Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Пермской области и
Законодательного Собрания
Коми-Пермяцкого автономного округа
от 22 июня 2006 г. N 27
Концепция
Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006 - 2010 годах и на период до 2015 года
Концепция является основой для разработки Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006 - 2010 годах и на период до 2015 года, которая будет Программой социально-экономического развития первого субъекта Российской Федерации, созданного путем объединения субъектов Российской Федерации: Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, характеризующихся разными уровнями социального, экономического, демографического, культурного развития.
1. Цель разработки Программы
1.1. Целью разработки Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006 - 2010 годах и на период до 2015 года (далее - Программа) является определение приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края в целом и на уровне отдельных отраслей и микрорайонов, а также выработка механизмов, позволяющих реализовать данные направления.
1.2. Основные задачи разработки Программы:
разработка системы показателей (индикаторов), характеризующих социально-экономические процессы на региональном уровне в целом, а также на уровне отдельных отраслей и территорий;
выработка комплекса предложений по формированию системы социально-экономических микрорайонов (управленческих округов) на территории Пермского края;
проведение отбора и обоснования приоритетов социально-экономического развития Пермского края, в том числе в отраслевом (по видам экономической деятельности) и территориальном разрезе;
выработка перспективных (приоритетных) направлений развития Пермского края;
выработка мероприятий и механизмов по реализации намеченных приоритетов с учетом состояния инфраструктуры и ресурсной базы отраслей и территорий;
формирование перечня крупнейших проектов в сфере экономики, инфраструктуры, социального развития, выделение их основных параметров;
определение ресурсного обеспечения предлагаемых проектов и решений;
формирование основных вариантов социально-экономического развития Пермского края, исходя из различных сценариев реализации предлагаемых мероприятий и действия внешних факторов;
разработка системы контроля над выполнением поставленных задач.
Программа будет разработана с учетом целей и задач, поставленных:
статьей 1 Федерального конституционного закона от 25.03.2004 N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 38-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2001 N 800-р "О совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России";
приказом Минэкономразвития России от 17.06.2002 N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации";
Соглашением от 11.11.2003 между Пермской областью и Коми-Пермяцким автономным округом о правовом положении Коми-Пермяцкого округа в составе Пермского края, утвержденным Законом Пермской области от 04.12.2003 N 1091-221 и Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 27.11.2003 N 142;
Стратегией социально-экономического развития Пермской области, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 18.09.2003 N 900;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного постановления Законодательного Собрания Пермской области от 18.09.2003 следует читать как "N 990"
Программой экономического и социального развития Коми-Пермяцкого автономного округа на 2004 - 2006 годы и на период до 2010 года, принятой Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 17.06.2004 N 28.
1.3. В Программе будут определены цели социально-экономического развития Пермского края и средства их достижения, она будет выражением общественных договоренностей между населением, бизнесом и властью о путях и способах развития Пермского края. Выполнение Программы в течение указанного периода предлагается осуществлять через деятельность всех указанных субъектов. Функции управления реализацией Программы, в том числе анализа и контроля выполнения Программы, внесения изменений и оперативной корректировки хода выполнения Программы, отчета о выполнении Программы перед населением Пермского края, возлагаются на органы региональной исполнительной и законодательной власти.
2. Текущее состояние и основные проблемы
2.1. Социально-экономическое положение Пермского края на сегодняшний день можно считать удовлетворительным. Край располагает значительными природными ресурсами, серьезным экономическим потенциалом и относительно высоким уровнем жизни населения. По многим социально-экономическим показателям Пермский край входит в число ведущих регионов России.
В настоящее время инвестиционная привлекательность Пермского края оценивается высоко по сравнению с большинством субъектов Российской Федерации. Агентство Moody`s Interfax Rating Agency присвоило ему долгосрочный кредитный рейтинг Аа3 (рейтинг Аа1 имеет только Москва, Аа2 - Санкт-Петербург, Аа3 - Самарская и Пермская области) и краткосрочный рейтинг RUS-1. Что касается динамики и состояния инвестиционного рейтинга Пермской области в предшествующий период, то по рейтингу журнала "Эксперт", практически все время составления рейтингов в 1998 - 2005 годах Пермская область держится в числе регионов-лидеров, а ее рейтинг оценивается как "Средний потенциал - умеренный риск" (2B).
2.2. В то же время сохраняются, а в некоторых случаях развиваются противоречия и проблемы социально-экономического развития.
В течение последних лет доля Пермского региона в общероссийском потенциале постепенно снижается (с 2,179 % - в 1998 году до 1,806 % - в 2005 году).
В инвестиционном потенциале Пермского края слабой компонентой можно назвать состояние трудового потенциала (22-е место в стране в 2005 году) и крайне слабой - состояние инфраструктурного потенциала (58-е место в стране в 2005 году). Недостаточная развитость инфраструктуры, особенно ее информационной составляющей, как одного из факторов размещения производства, не позволяет в свою очередь получать агломерационные эффекты. Важной проблемой близкого будущего станет диспропорциональность в развитии территориально-транспортной инфраструктуры: основная масса транспортной инфраструктуры сосредоточена на юге, юго-востоке и в центре Пермского края.
Анализ составляющих инвестиционного риска выявил как наиболее значительные криминальный и экологический факторы. Достаточно высок уровень экономического риска, в то же время финансовый, политический, законодательный и социальный риски имеют наименьшие ранги.
В экспортоориентированном секторе наблюдается явное избыточное развитие, тогда как в секторе, ориентированном на внутренний спрос, происходит постепенное сокращение объемов производства. Данная отраслевая структура тесным образом коррелирует со структурой экспорта Пермского края. В настоящее время доля экспорта товаров низкой степени переработки в общем объеме экспорта Пермского края достаточно высока (около 80 %). Это обуславливает высокую зависимость, как в целом экономики, так и доходов бюджета края от текущей цены на сырьевые товары на мировых рынках.
В силу нестабильности мировых цен возникает нестабильность валового регионального продукта (далее - ВРП) и доходов бюджета, что служит существенным препятствием для достижения цели стабильного долгосрочного развития экономики.
Одной из проблем ресурсозависимости региональной экономики стала так называемая "голландская болезнь", вследствие которой происходит переток факторов производства в добывающие секторы экономики из обрабатывающей промышленности в ответ на рост мировой цены на сырье.
Помимо "голландской болезни" дальнейшему развитию экономики Пермского края препятствуют недостаточно развитые институты как рыночные, так и государственные, требующие изменения и развития. Вхождение во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) может сыграть существенную роль в этом процессе, что доказывается опытом Китая и других стран, недавно присоединившихся к ВТО.
Структура финансового рынка Пермского края существенно деформирована в результате слабости самостоятельных региональных участников. Возможности регулирования финансовых потоков ограничены организацией движения бюджетных средств и системой государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Ситуация может осложниться после вступления России в ВТО, прогнозируется, что усугубиться она должна только для местных банков и страховых компаний.
2.3. Для жизни населения Пермского края характерен целый ряд проблем. Одна из них заключается в высоком уровне заболеваемости и смертности населения от различных болезней и травм, особенно мужчин в возрастных группах 40 - 55 лет, превышающем средние показатели России, Приволжского и Уральского федеральных округов.
Показатели социально индикаторных заболеваний: туберкулеза, сифилиса, гонореи - постепенно снижаются, но остаются высокими в сравнении со среднероссийским# показателями. Высок уровень таких социальных патологий, как алкоголизм, наркомания, преступность, бедность (особенно в Коми-Пермяцком округе). В Пермском крае неравномерна степень обеспеченности населения медицинской помощью (медицинскими койками, врачами, средними медицинскими работниками), также наблюдается территориальная диспропорция размещения объектов инфраструктуры спорта и отдыха.
Острой проблемой в Пермском крае является обеспечение достойных материальных условий труда работников. За последние годы в крае наблюдается снижение темпов роста заработной платы, остается значительной численность работников, размер заработной платы которых находится ниже уровня прожиточного минимума, углубляется дифференциация по размерам оплаты труда между отдельными категориями работников, отраслями и территориями. Особенно проблематична ситуация в Коми-Пермяцком округе, где средний уровень оплаты труда примерно вполовину меньше среднеобластных показателей.
Негативно сказывается на качестве трудовой жизни населения Пермского края тот факт, что значительное число рабочих мест остается вне сферы договорного регулирования трудовых отношений. Это отчасти способствует распространению нарушений трудового законодательства, ущемлению прав работников, росту масштабов нелегальной занятости.
Об ухудшении качества трудовой деятельности также свидетельствуют увеличение удельного веса численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда; высокие показатели травматизма, несчастных случаев на производстве, распространение профзаболеваний.
На рынке труда сохраняется профессиональный, квалификационный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Следствием этого стала, с одной стороны, неполная обеспеченность экономики необходимыми трудовыми ресурсами, а с другой - трудности эффективной реализации потребности граждан в трудовой деятельности.
На протяжении последних лет Прикамье по уровню образования населения уступает средним показателям по стране. По числу лиц с высшим образованием в категории занятого населения на 1000 человек. Пермский край отстает от большинства субъектов Приволжского федерального округа, а также от общих показателей по Российской Федерации. Среди занятого населения преобладают низкоквалифицированные работники с начальным профессиональным образованием. Пониженный уровень образования взрослого населения оказывает негативное воздействие на адаптационные стратегии и образ жизни.
2.4. Наиболее четко территориальные диспропорции выражены в естественном движении населения, в уровне материального благосостояния, обеспеченности товарами народного потребления и услугами сферы обслуживания, занятости населения.
Кроме того, для Пермского края характерна большая протяженность территории с севера на юг, которая обусловливает диспропорции в агроприродном, климатическом и природно-ресурсном потенциале.
Заметная диспропорция существует в системе расселения. Треть всего населения Пермского края проживает в областном центре. Кроме того, в Пермском крае два города с численностью населения более 100 тыс. человек (Березники, Соликамск) и более 2700 населенных пунктов с численностью жителей менее 100 человек. Восточная часть края отличается повышенной долей городского населения, а в южной в основном преобладают сельские жители.
Диспропорция характерна и для отдельных территорий Пермского края. Четко фиксируется уменьшение плотности населения по мере удаления от крупных населенных пунктов (городов: Пермь, Березники, Соликамск), особенно на севере, северо-западе и северо-востоке Пермского края.
Дальнейшее существование сложившихся территориальных округов и их объединений в нынешней форме может быть достаточно проблематичным в силу активных процессов, связанных с созданием Пермского края.
Еще одной важной диспропорцией можно назвать разрыв в социально-экономическом развитии городов и сельских населенных пунктов Пермского края практически по всем направлениям.
Наконец, межсекторальной диспропорцией является диспропорция между уровнем индустриального развития края и уровнем качества жизни. Это связано с экологической ситуацией, которая характеризуется сильным загрязнением атмосферного воздуха, почв и водоемов. Экологическая обстановка усугубляется аварийными ситуациями, которые возникают на промышленных предприятиях вследствие износа оборудования, нарушений правил безопасности.
Серьезной проблемой стала явная диспропорция в уровнях развития Коми-Пермяцкого округа и Пермской области. Коми-Пермяцкий округ характеризуется низким уровнем экономического и социального развития, заселенности и освоенности территории. Округ занимает 20,5 % всей площади Пермской области (0,2 % России) и сосредоточивает лишь 5,1 % ее жителей (0,1 % жителей России). Плотность населения в Коми-Пермяцком округе - 4,9 чел/кв. км (в 4 раза ниже, чем в целом по Пермской области и почти в 2 раза ниже, чем в России). Коми-Пермяцкий округ - слаборазвитый и депрессивный регион, занимающий последнее место по всем показателям в Приволжском федеральном округе. Так, например, доля собственных доходов в расходах региональных бюджетов в 2004 году в округе была самой низкой в Приволжском федеральном округе - 22,6 %.
Низкий уровень хозяйственно-промышленного развития Коми-Пермяцкого округа, особенно его перерабатывающих отраслей, стал важным фактором самой низкой степени урбанизации (31 %) в Европейской части России. На территории Коми-Пермяцкого округа один город - административный центр Кудымкар с численностью 34,1 тыс. человек, который относится к так называемым малым городам.
Вместе с тем, сложился и действует комплекс негативных факторов, осложняющих и тормозящих развитие Коми-Пермяцкого округа. К их числу следует отнести:
неблагоприятное экономико-географическое положение округа (относительная удаленность от основных хозяйственных центров);
слабую транспортную освоенность территории, характеризующуюся полным отсутствием железнодорожного транспорта, нехваткой комфортабельных автомагистралей;
неравномерную хозяйственную освоенность территории, более интенсивную в южной части и менее значительную - на севере;
не комплексное развитие экономики, прежде всего промышленности, которое характеризуется ярко выраженной моноспециализацией на лесоэксплуатации;
низкий уровень развития сети сооружений и предприятий производственной и социальной инфраструктуры, особенно жилищно-коммунального хозяйства;
несбалансированность различных звеньев агропромышленного комплекса, постоянное отставание в развитии мощностей по хранению, транспортировке и переработке сельскохозяйственной продукции;
недостаточную геологическую изученность территории;
неполное использование разведанных полезных ископаемых, в первую очередь, из-за отсутствия эффективных технологий и техники, соответствующих специфике их качества, условий залегания и местоположения;
недостатки в развитии системы расселения, связанные с неравномерным размещением населенных пунктов по территории (в южной и центральной частях, занимающих лишь 19 % площади округа, сосредоточено 90 % населенных пунктов, в то время как в лесоэксплуатационной зоне, охватывающей почти все северные территории и значительную часть западных и восточных, лишь 10 % поселений округа);
растущее отставание в темпах технического перевооружения предприятий;
недостаточное развитие сети учебных заведений среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку кадров для хозяйства округа;
невысокий уровень продуктивности сельского хозяйства (практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель).
3. Цели Программы
Главная цель Программы - обеспечение устойчивого развития Пермского края - должна быть достигнута через сбалансированное сочетание трех основных направлений:
обеспечение экономического роста;
развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения;
сохранение и улучшение среды жизнеобитания.
Обеспечение экономического роста реализуется, прежде всего, через повышение конкурентоспособности Пермского края как субъекта открытой экономики. Под конкурентоспособностью региона как субъекта открытой экономики понимается способность выступать на мировом и внутреннем рынках наравне с конкурирующими субъектами, то есть активно участвовать в межрегиональном и международном разделении труда.
Повышение благосостояния и качества жизни населения необходимо реализовать через создание условий для развития человеческого потенциала в сфере образования, науки, культуры, производства (экономики), для трудовой, гражданской, интеллектуальной, духовной, творческой самореализации человека. В свою очередь под региональным человеческим потенциалом понимаются приобретенные жителями Пермского края знания, квалификация, здоровье, энергия и мотивация, которые могут быть использованы в течение определенного периода времени в целях производства материальных и духовных благ, свободного развития и самореализации каждого человека; а также совокупность возможностей, которые создает общество для развития социальных групп, человека и личности.
Сохранение и улучшение комфортной среды жизнеобитания реализуется через территориальное развитие. Под территориальным развитием понимаются количественные и качественные изменения природных, социальных, экономических и экологических параметров в пределах конкретной территории. Такие изменения пространственной организации региона в целом и отдельных его частей должны проводиться с целью достижения благополучия населения при сохранении здоровой среды жизнеобитания.
Баланс достижения целей при выполнении Программы будет производиться за счет корректировки темпов достижения целей на основании текущего сравнительного анализа результатов выполнения Программы по основным составляющим главной цели. Такой анализ может производиться с определенной периодичностью, например, 1 раз в год. При этом сравнительному анализу будут подвергаться темпы достижения намеченных целей по трем основным направлениям.
Одновременно будет производиться учет существующего уровня развития края по основным направлениям и его соотношение с намеченными конечными значениями целевых показателей. Применение данного механизма балансировки позволит в перспективе устранить диспропорции между экономическим, социальным и территориальным развитием края, а также диспропорции внутри указанных направлений, и повысить общую устойчивость социально-экономического развития. Кроме того, такой подход позволит четче определять текущие приоритеты распределения ресурсов между основными направлениями развития и производить их своевременную корректировку.
В условиях разнонаправленных интересов и деятельности всех слоев и групп населения важнейшая роль в обеспечении устойчивости и необходимых темпов развития Пермского края должна принадлежать исполнительным и законодательным органам государственной власти, органам местного самоуправления края. В Программе будут определены основные направления повышения эффективности государственного и муниципального управления.
4. Определение приоритетов по направлениям социально-экономического развития Пермского края
Предварительное изучение показателей социально-экономического состояния и первичный анализ проблем и диспропорций Пермского края позволили определить ряд приоритетов деятельности, требующих дальнейшего детального исследования и обоснования в Программе. В ходе разработки Программы возможно расширение списка приоритетов. Направления, не отнесенные к приоритетным, могут стать таковыми в ходе выполнения Программы или вследствие иных процессов. Неприоритетные направления должны обеспечиваться поддержкой и ресурсами после соответствующего обеспечения приоритетных направлений.
4.1. Экономический рост
4.1.1. Для обоснования приоритетных отраслей и территорий развития проведен предварительный анализ и сопоставление объемов предложения основных видов продукции на местных рынках, уровня спроса и динамики цен на нее. Анализ проведен в разрезе различных субъектов экономики, таких как: мелкий, средний, крупный бизнес, местные товаропроизводители, импорт из других регионов, импорт из-за рубежа, предприятия различных форм собственности (частные, государственные). Это позволило выявить определенные перспективы развития отраслей Пермского края.
Для выбора международной специализации Пермского края ключевым является критерий отраслевой конкурентоспособности. Исходя из мирового опыта, Пермскому краю более других подходит стратегия "передовых рубежей", предусматривающая создание новых видов продуктов и технологий. Данная стратегия разрабатывалась и успешно реализовывалась в США, Японии и Европе. Здесь следует учитывать (в свете предстоящего вступления России в ВТО) "фактор Китая" как с точки зрения экспорта, так и с точки зрения возможностей импортозамещения. Конкурировать с китайской продукцией необходимо не по величине издержек, а по совокупности потребительских свойств изделий.
4.1.2. Классификация отраслей региона по уровню конкурентного потенциала позволяет сгруппировать их в четыре основные категории, для каждой из которых используется определенная стратегия отраслевого развития:
1) экспортоориентированные отрасли (топливно-энергетический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленности, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности);
2) отрасли, имеющие научно-технический потенциал для создания конкурентоспособных изделий и технологий (высокая химия и фармацевтика, разработка новых материалов, отдельные подотрасли машиностроения, аэрокосмическая, природоохранные, информационные и медицинские технологии, технологии изучения недр, трубопроводный транспорт угольной суспензии и др.);
3) отрасли, не экспортирующие продукцию за рубеж, но имеющие потенциал импортозамещения на внутреннем рынке как Пермского края, так и России (пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, мебельная промышленность, отдельные подотрасли сельского хозяйства, отдельные подотрасли машиностроения и др.);
4) отрасли, в сегодняшнем состоянии не имеющие перспектив с точки зрения международной конкурентоспособности (легкая промышленность, производство велосипедов, производство табачных изделий и др.).
Первая группа отраслей способна развиваться на основе самофинансирования, что относится, прежде всего, к нефтегазовому сектору и производству минеральных удобрений. Для повышения их международной конкурентоспособности необходимо развитие инфраструктуры Пермского края, а также рыночных и региональных институтов. Эти отрасли должны стать основой формирования конкурентоспособных в мировом масштабе экономических кластеров, что будет являться предпосылкой роста их экспорта.
Вторая группа отраслей - это высокотехнологичные отрасли, которые могут быть конкурентоспособны на мировом рынке только при условии создания на региональном уровне действенных стимулов к их развитию, применяемых в мировой практике. Для этих отраслей необходимо разработать меры по стимулированию экспорта, по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые будут способствовать их форсированному росту. Указанные отрасли должны войти в состав формирующихся в Пермском крае кластеров.
Для третьей группы отраслей необходима региональная поддержка, разработка мер по привлечению в эти отрасли прямых иностранных инвестиций, внерегиональных инвестиций. Необходимо также предусмотреть иные источники финансирования и дополнительные формы поддержки. Данные отрасли должны дополнить формирующиеся в Пермском крае кластеры.
Четвертая группа отраслей имеет небольшие и снижающиеся во времени доли рынка. В настоящее время для данной группы отраслей особенно ощутимо давление международной конкуренции, которое усилится после присоединения России к ВТО. Определенные региональные субсидии из краевого бюджета могут поддержать некоторые из этих отраслей, однако при существующем уровне их развития это не представляется целесообразным. Механизм рыночной конкуренции покажет возможность их развития, в случае успешной конкуренции с импортом данные отрасли могут перейти в третью группу.
Помимо выделенных четырех групп в регионе будут сохраняться также отрасли, производящие продукцию для нужд Пермского края, но не относящиеся к указанным группам.
Внимание региональных властей должно быть сфокусировано на второй и третьей группах, именно они должны стать отраслями перспективной специализации Пермского края.
4.1.3. В состав указанных экономических кластеров должны войти как крупные предприятия, так и предприятия малого и среднего бизнеса. Кроме того, кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса.
Указанные выводы позволяют определить, что основой экономического развития Пермского края должны стать следующие приоритеты:
1. Обеспечение нового качества экономического роста. Переход к инновационной экономике и формирование регионального модуля национальной инновационной системы Российской Федерации.
2. Стимулирование экономического развития Коми-Пермяцкого округа.
3. Изменение отраслевой структуры экономики Пермского края в направлении увеличения доли производств, производящих готовую продукцию. Основным механизмом достижения этой цели является выявление и формирование в крае конкурентоспособных на мировом рынке кластеров.
4. Преодоление зависимости от сырьевого экспорта, экспортоориентированное развитие на основе обрабатывающих производств, производящих наукоемкую, конкурентоспособную и востребованную мировым рынком продукцию и технологии.
5. Ускоренное развитие инфраструктуры, в том числе информационной.
6. Активизация инвестиционного процесса и создание системы интенсивного привлечения внерегиональных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций, а также технологий и ноу-хау. Создание более привлекательных условий для зарубежных транснациональных корпораций, дающих импульс притоку прямых иностранных инвестиций в экономику Пермского края.
7. Рациональное использование природных ресурсов и оптимизация эколого-экономической системы Пермского края.
8. Создание условий для развития эффективного рынка труда.
9. Развитие финансовых рынков в Пермском крае.
10. Внедрение механизма частногосударственного партнерства.
11. Развитие научно-технического потенциала Пермского края.
12. Активизация институциональных факторов экономического роста в Пермском крае.
13. Расширение рынков сбыта региональных производителей.
14. Развитие малого предпринимательства.
15. Снижение издержек бизнеса.
16. Создание свободного и конкурентного рынка земли.
Приоритеты инвестиционной политики следует сконцентрировать в направлении точек роста в соответствии с перспективной специализацией.
Присоединение России к ВТО может иметь положительное значение для региона в инвестиционной сфере. Речь идет о доступе на условиях ТРИМС (соглашений по связанным с торговлей инвестиционным мерам) российских предприятий к западным технологиям и распространению этих технологий в Пермском крае. Приток прямых иностранных инвестиций в край может быть обеспечен посредством:
создания благоприятного социально-экономического климата, что повлечет изменения в региональном законодательстве, налогообложении, государственном управлении;
развития специфических побудительных механизмов для важных проектов;
определения ключевых отраслей и создания зон экономического и технологического развития;
проведения проактивных тренинговых, информационных, промоутерских кампаний и мероприятий по созданию имиджа Пермского края в России и за рубежом;
создания для иностранных инвесторов консультативного ПИИ-агентства (агентства по привлечению иностранных инвесторов);
инвестирования в инфраструктуру Пермского края.
4.2. Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения
4.2.1. Создание условий для развития человеческого потенциала будет осуществляться посредством эффективного управления социальной сферой Пермского края, оптимизации социальной инфраструктуры и развития институтов гражданского общества.
Для обоснования выбора приоритетов в данной сфере проведен предварительный анализ основных показателей населения Пермского края по методике, принятой соответствующими российским и мировыми организациями. Основными показателями для анализа и выбора приоритетов стали человеческий потенциал и качество жизни населения. Качество жизни населения является системной характеристикой, отражающей уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, элементами которой являются: качество населения, уровень жизни населения, занятость, качество трудовой и предпринимательской жизни, социальная безопасность.
Реализация поставленной цели осуществляется через достижение системы локальных целей, характеризующих различные компоненты интегрального показателя качества жизни населения:
развитие системы образования с учетом сбалансированности региональных, отраслевых и индивидуальных потребностей и интересов;
создание условий для обеспечения баланса социально-экономических интересов края, работодателей и работников, незанятого трудоспособного населения;
повышение качества населения, снижения темпов депопуляции;
обеспечение адресной социальной поддержки малоимущих и социальноуязвимых групп населения, обеспечение адаптации граждан к изменяющимся условиям социально-экономической среды через содействие самореализации личности.
4.2.2. Уровень развития системы образования рассматривается как базовый стратегический ресурс, от которого зависит качество жизни в Пермском крае, его инвестиционная привлекательность и устойчивое развитие. Мировые тенденции развития образования, выраженные в докладе Всемирного банка (2002 год), сводятся к следующему:
1) главным фактором социально-экономического прогресса и ускоренного развития любой системы является развитие и применение знаний;
2) увеличивается значение высшего образования как фактора формирования, распространения и применения знаний, создания качественно нового технического и профессионального потенциала;
3) государство несет ответственность за создание стимулирующей среды, подталкивающей систему образования к широкому применению инноваций и к своевременной реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях, и на изменение требований рынков труда, которым необходим высокоразвитый человеческий капитал;
4) необходим комплексный подход к образованию как к единой системе, в которой формируется не только профессиональный, но социальный и духовный человеческий капитал.
Таким образом, основные приоритеты в области образования определяются сложившейся ситуацией в Пермском крае, потребностью следовать общемировым подходам и состоят в следующем:
1. Обеспечение доступности образования и повышения качества образовательных услуг.
2. Развитие институтов государственно-общественного управления образовательной системой.
3. Обеспечение потребностей региональной экономики в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах.
4. Интеграция образования, производства и науки для решения приоритетных социально-экономических задач Пермского края.
5. Создание единого образовательного пространства в процессе объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого округа.
Возможными механизмами реализации деятельности по достижению приоритетов являются:
выравнивание возможностей городского и сельского населения, экономически самостоятельных и депрессивных территорий в получении качественного образования на основе федеральных стандартов;
создание системы выявления, поддержки и развития одаренных детей;
формирование условий для удержания и привлечения в отрасль высокопрофессиональных педагогических кадров;
обеспечение возможности влияния общества на систему образования, формирование взаимосвязи между органами управления образованием и профессиональными ассоциациями, общественными организациями через содействие попечительским и управляющим советам образовательных учреждений, представляющим собой важный механизм участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе и в процессах общественной оценки качества образования;
сокращение разрыва между потребностями рынка труда и структурой выпуска профессиональных кадров, между потребностями работодателя в знаниях и профессиональных навыках выпускника и качеством профессионального образования;
разработка механизма и инструментов кредитования в системе образования.
4.2.3. Определение приоритетов в сфере занятости, качества трудовой и предпринимательской жизни создадут условия для обеспечения баланса социально-экономических интересов края, работодателей и работников, незанятого трудоспособного населения.
Основными приоритетами в сфере трудовых отношений являются:
1. Обеспечение эффективной занятости населения, реализующей кадровые потребности Пермского края и индивидуальные потребности граждан в соответствующих рабочих местах и достойных материальных условиях труда.
2. Повышение эффективности институтов социального партнерства в регулировании социально-трудовой сферы.
3. Улучшение качества трудовой жизни.
Для реализации данных приоритетов основными механизмами должны стать:
разработка среднесрочного и долгосрочного прогноза профессионально-квалификационной структуры работников;
совершенствование методов анализа, прогноза и мониторинга рынка труда в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
формирование и реализация региональной политики в сфере занятости, направленной на стимулирование создания новых рабочих мест, эффективной занятости граждан;
преодоление социального иждивенчества;
совершенствование системы заказов переобучения и трудоустройства персонала предприятий в соответствии с требованиями рынка труда, формирование и развитие системы непрерывного образования, корректировка структуры профессионального обучения с учетом спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда и перспектив социально-экономического развития отдельных отраслей и территорий;
совершенствование регионального законодательства в сфере оплаты труда, создание условий для повышения заработной платы;
разработка и реализация проектов в области охраны и условий труда, привлечение к реализации политики в области охраны труда органов местного самоуправления;
стимулирование работодателей к обеспечению приоритета сохранения жизни и здоровья работников, повышение эффективности деятельности общественных и государственных институтов в сфере контроля над состоянием условий и охраны труда;
разработка и внедрение механизмов стимулирования развития социального партнерства на уровне предприятия, отрасли, территории, региона в целом;
создание и стимулирование деятельности общественных организаций и государственных органов защиты трудовых прав граждан.
4.2.4. В сфере повышения качества населения, снижения темпов депопуляции основными приоритетами в повышении качества жизни населения должны стать:
1. Стимулирование здорового образа жизни.
2. Разработка системы профилактики социальных патологий высокого уровня смертности, бедности, преступности, алкоголизма и наркомании.
3. Оптимизация системы медицинских и социальных услуг населению, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья населения, повышение продолжительности жизни.
Информационную базу для построения индекса качества жизни составляют материалы органов государственной статистики (статистические ежегодники), результаты экспертных опросов, а также данные выборочных обследований населения.
Наиболее эффективным способом организации сбора необходимой информации является мониторинг качества жизни населения.
4.3. Сохранение и улучшение среды жизнеобитания
4.3.1. Территориальное развитие предусматривает количественные и качественные изменения природных, социальных, экономических и экологических параметров в пределах региона. В данном случае следует иметь в виду изменения пространственной организации как Пермского края в целом, так и отдельных его частей. Этот горизонтальный срез позволяет увидеть размещение элементов человеческой деятельности, мест проживания населения, транспортных магистралей и т.д. В результате такого развития в регионах можно выделить "центральные" и "периферийные" территории, выявить их потенциальные возможности: экологическую емкость, емкость потенциала.
Под регионом понимается территориальная форма пространственной организации природы и общества, операциональная территориальная единица в исследовательской или управленческой деятельности. Данная единица выделяется по одному из признаков: генезису, географическому положению, хозяйственным связям, управлению. В социально-экономическом пространстве это территориально-общественная система, в которой организована жизнедеятельность людей.
Развиваясь в едином социально-экономическом пространстве страны, каждый регион, в том числе и Пермский край, имеет универсальные черты и индивидуальные особенности. В зависимости от величины территории, вовлеченной в общественное развитие, можно выделить несколько иерархических уровней региона. Примером макрорегиона может выступать территориально-общественная система Российской Федерации. Пермский край выступает мезорегионом. Муниципальные образования районного и поселенческого уровня соответственно представлены регионами микро- и топоуровня. Последние будут называться районами и микрорайонами, а для укрупненных межрегиональных образований, полученных в результате индивидуального интегрального районирования будет использоваться термин "округ".
На сегодняшний день на территории Пермского края существуют реально сформировавшиеся в процессе хозяйственной и социальной деятельности межрегиональные управленческие округа. Это так называемые межрайонные центры, на которых замыкаются многие социальные и хозяйственные связи, и тяготеющие к ним территории (города: Пермь, Березники, Кунгур, Кудымкар, Лысьва, Соликамск, Чайковский и др.).
4.3.2. Достижение поставленной стратегической цели в решении проблем территориального развития и обеспечения комфортной среды жизнеобитания предполагает установление следующих основных приоритетов:
1. Улучшение условий и параметров среды жизнедеятельности населения.
2. Оптимизация пространственно-территориальной структуры региона:
оптимизация территориально-административного деления края;
совершенствование системы расселения;
выявление полюсов роста;
разработка опорного каркаса территории края;
выявление территориальных различий в развитии края и проведение социально-экономического районирования (типологического и индивидуального);
выделение межрегиональных управленческих округов;
прогноз развития края по округам;
согласование отраслевых и территориальных параметров развития, подготовка предложений по оптимальному набору функций для округов.
3. Развитие инфраструктуры края:
жилищно-коммунального комплекса;
жилищной сферы;
транспортной инфраструктуры;
инфраструктуры связи.
4. Обеспечение экологической устойчивости и безопасности функционирования всех систем инфраструктуры.
5. Снижение диспропорций в развитии инфраструктуры муниципальных образований.
Каждая из поставленных задач в свою очередь разбивается на ряд подзадач, позволяющих конкретизировать и структурировать их выполнение.
4.3.3. На основании общих и интегральных показателей будет проведено социально-экономическое районирование и выделено до 8 межрегиональных управленческих округов, по которым в дальнейшем будут прорабатываться механизмы реализации Программы социально-экономического развития Пермского края.
Целью перспективного районирования является деление территории на репрезентативные части. В настоящее время разработано несколько сеток районирования края. Так, на основе учета природных особенностей территории Пермского края выделено 7 природных районов.
На основании развития хозяйства разработана сетка экономического районирования, включающая 4 экономических района и 6 микрорайонов.
На основании условий жизни населения в области разработана сетка социально-экономического районирования, состоящая из 12 социально-экономических районов. Однако все предложенные виды районирования отображают лишь одну сторону общественного развития и не могут отвечать принципу комплексности и обеспечить сбалансированное развитие территории. Для этого необходимо интегральное районирование, градирующее как среду жизнеобитания, так и территориальные общности людей - социально-эколого-экономическое районирование.
На основе современных принципов таксонометрии в Программе будет проводиться социально-эколого-экономическое районирование путем выделения 19 районов, на основании которых будут выделены порядка 8 межрегиональных (управленческих) округов. Выделенные таксоны могут служить действенным механизмом решения социально-экологических проблем и обеспечения безопасности для проживающего населения, а также экологически, социально и экономически эффективными формами территориальной организации процессов взаимодействия природы и общества, общества и человека.
По наличию проблемы и приоритетности развития социально-экологические районы могут объединяться в более крупные образования - типы, которые на карте Пермского края выглядят как высокоразвитый индустриальный центр, районы нового хозяйственного освоения (север), старый депрессивный восток, аграрно-индустриальный юг и районы со средним уровнем индустриального развития (запад). Для каждого типа районов необходимо разрабатывать конкретные направления региональной политики и механизмы ее реализации. Этот вид территориальных образований необходим на уровне краевого управления и регулирования для разработки стратегии развития.
4.4. Повышение эффективности системы государственного управления и институциональное развитие
Основными приоритетами в этой сфере являются:
1. Формирование системы эффективной исполнительной власти в Пермском крае, предполагающей:
введение принципов управления по результатам, разработка целей и контрольных показателей для исполнительных органов государственной власти края и органов местного самоуправления;
проведение административной реформы в Пермском крае как новом субъекте Российской Федерации;
оптимизацию существующей сети бюджетных учреждений и повышение эффективности их работы;
повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.
2. Формирование законодательного (представительного) органа Пермского края в качестве важнейшего института регионального развития.
3. Организация эффективного управления на муниципальном уровне путем реализации реформы местного самоуправления в Пермском крае, сотрудничества между региональным и местными уровнями в решении вопросов местного значения и осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
4. Эффективное взаимодействие власти и общества на основе:
обеспечения широкого мониторинга общественного мнения на территории Пермского края, корректировка и оптимизация на его основе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
развития системы политического участия граждан Пермского края в формировании структур государственной власти и органов местного самоуправления и принятии политических решений через повышение эффективности избирательных процессов, деятельности политических партий, других форм участия граждан в политической деятельности;
развития политической культуры жителей Пермского края и системы гражданского образования;
развития системы мероприятий и механизмов предотвращения этнических конфликтов и удовлетворения этнокультурных потребностей граждан;
обеспечения системы действий по профилактике и недопущению конфликтов конфессионального (религиозного) характера;
укрепления институтов гражданского общества и механизмов их взаимодействия с властью;
широкого позиционирования позитивного опыта взаимодействия власти и общества в Пермском крае.
4.5. Особенности развития Коми-Пермяцкого округа
В Коми-Пермяцком округе имеются залежи многих видов полезных ископаемых: железные руды, золото в россыпях, медная руда, однако их изученность и перспективы освоения весьма неоднозначны. На территории округа имеются признаки наличия платины и оловянного камня. Из нерудного сырья в Коми-Пермяцком округе распространены месторождения известняков, минеральных красок, различных глин и песков. Округ обладает относительно благоприятными условиями для создания объектов, потенциально пригодных в качестве мест отдыха и лечения населения Пермского края и других регионов. Ценность имеет территориальное сочетание таких природных условий, как водные объекты, леса и живописные ландшафты.
К числу положительных факторов перспективы развития Коми-Пермяцкого округа можно отнести почти не используемый рекреационный потенциал (многочисленные источники различных минеральных вод, живописные ландшафты, удовлетворительная экологическая обстановка); наличие благоприятных экологических условий и значительных площадок, которые могут быть использованы как для промышленного, так и для гражданского строительства, расширения площадей сельскохозяйственных угодий.
Необходимо также учитывать, что Коми-Пермяцкий округ является основным постоянным местом проживания целого народа - коми-пермяков, что благоприятствует сохранению относительно стабильной демографической ситуации в округе, закреплению населения на его территории, несмотря на определенные недостатки в социально-экономическом развитии.
Для изменения существующей ситуации необходимо стимулирование экономического развития Коми-Пермяцкого округа. На предстоящую перспективу решающим фактором в социально-экономическом развитии округа будет прежде всего богатый ресурсный потенциал: высококачественные лесные ресурсы, запасы полезных ископаемых для производства строительных материалов, наличие свободных территорий для промышленного и гражданского строительства и расширения сельскохозяйственных угодий для производства экологически чистой продукции.
Приоритеты развития Коми-Пермяцкого округа будут реализовываться по следующим направлениям и отраслям: промышленность, агропромышленный комплекс, связь и телекоммуникации, сфера услуг, малый бизнес, социальная сфера.
Основными приоритетами развития Коми-Пермяцкого округа, согласованными с приоритетами экономического и социального развития Российской Федерации, будут:
содействие предприятиям, создающим новые рабочие места, производящим готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью и обеспечивающим рост налоговых поступлений в бюджет края;
создание условий для привлечения инвестиций в экономику округа;
обеспечение устойчивого социально-экономического развития на основе сохранения природно-ресурсного, демографического и культурно-образовательного потенциала;
формирование среды, благоприятной для развития бизнеса;
формирование эффективной системы предоставления социальных услуг.
В рамках разработки Программы Пермского края будет создана подпрограмма развития Коми-Пермяцкого округа, согласованная с существующими программами округа и нацеленная на сглаживание социально-экономических диспропорций между округом и другими территориями края.
Кроме того, в Коми-Пермяцком округе будут реализовываться все цели, указанные в предыдущих разделах.
5. Система показателей по целям и направлениям
5.1. Реальное развитие региона происходит в процессе практической деятельности, реализации стратегических установок, их воплощении на практике. При этом необходима разработка сбалансированной системы показателей (индикаторов) для оценки степени и точности выполнения Программы, которая позволит проводить своевременный и качественный мониторинг всех этапов реализации Программы, осуществлять ее своевременную корректировку в соответствии с изменившейся внутренней и внешней ситуацией, объективно оценивать место Пермского края в России и мире.
В качестве обобщающих показателей, характеризующих социально-экономические процессы на региональном уровне в целом предлагаются комплексный интегральный показатель социально-экономического развития региона и индекс развития человеческого потенциала.
Комплексный интегральный показатель социально-экономического развития региона основывается на агрегированных интегральных показателях по основным направлениям, определение значимости которых производится соответствующим методом (например, методом экспертных оценок). Для проведения надежного и однозначного временного анализа данного показателя необходима достаточно жесткая фиксация метода агрегации в течение длительного времени (иначе в течение времени выполнения Программы невозможно будет корректно сравнивать значение показателей за разные периоды). Основным целевым значением будет выступать темп роста комплексного интегрального показателя. Одновременно можно использовать данный комплексный интегральный показатель в целях межрегиональных сравнений. За нормативные значения могут быть приняты соответствующие фактические показатели в среднем для России с приданием им того же веса, что и показателям по Пермскому краю. Текущая оценка дается по принципу: больше 1 - "лучше", меньше 1 - "хуже", 1 - так же, как в России, или производится количественное сравнение, которое позволит проводить динамическое сравнение в течение определенного периода времени.
Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается в соответствии с Методикой, разработанной экспертами ООН в Программе развития ООН, используемой с 1990 года.
Значение показателя социально-экономического развития региона зависит от всей совокупности влияющих факторов, среди которых есть факторы, определяемые субъектами федерального уровня, субъектами соседних регионов, субъектами муниципальных образований края, субъектами международных отношений и воздействием краевых субъектов (в том числе общественных и государственных институтов). Причем в качестве субъектов могут выступать органы власти, организации бизнеса, общественные организации и различные группы и слои населения. Выделение вкладов перечисленных факторов в общем показателе позволит установить степень влияния каждого из них на социально-экономическое состояние Пермского края. Динамика ежегодного изменения вкладов будет показывать степень увеличения или снижения уровня влияния тех или иных факторов и может служить, с одной стороны, показателем меры эффективности деятельности соответствующих органов власти (как одного из субъектов воздействия), а с другой стороны, фиксировать уровень влияния совокупных региональных факторов на социально-экономическое развитие региона, то есть степень региональной независимости и устойчивости.
Для определения уровня и темпов развития по отдельным направлениям будут использоваться отдельные интегральные показатели.
Источниками исходной информации для расчета всех показателей служат данные органов статистики и ведомственная информация. Интегральный показатель позволяет получить обобщающую характеристику на основе частных показателей, отражающих наиболее важные стороны социально-экономического положения Пермского края по сравнению со средним уровнем по России.
Помимо нормативных значений, характеризующих практические показатели в среднем по России, возможно использование в качестве критерия оценки (базы сравнения) показателей отдельных развитых и развивающихся стран, соседних регионов России.
5.2. В соответствии с принятой идеологией совместной деятельности по достижению основных целей Программы необходимо выделить вклад каждого субъекта исполнения Программы (органы власти разного уровня, организации бизнеса, общественные организации, различные группы населения и т.д.) в общее значение показателей Программы. Такой механизм позволит определить эффективность деятельности каждого субъекта процесса выполнения Программы. Вклад разных групп населения в разные показатели может быть различен. Так, могут быть установлены показатели, значение которых полностью или почти полностью определяются деятельностью органов власти. Изменения таких показателей будут в основном определять эффективность деятельности соответствующих властей.
Предлагается совокупность частных показателей, которая будет исследована на предмет их применения или изменения в дальнейшем при разработке Программы социально-экономического развития Пермского края:
1. Макроэкономические показатели:
1.1. Объем ВРП на душу населения от общероссийского, %.
1.2. Доля экспорта в ВРП, %.
1.3. Доля в экспорте продукции обрабатывающих производств, %.
1.4. Доля в экспорте высокотехнологичной продукции, %.
1.5. Индекс потребительских цен, %.
1.6. Объем розничного товарооборота, тыс. рублей.
2. Показатели промышленности:
2.1. Доля в общем объеме производства обрабатывающих производств, %.
2.2. Рентабельность промышленной продукции, %.
2.3. Степень износа основных производственных фондов, %.
2.4. Коэффициент обновления основных производственных фондов, число.
3. Показатели рынка труда:
3.1. Прирост численности занятых, %.
3.2. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), %.
3.3. Средний уровень зарплаты в Пермском крае относительно общероссийского уровня, %.
3.4. Численность занятых в экономике, тыс. человек.
3.5. Объем государственного заказа в разрезе специальностей, человек.
3.6. Сумма налога на доходы физических лиц, тыс. рублей.
3.7. Потребность в квалифицированных кадрах (по видам экономической деятельности).
3.8. Структура рабочих мест в экономике по видам экономической деятельности.
4. Показатели научно-технического потенциала:
4.1. Расходы краевого бюджета на науку, % ВРП.
4.2. Прирост количества выданных патентов на территории Пермского края, %.
4.3. Прирост венчурного капитала, %.
4.4. Удельный вес новых прогрессивных технологий, %.
5. Показатели развития малого и среднего бизнеса:
5.1. Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых, %.
5.2. Прирост численности занятых в малом и среднем бизнесе, %.
5.3. Доля продукции, выпускаемой предприятиями малого и среднего бизнеса, %.
5.4. Количество малых предприятий.
5.5. Доля инвестиций в основной капитал, приходящаяся на малые предприятия, %.
5.6. Отношение населения к малому предпринимательству (социологические исследования).
5.7. Доля малых предприятий, охваченных различными формами поддержки малого предпринимательства, %.
5.8. Доля муниципалитетов, охваченных единым набором механизмов политики поддержки малого предпринимательства, %.
5.9. Величина совокупных затрат субъекта малого предпринимательства на преодоление барьеров входа на рынок и осуществление деятельности, % от выручки.
5.10. Количество малых предприятий, прекративших свою деятельность в течение первого года с момента создания.
6. Показатели инвестиционной деятельности:
6.1. Объем инвестиций, % ВРП.
6.2. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций, %.
6.3. Доля инвестиций, финансируемых за счет бюджетных средств всех уровней, в общем объеме инвестиций, %.
6.4. Доля инвестиций в основной капитал в высокотехнологичных производствах, в общем объеме инвестиций, %.
6.5. Доля инвестиций в импорт лицензий за счет всех источников финансирования, в общем объеме инвестиций, %.
6.6. Рейтинг инвестиционной привлекательности Пермского края.
7. Финансовые показатели:
7.1. Внешние (относительно края) заимствования предприятий и организаций всех форм собственности, % ВРП.
7.2. Дефицит (профицит) краевого бюджета, % ВРП.
7.3. Отношение доходов краевого бюджета к ВРП, %.
7.4. Коэффициент кредитно-финансовой автономии (отношение текущих средств и депозитов предприятий, организаций и населения в коммерческих банках Пермского края к объему кредитов, выданных этими банками), число.
7.5. Доля налоговых доходов в краевом бюджете, %.
7.6. Отклонение средней налоговой и тарифной нагрузки в сравнении с предыдущим периодом по видам экономической деятельности, %.
7.7. Отклонение средней налоговой нагрузки в сравнении с предыдущим периодом по видам экономической деятельности.
7.8. Уровень налоговой нагрузки на среднего налогоплательщика за вычетом крупных налогоплательщиков, %.
7.9. Изменение доли объема недопоступлений в связи с предоставлением налоговых льгот в общем объеме начисленных налогов (в сравнении с предыдущим периодом), %.
7.10. Отклонение средней тарифной нагрузки в сравнении с предыдущим периодом по видам экономической деятельности, %.
8. Расширение рынков сбыта региональных производителей:
8.1. Вывоз продукции (товаров) в регионы Российской Федерации, млн. рублей.
8.2. Экспорт продукции (товаров), млн. рублей.
8.3. Доля региональной продовольственной продукции в общем объеме ее продаж на внутреннем рынке, %.
8.4. Количество совместных предприятий (межрегиональных и международных).
8.5. Объем государственного и муниципального заказа на предприятиях области, тыс. рублей.
9. Качество населения (объективные показатели):
9.1. Доля преподавателей в школах, имеющих высшую квалификацию, в их общем числе, %.
9.2. Доля школьных зданий, требующих капитального ремонта, в общем количестве школьных зданий, %.
9.3. Доля компьютеризированных классов в общем количестве классов, %.
9.4. Структура выпуска по степеням профессионального образования (высшее и среднее) - сравнение со структурой рабочих мест в экономике.
9.5. Общая заболеваемость населения, случаев на 1000 человек.
9.6. Охват больных, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, %.
9.7. Уровень удовлетворенности спроса отдельных категорий граждан на лекарственные средства по рецептам, предъявленным гражданами в аптечные учреждения, %.
9.8. Охват диспансерным наблюдением населения с выявленными заболеваниями, %.
9.9. Заболеваемость социально-значимыми# болезнями (алкоголь, наркомания, ВИЧ-инфекция, гепатит), число больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 тыс. населения.
9.10. Доля посещений к врачам с профилактической целью, из общего числа обращений граждан, %.
9.11. Охват населения профилактическими прививками (до 18 лет, трудоспособного возраста, лиц пенсионного возраста), %.
9.12. Сумма выплат на социальное обслуживание (по видам социальной помощи), тыс. рублей.
9.13. Удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания к общему числу семей с детьми, %.
9.14. Сумма ежемесячных денежных выплат нуждающимся гражданам, тыс. рублей.
9.15. Доля граждан, получивших услугу по транспорту, из общего числа нуждающихся, %.
9.16. Доля малоимущих граждан, получивших социальную помощь, из числа имеющих право, %.
9.17. Численность глубоко бедных людей по возрастным группам, человек.
9.18. Численность детей-инвалидов, человек.
9.19. Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, от общего числа инвалидов, %.
9.20. Численность инвалидов, занятых в экономике, человек.
10. Показатели уровня жизни и социальной дифференциации населения:
10.1. Соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных групп населения, раз.
10.2. Доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, %.
10.3. Соотношение минимальной и средней заработной платы, раз.
10.4. Доступность жилья для населения (отношение рыночной цены стандартной квартиры к среднегодовому доходу семьи), число.
10.5. Текущий платежеспособный спрос на жилье (количество жилой площади, приобретенной гражданами в собственность на 1000 человек), кв. м на 1000 человек.
10.6. Доля банков, занимающихся ипотечным кредитованием, %.
10.7. Объем жилищного ипотечного кредитования на 1000 человек, рублей.
10.8. Расходы консолидированного бюджета края на образование, % ВРП.
10.9. Расходы консолидированного бюджета края на здравоохранение, % ВРП.
10.10. Расходы консолидированного бюджета края на культуру, % ВРП.
11. Демографические показатели:
11.1. Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся), число.
11.2. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте), число.
11.3. Коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет в общей численности населения), %.
11.4. Ожидаемая продолжительность жизни, лет.
11.5. Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, число случаев на 1000 населения.
11.6. Материнская смертность, число случаев на 1000 родивших.
11.7. Смертность от болезней системы кровообращения, онкологической патологии, туберкулеза, случаев на 1000 населения.
11.8. Средний возраст смерти от хронических неинфекционных заболеваний (в разрезе город/село), лет.
11.9. Младенческая смертность, число случаев на 1000 родившихся живыми.
12. Показатели общественной безопасности:
12.1. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения ), число.
12.2. Уровень потребления алкоголя, литров на 1 человека в год.
12.3. Число суицидов на 1000 населения.
12.4. Уровень распространенности психологической патологии на 1000 населения.
13. Эколого-экономические показатели:
13.1. Уровень рентабельности природоохранных мероприятий, %.
13.2. Затраты на воспроизводство и поддержание темпов прироста культурной и дикой растительности, лесных ресурсов, диких животных и птиц, тыс. рублей.
13.3. Объем выбросов предприятиями промышленных производств и непроизводственной сферы региона, тонн.
13.4. Себестоимость очистки воды в оборотном водоснабжении, тыс. рублей.
13.5. Объем очищаемых отходов производств и беспоследственной утилизации, тонн.
13.6. Отношение площади предприятий к площади земли и водной поверхности Пермского края, число.
14. Показатели системы расселения:
14.1. Число населенных пунктов по муниципальным образованиям.
14.2. Структура населенных пунктов по людности, %.
14.3. Функциональные типы населенных пунктов, их доля, %.
14.4. Среднее расстояние между населенными пунктами, км.
14.5. Доля перспективных поселений, %.
14.6. Полюса роста, число.
14.7. Микрорайоны (управленческие округа), число.
15. Качество населения (субъективные показатели):
15.1. Отношение к браку и рождению детей.
15.2. Отношение к образованию, мотивация получения образования и повышения его уровня.
15.3. Психологическая адаптация к модели образования длиною в жизнь.
16. Уровень жизни населения:
16.1. Степень удовлетворенности населения материальным положением семьи.
16.2. Потребности и степень удовлетворенности услугами учреждений социальной сферы.
16.3. Самооценка обеспеченности жильем и желание улучшить жилищные условия.
17. Занятость:
17.1. Доля безработных по материалам выборочных обследований.
17.2. Отношение к маргинальному положению.
17.3. Состояние трудовой этики.
18. Социальная безопасность:
18.1. Степень удовлетворенности условиями труда.
18.2. Наличие в сфере труда фактов дискриминации по национальным, религиозным, гендерным, политическим признакам.
18.3. Субъективная оценка уровня безопасности жизни в территории.
19. Показатели эффективности регионального управления:
19.1. Показатели состояния системы предоставления общественных услуг (жилищно-коммунальных, транспортных, культурно-просветительских и т.д.).
19.2. Показатели - целевые ориентиры (нормативы требуемого качества общественных услуг).
19.3. Результаты социологических обследований удовлетворенности населения качеством предоставления общественных услуг и деятельности местных органов власти.
19.4. Уровень доверия населения к региональным органам власти, %
6. Формирование основных вариантов социально-экономического развития Пермского края
6.1. Прогноз социально-экономического развития (в том числе региональной экономики) должен строиться на основе вариантного моделирования, предполагающего наличие ряда сценариев. Сценарии для вариантного моделирования (прогноза) представляют комбинацию различных условий, влияние которых признается значительным.
Сценарные условия (факторы) можно разделить на две группы:
1. Внешние по отношению к Пермскому краю условия - факторы, степень влияния на которые со стороны региональной власти признается минимальной:
1.1. Внешние рынки энергоносителей и других товаров - основных экспортных групп Пермского края:
цены на энергоносители и другие основные экспортные группы товаров (нефть и нефтепродукты; удобрения калийные, азотные; магний; титан; черные металлы; целлюлоза и бумага);
экспортные пошлины на указанные выше товарные группы;
квоты на указанные выше товарные группы, существующие на основных рынках-потребителях.
1.2. Национальные факторы:
объем производства продукции промышленности по Российской Федерации;
налоговая политика (ставки, изменение принципов системы налогообложения);
межбюджетные отчисления (нормативы отчислений, трансферты);
федеральная кредитно-денежная политика (курс рубля, ставка %);
уровень инфляции (индекс потребительских цен);
тарифы естественных монополий (электроэнергия; газ; железнодорожные тарифы).
2. Внутренние (региональные) условия - факторы, степень влияния на которые со стороны региональной власти признается существенной:
2.1. Налоговая политика;
2.2. Тарифы (тепло; водоснабжение и водоотведение);
2.3. Бюджетная политика;
2.4. Политика в сфере природопользования;
2.5. Земельная политика.
6.2. Результаты социально-экономического развития региона будут зависеть от выбранного варианта сценария развития. Возможны три основных варианта сценариев:
1. "Регион - экспортер сырья".
2. "Регион - производственный экспортоориентированный центр".
3. "Регион - центр инновационного развития".
Реализация первого варианта сценария предполагает фокусирование региональной политики на сырьевых ресурсах как основном конкурентном преимуществе Пермского края; реализацию инвестиционных проектов в области природопользования, обеспечивающую производство продукции с низкой добавленной стоимостью; низкий уровень инноваций; создание инфраструктуры, обеспечивающей доступ к природным ресурсам; ориентацию на прямые инвестиции со стороны стратегических инвесторов, специализирующихся на добыче полезных ископаемых; стимулирование работ по разведке полезных ископаемых и подтверждению запасов; развитие поддерживающих секторов, специализирующихся на обслуживании предприятий добывающих полезные ископаемые (инжиниринг, образование, исследования, консультирование и другие услуги для бизнеса).
Реализация второго варианта сценария предполагает фокусирование на выбранных отраслях перспективной специализации и стимулирование экспорта данных отраслей; обеспечение инновационного процесса в Пермском крае; реализацию инвестиционного потенциала Пермского края; развитие социальной и производственной инфраструктуры; агрессивное продвижение возможностей Пермского края среди стратегических инвесторов, в том числе иностранных; развитие профессионального образования, подготовку квалифицированной рабочей силы и технических специалистов, адаптацию учебных программ вузов в соответствии с потребностями инвесторов; развитие поддерживающих секторов.
Реализация третьего варианта сценария предполагает развитие на основе специализации в отдельных высокотехнологичных отраслях; высокую концентрацию образовательных и научно-исследовательских учреждений, лучшие карьерные возможности для интеллектуально одаренных и талантливых людей; межфирменное разделение труда, наличие сетей высокотехнологичных средних и малых предприятий (кластеров), развитие которых стимулируют бизнес-инкубаторы; большие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; высокоразвитую финансовую инфраструктуру (включая венчурные инвестиции); развитую сферу бизнес-услуг, инфраструктуру культуры; активную интернационализацию Пермского края (агрессивный международный маркетинг, установление контактов и построение альянсов, участие в разделении труда, развитие инфраструктуры для обмена информацией и знаниями и т.п.).
В процессе социально-экономического развития Пермского края возможно изменение базовых условий его функционирования, в результате чего на основе кооперации с другими российскими регионами станет целесообразным создание межрегиональных инновационных кластеров.
На начальном этапе в среднесрочный период (2006 - 2010 годы) необходимо ориентироваться на сочетание второго и третьего вариантов сценариев развития Пермского края, при этом в среднесрочный период на основе экспортоориентированного развития будут закладываться предпосылки для перехода к инновационной экономике, которая должна стать преобладающей к 2015 году.
7. Система контроля над выполнением поставленных задач
Система контроля включает в себя систему контроля органов управления регионального и муниципального уровня и систему общественного контроля.
Механизм контроля над выполнением поставленных в Программе задач будет заключаться в периодическом сравнении установленных целевых значений показателей всех уровней и направлений с достигнутыми значениями. Результат контроля в системе органов власти будет доводиться в установленном порядке до руководства исполнительной власти и депутатов Законодательного Собрания Пермского края. Губернатор края в рамках общественного контроля будет сообщать о текущих результатах выполнения Программы населению края в виде доклада о социально-экономическом развитии Пермского края за прошедший календарный период. Анализ выполнения Программы органами региональной власти и органами местного самоуправления, проводимый по результатам контроля, а также мнение населения края, выраженное определенными установленными способами, будут использоваться для корректировки темпов и способов выполнения Программы по отдельным направлениям. Конкретный механизм корректировки будет разработан при создании Программы.
В случае значительного расхождения ожидаемых результатов и полученных значений оценочных показателей необходимо проведение корректировки действий представителей властных структур, отвечающих за реализацию Программы. Данная коррекция предполагает изменение использования инструментов региональной экономической политики. В рамках системы контроля необходимо закрепление персональной ответственности за выполнение мероприятий и разделов Программы за конкретными представителями властных структур.
8. Мероприятия, сопутствующие разработке Программы
В дополнение к Программе социально-экономического развития Пермского края необходимо разработать систему индикаторов устойчивого развития Пермского края.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.