятиями |
ежеквар- тально 2001 - 2003 г. |
Центр | - | - | |||
3.8. Подготовка и издание информационно - методических сборников |
4 квартал 2000 г., 2001 - 2003 (ежегодно) |
Центр, МУ ЖКХ, администра- ции районов |
2 | 18 | |||
3.9. Оказание информационно - методической помощи, консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, начислению платы, юридических консультаций ТСЖ и другим объединениям домовладельцев |
постоянно 2000 - 2003 г. |
Центр | 5 | - | |||
4. Создание системы информационного обеспечения реализации Программы | |||||||
4.1. Формирование базы данных и организация мониторинга создания и деятельности ТСЖ и иных объединений домовладельцев |
база данных - 4 квартал 2000 г.; мониторинг 2000 - 2003 (ежеквар- тально) |
МУ ЖКХ | - | - | - | - | - |
4.2. Пропаганда деятельности и положительного опыта ТСЖ в средствах массовой информации |
3 - 4 квартал 2000 г., 2001 - 2003 (постоянно) |
МУ ЖКХ | - | 20 | - | - | - |
Итого по годам: | 50 | 250 | 250 | 250 | 250 |
Примечания.
1. ГЦП "Поддержка ТСЖ" рассчитана на период 2000 - 2003 годы и предусматривает детальную корректировку программных мероприятий на очередной год на базе результатов предыдущих лет.
2. Предполагаемые ежегодные объемы финансирования за счет средств городского бюджета - 250 тыс. руб.
3. Объемы финансирования, начиная с 2000 года, будут уточняться ежегодно.
4. Объемы средств из прочих источников даны ориентировочно.
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение программы
- Закон Российской Федерации от 04.07.91 N 1514-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики";
- Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья";
- Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Решение Законодательного Собрания Пермской области от 03.04.98 N 73 "Об утверждении областной программы совершенствования жилищно - коммунального обслуживания населения Пермской области" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Решение Пермской городской Думы от 06.10.98 N 180 "Об основных направлениях реформирования жилищно - коммунального хозяйства города Перми".
4.2. Организация управления реализацией программы
Муниципальный заказчик заказывает и финансирует разработку программы, определяет формы и методы организации и методы организации управления, осуществляет текущий контроль за ходом разработки и реализации Программы.
Управление реализацией Программы осуществляется руководителем Программы.
Руководитель Программы определяет основные направления реализации Программы, ответственных исполнителей, ежегодные объемы финансирования Программы, ожидаемый результат, в установленном порядке отчитывается перед муниципальным заказчиком о выполнении Программы.
4.3. Информационное обеспечение программы
Информационное обеспечение реализации Программы предполагает взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам реализации программы, пропаганды положительного опыта действующих ТСЖ, разработку информационно - методических материалов по вопросам создания и деятельности ТСЖ, иных объединений домовладельцев.
С целью оценки результатов программы предусмотрена организация мониторинга. Показатели мониторинга и его периодичность представлены в приложении.
Данные мониторинга будут использованы как исходные данные для оценки и прогнозирования результатов программы, корректировки программных мероприятий и создания базы данных о деятельности ТСЖ.
4.4. Финансовое обеспечение программы
Источниками финансового обеспечения Программы "Поддержка ТСЖ" являются средства бюджета города Перми и внебюджетные средства. По мере реализации Программы и создания нормативно - правовых и экономических предпосылок все большее значение в финансировании программы будут приобретать внебюджетные источники.
5. Ожидаемый социально-экономический эффект
от реализации программных мероприятий
Ожидается, что реализация программы позволит получить следующие социально - экономические результаты:
- создание организационно - экономического механизма поддержки товариществ собственников жилья;
- увеличение количества товариществ собственников жилья, организуемых на базе вновь создаваемых кондоминиумов, а также на базе жилых домов государственного и муниципального жилищных фондов (не менее 20 объединений в год);
- усиление влияния потребителей на стоимость, качество, надежность и экологическую безопасность жилищно - коммунальных услуг;
- по прогнозным оценкам специалистов экономия бюджетных средств от реализации комплекса мероприятий ГЦП "Поддержка ТСЖ" ориентировочно составит: 1600 тыс. руб. в год.
Реализация программных мероприятий будет способствовать формированию многообразия заказчиков на жилищно - коммунальные услуги, демонополизации и развитию конкуренции в сфере эксплуатации и содержания жилья, формированию рынка жилищно - коммунальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.