Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к концепции
Гражданский запрос
общественности Пермского края Законодательному Собранию и губернатору Пермского края
Мы, представители неправительственных организаций, осознавая потребность в активном формировании и последовательном развитии гражданского общества и свою ответственность за результат этого процесса, адресуем вам запрос на выработку системы мер, направленных на развитие гражданского образования и политической культуры гражданского участия. Это необходимо в целях успешного решения комплекса социально-экономических и политических проблем региона, его устойчивого и, вместе с тем, динамичного развития, на основе продвижения демократических ценностей и гражданских компетенций населения, что придаст развитию дополнительный импульс.
Необходимость развития гражданского образования и политической культуры гражданского участия обусловливается:
значимостью ценностей демократии с учетом этнических и региональных особенностей и традиций для стабильного развития региона;
недостаточной готовностью граждан, в особенности, молодежи к ответственному участию в жизни региона;
неразвитостью в региональном сообществе социально-политических практик, формирующих гражданскую позицию человека;
недостаточным развитием гражданских компетенций, навыков и традиций конструктивного диалога при обсуждении общественных и политических проблем;
отсутствием навыков у многих граждан и ряда представителей групп интересов корректно формулировать и четко адресовать свои запросы властным структурам;
недооценкой потенциала неправительственных организаций некоторыми государственными служащими;
необходимостью минимизации рисков применения манипулятивных технологий в ходе избирательного процесса на региональном уровне;
общественной опасностью асоциального поведения отдельных лиц и групп, вызванного недостатком знаний об обществе, активизацией на этой основе этно- и ксенофобий, экстремистских элементов, а также распространением криминальных практик;
недостаточной общественной составляющей в управленческом сегменте сферы образования Пермского края;
недостатком кадров, способных решать задачи гражданского образования и формирования политической культуры гражданского участия.
В Пермском крае имеются предпосылки для позитивных изменений для развития политической культуры гражданского участия:
в регионе активно действует ряд неправительственных организаций, увеличивается количество попечительских и управляющих советов школ; низовых гражданских инициатив и объединений.
в Прикамье накоплен значительный (по сравнению с другими регионами) опыт конструктивного взаимодействия органов власти и гражданских организаций, в том числе в сфере гражданского контроля: "гражданские переговоры", "гражданские экспертизы", "общественный контроль", "гражданские экспедиции", "подиумные дискуссии" и т.д.;
избиратели становятся более требовательными к кандидатам на выборные должности, что требует усиления механизмов обратной связи, налаживания конструктивного диалога на постоянной основе между властью и обществом;
руководители образовательных учреждений и педагоги с началом реализации национального проекта "Образование" почувствовали возможность получения реальной отдачи от гражданского образования для развития образовательных учреждений;
в системе образования имеется понимание того, что воспитательная составляющая педагогического процесса должна быть ориентирована в сторону формирования гражданских компетентностей молодежи, ее социализации посредством вовлечения в решение общественных проблем;
накоплен позитивный опыт реализации целевой Программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002 - 2006 гг.
Заинтересованность населения в развитии гражданского образования вызвана следующим:
постоянно появляются все новые социальные реалии, к которым гражданам необходимо адаптироваться (появление новых государственных и общественных институтов, правовых норм, явлений общественной жизни, событий и т.п.);
существует опасность дискредитации институтов демократии на фоне политической неграмотности населения, что создает риски как для властных структур, так и для гражданского общества;
в обществе осознана потребность в формировании гражданского патриотизма, что требует адекватных форм и методов патриотического воспитания;
пытаясь решить те или иные личные или общественные проблемы, граждане испытывают дискомфорт от своей некомпетентности и от недостаточного количества общественных институтов, где они могли бы получить необходимые знания;
граждане все больше осознают необходимость гражданского действия и "горизонтальных" связей ради собственного благополучия;
как власть, так и общество испытывают потребность в создании практик партнерского участия в местном самоуправлении, что особенно актуально в связи с реализацией Федерального закона N 131;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Федерального закона следует читать как "N 131-ФЗ"
существует противоречие между высокой мотивацией ряда педагогов в развитии гражданского образования в школе и недостатком соответствующих знаний и умений.
Основные направления развития гражданского образования и политической культуры Пермского края:
создание в Пермском крае системы гражданского образования, нацеленной на формирование демократической гражданственности, ответственной и активной гражданской позиции, базирующейся на фундаменте общечеловеческих ценностей;
формирование правового сознания и традиций законопослушного поведения;
создание механизмов и институтов, формирующих гражданские компетенции и развивающие# готовность к гражданскому участию;
формирование навыков и традиций конструктивного диалога при обсуждении общественных и политических проблем, в том числе в ходе предвыборных кампаний;
формирование представлений о механизмах эффективного взаимодействия власти и общества;
формирование у населения навыков использования института политических партий для выражения своих интересов и формирование у партийного актива представлений и навыков аккумуляции политических интересов с помощью партийно-политических механизмов;
создание условий для реализации низовых гражданских инициатив, механизмов и практик партнерского участия граждан в местном самоуправлении;
усиление заинтересованности средств массовой информации в формировании гражданского сознания населения;
обеспечение непрерывности гражданского образования (система гражданского образования должна быть достаточно гибкой и открытой, чтобы оперативно реагировать на новые социальные реалии и запросы граждан разного возраста и социального положения);
формирование способов влияния общества на образовательные институты, в том числе механизмов участия неправительственных организаций в гражданском образовании в образовательных учреждениях всех типов;
создание системы подготовки кадров, способных обеспечить эффективное развитие гражданского образования.
Реализация предлагаемого запроса, на наш взгляд, требует разработки целевой Программы развития гражданского образования и политической культуры населения Пермского края на 2007 - 2011 гг.
Настоящий запрос сформирован в мае 2006 г. полномочными представителями родительской общественности, некоммерческих организаций и бизнес-ассоциаций Пермского края.
Участие в ответственном авторстве подтвердили:
От Центра гражданского образования и прав человека - А.Б. Суслов;
от Общественной лаборатории "Гражданские ценности в образовании" - М.А. Оболонкова;
от кафедры философии и гражданского образования Пермского областного (регионального) института повышения квалификации работников образования - Н.П. Горбацевич;
от кафедры политических наук ПГУ - Л.А. Фадеева;
от пермского отделения Межрегиональной ассоциации "За гражданское образование" - И.Г. Долинина;
от пермского представительства ассоциации "В защиту прав избирателей "ГОЛОС" - В.С. Ковин;
от Мемориального центра истории политических репрессий "Пермь-36" - В.А. Шмыров;
от Пермского областного научно-методического центра развития политической культуры - О.Б. Подвинцев;
от Фонда поддержки общественных инициатив "Гражданская позиция" - К.Б. Егоров;
от Центра граждановедческого образования МОУ "Школа N 2" - В.Л. Красносельских;
от Центра гражданского образования ПГУ - Д.Г. Красильников;
от Пермской областной общественной организации "Родительский дом" - Е.В. Бачева;
от Пермского городского родительского Совета - М.Н. Голубева;
от Пермской областной организации Союза журналистов России - В.А. Мосеев;
от Пермского регионального правозащитного центра - С.В. Исаев;
от Общественного Совета по гражданскому образованию при департаменте образования Пермской области - А.А. Борисов;
от Пермского регионального центра развития попечительства - А.Ф. Смирнов;
от Пермского областного дома развития творчества детей и юношества "Муравейник" - Л.И. Сорванова;
от ГОУ СПО "Пермский педагогический колледж N 1" - А.М. Гоголев;
от регионального объединения работодателей Пермской области "Сотрудничество" - А.Г. Андреев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.