Постановление Администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края
от 23 апреля 2012 г. N 846-па
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2015 годы"
27 июня 2012 г.
Постановлением Администрации города Лысьва Пермского края от 7 февраля 2014 г. N 260 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 26 августа 2008 г. N 201 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке целевых программ, их формирования и реализации на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Администрация муниципального района постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2015 годы".
2. Настоящее постановление вступает с силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации Лысьвенского района по управлению ресурсами и общественной безопасности Бубнова С.А.
И.о. главы администрации |
Н.В. Лазейкин |
Долгосрочная целевая программа
"Охрана окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2015 годы"
(утв. постановлением администрации муниципального района от 23 апреля 2012 г. N 846-па)
27 июня 2012 г.
Постановлением Администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 27 июня 2012 г. N 1395-па в паспорт настоящей Долгосрочной целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
||||||||||||||
Основание для разработки Программы |
Постановление главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 26.08.2008 N 201 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке целевых программ, их формирования и реализации на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" |
||||||||||||||
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" в лице главы администрации |
||||||||||||||
Основной разработчик Программы |
Комитет по охране окружающей среды и природопользованию администрации Лысьвенского муниципального района (далее - комитет ООС и П) |
||||||||||||||
Основной координатор Программы |
Заместитель главы администрации Лысьвенского района по управлению ресурсами и общественной безопасности |
||||||||||||||
Руководитель Программы |
Глава администрации Лысьвенского района |
||||||||||||||
Ответственный исполнитель Программы |
Комитет по охране окружающей среды и природопользованию администрации муниципального района, в лице председателя комитета |
||||||||||||||
Исполнители и участники Программы |
- Администрация Лысьвенского муниципального района, - структурные подразделения администрации Лысьвенского муниципального района; - администрации Лысьвенского городского и сельских поселений; - предприятия и организации Лысьвенского района, независимо от формы собственности |
||||||||||||||
Характеристика проблем, решаемых с помощью Программы |
Основными аспектами экологических проблем на территории Лысьвенского района являются: - несоответствие качества атмосферного воздуха и водных объектов нормативным требованиям вследствие высокого уровня техногенной нагрузки; - рост объемов образования и накопления отходов производства и потребления, недостаточная степень их переработки и утилизации, несоответствие объектов размещения ТБО нормативным требованиям, рост числа несанкционированных свалок; - наличие крупных объектов размещения производственных отходов (зольный отвал); - риск возникновения техногенных аварий с экологическими последствиями; - угроза снижения биологического и ландшафтного разнообразия; - высокий уровень экообусловленных заболеваний населения; - недостаток финансирования природоохранных мероприятий; - несовершенство системы экологического мониторинга объектов окружающей среды и источниками ее загрязнения; - недостаточный уровень общей экологической культуры населения |
||||||||||||||
Основные цели Программы |
- повышение качества жизни населения и обеспечение экологически безопасных условий проживания на территории района; - защита прибрежных населенных пунктов и хозяйственных объектов от вредного воздействия вод; - обеспечение рационального и устойчивого природопользования |
||||||||||||||
Задачи Программы |
Реализация полномочий Лысьвенского муниципального района в области организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, мероприятий в сфере утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с целью: - снижения техногенной нагрузки на окружающую среду; - минимизации негативного воздействия на окружающую среду объектов ранее накопленного экологического ущерба; - повышения безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений (далее - ГТС) защита населенных пунктов и хозяйственных объектов от затопления и подтопления путем проведения капитального ремонта потенциально опасных ГТС; - сохранения биологического разнообразия и устойчивости природных экосистем; - медико-экологической реабилитации населения; - совершенствования системы экологического мониторинга, в том числе систематическое проведение оценки состояния окружающей среды; - формирования экологической культуры населения |
||||||||||||||
Важнейшие целевые показатели Программы |
|
||||||||||||||
Сроки реализации Программы |
2012-2015 годы |
||||||||||||||
Объемы финансирования по источникам и срокам |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников. Из бюджета Лысьвенского муниципального района на реализацию мероприятий планируется направить 52255 тыс.руб., в т.ч. по годам:
Исходя из возможностей бюджетов на очередной финансовый год, фактических затрат на реализацию мероприятий и актуальности экологических мероприятий, объемы финансирования в процессе их осуществления могут быть скорректированы дополнительно |
||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Реализация комплекса экологических мероприятий, позволяющих сократить техногенное воздействие на окружающую среду на территории Лысьвенского муниципального района в объемах, соответствующих основным целевым показателям Программы, повысить уровень экологической безопасности населения и территорий |
||||||||||||||
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке целевых программ, их формирования и реализации на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район", утвержденным постановлением главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 26 августа 2008 г. N 201. Формы контроля - проверки и отчеты о ходе выполнения Программы - ежегодно, в установленном порядке |
I. Основные термины и определения
В настоящей Программе используются термины и определения в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в том числе:
- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
- компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
- природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
- охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;
- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
- загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
- загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
- мониторинг окружающей среды - система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогнозы изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
- отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
- гидротехнические сооружения (ГТС) - плотины, водосбросные, водоспускные, водовыпускные сооружения, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водных объектов, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод; вредное воздействие вод - подтопление, затопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие вод на определенные территории и объекты.
- экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
- экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
II. Основные положения Программы
2.1. Введение
Долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2015 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации комплекса мероприятий, направленных на охрану окружающей среды на территории Лысьвенского района, неотъемлемой частью которой являются мероприятия, предусмотренные Программой социально-экономического развития Лысьвенского муниципального района на 2011-2013 годы, утвержденной Решением Земского Собрания Лысьвенского муниципального района от 22 ноября 2011 г. N 851.
Состояние охраны окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района обуславливают актуальность реализации целенаправленной политики по обеспечению экологической безопасности территории, осуществления интегрированного программного управления по решению и минимизации существующих экологических проблем.
Сфера действия Программы охватывает субъекты хозяйственной деятельности, расположенные на территории Лысьвенского муниципального района, вне зависимости от форм собственности и ведомственной подчиненности, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду (воздушный бассейн, водные, земельные, лесные ресурсы, растительный и животный мир и другие объекты биосферы) и здоровье населения.
Ожидаемые социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы потенциально являются существенными факторами повышения качества жизни населения и состояния окружающей среды района.
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
2.2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями
Приоритетные факторы. Приоритетным фактором, определяющим состояние окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района, является высокая техногенная нагрузка, которая обуславливает наличие существенных экологических рисков. По данным статистики, Лысьвенский район входит в число лидирующих территорий по отдельным категориям воздействия на окружающую среду и занимает 13 место из 48 муниципальных образований Пермского края, коэффициент экологической ситуации в целом по территории в 2010 году составил 1,06.
Перечень проблем экологической безопасности Лысьвенского муниципального района включает:
- высокий уровень заболеваемости населения;
- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами от промышленных предприятий и автотранспорта;
- загрязнение поверхностных водных объектов сбросами промышленных предприятий, объектов коммунального хозяйства и неочищенными ливневыми стоками города и населенных пунктов;
- несанкционированное размещение отходов производства и потребления в лесопарковых зонах и в черте населенных пунктов (в т.ч. отходов лесопиления);
- наличие крупных объектов размещения производственных отходов (зольный отвал);
- несовершенство системы экологического мониторинга объектов окружающей среды за источниками ее загрязнения;
- недостаточный уровень экологического образования и воспитания населения района, низкий уровень информированности руководителей, ответственных за принятие решений;
- высокий риск возникновения аварийных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды при эксплуатации объектов хозяйственной деятельности;
- высокий уровень браконьерства на водоемах и охотхозяйствах района.
Хозяйственная деятельность предприятий промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспорта, объектов коммунальной и социальной сферы вследствие эксплуатации устаревших технологий и оборудования, несоблюдения производственной дисциплины не соответствует нормам экологической безопасности. В результате чего загрязнению подвергаются атмосферный воздух, водные объекты, почвы, нарушаются земли, оказывается негативное воздействие на растительный и животный мир, растет заболеваемость населения.
- Атмосферный воздух:
По количеству выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по официальным данным Управления по охране окружающей среды Пермского края, за 2010 год Лысьвенский район находится на 18 месте среди муниципальных образований Пермского края (в 2009 году - на 15 месте). Среднее количество выбрасываемых загрязняющих веществ от предприятий промышленности и энергетики ежегодно составляет около 2,7 тыс. тонн.
В настоящее время на территории Лысьвенского муниципального района на учете в контролирующих природоохранных органах состоят 740 стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, которыми выбрасываются 107 наименований загрязняющих веществ.
Валовые выбросы загрязняющих веществ от основных предприятий г. Лысьвы представлены в таблице 1.
По данным наблюдений за качеством атмосферного воздуха на стационарном посту в 2010 году отмечались превышения максимальных разовых ПДК по фториду водорода (2 случая до 1,3 ПДК), фенолу (38 случаев до 4 ПДК), этилбензолу (30 случаев до 2,5 ПДК), ксилолу (2 случая до 1,3 ПДК), толуолу (9 случаев до 2,4 ПДК), диоксиду азота (5 случаев до 8,1 ПДК).
Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Лысьва характеризуется как низкий ИЗА=4,7 (в 2009 году повышенный - ИЗА=5,5). ИЗА обусловлен содержанием формальдегида, диоксида азота, фторида водорода, фенола, оксида углерода. Общее количество превышений ПДК за 2010 год - 86 случаев (в 2009 году - 92 случая). Динамика изменений ИЗА за 2006-2010 годы приведена в таблице 2.
Значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна вносит увеличивающийся с каждым годом парк автотранспорта. Отсутствие объездных дорог, низкое качество покрытия существующих автомагистралей, неорганизованные стоянки личного автотранспорта во дворах способствует загрязнению атмосферного воздуха в жилых районах. Улицы с наиболее интенсивным движением автотранспорта - ул. Мира, пр. Победы, ул. Орджоникидзе, ул. Пожарского, ул. Чапаева, ул. Смышляева, ул. Лязгина, ул. Ленина.
Информация о динамике выбросов от стационарных и передвижных источников Лысьвенского района приведена в таблице 3.
Таблица 1
Валовые выбросы
загрязняющих веществ в атмосферу от основных предприятий в 2009-2010 годах (тонн)
N п/п |
Наименование предприятия |
2009 год |
2010 год |
|
Всего |
Доля в общем объеме выбросов, % |
|||
1 |
ООО "Спецсплав-М" |
706,606 |
277,43 |
10 |
2 |
МУП "РУСО" (полигон ТБО) |
544,901 |
544,90 |
19 |
3 |
ООО "ЛМЗ-Энерго" |
281,938 |
214,32 |
7,6 |
4 |
ЗАО "Полистил" |
181,473 |
927,04 |
33 |
5 |
ОАО "АК ЛМЗ" и дочерние предприятия |
156,0 |
220,96 |
7,8 |
6 |
ООО "Электротяжмаш-Привод" |
75,328 |
79,85 |
3 |
7 |
МУУП "Гортеплоэнерго" (городские котельные) |
45,839 |
40,58 |
1,4 |
8 |
МУУП "СУВКХ" (сельские котельные) |
177,67 |
194,49 |
7 |
9 |
ООО "Привод-Теплоэнергоресурсы" |
39,433 |
43,19 |
1,5 |
10 |
ООО "Лысьвенский завод нефтяного машиностроения" |
27,14 |
50,65 |
2 |
11 |
Прочие предприятия |
428,13 |
218,6 |
7,7 |
|
Всего |
2484,82 |
2812,01 |
100 |
Таблица 2
Изменение значений ИЗА г. Лысьва в периоде 2006-2010 годы
Таблица 3
Валовый выброс
загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Лысьвенскому району, тыс. тонн
2009 год |
2010 год |
||||||||
Выбросы загрязняющих веществ по типу источника |
Всего |
Выбросы загрязняющих веществ по типу источника |
Всего |
||||||
Стационарные |
Передвижные |
Стационарные |
Передвижные |
||||||
Всего |
% от общего выброса |
Всего |
% от общего выброса |
Всего |
% от общего выброса |
Всего |
% от общего выброса |
||
8,2 |
61 |
5,3 |
39 |
13,48 |
5,497 |
51 |
5,298 |
49 |
10,79 |
Диаграмма 1
Динамика валового выброса
загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Лысьвенскому району, тыс. тонн
- Качество водных объектов
По объему сбрасываемых сточных вод в водоемы Лысьвенский район занимает 9 место среди муниципальных образований Пермского края, в 2009 году отмечена тенденция сокращения сброса сточных вод. Ненормативно работают биологические очистные сооружения ООО "Электротяжмаш-Привод", по ряду выпусков ОАО "АК ЛМЗ" периодически отмечаются превышения ПДК загрязняющих веществ в сточных водах. Не работают локальные очистные сооружения на ОАО "Лысьвенская ЧПФ", что отрицательно влияет на работу городских биологических очистных сооружений. Характеристика сбросов сточных вод, поступающих в р. Лысьва приведена в таблице 4.
Ливневые сточные воды с территории города поступают без очистки в р. Лысьва и р. Травянка, хозбытовые сточные воды в с. Новорождественское и д. Олени сбрасываются без очистки в р. Култым и р. Березовка соответственно.
Оценка качества воды в р. Лысьва проводилась ГУ "Пермский ЦГМС" в основные фазы гидрологического режима (от 7 до 12 раз в год). Качество воды существенно не изменилось и, как и прежде не отвечает нормам для рыбохозяйственных водоемов. Индекс загрязнения воды (УКИЗВ), характеризующий класс качества воды в р. Лысьва, в 2010 году выше города составил 1,43 (2 класс качества, категория "вода слабо загрязненная"), ниже города УКИЗВ составил 2,7 (3 класс качества, категория "вода загрязненная").
В створах ниже города отмечаются превышения среднегодовых концентраций по железу - до 3 ПДК, марганцу - до 7 ПДК. Среднегодовое содержание нефтепродуктов, меди, фенолов не превысило ПДК. Отмечено незначительное улучшение, по сравнению с 2009 годом, качества воды в створе ниже г. Лысьва (с переходом в пределах 3 класса качества, из разряда "б" - вода "очень загрязненная" в разряд "а" - вода "загрязненная") за счет уменьшения повторяемости числа случаев ПДК соединений меди и нефтепродуктов.
Водотоки рек Травянка, Гусиновка, Песчанка, Болотная, протекающих на территории города, находятся в зоне влияния интенсивной хозяйственной деятельности предприятий и населения. Водоохранные зоны указанных водоемов захламлены бытовым мусором, особенно в районе гаражных массивов и индивидуальной жилой застройки.
Таблица 4
Характеристика сброса сточных вод по Лысьвенскому району
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего, млн.куб.м |
11,042 |
9,0331 |
7,8274 |
7,8565 |
в том числе: |
|
|
|
|
загрязненных без очистки |
0,982 |
0,6496 |
0,6923 |
0,8088 |
нормативно-очищенных |
7,255 |
5,6029 |
4,9839 |
0,004 |
недостаточно-очищенных |
2,805 |
2,7806 |
2,1512 |
7,0437 |
- Размещение отходов
Ежегодно на городской полигон ТБО вывозится в среднем около 170 тыс. кубометров бытового и подобного ему мусора.
Существующая в г. Лысьва технология сбора и транспортирования бытовых отходов в основном отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства.
Учитывая, что расчетный срок эксплуатации городского полигона ТБО истек и технология размещения ТБО не соответствует современным требованиям природоохранного законодательства, в районе существует проблема утилизации и захоронения ТБО, которую возможно решить путем строительства межмуниципального мусороперерабатывающего комплекса (ММПК), в составе которого предусмотрены такие объекты как современный полигон захоронения ТБО и мусоросортировочная станция.
Решение данной задачи может осуществиться за счет привлечения средств бюджетов Лысьвенского и Чусовского муниципальных районов, а также внебюджетных источников.
Кроме того, на территории района расположено 9 санкционированных свалок (п. Кормовище, д. Воскресенцы, с. Матвеево, д. Моховляна, п. Кын, с. Кын, с. Новорождественское, д. Малая Шадейка и д. Сова), общая площадь которых составляет около 8 га. Все свалки не соответствуют современным экологическим требованиям и должны быть рекультивированы после ввода в эксплуатацию первой очереди Лысьвенско-Чусовского полигона ТБО.
Важной проблемой по-прежнему остается предотвращение образования несанкционированных свалок, организация сбора и вывоза отходов из частного сектора, гаражных и садоводческих кооперативов, организация сбора вторсырья, устройства снеговой свалки и площадки для компостирования растительных отходов.
Объектом исторического наследия (накопленного экологического ущерба) является зольный отвал, где складировались отходы металлургического производства и зола ТЭЦ. Общий объем размещенных отходов составляет около 200 тыс. тонн, площадь отвала более 30 га. Расположение зольного отвала на берегу Лысьвенского пруда негативно влияет на состояние водоема как источника горячего водоснабжения города.
- Обеспечение безопасной эксплуатации ГТС и предотвращение вредного воздействия поверхностных вод
Вредное воздействие вод на водотоках района проявляется негативным влиянием русловых процессов, процессами подтопления, затопления и береговой эрозии. Наиболее значимо указанные явления проявляются на р. Чусовая в районе с. Кын. В настоящее время потенциальную угрозу для населения, жилых домов и производственных объектов, представляют пруды, которые были возведены хозяйственным способом, без проектов и за долгий срок эксплуатации выработали свой ресурс.
На территории Лысьвенского муниципального района расположено более 40 прудов, 33 из которых имеют гидротехнические сооружения (ГТС) в виде водосбросных устройств. В течение ряда лет администрацией Лысьвенского муниципального района ведется планомерная работа по определению собственников бесхозяйных ГТС. За период с 2007 года и по настоящее время принято в муниципальную собственность 16 ГТС, 10 гидротехнических сооружений, расположенных на территории сельских поселений, являются бесхозяйными.
Отсутствие собственников и, следовательно, отсутствие финансирования, приводит к разрушению ГТС, а значит, увеличивается риск возникновения затопления прилегающих территорий, жилых домов и объектов хозяйственной деятельности, расположенных в нижнем бьефе.
В аварийном состоянии находятся ГТС Кормовищенского и Новорождественского пруда, отсутствует эксплуатирующая организация ГТС Липовского пруда, безопасность плотины которого также вызывает опасения.
К концу 2013 года планируется все бесхозяйные ГТС передать в собственность, определить эксплуатирующие организации и передать в аренду заинтересованным лицам.
Финансирование работ, связанных с реконструкцией и капитальным ремонтом потенциально опасных, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии ГТС, относящихся к муниципальной собственности или являющихся бесхозяйными, предусматривается за счет средств местных бюджетов и субсидий из краевого бюджета.
- Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий местного значения, содействие сохранению биологического разнообразия животного мира и экосистем
На территории района расположено 4 особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения:
- Ангидрит, Белая гора, Вынырок, Чусовской и 14 ООПТ местного значения:
- Бабьего луга пещера (д. Бол. Кумыш); истоки рек Лысьва (п. Кормовище), Барда, Кумыш (п. Кумыш); Кыновская пещера (п. Кын); Караськино озеро, Лысьвенский сосняк, Сосновое болото, Лысьвенский южный пригородный лесной парк (г. Лысьва); Река Обманка (д. Обманка-1); Матвеевское болото (д. Матвеево); Сосняк-черничник, Клюквенное болото (бывшая д. Рассоха); Шаквинский сосняк (п. Шаква).
Для сохранения и развития ООПТ местного значения как объектов природного наследия и зон отдыха населения необходима реализация комплекса мероприятий по их обустройству и текущему содержанию.
Значительное влияние туристической деятельности оказывается на состояние наиболее крупного ООПТ регионального значения "Охраняемый ландшафт "Чусовской". Для сохранения этой уникальной природной территории и преобразованию объекта в национальный парк необходимо организовать взаимодействие с краевыми органами власти и соседними территориями (Свердловская область, Горнозаводский и Чусовской районы).
На территории Лысьвенского муниципального района расположено четыре охотничьих хозяйства: Лысьвенское (Лысьвенское общество охотников и рыболовов, площадью 192 тыс.га), Комарихинское (ООО "Электротяжмаш-Привод", площадью 87 тыс.га), Кыновское (ООО "Кыновское", площадью 36 тыс.га) и "Лысьвенская фактория" (площадью 20 тыс.га), зона запрета охоты составляет 49 тыс.га. Особо важной проблемой является браконьерство, особенно на водоемах района и на незакрепленной за пользователями охотничьими угодьями. Росту браконьерства способствовала ликвидация районной службы госохотнадзора. Для предотвращения браконьерства необходима реализация ряда мероприятий, направленных на сохранение видовых популяций в период нереста рыб и размножения животных.
Важным звеном в поддержании рыбопродуктивности водоемов является зарыбление особями рыб, способными к естественному воспроизводству, в т.ч. за счет средств водопользователей, наносящих ущерб рыбным ресурсам.
- Мониторинг состояния окружающей среды
Современная система управления природоохранной деятельностью невозможна без проведения мониторинга состояния объектов окружающей среды и источников их загрязнения. Накопленная и текущая информация о состоянии воздушного и водного бассейнов, объектах размещения отходов и иных источниках воздействия на окружающую среду позволяет оценить эффективность проводимых природоохранных мероприятий и оперативно реагировать на ситуации, связанные с экстремальным загрязнением окружающей среды.
Необходимо сохранить и совершенствовать существующую систему наблюдений за состоянием окружающей среды в рамках территориальной системы экологического мониторинга (ТСЭМ) Пермского края. Природопользователям Лысьвенского муниципального района, независимо от формы собственности, необходимо осуществлять мониторинг влияния источников загрязнения на окружающую среду.
В настоящее время остается не изученным влияние на загрязнение воздушного бассейна города таких крупных источников как автотранспорт, котельная ООО "ЛМЗ-Энерго". Не проводится наблюдений за влиянием на водоемы сброса городских ливневых и дренажных сточных вод. Кроме того, существует потребность в мониторинге состояния малых рек и родников, расположенных в черте города и населенных пунктов.
- Здоровье населения
Здоровье и продолжительность жизни населения напрямую зависит от условий проживания и факторов окружающей среды. Наиболее достоверно влияние загрязнения окружающей среды прослеживается на заболеваемости детского населения. Статистические показатели заболеваемости детей Лысьвенского муниципального района за 2009, 2010 годы представлены в таблице 5.
По результатам исследований ФГУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровья населения" с 1996 по 2009 годы в организме детей, постоянно проживающих в г. Лысьве, регистрируются токсичные компоненты, характерные для выбросов промышленных предприятий и автотранспорта. По сравнению с фоновыми уровнями, отмечается высокое содержание формальдегида, бензола, никеля, марганца, хрома, фенола и фторидов. Необходимо продолжить работу по медико-экологической реабилитации населения, провести научные исследования по выявлению экологических факторов, влияющих на здоровье населения.
Таблица 5
Заболеваемость детей с рождения до 17 лет на территории Лысьвенского района
Нозология |
2009 год |
2010 год |
Пермский край |
||
Детей всего |
16533 |
16558 |
|
||
|
Всего |
На 1000 чел. |
Всего |
На 1000 чел. |
На 1000 чел. |
Всего заболеваний |
49643 |
3002,7 |
48464 |
2926,9 |
2879,2 |
Новообразования |
165 |
10 |
156 |
9,4 |
8,3 |
Болезни органов дыхания, всего: |
24832 |
1502 |
24154 |
1458,7 |
1355,1 |
в т.ч. хронические болезни миндалин |
1177 |
83,8 |
1256 |
75,9 |
- |
Болезни кожи, всего |
3144 |
190,2 |
3017 |
182,2 |
150,9 |
в т.ч. атопический дерматит |
926 |
56 |
914 |
55,2 |
- |
Болезни мочеполовой системы |
1574 |
95,2 |
1510 |
91,2 |
90 |
Врожденные аномалии |
892 |
54 |
967 |
58,4 |
58,5 |
- Экологическое просвещение, образование и воспитание населения
Во многом экологическое благополучие территории зависит от экологического воспитания и формирования экологической культуры населения, в том числе подрастающего поколения.
В последние годы на территории Лысьвенского муниципального района, при поддержке комитета ООС и П ведется непрерывная работа по экологическому просвещению, воспитанию и образованию населения, в которой участвуют педагоги школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, работники библиотечной системы, городского музея, а также предприятия и общественные организации.
Ежегодно проводятся акции "Дни защиты от экологической опасности", "Сохраним природу Прикамья", "Кормушка", "Флора-декор" и многие другие. Организуются разнообразные конкурсы, викторины, выставки, лектории. Осуществляются массовые мероприятия - экологические шествия, посадка зеленых насаждений, уборка территорий, ликвидация несанкционированных свалок. В летний период работают детские экологические отряды. Выпускаются брошюры и буклеты, печатаются в СМИ материалы по природоохранной тематике.
Мероприятия по улучшению экологического просвещения нуждаются в постоянном внимании и совершенствовании, поскольку уровень экологической грамотности в основной массе населения еще далек от соответствия масштабам экологических проблем.
2.3. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является улучшение экологической обстановки на территории Лысьвенского муниципального района, обеспечение экологически безопасных условий жизнедеятельности населения Лысьвенского района за счет улучшения качества окружающей среды, минимизации воздействия факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения, рациональное использование природных ресурсов.
Для достижения основной цели Программы предусматривается решение следующих задач:
- снижение техногенной нагрузки на окружающую среду посредством проведения мероприятий по охране атмосферного воздуха, водных объектов; совершенствование системы утилизации и переработки отходов производства и потребления;
- минимизация негативного воздействия на окружающую среду объектов ранее накопленного экологического ущерба;
- совершенствование системы экологического мониторинга, в том числе систематическое проведение оценки состояния окружающей среды и ее отдельных объектов;
- обеспечение безопасной эксплуатации ГТС, защита населенных пунктов и хозяйственных объектов от затопления и подтопления;
- сохранение биологического разнообразия природных экосистем;
- медико-экологическая реабилитация детского населения;
- формирование экологической культуры населения.
2.4. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и ожидаемым результатам комплекс технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих решение задач по охране окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района.
Реализация комплекса мероприятий Программы направлена на содействие социально-экономическому развитию территории Лысьвенского района. Ожидаемые социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы потенциально являются существенными факторами повышения качества жизни населения и состояния окружающей среды Лысьвенского района.
При разработке мероприятий были учтены предложения органов местного самоуправления, учреждений и организаций района, основных предприятий-природопользователей.
Система программных мероприятий сформирована по принципу приоритетности в три блока:
I блок - Мероприятия, направленные на снижение техногенной нагрузки на окружающую среду и экологических рисков, осуществление экологического мониторинга и контроля, в т.ч. проведение оценки состояния объектов окружающей среды:
- Мероприятия по охране атмосферного воздуха и водных объектов.
- Мероприятия по переработке и утилизации отходов.
- Мероприятия по обеспечению безопасности ГТС и предотвращение вредного воздействия вод.
- Мероприятия по экологическому мониторингу, контролю и оценке состояния объектов окружающей среды.
Реализация программных мероприятий указанного блока осуществляется по основным приоритетным направлениям, а именно:
- поэтапное сокращение степени воздействия на окружающую среду источников антропогенного воздействия посредством разработки и выполнения предприятиями и организациями района природоохранных мероприятий, в т.ч. - создание специализированных мощностей и технологических проектов, внедрение в основное производство экологически чистых, малоотходных и энергосберегающих технологий, повышение эффективности действующих и строительства новых установок по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- сокращение несанкционированных мест размещения отходов производства и потребления посредством совершенствования системы обращения с отходами, строительства объектов Лысьвенско-Чусовского межмуниципального мусороперерабатывающего комплекса, вовлечения в производство вторичных ресурсов, утилизация промышленных и рекультивации существующих объектов размещения отходов производства и потребления;
- определение собственников и эксплуатирующих организаций бесхозяйных ГТС; передача в аренду муниципальных объектов (ГТС, пруд) для целей водоснабжения, рыборазведения, рекреации и т.п.; капитальный ремонт потенциально опасных ГТС;
- проведение мониторинга загрязнения атмосферного воздуха на стационарном посту контроля г. Лысьвы, проведение исследований воды Лысьвенского пруда (в зоне влияния Зольного отвала), р. Лысьва, как объектов, испытывающих антропогенное воздействие; а также и другие мероприятия, обеспечивающие контроль и возможность предотвращения возникновения негативных последствий для окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности, оказания коммунальных услуг и жизнедеятельности населения.
II блок - Сохранение биоразнообразия и повышение устойчивости природных экосистем:
В целях обеспечения устойчивости природных экосистем на территории Лысьвенского муниципального района к различным видам негативного воздействия, необходимо реализовать комплекс мероприятий по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, в т.ч. животного мира района, а также ряд мероприятий по улучшению качества компонентов окружающей среды:
- Обустройство и поддержание чистоты на ООПТ местного значения.
- Обустройство зон отдыха в городских лесах.
- Предотвращение браконьерства на водоемах, охотугодьях и зеленой зоне района.
- Зарыбление замкнутых водоемов (прудов) Лысьвенского района, в т.ч. в рамках реализации бассейновых программ (федеральных и краевых) компенсационных затрат за использование водных объектов.
- Создание условий для сохранения и увеличения численности охотничьих видов животных (создание зон покоя в охотничьих хозяйствах, запасов кормов на зимний период, контроль численности нежелательных видов животных - серой вороны, волка и т.п.).
III блок - Мероприятия, направленные на развитие системы экологического просвещения, образования и воспитания совершенствование системы управления охраной окружающей среды и медико-экологическую реабилитацию населения:
Развитие системы экологического просвещения, образования и воспитания населения:
Для обеспечения экологической безопасности, улучшения качества жизни и устойчивого развития территории Лысьвенского муниципального района необходимо сформировать устойчивое экологическое сознание и поведение у общественности и населения района посредством повышения уровня экологического образования и просвещения всех категорий жителей с использованием эффективных методов и форм, в том числе:
- внедрение через новые образовательные стандарты системы непрерывного экологического воспитания и образования в детских дошкольных учреждениях, учреждениях основного и дополнительного образования;
- организация работы общественных объединений экологической направленности, проведение конкурсов, конференций и акций, создание экологических отрядов и лагерей в период летней оздоровительной компании;
- обеспечение доступа населения к достоверной информации через различные каналы коммуникации, в т.ч. через библиотечную сеть.
Совершенствование системы управления охраной окружающей среды:
- разработка нормативных документов по регулированию природоохранной деятельности, проведение обучающих семинаров для специалистов предприятий и организаций (в т.ч. муниципальных и бюджетных учреждений); совершенствование материально-технической базы муниципальной природоохранной службы с целью обеспечения выполнения возложенных на нее функций и полномочий.
В целях профилактики развития и снижения уровня экологически обусловленных нарушений здоровья, необходима реализация системы оказания специализированной лечебно-диагностической помощи населению, в т.ч. детскому населению района, а именно:
- продолжение комплекса работ по обследованию здоровья и медико-экологической реабилитации детского населения на базе специализированных учреждений (в основном городского - по причине наибольших факторов риска, вызванного воздействием выбросов, сбросов загрязняющих веществ на окружающую среду и организм человека, местами складирования отходов и т.п.);
- проведение исследовательских работ по изучению влияния экологических факторов на здоровье населения;
- участие в мониторинге эффективности природоохранных мероприятий по критериям риска нарушения здоровья граждан на уровне региона и Лысьвенского муниципального района.
Перечень мероприятий Программы, объемы и источники их финансирования приведены в приложении к настоящей Программе.
III. Обеспечение реализации программы
3.1. Правовая основа для разработки Программы
Правовой основой для разработки и реализации Программы являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный закон Российской Федерации от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- постановление главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 26 августа 2008 г. N 201 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке целевых программ, их формирования и реализации на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район";
- решение Земского Собрания муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 20 января 2009 г. N 168 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района;
- решение Земского Собрания муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 11 марта 2009 г. N 195 "Об утверждении Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Лысьвенского муниципального района";
- решение Земского Собрания Лысьвенского муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 24 ноября 2010 г. N 617 "Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга атмосферного воздуха на территории Лысьвенского муниципального района".
Реализация Программы запланирована на 2011-2015 годы. Программой предусматривается возможность корректировки отдельных мероприятий, сроков выполнения и необходимых средств в соответствии с изменяющейся обстановкой. Программой также предусматривается внесение дополнительных объектов и определение приоритетности состава объектов.
3.2. Организация управления реализацией Программы
3.2.1. Организация управления реализацией настоящей Программы осуществляется в соответствии с требованиями Порядка принятия решений о разработке целевых программ, их формирования и реализации на территории муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район, утвержденного постановлением главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 26 августа 2008 г. N 201.
3.2.2. Муниципальным заказчиком Программы является администрация Лысьвенского муниципального района в лице главы администрации.
Заказчик обеспечивает финансирование реализации программы, несет ответственность за ее своевременное и качественное выполнение, определяет формы и методы управления ЦП, осуществляет текущий контроль за ее реализацией и целевым использованием бюджетных средств.
3.2.3. Координатором и руководителем настоящей программы является заместитель главы администрации Лысьвенского района по управлению ресурсами и общественной безопасности.
Руководство и контроль за исполнением Программы, целевым и эффективным использованием бюджетных средств и иных источников финансирования осуществляется заместителем главы администрации Лысьвенского района по управлению ресурсами и общественной безопасности при участии финансового управления администрации Лысьвенского муниципального района.
В своей деятельности координатор подотчетен муниципальному заказчику ЦП. На координатора возлагаются обязанности по:
- обеспечению координации хода реализации ЦП;
- уточнению целевых показателей и затрат по программным мероприятиям с учетом выделенных на реализацию в текущем году бюджетных ассигнований, механизма реализации ЦП и состава ответственных исполнителей;
- обеспечению своевременного, в соответствии с установленными порядком и сроками, представления полной и достоверной информации о ходе выполнения ЦП по запрашиваемым формам;
- обеспечению представления отчетов (при необходимости) главе администрации Лысьвенского муниципального района и Комиссии по целевым программам;
- внесению предложений в установленном порядке (при необходимости) о продлении сроков реализации ЦП.
Руководитель программы, который в своих действиях подотчетен муниципальному заказчику, осуществляет оперативное управление реализацией Программы, в том числе:
- заключает муниципальные контракты (договоры) с исполнителями программных мероприятий и иные договоры;
- с учетом выделенных на реализацию в текущем году бюджетных ассигнований уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации ЦП, состав ответственных исполнителей;
- разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников;
- несет персональную ответственность за полное и целевое использование полученных бюджетных средств, в соответствии с утвержденными объемами бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий ЦП;
- обеспечивает своевременное, в соответствии с установленными порядком и сроками, представление полной и достоверной информации о ходе выполнения ЦП по запрашиваемым формам;
- отчитывается (при необходимости) перед главой администрации Лысьвенского муниципального района, Комиссией по целевым программам;
- при необходимости, в установленном порядке, вносит предложения о продлении срока реализации ЦП;
- отвечает за ход реализации ЦП.
3.2.4. Ответственным исполнителем Программы является комитет по охране окружающей среды и природопользованию администрации Лысьвенского муниципального района в лице председателя комитета.
Ответственный исполнитель ЦП осуществляет следующие функции:
- на основании заключенных муниципальных контрактов (договоров) участвует в реализации ЦП и отвечает за выполнение отдельных направлений ЦП, обеспечивает выполнение программных мероприятий;
- участвует в подготовке проектов муниципальных контрактов (договоров), на выполнение программных мероприятий;
- по заданию руководителя ЦП участвует в подготовке отчетных материалов по вопросам реализации программных мероприятий;
- несет ответственность перед руководителем ЦП за своевременное представление полной и достоверной информации о ходе выполнения программных мероприятий.
3.2.5. Реализацию мероприятий Программы осуществляют исполнители и участники Программы. Исполнителями являются администрация Лысьвенского муниципального района и ее структурные подразделения; администрации городского и сельских поселений; предприятия (учреждения, являющиеся получателями средств Лысьвенского муниципального бюджета). Участниками Программы являются хозяйствующие субъекты различных форм собственности, привлекаемые к реализации программных мероприятий.
Постановлением Администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 27 июня 2012 г. N 1395-па в подраздел 3.3 настоящей Долгосрочной целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
3.3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется с привлечением средств различных источников: федерального и краевого бюджетов, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников.
Сведения о потребности в финансировании представлены в таблице 6.
В процессе реализации мероприятий Программы, объемы финансирования могут быть скорректированы исходя из возможностей бюджетов на очередной финансовый год и фактических затрат.
В суммарный объем капитальных вложений входят все основные виды затрат, включая затраты на все виды работ, предусмотренные проектно-сметной документацией. По отдельным видам природоохранных мероприятий, финансируемым из средств бюджета Лысьвенского района на очередной финансовый год составляется смета расходов, утверждаемая главой администрации Лысьвенского района.
Таблица 6
Определение потребности в финансировании Программы на 2012-2015 гг.
(тыс.руб.)
IV. Ожидаемый эффект от реализации программных мероприятий
В результате выполнения мероприятий Программы должны быть достигнуты следующие показатели:
- Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет внедрения природоохранных мероприятий - на 66,7 т/год.
- Снижение сбросов неочищенных сточных вод в водоемы - на 7500 тыс.м3/год, снижение сбросов загрязняющих веществ на 79,8 т/год.
- Ликвидация сбросов загрязняющих веществ на рельеф и предотвращение загрязнений поверхностных водных объектов канализационными стоками - на 62 тыс.куб.м/год.
- Снижение объемов размещения отходов в окружающей среде за счет извлечения вторичного сырья до 1 тыс.тонн/год, утилизации отходов до 4,6 тыс.тонн/год.
- Рекультивация земель, занятых отходами производства и потребления общей площадью 22 га.
Социальный эффект от реализации Программы позволит:
- Снизить уровень экообусловленных заболеваний.
- Повысить экологическую безопасность на территории района.
- Создать более благоприятные условия проживания для населения Лысьвенского района.
Кроме того, важным результатом реализации программных мероприятий является восстановление и сохранение биологического разнообразия живой природы, объектов окружающей среды.
В рамках реализации Программы в районе будет организована система экологического воспитания и образования учащихся, более масштабно будет развиваться система информированности всех заинтересованных лиц по вопросам охраны окружающей среды.
В результате реализации программных мероприятий будет введен в действие ряд важнейших объектов, необходимых для обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития Лысьвенского муниципального района.
Постановлением Администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 27 июня 2012 г. N 1395-па в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к долгосрочной целевой программе"Охрана окружающей
среды на территории
Лысьвенского муниципального
района на 2012-2015 годы"
Мероприятия
долгосрочной целевой Программы "Охрана окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2015 годы"
27 июня 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 23 апреля 2012 г. N 846-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2015 годы"
Настоящее постановление вступает с силу со дня его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации города Лысьва Пермского края от 7 февраля 2014 г. N 260 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 27 июня 2012 г. N 1395-па
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления