Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 17 ноября 2005 г. N 2698
Концепция
областной целевой программы
"Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности
инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы"
Концепция областной целевой программы "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы" (далее -Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению социальной интеграции инвалидов в общество.
Концепция разработана в соответствии с основными федеральными и региональными правовыми документами по социальной реабилитации и защите инвалидов.
Концепция является основой для разработки областной целевой программы "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа) и последующих областных нормативных актов, направленных на решение задач по обеспечению интеграции инвалидов в общество на основе взаимодействия государственных и негосударственных институтов и организаций, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.
1. Содержание и актуальность проблемы, обоснование необходимости ее
решения программными средствами
Актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество определяется наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Численность инвалидов составляет 224,7 тыс. человек, то есть 8% от общей численности населения области. Отмечается тенденция к увеличению общего числа инвалидов (приложение, таблица 1). Растет количество граждан, впервые признанных инвалидами (приложение, таблица 2). Превышение среднеобластного показателя первичной инвалидности (107,6 на 10000 взрослого населения) зарегистрировано в 23 территориях области, особенно в городских. Наиболее высокий показатель наблюдается в Ординском районе (198,6 промилле), Кизеле (195,4 промилле) и Соликамском районе (176,2 промилле).
Среди основных причин инвалидности отмечаются:
общее заболевание - 96,7% в общей структуре причин инвалидности, при этом основными являются заболевания системы кровообращения, на втором месте - онкозаболевания, на третьем - травматизм;
военная травма - 1,3 %;
трудовое увечье - 1,0%;
заболевание, полученное вследствие ликвидации последствий радиационных аварий,- 0,3%.
Доля инвалидов I группы составляет 11,3%, инвалидов II группы - 63,9%, инвалидов III группы - 20,3% (приложение, таблица 3).
В целях оказания услуг по комплексной реабилитации инвалидам в области создано 20 областных и муниципальных учреждений (отделений при муниципальных центрах социального обслуживания населения), работает 32 дома-интерната на 5410 стационарных мест, в которых обслуживается 86,5% инвалидов от общего контингента проживающих.
Финансирование из областного бюджета на содержание стационарных мест ежегодно увеличивается и в 2005 году запланировано 254,6 тыс. рублей. При этом средняя стоимость услуг на одного инвалида в год в доме-интернате составляет 46,2 тыс. рублей в год, тогда как стоимость услуг в учреждениях комплексной реабилитации инвалидов составляет 12,0 тыс. рублей в год.
Несмотря на значительные бюджетные и административные затраты на содержание государственных учреждений, их деятельность недостаточно эффективна. Существуют следующие нерешенные проблемы:
действующая сеть учреждений комплексной реабилитации инвалидов позволяет оказывать услуги, показанные индивидуальными программами реабилитации, только 8,5% инвалидов;
сеть учреждений комплексной реабилитации инвалидов развита лишь в 16 территориях области (приложение, таблица 4), что не позволяет обеспечить равные права инвалидов на доступ к услугам по комплексной реабилитации;
растет очередность на помещение в дома-интернаты, которая составляет в 2005 году 368 человек (в 2004 году - 341 человек), на надомное обслуживание очередность составляет в 2005 году 907 человек;
происходит снижение в 2 раза по сравнению с 2003 годом численности инвалидов, трудоустраиваемых на квотируемые рабочие места и направляемых на профессиональное обучение;
оснащенность оборудованием и приспособлениями учебно-реабилитационного процесса в специализированных образовательных учреждениях для инвалидов не соответствует стандартам;
оснащенность учреждений комплексной реабилитации инвалидов реабилитационным оборудованием составляет только 40%;
обеспеченность учреждений социальной реабилитации инвалидов кадрами, имеющими специальное образование, составляет в среднем только 36%;
отсутствуют стандарты гарантированных услуг, методика определения тарифов на услуги, методика оценки качества оказываемых услуг, новые малозатратные и высокоэффективные технологии комплексной реабилитации инвалидов;
отсутствует механизм обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры; ограничен доступ инвалидов к информационным и культурным ресурсам;
не используется в реабилитационном процессе потенциал негосударственных и общественных организаций.
Эффективное решение данных проблем возможно только при активной государственной поддержке посредством межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными и общественными организациями в рамках Программы.
2. Основные цели, задачи Программы, система программных
мероприятий
Основной целью Программы является обеспечение социальной интеграции в общество инвалидов посредством формирования и реализации государственного заказа на услуги по комплексной социальной реабилитации.
Для достижения основной цели Программы требуется решение следующих задач:
обеспечение равных возможностей во всех территориях области в предоставлении услуг по комплексной социальной реабилитации инвалидам, имеющим стойкие ограничения жизнедеятельности, для самостоятельной ориентации в пространстве и самообслуживания в быту;
обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество;
разработка и внедрение новых малозатратных и высокоэффективных нестационарных технологий и услуг комплексной реабилитации инвалидов;
создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп инвалидов к важнейшим объектам социальной инфраструктуры, информационным и культурным источникам;
создание конкурентной среды посредством привлечения в сферу услуг по комплексной реабилитации инвалидов новых агентов из негосударственного сектора;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальное обслуживание и реабилитацию инвалидов.
Система программных мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях развития комплексной реабилитации инвалидов, включая научное, технологическое, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативное и правовое обеспечение.
Система программных мероприятий
Проблема | Причины | Целевая группа | Способ решения проблемы | Результат | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I. Мероприятия по профессиональной реабилитации инвалидов | |||||
Снижение численности трудоустраи- ваемых и направляемых на профессио- нальное обучение инвалидов |
Низкая самооценка и пассивность инвалидов на рынке труда |
Незанятые инвалиды, имеющие показания к трудоустройству |
консультирование с целью профессионального самоопределения и построения карьеры (оплата услуг, приобретение оборудования); организация занятий инвалидов в "клубах ищущих работу" с целью развития навыков эффективного общения и освоения технологий поиска работы (оплата услуг, приобретение оборудования) |
увеличение на 10% доли занятых инвалидов |
|
Низкая конкурентноспособ- ность инвалидов на рынке труда |
Незанятые инвалиды, имеющие показания к трудоустройству |
обеспечение профессиональной подготовки и повышения квалификации незанятых инвалидов (оснащение учебно-реабилитационного процесса); оказание поддержки самозанятости инвалидов (субсидии незанятым малообеспеченным инвалидам) |
|||
Маломобильные инвалиды, имеющие показания к труду |
надомные формы занятости и труда (социальный заказ) |
||||
Высокая напряженность на региональном рынке труда инвалидов (на 1 вакансию - 2 инвалида) |
Незанятые инвалиды, имеющие показания к труду |
временное трудоустройство (долевое участие в создании рабочих мест) |
|||
II. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов | |||||
Низкий и неравномер- ный охват и ограниченный доступ инвалидов к услугам по комплексной социальной реабилитации |
Отсутствие служб социальной реабилитации инвалидов в половине территорий области |
Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельнос- ти в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи |
создание и оснащение (техниче- ское, технологическое, методическое, кадровое) кабинетов соци- альной реабилитации (социально- бытовой адаптации и социально- средовой ориентации) инвалидов в каждой территории области. |
увеличение на 40% доли инвалидов со снятыми ограничениями физической независимости; уменьшение на 10% доли инвалидов, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость; уменьшение на 5% доли инвалидов с суицидальной активностью; увеличение на 71,5% охваченных услугами социальной реабилитации инвалидов; увеличение продолжительнос- ти жизни инвалидов, охваченных услугами социальной реабилитации на 0,5 лет |
|
Отсутствие условий для разработки и внедрения эффективных технологий реабилитации для различных целевых групп инвалидов в различных территориях области |
Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельнос- ти в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи |
открытие и оснащение на базе Областного центра реабилитации инвалидов лаборатории социальной реинтеграции; открытие и оснащение опорно- экспертных площадок для разра- ботки и внедрения новых технологий (на конкурсной основе); разработка и внедрение новых высокоэффективных и малозатратных технологий социальной реабилитации (социальный заказ); разработка и внедрение стандартов услуг, методики определения тарифов на услуги, исследование потребностей инвалидов различных территорий области в реабилитационных мероприятиях; создание единого информационного пространства (банк данных о субъектах, объектах, структуре, средствах реабилитации, реабилитационных возможностях территорий); |
|||
Низкая обеспеченность реабилитационным оборудованием |
Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельнос- ти в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи |
содействие в обеспечении инвалидов средствами реабилитации, не предусмотренными федеральным перечнем, для облегчения их социально-бытовой адаптации |
|||
Низкая обеспеченность и низкий уровень подготовки специалистов |
Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельнос- ти в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи |
создание и оснащение единой образовательно-методической службы на базе областного государственного учреждения социального обслуживания "Центр комплексной реабилитации инвалидов" |
|||
Ограничение доступа инвалидов к инфор- мации, достижениям культуры |
Маломобильные группы инвалидов, глухие и слепые инвалиды |
новые технологии беспрепятственного доступа инвалидов к информации и достижениям культуры |
|||
Ограничения в реализации творческого, физического и интеллектуального потенциала |
Инвалиды со стойкими ограничениями в жизнедеятельнос- ти |
конкурсы, фестивали, спортивные мероприятия, клубы общения, развитие творческих способностей инвалидов |
|||
III. Мероприятия по обеспечению доступа к социальным объектам инфраструктуры | |||||
Отсутствие механизма обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструк- туры |
Отсутствие правового механизма и системы контроля, направленных на реализацию мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры |
Маломобильные инвалиды (колясочники, глухие, слепые) |
разработка и внедрение нормативной базы и межведомственного механизма; внедрение технологий беспрепятственного передвижения на улице (социальный заказ) |
увеличение на 15% доли инвалидов со снятыми ограничениями мобильности |
|
Неразвитость рынка услуг по обслуживанию технических средств реабилитации |
Инвалиды-колясоч- ники |
обучение навыкам пользования техническими средствами пере- движения |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно с 2006 года по 2008 год.
На первом этапе (2006-2007 годы) будут осуществляться мероприятия по:
разработке областной нормативной базы, государственных стандартов в сфере социального обслуживания инвалидов и технологий по комплексной реабилитации инвалидов;
размещению государственного заказа на нестационарные услуги комплексной реабилитации;
исследованию потребностей инвалидов в реабилитационных мероприятиях;
созданию единого информационного пространства (банка данных о субъектах, объектах, структуре, средствах реабилитации, реабилитационных возможностях территорий);
разработке методики оценки качества услуг;
приобретению реабилитационного оборудования для внедрения новых нестационарных технологий и услуг;
созданию системы подготовки кадров для работы по новым технологиям.
На втором этапе (2008 год) будут реализовываться мероприятия по:
внедрению новых технологий комплексной реабилитации инвалидов;
приобретению реабилитационного оборудования;
подготовке кадров.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы, формы и методы оценки
их эффективности
Таблица 2
N п/п |
Показатели | Прогнозируемый результат | ||
2006 год | 2007 год | 2008 год | ||
1. | Доля инвалидов со снятыми ограничениями физической независимости от общего числа инвалидов, имеющих ограничения физической независимости, (%) |
10 |
20 |
45 |
2. | Доля инвалидов со снятыми ограничениями мобильности от общего числа инвалидов, имеющих ограничения мобильности, (%) |
5 |
15 |
20 |
3. | Доля занятых инвалидов от общего числа инвалидов, имеющих показания к труду, (%) |
5 |
10 |
15 |
4. | Доля инвалидов, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, от общего числа инвалидов, (%) |
37 |
35 |
30 |
5. | Доля инвалидов с суицидальной активностью от общего числа инвалидов (%) |
8 |
7 |
6 |
6. | Доля инвалидов, охваченных услугами социальной реабилитации, от общей численности инвалидов (%) |
20 |
50 |
80 |
7. | Продолжительность жизни инвалидов, охваченных услугами социальной реабилитации (число лет) |
60 |
60 |
60,5 |
8. | Доля инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании, от общего числа первично признанных инвалидов I, II групп (%) |
27,5 |
25,0 |
22,0 |
9. | Экономия средств областного бюджета на стационарное обслуживание инвалидов (тыс. рублей) |
0 |
6310,62 |
30121,50 |
Показатели под N 1, 2 рассчитываются на основании Методических рекомендаций "Интегративная оценка эффективности комплексной реабилитации инвалидов в системе социальной защиты населения", Пермь, 2003 г.,с.21-23.
Показатели под N 1, 2 оцениваются реабилитационными комиссиями, создающимися при учреждениях (отделениях, кабинетах) комплексной социальной реабилитации инвалидов и в других организациях, после завершения полного курса реабилитации инвалида на основании его индивидуальной реабилитационной карты. Обобщенные показатели по каждому учреждению (отделению, кабинету) комплексной социальной реабилитации инвалидов и организации представляются два раза в год в форме утвержденной статистической ведомственной отчетности заказчику Программы.
Показатели под N 3-9 оцениваются на основании статистической и ведомственной отчетности.
Представитель заказчика Программы по итогам года организует контроль качества и достоверности заполнения индивидуальных программ реабилитации и форм статистической ведомственной отчетности в каждом учреждении (отделении, кабинете), организации, получивших программные средства.
5. Организационные и финансовые механизмы, необходимые для
реализации Программы
Заказчиком Программы является департамент социального развития Пермской области (далее - Департамент). Департамент обеспечивает разработку Программы, порядок и механизм ее реализации, а также организует мониторинг и контроль за исполнением мероприятий Программы.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год отдельной строкой.
На исполнение приоритетных мероприятий Программы дополнительно планируется привлечь средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию федеральных адресных инвестиционных программ и Федеральную целевую программу "Социальная защита инвалидов на 2006-2010 годы".
За счет размещения государственного социального заказа и проведения областных и муниципальных конкурсов социальных проектов планируется привлечь не менее 30% финансовых ресурсов общественных и коммерческих организаций от выделенных на эти цели областных средств.
Таблица 3
Источник финансирования | 2006 год |
2007 год |
2008 год | Всего за 2006-2008 годы |
Областной бюджет, тыс. рублей |
6304,1 | 15179,7 | 11031,1 | 32514,9 |
Федеральный бюджет, тыс. рублей |
1330,0 | 1453,0 | 1230,0 | 4013,0 |
Средства других источников, тыс. рублей |
1310,8 | 2182,1 | 1949,8 | 5442,7 |
Для исполнения мероприятий Программы имеется значительный материальный и трудовой ресурс. Система государственных органов и учреждений по работе с инвалидами включает 5 ведомств, более 20 учреждений (отделений) реабилитации инвалидов. В них непосредственно работают с инвалидами более 200 человек. Кроме того, в целях реализации программных мероприятий будет использоваться ресурс негосударственных и общественных организаций области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.