Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Законодательного Собрания
от 22 августа 1996 г. N 534
Целевая комплексная программа
"Поддержка развития национальных культур народов Прикамья"
на 1996-1998 гг.
г. Пермь, 1996 г.
Паспорт
целевой комплексной программы
Наименование Программа "Поддержка развития
национальных культур народов
Прикамья" на 1996-1998 гг.
Дата принятия решения по Решение координационного совета
разработке программы, дата по национальным вопросам
ее утверждения (наименование администрации области от
и номер соответствующего 30.06.95 N 3
нормативного акта)
Государственный заказчик, Администрация Пермской области,
директор программы заведующий сектором по
национальным вопросам отдела
социальных программ
Основные разработчики Отделы, комитеты, управления
программы администрации области,
научно-исследовательские
институты, высшие учебные
заведения, общественные
организации, органы местного
самоуправления
Цели и задачи программы, Обеспечение благоприятных
важнейшие целевые показатели условий для людей различных
национальностей в их приобщении
к богатствам своей национальной
культуры, языка и традиций
Формирование у населения области
общенациональных патриотических
чувств, любви к родному краю,
историческому и культурному
наследию народов, проживающих в
области, ответственности за его
развитие и благосостояние
Развитие национальной системы
образования, создание условий
для функционирования
национальной школы и высшего
образования как важнейших
институтов сохранения и развития
этнических культур
Обеспечение подготовки кадров в
сфере национального образования
и культуры
Поддержка деятельности
национальных культурных центров
и обществ
Поддержка деятельности
национальных средств массовой
информации и печати
Обеспечение научных исследований
национальных и межнациональных
процессов в регионе
Сроки реализации программы 1996-1998 гг.
Исполнители основных Управления: культуры,
мероприятий программы образования, печати и
информации; комитет по
физической культуре, спорту
и туризму; отделы: социальных
программ, по науке, вузам
администрации области; органы
местного самоуправления городов
и районов области; Пермская
государственная
телекинорадиокомпания "Т 7";
общественные национальные
формирования
Объемы и источники На 1996 год 1 млрд. 450 млн.
финансирования рублей из средств областного
бюджета
Ожидаемые конечные Обеспечение национального
результаты согласия в регионе, продолжение
региональной национальной
политики
Удовлетворение потребностей
этнически неоднородного
населения области в изучении
родного языка, развитии
национальной культуры, средств
массовой информации и печати
Система контроля за Полугодовые отчеты и информации
исполнением программы основных исполнителей в отдел
социальных программ
1. Обоснование необходимости разработки программы
В Пермской области, как во всей Российской Федерации, происходит процесс "кардинальных социально-экономических изменений", обновления общества. Важнейшей составной частью его является возрождение и обогащение этносов, гармонизация межнациональных отношений. Формируясь на протяжении многих веков, нынешняя национальная структура населения области является результатом сложных взаимодействий различных этносов и культур. Совместное проживание на одной территории представителей многих культур, среди которых наиболее крупные группы представляют русские, татары и коми-пермяки, всегда отличалось стабильностью, взаимопониманием, дружбой и бесконфликтностью. Многонациональность никогда не являлась причиной напряженности в межэтнических отношениях.
Стабильной продолжает оставаться обстановка в области и в настоящее время. Этот вывод убедительно подтверждается итогами выполнения основных целей и задач целевой комплексной программы "Поддержка развития национальных культур народов Прикамья" на 1993-1995 гг.
Вместе с тем в сфере национальных отношений на территории области существуют некоторые элементы скрытой напряженности. Многие из них кроются в продолжающемся кризисе в экономике и социокультурной сфере, в усиливающемся обнищании основной части населения, слабой его социальной защищенности. Кризис в условиях многонационального общества делает особо необходимой взвешенность, четко определенную последовательность и поэтапность в реализации конкретных мер не только на уровне всей Российской Федерации, но и на региональном уровне.
Настоящая программа "Поддержка развития национальных культур народов Прикамья" на 1996-1998 гг. является логическим продолжением предыдущей программы. Поэтому в ней соблюдена определенная преемственность. Она разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (прямо или косвенно относящимися к национальной политике) и Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации. Региональная программа и соответствующая Концепция направлены на более полный учет не только общих, но и специфических черт, присущих этническим группам, проживающим в Пермской области.
2. Цели и задачи программы
обеспечение благоприятных условий для людей различных национальностей в их приобщении к богатствам своей национальной культуры, языка и традиций;
формирование у населения области общенациональных патриотических чувств, любви к родному краю, историческому и культурному наследию народов, проживающих в области, ответственности за его развитие и благосостояние;
развитие национальной системы образования, создание условий для функционирования национальной школы и высшего образования как важнейших институтов сохранения и развития этнических культур;
обеспечение подготовки кадров в сфере национального образования и культуры;
поддержка деятельности национальных культурных центров и обществ;
поддержка деятельности национальных средств массовой информации и печати;
обеспечение научных исследований национальных и межнациональных процессов в регионе.
3. Приоритеты программы
В области социально-экономической.
Гармонизация межнациональных отношений опирается на достижения в развитии экономики и требует дальнейшего совершенствования политической и экономической структуры края. Органам государственной власти необходимо предусмотреть повышение темпов социально-экономического развития Пермской области с целью выравнивания социально-экономических показателей на душу населения со среднефедеральными показателями.
При формировании планов бюджета и инвестиций необходимо учитывать нужды и потребности районов и населенных пунктов по реализации данной концепции и соответствующей ей программы. При разработке программ экономического развития необходима поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности, социальная защита населения, ориентированная на сохранение основ жизнеобеспечения и выравнивание социальных и культурных условий жизни народов, осуществление программ в сфере занятости и трудовых ресурсов с целью оптимизации социально-профессиональных структур национальных групп и предотвращения социальной стратификации по этническим признакам, учет новых этносоциальных аспектов, связанных с миграционными процессами.
В духовно-культурной сфере.
Необходимо предусмотреть:
формирование чувства патриотизма и общероссийской символики на основе общности исторических судеб народов, интегрированных в единую евразийскую общность россиян;
культурное развитие народов Прикамья на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей. Формирование национального самосознания в каждом новом поколении, освоение ценностей мировой, общероссийской и этнической культур;
развитие национальной системы образования, создание условий для функционирования национальной школы и высшего образования как важнейших институтов сохранения и развития этнических культур;
свободное развитие конфессий как составной части духовной культуры каждого народа, противодействие попыткам использования чувств верующих в разжигании межнациональной розни.
В области языковой:
обеспечение на основе государственных гарантий языкового суверенитета народов и личности всестороннего развития родных языков народов, свободы выбора и использования языка общения;
разработка мероприятий по подготовке кадров, совершенствование системы народного образования на языках народов, населяющих область;
развитие просветительской деятельности, включающей написание учебных пособий, хрестоматий, справочников и других видов учебно-методической и научно-популярной литературы.
В области науки и информации:
поддержка различных средств массовой информации, радио-, теле-и кинокомпаний, осуществляющих вещание и создание фильмов на языках народов, населяющих область, содействие изданию художественной, публицистической, научной, учебной и другой литературы на языках народов региона; научное исследование истории, культуры и современного состояния народов Прикамья, процессов взаимодействия между этнокультурными и языковыми общностями, межкультурного и межъязыкового общения, характера двуязычия и многоязычия; публикация лингвистических энциклопедий, фольклорных текстов и памятников словесности; издание специализированных газет.
В области межнационального общения:
поддержка деятельности национальных культурных центров, обществ;
укрепление межнациональных политических и культурных связей.
4. Основные принципы программы
Национальные проблемы относятся к приоритетным экономическим и социокультурным проблемам области.
Программа строится на основе всестороннего анализа национального состава населения области, национальных особенностей различных этнических групп, их социально-экономического положения, национально-культурных потребностей народов, проживающих в регионе, научно-практических исследований и разработок, опыта работы по решению национальных проблем.
Программа носит целевой, комплексный характер и представляет систему мер, направленную на сохранение и развитие национальных культур народов Прикамья.
Местные органы власти принимают на себя обязательства по обеспечению последовательного осуществления национальной политики Российской Федерации на территории области и содействия всестороннему развитию народов, населяющих область, реализации их национальных, политических, экономических социокультурных прав, поддержанию связей с другими регионами.
Кроме государственных мер по сохранению и развитию национальных культур народов Прикамья программа предусматривает содействие работе национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.
Финансирование программы обеспечивается целевыми выделениями средств из областного и местных бюджетов; расходов на образование, науку, культуру, средства массовой информации; из республиканского бюджета; общественных организаций.
Мероприятия программы являются дополнительными по отношению к текущим направлениям деятельности управлений, отделов и комитетов администрации области.
Для достижения поставленных целей программа базируется и развивается на принципах, определенных Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
содействие защите прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Кроме того, необходимо учитывать следующие принципы:
Саморазвития. Не следует навязывать или активно предлагать населению формы и методы национальной политики, т.к. должна появиться необходимость самовыражения национального самосознания, сложиться для этого объективные и субъективные предпосылки.
Невмешательства. Не забегать и не отставать в оценках ситуации в национальных отношениях. Вести постоянный мониторинг, отслеживать различные процессы каждой национальной культуры, на основании чего анализировать и прогнозировать как возможные ситуации, так и адекватные действия. Отказ от отношений зависимости.
Пропорциональности при определении региональной, экономической и социальной политики с учетом компактно проживающих этнических групп. Возможно введение особых квот, главным образом, на финансовые и материально-технические дотации.
Гармонизации межнациональных отношений. Он может быть реализован через межнациональную интеграцию путем проведения совместных мероприятий экономического и социокультурного характера.
Углубленного научного изучения проблем в национальном спектре политики, создание научных групп по выработке различных программ на альтернативной основе.
Соотношения религиозной и светской работы с населением в условиях отделения церкви от государства.
5. Мероприятия по обеспечению развития национальных
культур народов Прикамья на 1996-1998 гг.
Основные направления деятельности |
Мероприятия по реализации основных направлений |
Сроки выпол- нения (годы) |
Ответственный исполнитель |
Источник |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел I. Система мер по сохранению и развитию культурно-национальной самобытности народов | ||||
Научно- исследова- тельская работа по изучению истории и культуры Прикамья Издательская деятельность Создание условий для сохранения и развития национальных культур народов Прикамья Содействие развитию национальной культуры, знакомство населения с обрядами, традициями разных народов, проживающих в Прикамье Между- народное, межнацио- нальное культурное сотрудни- чество |
1 Продолжение работы по созданию сводного архива фольклора Прикамья 2 Завершение исследовательских работ по проблемам: "Возрождение культуры русского населения Пермской области на основе исторического опыта" "Социологические и экспедиционные исследования по выявлению традиционных народных промыслов и ремесел" "Актуальные проблемы историко-культурного исследования исторических городов" 3 Исследование по проблеме "Библиотека и ее роль в сохранении и развитии национальной культуры" 1 Подготовка и издание библиографического указателя "Прикамье многонациональное" 2 Переиздание особо ценных книг краеведческой тематики 3 Издание хрестоматии для учащихся "Родное Прикамье" 4 Издание сборника по музыкальному фольклору Прикамья 5 Издание серий публикаций "Традиционная народная культура Прикамья" (каталоги, альбомы с фотографиями лучших образцов изделий народных мастеров, календарь народных праздников) 1 Организация деятельности национальных библиотек, музеев, самодеятельных и профессиональных коллективов 2 Создание школ, студий, центров традиционной народной культуры, в том числе: "Русская горница" в г. Осе музей народного ремесла в г. Осе муниципальный краеведческий музей в г. Очере областной центр уральского фольклора и этнографии на базе архитектурно-этнографического музея "Хохловка" 3 Поддержка деятельности национальных культурных центров, обществ 4 Открытие на базе муниципального Дворца культуры имени Я.М.Свердлова в г. Перми межнационального культурного центра с библиотекой 5 Оснащение учреждений культуры необходимым оборудованием, национальными костюмами, музыкальными инструментами 6 Организация целевой подготовки кадров для сел с компактным проживанием этнических групп в учебных заведениях городов Ижевска, Казани, Уфы, Сыктывкара, Перми 7 Включение в программу курсов повышения квалификации работников культуры и искусства курса лекций по истории культуры, этнографии, фольклору народов, проживающих в Прикамье 8 Выделение целевым назначением средств на приобретение литературы и периодических изданий для библиотек, обслуживающих национальные группы населения 1 Проведение национальных праздников, фестивалей, смотров-конкурсов, дней национальных культур, встреч с писателями, мастерами искусств Организация межрегиональных и международных выставок народного творчества, изделий народных мастеров в том числе: межрегиональный фестиваль славянской культуры областной праздник фольклора "Русская березка" Дни культуры Прикамья в Уфе Национальные татарские праздники "Сабантуй" и "Барда-Зиен" Фестиваль классической музыки "Пермская антреприза" Фестиваль народной сатиры и юмора праздник удмуртов Прикамья "Удмуртские вечера" марийский национальный праздник праздник коми-язьвинцев "Сарчик приносит весну" дни коми-пермяцкой культуры в Красновишерском районе праздник немецкой культуры национальный еврейский праздник "Ханука" 2 Циклы мероприятий по популяризации духовно-философского наследия Стефана Пермского в связи с объявлением ЮНЕСКО 1996 г. - годом Стефана Пермского 3 Дни певческой культуры Прикамья, посвященные 100-летию начала творческой деятельности Городцова 4 Научно-практическая конференция "Сохранение историко-культурного наследия прикамского села" (на базе Ильинского района) 5 Создание видеофильмов о традициях и обрядах народов, населяющих Прикамье 1 Заключение Соглашений о межнациональных отношениях, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Республиками и Пермской областью, а также Договоров о сотрудничестве между министерствами Республик и соответствующими управлениями администрации области 2 Обменные гастроли национальных самодеятельных и профессиональных коллективов 3 Участие национальных коллективов, народных мастеров в фестивалях, праздниках, выставках, проводимых в других регионах 4 Привлечение специалистов из других регионов для оказания методической и практической помощи национальным коллективам 5 Проведение зональных учебных мероприятий по повышению квалификации работников культуры национальных сел 6 Обеспечение учреждений культуры национальных сел репертуарной литературой, методическими материалами, музыкальными записями 7 Международный книгообмен |
1996- 1998 1996 1997 1996 1997 1997 1996- 1998 1996 1997- 1998 1996 1997 1997 1996- 1997 1996- 1998 1996- 1998 1997 1998- 1997 1996- 1998 1996- 1998 1997 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1997 1996- 1998 1997 1996- 1998 1996- 1998 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996 1996- 1998 1996- 1998 1996 1996 1996 1997- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 |
Пермский государственный университет им.А.М.Горького (далее - госуниверситет), управление культуры администрации области (далее - управление культуры) Областной краеведческий музей, госуниверситет Областной краеведческий музей, госуниверситет Областной краеведческий музей Областная библиотека им. Горького Областная библиотека им. Горького Областная библиотека им. Горького, издательство "Пермская книга" Областные детская библиотека и библиотека им. Горького совместно с главным управлением образования Областной творческий центр (далее - ОТЦ) Областной краеведческий музей Отделы и комитеты культуры администраций городов и районов области (далее - отделы и комитеты культуры), ОТЦ, областная библиотека им. Горького Управление культуры, ОТЦ Отдел культуры администрации Осинского района Отдел культуры администрации Очерского района Управление культуры, областной краеведческий музей Управление культуры, комитет по делам культуры и искусства администрации г. Перми Комитет по делам культуры и искусства администрации г. Перми Управление культуры, отделы и комитеты культуры Управление культуры Управление культуры, областные курсы повышения квалификации Управление культуры Управление культуры, ОТЦ, отделы и комитеты культуры Управление культуры, ОТЦ ОТЦ Управление культуры, отдел культуры администрации Бардымского района Татаро-башкирский центр, отделы и комитеты культуры Управление культуры ОТЦ, комитет по культуре и искусству администрации г. Перми Отдел культуры администрации Куединского района Отдел культуры администрации Суксунского района Отдел культуры администрации Красновишерского района Управление культуры, управление культуры администрации Коми-Пермяцкого автономного округа ОТЦ, национальные культурные центры, отделы и комитеты культуры ОТЦ, еврейский культурный центр Пермская государственная художественная галерея Пермский государственный институт искусств и культуры Областной краеведческий музей, отдел культуры администрации Ильинского района ОТЦ совместно с телекинорадио- компанией "Т 7" Администрация области ОТЦ, отделы и комитеты культуры ОТЦ, отделы и комитеты культуры, управление культуры ОТЦ, отделы и комитеты культуры, управление культуры ОТЦ, отделы и комитеты культуры, управление культуры ОТЦ, отделы и комитеты культуры, управление культуры Областная библиотек им. Горького |
Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной, городские и районные бюджеты Областной, районный бюджеты Областной, районный бюджеты Областной бюджет Областной, городские и районные бюджеты Областной, городской бюджеты Областной, городские и районные бюджеты Областной бюджет Областной, районные, городские бюджеты Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной и районные бюджеты Областной бюджет Областной и городской бюджеты Областной и районный бюджеты Областной и районный бюджеты Областной и районный бюджеты Областной, окружной и районный бюджеты Областной, городские и районные бюджеты Областной, городской бюджеты Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет |
Раздел II. Система мер по развитию национальной системы образования | ||||
Развитие сети национальных образова- тельных учреждений Обновление содержания образования в нацио- нальных школах Развитие дифферен- цированного обучения Работа с педагоги- ческими кадрами националь- ных школ Сотрудни- чество с Министер- ством образования, институтом усовершен- ствования учителей Татарстана, Башкор- тостана, Удмуртии, Марий-Эл |
1 Изучение потребностей родителей и учащихся в образовании на родных языках или изучение их как предмета 2 Открытие национальных учреждений нового вида: комплексы "детский сад-школа" финансовая поддержка Бардымской средней школы N 1, как национального учреждения нового вида предоставление Чайкинской школе Уинского района статуса областной экспериментальной площадки гуманитарного направления; ее финансовая поддержка разработка концепции русской национальной школы и создание ее модели (городской и сельской) 3 Открытие и функционирование воскресных школ, кружков, факультативов по изучению родных языков, национальных культур на основе изучения потребностей населения 4 Организация контроля и оказание поддержки территориям с компактным проживанием этнических групп в удовлетворении потребностей в учебно-методической литературе и учебниках 5 Оказание поддержки национальным учреждениям образования в приобретении учебного оборудования и компьютерной техники 6 Организация смотров-конкурсов учебных кабинетов в национальных школах 1 Подготовка учебных планов для национальных школ, использование регионального и школьного компонентов для изучения национальной истории и культуры 2 Разработка учебных программ, факультативных курсов по истории, культуре, национальным традициям, этнографии прикамских народов, новых педагогических технологий для национальных учреждений образования 3 Учебно-методическое обеспечение преподавания региональных учебных программ: "Религия в истории и культуре" "Страницы истории земли Пермской" 1 Проведение областных олимпиад по родному и русскому языкам для старшеклассников национальных школ 2 Организация областных оздоровительных лагерей для углубленного изучения родных языков, литературы, национальной культуры и истории 3 Финансовая поддержка национальных самодеятельных детских коллективов 4 Проведение областного фестиваля детских фольклорных коллективов 1 Проведение педагогических научно-практических конференций по вопросам истории, культуры, родных языков 2 Проведение областного профессионального конкурса "Учитель года национальной школы" 3 Организация филиала ИПКРО по работе с педагогическими кадрами национальных школ на базе Бардымского районного отдела образования, его финансовая поддержка 4 Предусмотреть: проведение проблемных курсов для учителей национальных школ по новым педтехнологиям (развивающее обучение, коррекционная работа с учащимися), этнопедагогике, этнопсихологии; по наполнению учебных программ 1 Участие в совместных профильных лагерях 2 Участие в олимпиадах школьников по родным языкам в республиках Татарстан, Удмуртия, Марий-Эл 3 Подготовка кадров и повышение квалификации работников образования в гг. Казани, Уфе, Ижевске 4 Целевое обучение студентов в высших учебных заведениях г. Перми на договорной основе |
1997 1996- 1998 1996- 1998 1996 1996 1998 1997 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1997 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1996- 1998 1996- 1998 |
Главное управление образования, сектор социологического мониторинга отдела социальных программ администрации области Органы управления образованием Главное управление образования администрации области (далее - ГУО), органы управления образованием ГУО, районный отдел образования Бардымского района ГУО, районный отдел образования Уинского района ГУО, областной институт повышения квалификации работников образования, органы управления образованием Национальные культурные центры и общества, ГУО, управление культуры администрации области ГУО, областной институт повышения квалификации работников образования ГУО, органы управления образованием ГУО, областной институт повышения квалификации работников образования, органы управления образованием ГУО, областной институт повышения квалификации работников образования, районные отделы образования ГУО, областной институт повышения квалификации работников образования, вузы ГУО, вузы ГУО, районные отделы образования, областной институт повышения квалификации работников образования ГУО, районные отделы образования ГУО, органы управления образованием ГУО, органы управления образованием ГУО, областной институт повышения квалификации работников образования, районные отделы образования ГУО, областной институт повышения квалификации работников образования, обком профсоюза работников образования и науки ИПКРО Областной институт повышения квалификации работников образования ГУО ГУО, органы управления образованием ГУО, органы управления образованием, ИПК Главное управление образования, органы управления образованием |
Областной бюджет Областной, районные бюджеты Областной бюджет Областной, районный бюджеты Областной, районный бюджеты Областной бюджет Областной, городские и районные бюджеты Областной бюджет Областной, городские и районные бюджеты Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной, городские и районные бюджеты Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной, районные бюджеты Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет |
Раздел III. Система мер по развитию средств массовой информации и издательств для удовлетворения духовных запросов народов, проживающих в области |
||||
Работа радио и телевидения Работа Бардымской телестудии Работа печати Работа издательств Научное обеспечение программы Укрепление материально- технической базы учреждений культуры и искусства, образования |
1 Работа редакции национального вещания в телекинорадиокомпании "Т 7" 2 Организация регулярных теле- и радиопередач на татарском, коми-пермяцком, удмуртском, немецком языках. Обмен (закуп) телепередачами с Татарстаном, Башкортостаном, Удмуртией, Республикой Коми 3 Организация проката современных кино- и видеофильмов на татарском языке 4 Организация регулярных радиопередач на языках народов, компактно проживающих на данной территории 5 Создание серии телефильмов о жизни, истории, обычаях народов, проживающих в Прикамье 1 Приобретение малой студии 2 Реконструкция помещения Подготовка кадров и повышение квалификации работников телерадиовещания ( гг. Казань, Уфа, Пермь) 1 Издание областной газеты "Халык чишмэсе" на татарском языке 2 Издание детского журнала "Силькан" на коми-пермяцком и русском языках 3 Введение в практику работы районных редакций газет регулярного выпуска страниц, посвященных проблемам народов, проживающих на данной территории 4 Издание газеты "День за днем" еврейского культурного центра 1 Укрепление материально-технической базы Бардымской типографии: компьютеризация редакции в целях лучшего оформления издания и снижения себестоимости выпускаемой продукции, создание фотостудии, приобретение легковой автомашины обучение кадров издательского отдела и редакции в целом 2 Издание: сборника фольклора пермских татар (под редакцией Уразова Э.Ш.) детского фольклорного сборника (под редакцией Ягафарова Р.Ф., Хуснуллина К.) сборника песен композитора Имашева М.Г. истории Бардымского района (под редакцией Фатыхова А.) 1 Организация работы координационного совета по национальным вопросам администрации области 2 Проведение корректировки ЦКП и концепции развития народов Прикамья. Научная экспертиза концепции 3 Проведение научных социологических исследований по проблемам национальных отношений 4 Проведение социологического мониторинга по проблемам национальных отношений 5 Проведение научно-практических конференций по проблемам истории, перспективам возрождения народов Прикамья (по особому плану) 6 Создание информационно-аналитического центра для сбора стандартизированной информации, фиксации изменений социальных показателей 7 Работа по составлению информационной карты (банка данных), необходимой для анализа 8 Издание сборников, методических пособий, информационных бюллетеней 9 Проведение "круглых столов", пресс-конференций, учебных семинаров 10 Участие в работе межрегиональных конференций, съездов, конгрессов, семинаров 11 Разработка региональной программы по изучению и формированию культуры межнационального общения 1 Строительство нового здания для центральной районной библиотеки в п. Куеда 2 Строительство и оборудование здания Бардымского районного музея 3 Реализация планов капитального ремонта учреждений культуры, в том числе: Октябрьский, Уинский, Куединский, Бардымский, Березовский районы 4 Приобретение автотранспорта для учреждений культуры 5 Выявление и передача в безвозмездное пользование органам культуры неиспользуемых зданий общественного назначения с целью сохранения на их базе музеев, выставочных залов, школ, мастерских и т.д. 6 Заключения договоров с предприятиями на приобретение отходов сырья по более низким ценам для организации работы мастеров декоративно-прикладного творчества на основании 7 Внедрение в эксплуатацию компьютерной системы "Народное творчество" 8 Строительство районных центров досуга (Домов культуры) в Уинском, Кишертском, Березовском районах 9 Завершение строительства районных домов культуры в п. Суксун в с. Сива 10 Строительство типовых зданий: Башкултаевской национальной (татарской) основной школы Пермского района Васькинской основной школы Суксунского района Батериковской средней школы Березовского района Бардымский район: детского дома вспомогательной школы пристроя к школе N 1 школы в с. Н.Ашап школы в с. Константиновка Куединский район: школы-сада в с. Куеда |
1996- 1998 1996- 1998 Посто- янно Посто- янно 1996- 1998 1996 1997- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 Посто- янно 1996- 1998 1997- 1998 1997 1997 1997 1996- 1997 1997- 1998 1997- 1998 1997- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996 1998 1996- 1998 1996- 1998 1996- 1998 1997- 1998 1997- 1998 1997- 1998 1997- 1998 1997- 1998 1997- 1998 1997 1997- 1998 1997- 1998 1997- 1998 1997- 1998 1997- 1998 1997- 1998 1998 1997 1998 1998 1998 1998 1998 |
Телекинорадио- компания "Т 7", ТО "Истоки" ТО "Истоки" Объединение "Пермкино" Органы местного самоуправления Телекинорадио- компания "Т 7" Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Татаро-башкирский общественный центр Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа Органы местного самоуправления районов Еврейский культурный центр Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Отдел социальных программ администрации области Рабочая группа ученых вузов г. Перми Сектор социологического мониторинга администрации области (далее - сектор социологического мониторинга), социологические лаборатории Сектор социологического мониторинга Отдел соцпрограмм администраций городов и районов области, вузы, краеведческий музей Отделы социальных программ, по науке, вузам администрации области Отдел социальных программ Отдел социальных программ Отдел социальных программ Отдел социальных программ Отдел социальных программ Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Отделы и комитеты культуры ОТЦ, отделы и комитеты культуры ОТЦ, отделы и комитеты культуры Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления |
Областной бюджет Областной бюджет Областной, районные бюджеты Городские и районные бюджеты области Областной бюджет Областной, районный бюджеты Областной, районный бюджеты Областной бюджет Областной бюджет Областной, окружной бюджеты Городские и районные бюджеты Областной бюджет Областной, районный бюджеты Областной, районный бюджеты Районный бюджет Районный бюджет Областной, районный бюджеты Областной, районный бюджеты Областной, районный бюджеты Областной, районный бюджеты - Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной бюджет Областной, районный бюджеты Областной, районный бюджеты Областной, районный бюджеты Областной, районные бюджеты - - Областной бюджет Областной, районные бюджеты Областной, районные бюджеты Областной, районные бюджеты |
6. Механизм по реализации и контролю программы
6.1. Роль государственных, негосударственных
и общественных структур в реализации программы
Губернатор области
организует реализацию указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, решений Законодательного Собрания области по национальным вопросам; совета по национальным вопросам; выходит с предложениями к Президенту, Правительству России, ассоциации "Большой Урал", в Законодательное Собрание области по национальным проблемам; координирует вопросы реализации программы между Правительством России, областной администрацией и органами местного самоуправления; не реже раза в год заслушивает ответственных лиц администрации (заместителя губернатора) по реализации программы, получает постоянную информацию по национальным проблемам;
обеспечивает содействие всестороннему развитию народов, населяющих область, выравнивание социально-экономических и культурных условий их жизни.
Заместитель губернатора области (по гуманитарным вопросам)
руководит координационным советом по национальным проблемам, всеми структурами при администрации области, занимающимися реализацией программы, ежеквартально рассматривает вопросы реализации программы, организует ее реализацию на территории области.
Заместители губернатора области
организуют выполнение указов Президента, постановлений Правительства, губернатора области и его распоряжений по национальным проблемам, разделов программы по направлениям своей деятельности, представляют достаточную и достоверную информацию губернатору области и друг другу по этим проблемам, анализируют ход реализации программы; обеспечивают участие подчиненных им управлений и отделов, областных производственных объединений, предприятий, учреждений в реализации программы, в работе комиссий Законодательного Собрания и администрации области, занимающихся национальными вопросами и реализацией программы.
Главное управление сводного социально-экономического планирования и ресурсов администрации области
обеспечивает обсчет ресурсного обеспечения программы; увязывает меры по развитию национальной культуры в общей системе мер по социально-экономическому развитию области.
Финансовое управление администрации области
обеспечивает финансирование утвержденной программы, обоснование расчетов и определение источников финансирования по развитию национальной культуры народов, при формировании бюджета области обеспечивает совместно с заинтересованными управлениями и отделами администрации выделение целевых ассигнований; изыскивает возможности и источники дополнительных целевых ассигнований в ходе реализации программы; обеспечивает максимальное финансирование расходной части бюджета, направляемое на развитие образования, культуры, науки, средств массовой информации.
Главное управление образования администрации области
организует реализацию мер по обновлению содержания образования, использованию регионального и школьного компонента учебных программ, факультативных курсов для изучения родных языков, литератур, национальных культур, истории этноса, быта народов Прикамья. Является главным организатором-координатором раздела (подпрограммы) "Система мер по развитию национальной системы образования".
Управление культуры администрации области
обеспечивает культурное развитие народов на основе полной свободы сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;
реализует раздел (подпрограмму) "Система мер по сохранению и развитию культурно-национальной самобытности народов".
Управление печати и информации администрации области, Пермская государственная телекинорадиокомпания "Т 7":
обеспечивают информацией население по национальным проблемам, о ходе реализации программы, поднимают проблемные вопросы развития языка и культуры, способствуют развитию средств массовой информации, удовлетворяющих потребности народов, населяющих область.
Госкиноцентр "Пермкино":
организует прокат современных киновидеофильмов на языках народов Прикамья.
Отдел территориального управления администрации области
организует повышение квалификации работников аппарата администрации области, органов местного самоуправления городов и районов области по вопросам управления социальными процессами, в том числе в области межнациональных отношений;
совместно с заинтересованными управлениями и отделами проводит организационно-методические мероприятия по реализации программы на территории городов и районов области; участвует в информировании населения о ходе реализации программы; обеспечивает через соглашения, договоры с партиями, движениями, общественными организациями их участие в решении национальных проблем в регионе.
Отдел по науке, вузам администрации области
координирует научно-исследовательскую работу по национальным проблемам, отслеживает внедрение их результатов с целью реализации и корректировки программы, участвует в организации научно-практических конференций, семинаров по национальным проблемам.
Управление международных и внешнеэкономических связей администрации области
способствует установлению связей с другими государствами, устанавливает внешнеэкономические связи в интересах социальной инфраструктуры для компактно проживающих этнических групп.
Отдел социальных программ администрации области
проводит постоянный мониторинг по национальным проблемам, по реализации программы и вносит рекомендации в соответствующие органы, управления, комитеты Законодательного Собрания;
обеспечивает текущий, постоянный контроль за ходом реализации программы всеми управлениями, отделами администрации области, анализирует проблемы, причины недостаточной реализации программы; разрабатывает рекомендации по устранению этих причин; готовит проекты управленческих актов, в реализации которых необходимо участие разных уровней управления, нескольких управлений и отделов администрации области, направленных на реализацию программы в целом или ее части; обобщает и представляет руководству администрации области информацию о ходе реализации программы и о роли (исполнительности) управлений и отделов администрации области в реализации программы; обеспечивает реализацию ряда мероприятий программы с учетом национальных особенностей населения.
Сектор по национальным вопросам отдела социальных программ:
обеспечивает сбор, обобщение информации о ходе реализации программы, выполнение целевых показателей. Обеспечивает технический контроль за всеми пунктами программы, участвует в корректировке программы; обеспечивает взаимосвязь всех исполнителей программы; следит непосредственно за реализацией части программы о механизме реализации и контроле за программой; готовит совещания по вопросам реализации программы.
Аппарат уполномоченного по связям с религиозными организациями
способствует созданию условий для осуществления гражданам всех национальностей прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в том числе и по вопросам свободы совести и вероисповеданий.
Миграционная служба Пермской области
осуществляя управление и контроль за миграционным потоком, информирует и сотрудничает в этих вопросах с отделом социальных программ администрации области и национальными культурными центрами и обществами.
Комитеты по делам молодежи, по физической культуре, спорту и туризму осуществляют управление и контроль за реализацией программы в рамках своей деятельности.
Общественные национальные формирования
содействуют реализации программы, а также активному участию населения в реализации программы.
Пермские отделения Российского фонда культуры и мира оказывают содействие в реализации программы.
6.2. Организация контроля за реализацией программы
N п/п |
Мероприятия | Перио- дичность |
Сроки | Ответственные лица, службы |
Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
Довести программу до Миннаца России, до городов и районов области, управлений, комитетов и отделов администрации области Обеспечить представление информации, необходимой для контроля за реализацией программы Проводить корректировку финансово-ресурсного обеспечения программы на последующий год, расчет необходимых целевых ассигнований для реализации программы В порядке контроля рассматривать ход реализации программы на заседаниях координационного совета, заслушивать управления, комитеты, отделы администрации области, ответственных лиц за реализацию программы или ее разделов (по особому плану) Проводить оперативные совещания по корректировке программы, оценке информации обратной связи, вопросам организации контроля и выработке дополнительных управленческих актов с целью наиболее полной реализации программы Проводить комплексные проверки территорий области, управлений, комитетов и отделов администрации области по реализации программы Предусмотреть в отчетах управлений, комитетов и отделов администрации области, задействованных в реализации программы, обязательное наличие раздела (части) о ходе реализации программы Представлять информацию губернатору области о ходе реализации программы с предложениями, требующими решения на его уровне С целью корректировки программы проводить социологический мониторинг по национальным проблемам Представлять текущую статистику по национальному показателю Совместно с научными коллективами вузов г. Перми разработать систему отслеживания динамики национального сознания в области Проводить научно-практические конференции (по особому плану) Корректировать областную программу в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации |
1 раз в полгода 1 раз в год Регу- лярно 1 раз в полугодие Ежеквар- тально (по особому плану) По тре- бованию Ежегодно Ежеквар- тально Ежегодно Ежегодно Постоян- но |
1996 Июнь- ноябрь ежегодно - К 10.01 1996- 1997 |
Отдел социальных программ Управления образования, культуры, печати и информации, телекинорадиокомпания "Т 7", администрации городов и районов Управления, комитеты и отделы, задействованные в реализации программы; директор-координатор программы Отдел социальных программ, координационный совет по национальным вопросам Заместитель губернатора области, отдел социальных программ, директор-координатор программы Отдел социальных программ Заместители губернатора области по направлениям Через заместителя губернатора области по гуманитарным вопросам Сектор социологического мониторинга отдела социальных программ Пермский областной комитет государственной статистики Отдел социальных программ Управления, комитеты, отделы администрации области, вузы и НИИ г. Перми Управления, комитеты, отделы администрации области |
Краткие статистические материалы (ориентировки) |
7. Правовая база целевой комплексной Программы поддержки
развития национальных культур народов Прикамья
на 1996-1998 гг.
1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России.
2. Федеративный договор от 31.03.92.
3. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12.06.90.
4. Декларация о языках народов России от 25.10.91.
5. Закон РСФСР от 25.10.90 "О языках народов РСФСР".
6. Закон РСФСР от 10.07.92 "Об образовании".
7. Закон РСФСР от 09.10.92 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
8. Закон РСФСР от 1990 года "О свободе выбора вероисповедания".
9. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 05.06.96
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 881 "Об утверждении федеральной целевой программы "Русский язык"
11. Постановление Верховного Совета РСФСР от 25.12.90 "О неотложных мерах по сохранению культурного и природного наследия народов РСФСР".
12. Постановление Верховного Совета РСФСР от 25.10.91 "О порядке введения Закона РСФСР "О языках народов РСФСР".
13. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании".
14. Постановление Верховного Совета РСФСР от 09.01.91 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного постановления следует читать как "09.10.91"
15. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации
Состав
рабочей группы по разработке программы
Антипьев А.Г. - профессор Пермского государственного
университета им. А.М.Горького, доктор
социологических наук
Боев В.С. - заместитель губернатора области,
кандидат медицинских наук
Белоусова В.В. - начальник отдела социальных программ
администрации области, кандидат
педагогических наук
Бурко В.А. - заведующий сектором социологического
мониторинга администрации области
Голубев Н.Р. - председатель Коми-Пермяцкого
межнационального центра г. Перми,
кандидат исторических наук
Горобец Д.И. - директор областной детской библиотеки,
председатель областного центра
славянских культур
Гриб Э.А. - ведущий специалист администрации
г. Соликамска, председатель общества
российских немцев
Власов В.М. - заместитель начальника главного
управления сводного
социально-экономического планирования
и ресурсов администрации области
Канторович Е.Л. - художественный руководитель
творческого объединения "Истоки"
телекинорадиокомпании "Т 7"
Кислинг В.А. - председатель общества российских
немцев г. Перми, кандидат технических
наук
Котов В.К. - начальник управления печати и
информации администрации области
Кононова К.Н. - главный специалист управления культуры
администрации области
Минеева Л.А. - главный специалист главного управления
образования администрации области
Назин С.Н. - заместитель главы администрации
Бардымского района
Немировский М.Б. - председатель еврейской общины г. Перми,
кандидат технических наук
Пак Ф.С. - председатель областного
татаро-башкирского общественного центра
Сергеева С.В. - заведующий сектором по национальным
вопросам отдела социальных программ
администрации области
Слюсарянский М.А. - академик, заведующий кафедрой
социологии и политологии Пермского
государственного технического
университета, доктор философских наук
Созинов В.А. - проректор Пермского государственного
института искусств и культуры,
кандидат исторических наук
Суслов М.Г. - профессор, заведующий кафедрой
Пермского государственного
университета им. А.М.Горького, доктор
исторических наук
Суворин Н.Ф. - уполномоченный по связям с
религиозными организациями
администрации области
Чагин Г.Н. - заведующий кафедрой Пермского
государственного университета, доктор
исторических наук
Шумов К.Э. - доцент Пермского государственного
университета, кандидат филологических
наук
<< Назад |
||
Содержание Решение Законодательного Собрания Пермской области от 22 августа 1996 г. N 534 "О целевой комплексной программе "Поддержка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.