Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермской области
и Законодательного Собрания
Коми-Пермяцкого автономного округа
от 28 сентября 2006 г. N 86
Концепция
краевой целевой программы "Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы"
1. Основные понятия
Политическая культура - это сфера общественной жизни, которая определяется через совокупность ценностных ориентаций, стереотипов восприятия и типовых образцов поведения, характеризующих взаимоотношения граждан и власти. Составляющими элементами политической культуры являются: прошлый политический опыт; основные политические ценности и убеждения; стереотипная оценка политических событий и процессов; особенности этнических, религиозных, социальных, партийных и других групп; уровень политической информированности населения; характер политических ожиданий населения и т.д.
Политическая культура гражданского типа включает политическую идентификацию, политическое доверие, ориентации по отношению к власти (признание ее легитимности, отношение к политическим символам, готовность оказать поддержку или сопротивление), правила игры (знания, чувства, отношение, обязательства), политическую действенность (веру в ответственность правительства, в важность гражданской активности и участия, в возможности политических перемен), политическую компетентность (частота участия в выборах, знание о политических событиях и их влиянии, интерес к политическим делам), политические ориентации (удовлетворенность проводимой политикой, знания об ее действии, влиянии и факторах принятия решений), навыки политического поведения (участия в голосовании и принятия ответственных и взвешенных решений на выборах, поиска наиболее эффективных конструктивных путей отстаивания своих интересов в органах власти).
Наиболее распространенные классификации политической культуры выделяют три основных вида политической культуры: патриархальный, подданнический, культура участия. Патриархальная политическая культура характерна для людей, живущих в политически неразвитой среде, имеющих смутное представление о политике, индифферентно относящихся к ней. Подданническая политическая культура подразумевает, что люди ощущают себя в качестве участника политики, соотносят себя с определенной политической общностью, прежде всего с государством. Но они воспринимают себя пассивными участниками политического процесса, не верят в то, что в состоянии оказать какое-либо влияние на политический процесс. Они убеждены в обратном: от них ничего не зависит, властные структуры все равно сделают то, что захотят. Политическая культура участия подразумевает, что люди активно участвуют в политической жизни, они имеют достаточно высокий уровень ожиданий по отношению к своей политической компетентности и действенности своих политических акций. В реальной политической действительности в том или ином обществе преобладают смешанные варианты политической культуры.
Демократическому обществу соответствует политическая культура гражданского типа, представляющая комбинацию элементов подданнической культуры и культуры участия при потенциально ведущей роли элементов культуры участия. Люди, существующие в рамках гражданской политической культуры, - потенциально активные граждане. Именно граждане, а не просто население. Демократическая власть должна четко осознавать, что в решении возложенных на нее обществом задач ей выгоднее сотрудничать с гражданами, разделяя с ними ответственность за процесс управления, чем просто управлять подданными, чье отчуждение от власти может использоваться и обычно в кризисных ситуациях используется экстремистскими силами в своих интересах.
Таким образом, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. Политическая культура гражданского типа предполагает активную гражданскую позицию и активное участие граждан в принятии политических решений.
Гражданственность - качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.
Важным средством формирования политической культуры и гражданственности является гражданское образование - это социально-педагогический процесс обучения и воспитания, формирующий личность как субъекта моральных, экономических, правовых и политических отношений. Основная цель гражданского образования - научить компетентному и ответственному участию в политической жизни, дать необходимые знания и навыки для участия в общественно-политических процессах, формировать гражданские качества личности на основе адаптации ценностей демократии.
Гражданское образование ориентировано на формирование навыков жизни в демократическом обществе и правовом государстве, правам, свободам человека#, воспитание толерантности, социальной активности и ответственности.
Гражданское образование - это обучение эффективному участию в процессах демократического развития, как на местном, так и на национальном уровне. Это важное средство развития возможностей на общественном уровне, обеспечивающее эффективное гражданское участие. Гражданское образование является важным аспектом укрепления способности общества управлять собственными делами, дополняющим развитие возможностей на индивидуальном и институциональном уровне. В основе гражданского образования лежат ценности и принципы прозрачности, участия, активного реагирования, подотчетности, предоставления полномочий и справедливости.
Принято считать, что гражданское образование состоит из трех элементов: гражданская позиция, гражданские знания и гражданские навыки.
Гражданская позиция означает, что граждане:
развивают уверенность для участия в общественной жизни;
участвуют в общественной жизни;
принимают роли, пользуются правами и выполняют обязанности, обычно связанные с гражданством в демократических системах;
при осуществлении своих прав и обязанностей проявляют открытость, терпимость и ответственность.
Гражданские знания означают, что граждане:
понимают политический и общественный контекст;
знают о своих социальных и экономических правах, а также о политических и гражданских правах;
понимают роли, права и обязанности, связанные с гражданством.
Гражданские навыки означают, что граждане:
приобретают способность объяснять, анализировать, взаимодействовать, оценивать, защищать свою позицию, а также контролировать процессы и результаты;
используют знания для информированного участия в общественных и политических процессах(1) Помимо гражданского образования другими инструментами развития политической культуры гражданского типа являются правовое просвещение, политическое просвещение электората, развитие системы подготовки кадров для политической деятельности, развитие политических партий как института самоорганизации социальных групп для политического выражения политических интересов, развитие политического информирования и коммуникации, развитие политической науки.
2. Описание проблемы, анализ причин и возможный сценарий развития проблемной ситуации
Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала. Последнее, во многом зависит от участия людей в модернизационных процессах. Именно в этом - ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Пермского края в средней и долгосрочной перспективе. Только активные граждане, взявшие на себя ответственность за свою судьбу и за будущее региона и страны, могут проложить путь к стабильности и благополучию.
Органы государственной власти Пермского края своевременно оценили значимость проблемы.
Реализация областной целевой программы "Развитие политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002 - 2006 годы", принятой Законодательным Собранием Пермской области 20 сентября 2001 года, позволила:
повысить уровень информированности населения Пермской области о структуре, функциях и деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, механизмах реализации прав и интересов граждан;
снизить случаи срыва проводимых выборов из-за низкой явки избирателей;
увеличить количество реализованных политических инициатив политических партий.
Нельзя не заметить высокую степень развития неправительственных организаций и общественных инициатив в Пермском крае, успешный опыт конструктивного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества.
В Пермском крае сформировалось одно из самых сильных и значимых в России научных сообществ ученых-политологов, имеется система подготовки специалистов в данной сфере.
В целом реализация Программы и деятельность гражданских организаций позволили сохранять относительную политическую стабильность в регионе. Но вектор политических настроений жителей региона в любой момент может непредсказуемо измениться. Возможно увеличение влияния группировок, делающих ставку на насилие. Постоянно меняется и политическая, и общественная ситуация, поэтому существует острая необходимость создания условий для постоянного развития политической культуры и системы гражданского образования как ресурса динамичного социально-экономического развития Пермского края.
При всех успехах формирования политической корректности в целом в то же время не получилось поставить надежный заслон неэтичным технологиям предвыборной борьбы. Нет заметных сдвигов в обеспечении разнообразных отраслей политической и общественной деятельности высококвалифицированными специалистами.
Наблюдается недостаточная готовность граждан, в особенности молодежи, к ответственному участию в жизни региона (более того, заметно нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу). Достаточно высоким остается в регионе уровень абсентеизма, особенно на выборах органов власти низшего звена. Помимо ситуационных факторов, причиной абсентеизма часто служит непонимание роли выборов в политической жизни современного общества, незнание собственных прав как избирателя, неумение и нежелание обдумывать свое избирательное решение.
Избиратели часто руководствуются не представлениями о том, кто из кандидатов в большей степени обладает качествами, необходимыми для работы в органах власти, а соображениями сиюминутной выгоды, поверхностными симпатиями и антипатиями.
Профессионализм, квалификация, уровень толерантности политических менеджеров и экспертов, мотивация их деятельности, этические нормы, которыми они руководствуются, находятся в Пермском крае в настоящее время на уровне развития, недостаточном для обеспечения гарантированной стабильности демократических институтов и устойчивого развития общества. Особенно явственно ощущается в регионе недостаток подготовленных квалифицированных кадров для партийного менеджмента в условиях конкуренции политических партий.
В силу ряда причин, прежде всего из-за сокращения финансирования, ученые-политологи Прикамья начинают испытывать трудности в организации сбора материалов за пределами региона, в публикации результатов своих исследований, в научном обмене с коллегами. В ближайшем будущем это может стать препятствием для дальнейшего развития политической науки в Пермском крае.
В Пермском крае, как и в других субъектах Российской Федерации, отсутствует система непрерывного гражданского образования взрослых, не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы непрерывного гражданского образования.
Таким образом, необходимо создание и организация стабильной системы обучения и воспитания, ориентированной на формирование политической культуры, демократической гражданственности у населения края.
3. Обоснование приоритетности, актуальности и стратегического характера проблемы
Социально-экономические особенности современного этапа развития Российской Федерации и Пермского края объективно требуют:
активизации гражданского участия, под которым понимается включение граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, экологических, культурных программ и проектов;
усиления влияния граждан на принятие властных решений и контроль за их исполнением, а также развития самоуправления на низовом уровне.
Актуальными являются проблема подготовки молодежи к успешной деятельности в будущем и решение задач воспитания гражданина и патриота.
Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа обуславливает необходимость интеграции опыта в сфере развития политической культуры в двух субъектах Российской Федерации и усилий на основе единой комплексной программы развития в этой сфере для всего Пермского края.
Проводимая политика модернизации страны сталкивается с негативным отношением к нововведениям со стороны части граждан, с незнанием или непониманием ими ключевых процессов, происходящих в этой сфере. Включение общественных сил (партий, неправительственных организаций, депутатов, представителей средств массовой информации, профессиональных сообществ и других) в обсуждение механизмов реформирования с возможным последующим участием в реализации своих предложений позволит перевести негативные настроения населения в русло конструктивного диалога. Такой диалог необходим в современных условиях, так как проблемы, о которых идет речь, напрямую затрагивают жизненные нормы и ценности различных категорий граждан. Разрабатываемая Программа сама является продуктом такого диалога.
Для того, чтобы закрепить достигнутые положительные результаты и адекватно отреагировать на новые вызовы, необходима реализация целостной региональной программы развития политической культуры и гражданского образования. При этом гражданское образование, понимаемое, в первую очередь, как воспитание, будет выступать в качестве основного инструмента этого развития. В формировании и развитии политической культуры гражданского типа необходимо скоординировать усилия всех субъектов процесса: органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий, неправительственных организаций, научной общественности.
Исключительно важно, что в основу Программы развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) положены гражданский запрос и государственный заказ.
Государственный заказ на развитие политической культуры гражданского типа заключается в обеспечении условий эффективного социально-экономического развития Пермского края. В числе важнейших из них можно назвать:
стабильное позитивное развитие политических процессов в регионе;
информированность граждан о функциях органов государственной власти и местного самоуправления и компетентность во взаимодействии с ними;
высокий уровень сознательного участия граждан в выборах;
активное участие граждан в решении проблем местных сообществ;
использование гражданами конструктивных форм решения социально-экономических и политических проблем.
Гражданский запрос на создание Программы развития политической культуры и гражданского образования сформулирован рядом общественных организаций и представителей гражданского общества региона, которые заявили о своем ответственном авторстве(2). Он нацеливает на развитие в Пермском крае политической культуры гражданского типа и формирование системы гражданского образования, ответственной и активной гражданской позиции (См. приложение).
Таким образом, данная Программа есть реальное проявление государственно-общественного характера управления, где органы государственной власти и гражданское общество оформили реальные отношения социального партнерства.
4. Обоснование необходимости и преимуществ решения проблемы программными средствами
Развитие гражданской политической культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современной России. Это макрополитические процессы, касающиеся российского общества в целом, но у данной проблемы есть и региональный аспект.
Для характеристики политической ситуации в Пермском крае часто используется понятие "стабильное политическое развитие". Некоторые аналитики, давая оценку этой доминирующей характеристике, находят основание этой стабильности в высоком уровне социально-экономического развития края и устойчивой ситуации в этой сфере. При этом никем не ставится под сомнение существенная укорененность демократических политических институтов и, в значительной степени, сознательное отношение жителей Прикамья к своему политическому выбору.
Тем не менее нельзя считать стабильное политическое развитие абсолютной характеристикой, раз и навсегда укоренившейся в Прикамье. Современный уровень политической стабильности в регионе следует воспринимать не в качестве "потолочного" достижения, а как определенную точку, начиная с которой следует переходить к планомерным действиям по консолидации институтов демократии, включая и развитие политической культуры гражданского типа, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в политической деятельности.
Действительно, на сегодняшний день процесс демократизации политической ситуации в Пермском крае, становления институтов гражданского общества (совокупности гражданских инициатив) развивается эффективно, но в значительной степени спонтанно. Это создает почву для непрогнозируемых изменений политической ситуации в области. Нельзя исключить возможность увеличения влияния группировок, делающих ставку на насилие. Вызывают тревогу победы на выборах неожиданных кандидатов, значительные рейтинги на выборах самого высокого уровня маргинальных политических фигур*. Что касается органов власти, то выявляемый в ходе социологических опросов уровень знаний населения об их деятельности, ее приоритетах и результатах качественно ниже уровня доверия. А это означает, что не имеющее опоры доверие под воздействием ситуационных факторов может изменить полярность и превратиться в свою противоположность - безосновательное недоверие.
Для того чтобы не утратить и закрепить достигнутые Пермским краем позиции в ходе реализации областной целевой Программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области, и, опираясь на них, двигаться дальше, чтобы обеспечить действенный контроль и эффективную координацию развития политической ситуации в регионе, необходима разработка и реализация целостной государственной (на уровне региона) политики в сфере развития политической культуры и гражданского образования как инструмента этого развития.
Политическая культура включает в себя уровень профессионализации политической деятельности, т.е. количество подготовленных политических кадров (депутатов различных уровней, государственных и муниципальных служащих, организаторов политических процессов и др.), политическую и правовую грамотность населения, наличие соответствующих аналитических и экспертных центров, уровень осведомленности граждан о деятельности органов власти, политическую толерантность, правовое сознание.
Государственная политика в этой сфере общественной жизни имеет уже сложившуюся традицию и практику. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 N 228 была утверждена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, включающая перечень программных мероприятий на период с 1995 по 1999 годы. Федеральная программа касалась всех категорий субъектов избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей, средств массовой информации и т.д.
В настоящее время в этой сфере на федеральном уровне готовится государственная программа "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006 - 2010 гг.".
В формировании и развитии политической культуры гражданского типа (а не абстрактного повышения уровня политической культуры) необходимо скоординировать усилия всех возможных субъектов процесса. Разработка и реализация системы мер по развитию политической культуры и гражданского образования населения является комплексной задачей, что невозможно без системного взаимодействия, координации усилий государственных и общественных, образовательных и просветительских структур.
5. Основные цели, задачи и принципы Программы
Стратегическая цель Программы состоит в создании условий для обеспечения динамичного развития Пермского края и активного участия жителей Прикамья в политической и общественной жизни страны и региона.
Стратегическая цель достигается посредством решения следующих задач:
повышение у населения региона уровня доверия к институтам власти, формирование и развитие политической компетентности, навыков конструктивного участия в политической жизни;
снижение уровня абсентеизма, вызываемого отсутствием знаний либо наличием искаженных представлений о роли выборов и механизмах их проведения, формирование у большинства электората навыков ответственного и конструктивного участия в избирательном процессе;
обеспечение корректного и эффективного проведения выборов органов власти всех уровней;
профилактика политического экстремизма, неконституционных форм политического поведения;
формирование в регионе развитой, толерантной, профессиональной среды квалифицированных специалистов, осуществляющих руководство региональными политическими институтами, в том числе политическими партиями, а также менеджмент избирательных кампаний, предоставление экспертных услуг в сфере политики;
создание условий для дальнейшего развития политической науки в Прикамье;
формирование информационного пространства для развития гражданского образования и политической культуры гражданского участия;
создание условий для оперативного получения гражданами полной и достоверной информации о целях, приоритетах и результатах деятельности органов власти, а также каналов получения органами власти "обратной связи";
создание эффективной системы непрерывного гражданского образования и воспитания, интегрирующей возможности образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, органов государственной власти, местного самоуправления, неправительственных организаций и т.д.;
распространение положительного опыта развития политической культуры на региональном и федеральном уровне, презентация местных и региональных "точек роста" в деле воспитания гражданственности;
создание положительного имиджа Пермского края посредством распространения результатов деятельности в сфере развития политической культуры, в том числе через гражданское образование.
Программа носит целевой, комплексный характер и представляет собой систему мер, направленных на развитие политической культуры гражданского типа, что в свою очередь должно способствовать обеспечению социально-экономического прогресса и стабильности в Пермском крае.
Программа основывается на принципах научности, демократизма, системности и преемственности, учитывает особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики в развитии политической культуры и гражданского образования.
Программа строится на основе всестороннего анализа политической ситуации в Прикамье, особенностей социальной структуры населения, его социально-экономического положения, научных исследований и опыта реализации целевой программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002 - 2006 гг.
Программа ориентирована в первую очередь на создание и апробирование эффективных моделей формирования политической культуры гражданского типа, механизмов гражданского участия и только во вторую очередь на проведение конкретных мероприятий в этой сфере.
Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения Пермского края. При этом приоритетными целевыми группами являются: лица, проявляющие интерес к политике, но не вовлеченные в конструктивные формы гражданского участия, молодежь, дети, работники научных и образовательных учреждений, социальной сферы, представители политических партий, СМИ, общественных организаций, государственные и муниципальные служащие, политические эксперты и менеджеры.
Программа предполагает интеграцию с рядом принятых и разрабатываемых региональных и федеральных целевых программ, в частности, с программой развития образования в Пермского крае на 2006 - 2010 гг., программой патриотического воспитания населения Пермского края, программой "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006 - 2010 гг.".
6. Структура Программы
Структура Программы отражает основной инструментарий развития политической культуры.
Основным структурным разделом Программы будет раздел, посвященный гражданскому образованию, понимаемому, прежде всего, как гражданское воспитание. Он будет включать развитие непрерывного гражданского образования населения (в первую очередь - взрослых), развитие навыков и практик гражданского участия и т.д.
В числе других разделов Программы:
правовое просвещение;
политическое просвещение электората;
развитие системы подготовки кадров для политической деятельности;
развитие политических партий как института самоорганизации социальных групп для политического выражения политических интересов;
развитие политического информирования и коммуникации;
развитие политической науки.
7. Период действия и основные этапы реализации Программы
Период действия Программы: 2007 - 2011 годы. Выделяются следующие основные этапы реализации Программы.
1 этап (2007 год) - разработка новых и совершенствование существующих моделей развития политической культуры по отдельным направлениям, в первую очередь через гражданское образование; начало реализации комплекса мероприятий.
2 этап (2008 - 2010 годы) - осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы, апробация моделей развития политической культуры.
3 этап (2011 год) - внедрение и распространение полученных на предыдущих этапах результатов и их экспертиза.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы, формы и методы оценки ее эффективности
Можно прогнозировать достижение фундаментальных результатов реализации Программы в общественно-политической, экономической, социокультурной сферах жизнедеятельности региона:
формирование у населения моделей конструктивного участия и позитивного опыта гражданского участия в политической и общественной жизни;
расширение масштабов конструктивного политического участия и гражданской активности избирателей, ответственного и обдуманного выбора, снижение уровня ситуационно необоснованного абсентеизма и риска применения манипулятивных избирательных технологий;
развитие новых форм гражданских практик и расширение применения уже освоенных форм гражданского участия в политической жизни;
повышение информированности населения Пермского края о структуре, функциях и деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, конституционных механизмах реализации интересов граждан и защиты их прав;
снижение числа некорректных и неэтичных проявлений публичной политической деятельности, в том числе в условиях предвыборной борьбы;
повышение уровня общей профессиональной компетентности руководителей и сотрудников органов власти;
содействие формированию в Пермском крае развитой толерантной профессиональной среды квалифицированных специалистов, осуществляющих руководство общественно-политическими объединениями, менеджмент избирательных кампаний, предоставление экспертных услуг в сфере политики как фактора, оказывающего позитивное стабилизирующее влияние на ход социально-политических процессов в регионе, на развитие отношений между обществом и властью;
содействие повышению квалификации кадров всех отраслей политической деятельности и гражданского образования;
создание системы непрерывного (на протяжении всей жизни) гражданского образования и воспитания населения Пермского края, включающей в себя соответствующие региональные, муниципальные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у людей мировоззрения, основанного на демократических ценностях, а также работающего комплекса правовых норм, создающих условия для формирования демократической гражданственности и политической культуры гражданского типа;
закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
расширение спектра технологий гражданского взаимодействия;
укрепление положительного имиджа Пермского края как региона с высокой гражданской активностью.
Текущая и окончательная оценка эффективности реализации Программы и отдельных ее мероприятий осуществляется на основе мониторингов (данные Пермской областной избирательной комиссии и краевой избирательной комиссии, СМИ, опросы и т.п.), анализа поквартальных и годовых отчетов и информации основных исполнителей.
9. Организация управления Программой и контроль хода ее реализации
Государственным заказчиком Программы развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 гг. является Администрация губернатора Пермского края. Государственный заказчик организует выполнение Программы, общую координацию работ, оценку эффективности ее реализации, определяет, в том числе на конкурсной основе, конкретных исполнителей мероприятий, организовывает систематический мониторинг результатов и социальных эффектов на институциональном, муниципальном и региональном уровнях, разрабатывает механизмы привлечения дополнительных финансовых и материальных средств.
В реализации Программы участвуют исполнительные органы власти Пермского края, краевая и территориальные избирательные комиссии, научные и образовательные учреждения, неправительственные (негосударственные и немуниципальные) организации.
Государственный заказчик создает Наблюдательный Совет для контроля над реализацией Программы. Состав Наблюдательного Совета формируется Администрацией губернатора Пермского края из полномочных представителей Правительства Пермского края, депутатов Законодательного Собрания Пермского края, политических партий, некоммерческих организаций, образовательных и научных учреждений региона.
С целью максимально эффективного использования возможностей комплексного подхода для целевого решения конкретных проблем в ходе реализации Программы из мероприятий, входящих в различные ее разделы, могут формироваться комплексные акции и подпрограммы, не требующие дополнительного бюджетного финансирования и утверждаемые координатором Программы.
10. Потребность в финансовом обеспечении Программы
Для финансового обеспечения Программы предполагается использовать средства краевого бюджета, привлеченные внебюджетные средства, а также средства местных бюджетов.
Общая сумма финансирования из краевого бюджета 31 988 тыс. руб. * индекс-дефлятор.
Заказчик областной целевой Программы |
Название областной целевой Программы |
Сроки реализации |
Объемы финансирования из краевого бюджета (руб.) |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Департамент политики |
Целевая комплексная Программа развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края |
2007 - 2011 годы |
6397600 х индекс-дефлятор |
6397600 х индекс-дефлятор |
6397600 х индекс-дефлятор |
6397600 х индекс-дефлятор |
6397600 х индекс-дефлятор |
Конкретные объемы и источники финансирования по мероприятиям реализации Программы предполагается уточнить при разработке конкретных программных мероприятий.
Источник финансирования разработки проектов концепции и Программы - областная целевая Программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002 - 2006 годы (п. 5.1.1).
Оценка эффективности реализации Программы
Система показателей оценки эффективности |
Показатели результативности |
Ожидаемые результаты (%) |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Основные |
|
|
|
|
|
|
Обеспечение политической стабильности и позитивного развития политических процессов |
Доля населения оценивающего политическую ситуацию в регионе как благополучную и спокойную |
30,0 |
35,0 |
45,0 |
43,0 |
42,0 |
Повышение политической осведомленности граждан |
Доля граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих политических прав, от всего населения Пермского края |
15,0 |
17,0 |
20,0 |
18,0 |
20,0 |
(1). Гражданское образование: практический справочник. Бюро ПРООН по разработке стратегии развития. Апрель 2004. С. 2 - 3.
2. Список гражданских организаций, принявших участие в формировании гражданского запроса и подтвердивших участие в ответственном соавторстве, приведен в приложении к концепции.
* Под "маргинальными политическими фигурами" здесь понимаются находящиеся в очевидном меньшинстве группировки, преследующие свои узкокорыстные цели и стремящиеся навязать их всему остальному обществу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.