Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Пермского края от 8 июня 2009 г. N 434-ПК в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Приложение
к Закону Пермского края
от 23 декабря 2006 г. N 43-КЗ
Краевая целевая Программа
развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы
14 декабря 2007 г., 8 июня, 9 октября 2009 г., 4 октября 2010 г.
Законом Пермского края от 4 октября 2010 г. N 685-ПК в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2010 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы |
Основание разработки Программы |
Распоряжение губернатора Пермского края от 30.10.2006 N 352-р "О разработке проекта краевой целевой программы "Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы" Гражданский запрос, подписанный 20-ю общественными организациями Пермского края (письмо на имя губернатора Пермского края О.А. Чиркунова от 26.02.2006, вх. N 01-19-108) Закон Пермской области от 05.10.2001 N 1761-310 "Об областной целевой Программе развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002 - 2006 годы" Постановление Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 28.09.2006 N 86 "О концепции краевой целевой Программы "Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы" Постановление Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 22.06.2006 N 27 "О концепции Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006 - 2010 гг. и на период до 2015 г." |
Государственный заказчик Программы |
Администрация губернатора Пермского края |
Руководство реализацией Программы |
Общее руководство реализацией Программы осуществляет руководитель Администрации губернатора Пермского края Оперативное руководство реализацией Программы осуществляет председатель департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края |
Основные разработчики Программы |
Департамент политики Пермской области и группа экспертов Общественного совета по гражданскому образованию на основе гражданского запроса, подписанного 20-ю общественными организациями Пермского края |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Администрация губернатора Пермского края, Министерство образования Пермского края, избирательная комиссия Пермского края, территориальные избирательные комиссии Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Агентство по делам архивов Пермского края, Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края, Законодательное Собрание Пермского края |
Участники Программы |
Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, территориальные избирательные комиссии, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, политические партии |
Цели и задачи Программы |
Цель: Объединение усилий всех звеньев системы власти, научных, образовательных, общественных и общественно-политических организаций для обеспечения стабильного позитивного развития политических процессов в Пермском крае Задачи: Повышение у населения региона уровня доверия к институтам власти, формирование и развитие политической компетентности, навыков конструктивного участия в политической жизни Обеспечение проведения на высоком профессиональном уровне, с высокой явкой избирателей выборов органов власти всех уровней Профилактика политического экстремизма Содействие развитию партий как институтов политической самоорганизации и самоопределения граждан Активизация информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края, образовательных и научных учреждений, избирательных комиссий всех уровней, политических партий и общественно-политических объединений по вопросам развития политической ситуации, политической и правовой культуры Создание системы информирования о целях, приоритетах и результатах деятельности органов власти через поддержку деятельности средств массовой информации по развитию политической и правовой культуры |
Сроки реализации Программы |
2007 - 2011 гг. |
Этапы реализации Программы |
1 этап (2007 год) - разработка новых и совершенствование существующих моделей развития политической культуры по отдельным направлениям, в первую очередь через гражданское образование; начало реализации комплекса мероприятий 2 этап (2008 - 2010 годы) - осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы, апробация моделей развития политической культуры 3 этап (2011 год) - внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, экспертиза |
Общая стоимость Программы |
31988,0 тыс. руб. - краевой бюджет, из них 2007 год: 4193 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Формирование моделей конструктивного участия и позитивного опыта гражданского участия в политической и общественной жизни у населения Расширение масштабов конструктивного политического участия и гражданской активности избирателей, ответственного и обдуманного выбора, снижение уровня ситуационно необоснованного абсентеизма и риска применения манипулятивных избирательных технологий Развитие новых форм гражданских практик и расширение применения уже освоенных форм гражданского участия в политической жизни Повышение информированности населения Пермского края о структуре, функциях и деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, конституционных механизмах реализации интересов граждан и защиты их прав Снижение числа некорректных и неэтичных проявлений публичной политической деятельности, в том числе в условиях предвыборной борьбы |
Контроль за реализацией Программы |
Отчет о ходе исполнения и реализации Программы предоставляется руководителю Администрации губернатора Пермского края, Законодательному Собранию Пермского края, Контрольно-счетной палате Пермского края. Текущая и окончательная оценка эффективности реализации Программы и отдельных ее мероприятий осуществляется на основе мониторингов (данные избирательной комиссии Пермского края, СМИ, социологические опросы и т.п.), анализа поквартальных и годовых отчетов и информации основных исполнителей |
1. Общие положения
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
Объектом данной Программы являются политические процессы и политические отношения в Пермском крае, политическое сознание жителей региона. Предметом регулирования служит деятельность, оказывающая воздействие на складывающийся в регионе тип политической культуры, формы политического поведения и участия как широких слоев населения, так и наиболее вовлеченных в политический процесс акторов. Сфера действия Программы охватывает всю область функционирования государственно-управленческих, партийно-политических, общественных, научных, информационных и других структур, оказывающих непосредственное воздействие на трансформацию политической культуры в регионе, выбор форм политического поведения и участия.
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе
Политическая культура как явление общественной жизни определяется через совокупность ценностных ориентаций, стереотипов восприятия и типовых образцов поведения, характеризующих взаимоотношения граждан и власти. Составляющими элементами политической культуры являются: прошлый политический опыт; основные политические ценности и убеждения; стереотипная оценка политических событий и процессов; навыки политического поведения; уровень политической информированности населения; характер политических ожиданий населения и т.д.
Характеристиками политической культуры того или иного сообщества в современных условиях являются: уровень профессионализации политической деятельности, т.е. количество подготовленных политических кадров (депутатов различных уровней, специалистов среди государственных и муниципальных служащих, организаторов политических процессов и др.); политическая и правовая грамотность населения; наличие соответствующих аналитических и экспертных центров; уровень осведомленности граждан о деятельности органов власти; степень политической толерантности; правовое сознание и др.
Существуют различные типы политической культуры и различные направления ее возможных трансформаций. Сохранению политической стабильности, устойчивому и эффективному функционированию политических институтов в наибольшей степени благоприятствует гражданский тип политической культуры. Политическая культура гражданского типа включает политическое доверие (в том числе способность сотрудничать с разными группами в различных акциях), ориентации по отношению к режиму (веру в его легитимность, отношение к политическим символам, готовность оказать поддержку или сопротивление), правила игры (знания, чувства, отношения, обязательства), политическую действенность (вера в ответственность правительства, в важность гражданской активности и участия, в возможность политических перемен), политическую компетентность (частота участия в выборах, знание о политических событиях и их влиянии, интерес к политическим делам), политические ориентации (удовлетворенность проводимой политикой, знания об# ее действии, влиянии и факторах принятия решений), навыки политического поведения (участие в голосовании и принятие ответственных и взвешенных решений на выборах, поиск наиболее эффективных конструктивных путей отстаивания своих интересов в органах власти).
Гражданское образование - это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры.
Гражданское образование - это социально-педагогический процесс, формирующий личность как субъекта моральных, экономических, правовых и политических отношений. Гражданское образование является интегративным по своей природе, т.е. не может быть локализовано в какой-либо одной сфере человеческой деятельности и, по сути, является единственным направлением системы воспитания, непосредственно связанным с основными компонентами и явлениями окружающей среды.
1.3. Правовая основа для принятия Программы
Органы государственной власти Пермского края принимают на себя обязательства по обеспечению последовательного формирования и развития политической культуры гражданского типа на территории края и содействия всесторонней реализации политических и гражданских прав жителей края в рамках единой государственной политической системы в Российской Федерации.
Проект Программы основан на распоряжении губернатора Пермского края от 30.10.2006 N 352-р "О разработке проекта краевой целевой программы "Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы" и гражданском запросе, который подписали представители 20-ти гражданских организаций края, что свидетельствует о высокой общественной заинтересованности в решении задач в данном направлении программно-целевым методом. Программа является продолжением областной целевой Программы развития политической и правовой культуры на 2002 - 2006 годы и основывается на ее опыте.
Программа разрабатывалась на основе постановления Законодательного Собрания Пермской области от 28.09.2006 N 86 "О концепции краевой целевой Программы развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы", а также на основе концепции Программы социально-экономического развития Пермского края в 2006 - 2010 гг. и на период до 2015 г.
Программа предполагает взаимосвязь с рядом принятых и разрабатываемых региональных и федеральных целевых программ, в частности с Программой развития образования в Пермского крае на 2006 - 2010 гг., Программой патриотического воспитания населения Пермского края.
2. Содержание проблемы, анализ причин и возможный сценарий развития проблемной ситуации
2.1. Анализ состояния сферы деятельности Программы
Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала. Последнее во многом зависит от участия людей в модернизационных процессах. Именно в этом - ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Пермского края в средней и долгосрочной перспективе. Только активные граждане, взявшие на себя ответственность за свою судьбу и за будущее региона и страны, могут проложить путь к стабильности и благополучию.
Органы государственной власти Пермской области своевременно оценили значимость проблемы. Реализация областной целевой Программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002 - 2006 годы, принятой Законодательным Собранием Пермской области 20 сентября 2001 года, позволила:
повысить уровень информированности населения Пермской области о структуре, функциях и деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, механизмах реализации прав и интересов граждан;
снизить случаи срыва проводимых выборов из-за низкой явки избирателей;
увеличить количество реализованных политических инициатив политических партий.
В результате реализации Программы 2002 - 2006 годов выстроена институциональная система взаимодействия органов власти и общества с целью повышения доверия населения к органам власти в регионе и эффективного политического развития. По данным социологического исследования "Весна-2006", проведенного в июне 2006 года, 92,4 % отвергают возможность своего участия в несанкционированных акциях протеста. С 2002 по 2006 годы изменилась степень интереса пермяков к политике: в 2002 году 18,1 % респондентов выражали высокую степень интереса к политике, а в 2006 году уже 28,2 % опрошенных жителей Пермского края вошли в эту группу.
Нельзя не заметить высокую степень развития неправительственных организаций и общественных инициатив в Пермском крае, успешный опыт конструктивного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества.
Кроме того, в Пермском крае сформировалось одно из самых сильных и значимых в России научных сообществ ученых-политологов, имеется система подготовки специалистов в данной сфере.
В целом реализация Программы и деятельность гражданских организаций позволили сохранить политическую стабильность в регионе. Однако долговременных гарантий стабильности не существует. Вектор политических настроений жителей региона может непредсказуемо измениться. Возможно увеличение влияния экстремистских сил. Постоянно меняется и политическая, и общественная ситуация, поэтому существует острая необходимость создать условия для постоянного развития политической культуры и системы гражданского образования как ресурсов политической стабильности и социально-экономического развития Пермского края.
При всех успехах формирования политической корректности в целом, в то же время не получилось поставить надежный заслон неэтичным технологиям предвыборной борьбы. Нет заметных сдвигов в обеспечении разнообразных отраслей политической и общественной деятельности высококвалифицированными специалистами.
Наблюдается недостаточная готовность граждан, в особенности молодежи, к ответственному участию в жизни региона, более того, заметно нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу. Достаточно высоким остается в регионе уровень абсентеизма, особенно на выборах органов власти низового звена. Помимо ситуационных факторов причиной абсентеизма часто служит непонимание роли выборов в политической жизни современного общества, незнание собственных прав как избирателя, неумение и нежелание обдумывать свое избирательное решение. Избиратели часто руководствуются не представлениями о том, кто из кандидатов в большей степени обладает качествами, необходимыми для работы в органах власти, а соображениями сиюминутной выгоды, поверхностными симпатиями и антипатиями.
Профессионализм, квалификация, уровень толерантности политических менеджеров и экспертов, мотивация их деятельности, этические нормы, которыми они руководствуются, находятся в Пермском крае в настоящее время на уровне развития, недостаточном для обеспечения гарантированной стабильности демократических институтов и устойчивого развития общества. Особенно явственно ощущается в регионе недостаток подготовленных квалифицированных кадров для партийного менеджмента в условиях конкуренции политических партий.
В силу ряда причин ученые-политологи Прикамья начинают испытывать трудности в публикации результатов своих исследований, в научном обмене с коллегами и др. В ближайшем будущем это может стать "тормозом" для дальнейшего развития политической науки в Пермском крае.
2.2. Тенденции развития ситуации, прогноз социальных, экономических, общественно-политических и других последствий реализации программных мероприятий
Развитие гражданской политической и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования политических институтов и развития гражданского общества в современной России. Это политические процессы, касающиеся российского общества в целом, но у данной проблемы есть и региональный аспект.
Политическая ситуация в Пермском крае характеризуется с использованием понятия "стабильное политическое развитие". Не ставится под сомнение существенная укорененность демократических политических институтов и, в значительной степени, сознательное отношение жителей Прикамья к своему политическому выбору.
Именно политическая стабильность и эффективная работа политических институтов позволили успешно провести процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект федерации, что создало важный прецедент не только общероссийского, но и мирового значения.
Реализация в 2002 - 2006 годы Закона Пермской области "Об областной целевой Программе развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002 - 2006 годы" означала переход в регионе к планомерным действиям по консолидации демократии, включая и развитие политической культуры гражданского типа, предполагающего сознательное и инициативное участие граждан в политической деятельности.
Однако современный уровень политической стабильности в крае по-прежнему не следует воспринимать в качестве "потолочного" достижения. В основном в региональном сообществе, и то не во всей его части, утвердились лишь элементы гражданской политической культуры. В связи с этим вектор политических настроений жителей региона может непредсказуемо меняться. Нельзя исключить возможность увеличения влияния экстремистских сил. Электоральная активность остается на достаточно низком уровне. Значительные колебания отмечаются в "рейтинге доверия" по отношению к органам власти различного уровня. Зачастую эти колебания не связаны напрямую с результатами работы этих органов.
В ходе динамично меняющейся социально-экономической и политической ситуации существующие в регионе достижения в области консолидации демократии и развития политической культуры гражданского типа могут быть частично утрачены. Целенаправленная работа в рамках реализации данной Программы должна позволить не только не допустить этого, но и способствовать дальнейшему продвижению регионального сообщества по пути развития гражданского сознания и гражданских институтов. Поддержание политической стабильности на таком фоне в современных условиях неизбежно будет способствовать закреплению позитивного имиджа региона и росту его инвестиционной привлекательности. Таким образом, развитие политической культуры имеет и свое социально-экономическое измерение.
2.3. Обоснование решения проблемы в приоритетном порядке с использованием программно-целевого метода
Для того, чтобы не утратить и закрепить достигнутые Пермским краем результаты в ходе реализации областной целевой Программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002 - 2006 годы и, опираясь на них, двигаться дальше, чтобы обеспечить действенный контроль и эффективную координацию развития политической ситуации в регионе, необходима разработка и реализация целостной государственной (на уровне региона) политики в сфере развития политической культуры и гражданского образования как инструмента этого развития.
В формировании и развитии политической культуры гражданского типа, а не абстрактного повышения уровня политической культуры, необходимо скоординировать усилия всех возможных субъектов процесса. Разработка и реализация системы мер по развитию политической культуры и гражданского образования населения является комплексной задачей, что невозможно без системного взаимодействия, координации усилий государственных и общественных образовательных и просветительских структур.
Государственная политика в этой сфере общественной жизни имеет уже сложившуюся традицию и практику. Указом Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 228 была утверждена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, включающая перечень программных мероприятий на период с 1995 по 1999 годы. Федеральная программа касалась всех категорий субъектов избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей, средств массовой информации и т.д.
20 июля 2005 г. на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Президенту Российской Федерации В.В. Путину был представлен проект государственной Программы "Гражданское образование населения Российской Федерации".
3. Основные цели, задачи и принципы Программы
3.1. Основная цель
Основной целью Программы является объединение усилий всех звеньев системы власти, научных, образовательных, общественных и общественно-политических организаций для обеспечения стабильного позитивного развития политических процессов в Пермском крае.
3.2. Перечень задач
Задачами Программы являются:
повышение у населения региона уровня доверия к институтам власти, формирование и развитие политической компетентности, навыков конструктивного участия в политической жизни;
обеспечение проведения на высоком профессиональном уровне, с высокой явкой избирателей выборов органов власти всех уровней;
профилактика политического экстремизма;
поддержка деятельности партий как институтов политической самоорганизации и самоопределения граждан;
активизация информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края, образовательных и научных учреждений, избирательных комиссий всех уровней, политических партий и общественно-политических объединений по вопросам развития политической ситуации, политической и правовой культуры;
формирование информационного пространства развития гражданского образования и политической культуры гражданского участия;
поддержка деятельности средств массовой информации по развитию политической и правовой культуры;
создание положительного имиджа Пермского края посредством распространения информации о результатах деятельности в сфере развития политической культуры.
3.3. Ожидаемые конечные результаты
В результате реализации Программы ожидаются следующие результаты:
формирование моделей конструктивного участия и позитивного опыта гражданского участия в политической и общественной жизни у населения;
расширение масштабов конструктивного политического участия и гражданской активности избирателей, ответственного и обдуманного выбора, снижение уровня ситуационно необоснованного абсентеизма и риска применения манипулятивных избирательных технологий;
развитие новых форм гражданских практик и расширение применения уже освоенных форм гражданского участия в политической жизни;
повышение информированности населения Пермского края о структуре, функциях и деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, конституционных механизмах реализации интересов граждан и защиты их прав;
снижение числа некорректных и неэтичных проявлений публичной политической деятельности, в том числе в условиях предвыборной борьбы;
содействие формированию в Пермском крае развитой толерантной профессиональной среды квалифицированных специалистов, осуществляющих руководство общественно-политическими объединениями, менеджмент избирательных кампаний, предоставление экспертных услуг в сфере политики как фактора, оказывающего позитивное стабилизирующее влияние на ход социально-политических процессов в регионе, на развитие отношений между обществом и властью;
содействие повышению квалификации кадров во всех отраслях политической деятельности;
создание системы непрерывного (для всех возрастов) гражданского образования и воспитания населения Пермского края, включающей в себя соответствующие региональные, муниципальные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у людей мировоззрения, основанного на демократических ценностях, а также работающего комплекса правовых норм, создающих условия для формирования демократической гражданственности и политической культуры гражданского типа;
закрепление в содержании образования таких ценностей как права и свободы человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре Российской Федерации, ответственность, толерантность и т.п.;
расширение спектра технологий гражданского взаимодействия;
укрепление положительного имиджа Пермского края как региона с развитой и стабильной общественно-политической жизнью.
3.4. Обоснование выбора программных мероприятий
Важнейшими механизмами развития политической культуры гражданского типа является гражданское образование и правовое просвещение, которым посвящены два первых раздела в перечне программных мероприятий: проведение курсов, семинаров, конференций, конкурсов, разработка образовательных программ, подготовка, издание и распространение методических пособий и сборников, подготовка материалов для СМИ, создание Интернет-ресурсов, обеспечение библиотечных фондов литературой по данной тематике и поддержка центров правовой информации. Большинство данных мероприятий ориентировано на широкие слои населения.
Участие в выборах является важнейшей формой гражданской политической активности в современном обществе. В связи с этим особый раздел Программы составляет комплекс мероприятий по политическому просвещению избирателей: подготовка, издание и распространение сборников, проведение лекториев, курсов, семинаров, конференций, массовых акций.
В рамках перечисленных направлений предусмотрено сочетание собственно обучающих мероприятий (с обязательным элементом дискуссии, важным для формирования навыков и убеждений, свойственной политической культуре гражданского типа) с подготовкой, публикацией и распространением различных материалов справочного и методического характера. Одновременно будут проводиться мероприятия по повышению квалификации работников, выявлению и распространению наиболее эффективных технологий, методик и новаций.
На повышение качества действия политических институтов в условиях демократии, рост гражданской ответственности и компетентности акторов, наиболее вовлеченных в политический процесс, в первую очередь будут направлены мероприятия, осуществляемые по двум направлениям - развитие системы подготовки кадров для политической деятельности и развитие института политических партий: подготовка, издание и распространение сборников, проведение лекториев, курсов, семинаров, информационный мониторинг.
Для эффективного осуществления мероприятий по вышеназванным направлениям, а также препятствования появлению разрывов в коммуникации между политическим активом и массами и внутри политической элиты необходимо формирование благоприятной среды, что будет осуществляться через развитие политического информирования и коммуникаций: проведение семинаров, конференций, массовых мероприятий, подготовку, издание и распространение методических пособий и сборников, подготовку материалов для СМИ, создание Интернет-ресурсов, информационных баз.
Реализация Программы будет происходить в динамически меняющейся среде, требующей постоянной корректировки акцентов, поиска новых инструментов. Поэтому достижение основных целей Программы невозможно без стимулирования развития политической науки (прежде всего исследований, актуальных для местного сообщества) и проведения мониторинга развития политической ситуации в регионе. По этим направлениям предусмотрены самостоятельные комплексы мероприятий.
Законом Пермского края от 4 октября 2010 г. N 685-ПК в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2010 г.
4. Система программных мероприятий
Законом Пермского края от 4 октября 2010 г. N 685-ПК в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2010 г.
5. Свод финансовых затрат
Нумерация граф приводится в соответствии с источником
Исполнители, главный распорядитель средств краевого бюджета |
Источник финансирования |
Финансирование, текущие расходы, тыс. рублей |
|||||
2007-2011 гг. (текущие расходы) |
2007 г. (текущие расходы) |
2008 г. (текущие расходы) |
2009 г. (текущие расходы) |
2010 г. (текущие расходы) |
2011 г. (текущие расходы) |
||
1 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Краевая целевая Программа развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011 годы |
|
|
|
|
|
|
|
4.1. Гражданское образование |
Краевой бюджет |
2350 |
470 |
470 |
470 |
470 |
470 |
Министерство образования Пермского края |
|
1245 |
249 |
249 |
249 |
249 |
249 |
Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края |
|
1105 |
221 |
221 |
221 |
221 |
221 |
4.2. Правовое просвещение |
Краевой бюджет |
3260 |
450 |
450 |
630 |
750 |
980 |
Избирательная комиссия Пермского края |
|
1760 |
150 |
150 |
330 |
450 |
680 |
Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края |
|
1500 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
4.3. Политическое просвещение избирателей |
Краевой бюджет |
6960 |
690 |
690 |
1200 |
1880 |
2500 |
Избирательная комиссия Пермского края |
|
6960 |
690 |
690 |
1200 |
1880 |
2500 |
4.4. Развитие системы подготовки кадров для политической деятельности |
Краевой бюджет |
2107 |
535,4 |
535,4 |
345,4 |
345,4 |
345,4 |
Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) |
|
380 |
190 |
190 |
0 |
0 |
0 |
Министерство образования Пермского края |
|
1727 |
345,4 |
345,4 |
345,4 |
345,4 |
345,4 |
4.5. Содействие развитию политических партий как института самоорганизации социальных групп для выражения политических интересов |
Краевой бюджет |
1290 |
470 |
220 |
200 |
200 |
200 |
Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) |
|
1290 |
470 |
220 |
200 |
200 |
200 |
4.6. Развитие политического информирования и коммуникации |
Краевой бюджет |
11215,8 |
550 |
1200 |
2382,2 |
2022,2 |
5061,4 |
Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) |
|
1850 |
300 |
950 |
200 |
200 |
200 |
Администрация губернатора Пермского края (департамент информационной политики) |
|
300 |
150 |
150 |
0 |
0 |
0 |
Агентство по делам архивов Пермского края |
|
300 |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
Избирательная комиссия Пермского края |
|
450 |
0 |
0 |
150 |
150 |
150 |
Законодательное Собрание Пермского края |
|
8115,8 |
0 |
0 |
1932,2 |
1572,2 |
4611,4 |
Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края |
|
200 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
4.7. Развитие политической науки |
Краевой бюджет |
2000 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) |
|
2000 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
4.8. Развитие системы мониторинговых исследований политической ситуации в крае |
Краевой бюджет |
2505,2 |
427,6 |
427,6 |
550 |
550 |
550 |
Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) |
|
2505,2 |
427,6 |
427,6 |
550 |
550 |
550 |
4.9. Организационное сопровождение реализации мероприятий Программы |
Краевой бюджет |
300 |
200 |
100 |
0 |
0 |
0 |
Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) |
|
300 |
200 |
100 |
0 |
0 |
0 |
Всего по исполнителям |
|
31988 |
4193 |
4493 |
6177,6 |
6617,6 |
10506,8 |
Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) |
|
8325,2 |
1987,6 |
2287,6 |
1350 |
1350 |
1350 |
Администрация губернатора Пермского края (департамент информационной политики) |
|
300 |
150 |
150 |
0 |
0 |
0 |
Избирательная комиссия Пермского края |
|
9170 |
840 |
840 |
1680 |
2480 |
3330 |
Министерство образования Пермского края |
|
2972 |
594,4 |
594,4 |
594,4 |
594,4 |
594,4 |
Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края |
|
2605 |
521 |
521 |
521 |
521 |
521 |
Агентство по делам архивов Пермского края |
|
300 |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
Законодательное Собрание Пермского края |
|
8115,8 |
0 |
0 |
1932,2 |
1572,2 |
4611,4 |
Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края |
|
200 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
6. Механизм реализации Программы
6.1. Общие положения
Механизм реализации Программы определяется ее краевым статусом, а также целевым, комплексным и межотраслевым характером, учитывает сложившиеся современные тенденции, связанные с консолидацией общества, развитием гражданского общества в стране и в регионе, задачей укрепления доверия общества к власти, и обусловлен:
а) необходимостью регламентации процедуры эффективного взаимодействия участников и целенаправленных управленческих решений для достижения конкретной результативности мероприятий Программы;
б) установлением единых требований к качеству результатов;
в) оптимизацией финансовых, информационных ресурсов, организационных, правовых, научно-технических условий реализации Программы.
6.2. Полномочия государственного заказчика
6.2.1. Государственным заказчиком Программы является Администрация губернатора Пермского края.
6.2.2. Государственный заказчик осуществляет общую координацию деятельности по следующим направлениям:
а) реализация Программы;
б) оценка эффективности ее реализации;
в) определение участников мероприятий, в том числе на конкурсной основе;
г) организация систематического мониторинга результатов и социальных эффектов на институциональном, муниципальном и региональном уровнях;
д) разработка механизмов привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов.
6.2.3. Государственный заказчик с целью максимально эффективного использования комплексного подхода для целевого решения конкретных проблем в ходе реализации Программы из мероприятий, входящих в различные разделы Программы, может формировать комплексные акции и подпрограммы, не требующие дополнительного бюджетного финансирования и утверждаемые руководителем Программы при условии согласования с исполнителями Программы в части их компетенции.
6.2.4. Руководителем Программы является руководитель Администрации губернатора Пермского края, который осуществляет общее руководство реализацией Программы, несет ответственность за своевременную и качественную организацию реализации Программы, координирует реализацию программных мероприятий.
6.2.5. Руководитель Программы вправе готовить в установленном порядке предложения по внесению изменений и дополнений в перечень программных мероприятий, в механизм реализации Программы, уточнять затраты по программным мероприятиям.
В случае возникновения необходимости исполнители Программы предложения по внесению изменений и дополнений в Программу направляют руководителю Программы.
6.3. Обязанности исполнителей Программы
Законом Пермского края от 4 октября 2010 г. N 685-ПК пункт 6.3.1 раздела 6 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2010 г.
6.3.1. Исполнителями Программы являются Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики), Министерство образования Пермского края, избирательная комиссия Пермского края, территориальные избирательные комиссии Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Агентство по делам архивов Пермского края, Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края, Законодательное Собрание Пермского края.
В реализации Программы участвуют исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления края, научные и образовательные учреждения, некоммерческие организации и политические партии.
6.3.2. Исполнители Программы обеспечивают:
а) рациональное и целевое использование выделяемых бюджетных средств;
б) размещение заказов на реализацию мероприятий Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края;
в) разработку, утверждение и применение системы конкретных показателей результативности, необходимых для осуществления мониторинга реализации Программы;
г) оперативный контроль за качеством проведения программных мероприятий;
д) организацию оценки эффективности проводимых в рамках своих полномочий мероприятий Программы;
е) определение участников мероприятий, в том числе на конкурсной основе;
ж) осуществление систематического мониторинга результатов и социальных эффектов программных мероприятий на институциональном, муниципальном и региональном уровнях;
з) представление в установленные сроки необходимых документов и материалов руководителю Программы;
и) разработку механизмов привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов;
к) проведение в рамках Программы мероприятий, издание презентационной и печатной продукции с обязательным указанием названия Программы, а также с указанием в рекламной продукции в качестве основного заказчика Администрации губернатора Пермского края.
6.4. Схема управления реализацией Программы
6.4.1. До 15 октября текущего года органы местного самоуправления края, некоммерческие организации, представители научного сообщества и другие заинтересованные в реализации Программы лица и организации направляют в Администрацию губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) заявки на включение в план реализации мероприятий Программы на следующий год.
Заявки на включение в план реализации мероприятий Программы на следующий год, поступившие исполнителям Программы от органов местного самоуправления края, некоммерческих организаций, представителей научного сообщества и других заинтересованных в реализации Программы лиц и организаций, в указанный срок направляются исполнителями Программы в Администрацию губернатора Пермского края (департамент внутренней политики).
6.4.2. До 1 ноября текущего года Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) на основе анализа заявок готовит и направляет исполнителям Программы заключения о целесообразности, социальной значимости планируемых мероприятий Программы, определяет приоритеты и на их основе ставит задачи исполнителям по формированию планов, направляет всем исполнителям Программы предложения об основных крупных мероприятиях, требующих межведомственного подхода при их реализации, а также о ведомственных мероприятиях, требующих мобилизации ресурсов.
6.4.3. До 20 ноября текущего года исполнители Программы с учетом направленных департаментом внутренней политики задач, приоритетов и заключений на заявки по закрепленным за исполнителями направлениям работы разрабатывают проект плана реализации мероприятий Программы на следующий год с указанием формата, названия, сроков, объемов финансирования, результата для достижения целевых показателей Программы в конкретном выражении мероприятий Программы и представляют его для согласования и обобщения в департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края.
6.4.4. До 1 декабря текущего года Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) осуществляет экспертизу представленных исполнителями Программы проектов планов, в случае необходимости вносит изменения и дополнения, исходя из планируемой результативности соответствия целям и задачам Программы, эффективности и целесообразности использования бюджетных финансовых ресурсов, и информирует исполнителей о внесенных изменениях.
6.4.5. До 10 декабря текущего года исполнители Программы обязаны согласовать планы в окончательном виде с учетом изменений и дополнений, внесенных Администрацией губернатора Пермского края (департаментом внутренней политики).
6.4.6. До 20 декабря текущего года Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) на основе представленных исполнителями планов реализации Программы формирует общий годовой план мероприятий Программы, представляет его на утверждение руководителю Программы.
6.4.7. Исполнители Программы не вправе использовать финансовые средства на реализацию Программы до утверждения готового плана реализации Программы руководителем Программы.
В случае использования финансовых средств на реализацию мероприятий, не входящих в утвержденный руководителем Программы годовой план мероприятий Программы, исполнитель обязан компенсировать данные средства за счет ресурсов собственных бюджетных средств.
6.4.8. В связи с оперативным изменением политической ситуации, актуальными событиями и процессами в сфере общественно-политических отношений руководитель Программы вправе вносить изменения и дополнения в план реализации мероприятий Программы на текущий год, но не позднее 1 ноября, о чем информирует исполнителей Программы в письменном виде.
6.4.9. До 1 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, исполнители Программы представляют руководителю Программы отчет о реализации мероприятий Программы за истекший квартал с указанием формата, названия, сроков, объемов финансирования, результата для достигнутых целевых показателей Программы в конкретном выражении мероприятий Программы в рамках закрепленных за ними направлений работы.
6.4.10. До 15 января и до 15 июля текущего года исполнители Программы представляют руководителю Программы сводный отчет за полугодие, содержащий финансовую, содержательную и статистическую составляющие.
Законом Пермского края от 9 октября 2009 г. N 495-ПК в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
7. Ресурсное обеспечение
9. Оценка эффективности реализации Программы
Система показателей оценки эффективности |
Показатели результативности |
Базовый показатель 2006 год |
Ожидаемые результаты (%) |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
Обеспечение политической стабильности и позитивного развития политических процессов |
Доля населения края, оценивающего политическую ситуацию в регионе как благополучную и спокойную |
60,0 |
63,0 |
64,0 |
65,0 |
65,0 |
65,0 |
Повышение политической осведомленности граждан |
Степень интереса жителей края к политике |
27 |
30,0 |
33,0 |
32,0 |
33,0 |
34,0 |
Обеспечение возможностей удовлетворения политических потребностей и реализации политических прав |
Доля граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих политических прав, от всего населения Пермского края |
13,0 |
15,0 |
17,0 |
20,0 |
18,0 |
20,0 |
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Пермского края от 23 декабря 2006 г. N 43-КЗ "О краевой целевой Программе развития политической культуры и гражданского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.