Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Законодательного Собрания Пермской области
от 17 октября 1996 г. N 605
Программа
реформирования АПК Пермской области и структурной
перестройки на селе
Паспорт программы
Наименование программы Реформирования АПК Пермской области
и структурной перестройки на селе
Государственный заказчик Департамент АПК и продовольствия
администрации Пермской области
Исполнители и Департамент АПК и продовольствия
соисполнители программы Пермской области, Главное управление
сводного социально - экономического
планирования и ресурсов Пермской
области, финансовое управление Пермской
области, комитет по земельным ресурсам
и землеустройству
Разработчики программы Департамент АПК и продовольствия
Пермской области, Пермский
научно - исследовательский институт
сельского хозяйства, ассоциация
крестьянских хозяйств Пермской области,
научно - исследовательский институт
экономики и организации
сельхозпроизводства г. С. - Петербург,
научно - внедренческая фирма
"Агрореформа"
Сроки реализации 1997 - 2001 гг.
программы
Основные программные Осуществление организационных,
мероприятия правовых и финансово - экономических
мероприятий по выводу агропромышленного
производства из кризиса и устойчивое его
развитие. Формирование эффективного
многоукладного аграрного сектора
экономики. Активизация инвестиционной
деятельности, восстановление и развитие
производственного потенциала, улучшение
социального положения сельских жителей
Контроль за реализацией Департамент АПК и продовольствия
программы Пермской области, Главное управление
сводного социально - экономического
развития и ресурсов Пермской области,
финансовое управление Пермской области,
орган исполнительной власти городов и
районов области
Важнейшие целевые Прекращение спада производства и
показатели достижение к 2001 году: зерна - 900
тыс. тонн, картофеля - 800 тыс. тонн,
молока - 840 тыс. тонн, мяса уб. м.
- 156 тыс. тонн, яйцо - 915 млн. штук
Ожидаемые конечные Увеличение душевого потребления
результаты программы продуктов питания за счет собственного
производства, повышение уровня жизни
сельского населения
Введение
Программа реформирования и структурной перестройки на селе направлена на преодоление кризисной ситуации в агропромышленном комплексе Пермской области, его стабилизацию и дальнейшее развитие. В качестве главной цели реформирования определено "обеспечение устойчивой продовольственной независимости области при комплексном социально - экономическом развитии сельской местности".
Достижение генеральной цели реализуется посредством следующих четырех блоков:
- обеспечения рационального реформирования, эффективного и устойчивого развития предприятий всех сфер АПК;
- восстановления и модернизации производственного потенциала АПК;
- создания условий для рационального реформирования, эффективного и устойчивого развития АПК;
- обеспечения структурной перестройки на селе.
Реализация Программы запланирована в 1997 - 2001 гг., а действие ее мероприятий будет распространяться на срок до 2010 года. При этом выделяются три периода: 1997 - 1998 гг. (стабилизационный); 1999 - 2001 гг. (послекризисного развития) и 2001 - 2010 гг. (постпрограммного развития). В стабилизационный период прекращается спад производства и формируются предпосылки для его роста. К 2001 году в полном объеме реализуется агроприродный потенциал в производстве картофеля (800 тыс. т), овощей (280 тыс. т) и яиц (915 млн. шт.). В постпрограммный период будут действовать запущенные в 1997 - 2001 гг. экономические и организационные механизмы рыночного типа, что обеспечит дальнейший рост объемов производства зерна, мяса и молока, соответственно, до 1530 тыс. т; 195 тыс. т у. м. и 930 тыс. т. Эти показатели, отвечающие агроприродному потенциалу области, будут достигнуты к 2010 г.
Одновременно реализуется социальная составляющая генеральной цели Программы и заработная плата работников сельского хозяйства к 2001 г. приблизится к заработной плате работников промышленности, а их совокупные доходы (с учетом поступлений от приусадебных хозяйств) - с доходами работников транспорта, связи и строительства.
В программе акцент сделан на мероприятия по реформированию АПК, обеспечивающие принципиальную структурную перестройку в этой сфере, способную привести к серьезным позитивным качественным изменениям, которые позволят в последующем осуществлять долговременное поступательное его развитие. В связи с этим, в программе отсутствуют многие специальные производственные вопросы, которые будут решаться за ее пределами, благодаря условиям, создаваемым в результате реализации программных мероприятий.
Общая потребность в финансировании программы из областного бюджета в 1997 - 2001 гг. составляет 2000 млрд. руб. Потребность в финансовых ресурсах представлена в разрезе мероприятий и сроков их реализации.
Организационные формы и методы управления программой, механизм ее реализации и координации позволяют вносить коррективы в перечень программных мероприятий и сроки их выполнения в любое время. Это делает программу гибкой, хорошо адаптируемой к быстро меняющейся экономической ситуации, что ее выгодно отличает от других разработок аналогичного рода.
1. Цель и задачи Программы
Генеральная цель Программы определена как "обеспечение устойчивой продовольственной независимости области при комплексном социально - экономическом развитии сельской местности".
Перечень целей и задач носит системный характер, но их реализация во времени может не совпадать. Достижение одних целей возможно и необходимо обеспечить быстро с минимальными финансовыми издержками, в то время как другие цели будут реализовываться на протяжении длительного периода при значительных объемах инвестиций. В связи с этим при разработке системы мероприятий, правильно расставляются приоритеты их ресурсного обеспечения.
В таблице 1 приведены общие цели, достижение которых будет осуществляться на местах. Задача областного уровня обеспечить их организационное и информационное исполнение.
Таблица 1
Цели и задачи программы реформирования АПК Пермской
области и структурной перестройки на селе
Цели I уровня |
Цели II уровня |
Задачи |
1 | 2 | 3 |
1. Подготовить и предложить модели по рациональному реформированию, эффективному и устойчивому развитию предприятий всех сфер АПК 2. Восстановить, обеспечить воспроизводство, модернизацию производственного потенциала 3. Создать условия для рационального реформирования, эффективного и устойчивого развития АПК 4. Обеспечить структурную перестройку на селе и комплексное развитие сельской местности |
1.1. Внедрить рациональное реформирование, эффективное и устойчивое развитие сельхозпредприятий 1.2. Создать условия по эффективному и устойчивому развитию приусадебных хозяйств населения 1.3. Отработать механизм по эффективному и устойчивому развитию крестьянских (фермерских) хозяйств 1.4. Создать условие по эффективному и устойчивому развитию коллективного садоводства и огородничества 1.5. Оказать помощь в рациональном реформировании, эффективном и устойчивом развитии перерабатывающих предприятий 1.6. Сохранить и создать условия по устойчивому развитию предприятий агросервиса 1.7. Отработать механизм по рациональному реформированию, эффективному и устойчивому развитию предприятий и организаций по заготовке, хранению и торговле сельхозпродукцией и продуктами ее переработки 2.1. Восстановить площади и почвенное плодородие сельхозугодий 2.2. Осуществить техническую перестройку в АПК области в направлении всемерного ресурсосбережения 2.3. Восстановить и обеспечить модернизацию материально - технической базы АПК 2.4. Поддерживать работу по восстановлению и воспроизводству генофонда растений и животных 2.5. Создать условия для повышения трудового и кадрового потенциала АПК 3.1. Совершенствовать механизм по снижению паритета цен на сельскохозяйственную продукцию, промышленные товары и услуги для сельского хозяйства 3.2. Наработать систему нормализации взаиморасчетов предприятий 3.3. Создать условия для адаптации предприятий АПК к рыночным отношениям 3.4. Разработать механизм взаимовыгодных отношений между предприятиями АПК 3.5. Обеспечить доступность предприятий АПК к кредитным ресурсам 3.6. Создать эффективную систему финансовой поддержки предприятий АПК 3.7. Создать эффективную систему научного обеспечения АПК 3.8. Создать условия для привлечения частного капитала 3.9. Рационализировать внешнеэкономические связи в сфере АПК 4.1. Поддерживать развитие на селе несельскохозяйст- венных видов деятельности 4.2. Оказать помощь в социальном обустройстве села 4.3. Организовать комплексность планировки, застройки и благоустройства сельских населенных пунктов |
1.1.1. Провести перерегистрацию организационно - правовых форм предприятий в соответствии с Гражданским кодексом и их специфическими особенностями. 1.1.2. Восстановить управляемость хозяйственной деятельностью государственных предприятий. 1.1.3. В каждом предприятии иметь программу реформирования и бизнес - план на ближайшие 3 - 5 лет. 1.1.4. В каждом сельхозпредприятии освоить внутрихозяйственную систему экономических отношений, адекватную местным условиям и требованиям рынка. 1.1.5. Провести перестройку отраслевой структуры производства в соответствии с долгосрочным прогнозом конъюнктуры рынка. 1.1.6. В каждом предприятии разработать и освоить системы земледелия и животноводства, адекватные современным условиям. 1.1.7. В предприятиях всех типов ввести более эффективные формы и системы оплаты труда. 1.2.1. Провести дополнительное наделение землей всех желающих расширить приусадебное хозяйство. 1.2.2. Внедрить систему кооперации приусадебных хозяйств друг с другом, с сельскохозяйственными, перерабатывающими и торговыми предприятиями. 1.2.3.Создать эффективную систему материально - технического обеспечения приусадебных хозяйств. 1.3.1. Определить продуктовую нишу для крестьянских (фермерских) хозяйств. 1.3.2. Ввести ежегодное квотирование бюджетной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. 1.3.3. Внедрить систему патронажного становления крестьянских (фермерских) хозяйств. 1.3.4. В каждом крестьянском (фермерском) хозяйстве иметь бизнес - план на ближайшие 3 - 5 лет. 1.3.5. Поддерживать развитие кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств. 1.4.1. Провести наделение землей всех желающих заниматься садоводством и огородничеством. 1.4.2. Увеличить ранее установленные предельные нормы земельных участков под сады и огороды. 1.4.3. Организовать материально - техническое и транспортное обеспечение садоводов и огородников. 1.5.1. Привести организационно - правовую форму перерабатывающих предприятий в соответствие с Гражданским кодексом и интересами сельских товаропроизводителей. 1.5.2. В каждом предприятии иметь программу реформирования и бизнес - план на ближайшие 3 - 5 лет. 1.5.3. В каждом предприятии освоить эффективную систему внутрипроизводственных экономических отношений. 1.5.4. Провести структурную перестройку производства с целью обеспечения конкурентоспособности продукции. 1.6.1. Привести организационно - правовые формы предприятий агросервиса в соответствие с Гражданским кодексом и интересами сельских товаропроизводителей. 1.6.2. В каждом предприятии иметь программу реформирования и бизнес - план на ближайшие 3 - 5 лет. 1.6.3. В каждом предприятии освоить систему внутрипроизводственных экономических отношений. 1.6.4. Разработать систему агросервиса, отвечающую рыночным условиям и интересам сельских товаропроизводителей. 1.7.1. Создать структуры рыночного типа по заготовке, хранению зерна и другой с/х продукции и торговле продуктами его переработки. 1.7.2. Модернизировать существующую базу хранения сельхозпродукции, приспособив ее к работе в рыночных условиях. 1.7.3. Обеспечить потребности всех сельхозпредприятий в помещениях для организации собственных магазинов. 2.1.1. Провести инвентаризацию земельного фонда и землеустройство, определив перспективы использования каждого земельного участка. 2.1.2. Организовать работу по раскислению почв. 2.1.3. Восстановить в почве положительный баланс подвижных форм фосфора и калия. 2.1.4. Улучшить гидромелиоративное состояние сельхозугодий. 2.2.1. Восстановить и усовершенствовать в направлении ресурсосбережения индустриальные технологии в сельхозпредприятиях промышленного типа. 2.2.2. Обеспечить переход несостоятельных сельхозпредприятий к малозатратным технологиям. 2.2.3. Создать в рамках крупных предприятий замкнутые системы "производство - переработка - хранение - реализация". 2.3.1. Провести инвентаризацию, временную консервацию и определить перспективы использования каждого пустующего помещения производственного и непроизводственного назначения. 2.3.2. Создать систему, обеспечивающую обновление сельскохозяйственной техники и оборудования в условиях дефицита инвестиционных ресурсов предприятий. 2.3.3. Привлечь к модернизации материально - технической базы АПК научный и технический потенциал военно - промышленного комплекса области. 2.4.1. Освоить эффективную для условий рыночных отношений систему племенного животноводства. 2.4.2. Осуществить замену малопродуктивного скота на племенной породистый молодняк. 2.4.3. Создать эффективную для условий рыночных отношений систему селекции семеноводства. 2.4.4. Перейти к использованию в растениеводстве высокоурожайных районированных сортов. 2.5.1. Привлечь в трудодефицитные районы в сельхозпредприятия переселенцев из республик СНГ. 2.5.2. Провести переподготовку руководителей предприятий АПК для работы в условиях рыночных отношений. 2.5.3. Подготовить резерв менеджеров сельскохозяйственного и агропромышленного производства. 3.1.1. Установить контроль за необоснованным повышением (понижением) цен в АПК области. 3.1.2. Перейти к планированию объемов производства товарной продукции, гарантированных оплатой по паритетным ценам. 3.1.3. Ввести для сельхозпредприятий систему удешевления материальных и топливно - энергетических ресурсов. 3.2.1. Разработать мероприятия по выходу предприятий АПК из кризиса неплатежей. 3.2.2. Обеспечить рациональные пропорции сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий в цене на продовольственные товары в соответствии с вкладом каждого звена в создании конечного продукта. 3.2.3. Ввести систему фьючерских сделок для всех видов сельскохозяйственной продукции. 3.3.1. Улучшить информативность предприятий АПК о положение на рынке продовольствия (цены, спрос, предложение, объемы продаж и т.п.). 3.3.2. Разработать стратегию поведения предприятий АПК с учетом ситуации на рынке продовольствия. 3.4.1. Определить рациональные организационно - правовые формы объединений сельскохозяйственных, перерабатывающих и агросервисных предприятий, гарантирующие соблюдение интересов сельских товаропроизводителей. 3.4.2. Разработать систему взаимовыгодных отношений предприятий АПК на основе административных и экономических санкций и льгот. 3.4.3. Организовать межотраслевые структуры с замкнутым циклом "производство - переработка - хранение - реализация" на региональном уровне. 3.5.1. Создать совершенную систему предоставления бюджетной ссуды сельхозтоваропроизводителям, предприятиям по переработке с/х продукции и агросервисному обслуживанию. 3.5.2. Создать на кооперативной основе систему некоммерческого кредитования. 3.6.1. Создать гарантированный фонд внебюджетной поддержки предприятий АПК. 3.6.2. Осуществлять ежегодную детальную разработку областного бюджета из расчета использования для сельхозтоваро - производителей не менее 10% расходной части. 3.6.3. Разработать систему объективного распределения средств финансовой поддержки предприятий, обеспечивающую наиболее эффективную их отдачу и контроль за использованием. 3.7.1. Создать организационную структуру научного обеспечения АПК области, в наибольшей степени отвечающую условиям переходного к рынку периода. 3.7.2. Максимально задействовать в освоение ранее созданной научно - технической продукции. 3.7.3. Обеспечить финансирование разработки и освоение приоритетной научно - технической продукции. 3.8.1. Обеспечить систему льготного налогообложения для предпринимателей, осуществляющих инвестиции в реконструкцию и строительство предприятий АПК. 3.8.2. Создать в течение первых пяти лет возможность реализации продукции (услуг) частных предприятий на льготных для них условиях. 3.8.3. Реализовать систему поддержки частных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий по выходу со своей продукцией на внешний рынок. 3.9.1. Стимулировать ввоз технологий; ноу - хау, высокопроизводительного оборудования, значительно превосходящих отечественные аналоги. 3.9.2. Предотвратить невыгодные для предприятий АПК и области в целом варианты экспортно - импортных связей, приватизации и инвестирование с участием иностранного капитала. 4.1.1. Развивать различные виды деятельности, связанные с хранением и переработкой сельхозсырья. 4.1.2. Расширять развитие видов деятельности, связанных с заготовкой и переработкой древесины. 4.1.3. Поддерживать развитие промысловых видов деятельности. 4.2.1. Определить размеры и сочетание объектов социальной инфраструктуры в зависимости от людности и функционального типа поселений. 4.2.2. Разработать систему обслуживания сельского населения с использованием передвижных и стационарных форм. 4.2.3. Обеспечить дифференцированный подход при передаче (не передаче) объектов социального назначения в ведение местных администраций. 4.2.4. Возродить "затухающие" виды обслуживания населения на частной основе. 4.3.1. Разработать систему, обеспечивающую улучшение архитектурно - планировочной среды сельских населенных пунктов. 4.3.2. Создать систему, обеспечивающую повышение уровня благоустройства и улучшение внешнего облика сельских поселений. 4.3.3. Изменить структуру жилищного фонда в направлении увеличения доли частного сектора. |
2. Концептуальные направления программы.
Для эффективного реформирования АПК и структурной перестройки на селе осуществляется комплексный подход, при котором конкретные мероприятия реализуются по всем обозначенным выше целевым направлениям. При этом приоритетными в условиях дефицита бюджетных средств будут мероприятия, что осуществляются за счет организационных мер, а также те, реализация которых будет положительно влиять практически на все звенья АПК.
Совершенствование форм собственности и хозяйствования осуществляется исходя из принципа, что для каждой из них имеется своя экономическая и продуктовая ниша в сельскохозяйственном производстве, а их объединение на отдельных технологических стадиях производственного процесса или же в самой системе разделения труда обеспечивает наивысший эффект в производстве продуктов питания.
При проведении внутрихозяйственных преобразований приоритет отдается реализации прав собственности работников предприятий на произведенную ими продукцию в сравнении с правом собственности на землю и средства производства. Эффект от такого подхода, как показывает практика, наступает немедленно, в то время как результатов от предоставления прав собственности на землю и средства производства следует ожидать не скоро.
Крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, колхозы, АО, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы и т.п.) на перспективу остаются основными производителями зерна, мяса, молока и яиц в области. В данной категории хозяйств следует также увеличить объемы производства картофеля и овощей, как наиболее рентабельных в современных условиях сельскохозяйственных культур, возделывание которых может укрепить экономику сельхозпредприятий.
В коллективно - кооперативном секторе (АО, ООО, колхозы, кооперативы, ассоциации и т.п.) уточняется правовой статус предприятий и обеспечивается более четкая персонализация собственности в целях повышения эффективности ее использования. Форма АО рекомендуется для сельхозпредприятий промышленного типа, где труд каждого работника занимает определенное место в общей системе технологического процесса, а увязка трудового вклада отдельного работника с результатами работы цеха или предприятия в целом является весьма сложной, где производство весьма фондоемко, а капитал выступает важным фактором его развития.
Формирование и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в целях вовлечения дополнительных ресурсов, в т.ч. резервов труда и личных сбережений населения в сферу производства и обеспечения на этой основе увеличения продовольственных товаров, создания конкурентной среды и формирования класса собственников. В качестве приоритетных принимаются направления (коневодство, пчеловодство, овцеводство, птицеводство и др.), которые слабо представлены в крупнотоварном производстве и приусадебных хозяйствах населения. Осуществляется переход от стихийности в становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств к ежегодному квотированию их численности, получающей финансовую, кредитную и другую поддержку.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся приоритетными направлениями производства, имеющие в общем доходе более 50% дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, финансами и кредитами поддерживаются максимально.
Развитие коллективного садоводства и огородничества осуществляется, главным образом, за счет экстенсивных факторов расширения площадей под садами и огородами, посредством наделения земельными участками всех желающих заниматься этими видами деятельности.
К материально - техническому обеспечению и сбыту излишней продукции коллективных садов и огородов, также как и приусадебных хозяйств, максимально привлекается потребительская кооперация.
Коренным образом изменяется отношение к личному подсобному хозяйству населения, которое вслед за сельхозпредприятиями является второй по значимости категорией производителей сельхозпродукции, способствующей стабилизации продовольственного рынка в период кризисной ситуации и являющейся реальной базой создания крестьянских (фермерских) хозяйств.
Исходя из этого, принимаются меры по увеличению приусадебных участков, обеспечению граждан сортовыми семенами сельхозкультур, племенным молодняком скота и птицы, удобрениями, комбикормами, всеми видами обслуживания по доступным ценам. Создаются экономически выгодные условия для приусадебных хозяйств при реализации сельхозпродукции путем ее контрактации и авансирования, переработки на давальческих началах и т.п. На данную категорию хозяйств распространяются льготы по финансовой поддержке и кредитованию сельхозпроизводства. Стимулируется их кооперирование для решения проблем материально - технического обеспечения, сбыта и переработки сельхозпродукции.
Рациональное использование ресурсов производства и рост производительности труда в предприятиях всех сфер АПК достигается за счет внедрения в них эффективных систем внутрихозяйственных (внутрипроизводственных) экономических отношений, реализации программы реформирования, осуществления структурной перестройки, введения бизнес - планирования. На сельхозпредприятиях осваиваются ресурсосберегающие системы земледелия и животноводства. Получение возвратных и безвозвратных средств поддержки предприятий АПК ставится в прямую зависимость от степени реализации вышеперечисленных мероприятий.
При разработке и освоении ресурсосберегающих систем земледелия и животноводства, бизнес - планов и программ реформирования в сельскохозяйственных предприятиях основное внимание следует уделять относительному снижению себестоимости и росту производительности труда. При этом реализуются мероприятия технологического, организационного и экономического характера. В предприятиях индустриального типа (животноводческие комплексы, птицефабрики) поддерживаются и совершенствуются промышленные технологии, обеспечивающие наименьшие удельные издержки производства и высокий уровень производительности труда.
Для несостоятельных предприятий и предприятий, находящихся на грани банкротства, среди первоочередных технологических мероприятий следует выделить переход к малозатратным технологиям (биологическим системам земледелия, нефондоемким формам содержания скота, дешевым источникам энергии, системам производства дешевых кормов и т.п.).
Структурная перестройка в перерабатывающих предприятиях осуществляется в направлении резкого расширения ассортимента выпускаемой продукции, приближения его и качества упаковки к европейским стандартам.
Для обеспечения функционирования агросервиса в интересах сельских товаропроизводителей осуществляется концентрация в их руках контрольного пакета акций, что позволит нейтрализовать его монопольное положение. Одновременно в этой сфере создается конкурентная среда (организуются новые коллективные или частные предприятия: кооперативы, ассоциации, компании; образуются мелкооптовые фирменные магазины запчастей и частные структуры с использованием передвижных средств обслуживания, дилерские пункты заводов - изготовителей техники и др.)
В целях решения задачи повышения технической оснащенности предприятий в условиях дефицита инвестиционных ресурсов развивается система лизинга, проката техники и других форм.
В сфере заготовки, хранения, торговли сельхозпродукцией и продуктами ее переработки создается система оптовых рынков, максимально используется при этом имеющаяся материально - техническая база.
Проблема восстановления, воспроизводства и модернизации производственного потенциала АПК решается посредством разработки и реализации специальных комплексных программ: "Плодородие", "Технологии ресурсосбережения в АПК", "Механизация", "Племенное дело", "Селекция и семеноводство", "Кадры АПК", "Перерабатывающая и пищевая промышленность".
Для решения проблемы модернизации и технологического перевооружения предприятий АПК привлекается научно - технический и промышленный потенциал АПК области, реализация мероприятий по программе "Плодородия" начинается с осуществления мер по внесению не менее 45 - 50 кг минеральных удобрений на 1 гектар. На первом этапе реализации программы "Механизация" приобретаются высокотехнологические комплексы по посеву, заготовке кормов и уборке урожая.
Взаимоотношения между предприятиями в АПК предлагается строить на основе кооперации и агропромышленной интеграции. Сельские товаропроизводители любых форм объединяются на кооперативных началах для решения проблем выгодного сбыта продукции, ее переработки, льготного кредитования, эффективного снабжения материально - техническими ресурсами и т.п. Объектами кооперирования также могут быть перерабатывающие цеха, мастерские, автохозяйства, хранилища, строительные и другие цеха сельхозпредприятий, которые в результате сокращения объемов собственного производства, используют мощность не в полную силу.
На базе перерабатывающих и крупных сельскохозяйственных предприятий, специализированных магазинов и специализированной инфраструктуры (хладокомбинаты, базы хранения и т.п.) и при участии банковских структур могут создаваться продуктовые (мясные, молочные и др.) агропромышленные корпорации.
Запуск механизма паритетного ценообразования в АПК позволит руководителям и специалистам сельхозпредприятий иметь реальные финансовые возможности для введения более действенных систем материального стимулирования работников сельского хозяйства, жестко увязывающих размеры заработной платы с результатами производства.
Несмотря на то, что обеспечение паритета цен возможно лишь в идеале, тем не менее введение системы контроля за необоснованным повышением (понижением) цен, системы удешевления топливоэнергетических ресурсов и минеральных удобрений, системы защитных цен позволяет в значительной степени к нему приблизиться. При этом, чем более действенным будет контроль за ценами и чем в большой степени будут удешевлены основные ресурсы, поступающие в АПК, тем меньше потребуется финансовых средств из фонда поддержки (в том числе ассигнований из бюджета) для обеспечения предлагаемого механизма ценообразования.
Приближение к паритету цен обеспечивается также за счет создания лизингового фонда, земельного банка.
Основную часть поддержки следует направлять предприятиям АПК в форме выделения бюджетных ссуд и льготных кредитов. Обеспечение доступа к получению ссуд и льготных кредитов сократит потребность в финансовых ресурсах из фонда поддержки предприятия АПК, а также нагрузку на бюджет области.
Защита сельхозтоваропроизводителей области обеспечивается созданием условий, при которых средства из областного бюджета используются только для поддержки сельхозтоваропроизводителей Пермской области.
Привлечение частных инвестиций в модернизацию перерабатывающей промышленности и животноводческих комплексов, создание оптовых продовольственных рынков и т.п. осуществляется путем предоставления предпринимателям льгот по налогам.
В сфере внешнеэкономической деятельности осуществляются следующие действия:
- сокращение ввоза продукции, имеющейся в достаточном количестве в области;
- стимулирование ввоза технологий, ноу - хау, высокопроизводительного оборудования, значительно превосходящих отечественные аналоги;
- предотвращение ввоза импортных продуктов питания по демпинговым ценам, подрывающего конкурентоспособность местного продовольствия;
- содействие объединению импортеров продуктов питания в союзы по видам продуктов с целью координации их деятельности, исключения неэффективных контрактов, информирования оптовых покупателей зарубежной продукции о всей гамме возможностей импорта и ценах.
Изменение отраслевой структуры производства и доходов на селе в условиях Пермской области доходы от сельского хозяйства не обеспечивают достаточный уровень жизни на селе. Поэтому сельское хозяйство необходимо сочетать с несельскохозяйственными видами деятельности и на этой основе осуществлять повышение уровня занятости и доходности сельских жителей. В первую очередь это относится к северным районам области, где структурная перестройка должна осуществляться в направлении развития лесозаготовки, деревообработки и промысловой деятельности. В большинстве других районов области основным направлением отраслевой структурной перестройки должно стать развитие производств по хранению и переработке сельскохозяйственного сырья. В целях экономии финансовых, материальных и сырьевых (в т.ч. вторичных) ресурсов организация таких производств осуществляется на кооперативной основе. Между крупными перерабатывающими предприятиями и малой переработкой возможно разделение труда. При этом перерабатывающие цеха сельхозпредприятий могут заниматься производством традиционных продуктов (масло животное, сыр, мясо, колбасы), а крупные предприятия пищевой промышленности - осваивать выпуск широкого ассортимента продуктов (десятки наименований), приближая его к европейскому.
Успех реализации данной программы во многом будет зависеть от системы научного обеспечения АПК области, наиболее слабым звеном которого является стадия освоения научно - технической продукции и передового опыта в конкретном производстве. Решение проблемы возможно посредством создания областного Инновационного центра и функционирующей под его руководством сети информационно - консультационных пунктов.
Перечень мероприятий, обеспечивающих решение задач, прилагается (Приложение 1).
3. Основные мероприятия программы
Совокупность мероприятий, представленных в приложении 1, обеспечивает решение задач и достижение поставленных целей. Несмотря на свою необходимость для реализации генеральной цели, каждое из мероприятий имеет при этом разную значимость.
Некоторые мероприятия обеспечивают решение не одной, а нескольких задач, а иные, не требуя при этом существенных финансовых издержек, могут быть реализованы за счет организационных мер. На такие мероприятия делается основная ставка.
Часть мероприятий является весьма ресурсоемкой, но они необходимы, т.к. обеспечивают стабилизацию и дальнейшее развитие АПК. Основная ставка в Программе делается на 10 первоочередных мероприятий (таблица 2).
Таблица 2
Первоочередные мероприятия Программы "Реформирование АПК
Пермской области и структурной перестройки на селе" и
примерная потребность в финансовых ресурсах для ее
реализации
N п/п |
Наименование мероприятий |
Потребность средств из областного бюджета на 1997-2001 гг. всего млрд. рублей |
в т.ч. по годам (млрд. руб.) | ||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Содержание бюджетных организаций Противоэпизоотические мероприятия Разработка и реализация Программы "Кадры АПК", научно - исследов. разработки Программа по повышению плодородия почв (внесение не не менее 45-50 кг минеральных удобрений на 1 гектар) Реализация программы "Селекция и семеноводство" Государственная поддержка племенного дела в животноводстве Частичная компенсация стоимости комбикормов специализированным сельхозпредприятиям Техническое перевооружение сельскохозяйственной отрасли Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств Создание областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства ВСЕГО: |
150.0 27.5 20.5 313.5 80.0 241.0 440.0 575.0 50.0 102.5 2000.0 |
30.0 5.5 4.1 60.7 16.0 48.2 88.0 115.0 10.0 22.5 400.0 |
30.0 5.5 4.1 63.2 16.0 48.2 88.0 115.0 10.0 20.0 400.0 |
30.0 5.5 4.1 63.2 16.0 48.2 88.0 115.0 10.0 20.0 400.0 |
30.0 5.5 4.1 63.2 16.0 48.2 88.0 115.0 10.0 20.0 400.0 |
30.0 5.5 4.1 63.2 16.0 48.2 88.0 115.0 10.0 20.0 400.0 |
Примечание. Централизованные средства по мероприятиям 4, 8, 9, 10 распределяются между районами и сельхозтоваропроизводителями с учетом продукции, поставляемой в областной продовольственный фонд. Реальная обеспеченность первоочередных мероприятий Программы финансовыми ресурсами уточняется ежегодно при составлении бюджета.
С учетом дефицита бюджетных средств и новых экономических условий работы сельскохозяйственных коллективов предлагается в основу государственной поддержки по развитию сельскохозяйственных предприятий положить следующие направления: 1. Повышение плодородия земли за счет увеличения внесения минеральных удобрений до 45 - 50 кг/га. 2. Сохранить государственную поддержку по программе "Семена". 3. Сохранить оказание государственной помощи по животноводству и племенной работе, а также существующий порядок компенсации части стоимости комбикормов для животноводческих комплексов и птицефабрик. 4. Для технического перевооружения сельскохозяйственной отрасли создать областной лизинговый фонд на возвратной основе с последующим его увеличением и с первоначальным объемом 65 - 70 млрд. рублей в 1997 году. 5. С целью развития и укрепления отрасли создать областной бюджетный фонд "Сельский дом" с выделением долгосрочной ссуды (до 10 лет) на строительство жилья, также на возвратной основе с последующим увеличением и с первоначальным объемом 20 млрд. рублей в 1997 году. Такой новый экономический механизм позволит решить два вопроса: 1. Самому сельхозпроизводителю с наибольшей рациональностью использовать финансовые ресурсы. 2. В несколько раз поднять эффективность вкладываемых в отрасль государственных средств. А также профинансировать остальные мероприятия таблицы 2, так как работа по реализации первых пяти мероприятий без них будет затруднена.
4. Ресурсное обеспечение программы
Общая потребность в финансовых ресурсах складывается из тех затрат, которые необходимы для реализации мероприятий программы. Для финансирования программы необходимо задействовать все возможные источники финансирования: федеральный бюджет, областной бюджет, районные и городские бюджеты, средства предприятий АПК, прибыль учетно - вексельного дома, средства областного лизингового фонда, фонда индивидуального строительства жилья, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, машиностроительных предприятий - поставщиков сельскохозяйственной техники, предпринимателей и т.п. (приложение).
Наименьшие издержки потребуются для реализации мероприятий программы, обеспечивающих достижение цели 1. В то же время, за счет их может быть получено до 25% общего эффекта от реализации программы. Наиболее ресурсоемкими являются мероприятия по достижению цели 2, так как связаны с инвестированием в воспроизводство производственного потенциала АПК (земельных ресурсов, основных фондов и трудовых ресурсов). Несмотря на существенные затраты, они являются необходимыми, т.к. усилившиеся тенденции в разрушении производственного потенциала могут привести к необратимым процессам.
5. Организация, формы и методы управления программой
Обычно для управления целевыми комплексными программами создаются специальные органы управления. В условиях дефицита финансов, кризиса в агропромышленном комплексе, вряд ли целесообразно это делать. К тому же существующий орган управления в своей основе призван заниматься именно этими же проблемами: реформированием АПК и структурной перестройкой на селе. В случае создания специального органа управления программой невольно произойдет дублирование функций данными двумя органами управления.
Предлагается в рамках реализации рассматриваемой программы перейти к программно - целевому управлению АПК Пермской области. В этой связи Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия становится органом управления программой реформирования АПК области и структурной перестройки на селе.
Кроме функций непосредственного управления целевой программой, Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия, как структурное подразделение Администрации области, по-прежнему будет выполнять функции и текущего обеспечения функционирования АПК. Учитывая повторяемость и прогнозируемость текущих мероприятий, целесообразно постепенно адаптировать программу к совокупности данных обстоятельств. Как и прежде, Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области будет осуществлять координацию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Линейно - функциональные связи при этом сохраняются. Сложившиеся ранее взаимоотношения с Минсельхозпродом РФ максимально используются для финансового, материально - технического и информационного обеспечения программы.
6. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы строится по вертикали, объединяя сверху вниз договорными отношениями орган управления программой, являющийся заказчиком (генподрядчиком), исполнителей работ - подрядчиков и исполнителей отдельных этапов работ - субподрядчиков.
Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия, как орган управления программой, наделяется финансовыми ресурсами, выделяемыми для выполнения программы, и обеспечивает их эффективное использование.
Финансовые средства выделяются департаменту АПК и продовольствия для решения задач и мероприятий Программы в соответствии с ежегодно разрабатываемыми организационными планами.
В основу механизма реализации программы кладется конкурсная договорная система, действующая по принципу подряда. С отобранными на основе конкурса исполнителями департамент АПК и продовольствия заключает контракты, где оговариваются объемы, качество и сроки выполненных работ, а также размеры, формы, сроки, гарантии их оплаты и предоставляемые льготы и ответственность сторон. В контракте определяется также все иные права и обязанности заказчика и исполнителей.
Обязательным элементом механизма реализации программы являются ежеквартальные и годовой финансовые отчеты исполнителей заказчику, порядок и сроки предоставления которых также оговаривается в контракте.
Неотъемлемым элементом механизма реализации программы является социально - экономический мониторинг последствий аграрного реформирования и структурной перестройки на селе. Мониторинг обеспечивает обратную связь с объектами и субъектами реформирования. С помощью мониторинга выявляется реакция последних на реализуемые мероприятия, последствия тех или иных мер, предусмотренных в Программе. На основе поступающей в рамках мониторинга информации производится дифференциальный анализ экономической и социальной ситуации на селе, отношение сельского населения, руководителей, специалистов и работников АПК к узловым вопросам проводимых преобразований. На основе результатов анализа в Программу своевременно вносятся необходимые коррективы.
7. Оценка эффективности реализации программы
Совокупность мероприятий, предусмотренных в программе, позволит в течение двух лет остановить развитие кризисной ситуации в сельском хозяйстве, в том числе и спад производства, создать благоприятные условия для его развития и улучшения финансовой деятельности предприятий (в том числе для возобновления воспроизводственного процесса), создать факторы развития АПК в последующий период.
Развитие кризисной ситуации прекратится в связи с обеспечением условий и созданием внутрихозяйственных факторов для рентабельного производства всех сельскохозяйственных продуктов.
Реализация программы обеспечит, начиная с третьего года, рост производства продукции, что в конечном счете позволит полностью задействовать агроприродный потенциал области и ежегодно получать 1530 тыс. т зерна, 800 тыс. т картофеля, 280 тыс. т овощей, 195 тыс. т мяса в уб. м., 930 тыс. т молока и 915 млн. шт. яиц. При этом названные объемы производства зерна, мяса и молока будут достигнуты за пределами 2001 года, но за счет позитивного воздействия мероприятий программы, объединенных целями 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 и др. реализованных в 1997 - 2001 гг.
Экономическая эффективность от выполнения программы обеспечивается за счет реализации следующих условий:
1. Стабилизация производства в первые два года реализации Программы и дальнейший рост производства сельскохозяйственной продукции позволит увеличить поступления в бюджет, полученные от налогов на прибыль в сфере переработки и торговле, а также в сфере услуг.
2. Сохранение и восстановление разрушенного потенциала за счет реализации программ "Плодородие", "Технологии ресурсосбережения в АПК", "Племенное дело", "Селекция и семеноводство" и др. позволит:
- в несколько раз снизить издержки на его восстановление;
- сэкономить бюджетные средства на создание новых рабочих мест.
3. Сохранение рабочих мест, в свою очередь, сократит расходы на выплату пособий по безработице и выплат малоимущим.
4. Постоянные рабочие места и высокий уровень заработной платы создает дополнительные возможности поступлений в бюджет за счет подоходного налога от физических лиц, а также поступлений во внебюджетные фонды.
Расширение жилищного строительства на селе создаст дополнительные рабочие места в стройиндустрии и увеличит поступления в бюджет от прибыли строительных организаций и предприятий по производству стройматериалов.
Кроме того, за счет обеспечения продовольственной безопасности области исключается возможность увеличения цен на продукты питания экспортерами из развитых стран, которое может привести к ухудшению социально - экономического положения населения всей области.
Реализация Программы позволит уберечь сельскохозяйственные районы от безработицы и роста преступности.
Суммарный экономический эффект от реализации Программы составит свыше 7000 млрд. рублей (приложение 3). Социальный эффект будет заключаться в выравнивании уровня жизни работников сельского хозяйства с уровнем жизни работников таких высокодоходных отраслей, как транспорт, связь и строительство. Выравнивание будет происходить за счет роста уровня заработной платы и доходов от приусадебного хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.