Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Земского собрания
Краснокамского муниципального района
от 27 сентября 2007 г. N 137
Целевая комплексная программа
Развитие политической культуры и гражданского образования населения Краснокамского муниципального района на 2008 - 2010 годы
1. Паспорт программы
1.1. Наименование программы |
Развитие политической культуры и гражданского образования населения Краснокамского муниципального района на 2008 - 2010 годы |
1.2. Характеристика проблемы |
Главное конкурентное преимущество любой территории связано с развитием человеческого потенциала. Последнее во многом зависит от участия людей в модернизационных процессах. Именно в этом ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Краснокамского муниципального района. Только активные граждане, взявшие на себя ответственность за свою судьбу и за будущее региона и страны, могут проложить путь к стабильности и благополучию. |
1.3. Цель программы |
Объединение усилий органов местного самоуправления, образовательных учреждений и общественно-политических организаций, национальных объединений для обеспечения стабильного позитивного развития политических процессов на территории Краснокамского муниципального района |
1.4. Заказчик программы |
Администрация Краснокамского муниципального района г. Краснокамск, пр. Маяковского, 11 Глава Краснокамского муниципального района В.Д. Жуков т. (4273) 4-44-54 |
1.5. Координатор программы |
Управляющий делами Шилоносова И.А. т. (34273) 4-47-15 |
1.6. Руководитель |
Общее руководство осуществляет заместитель главы Краснокамского муниципального района Е.И. Щеткин т. (34273) 4-43-63 |
1.7. Основные разработчики программы |
Управляющий делами, помощник заместителя главы, отделы и управления администрации Краснокамского муниципального района |
1.8. Исполнители |
- Администрация Краснокамского муниципального района (администрация КМР) |
- Управление системой образования (УСО) | |
- Управление по молодёжной политике (УМП) | |
- Управление культуры (УК) | |
- Межпоселенческая централизованная библиотечная система (МЦБС) | |
1.9. Участники |
- Администрация Краснокамского городского поселения (администрация КГП) |
- Администрация Оверятского городского поселения (администрация ОГП) | |
- Администрация Майского сельского поселения (администрация МСП) | |
- Администрация Стряпунинского сельского поселения (администрация ССП) | |
- Земское собрание Краснокамского муниципального района | |
- Краснокамская городская дума# | |
- Оверятская городская дума# | |
- Совет депутатов Майского сельского поселения | |
- Совет депутатов Стряпуниского# сельского поселения | |
- Территориальная избирательная комиссия Краснокамского Муниципального района (ТИК) | |
- Общественные организации Краснокамского муниципального района (общественные организации) | |
- Архивный отдел администрации Краснокамского муниципального района | |
- Пресс-секретарь администрации Краснокамского муниципального района | |
- Средства массовой информации (СМИ) | |
1.10. Сроки реализации |
2008 - 2010 гг. |
1.11. Общая стоимость Программы |
605,5 тыс. руб. |
Контроль за реализацией Программы |
Отчет о ходе исполнения и реализации Программы представляется главе администрации Краснокамского муниципального района, Земскому собранию Краснокамского муниципального района. |
Текущая и окончательная оценка эффективности реализации Программы и отдельных ее мероприятий осуществляется на основе мониторингов (данные территориальной избирательной комиссии, СМИ, социологические опросы и т.п.), отчетов основных исполнителей |
2. Основные понятия и термины
Политическая культура как явление общественной жизни определяется через совокупность ценностных ориентаций, стереотипов восприятия и типовых образцов поведения, характеризующих взаимоотношения граждан и власти. Составляющими элементами политической культуры являются: прошлый политический опыт; основные политические ценности и убеждения; стереотипная оценка политических событий и процессов; навыки политического поведения; уровень политической информированности населения; характер политических ожиданий населения и т.д.
Характеристиками политической культуры того или иного сообщества в современных условиях являются: уровень профессионализации политической деятельности, т.е. количество подготовленных политических кадров (депутатов различных уровней, специалистов среди государственных и муниципальных служащих, организаторов политических процессов и др.); политическая и правовая грамотность населения; наличие соответствующих аналитических и экспертных центров; уровень осведомленности граждан о деятельности органов власти; степень политической толерантности; правовое сознание и др.
Политическая культура гражданского типа включает политическое доверие (в том числе способность сотрудничать с разными группами в различных акциях), ориентации по отношению к режиму (веру в его легитимность, отношение к политическим символам, готовность оказать поддержку или сопротивление), правила игры (знания, чувства, отношения, обязательства), политическую действенность (вера в ответственность правительства, в важность гражданской активности и участия, в возможность политических перемен), политическую компетентность (частота участия в выборах, знание о политических событиях и их влиянии, интерес к политическим делам), политические ориентации (удовлетворенность проводимой политикой, знания об ее действии, влиянии и факторах принятия решений), навыки политического поведения (участие в голосовании и принятие ответственных и взвешенных решений на выборах, поиск наиболее эффективных конструктивных путей отстаивания своих интересов в органах власти).
Гражданское образование - это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры.
Гражданское образование - это социально-педагогический процесс, формирующий личность как субъекта моральных, экономических, правовых и политических отношений. Гражданское образование является интегративным по своей природе, т.е. не может быть локализовано в какой-либо одной сфере человеческой деятельности и, по сути, является единственным направлением системы воспитания, непосредственно связанным с основными компонентами и явлениями окружающей среды.
3. Основные положения
3.1. Введение
Объектом данной Программы являются политические процессы и политические отношения, политическое сознание жителей Краснокамского муниципального района. Предметом регулирования служит деятельность, оказывающая воздействие на складывающийся в районе тип политической культуры, формы политического поведения и участия как широких слоев населения, так и наиболее вовлеченных в политический процесс. Сфера действия Программы охватывает всю область функционирования государственно-управленческих, партийно-политических, общественных, информационных и других структур, оказывающих непосредственное воздействие на трансформацию политической культуры в районе, выбор форм политического поведения и участия.
Органы местного самоуправления Краснокамского муниципального района принимают на себя обязательства по обеспечению последовательного формирования и развития политической культуры гражданского типа на территории района и содействия всесторонней реализации политических и гражданских прав жителей района в рамках единой государственной политической системы в Российской Федерации.
Программа разрабатывалась на основе Закона Пермского края от 23.12.2006 N 43-КЗ "О краевой целевой программе развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы".
Программа предполагает взаимосвязь с рядом принятых и разрабатываемых муниципальных, региональных и федеральных целевых программ, в частности с Программой социально-экономического развития Краснокамского муниципального района на 2007 - 2010 гг., соглашением о взаимодействии с общественным# организациями, Программой гражданско-патриотическое воспитание# учащихся Краснокамского муниципального района на 2006 - 2010 гг., Программой развития образования в Пермском крае на 2006 - 2010 гг., Программой патриотического воспитания населения Пермского края, областной целевой программой развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2004 - 2008 годы.
3.2. Характеристика проблемы
Важнейшими механизмами развития политической культуры гражданского типа являются гражданское образование, правовое и политическое просвещение. В перечне программных мероприятий проведение курсов, семинаров, конференций, конкурсов, разработка образовательных программ, подготовка, издание и распространение методических пособий и сборников, подготовка материалов для СМИ, создание Интернет-ресурсов, обеспечение библиотечных фондов литературой по данной тематике и поддержка центров правовой информации. Большинство данных мероприятий ориентировано на широкие слои населения.
Участие в выборах является важнейшей формой гражданской политической активности в современном обществе. В связи с этим в третьем разделе Программы комплекс мероприятий направлен на политическое просвещение избирателей: подготовка, издание и распространение сборников, проведение лекториев, курсов, семинаров, конференций, массовых акций.
В рамках перечисленных направлений предусмотрено сочетание собственно обучающих мероприятий (с обязательным элементом дискуссии, важным для формирования навыков и убеждений, свойственной политической культуре гражданского типа) с подготовкой, публикацией и распространением различных материалов справочного и методического характера. Одновременно будут проводиться мероприятия по повышению квалификации работников, выявлению и распространению наиболее эффективных технологий, методик и новаций.
На повышение качества действия политических институтов в условиях демократии, рост гражданской ответственности и компетентности активистов, наиболее вовлеченных в политический процесс, в первую очередь будут направлены следующие мероприятия: подготовка, издание и распространение сборников, проведение лекториев, курсов, семинаров, информационный мониторинг.
Для эффективного осуществления мероприятий по вышеназванным направлениям, а также препятствования появлению разрывов в коммуникации между политическим активом и массами и внутри политической элиты необходимо формирование благоприятной среды, что будет осуществляться через развитие политического информирования и коммуникаций: проведение семинаров, конференций, массовых мероприятий, подготовку, издание и распространение методических пособий и сборников, подготовку материалов для СМИ, создание Интернет-ресурсов, информационных баз.
3.3. Цель и задачи ЦКП
Цель программы |
Объединение усилий органов местного самоуправления, образовательных учреждений и общественно-политических организаций, национальных объединений для обеспечения стабильного позитивного развития политических процессов на территории Краснокамского муниципального района. |
Задачи Программы |
Повышения# у населения Краснокамского муниципального района уровня доверия к органам местного самоуправления, формирование и развитие навыков конструктивного участия в политической жизни. Профилактика политического экстремизма. Создание системы информирования о целях, приоритетах и результатах деятельности органов местного самоуправления через поддержку деятельности и средств массовой информации по развитию политической и правовой культуры. |
4. Обеспечение реализации ЦКП
4.1. Правовое обеспечение
Органы местного самоуправления Краснокамского муниципального района принимают на себя обязательства по обеспечению последовательного формирования и развития политической культуры гражданского типа на территории района и содействия всесторонней реализации политических и гражданских прав жителей района в рамках единой государственной политической системы в Российской Федерации.
Программа разрабатывалась на основе Закона Пермского края от 23.12.2006 N 43-КЗ "О краевой целевой программе развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы".
Программа предполагает взаимосвязь с рядом принятых и разрабатываемых муниципальных, региональных и федеральных целевых программ, в частности с Программой социально-экономического развития Краснокамского муниципального района на 2007 - 2010 гг. соглашением о взаимодействии с общественным организациями, Программой гражданско-патриотического воспитания учащихся Краснокамского муниципального района на 2006 - 2010 гг., Программой развития образования в Пермском крае на 2006 - 2010 гг., Программой патриотического воспитания населения Пермского края, областной целевой программой развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2004 - 2008 годы.
4.2. Организация управления реализации ЦКП
Управление реализацией программы осуществляет Координационный Совет.
Отчет о ходе исполнения и реализации Программы представляется главе администрации Краснокамского муниципального района, Земскому собранию Краснокамского муниципального района. Текущая и окончательная оценка эффективности реализации Программы и отдельных ее мероприятий осуществляется на основе мониторингов (данные территориальной избирательной комиссии, СМИ, социологические опросы и т.п.) отчетов основных исполнителей.
4.3. Ресурсное обеспечение ЦКП
Для финансового обеспечения Программы предполагается привлечь финансовые средства из краевого бюджета, бюджета Краснокамского муниципального района, из внебюджетных источников, спонсорских и грантовых средств.
5. Ожидаемый социальный эффект от реализации программных мероприятий
В результате реализации Программы ожидаются следующие результаты:
формирование у населения опыта конструктивного участия в политической и общественной жизни;
расширение гражданской активности избирателей, ответственного и обдуманного выбора;
развитие новых форм гражданских практик и применения# уже освоенных форм гражданского участия в политической жизни;
повышение информированности населения о деятельности органов местного самоуправления Краснокамского муниципального района, механизмах реализации интересов граждан и защиты их прав;
создание системы непрерывного (для всех возрастов) гражданского образования и воспитания населения Краснокамского муниципального района, включающей в себя соответствующие муниципальные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у людей мировоззрения, основанного на демократических ценностях, а также работающего комплекса правовых норм, создающих условия для формирования демократической гражданственности и политической культуры гражданского типа;
закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре Российской Федерации, ответственность, толерантность и т.п.;
расширение спектра технологий гражданского взаимодействия;
укрепление положительного имиджа Краснокамского муниципального района как территории с развитой и стабильной общественно-политической жизнью.
Система программных мероприятий
N п/п |
Основные направления деятельности, мероприятия по их реализации |
Ответственный исполнитель |
Сроки выполнения |
Источник финансирования |
Финансирование |
|||
Всего: |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||||
I. Организационно-управленческий блок (раздел) | ||||||||
1.1 |
Организация работы Координационного Совета |
Администрация КМР |
2008 г. |
Бюджет КМР |
- |
- |
- |
- |
1.2. |
Разработка и принятие нормативных документов по обеспечению реализации Программы |
Администрация КМР/Координационный Совет |
по мере необходимости |
|
- |
- |
- |
- |
1.3. |
Формирование банка информационно-аналитических данных по вопросам развития политической и правовой культуры |
Администрация КМР/Координационный Совет/МЦБС |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
3,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1.4. |
Проведение исследований и создание баз данных по политической ситуации и политическим процессам, национальным отношениям в районе |
Администрация КМР/Координационный Совет |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
9,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
1.5. |
Организационное сопровождение и реализация мероприятий Программы |
Администрация КМР/Координационный Совет |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
- |
- |
- |
- |
II. Гражданское образование | ||||||||
2.1. |
Организация и проведение мероприятий для учащихся и преподавателей образовательных учреждений: |
УСО |
2008 - 2010 гг. |
|
- |
- |
- |
- |
2.1.1. |
Курсы, факультативы, образовательные программы, в том числе "Конституция - основной закон государства", "Права и обязанности гражданина в современной России" и т.д. |
УСО |
2008 - 2010 гг. |
|
- |
- |
- |
- |
2.1.2. |
Проведение муниципальных (районных) этапов Конкурсов среди учащихся: |
УСО |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
"Права человека глазами ребенка" (8 - 11 кл.), |
|
|
|
|
||||
"Я - гражданин России" (5 - 7 кл.). |
|
|
|
|
||||
Проведение конкурсов сочинений: |
|
|
|
|
||||
"Если б был# президентом", |
|
|
|
|
||||
"Если б я был главой района" (7 - 11 кл.). |
6,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
||||
2.1.3. |
Организация и проведение профильных смен (лагерей), волонтерских сборов - "Лидер XXI века", "Юность", "Ровесник" |
УСО УМП |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
90,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
2.2. |
Разработка, издание, приобретение учебно-методических пособий, программ и других материалов по теме гражданского образования: |
УСО УМП УК |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
2.3. |
Организация и проведение научно-практических конференций, круглых столов, семинаров и др. мероприятий по проблемам гражданского образования ("Становление гражданского общества", "Правовая культуры# гражданина России", "Я избиратель", "Выборы в Парламент") |
УСО УК УМП |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
6,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2.4. |
Организация и проведение олимпиад и конкурсов научно-исследовательских работ учащихся по гражданскому образованию |
УСО |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
9,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
2.5. |
Оказание содействия библиотекам в обеспечении литературой по темам, связанным с развитием политической культуры |
УК |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
10,0 |
4,0 |
3,0 |
3,0 |
2.6. |
Проведение мероприятий для молодежи по актуальным общественно-политическим проблемам: семинаров, круглых столов, лекций, дискуссий ("Президент России: Плюсы и минусы политического лидера", "Будущий избиратель", "К барьеру", "Молодежь и политика"). |
УМП УСО администрации городских и сельских поселений |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
III. Правовое и политическое просвещение | ||||||||
3.1. |
Развитие деятельности системы центров правовой информации при библиотеках, Ресурсном центре |
Администрация КМР, Администрации городских и сельских поселений, УК, УМП |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
3.2. |
Подготовка, выпуск и распространение справочных, методических, популярных изданий и других материалов по основам российского законодательства и наиболее значимым международным правовым актам |
Администрация КМР ТИК |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
3.3. |
Оформление центров (уголков, стендов) по правовой информации в учреждениях образования, культуры, спорта и физической культуры, молодежной политики, в общественных организациях, предприятиях КМР |
Администрация КМР УСО, УК, УСиФК УМП |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
9,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3.4. |
Проведение массовых мероприятий для населения, посвященных развитию политических процессов, национальных отношений формированию гражданско-патриотического сознания (День независимости России; День рождения Пермского края; мероприятия, посвященные 70-летию Краснокамска; торжественное вручение паспортов, торжественные проводы в РА, день памяти жертв политических репрессий, военно-спортивная игра "Патриот") |
Администрация КМР, администрации городских и сельских поселений УК УСО УМП, Общественные организации |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
90,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
3.4.# |
Политическое просвещение избирателей: |
Администрация КМР, ТИК |
2008 - 2010 гг. |
|
|
|
|
|
3.4.1. |
проведение лекториев, консультаций и др. мероприятий по основам избирательного права |
Администрация КМР ТИК |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
6,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
3.4.2. |
проведение научно-практических конференций, круглых столов, семинаров, конкурсов, посвященных аспектам проведения выборов |
Администрация КМР ТИК |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
3.4.3. |
Проведение информационных акций и других мероприятий, направленных на повышение активности избирателей, в том числе с использованием электронных и печатных СМИ, подготовкой и распространением специальных информационных материалов |
Администрация КМР ТИК |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
IV. Развитие системы подготовки кадров для политической деятельности. Развитие института общественных объединений (общественные организации, политические партии и движения) | ||||||||
4.1. |
Обучение членов избирательной комиссии правовым основам и практике организации выборов |
Администрация КМР ТИК |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
6,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
4.2. |
Консультирование кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей по вопросам подготовки и проведения выборов |
Администрация КМР ТИК |
|
|
- |
- |
- |
- |
4.3. |
Проведение обучающих информационных и просветительских семинаров для представителей органов местного самоуправления, депутатов с приглашением специалистов в области права, политики, экономики |
Администрация КМР, Администрации городских и сельских поселений, Земское собрание КМР, Краснокамская и Оверятская городские думы#, Советы депутатов Майского и Стряпунинского сельских поселений |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
4.4. |
Содействие развитию общественных объединений как института самоорганизации социальных групп для выражения интересов |
Администрация КМР, администрации городских и сельских поселений, общественные организаций |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
6,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
4.5. |
Организация работы "Школы молодого политика". Создание районного Молодежного парламента Создание советов молодежи и организация их работы |
УМП, Администрации городских и сельских поселений |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
4.6. |
Содействие деятельности городской Молодежной Думы |
Администрация Краснокамского городского поселения |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
6,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
4.7. |
Проведение районного конкурса социальных и культурных проектов, обучающих семинаров по социальному проектированию. Поддержка участников социального проектирования в Конкурсах разных уровней. |
Администрация КМР, Администрации городских и сельских поселений |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
45,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
V. Развитие политического информирования и коммуникаций | ||||||||
5.1. |
Обеспечение поступления копий нормативных актов Краснокамского муниципального района в МЦБС |
Администрация КМР УК |
2008 - 2010 гг. |
|
- |
- |
- |
- |
5.2. |
Использование компьютерных технологий для создания общедоступной информационной базы развития политической культуры: |
Администрация КМР УК МЦБС |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
- создание электронных каталогов источников литературы по теоретическим и прикладным проблемам развития политической культуры; | ||||||||
- создание баз данных по нормативно-правовому и организационно-методическому обеспечению мероприятий программы | ||||||||
5.3. |
Сбор материалов и создание общедоступных баз архивных материалов, посвященных политическим процессам в регионе |
Архивный отдел |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
4,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
5.4. |
Подготовка и размещение в СМИ, на телевидении передач и публикаций, связанных с темой развития политической культуры, национальных отношений |
Пресс-секретарь СМИ |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
5.5 |
Создание и поддержка школьных и молодежных печатных и электронных СМИ, в том числе в Internet |
Администрация КМР УСО, УМП СМИ |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
5.6. |
Поддержка электронных и печатных СМИ и отдельных журналистов, освещающих проблемы политической культуры через организацию брифингов, пресс-конференций, "горячих линий", интервью, "круглых столов" |
Администрация КМР |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
45,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
5.7. |
Обработка материалов о деятельности органов власти для СМИ |
Пресс-секретарь |
2008 - 2010 гг. |
Бюджет КМР |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
|
Итого: |
|
|
|
605,5 |
202,5 |
201,5 |
201,5 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Земского Собрания Краснокамского муниципального района Пермского края от 27 сентября 2007 г. N 137 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.