Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 16 февраля 2006 г. N 2893
Концепция
целевой Программы "Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации, проживающих
в Пермском крае (2006 - 2010 годы)"
Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления на территории Пермского края в сфере патриотического воспитания.
Концепция целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае (2006-2010 годы)" (далее - Концепция патриотического воспитания) разработана в соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 422.
1. Описание проблемы, анализ причин сложившейся проблемной ситуации,
возможные сценарии развития проблемной ситуации
Словари Ожегова, философский, политический, иностранных языков определяют патриотизм как:
любовь к Родине;
преданность своему Отечеству, готовность к его защите;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой родной край;
ответственность за судьбу Родины и своего народа;
чувство долга перед Родиной (защита чести и славы Отечества);
приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа.
Отличительной особенностью современного патриотизма является его личностная направленность - возможность индивидуального выбора гражданина, совокупность его позиции, эмоций, действий. Приобретают особое значение гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Можно выделить два уровня патриотизма. Личный: патриотизм как любовь к ближнему, устойчивая характеристика человека, его нравственных идеалов и норм поведения. И государственный: патриотизм как любовь к Родине, преданность своей стране, осознанное желание служить ее интересам.
Патриотические чувства "растут" вместе с человеком на всех этапах его зрелости. От любви к матери и гордости за спортивную команду - к оценке своего народа, пониманию его истории и культуры, осознанию родного края как субъекта России и своей страны как целостной единицы мирового сообщества.
Последние два десятилетия в обществе были неоднозначными. С одной стороны, потрясающие технические достижения, процессы глобализации, интернационализма, космополитизма, с другой - болезни, смута, самозванство, дурацкие войны, презрение к ратному труду, приход во власть людей сомнительной нравственности.
В обществе отмечается углубление деформации ценностных ориентиров и резкое вытеснение индивидуализмом коллективных и общественных интересов. Многие молодые люди имеют искаженное представление о таких привычных для более старшего поколения качествах, как честность, скромность, вера в добро и справедливость, поиск жизненного идеала, готовность к самопожертвованию ради интересов Родины, общества, близких. В Прикамье стали появляться новые, зачастую противозаконные и агрессивные молодежные движения (организации неонацистской направленности, скинхеды и др.), чуждые религиозные секты и пр. При этом произошло снижение воспитательного потенциала культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. Отдельные мероприятия патриотической направленности, проводимые в области, в основном, опираются на энтузиазм, без соответствующей официальной и финансовой поддержки.
Сложившаяся ситуация требует возрождения и развития патриотического воспитания в регионе. Для этого нужна плановая государственная политика в этой области и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания подрастающего поколения, способная консолидировать и координировать эту работу. В настоящее время большое значение приобретает поиск инновационных подходов к патриотическому воспитанию, и в первую очередь, в организации этой деятельности в среде подрастающего поколения.
2. Обоснование приоритетности, актуальности и стратегического
характера проблемы
Приоритетность и актуальность проблемы определяется функциональностью патриотизма как явления. Функциональное значение патриотизма заключается:
в активном участии граждан в решении проблем общественного развития;
в осознанной самоотдаче ради достижения общей цели;
в стремлении способствовать развитию гражданственности, социально-экономической и духовной сферы;
в стремлении отстаивать и защищать общественные идеалы и ценности;
в желании созидать новое, способное вывести его Родину на новый, более высокий уровень развития;
в готовности защитить свое Отечество;
в заинтересованности и стремлении граждан получить истинную информацию о подлинных исторических событиях.
Пермский край обладает огромным потенциалом (социальным, политическим, интеллектуальным, культурно-духовным и историческим). Успех задач социально-экономического развития Пермского края напрямую зависит от активной жизненной позиции граждан, вовлечения их в практическую деятельность в интересах общества и государства.
Это предполагает формирование у граждан высоких нравственных, морально-этических качеств, патриотизма, ответственности за судьбу родного края и своей страны. Очевидно, что основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети и молодежь - будущее любого общества.
Стратегический характер рассматриваемой проблемы обуславливается масштабами угрозы успешному социально-экономическому развитию Пермского края по причине бездуховности, апатичности, алчности, депрессивности, незнания исторического прошлого своего народа молодым поколением.
3. Обоснование необходимости и преимуществ решения проблемы
программно-целевым методом
Воспитание граждан, особенно детей и молодежи, в духе патриотизма - сложный и своеобразный процесс, который может быть понят и осуществлен лишь при наличии:
общей концепции патриотизма;
объединения усилий государственных, муниципальных, общественных, научных и других структур, средств массовой информации;
обеспечения принципа этапности и межведомственной координации при организации и проведении мероприятий.
Воспитание патриотизма должно найти свое место во всех направлениях работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, выделиться в особое направление государственной и общественной деятельности, так как мероприятия Программы не могут быть эффективно реализованы в рамках отраслевого финансирования.
4. Основные цели и задачи Программы, целевые показатели,
характеризующие изменение проблемной ситуации в результате реализации
Программы
Основная цель Программы патриотического воспитания граждан - создание координированной системы межотраслевых действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае, способствующей духовно-нравственной консолидации общества.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан Пермского края;
формирование общественного мнения населения Прикамья;
создание механизмов, позволяющих обеспечить управление и координацию действий всех участников процесса;
разработка мероприятий, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма;
организационно-методическое обеспечение мероприятий;
повышение уровня работы со средствами массой информации и печати;
усиление роли семьи и школы в патриотическом воспитании;
широкое использование исторических и архивных материалов.
Целевые показатели оценки ситуации необходимо определять в результате реализации программных мероприятий, с целью регулярного мониторинга и прогноза ситуации по воспитанию гражданственности и патриотизма.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
1. Совершенствование процесса патриотического воспитания:
усиление патриотической направленности в учебных дисциплинах и курсах;
воспитание гордости за "малую" Родину - дом, семью, город, край;
активизация участия образовательных, культурных, научных, общественных организаций в формировании патриотического сознания граждан Пермского края.
2. Совершенствование деятельности институтов государственной власти в области патриотического воспитания граждан.
3. Методологическое обеспечение мероприятий:
разработка учебных и специальных тематических программ и материалов;
обогащение содержания патриотического воспитания путем включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, краеведческого значения;
изучение и внедрение практического опыта других регионов.
4. Информационное обеспечение процесса:
широкое привлечение к работе СМИ;
формирование государственного и муниципального заказа на производство продукции патриотической направленности.
5. Координация деятельности общественных объединений и религиозных организаций в интересах патриотического воспитания граждан.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае.
5. Период действия и основные этапы реализации Программы
Целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае (2006-2010 годы)" рассчитана на период 2006-2010 годы. Учитывая специфику решаемой задачи, Программа не имеет строгого разделения на этапы реализации.
Вместе с тем, задачи создания нормативно-правовых основ, методических, научных, информационных материалов и создание организационных условий должны быть решены на первых этапах реализации Программы.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и
методы оценки ее эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:
духовно-нравственное единство общества, возрождение истинных ценностей;
формирование у граждан, проживающих на территории Прикамья, заинтересованности в развитии родного края (промышленности, сельского хозяйства), и на этой основе снижения миграции населения, снятия социальной напряженности;
формирование у молодежи стремления к развитию своей личности и осознанного чувства необходимости служения своему Отечеству;
вовлечение населения в решение первостепенных задач в интересах развития Пермского края;
развитие и реализация созидательного, образовательного, физкультурно-оздоровительного и культурного потенциала края;
социальную активность, готовность населения к духовному и экономическому возрождению родного края, России.
7. Организационные, финансовые, научно-технические и другие условия,
необходимые для реализации Программы
Главные исполнители Программы: департамент образования, департамент культуры и искусства, комитет по молодежной политике, комитет по физической культуре и спорту, комитет по делам архивов области, управление внутренней политики аппарата администрации области.
К участию в Программе привлекаются исполнительные органы государственной власти области и органы местного самоуправления, военный комиссариат Пермского края, Пермский областной совет РОСТО, ГУВД Пермского края, научно-исследовательские, общественные и коммерческие организации.
Мероприятия Программы предполагается реализовывать за счет средств федерального бюджета (ведомственные проекты), областного бюджета, муниципальных бюджетов, привлеченных средств. Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств областного бюджета согласовываются заказчиком Программы с органами государственной исполнительной власти и подлежат ежегодному уточнению. Использование финансовых средств предусматривается на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Суммы ежегодного бюджетного финансирования Программы определяются при подготовке бюджета на очередной финансовый год.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Законодательное Собрание, губернатор Пермского края.
Управление Программой осуществляет Пермский межведомственный координационный совет по контролю за реализацией целевой Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае. В ходе реализации Программы Пермский межведомственный координационный совет обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий, эффективным использованием средств, разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации. Положение и состав названного совета утверждаются указом губернатора края.
Основные исполнители Программы ежеквартально представляют информацию о ходе выполнения Программы и целевом использовании выделенных средств в Пермский межведомственный координационный совет, который ежегодно представляет отчет о ходе реализации Программы в Законодательное Собрание, губернатору Пермского края.
8. Обоснование необходимости и целесообразности использования
бюджетных средств
Согласно государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 422 (глава V "Механизм реализации Программы"), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе Программы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляют следующие функции:
разрабатывают региональные программы патриотического воспитания с учетом особенностей каждого региона, организуют их реализацию;
проводят совместно с органами местного самоуправления мероприятия по привлечению общественных организаций (объединений) к решению задач патриотического воспитания;
обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением средств внебюджетных источников.
9. Потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах
Потребность Программы в материальных, трудовых и финансовых ресурсах определяется на стадии разработки конкретных программных мероприятий.
10. Оценка вероятных последствий принятия и реализации Программы
применительно к проблемной ситуации
Оценка вероятных последствий принятия и реализации Программы определяется на стадии окончательной разработки Программы.
11. Предполагаемые объемы и источники финансирования разработки
проекта Программы
Предполагаемые объемы и источники финансирования разработки проекта Программы следует уточнить при разработке конкретных программных мероприятий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 16 февраля 2006 г. N 2893 "О концепции целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.