Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
Чайковского городского поселения
от 27 декабря 2006 г. N 232
Концепция
программы социально-экономического развития Чайковского городского поселения на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 г.
1. Общие положения
Концепция программы социально-экономического развития Чайковского городского поселения на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 г. (далее - Концепция) - прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития города. Основой для разработки Концепции служат: Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", постановление Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 22.06.2002 N 27 "О концепции Программы социально-экономического развития Пермского края в# 2006 - 2010 годы и на период до 2015 г." и Устав Чайковского городского поселения.
Концепция ориентирована на сохранение стабильности и развитие города Чайковского с устойчивой и сбалансированной экономикой, консолидированным городским сообществом, комфортной городской средой.
Целью Концепции является поддержание высокого уровня жизни населения и создание благоприятных условий для общественной и хозяйственной деятельности.
В Концепции приводятся следующие основные понятия и термины:
Адресная инвестиционная программа - перечень инвестиционных проектов, в реализации которых участвует город, и объемов средств, выделяемых в плановом периоде из бюджета города.
Благоприятная предпринимательская среда - комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.
Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни.
Инвестиции бюджета развития - это денежные средства, вкладываемые в объекты муниципального хозяйства и иные объекты социальной инфраструктуры в целях социально-экономического развития города.
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков осуществления инвестиций, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по освоению инвестиций (бизнес-план).
Муниципальное хозяйство - отрасли городского хозяйства, социальной сферы, гражданской и экологической безопасности, относящиеся к предмету ведения органов местного самоуправления.
Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями трудовых коллективов), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Стратегия - искусство руководства, планирования какой-либо деятельности на перспективу, средство для достижения стратегических целей развития, позволяющее упорядочить и распределить всегда ограниченные ресурсы предельно эффективным и единственно верным образом на основе предвидения внутренних изменений и учета возможных контрдействий со стороны внешней среды.
Городские целевые программы определяют пошаговую последовательность действий, направленную на достижение подцелей.
Концепция программы социально-экономического развития Чайковского городского поселения определяет перспективные направления развития города и служит основой для разработки Программы социально-экономического развития Чайковского городского поселения.
Программа социально-экономического развития города - аналитический документ, реализующий концепцию и стратегию, содержащий совокупность мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, направленных на достижение намеченной цели социально-экономического развития города.
2. Анализ социально-экономического положения Чайковского городского поселения
Географическое положение: город расположен в 304 км юго-западнее краевого центра - г. Перми. Общая площадь Чайковского городского поселения составляет 5600 га.
Численность городского населения на начало 2006 г. составила 84,1 тыс. человек, в том числе: мужчин - 37,9 тыс. человек, женщин - 46,2 тыс. человек. Население трудоспособного возраста составляет 54,4 тыс. человек. В течение последних лет в городе происходят негативные тенденции снижения численности населения. Наблюдается естественная убыль населения, количество умерших превышает число родившихся.
Город Чайковский граничит с Воткинским районом Удмуртской республики (большая часть границы проходит по Воткинскому водохранилищу), Еловским районом, а также с сельскими поселениями, входящими в состав Чайковского муниципального района.
Основные транспортные магистрали, пересекающие территорию муниципального образования: дорога областного значения Чайковский - Кукуштан. Через плотину Воткинской ГЭС она продолжается на запад, в г. Воткинск и далее - в г. Ижевск. Дорога является основной транспортной осью города: к ней примыкают многочисленные асфальтированные и гравийные дороги, идущие в южные и северные части территории.
Через город проходит Камский судоходный путь. Речной порт Чайковского обслуживает грузовые и туристические суда. Ниже акватории Чайковского порта начинается двухниточный шлюз (через плотину Воткинской ГЭС).
От железнодорожной станции Сайгатка имеется неэлектрифицированный, однопутный железнодорожный выход на важную магистраль Екатеринбург - Казань - Москва.
Экономика г. Чайковского представлена многоотраслевой структурой. Организации, функционирующие на территории городского поселения, распределяются по видам экономической деятельности в следующие группы: "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", "Строительство", "Оптовая и розничная торговля", "Транспорт и связь", "Гостиницы и рестораны", "Операции с недвижимым имуществом", "Финансовая деятельность", а также учреждения социальной сферы.
Ситуация в основных отраслях экономики носит позитивный характер, что проявляется в увеличении прибыли предприятий и снижении просроченной дебиторской задолженности. Растет оборот розничной торговли и общественного питания. Увеличивается объем средств на счетах предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В перспективе ожидается положительная динамика основных показателей социально-экономического развития города, прогнозируются тенденции экономического роста (приложение 1).
3. Характеристика преимуществ, описание проблем
Анализ социально-экономического положения Чайковского городского поселения свидетельствует о наличии достаточного промышленного и кадрового потенциала для дальнейшего развития на территории города промышленного производства и непроизводственных видов деятельности.
Наличие подъездных автомобильных и железнодорожных путей является благоприятным фактором для развития межотраслевой кооперации, налаживания партнерских связей с соседними городами и районами.
На протяжении последних лет город Чайковский по уровню образования населения превосходит средние показатели по Пермскому краю.
Несмотря на очевидные преимущества социально-экономического положения Чайковского городского поселения, существуют факторы, сдерживающие его развитие.
В первую очередь, это значительная удалённость муниципального образования от краевого центра и крупнейших магистралей, соединяющих между собой экономически развитые района# страны. В условиях активизации международного сотрудничества удаленность территории, находящейся в глубине материка, от потенциальных потребителей ее товаров и услуг играет негативную, сдерживающую роль. В сложившейся ситуации интересы местных товаропроизводителей направлены в основном на внутренний рынок. Однако и здесь существуют определенные проблемы. Растущие темпы промышленного производства ведут к увеличению конкуренции на потребительском рынке.
Одной из социальных проблем города является значительная дифференциация по размерам заработной платы между отдельными категориями работников, отраслями и предприятиями.
На рынке труда сохраняется профессиональный и квалификационный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, в связи с чем возникает неполная обеспеченность экономики необходимыми трудовыми ресурсами. Существует потребность в квалифицированных кадрах рабочих профессий. Для решения данной проблемы необходим комплекс мероприятий, направленный на повышение престижа рабочей профессии.
Немаловажной проблемой остаётся легализация доходов населения, перевод их из "теневой экономики". Значительное число рабочих мест остается вне сферы договорного регулирования трудовых отношений, что отчасти влияет на ущемление прав работников, рост масштабов нелегальной занятости и существенным образом влияет на социально-экономическую ситуацию в местном сообществе.
Требуют решения проблемы, существующие уже не первый год, это:
1) строительство нового городского кладбища,
2) ремонт городских и внутриквартальных дорог,
3) реконструкция городской набережной,
4) газификация жилого фонда в микрорайонах города,
5) реконструкция систем водоканализационного хозяйства,
6) обустройство железнодорожных переездов,
7) строительство и реконструкция объектов социальной сферы,
8) строительство жилья, переселение граждан из ветхого жилого фонда.
Учитывая реальные возможности социально-экономического развития города и существующие ограничения, необходимо формирование комплексного перспективного видения приоритетных путей развития Чайковского городского поселения.
4. Основные задачи и приоритетные направления развития города
Несмотря на имеющиеся текущие проблемы, у Чайковского городского поселения имеются значительные возможности для стабилизации экономики и перехода к перспективному и сбалансированному развитию многофункционального административного, экономического, инфраструктурного и культурного центра.
4.1. Финансы
Налоговая и бюджетная политика, проводимые администрацией Чайковского городского поселения, являются одними из важнейших факторов экономического развития территории. В сфере "муниципальные финансы" необходимо повышение эффективности расходования бюджетных средств и обоснованности принимаемых бюджетных решений, разработка финансовых механизмов для анализа бюджетной политики, эффективности реализации городских программ, управления муниципальным долгом, повышение прозрачности предоставления информации о муниципальных финансах.
4.1.1. Налоговый потенциал
Бюджет Чайковского городского поселения формируется исходя из полномочий, указанных в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Источниками доходов бюджета Чайковского городского поселения являются:
1) собственные доходы;
2) безвозмездные поступления из краевого бюджета;
3) доходы от предпринимательской деятельности.
Структура собственных доходов выглядит следующим образом:
1) налог на доходы физических лиц - 54 %;
2) налог на имущество и земельный налог - 35 %;
3) арендная плата за землю - 11 %.
Основная доля налоговых поступлений в доход бюджета поселения приходится на налог на доходы физических лиц (54 %).
Местные налоги и сборы в общей сумме налоговых и неналоговых поступлений (за исключением безвозмездных поступлений и доходов от предпринимательской деятельности) составляют 46 %.
Одним из результатов проводимой налоговой политики должно стать создание благоприятного инвестиционного климата на территории городского поселения. Увеличение инвестиций, развитие производства неизбежно ведут к расширению налогооблагаемой базы и, следовательно, к увеличению поступлений в бюджет города.
4.1.2. Бюджетный потенциал
В соответствии с законодательством Российской Федерации, в бюджет городского поселения в 2006 году зачисляются (приложение 2):
1) налог на доходы физических лиц в размере 10 %;
2) налог на землю - 100 %;
3) арендная плата за землю - 50 % (с июня по декабрь 2006 года - 100 %). С 2007 года арендная плата за землю планируется в размере 50 %;
4) налог на имущество физических лиц - 100 %.
Структура бюджетного финансирования Чайковского городского поселения в 2006 году выглядит следующим образом (приложение 3): жилищно-коммунальное хозяйство - 63 %, общегосударственные вопросы - 19 %. Кроме этого, предусмотрены расходы на культуру - 11 %, на физическую культуру и спорт - 7 %.
Первостепенными задачами для администрации города являются: проведение мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета, мероприятий по обеспечению экономного и целевого расходования средств, выделяемых из местного бюджета.
Для исполнения задач, поставленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", необходимо увеличение нормативной базы отчислений налогов по формированию доходной части бюджета поселений. Предлагается установить следующие нормативы отчислений:
1) увеличить долю отчислений налога на доходы физических лиц с 10 % до 50 %, отчисления производить согласно регистрации физического лица;
2) закрепить за поселениями Единый налог на вмененный доход в размере 50 %;
3) оставить 100 % поступлений от начисленных штрафов и санкций за поселениями;
4) отчислять на территорию поселений 100 % доходов от продажи земельных участков;
5) закрепить за поселениями 50 % налога на имущество юридических лиц.
При увеличении норматива отчислений по налогам появится возможность дополнительного выделения средств на капитальный ремонт жилья, дорог. Также появится возможность направлять бюджетные средства на развитие территории и другие вопросы местного значения, которые выполняются в настоящее время не в полном объеме.
Требуется дальнейшее продолжение работы по обеспечению взимания налогов и других обязательных платежей в объемах, необходимых для своевременного финансирования расходов местного бюджета.
Для обеспечения своевременного и полного выполнения финансовых обязательств бюджета при временном недостатке собственных доходов возможно привлечение краткосрочных заемных средств. Необходимо создать систему управления долговыми обязательствами. Создание системы управления долгом, структурой заимствований позволит обеспечить оптимальный уровень долговой нагрузки, равномерность нагрузок на бюджет при погашении и обслуживании долговых обязательств.
Управление долговыми обязательствами невозможно без создания системы прогнозирования кассовых разрывов, включающую# ежемесячный и еженедельный прогноз поступления доходов и потребности в денежных средствах.
Необходимо проведение работы по повышению ответственности хозяйствующих субъектов по своим бюджетным обязательствам, стабилизации экономического положения организаций и предприятий, их финансовому оздоровлению и повышению благосостояния работников.
4.2. Экономика
Основу экономики Чайковского городского поселения составляют крупные и средние предприятия, а также субъекты малого предпринимательства, осуществляющие следующие виды деятельности:
"Обрабатывающие производства", в том числе:
1) производство пищевых продуктов, включая напитки;
2) текстильное и швейное производство;
3) обработка древесины и производство изделий из дерева;
4) издательская и полиграфическая деятельность;
5) производство машин и оборудования;
6) производство прочих неметаллических минеральных продуктов.
"Производство и распределение электроэнергии, газа и воды";
"Строительство";
"Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий";
"Гостиницы и рестораны";
"Транспорт и связь";
Прочие непроизводственные виды деятельности.
В структуре объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг крупных и средних предприятий наибольший удельный вес приходится на следующие виды экономической деятельности:
"Транспорт и связь" - 83,5 %;
"Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 1,4 %;
"Обрабатывающие производства" - 8,8 %;
"Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 3,7 %;
"Строительство" - 0,9 %;
"Прочие виды деятельности" - 1,7 %.
Из общего объема выпускаемой продукции, оказываемых услуг по полному кругу предприятий и организаций Чайковского муниципального района, на долю выпуска предприятий и организаций, расположенных на территории Чайковского городского поселения, приходится 90 - 95 % всей выпускаемой в районе продукции.
Социально-экономическая роль реального сектора экономики чрезвычайно велика для населения города. Стабильно работающая промышленность - основа благополучия городского населения.
4.2.1. Крупные и средние предприятия города
На территории Чайковского городского поселения насчитывается около 200 крупных и средних предприятий и организаций различных отраслей. Среди них производственные подразделения двух крупнейших российских корпораций: РАО "Газпром" (ООО "Пермтрансгаз") и РАО "ЕЭС России" (ОАО "Воткинская ГЭС"). К числу бюджетообразующих предприятий города также относятся ООО "Чайковская текстильная компания" и Чайковский завод газовой аппаратуры (филиал ОАО "Газмаш").
ООО "Пермтрансгаз" - одно из крупнейших газотранспортных предприятий ОАО "Газпром". Оно занимает второе место в системе российской газовой компании по суммарной мощности установленных газоперекачивающих агрегатов и объему транспортируемого природного газа. Являясь неразрывным звеном в единой системе газоснабжения России, "Пермтрансгаз" осуществляет транспорт газа по 14 крупнейшим магистральным газопроводам, берущим свое начало с# месторождений обширного Тюменского региона и доставляющим топливо в центр страны, а также в государства ближнего и дальнего зарубежья. Протяженность газотранспортных сетей, эксплуатируемых предприятием, составляет вместе с газопроводами-отводами более 10,6 тыс. км.
ОАО "Воткинская ГЭС" - один из узловых системообразующих пунктов сети электроснабжения Уральского региона России. На предприятии утверждена долгосрочная инвестиционная программа технического перевооружения основного оборудования сроком до 2015 года. Так, в 2005 г. закончены работы по реконструкции основного оборудования открытых распределительных устройств 110 кВ, в стадии завершения реконструкция основного оборудования ОРУ 220 кВ.
ООО "Чайковская текстильная компания", входящая в группу компаний "Чайковский текстиль", является одним из лидеров легкой промышленности в России и самым крупным предприятием в своей отрасли на Урале. Компания является градообразующим предприятием, на сегодняшний день она обеспечивает наибольшую занятость населения - около 8 % от численности работающих.
Филиал "Завод газовой аппаратуры" специализируется на выпуске четырехконфорочных бытовых газовых плит. В настоящее время завод вышел на проектную мощность по выпуску плит в объеме 250 тыс. штук в год и дальнейшего расширения производства не планирует.
В числе прочих предприятий, относящихся к крупным и средним, - ОАО НПП "Адонис" - предприятие, проектирующее, разрабатывающее и производящее насосы для различных отраслей промышленности: пищевой, фармацевтической, нефтехимической, машиностроения, жилищно-коммунального хозяйства, а также специализирующееся на разработке и производстве банковского оборудования. Одним из приоритетных направлений развития предприятия является реализация программы насосостроения для коммунального хозяйства.
К числу перерабатывающих предприятий пищевой промышленности относятся ЗАО "Мясо" и ЗАО "Молоко". На данный период ЗАО "Молоко" вырабатывает около шестидесяти наименований продукции. Это и традиционные для молочной промышленности молоко, кефир, сметана, творог, сыры, и нетрадиционные продукты - майонез, пиво. С целью расширения производства и обновления основных фондов, до 2015 года предприятие предусматривает реализацию инвестиционных проектов общей стоимостью 31,5 млн. руб. Производство строительных материалов осуществляет ООО "Завод строительных конструкций". В ассортименте выпускаемой продукции бетонные и железобетонные изделия, товарный бетон и раствор для энергетического, трубопроводного, промышленного и гражданского строительства. В перспективе рассматривается проект по внедрению новых технологий в домостроении.
Как показал анализ работы предприятий и организаций города, в 2006 году, в целом, сохранилась устойчивая тенденция к увеличению объемов производства по отношению к уровню 2005 года. За январь - сентябрь 2006 г. темп роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов), в действующих ценах составил 121,2 %, в сопоставимых - 109 - 110 %. Среднемесячная заработная плата работников за тот же период выросла на 22,9 % и составила в среднем по городу 9634,2 рубля. Сохраняется существенная дифференциация заработной платы в различных сферах деятельности: лидируют по оплате труда работающие на предприятиях трубопроводного транспорта и в кредитно-финансовой системе. Самая низкая заработная плата у работников культуры и в сфере прочих социальных услуг.
Одним из приоритетных направлений в области регулирования трудовых отношений должно стать снижение дифференциации в оплате труда работников, сокращение разрыва между наиболее высоким и низким уровнем оплаты труда различных категорий работников.
В целях стабилизации существующего уровня промышленного производства и расширения экономического пространства необходима активизация производственного, инновационного, инфраструктурного, трудового информационного и административного потенциала, что будет способствовать формированию позитивного имиджа городской среды, созданию благоприятного инвестиционного климата.
4.2.2. Муниципальный сектор
На территории Чайковского городского поселения в настоящее время функционирует 18 муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях экономики.
Предприятия жилищно-коммунального комплекса представлены: МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства", МУП "Жилищно-эксплуатационное управление N 2", МУП "Жилищно-эксплуатационное управление N 3", МУП "Чайковские коммунальные тепловые сети", МУП "Чайковские коммунальные электрические сети", МУП "Водоканал", МУП "Спецавтохозяйство", МУП КБО "Лотос", МУП "Городское зеленое хозяйство", МУП "Жилкомэнергосервис".
К предприятиям транспорта относятся: МУП "Автовокзал" и МУП "Трансагентство".
Торговля и общественное питание объединили МУП "Оптика" и МУП "Оскар".
В строительной отрасли функционирует МУП "Управление капитального строительства", выступающее в роли заказчика-застройщика.
К прочим непроизводственным видам деятельности относятся: МУП "Земельное кадастровое бюро", МУП "Родина", МУП "Вещевой рынок", основным видом деятельности которых является оказание услуг населению, а также юридическим лицам.
В роли управляющей компании в городском поселении выступает МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства", которое производит начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, проводит конкурсы на выполнение работ по муниципальным заказам, осуществляет контроль за выполнением работ и оказанием услуг. Выступая в качестве управляющей компании, МУП "УЖКХ" готово приступить к работе в новых условиях. Муниципальные предприятия жилищно-коммунального комплекса стабильно и бесперебойно выполняют возложенные на них функции:
1) МУП "Чайковские коммунальные тепловые сети" обеспечивает поставку тепловой энергии потребителям города. Кроме того, предприятие осуществляет ремонт и содержание тепловых сетей, производит установку приборов учета расхода теплоэнергии и горячей воды, прокладку теплотрасс сторонним организациям, ремонт внутридомовых систем горячего водоснабжения и отопления;
2) МУП "Чайковские коммунальные электрические сети" осуществляет техническое обслуживание линий электропередач на территории Чайковского городского поселения;
3) муниципальные предприятия "ЖЭУ-2" и "ЖЭУ-3" осуществляют муниципальные заказы по обслуживанию жилого и нежилого фонда. В перспективе планируется реорганизация данных структур с образованием управляющих компаний по обслуживанию жилого фонда;
4) МУП "Водоканал" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению, а также содержанию артезианских скважин в микрорайонах города;
5) МУП "Спецавтохозяйство" осуществляет вывоз мусора, оказывает ритуальные услуги населению;
6) МУП КБО "Лотос" оказывает банно-прачечные услуги населению, а также услуги по химической чистке одежды и предметов бытового назначения. Учитывая социальную значимость оказываемых услуг, предприятие проводит гибкую тарифную политику. В результате продажи здания бани N 1, осуществление деятельности по которому было убыточным, предприятие вышло на рентабельный уровень работы;
7) МУП "Городское зеленое хозяйство" осуществляет работы по озеленению городской территории, выращиванию цветов для дальнейшей реализации. В перспективе предприятие планирует увеличение объемов производства на 10 - 15 % ежегодно.
8) МУП "Жилкомэнергосервис" осуществляет комплексный контроль за функционированием городских коммунальных систем: водопользования и водоотведения, обеспечения тепловой и электрической энергией городских объектов; обеспечивает организацию строительства, ремонта и содержания муниципального жилого фонда; благоустройства, уборки и озеленения территории поселения.
МУП "Автовокзал" осуществляет организацию пассажирских перевозок на пригородных и междугородних маршрутах, осуществляет продажу билетов в кассах автовокзала. На предприятии для удобства пассажиров открыта гостиница, работает столовая, установлены торговые точки по продаже продовольственных и промышленных товаров.
МУП "Трансагентство" оказывает услуги населению по продаже авиа- и железнодорожных билетов, по доставке грузов, в том числе контейнерами, оформлению документов по продаже автотранспорта. В структуре предприятия функционирует платная автостоянка. В перспективе планируется организация автоэкспертного бюро по оформлению купли-продажи автотранспорта, открытие дополнительной железнодорожной кассы.
МУП "Земкадастр" осуществляет оформление землеустроительных документов. При повсеместном оформлении земельных участков, в настоящее время и на перспективу услуги предприятия востребованы.
МУП "Родина" оказывает услуги пенсионерам по доставке пенсий и продуктов питания на дом, по оказанию юридических услуг малоимущим гражданам.
МУП "Оптика" предоставляет услуги по подбору и ремонту корригирующих очков, а также консультации врача-офтальмолога. Предприятие активно обновляет основные средства, осуществляет приобретение современного диагностического оборудования.
В числе основных проблем большинство муниципальных предприятий отмечают значительный износ основных фондов, машин и механизмов, а также изношенность коммуникационных сетей.
4.2.3. Потребительский рынок и малое предпринимательство
Потребительский рынок муниципального образования "Чайковское городское поселение" включает в себя: розничную торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения и оказание автотранспортных услуг.
Розничная торговля в муниципальном образовании осуществляется через стационарные магазины, павильоны, киоски, ларьки, Центральный рынок. Количество торговых точек в городе около 900. Под лоточную торговлю на территории микро-рынков отведено 220 мест, там же установлено 60 магазинов и павильонов. На территории Центрального рынка работает более 550 предпринимателей. В 2006 году увеличилось число стационарных магазинов за счет переоборудования жилого фонда и ввода в действие нового торгового центра "Командор". Увеличилась численность занятого в данном виде деятельности населения. В дальнейшем планируется увеличение числа стационарных магазинов и уменьшение числа ларьков, киосков, о чем свидетельствует сокращение выдачи разрешений на установку временных торговых точек, к которым относятся ларьки и киоски.
Общественное питание осуществляется через рестораны, кафе, бары, столовые и закусочные. Увеличение числа точек общественного питания ожидается за счет принятия и реализации программы развития туризма в городе Чайковский, включающей в себя организацию дополнительных точек общественного питания. Соответственно, с увеличением количества точек общественного питания, увеличивается число занятого населения в данном виде деятельности.
Бытовое обслуживание населения включает в себя комплекс услуг: парикмахерских; по ремонту и индивидуальному пошиву одежды; ремонту аудио-# видеотехники; ремонту и изготовлению мебели; ремонту бытовых машин и приборов; ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий; ремонту и пошиву обуви; ремонту и строительству жилья и прочих объектов; а также - авторемонтных мастерских; химчистки и банно-прачечных; фотографии; ритуальных услуг.
Ожидается увеличение числа предприятий в сфере бытового обслуживания населения как в традиционных направлениях (парикмахерские, ремонт обуви и т.д.), так и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Вовлечение малого бизнеса в сферу жилищно-коммунального хозяйства позволит увеличить объемы оказываемых услуг, повысить качество их исполнения.
Малое предпринимательство играет важнейшую роль при переходе территориально-экономических систем к рыночным отношениям. В условиях благоприятной для предпринимательства городской среды и поддержки со стороны городского сообщества это не только важный катализатор экономического роста, но и фактор стабилизации рынка занятости в кризисных ситуациях, возможность для активных горожан реализовать свои способности, а также возможность социальной реабилитации незащищенных групп населения.
Развитие сектора малого предпринимательства является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности общества. Результаты обследований подтверждают такие экономические преимущества малых предприятий, как: быстрая адаптация к рыночным условиям, низкий уровень издержек производства и реализации, в том числе накладных расходов.
Исключительная роль принадлежит социальной функции сферы малого предпринимательства. В настоящее время значительная часть населения частично или полностью живут# на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается одной из основных возможностей создания новых рабочих мест.
Малый бизнес - сектор городской экономики, который наиболее восприимчив и к инновациям и к участию в инвестиционных проектах, что делает его одним из наиболее активных субъектов реализации Концепции программы социально-экономического развития Чайковского городского поселения. В настоящее время Чайковское городское поселение имеет все предпосылки для развития малого и среднего бизнеса, который при поддержке со стороны муниципалитета может стать "точкой роста" экономики.
В целях поддержки предпринимательских инициатив, Думой Чайковского городского поселения утверждена Программа поддержки развития малого предпринимательства в Чайковском городском поселении на 2007 - 2008 гг. К числу основных задач в рамках реализации Программы поддержки развития малого предпринимательства относятся следующие:
1) формирование и поддержка нормативно-правовой базы в пределах компетенции городского поселения в целях обеспечения устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства;
2) информационно-консультационное обеспечение;
3) финансово-кредитная поддержка МП, совершенствование методов и механизмов финансовой поддержки МП города;
4) развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
5) создание системы гарантированного участия предпринимателей в реализации муниципальных заказов, не ниже уровня областного законодательства - 15 %;
6) снижение уровня административных барьеров на пути развития предпринимательства;
7) формирование положительного общественного мнения о деятельности предприятий малого бизнеса;
8) выявление и поддержка приоритетных направлений развития МП;
9) научно-методическое и кадровое обеспечение предпринимательства.
В Чайковском городском поселении проживает 84,1 тыс. человек. В сфере малого предпринимательства зарегистрировано около 5 тыс. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, численность имеющих статус субъекта малого предпринимательства приближается к 300 человек. На крупных и средних предприятиях города трудится около 30 тыс. человек. Таким образом, потенциал трудовых ресурсов значителен, но для дальнейшего развития сектора малого предпринимательства необходимы: финансовое обеспечение, льготное кредитование, материально-техническая база, кадровое обеспечение, уменьшение административных барьеров и т.п. Сфер деятельности, где можно реализовать предпринимательские способности и возможности, в городе достаточно. Среди них приоритетными видами деятельности являются: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство товаров народного потребления продовольственного и промышленного назначения; развитие народных ремесел, туризма; организация крестьянских хозяйств; переработка прудовой и речной рыбы; бытовые услуги; охранная деятельность и прочие. Отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует о том, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития бизнеса. Лидирующее место продолжает занимать отрасль торговли.
Малый бизнес решает экономические и социальные проблемы, создавая новые рабочие места, заполняя ниши рынка, предлагая товары и услуги, на которые существует повышенный спрос. Большая часть сферы потребительского рынка обслуживается представителями малого бизнеса.
4.3. Городская инфраструктура
В сфере городского хозяйства приоритетными направлениями деятельности являются: формирование конкурентных отношений и частной инициативы, привлечение инвестиций и внедрение стимулирующих механизмов ресурсосбережения, оптимизация системы управления ЖКХ и пассажирским транспортным комплексом, эффективное ценовое регулирование.
4.3.1. Землепользование и застройка города
Осуществление строительства на территории Чайковского городского поселения в настоящее время определяется генеральным планом, утвержденным Чайковской городской Думой в 2001 году. На 2007 - 2008 гг. планируется:
1) разработка нового генерального плана города;
2) разработка проекта застройки Центрально-планировочного района города;
3) разработка проекта планировки ГСК-2 Завокзального района;
4) разработка проектов планировки индивидуальной застройки на земельных участках в районе Компании "Чайковский текстиль" и застройки второй очереди микрорайона "Завьялово".
Основным направлением развития города Чайковского по капитальному строительству является:
1) строительство нового жилья;
2) газификация существующего жилого фонда;
3) реконструкция существующих и строительство новых объектов систем водоснабжения и водоотведения;
4) строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог и объектов дорожной инфраструктуры;
5) снос ветхих и аварийных жилых домов.
План финансирования приоритетных объектов в сфере строительства на среднесрочную перспективу представлен в приложении 4.
В сфере недвижимости: содействие комплексному пространственному развитию города, зонирование территории с установлением градостроительных регламентов целевого использования городских земель, внедрение эффективных систем организации финансирования муниципальных объектов.
4.3.2. Жилищно-коммунальное хозяйство
Недостаточная бюджетная обеспеченность сферы ЖКХ на протяжении ряда лет повлияла на непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для внебюджетных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации коммунальной инфраструктуры потенциально являются# коммерчески выгодными. Поэтому необходимо искать и развивать новые формы управления в жилищной, коммунальной сфере, развивать новые формы управления жилыми помещениями.
Целями реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства являются:
1) обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
2) снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
3) смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Полное разрушение ныне действующей системы оказания жилищных услуг может привести к непредсказуемым для населения города последствиям. В связи с этим, администрация Чайковского городского поселения полагает, что с учетом прогнозируемых рисков текущего отопительного периода 2006 - 2007 годов, прежде всего, необходимо выполнить три задачи:
1) сохранить действующую систему технического обслуживания внутридомовых сетей и управляемость жилищным фондом от перебоев в текущей работе, возможных в процессе реформирования;
2) сохранить действующую систему по уборке мест общего пользования и придомовых территорий для обеспечения надлежащего санитарного состояния жилищного фонда в переходный период;
3) сохранить привычную для населения систему сбора денежных средств, расчета размеров оплаты услуг ЖКХ, льгот и так далее.
Для решения обозначенных задач в городе созданы три управляющих компании на основе кадрового состава муниципальных предприятий этого профиля. Организационно-правовая форма - общества с ограниченной ответственностью. Реорганизация проводится в три этапа. Главной особенностью первого этапа является сохранение за каждой управляющей компанией функций заказчика и подрядчика по оказанию услуг населению. На третьем этапе преобразований за управляющими компаниями останутся только функции заказчика. Функции подрядчиков перейдут к дочерним предприятиям управляющих компаний. На первом этапе единственным учредителем всех ООО стала администрация Чайковского городского поселения (с долей в каждом ООО).
Предлагаемая схема реорганизации позволит:
1) реально минимизировать затраты на управление;
2) снизить риск потери управляемости сферы# ЖКХ в отопительный период;
3) сохранить кадровый потенциал в сфере оказания жилищных услуг;
4) удовлетворить требования законодательства по созданию управляющих компаний в организационно-правовой форме ООО и ликвидации МУПов;
5) создать управляющие компании на оптимальной финансовой основе (обслуживаемые площади от 400 до 500 тыс. кв. метров) и с достаточным уровнем рентабельности.
Все изменения в сфере ЖКХ города, связанные с созданием городских Управляющих компаний, схематично представлены в приложении 5.
В результате 1-го этапа реформирования на базе материального и кадрового потенциала трех муниципальных предприятий образуются три Управляющие компании в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО) с долей городской администрации в Уставных капиталах. Это позволит сохранить кадровый состав рабочих и служащих и общую управляемость жилищным фондом в процессе реорганизации, что очень важно, учитывая риски отопительного периода.
В результате 2-го этапа преобразований образуется совместное дочернее предприятие ООО "Расчетный Центр". Это позволяет сохранять единую базу данных по расчетам платежей за ЖКУ, субсидий, льгот и т.д. Кроме того, на это предприятие ложится решение проблем всех Управляющих компаний с текущими неплатежами населения и взыскания по ранее образовавшимся долгам населения перед МУП УЖКХ (в рамках сроков исковой давности). Это предприятие будет оказывать услуги населению по линии городской диспетчерской службы, паспортно-учетной службы, отдела приватизации, заниматься информационно-разъяснительной работой с населением и необходимыми аналитическими разработками в интересах учредителей.
3 этап - дальнейшее плановое разделение Управляющих компаний: разделение функций Заказчика и Подрядчика. На этом этапе возможно сотрудничество с иными подрядными организациями любых форм собственности на конкурсной основе. В городе должна сложиться окончательная структура обслуживания многоквартирного дома.
4.3.3. Благоустройство города
Основной задачей сферы благоустройства является создание комфортных социально-бытовых условий жизни населения.
Концепция программы предусматривает следующие мероприятия в области благоустройства городской территории:
1) поддержание в исправном состоянии уличного освещения;
2) ремонт тротуаров;
3) ремонт городских дорог;
4) ремонт внутриквартальных дорог;
5) ремонт городской набережной;
6) оборудование мест для отдыха на улицах города;
7) озеленение улиц, скверов, обустройство цветников и клумб;
8) обслуживание железнодорожных переездов;
9) содержание артезианских скважин, и др.
4.4. Социальная сфера
В социальной сфере, прежде всего, необходимо достичь сочетания социального инвестирования и адресной социальной поддержки. Усилия должны быть направлены на привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, повышение качества муниципальных услуг, развитие социального партнерства в этой области.
4.4.1. Физическая культура и массовый спорт
В настоящее время на территории Чайковского городского поселения, в структуре Комитета по физической культуре, спорту и туризму, осуществляют свою деятельность 7 спортивных клубов: МУ СОК "Айкидо", МУ СОК "Белая ладья", МУ СОК "Дзюдо", МУ СОК "Дельфин", МУ СОК "Кентавр", МУ СОК "Садко", МУ СОК "Эдельвейс" и 2 муниципальных учреждения: МУ Стадион "Центральный", МУ СОЦ "Фортуна". В 2006 г. открыты новые клубы: "Мастер" - гребля на байдарках и каноэ и футбольный клуб "Энергия", которые начнут свою работу в 2007 году.
В течение года проводятся соревнования различного уровня. Активно возрождается детский футбол, хоккей, традиционно проводятся соревнования по шахматам, плаванию, легкой атлетике, лыжным гонкам, настольному теннису и т.д. Именно массовый спорт помогает приобщить жителей города к здоровому образу жизни.
Как показывает статистика, физической культурой и спортом на регулярной основе занимаются лишь 9,7 % жителей города. Для сравнения: в Российской Федерации этот показатель составляет 10 %, в экономически развитых странах мира он достигает 40 - 60 %.
С целью формирования у жителей города принципов здорового образа жизни, Думой Чайковского городского поселения утверждена Программа развития массовой физической культуры и спорта на территории Чайковского городского поселения на 2006 - 2008 гг. (решение N 191 от 17.10.2006 г.), в рамках которой предусмотрено решение следующих задач:
1) создание нормативно-правовых и материально-технических условий для вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом и подготовки спортсменов высокого класса;
2) создание оптимальных условий для физического совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения различных групп населения, детей, лиц пожилого возраста и инвалидов к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
3) активизация деятельности, направленной на формирование у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом и потребности в здоровом образе жизни.
План финансирования учреждений физической культуры представлен в приложении 6.
4.4.2. Культура и искусство
Сфера культуры Чайковского городского поселения включает в себя 4 учреждения культуры и искусства: МУК "Централизованная библиотечная система" (11 библиотек, 4 из них детские), НКОУИ "Чайковский муниципальный театр драмы и комедии", МУК "Культурно-досуговый центр "Горизонт"", МНОУК "Чайковский парк культуры и отдыха".
Работники культуры, творческие коллективы добиваются значительных успехов в смотрах, конкурсах, фестивалях областного и межрегионального уровней.
За последние три года значительно выросли основные показатели работы МУК "Культурно-досуговый центр "Горизонт". Увеличилось количество клубных формирований с 16 до 37, в которых на сегодняшний день занимается более тысячи человек.
НКОУИ "Чайковский муниципальный театр драмы и комедии" работает в городе с 1982 года, в 2006 г. состоялось открытие 25 театрального сезона. Зал театра способен разместить 300 зрителей, есть театральное кафе на 100 мест. На базе Чайковского Муниципального театра драмы и комедии открыто актерское отделение. Положительным фактором деятельности театра является ежегодное увеличение количества зрителей, и, как следствие - доходов от продажи билетов.
Библиотеками Чайковской ЦБС пользуются все категории населения. Более 30 тысяч жителей города - взрослые и дети ежегодно становятся пользователями муниципальных библиотек - это 36 % от общего количества населения города. Статистические данные последних лет отмечают устойчивый рост потребностей населения города в библиотечных услугах. Ежедневно библиотеки посещают в среднем 1000 человек.
Парк культуры и отдыха находится на полном хозрасчете. Статьями дохода являются прокат аттракционов в летнее время и прокат инвентаря (лыжи) в зимнее.
На сегодняшний день материально-техническое состояние учреждений культуры, их оборудование, организация деятельности недостаточно соответствуют современным уровням, требованиям, технологиям.
Стратегией социально-экономического развития Пермского края определено, что главной концептуальной целью развития сферы культуры является сохранение и обновление социокультурного пространства региона и его инфраструктуры, способной удовлетворить духовные и творческие потребности всех социальных категорий граждан, обеспечить защиту национальных духовных основ и идентификацию культуры Прикамья в общероссийском и мировом культурном пространстве.
Сфера культуры не в состоянии решать стоящие перед ней проблемы изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности.
Концепция программы позволит определить приоритеты развития, привлечь дополнительное финансирование.
Основными направлениями деятельности учреждений культуры города Чайковского являются:
1) организация библиотечного обслуживания населения, программно-целевое и проектное управление развитием библиотек;
2) создание условий для организации культурного досуга жителей города;
3) создание условий для художественного творчества и реализации потребностей населения в общении;
4) организация свободного времени молодежи и развитие ее творческой активности;
5) внедрение передовых информационных технологий в деятельность учреждений культуры;
6) обновление специального оборудования учреждений культуры и искусства, улучшение их материально-технической базы.
Важной особенностью сферы культуры является то, что она является самой консервативной отраслью и наименее адаптированной к рыночным отношениям, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отлаженном социальном эффекте и не поддаются обычным статистическим измерениям.
Инвестиции в сферу культуры не имеют прямого экономического эффекта. Инвестирование в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал". План финансирования учреждений культуры представлен в приложении 7.
4.4.3. Работа с детьми и молодежью
Численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в городе составляет 23911 человек.
На сегодняшний день администрация города предпринимает активные действия по решению проблем молодежи на территории г. Чайковский и в перспективе деятельность её будет направлена на:
1) организацию свободного времени детей и молодежи;
2) содействие талантливым детям и молодежи и развитию# их творческих инициатив;
3) содействие профессиональному образованию и трудовой занятости молодежи города;
4) поддержку молодежных и детских объединений;
5) создание условий для поддержки молодых семей, содействие решению жилищной проблемы;
6) проведение культурно-массовых мероприятий для детей и молодежи;
7) снижение уровня безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи;
8) создание необходимых социальных служб для работы с молодежью, в том числе открытие центра по работе с детьми и молодежью.
Реализация Концепции программы позволит осуществить систему организационных и социальных мер в создании условий для решения проблем молодежи города.
5. Ожидаемый результат реализации Концепции
Предварительное изучение показателей социально-экономического положения и первичный анализ проблем и диспропорций города Чайковского позволили определить ряд основных направлений деятельности, требующих дальнейшего детального исследования и обоснования в Программе. В основу дальнейшего развития города должны быть положены следующие основные принципы:
1) создание амбициозной, но разумной и взвешенной политики муниципального образования;
2) ориентация на саморазвитие города, и на этой основе увеличение его экономического и производственного потенциала, проведение информационных кампаний и мероприятий по созданию имиджа города Чайковского в Пермском крае, России и за рубежом;
3) выявление и комплексное использование собственных возможностей, преимуществ и ресурсов города (интеллектуальных, трудовых, производственно-технологических, финансово-экономических) для определения ключевых отраслей и создания зон экономического и технологического развития;
4) формирование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с отдельными поселениями для обеспечения комплексного социально-экономического развития города;
5) определение комплекса мероприятий, направленных на создание необходимых условий для повышения качества жизни населения.
На начальном этапе в среднесрочный период (2007 - 2010 годы) необходимо ориентироваться на саморазвитие города, при этом в среднесрочный период будут закладываться предпосылки для перехода к инновационной экономике, которая должна стать преобладающей к 2015 году.
Реализация намеченных в Концепции мероприятий, которые будут положены в основу Программы социально-экономического развития города, в конечном итоге будет способствовать достижению следующих результатов:
1) Экономическому росту и переходу к инновационной экономике.
2) Созданию системы интенсивного привлечения инвестиций.
3) Размещению на территории города новых производств.
4) Развитию человеческого потенциала и созданию условий для снижения темпов депопуляции.
5) Повышению качества жизни населения, обеспечению адаптации граждан к изменяющимся условиям социально-экономической среды.
6) Разработке механизмов поддержки малого предпринимательства на местном уровне.
7) Повышению качества управления муниципальными финансами.
8) Внедрению здоровьесберегающих технологий, формированию потребности населения в активном и здоровом образе жизни и обеспечении# возможности для реализации этой потребности через занятия физической культурой и спортом.
9) Разработке специальных форм и методов социальной защиты населения на муниципальном уровне.
10) Разработке целостной системы управления недвижимостью, находящейся в собственности муниципального образования; содействию формирования института профессионального управления недвижимостью, повышению культуры договорных отношений по вопросам использования недвижимости.
11) Формированию в муниципальном образовании развитой системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, позволяющей гражданам улучшать жилищные условия с использованием кредитных средств.
12) Реформированию жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне с учетом специфики состояния данной сферы в городе.
13) Внедрению механизмов взаимовыгодного частно-общественного партнерства и механизмов привлечения горожан к решению актуальных городских проблем.
6. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции включает в себя систему контроля органов управления муниципального образования и систему общественного контроля.
Система контроля над выполнением поставленных задач будет заключаться в периодическом сравнении установленных целевых значений показателей с достигнутыми значениями.
Результат контроля в системе органов власти будет доводиться в установленном порядке до руководства исполнительной власти и депутатов Думы Чайковского городского поселения.
Глава Чайковского городского поселения в рамках общественного контроля будет сообщать о текущих результатах выполнения Концепции населению города в виде доклада о социально-экономическом развитии города Чайковского за прошедший год.
Анализ выполнения мероприятий Концепции, а также мнение населения города, выраженное в обращениях граждан либо иными способами, будут использоваться для корректировки темпов и способов выполнения утвержденных мероприятий по отдельным направлениям. В рамках системы контроля необходимо закрепление персональной ответственности за выполнением мероприятий и разделов Концепции за конкретными представителями органов власти. В случае значительного расхождения ожидаемых результатов и полученных значений оценочных показателей необходимо проведение корректировки действий представителей властных структур, отвечающих за реализацию Концепции.
Конкретный механизм корректировки будет разработан при создании Программы социально-экономического развития Чайковского городского поселения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.