Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Пермского края
Краевая целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы"
6 марта 2007 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. N 44-Г07-26 решение Пермского краевого суда от 5 июня 2007 г. о признании недействующей графы "Участники программы" Паспорта настоящей Краевой целевой программы (в части условия о необходимости регистрации на территории Пермского края (области, округа) не менее одного года), оставлено без изменений со дня вступления решения суда в законную силу
Паспорт краевой целевой Программы
Наименование |
Краевая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы" |
Основание разработки Программы |
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 17.04.2003 N 745 "О концепции жилищной политики в Пермской области на 2003 - 2010 годы" |
Государственный заказчик |
Министерство культуры и молодежной политики Пермского края |
Основной разработчик Программы |
Министерство культуры и молодежной политики Пермского края |
Руководитель Программы |
Министр культуры и молодежной политики Пермского края |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Министерство культуры и молодежной политики Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края |
Участники Программы |
Молодые семьи, отвечающие следующим требованиям: - cупруги (в неполных семьях - мать или отец) являются гражданами Российской Федерации, зарегистрированы на территории Пермского края не менее одного года; - семья имеет возможность привлечь собственные средства для участия в Программе, в том числе посредством принятых на себя кредитных (заемных) обязательств; - семья, не имеющая в собственности или в пользовании по договору социального найма жилого помещения либо имеющая в собственности или в пользовании по договору социального найма жилое помещение общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, применяемой в целях настоящей Программы |
Цели и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели |
Основными целями Программы являются дальнейшее развитие системы государственной поддержки молодых семей края в решении жилищной проблемы, улучшение демографической ситуации в Пермском крае, стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан. Задачи Программы: - обеспечение первичной финансовой поддержки молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья; - стимулирование накопления молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья; - привлечение дополнительных финансовых и инвестиционных ресурсов для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу; - усовершенствование созданных правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью. Важнейшие целевые показатели: - количество молодых семей, улучшивших жилищные условия; - площадь жилья, приобретенного или построенного за счет средств Программы; - показатели рождаемости в молодых семьях, улучшение демографических показателей в регионе. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2007 - 2010 годы |
Потребность финансового обеспечения |
Общий объем финансирования Программы - 5440 млн. руб., в том числе: 544 млн. руб. - федеральный бюджет; 1144 млн. руб. - краевой бюджет; 488 млн. руб. - местные бюджеты; 3264 млн. руб. - внебюджетные источники. Потребность финансового обеспечения из краевого бюджета на период действия Программы (в ценах 2007 г.) - 1144 млн. руб.: на 2007 год - 205 млн. руб., на 2008 год - 313 млн. руб., на 2009 год - 313 млн. руб., на 2010 год - 313 млн. руб. Объем финансирования Программы в 2007 году - 970 млн. руб., в том числе: 97 млн. руб. - федеральный бюджет; 205 млн. руб. - краевой бюджет; 86 млн. руб. - местные бюджеты; 582 млн. руб. - внебюджетные источники. Объем финансирования Программы в 2008 году - 1490 млн. руб., в том числе: 149 млн. руб. - федеральный бюджет; 313 млн. руб. - краевой бюджет; 134 млн. руб. - местные бюджеты; 894 млн. руб. - внебюджетные источники. Объем финансирования Программы в 2009 году - 1490 млн. руб., в том числе: 149 млн. руб. - федеральный бюджет; 313 млн. руб. - краевой бюджет; 134 млн. руб. - местные бюджеты; 894 млн. руб. - внебюджетные источники. Объем финансирования Программы в 2010 году - 1490 млн. руб., в том числе: 149 млн. руб. - федеральный бюджет; 313 млн. руб. - краевой бюджет; 134 млн. руб. - местные бюджеты; 894 млн. руб. - внебюджетные источники |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие социально-экономические результаты: - в жилищную сферу вовлечены дополнительные финансовые средства из внебюджетных источников; - закреплены положительные демографические тенденции в обществе; - решена жилищная проблема не менее 7 300 семей; - общее количество приобретенного (построенного) жилья составит 394,2 тыс. кв. м |
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют: - Законодательное Собрание Пермского края; - Правительство Пермского края; - Контрольно-счетная палата Пермского края (области) |
1. Общие положения
1.1. Краевая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа) определяет направления и механизмы решения проблемы обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.
1.2. Программа разработана в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Пермского края (области):
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
Законом Пермской области от 19.10.98 N 253-28 "О государственной молодежной политике в Пермской области";
Законом Пермского края от 05.06.2006 N 3050-687 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005 - 2010 годы".
1.3. Разработка и реализация Программы базируется на следующих основных принципах:
добровольность участия молодых семей в Программе;
адресный характер оказания финансовой помощи;
вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;
целевое расходование средств, предоставляемых участникам Программы;
собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. N 44-Г07-26 решение Пермского краевого суда от 5 июня 2007 г. о признании недействующим абзаца 4 пункта 1.4 раздела "Общие положения" настоящей Краевой целевой программы (в части условия о необходимости регистрации на территории Пермского края (области, округа) не менее одного года), оставлено без изменений со дня вступления решения суда в законную силу
1.4. В настоящей Программе в соответствии с вышеприведенными документами используются основные понятия и термины:
Молодая семья - семья, зарегистрировавшая брак в установленном порядке, при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и (или) более несовершеннолетних детей.
Участники Программы - молодые семьи, отвечающие следующим требованиям:
супруги (в неполных семьях - мать или отец) являются гражданами Российской Федерации, зарегистрированы на территории Пермского края (области, округа) не менее одного года;
семья имеет возможность привлечь собственные средства для участия в Программе, в том числе посредством принятых на себя кредитных (заемных) обязательств;
семья, не имеющая в собственности или в пользовании по договору социального найма жилого помещения либо имеющая в собственности или в пользовании по договору социального найма жилое помещение общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, применяемой в целях настоящей Программы.
Оператор Программы - уполномоченная кредитная или иная организация, отвечающая следующим условиям:
наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения более 1 года);
отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей в бюджетную систему;
выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации, в целях регулирования (ограничения) банком принимаемых рисков;
наличие положительного финансового результата деятельности за последний отчетный год;
наличие структурного подразделения (филиала) на территории Пермского края.
Уполномоченная кредитная или иная организация вносится в реестр операторов Программы государственным заказчиком в заявительном порядке. Государственный заказчик заключает соглашение с оператором Программы на участие в реализации Программы и ведет реестр операторов Программы.
Норма общей площади жилья для расчета размера субсидии:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 квадратных метра;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и (или) более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и (или) более детей), - количество членов семьи, умноженное на 18 квадратных метров.
Учетная норма жилья - норма жилья, применяемая для реализации данной Программы, для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в размере 12 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи - потенциального участника Программы.
Уполномоченный орган - орган местного самоуправления муниципального района (городского округа), реализующий Программу на территории данного муниципального образования.
Жилье - отдельное жилое помещение (квартира, жилой дом), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
2. Содержание проблемы
2.1. Одной из самых острых государственных проблем является естественная убыль населения России. Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка. В России в 2005 году, по данным Госкомстата России, он составляет 1,34.
В Пермском регионе, по прогнозам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермской области и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Коми-Пермяцкому автономному округу, суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий средний уровень рождаемости детей на одну женщину, в 2005 - 2007 годах ожидается на уровне 1,38. Нерешенная жилищная проблема становится основным фактором отказа от рождения второго ребенка, в результате чего происходит сокращение среднего размера семьи. В настоящих экономических условиях, при отсутствии перспектив получения жилья, возможен также отказ от рождения первого ребенка, в то время как целевая демографическая политика по отношению к молодежи должна способствовать повышению рождаемости.
2.2. Ежегодно проводимые социологические исследования показывают, что для молодых жителей Прикамья жилищная проблема является первостепенной.
Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения (в 2004 году лишь 9 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств).
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан Пермского края позволит сформировать экономически активный слой населения.
По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Пермском крае около 73 тысяч молодых семей, в которых оба супруга моложе 30 лет. При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Прикамья менее 30 %, улучшить жилищные условия стремятся более 70 % семей, что составляет около 51 тысячи молодых семей.
На вопрос о намерениях улучшить свои жилищные условия утвердительно ответили примерно 50 % молодых людей как в городе, так и на селе. При этом приобрести или построить жилье, рассчитывая на свои средства, в состоянии только 18 % горожан и 33 % сельских жителей.
Непосредственно отвечают условиям участия в настоящей Программе около 20 тысяч молодых семей.
2.3. Настоящая Программа призвана укрепить созданную в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005 - 2010 годы" систему государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Ее реализация отвечает стратегическим направлениям деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, приоритетам социальной политики в регионе.
3. Цели и задачи Программы
3.1. Основными целями Программы являются:
дальнейшее развитие системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
улучшение демографической ситуации в Пермском крае;
стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан.
3.2. Для достижения целей необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей в приобретении (строительстве) отдельного благоустроенного жилья;
стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;
совершенствовать правовые, финансовые и организационные механизмы государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей;
пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью;
оказывать за счет средств краевого бюджета поддержку муниципальным районам и городским округам, привлекающим для решения целей Программы финансовые ресурсы путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
4. Сроки реализации Программы
4.1. Реализация Программы рассчитана на 4 года.
Программа включает в себя:
нормативно-правовое обеспечение реализации Программы на краевом и муниципальных уровнях;
проведение организационных мероприятий, направленных на совершенствование механизма реализации Программы;
дальнейшее развитие системы информационного и методического сопровождения мероприятий Программы;
развитие в крае организационных, финансовых механизмов содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья;
развитие механизмов реализации Программы на территориях муниципальных районов и городских округов с учетом их особенностей.
4.2. В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия краевого и местных бюджетов и с привлечением в значительном объеме внебюджетных средств.
5. Система программных мероприятий
5.1. Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое обеспечение реализации Программы;
оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Программы на приобретение (строительство) жилья;
организационно-информационное обеспечение реализации Программы.
5.2. Система программных мероприятий с указанием исполнителей, сроков исполнения, объемов материально-технических и финансовых ресурсов изложена в таблице 1.
6. Ресурсное обеспечение Программы
6.1. При реализации программных мероприятий планируется использовать финансовые, кадровые, материально-технические ресурсы.
Источниками финансового обеспечения Программы являются:
средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы");
средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы";
средства местных бюджетов;
средства внебюджетных источников, в том числе:
собственные либо заемные средства молодых семей;
средства предприятий и организаций различных форм собственности, предоставляемые молодым семьям для финансирования жилищного строительства или приобретения жилья;
ипотечные кредиты (кредиты на участие в долевом строительстве) и займы, предоставляемые кредитными организациями.
6.2. Объем финансирования Программы - 5440 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 544 млн. рублей;
краевой бюджет - 1144 млн. рублей;
местные бюджеты - 488 млн. рублей;
внебюджетные источники - 3264 млн. рублей.
Сводная таблица затрат по Программе приведена в таблице 2.
6.3. Привлечение средств федерального бюджета, выделяемых в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", производится ежегодно в установленном порядке (на конкурсной основе).
7. Механизм реализации Программы
7.1. Для реализации целей и задач настоящей Программы предполагается:
на региональном уровне - сформировать необходимую законодательную базу, регулирующую порядок реализации настоящей Программы на территории муниципальных районов и городских округов, и в соответствии с действующим законодательством определить объем, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств бюджета и внебюджетных источников;
на уровне муниципальных районов и городских округов - разработать и реализовать муниципальные программы в пределах компетенции муниципальных районов и городских округов.
7.2. Распределение средств из краевого бюджета муниципальным районам и городским округам производится на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса определяется нормативным актом губернатора края. Условиями участия в конкурсе являются:
наличие в бюджете муниципального района (городского округа) на соответствующий финансовый год средств на софинансирование Программы;
наличие организационных ресурсов;
наличие на территории муниципального района (городского округа) инвестиционных условий для реализации Программы.
7.3. Программа предусматривает оказание финансовой помощи молодой семье - участнику Программы в виде субсидии.
Субсидия используется для компенсации части затрат, производимых молодой семьей - участником Программы, на приобретение (строительство) жилья.
Размер субсидии, предоставляемой молодой семье - участнику Программы, определяется исходя из 30 % стоимости жилья, рассчитываемой с учетом средней расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, утвержденной нормативным актом губернатора края, и нормы общей площади жилья для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 квадратных метра; для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и (или) более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и (или) более детей), - 18 квадратных метров на каждого члена семьи.
Предоставляемая участнику Программы субсидия может быть увеличена на сумму средств, перечисленных в краевой бюджет предприятием, организацией на приобретение (строительство) жилья для работника данного предприятия, организации, который является участником Программы.
В случае приобретения (строительства) жилья менее нормы общей площади жилья, применяемой в целях настоящей Программы в расчете на одного члена семьи, размер субсидии, предоставляемой молодой семье - участнику Программы, определяется исходя из 30 % стоимости жилья, рассчитываемой с учетом средней расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, утвержденной нормативным актом губернатора края, и фактической общей площадью# приобретаемого (строящегося) жилья.
Порядок предоставления субсидий молодым семьям на приобретение (строительство) жилья определяется нормативным актом губернатора края.
7.4. Приобретение (строительство) жилья участником Программы менее учетной нормы общей площади жилья противоречит целям Программы и не подлежит субсидированию за счет средств настоящей Программы.
На приобретение участником Программы жилья у членов семьи или родственников (родителей, в том числе приемных, бабушек, дедушек, братьев и сестер, в том числе сводных) субсидии не предоставляются.
Обязательным условием предоставления субсидии участнику Программы является оформление долевой собственности на приобретаемое (строящееся) жилье на всех членов семьи.
Жилое помещение, приобретаемое участником Программы, должно находиться на территории муниципального образования, из средств бюджета которого перечисляются субсидии.
Законом Пермского края от 6 марта 2007 г. N 14-ПК в пункт 7.5 раздела 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникающие с 1 января 2007 г.
7.5. Реализация Программы осуществляется:
молодыми семьями - участниками Программы;
органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края;
Министерством культуры и молодежной политики Пермского края;
операторами Программы.
7.5.1. Молодая семья - участник Программы:
предоставляет в установленном порядке в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту регистрации одного из супругов пакет документов для участия в Программе;
несет ответственность за достоверность представленных сведений для участия в Программе и за целевое расходование выделенной субсидии;
самостоятельно определяет вариант приобретения (строительства) жилья;
осуществляет выбор оператора из числа операторов Программы, включенных в реестр;
представляет в установленном порядке оператору Программы пакет документов по сделке на приобретение (строительство) жилья;
осуществляет оплату сделки в безналичном порядке через счета, открытые оператором Программы;
представляет оператору Программы документы, подтверждающие государственную регистрацию совершенной сделки;
содействует в проведении мониторинга реализации Программы.
7.5.2. Орган местного самоуправления муниципального района (городского округа):
определяет ответственного исполнителя по реализации мероприятий Программы на территории муниципального района (городского округа);
организует работу по информированию молодых семей об условиях и порядке участия в Программе;
осуществляет постановку на учет молодых семей на участие в Программе на территории муниципального района (городского округа);
осуществляет сбор, проверку достоверности сведений, предоставляемых кандидатами на участие в Программе;
формирует с учетом выделенных бюджетных средств и представляет на утверждение в Министерство культуры и молодежной политики Пермского края реестр участников Программы.
Приоритетными (в порядке значимости) категориями для включения в реестр являются:
многодетные молодые семьи, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий;
молодые семьи, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 19 сентября 2005 года;
молодые семьи, относящиеся к приоритетной категории, установленной представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления;
молодые семьи, имеющие одного и (или) более детей, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий;
Включение в реестр производится по дате постановки на учет с учетом приоритетности;
молодые семьи, состоящие на учете для участия в Программе, в которых на момент включения в реестр участников Программы хотя бы один из супругов достиг 30-летнего возраста, неполные семьи, состоящие из одного родителя и одного и (или) более несовершеннолетних детей, подавшие заявку для участия в Программе в возрасте до 30 лет, субсидируются за счет средств краевого бюджета;
формирует по мере образования экономии бюджетных средств и представляет на утверждение в Министерство культуры и молодежной политики Пермского края дополнительные реестры участников Программы, составленные в соответствии с условиями настоящей Программы;
перечисляет средства местного бюджета на накопительный счет участника Программы, открытый у оператора Программы;
осуществляет информационное, правовое и иное сопровождение участника Программы;
проводит мониторинг реализации Программы на территории муниципального района (городского округа);
принимает меры к взысканию с молодых семей бюджетных средств в установленном законом порядке.
7.5.3. Министерство культуры и молодежной политики Пермского края:
совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов организует на территории края работу по информированию молодых семьей об условиях и порядке участия в Программе;
на основе реестров участников Программы по муниципальным образованиям составляет, утверждает и ведет сводный реестр участников Программы по Пермскому краю;
составляет и ведет реестр операторов Программы, участвующих в реализации мероприятий Программы;
выдает свидетельства участникам Программы на получение субсидий в соответствии с утвержденными реестрами участников Программы по каждому муниципальному образованию;
ведет реестр выданных и оплаченных свидетельств участников Программы;
принимает к оплате свидетельства участников Программы по представлению операторов Программы;
осуществляет перечисления финансовых средств на накопительный счет участника Программы;
осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств областного и федерального бюджетов, направляемых на реализацию Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы на территории края.
7.5.4. Оператор Программы:
осуществляет первичный контроль сделок участников Программы по приобретению (строительству) жилья на соответствие условиям настоящей Программы на основе представляемых ими документов;
проводит расчетные операции по сделкам приобретения (строительства) жилья и кредитованию участников Программы на приобретение (строительство) жилья;
представляет в установленном порядке в Министерство культуры и молодежной политики Пермского края пакет документов к оплате субсидии;
открывает накопительные (блокированные от снятия) счета и зачисляет на них средства субсидии и собственные и (или) заемные средства участников Программы, осуществляет перечисление средств субсидий конечным получателям;
представляет в Министерство культуры и молодежной политики Пермского края документы, подтверждающие перечисление субсидии с накопительного счета участника Программы на текущий счет продавца (застройщика) жилья, не позднее чем через 35 дней с момента их перечисления комитетом на счет, открытый оператором Программы;
осуществляет возврат средств субсидий с накопительных (блокированных от снятия) счетов участников Программы в случае несоблюдения участниками Программы условий предоставления субсидий, а также в иных случаях, предусмотренных порядком предоставления субсидий молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.
7.6. При участии Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 (далее - Подпрограмма), субсидия на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам Подпрограммы предоставляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285:
7.6.1. Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
7.6.2. Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания (далее - субсидия).
7.6.3. Субсидия может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
7.6.4. Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, утвержденной нормативным актом губернатора края, по соответствующему муниципальному району и городскому округу, в котором молодая семья состоит на учете для участия в настоящей Программе. Средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра не должна превышать среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7.6.5. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 квадратных метра;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и (или) более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и (или) более детей), - 18 квадратных метров на каждого члена семьи;
условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
7.6.6. Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ,
где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - размер средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей
площади жилья, утвержденной нормативным актом губернатора, по
соответствующему муниципальному району и городскому округу;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии
с требованиями Подпрограммы.
7.6.7. Размер субсидии составляет:
35 % средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (10 % - софинансирование за счет средств федерального бюджета, не менее 25 % - за счет средств краевого и местных бюджетов), - для молодых семей, не имеющих детей;
40 % средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (10 % - софинансирование за счет средств федерального бюджета, не менее 30 % - за счет средств краевого и местных бюджетов), - для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка.
7.6.8. Размер субсидии, предоставляемой молодой семье, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
7.6.9. Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в целях принятия данной категории граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту приобретения жилья.
7.6.10. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
7.6.11. Жилое помещение, приобретаемое участником Программы, должно находиться на территории муниципального образования, из средств бюджета которого перечисляются субсидии.
7.6.12. Приоритетными (в порядке значимости) категориями для участия в Подпрограмме являются:
молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;
многодетные молодые семьи, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий;
молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 19 сентября 2005 года;
молодые семьи, относящиеся к приоритетной категории, установленной представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления;
молодые семьи, имеющие одного и (или) более детей, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Включение в список претендентов для участия в подпрограмме производится по дате постановки на учет с учетом приоритетности.
7.6.13. Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия из средств краевого и (или) местного бюджета в размере 5 % средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления. Настоящая выплата производится в случае рождения (усыновления) ребенка в период действия свидетельства.
7.6.14. В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство). Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия cвидетельства с даты его выдачи, указанной в cвидетельстве, составляет 6 месяцев.
7.6.15. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в Подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
7.6.16. Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
7.6.17. Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
7.6.18. Существуют особенности использования субсидии на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на строительство индивидуального жилья. Условием перечисления средств, предоставляемых в качестве субсидии, на банковский счет в банке является заключение молодой семьей кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья молодые семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
7.6.19. В случае, если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить свою жилищную проблему (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования индивидуального жилищного строительства) в установленный Подпрограммой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сдает свидетельство в орган, выдавший свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в Подпрограмме на условиях, определяемых в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
8. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы, целевым и эффективным использованием средств бюджета и иных источников осуществляется Законодательным Собранием Пермского края, Контрольно-счетной палатой Пермского края (области), Правительством Пермского края в соответствии с действующим законодательством.
9. Оценка эффективности социально-экономических последствий
реализации Программы
9.1. Важнейшими показателями оценки эффективности программных мероприятий являются:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, их доля в общей целевой группе;
общий объем средств бюджетов всех уровней, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей;
общий объем внебюджетных средств, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей;
площадь жилья, приобретенного (построенного) в рамках реализации Программы;
показатели рождаемости в молодых семьях.
9.2. В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие социально-экономические результаты:
создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
вовлечение дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников в жилищную сферу;
закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
решение жилищной проблемы не менее 7 300 семей;
общее количество приобретенного (построенного) жилья составит 394,2 тыс. кв. м.
9.3. Оценка эффективности реализации Программы изложена в таблице 3.
Перечень мероприятий Программы
Таблица 1
N |
Наименование мероприятий |
Исполнители/ участники |
Источник финансирования |
Сумма затрат (в ценах 2007 года), млн. рублей |
||||||||||||||
Всего 2007 - 2010 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||||||||||||||
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
1. Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы | ||||||||||||||||||
1.1 |
Разработка и реализация муниципальных программ "Обеспечение жильем молодых семей" |
Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) края |
Краевой бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по разделу |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Программы на приобретение (строительство) жилья | ||||||||||||||||||
2.1 |
Предоставление субсидий молодым семьям для приобретения (строительства) жилья, в том числе дополнительных субсидий при рождении (усыновлении) 1 ребенка |
Министерство культуры и молодежной политики края Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) края |
Федеральный бюджет (*) |
544 |
544 |
- |
97 |
97 |
- |
149 |
149 |
- |
149 |
149 |
- |
149 |
149 |
- |
Краевой бюджет |
1144 |
1144 |
- |
205 |
205 |
- |
313 |
313 |
- |
313 |
313 |
- |
313 |
313 |
- |
|||
Местный бюджет |
488 |
488 |
- |
86 |
86 |
- |
134 |
134 |
- |
134 |
134 |
- |
134 |
134 |
- |
|||
Внебюджетные средства |
3264 |
3264 |
- |
582 |
582 |
- |
894 |
894 |
- |
894 |
894 |
- |
894 |
894 |
- |
|||
|
Итого по разделу |
|
|
5440 |
5440 |
- |
970 |
970 |
- |
1490 |
1490 |
- |
1490 |
1490 |
- |
1490 |
1490 |
- |
3. Организационно-информационное обеспечение реализации Программы | ||||||||||||||||||
3.1 |
Проведение конкурса по отбору муниципальных районов (городских округов) края на участие в реализации Программы |
Министерство культуры и молодежной политики края |
Краевой бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по мероприятию |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.2 |
Разработка и внедрение системы информационной поддержки Программы в средствах массовой информации |
Министерство культуры и молодежной политики края Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) края |
Краевой бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по мероприятию |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.3 |
Формирование и утверждение реестра и списка претендентов на участие в Программе |
Министерство культуры и молодежной политики края Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) края |
Краевой бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по мероприятию |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.4 |
Проведение семинаров для специалистов, занятых в реализации Программы |
Министерство культуры и молодежной политики края |
Краевой бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по мероприятию |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.5 |
Формирование реестра операторов Программы |
Министерство культуры и молодежной политики края |
Краевой бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по мероприятию |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.6 |
Проведение мониторинга реализации Программы |
Министерство культуры и молодежной политики края Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) края |
Краевой бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по мероприятию |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого по разделу |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
(*) Средства федерального бюджета распределяются ежегодно на конкурсной основе.
Сводная таблица затрат по Программе
Таблица 2
N |
Наименование раздела |
Исполнители/ участники |
Источник финансирования |
Сумма затрат (в ценах 2007 года), млн. рублей |
||||||||||||||
Всего 2007 - 2010 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||||||||||||||
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
1 |
Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы |
Министерство культуры и молодежной политики края Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) края |
Краевой бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по разделу |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Программы на приобретение (строительство) жилья |
Министерство культуры и молодежной политики края Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) края |
Федеральный бюджет (*) |
544 |
544 |
- |
97 |
97 |
- |
149 |
149 |
- |
149 |
149 |
- |
149 |
149 |
- |
Краевой бюджет |
1144 |
1144 |
- |
205 |
205 |
- |
313 |
313 |
- |
313 |
313 |
- |
313 |
313 |
- |
|||
Местный бюджет |
488 |
488 |
- |
86 |
86 |
- |
134 |
134 |
- |
134 |
134 |
- |
134 |
134 |
- |
|||
Внебюджетные средства |
3264 |
3264 |
- |
582 |
582 |
- |
894 |
894 |
- |
894 |
894 |
- |
894 |
894 |
- |
|||
|
Итого по разделу |
|
|
5440 |
5440 |
- |
970 |
970 |
- |
1490 |
1490 |
- |
1490 |
1490 |
- |
1490 |
1490 |
- |
3. |
Организационно-информационное обеспечение реализации Программы |
Министерство культуры и молодежной политики края |
Краевой бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Местный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по разделу |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого по программе |
|
|
5440 |
5440 |
- |
970 |
970 |
- |
1490 |
1490 |
- |
1490 |
1490 |
- |
1490 |
1490 |
- |
(*) Средства федерального бюджета распределяются ежегодно на конкурсной основе.
Оценка эффективности реализации Программы
Таблица 3
N п/п |
Система показателей оценки эффективности |
Наименование мероприятия |
Значение показателей |
Целевое значение показателей на момент окончания действия Программы |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2007 - 2010 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, их доля от общей целевой группы |
Предоставление субсидий молодым семьям для приобретения (строительства) жилья, в том числе дополнительных субсидий при рождении (усыновлении) 1 ребенка |
Количество семей |
1300 |
2000 |
2000 |
2000 |
7300 семей |
|
Общий объем средств консолидированного бюджета, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей |
Предоставление субсидий молодым семьям для приобретения (строительства) жилья, в том числе дополнительных субсидий при рождении (усыновлении) 1 ребенка |
Млн. рублей |
388 |
596 |
596 |
596 |
2176 млн. рублей |
|
Общий объем внебюджетных средств, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей |
Предоставление субсидий молодым семьям для приобретения (строительства) жилья, в том числе дополнительных субсидий при рождении (усыновлении) 1 ребенка |
Млн. рублей |
582 |
894 |
894 |
894 |
3264 млн. рублей |
|
Площадь жилья, приобретенного (построенного) в рамках реализации Программы |
Предоставление субсидий молодым семьям для приобретения (строительства) жилья, в том числе дополнительных субсидий при рождении (усыновлении) 1 ребенка |
Кв. м |
70200 |
108000 |
108000 |
108000 |
394200 кв. м |
|
Рождаемость в молодых семьях |
Предоставление субсидий молодым семьям для приобретения (строительства) жилья, в том числе дополнительных субсидий при рождении (усыновлении) 1 ребенка |
Количество рожденных детей в семьях, улучшивших жилищные условия |
130 |
200 |
200 |
200 |
730 детей |
<< Статья 4 Статья 4 |
||
Содержание Закон Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.