Рассмотрев Концепцию социальной политики в г. Перми, принятую в первом чтении и с учетом предложений постоянных комиссий и депутатов, обобщенных рабочей группой в соответствии с решением Пермской городской Думы от 09.12.97 г. N 197, Пермская городская Дума решила:
1. Принять "Концепцию социальной политики в городе Перми в 1998 - 2000 годах".
2. Считать утратившим силу решение Пермской городской Думы от 20.12.94 г. N 60 "Об итогах конкурса проектов Концепций социальной политики в городе Перми".
3. Подразделениям администрации г. Перми руководствоваться положениями "Концепции социальной политики в городе Перми в 1998 - 2000 годах" при разработке концепций, прогнозов, планов, программ развития отраслей социальной инфраструктуры города.
4. Опубликовать "Концепцию социальной политики в городе Перми в 1998 - 2000 годах" в газете "Вечерняя Пермь".
5. Контроль за выполнением решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по социальной политике (Аникина Н.М.)
Глава города Перми |
Ю.П.Трутнев |
Концепция
социальной политики в городе Перми в 1998 - 2000 годах
(утв. решением Пермской городской Думы от 17 марта 1998 г. N 35)
I. Анализ ситуации
Пермь относится к городам, развитие которых в предыдущие десятилетия осуществлялось прежде всего в интересах военно - промышленного комплекса. При этом социальная сфера создавалась по остаточному принципу. Под определяющим влиянием этих основных факторов и формируется социально - экономическая ситуация в городе. Глубокая конверсия и слабое развитие социальной сферы послужили причинами затяжного кризиса в первой половине 90-х годов, выход из которого был возможен лишь при наличии в городе хорошо продуманной экономической и социальной политики и сосредоточении усилий городских властей, деловых кругов и всего населения на ее последовательной реализации. Одним из шагов в этом направлении стала разработка "Концепции социальной политики в городе Перми", которая была принята Пермской городской Думой 20 декабря 1994 года. Дума также утвердила перечень 20 приоритетных программ по реализации Концепции.
За время, прошедшее с начала реализации Концепции, были созданы условия для роста экономической активности значительной части населения, развития рынка труда, увеличения масштабов дополнительной занятости и самозанятости. Начались процессы перераспределения рабочей силы в пользу высокодоходных предприятий и организаций промышленности, сферы обслуживания, рыночной инфраструктуры. Развивались негосударственные учреждения образования, здравоохранения, других социально - культурных отраслей.
Вместе с тем, развитие городской экономики в кризисный период характеризовалось снижением эффективности и падением производства, высокой инфляцией, что обусловило заметное снижение уровня жизни значительной части горожан, реальной заработной платы и пенсий, рост безработицы. Хронический недостаток бюджетных средств ограничил возможности городских властей в проведении активной социальной политики.
Значительная часть предприятий, прежде всего оборонного комплекса, оказалась в тяжелом финансовом положении. Это привело к росту задолженности по заработной плате, неполной занятости, постепенному разрушению социальной инфраструктуры, которая прежде содержалась за счет предприятий.
Недостаточная обеспеченность доходной части городского бюджета обострила проблему финансирования бюджетных учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры. Заметно ухудшилось положение дел в сфере защиты социальных и трудовых прав и гарантий граждан.
С начала 1997 года основные тенденции экономического и социального развития в городе стали приобретать позитивный характер.
Начался рост экономики. На рынке труда наблюдается сокращение численности безработных, однако хроническая и застойная безработица продолжают расти, а структура занятости все еще остается неэффективной.
Вслед за экономическим ростом наметился рост номинальных денежных доходов населения, который происходит на фоне сокращения темпов инфляции. С начала 1997 года отмечено сокращение задолженности по выплате заработной платы, пособий; ликвидирована задолженность по выплате пенсий. В связи с этим реальные доходы горожан увеличились. Однако отраслевая и территориальная дифференциация доходов населения остается слишком высокой, и численность малоимущих горожан, нуждающихся в социальной защите, не снижается.
Сохраняется проблема недостаточного финансирования бюджетных учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры. Это сдерживает их развитие, осложняет процесс структурной и функциональной адаптации социальной инфраструктуры к рыночным условиям.
Благодаря профилактическим мерам и противоэпидемиологическим мероприятиям снизился уровень заболеваемости по венерическим заболеваниям, ряду инфекционных болезней. Однако угроза эпидемических вспышек сохраняется. Продолжается рост заболеваемости туберкулезом, наркологическими заболеваниями.
Наметились тенденции к снижению преступности - сократилось общее количество зарегистрированных преступлений, увеличилась их раскрываемость. Однако все еще растет преступность среди несовершеннолетних. Характерной чертой является также рост числа экономических преступлений и преступлений, связанных с наркотиками.
Анализ объективных параметров социальной и экономической ситуации, общественного мнения населения, а также учет наиболее существенных причинно - следственных связей в конечном счете показал, что в настоящее время в городе существуют четыре основных проблемных комплекса:
создание условий для эффективной занятости населения;
развитие, структурное и функциональное совершенствование социальной инфраструктуры;
обеспечение защиты гражданских прав и безопасности личности.
социальная защита неконкурентоспособного населения.
В целом социальную ситуацию в городе можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, наметившимися в 1997 году, некоторые негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились, тормозя рост городской экономики и генерируя социальную напряженность.
II. Цель, основные задачи и приоритеты социальной политики
Современная социально - экономическая ситуация в городе диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, совершенствования механизмов реализации социальной политики.
Социальная политика - это разрабатываемая и осуществляемая органами власти система мероприятий по повышению эффективности социального развития, по созданию социально - экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному развитию и самореализации каждого человека.
Стратегической целью социальной политики в настоящее время является создание и развитие системы новых, ориентированных на человека, социальных отношений, регулирование этих отношений и контроль над ними. Социальная политика должна быть направлена на обеспечение максимально возможного на данном этапе развития экономики города уровня и качества жизни всех категорий населения. Социальная политика призвана создавать оптимальные условия воспроизводства населения и ослаблять социальную напряженность, нейтрализуя социально - классовые, профессиональные, национальные и другие конфликты.
Среди основных задач городской социальной политики:
проведение активной политики повышения уровня жизни населения города, развитие активных форм поддержки населения и общественных инициатив, способствующих реализации его возможностей самостоятельно обеспечивать свое благосостояние; проведение активной политики по оптимизации занятости населения в городе, создание условий, способствующих повышению предприимчивости населения;
обеспечение доступности для всего населения города качественных бесплатных гарантированных государством услуг образования, здравоохранения, культуры и спорта проведение институциональных преобразований в этих сферах, а также в жилищно - коммунальном хозяйстве с целью их развития, увеличения функционального и организационного разнообразия, расширения набора платных услуг высокого качества;
формирование эффективного механизма социальной защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, т.е. в ситуации объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно;
формирование эффективной системы защиты гражданских прав и обеспечения безопасности личности.
В 1998 - 2000 годах продолжится экономический подъем, начавшийся в городе в 1997 году. Вслед за ростом экономики будет появляться все больше возможностей для решения актуальных социальных проблем. Анализ сложившейся проблемной ситуации и тенденций социально - экономического развития позволяет сформировать следующую систему приоритетов социальной политики в городе.
В 1998 году:
1) уменьшение застойной и хронической безработицы;
2) создание системы социализации детей и подростков, способствующей их развитию и самореализации;
3) социальная помощь малоимущему населению;
4) формирование системы подготовки и переподготовки кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также муниципальных учреждений;
5) формирование эффективной системы гражданской безопасности;
6) увеличение жилищного строительства и начало жилищно - коммунальной реформы.
В 1999 году:
1) увеличение занятости населения и улучшение ее структуры;
2) совершенствование системы образования с учетом структурной перестройки экономики и потребностей городского рынка труда;
3) социальная помощь малоимущему населению;
4) повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения, реструктуризация и реформирование системы здравоохранения;
5) увеличение жилищного и социального строительства;
6) реформирование жилищно - коммунального хозяйства города.
В 2000 году:
1) обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
2) развитие, структурное и функциональное совершенствование социальной инфраструктуры;
3) сохранение и развитие культурного потенциала города, традиций Пермской региональной культуры;
4) улучшение медико - демографической ситуации;
5) социальная помощь малоимущему населению;
6) реформирование жилищно - коммунального хозяйства города.
Осуществление комплекса социальных программ в этих приоритетных направлениях приведет к постепенному росту уровня жизни населения и снижению социальной напряженности.
При разработке и реализации городской социальной политики, социальных программ и мероприятий необходимо придерживаться следующих принципов:
сочетание экономической свободы и социальной справедливости;
приоритетность интересов и потребностей жителей города при учете региональных и федеральных интересов;
системность и согласованность социальных программ и мероприятий;
последовательная смена целей и приоритетов от этапа к этапу при оптимальном сочетании и непротиворечивости долгосрочных и краткосрочных целей;
оптимальное сочетание социальной, экономической и экологической эффективности;
постоянный мониторинг социальных процессов;
стимулирование экономической и социальной активности населения;
концентрация усилий и ресурсов в проблемных и перспективных сферах социальной жизни;
адресность социальной помощи;
многоканальность финансирования социального развития;
соответствие федеральному и региональному законодательству;
демократизация управления;
гласность социальной политики.
III. Основные направления социальной политики
1. Занятость населения
Целью городской социальной политики в сфере занятости населения является обеспечение постоянной занятости для всех способных и желающих трудиться в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями на самых благоприятных условиях занятости.
Для достижения этой цели решаются следующие основные задачи:
обеспечение и улучшение профессиональной мобильности трудящихся;
улучшение структуры занятости в отдельных отраслях экономики;
предотвращение, компенсирование или устранение отрицательных социальных последствий, возникающих в связи с техническим прогрессом или структурными изменениями в экономике;
оказание помощи безработным в поисках новой работы;
содействие профессиональной адаптации лиц, получивших физические или нравственные травмы;
оказание помощи женщинам, молодежи, пожилым людям и инвалидам, неконкурентоспособным на рынке труда;
помощь работодателям в поиске необходимых им работников;
создание условий для того, чтобы желающие трудиться получали навыки, необходимые для осуществления деятельности в соответствии с их наклонностями и правом на свободный выбор профессии и работы;
создание оптимальных условий занятости с помощью системы коллективных договоров;
противодействие нелегальной занятости;
обеспечение минимального дохода временно не работающим посредством выплаты пособия по безработице.
Исходным условием регулирования рынка рабочей силы является организация эффективного маркетинга и мониторинга рынка труда, то есть оперативного изучение и анализа конъюнктуры спроса на рабочую силу и предложения рабочих мест со стороны работодателей, а также выявление ориентаций населения при выборе сферы занятости и места работы. Имеющиеся существенные различия в приросте трудовых ресурсов, трудообеспеченности и качестве трудового потенциала Перми и тяготеющей к городу территории обусловливают необходимость взаимовыгодных отношений между ними в границах Пермской агломерации при разработке и реализации политики на рынке труда.
Наиболее общая и долговременная задача городской политики в сфере занятости населения состоит в расширении спроса на труд прежде всего за счет:
проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные инновационные отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
поощрения развития новых производств, основывающихся на разных формах собственности;
прямого или косвенного финансирования из городского бюджета создания постоянных рабочих мест;
введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.
Одним из важнейших факторов регулирования занятости должна стать городская система целенаправленной (основанной на городской структурной политике) профессиональной подготовки и переподготовки незанятых граждан как в государственных учебных заведениях, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях по направлению службы занятости или в ее учебных центрах за счет средств фонда занятости.
На предприятиях надо стимулировать использование следующих мер, способствующих частичной или полной компенсации потери работы:
организация профессионального переобучения высвобождаемых работников за счет средств собственника или фонда занятости;
консультирование и обучение увольняемых навыкам самостоятельного поиска работы,
посылка родственным фирмам, предприятиям рекомендательных писем по кандидатурам увольняемых;
выплата выходного пособия, материальных вспомоществований в повышенных по отношению к гарантированному законодательно минимуму размерах.
Необходимо совершенствовать систему регистрации свободных рабочих мест, активизировать создание единого банка данных, позволяющего любому жителю города получать информацию о вакансиях, условиях предлагаемой работы по каждой профессии, что имеется в городе, в смежных регионах, в области в целом.
Эффективной структурой, способствующей цивилизованному решению проблем занятости на территории города или района, становится постепенно развивающаяся сеть помогающих в трудоустройстве консультационных бюро, которые осуществляют свою деятельность по следующим основным направлениям:
анализ и подведение итогов предыдущей работы увольняемых и разработка одного или нескольких проектов дальнейшей карьеры;
разработка стратегии и методов изучения положения на рынке труда;
установление контактов с кадровыми службами предприятий, другими службами, профессиональными объединениями;
изучение предложений о найме.
При массовых увольнениях такая работа может проводиться с целыми группами увольняемых.
Для сглаживания критических пиков структурной безработицы необходимо широко использовать общественные работы - общедоступные виды трудовой деятельности, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки и организуемые с целью включения в активную трудовую деятельность лиц, испытывающих затруднения в поисках постоянной работы, а также для более полного удовлетворения потребностей социального развития территории, благоустройства населенных пунктов, создания инфраструктуры и других благоприятных условий, способствующих привлечению в город инвестиций и предпринимателей.
Таким образом, политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.
2. Социальная защита
Целью системы социальной защиты является формирование эффективного механизма социальной защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основным содержанием политики в сфере социальной защиты населения является усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказании помощи социально уязвимым группам населения. Необходимо упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, с тем чтобы увеличить размеры пособий реально нуждающимся семьям.
Исходным пунктом разработки городской системы социальной защиты населения является определение городского прожиточного минимума. Прожиточный минимум используется для оценки материального положения населения и разработки городских социальных программ, определения малообеспеченности граждан и оказания им адресной социальной помощи. Величина прожиточного минимума должна утверждаться городской Думой и регулярно пересматриваться с учетом динамики потребительских цен. Прожиточный минимум может также рассчитываться по отдельным группам населения, исходя из задач их социальной поддержки.
Составным элементом социальной защиты является социальная помощь нуждающимся гражданам. На городском уровне нуждающимся в социальной защите гражданам и семьям оказывается адресная дифференцированная помощь в денежной и натуральной форме в виде услуг или льгот, предоставляемых на основе федеральных социальных гарантий за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных источников.
Будет продолжена работа по преодолению дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания и обеспечению всех нуждающихся в социальной помощи и услугах в полустационарных условиях и на дому, по реконструкции зданий и сооружений, принадлежащих учреждениям и созданию в них приемлемых условий для проживания.
Продолжится работа по оптимизации и развитию сети стационарных учреждений социального обслуживания, расширению перечня предоставляемых нуждающимся гражданам социальных услуг и существенному повышению их качества, определению порядка предоставления бесплатного социального обслуживания и оказания платных социальных услуг в муниципальной системе социальных служб. Получит дальнейшее развитие гериатрическая служба.
Приоритетами социальной защиты инвалидов являются:
создание центров профессиональной, социально - медицинской и социально - психологической реабилитации;
обеспечение условий для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни - на объектах социального и производственного назначения, связи и информатизации, на транспорте;
создание оптимальных условий для самообслуживания инвалидов путем формирования новой инфраструктуры и развития сложившейся.
Назрела необходимость в организации социальной защиты семьи, ориентированной на оказание ей услуг материального и, прежде всего, нематериального характера, переориентации социальной помощи семье с денежных выплат на услуги. Важным звеном на пути решения этой задачи является создание центров помощи семье - медико - социальной, психологической и педагогической.
Одновременно с решением вопросов материального достатка и благополучия семей необходимо проводить профилактику социального неблагополучия, создавать практические службы, медицинские и реабилитационные центры для детей и подростков с отклоняющимся поведением, комплексные реабилитационные центры для детей со стационарными отделениями - приютами.
3. Социальная инфраструктура
Цель развития социальной инфраструктуры - обеспечение доступности для всех жителей города гарантированных государством и городским самоуправлением качественных бесплатных услуг образования, здравоохранения, культуры, спорта, проведение институциональных преобразований в этих сферах, а также в жилищно - коммунальном хозяйстве с целью их развития, увеличения функционального и организационного разнообразия, расширения набора платных услуг высокого качества.
Основные направления развития системы образования:
разработка и введение новых механизмов реализации конституционных гарантий в области образования,
формирование системы образовательных стандартов и контроля качества образования;
обеспечение количественной и качественной сбалансированности потребностей экономики в специалистах и потенциала системы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
создание финансово - экономических условий для повышения качества образования на основе развития инновационной деятельности, вариантности учебных программ и технологии обучения;
содействие развитию сети образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования различных организационно - правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных;
создание условий для реализации всеми образовательными учреждениями полномочий юридического лица, расширение их экономической самостоятельности;
значительное улучшение материально - технической базы всех учреждений, связанных с образованием и подготовкой кадров, повышение технической оснащенности учебно - воспитательного процесса на всех его этапах, ускоренная компьютеризация, развитие информационно - коммуникационных сетей;
оптимизация численности и функциональной нагрузки кадрового состава образовательных учреждений, подготовка и переподготовка преподавателей, способных обеспечить проведение учебного процесса с учетом современных требований, создание системы социальной поддержки педагогических работников;
уменьшение числа студентов и учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ в учебных группах, снижение наполняемости классов в школах и групп в детских дошкольных учреждениях, развитие индивидуального обучения;
снижение многосменности учебных занятий на дневных отделениях учебных заведений и в общеобразовательных школах;
создание коррекционно - диагностических, реабилитационных центров для особых групп детей;
демократизация управления.
Основные направления развития здравоохранения:
повышение эффективности профилактических мероприятий среди населения;
активизация работы по формированию и пропаганде здорового образа жизни, особенно среди молодежи, по профилактике наркомании и токсикомании, воспитание у людей потребности быть здоровыми;
дальнейшее совершенствование бюджетно - страховой медицины путем изменения системы оплаты медицинской помощи по конечному результату лечения и усилению контроля качества лечения;
повышение эффективности взаимодействия управления здравоохранения с учреждениями системы обязательного медицинского страхования: выработка единых подходов к планированию и организации медицинской помощи, контролю ее качества, совершенствование финансового контроля и учета, создание единой системы информационного обеспечения управления;
систематическое проведение реконструкции и технического перевооружении всех лечебно - профилактических учреждений с учетом реструктуризации коечного фонда;
увеличение расходов на здравоохранение и распределение их с учетом приоритетности мероприятий и уровня здоровья населения, первоочередное обеспечение профилактики и лечения социально значимых заболеваний;
развитие системы общей врачебной практики (семейной медицины);
совершенствование лекарственного обеспечения льготных групп населения путем внедрения новой системы закупа, учета и контроля за реализацией медикаментов;
повышение экономической эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
Основные меры по поддержке культуры:
укрепление материально - технической базы учреждений культуры и искусства, увеличение финансирования культурных мероприятий;
увеличение финансирования культурных мероприятий, учреждений культуры и искусства из средств городского бюджета, укрепление материально - технической базы сферы культуры;
целевая поддержка уникальных культурных объектов, творческих коллективов и деятелей культуры;
внедрение конкурсных основ для поддержки социально значимых проектов и программ в области культуры и искусства;
специализация клубных учреждений с учетом интересов разных социальных групп;
развитие благотворительности, меценатства и попечительства, активная пропаганда пермской региональной культуры.
Основные меры по поддержке физической культуры и спорта:
активизация физкультурно - оздоровительной и профилактической работы с населением с целью улучшения состояния физического здоровья граждан, и в первую очередь молодого поколения, расширение числа клубов, центров социальной поддержки детей, подростков, инвалидов, активизация деятельности лечебно - оздоровительных организаций;
расширение и модернизация физкультурно - оздоровительных объектов массового посещения с предоставлением бесплатных услуг, в первую очередь молодежи, подросткам и детям;
улучшения качества, расширение спектра и доступности услуг, предоставляемых учреждениями физической культуры и спорта.
Основные направления жилищной политики:
продолжение приватизации жилищного фонда, как муниципального, так и ведомственного, создание эффективного городского рынка жилья;
обеспечение дешевым муниципальным жильем в пределах принятых в городе норм только социально неконкурентоспособных слоев населения;
переход от дотирования жилищно - эксплуатационных организаций к выплате адресных субсидий малообеспеченному населению на оплату расходов по содержанию и ремонту жилья, а также коммунальных услуг;
дифференцирование уровня платы за жилье и коммунальные услуги, а также налога на недвижимость в соответствии с рыночной стоимостью жилья и услуг;
развитие жилищных объединений, ассоциаций, кондоминиумов, кооперативов и других форм совместного владения и управления жилым фондом;
содействие жилищному строительству посредством использования для этого средств городского бюджета, выпуска жилищных сертификатов и облигаций, предоставления налоговых льгот, выделения строительных участков, оказания поддержки кредитным учреждениям, выдающим ссуды для индивидуального строительства и жилищно - строительным кооперативам, а также поощрение мер по накоплению средств на жилищное строительство путем предоставления премий;
научное обоснование социального заказа на перспективную структуру жилищного строительства по видам застройки, конструктивным типам зданий, квартирному составу жилищного фонда, планировке и оборудованию квартир;
разработка принципов реконструкции старых жилых районов с преобладанием морально устаревших типов домов и планировки квартир, укрепление индустриальной базы капитального ремонта и модернизации застройки;
адаптация муниципального жилья к условиям нормальной жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями;
создание проектной базы и освоение строительной индустрией городского благоустроенного малоэтажного жилища, в том числе коттеджного, для высокоплотной застройки смешанной этажности (2 - 4 этажа), а также домов различных конструктивных типов.
4. Гражданская безопасность
Целью системы гражданской безопасности является создание гарантий защиты жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан, обеспечение общественной безопасности и правопорядка.
Наиболее важная проблема - преступность. В сфере охраны общественного порядка необходимо предпринять следующие меры:
способствовать удовлетворению самых неотложных финансовых и материально - технических потребностей органов охраны правопорядка;
предпринять (в рамках соответствующих полномочий) меры, препятствующие проникновению организованной преступности во властные органы, финансовые и коммерческие структуры;
предпринять (в рамках соответствующих полномочий) меры, препятствующие "отмыванию" денег, полученных противоправным путем;
обеспечить общественный контроль за деятельностью органов правопорядка;
стимулировать самодеятельность граждан по охране порядка и взаимопомощи по месту жительства;
обеспечить социальную защиту сотрудников правоохранительных органов.
В сфере охраны гражданских прав необходимо осуществить следующие мероприятия:
способствовать ускоренному развитию адвокатуры;
улучшить материально - технические условия деятельности адвокатур, судов и прокуратур;
обеспечить защиту от преступных посягательств и социальную защиту адвокатов, судей и прокуроров;
сформировать структуры досудебного рассмотрения трудовых споров, основанные на принципах паритетного участия социальных партнеров, организовать специализированные составы судебных работников, которые будут разрешать индивидуальные и коллективные споры, вытекающие из трудовых отношений;
способствовать созданию и развитию организаций по защите прав потребителей, акционеров и неинституциональных инвесторов.
Обеспечение экологической безопасности должно предусматривать следующие мероприятия:
обеспечение населения города доброкачественной питьевой водой;
оздоровление воздушной среды;
стимулирование улучшения условий труда и техники безопасности на промышленных и транспортных объектах;
гарантирование радиационной безопасности;
стимулирование разработки и внедрения экологически чистых технологий;
осуществление мер по переносу за пределы города экологически опасных производств, безусловное запрещение нового строительства подобных производств.
IV. Механизм реализации социальной политики
Механизм реализации социальной политики предназначен для эффективного управления органами власти процессом создания условий для свободного и всестороннего развития каждого человека. В течение последних лет такой механизм, представленный прежде всего муниципальными, а также общественными и частными структурами, в основном создан. Однако динамично меняющаяся социально - экономическая ситуация требует постоянного совершенствования форм и методов реализации городской социальной политики. Особое значение приобретает программно - целевой подход, который предусматривает формирование системы согласованных, взаимоувязанных, непротиворечивых целевых программ.
Целевая программа представляет собой согласованный по целям, ресурсам исполнителям и срокам осуществления комплекс научно - исследовательских, социально - экономических, производственных, организационно - хозяйственных и других мероприятий, направленных на решение какой-либо одной или нескольких взаимосвязанных проблем. Программа должна иметь четко выраженный целевой характер, ориентироваться на эффективное решение поставленной проблемы и характеризоваться конкретными конечными результатами.
Анализ и прогноз социально - экономической проблемной ситуации, выявление социальных проблем, решение которых целесообразно программно - целевым методом, осуществляется при помощи постоянно действующего мониторинга, представляющего собой информационно - аналитическую основу разработки и реализации городских социальных программ.
Система целевых программ по реализации городской социальной политики включает следующие программные комплексы, каждый из которых состоит в свою очередь из ряда программ и подпрограмм:
комплекс программ по обеспечению эффективной занятости населения, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы;
комплекс программ по социальной защите неконкурентоспособных категорий населения;
комплекс программ по развитию, структурному и функциональному совершенствованию социальной инфраструктуры;
комплекс программ по обеспечению гражданской безопасности.
Важным фактором успешной реализации городской социальной политики является ее идеологическое обеспечение, которое должно способствовать преодолению отчуждения населения города от власти, а власти - от ответственности за результаты социальной политики, а также созданию в городе благоприятного социально - психологического климата.
Другими важными направлениями совершенствования механизма реализации городской социальной политики являются:
разработка системы нормативно - правовых актов по социальной политике в городе, отстаивание городских интересов в процессе создания законодательных основ социальной политики на областном и федеральном уровнях;
установление нормативов бюджетных средств на социальное развитие, обеспечивающих вначале простое, а затем расширенное воспроизводство муниципальной социальной инфраструктуры;
разработка городской структурной и инвестиционной политики, исходя из социальных приоритетов, интересов и потребностей жителей города;
достижение согласия (общественного договора) с предпринимателями и профсоюзами;
организация конструктивного взаимодействия инициативного населения с муниципальными ведомствами и службами по реализации совместных программ;
активная поддержка благотворительности;
последовательная функциональная деконцентрация управления;
поддержка общественного самоуправления и общественных инициатив; формирование системы социальных стандартов и норм обеспеченности горожан важнейшими услугами социальной сферы;
совершенствование системы социального мониторинга городских процессов.
Оценка эффективности городской социальной политики производится с использованием системы статистических и социологических показателей, включающей наряду с частными и интегральные показатели, обобщающие объективные и субъективные компоненты социальной ситуации.
Необходимая для оценки эффективности социальной политики информационно - аналитическая база формируется благодаря постоянно действующему городскому социальному мониторингу, который должен опираться на репрезентативную социальную и территориальную выборку. Мониторинг дает возможность оценить параметры социальных процессов и эффективность социальной политики как с объективной стороны - с использованием статистических показателей, предоставляемых статистическими органами и муниципальными структурами, так и с субъективной точки зрения - с использованием данных социологических опросов, являющихся неотъемлемой частью социологического мониторинга и позволяющих диагностировать и прогнозировать общественное мнение жителей города и их отношение к социальной политике, проводимой городскими властями.
Для интегральной оценки эффективности городской социальной политики можно использовать такие показатели, как уровень жизни, уровень социальной напряженности и уровень социального благополучия.
Уровень жизни характеризует степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей и выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг. Объективная оценка уровня жизни проводится по таким статистическим показателям, как коэффициент естественного прироста (убыли) населения, уровень заболеваемости населения, среднедушевые реальные доходы населения, средний минимальный потребительский бюджет на одного работающего, доля населения, проживающего в отдельных квартирах, число телефонов на 1 тыс. жителей и др. Субъективная оценка уровня жизни горожан осуществляется с использованием данных социологических опросов населения.
Социальная напряженность - это состояние общественного сознания и общественного бытия, формирующееся в результате развертывания процесса возникновения, развития и разрешения противоречий между ценностями, интересами и потребностями субъектов общественной жизни и возможностями для их реализации. Уровень социальной напряженности показывает степень развития этих противоречий, степень актуализации социальных проблем. Объективная оценка уровня социальной напряженности проводится по статистическим показателям, среди которых уровень безработицы, отношение среднедушевого дохода к минимальному потребительскому бюджету, выбросы вредных веществ в атмосферу на одного жителя, уровень преступности и др. Субъективная оценка уровня социальной напряженности осуществляется с использованием данных социологических опросов.
Социальное благополучие - состояние субъекта общественного процесса (индивида, территориальной общности, общества в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения, то есть спокойной жизнью в довольстве и достатке. Показатель уровня социального благополучия можно найти, вычислив отношение между показателями уровня жизни и уровня социальной напряженности. Таким образом, уровень социального благополучия населения - наиболее обобщенный показатель среди всех показателей эффективности социальной политики.
Сравнив эти три показателя, рассчитанных для Перми, с такими же показателями для Перми за предыдущие периоды или с показателями Пермской области, соседних городов и регионов, а также России в целом, можно дать однозначную количественную оценку эффективности городской социальной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермской городской Думы от 17 марта 1998 г. N 35 "О концепции социальной политики в городе Перми в 1998 - 2000 годах"
Текст решения официально опубликован не был