Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 19 апреля 2007 г. N 166
Концепция
целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)"
Введение
Концепция целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)" (далее - Концепция) представляет собой комплекс целей, задач и приоритетов органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, являющихся субъектами туристской деятельности, по реализации государственной политики в сфере туризма на территории Пермского края.
Концепция разработана в соответствии с международным, федеральным областным и краевым законодательством, отражающим проблемы и задачи по обеспечению прав граждан на отдых (туризм), результатами и выводами исследования "Влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику в Российской Федерации", проведенного Всемирным советом по путешествиям и туризму совместно с Оксфордским центром прогнозирования, исследованиями Всемирной туристской организации (далее - ЮНВТО), анализом ежегодных статистических материалов о деятельности туристских фирм и коллективных средств размещения, на основании Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Закона Пермского края от 09.03.2006 N 2903-656 "О туризме и туристской деятельности", постановления Законодательного Собрания Пермской области от 18.09.2003 N 990 "О стратегии социально-экономического развития Пермской области", постановления Законодательного Собрания Пермской области от 17.02.2005 N 2086 "О концепции развития туризма в Пермской области на 2005 - 2010 годы", а также в соответствии с требованиями, установленными Законом Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах" и указом губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 "Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ".
Концепция разработана рабочей группой, сформированной согласно распоряжению губернатора Пермского края от 23.06.2006 N 236-р, в рамках реализации постановления Законодательного Собрания Пермской области от 26.01.2006 N 2841 "О проекте закона Пермского края "О туристской деятельности в Пермской области".
1. Описание проблемы, анализ причин сложившейся проблемной ситуации, возможные сценарии развития
1.1. Современное состояние туризма в мире и в Российской Федерации
Современный туризм превратился в мощную движущую силу глобализации общемирового социально-экономического развития. В 2004 году, по данным ЮНВТО, был зафиксирован рекордный уровень международных туристских прибытий - 760 млн., что составило прирост около 10 % по сравнению с предыдущим годом. В 2005 году объем туристских прибытий превысил 800 млн. Еще более успешным оказался 2006 год, установивший новый рекорд - 842 млн. прибытий, 4,5 % роста. В ближайшей перспективе, несмотря на наличие ряда угроз природного и общественного характера, прогнозируется дальнейший рост туристской активности.
Туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают соответствующие показатели других отраслей экономики. На долю международного туризма приходится 8 % общего объема мирового экспорта и 30 - 35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12 % мирового валового национального продукта.
Современная Россия занимает значительное место в международных туристских потоках, отличаясь, как и другие северные государства, преобладанием выездного туризма над въездным, превышением туристских расходов над доходами. Вместе с тем объемы въездного туризма явно не соответствуют ни имеющимся ресурсным возможностям, ни национальным социально-экономическим интересам. Одно из направлений развития связано с формированием новых ареалов и центров привлечения зарубежных туристских потоков.
По прогнозу ЮНВТО, к 2020 году Россия может войти в первую десятку самых популярных направлений туризма. Потенциал России согласно оценке экспертов позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год.
В 2003 году Российскую Федерацию посетило 22,5 млн. человек, из них с целью туризма - 3,2 млн. человек. Доля России в мировом потоке составляет 2,9 %.
Российский туризм - это преимущественно внутренний туризм. Огромные территориальные масштабы, обусловливающие разнообразие природных ландшафтов, историко-этнографические и социально-культурные различия, продолжают вызывать у населения высокий интерес к путешествиям по своей стране.
Специфика туристского развития России связана с существовавшей долгое время уникальной отечественной моделью социального туризма, когда путешествия и отдых населения рассматривались в качестве важных компонентов государственной политики. Богатый опыт организации туризма, санаторного лечения и отдыха в советский период, охватывающий подавляющее большинство населения страны, актуален и сегодня. Однако кардинальные изменения внутреннего туризма в последние годы происходят в большей степени стихийно, не всегда подкрепляясь организационно.
1.2. Оценка существующего состояния туризма и туристской инфраструктуры Пермского края
Пермский край обладает сложившимся многофункциональным туристско-рекреационным комплексом, потенциал которого в значительной мере еще не раскрыт. В настоящее время наибольшее распространение получили следующие формы туризма и рекреации.
Лечебный туризм традиционно является одной из главных форм туристско-рекреационной активности населения. Имея давнюю историю становления, развитую специализированную инфраструктуру, широкий рынок спроса как в регионе, так и за пределами Прикамья, он остается доступным широким массам населения лишь благодаря социальной поддержке. Максимальное число санаторно-курортных учреждений в 1991 году составляло 105 организаций (в том числе 21 санаторий и 84 санатория-профилактория), в настоящее время насчитывается 67 санаторно-курортных организаций (на 10078 мест). Вместе с тем снижение количества организаций не связано с сокращением потребностей у населения.
Оздоровительный туризм и рекреация охватывает# наиболее массовые потоки населения, которые не поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий. Обеспечивая удовлетворение первичных потребностей человека в физическом и эмоциональном восстановлении, оздоровительный туризм и отдых принимает# разнообразные конкретные формы, среди них: специализированные учреждения отдыха (дома отдыха, базы отдыха, туристские базы); детские оздоровительные лагеря; дачный отдых; пригородная рекреация и отдых в природной среде, сельский туризм.
Промыслово-заготовительная рекреация включает охоту, рыбалку и сбор дикорастущих ягод, грибов и трав. Пермский край расположен преимущественно в зоне средней и южной тайги, обладает высокой густотой речной сети, поэтому указанная форма рекреации относится к числу традиционных видов деятельности населения, не теряющей своей популярности. Для сельских жителей заготовительные работы - часть привычного образа жизни, в них участвует практически все население (составляющее около 700 тыс. человек). Примерно 35 % городского населения принимают участие в сборе дикорастущих ягод, грибов и трав, что составляет порядка 800 тыс. человек.
Активный (спортивный) туризм в общем виде объединяет различные виды деятельности вне постоянного места проживания, связанной с повышенной физической активностью. Наибольшую популярность на территории Прикамья получили водные маршруты на гребных и надувных судах - "сплавы". Немногочисленные экспертные оценки туристских потоков по рекам Прикамья позволяют говорить о десятках тысяч человек. Наличие в регионе крупных водоемов (Камское и Воткинское водохранилища) создает предпосылки для парусных путешествий. Широкое распространение получил спелеотуризм. Около семисот естественных полостей выдвигают этот ресурс на ведущие позиции. Среди классических видов спорта и отдыха, вызывающих массовые потоки, выделяются горные лыжи. В настоящее время в Прикамье насчитывается более двадцати горнолыжных баз, у организаторов наблюдается повышенный интерес к расширению их сети.
Познавательный туризм реализуется в виде экскурсий по историческим местам, а также посещений специализированных учреждений (музеев, галерей) и объектов культовой архитектуры. В Прикамье действует 140 музеев различных организационных форм. Крупнейший музейный комплекс региона - Пермский областной краеведческий музей, посещаемость которого оценивается в 282,8 тыс. человек ежегодно. Среди филиалов музея выделяются Пермская государственная художественная галерея, архитектурно-этнографический музей "Хохловка". Заметную роль на региональном туристском рынке играет Соликамский краеведческий музей. В последнее время отмечается появление концептуально новых музеев. Создаются виртуальный музей в г. Усолье, музей купечества в г. Кунгуре. Среди других музеев региона выделяются тематические: музей политических репрессий "Пермь-36" и музей истории реки Чусовой в Чусовском районе, создаваемый музей карста и спелеологии в г. Кунгуре.
Традиционно считается, что "визитной карточкой" Прикамья является Кунгурская ледяная пещера. Старейшая оборудованная для посещений пещера России принимает в последнее время около 90 тыс. человек ежегодно. Мировое научное и туристское значение Кунгурской ледяной пещеры подтверждается ведущимися в настоящее время работами по включению объекта в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Главный паломнический центр, значимость которого выходит далеко за пределы Пермского края, - монастырский комплекс на Белой Горе. Среди других центров паломничества можно назвать города Кунгур, Соликамск, д. Успенка.
Речные круизы представляют собой особую форму интеграции познавательного туризма и отдыха с использованием специальной инфраструктуры - круизного теплохода. Города Пермь и Чайковский выступают в качестве важных остановочных пунктов круизных линий Волжского бассейна. Существующие маршруты объединяются в две группы: вверх по Волге (Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург) и вниз по Волге (Астрахань, Ростов-на-Дону). Кроме того, устойчивый спрос наблюдается и на внутренний рейс Пермь - Чайковский. Ежегодно в круизы отправляются около 20 тыс. человек, прогулочные рейсы охватывают более 70 тыс. человек.
Деловой туризм - сегодня один из самых важных мотивов посещения Пермского края. Среди его видов в Прикамье выделяются бизнес-поездки (командировки) и конгрессно-выставочный туризм. Полюса притяжения бизнес-туристов - крупные промышленные центры: Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский. У многих предприятий и организаций Пермского края налажены устойчивые контакты с партнерами из других регионов России и стран мира. Город Пермь имеет несколько городов-побратимов в разных странах мира, осуществляет регулярные обмены делегациями. В Пермском крае нередко организуются различные конференции и форумы как регионального, так и международного масштаба. Ведется постоянная выставочная деятельность (выставочный центр "Пермская ярмарка").
Событийный туризм. Стимулом таких путешествий выступают культурные, спортивные и прочие зрелищные мероприятия (театральные фестивали "Арабеск" и "Дягилевские сезоны", Международный джазовый фестиваль, кинофестивали ("Флаэртиана"), фестиваль исторических городов Прикамья, спортивные соревнования (матчи футбольной команды "Амкар"), ралли "Уральский ухаб", "Небесная ярмарка Урала" (фестиваль воздухоплавания) и др.).
Досуг и развлечения ориентированы в основном на местное население, однако предоставляются услуги и прибывающим посетителям. По характеру экономической деятельности спортивные, культурные, развлекательные организации обычно включаются в индустрию туризма. Территориальная структура также опирается на города Пермского края.
Детский туризм, выделяемый на основе возрастного критерия, играет заметную роль в туристском движении. Специфика детского туризма обусловлена четко выраженной воспитательной ролью краеведения, благодаря чему его можно рассматривать как важный инструмент становления личности. Организационно путешествия школьников реализуются через учреждения дополнительного образования (станции детского и юношеского туризма и экскурсий). Кроме того, в настоящее время усиливается вклад общеобразовательных школ и общественных организаций.
Современный туристский рынок активно развивается. Средняя численность работников, занятых в туристской отрасли, составила в 2005 году 1127 человек. По итогам 2005 года в Прикамье насчитывалось 73 коллективных средства размещения туристов на 4418 мест, в том числе 59 гостиниц на 3669 мест. Среднегодовая загрузка средств размещения составила 50,5 % и колебалась в зависимости от сезона от 25 до 100 %. В объеме платных услуг по итогам 2005 года объем услуг в сфере туризма составил всего 4,7 % (в 2004 году - 5 %). При этом учитывались непосредственно туристско-экскурсионные услуги, а также санаторно-оздоровительные, услуги физической культуры и спорта, культуры. На долю туризма в общем выпуске товаров и услуг в 2005 году приходилось всего 0,32 % (в 2004 году - 0,34 %).
Поступления доходов в бюджет области от туристской деятельности крайне незначительны. В 2005 году обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды составили 7615,2 тыс. рублей, или 0,24 % от консолидированного бюджета области. На начало 2004 года только 38 из почти 300 фирм работали в сфере въездного и внутреннего туризма (туроператоры и турагенты). Объем туристско-экскурсионных услуг Прикамья составил 634,0 млн. рублей, санаторно-оздоровительных услуг - 300,0 млн. рублей. Общее число туристов, воспользовавшихся услугами туристских фирм, составило 589,2 тыс. человек, экскурсантов - 793 тыс. человек, в том числе въездной поток составил 58,1 тыс. человек (или 10 %), из которых 17577 человек - иностранные посетители.
Таким образом, выездной туризм в Пермском крае преобладает над въездным, что соответствует положению дел в России в целом.
С учетом многоотраслевой промышленной специализации, особенностей географического положения и недавней "закрытости" региона развитие туризма для Пермского края в первом приближении видится как возможность реализовать рекреационные потребности населения с наименьшими затратами времени и средств, а также как инструмент формирования привлекательного имиджа. Однако для ряда административных районов Пермского края, обладающих уникальными ресурсами, в том числе и мирового значения, туризм приобретает значение перспективной отрасли местной экономики.
Оптимистичный сценарий развития туризма возможен при достижении соответствия уровня развития туристской индустрии уровню имеющегося туристского потенциала путем объединения усилий органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех заинтересованных организаций, а также отдельных граждан. При этом возможны следующие положительные последствия:
создание новых рабочих мест;
увеличение доходов предприятий, населения, бюджета территории;
возрождение местных культурных ценностей, развитие народного творчества, традиций, обычаев, народных ремесел;
оживление местной культурной жизни;
повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию и другие товары местного производства;
повышение привлекательности Пермского края;
охрана и восстановление местных памятников культуры;
осознание обществом проблем окружающей среды и необходимости ее защиты;
стимулирование развития смежных отраслей;
расширение объемов регионального экспорта;
совершенствование инфраструктуры, системы коммунальных объектов и служб, а также здравоохранения, безопасности и правопорядка;
дополнительные возможности для подготовки квалифицированных специалистов;
создание новых форм досуга, которыми могут воспользоваться как местные жители, так и туристы;
новые подходы к землепользованию.
2. Актуальность проблемы, обоснование необходимости и преимуществ решения проблемы программно-целевым методом
2.1. Значение туризма для современного регионального развития
Цель развития туризма в нормативных документах Российской Федерации формулируется как создание конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей России и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.
Задачи, которые способна решать туристская сфера, можно объединить в три блока:
Социальный блок, где выделяются два направления:
а) всестороннее развитие личности за счет удовлетворения рекреационных, познавательных, спортивных, коммуникативных, эстетических и других потребностей населения;
б) повышение качества жизни населения за счет модернизации сферы бытового и культурного обслуживания, благоустройства среды, повышения емкости рынка труда и т.д.
Экономический блок, где основной эффект развития туризма достигается за счет формирования дополнительного объема платежеспособного потребительского спроса, влекущего за собой повышение доходов территории и распределение их по разным секторам хозяйства и среди населения.
Ресурсный блок, где также можно выделить два направления:
а) обеспечение эффективного использования регионального потенциала, поскольку туризм способен вовлекать ресурсы, представляющие минимальный интерес для других отраслей хозяйства, а также отличается редким свойством сосуществования с другими формами экономической деятельности;
б) создание и развитие нового информационного ресурса Пермского края, отражающего степень привлекательности для жизни людей и производственно-деловой активности.
Роль туризма для регионального развития оценивается через эффект мультипликатора. 1 рубль вложений приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта. В среднем поступления от туриста# распределяются в пропорции 20:80. Меньшая поступает туристским операторам и агентствам, большая по множеству каналов - во все сферы бизнеса, соучаствующие в обслуживании туристов: пассажирский транспорт, торговлю, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевую и легкую промышленность.
Величина стимулирующего эффекта для регионального развития будет тем больше, чем выше диверсификация экономики, в частности наличие предприятий потребительской ориентации.
Туристская активность тесно взаимосвязана с экономикой, политикой, общественной жизнью, культурой, спортом, образованием, природопользованием. Выделяются две основные роли туризма: социальная роль, влияющая на развитие человеческого потенциала территории путем восстановления здоровья населения, а также предоставления широких возможностей для индивидуального совершенствования личности; экономическая роль, проявляющаяся в привлечении на территорию нового потребителя местных товаров и услуг, расходы которого распределяются среди различных предприятий и населения.
Специфика туризма как экономической сферы определяется существованием устойчивых взаимосвязей между предприятиями самых разных отраслей хозяйства, то есть тем, что в экономико-географических исследованиях получило название межотраслевого комплекса. Воздействуя на определенные "точки" этого комплекса, можно создавать экономические стимулы к развитию видов деятельности, не относящихся напрямую к туризму (строительство, торговля, транспорт).
Организованный туризм главным образом относится к сфере деятельности частного бизнеса. Необходимость административного вмешательства обусловлена выполнением ряда функций, среди которых выделяются такие, как организующая (создание стимулов туристского развития), координирующая (согласование интересов участников рынка), информирующая (маркетинг территории), контролирующая (обеспечение рационального ресурсопользования и качественного предоставления услуг).
Стимулирование развития туризма, являющееся главным приоритетом регулирования, возможно лишь при тесной координации действий субъектов туристского рынка и различных структур территориального управления.
2.2. Программно-целевой метод в решении проблемы
Учитывая сложность и многогранность проблемы, предлагается использовать программно-целевой метод, который базируется на диверсификации задач и поэтапном разрешении проблем путем разработки мероприятий для решения каждой из поставленных задач. При этом основополагающими являются формирование системы реальных экономических показателей роста и определение источников привлечения инвестиций на территории края в соответствии с тенденциями развития российской и мировой конъюнктуры туристского рынка.
В Стратегии социально-экономического развития Пермской области, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 18.09.2003 N 990, обозначено, что "Пермская область обладает высоким туристско-экскурсионным потенциалом и многочисленными достопримечательностями, способными вызвать интерес на всероссийском и международном уровнях". Необходима постановка новой стратегической задачи - увеличение благосостояния населения Пермского края путем стимулирования экономического роста. Благоприятное воздействие индустрии туризма и путешествий на все секторы экономики и на население, создание полноценного руководства этим воздействием будет способствовать получению положительных результатов не только для туристов, но и для жителей тех мест, где расположены туристские объекты, и в целом для природной, социальной и культурной среды Пермского края.
Программа "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)" (далее - Программа) направлена на увеличение роли туризма в социально-экономическом развитии Пермского края путем совершенствования инфраструктуры, формирования индустрии гостеприимства, продвижения туристского продукта Пермского края на российский и международный туристские рынки, совершенствования научно-исследовательского и кадрового обеспечения отрасли.
Необходимость разработки Программы обусловлена:
сочетанием общекраевых мероприятий с конкретными мероприятиями по реализации тех или иных проектов на уровне муниципальных образований;
обеспечением принципа этапности и межведомственной координации при организации и проведении мероприятий.
Туристская индустрия - многоотраслевой комплекс, функционирование которого регулируется различными разделами права: международным, гражданским, транспортным, таможенным, земельным, налоговым, лицензионным, природоохранным, защиты прав потребителей и т.д. Поэтому решение проблем, препятствующих развитию отрасли, требует взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации необходимых для развития туризма ресурсов.
Таким образом, воздействовать на складывающуюся в Пермском крае ситуацию в сфере развития туризма возможно программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели в решении данной проблемы.
Разработка Программы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников на реализацию целей, задач и мероприятий по обеспечению развития туризма на территории Пермского края.
3. Основные цели и задачи Программы, приоритеты и целевые показатели
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного развития туризма как познавательного и оздоровительного вида деятельности и как эффективной отрасли экономики в Пермском крае.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих приоритетных задач:
создание благоприятных и стимулирующих условий для развития туристской индустрии и туристской инфраструктуры;
создание условий для привлечения инвестиций в туристскую отрасль Пермского края и развития предпринимательства в сфере туризма;
информационно-рекламное обеспечение туристской отрасли;
кадровое обеспечение развивающегося туристского комплекса Пермского края;
создание эффективной системы координации туристской сферы и управления туристской отраслью экономики;
научно-исследовательское обеспечение туризма и туристской индустрии;
развитие нормативной правовой базы туризма.
Целевые показатели целесообразно определять на стадии разработки конкретных программных мероприятий для регулярного мониторинга ситуации.
4. Структура Программы
Система программных мероприятий состоит из двух блоков: общесистемные мероприятия государственной политики и мероприятия развития отдельных видов туризма.
Общесистемные мероприятия государственной политики в области туризма включают в себя следующие направления:
совершенствование нормативной правовой базы: эффективное регулирование туристской деятельности на территории Пермского края; создание стимулирующих условий для развития внутреннего и въездного туризма;
оценка эффективности существующей нормативной правовой базы на региональном и муниципальном уровне и ее совершенствование;
организация туристской деятельности и управление развитием туризма в Пермском крае: обеспечение координации деятельности структур, способствующих развитию отрасли; территориальная организация туризма; придание процессу развития туризма целенаправленного приоритетного планового характера; налаживание статистического учета и организация мониторинга состояния сферы туризма Пермского края, создание базы данных хозяйствующих субъектов туристской инфраструктуры;
маркетинг и рекламно-информационное обеспечение развития туризма: целенаправленное формирование имиджа Пермского края как региона, благоприятного для туризма, исследование туристско-рекреационных потребностей, создание и активное продвижение регионального туристского продукта на российском и мировом туристских рынках; совершенствование системы информационного обеспечения туристской деятельности, создание информационных туристских центров;
развитие ресурсного туристского потенциала и туристской инфраструктуры: сохранение и восстановление объектов природного и историко-культурного наследия, создание благоустроенных туристско-рекреационных зон, содействие развитию туристской инфраструктуры, транспортной сети Пермского края;
развитие гостиничной и ресторанной инфраструктуры, соответствующей в том числе и международным стандартам;
развитие предпринимательства и инвестирование туристской отрасли: стимулирование развития предпринимательства в сфере туризма; повышение инвестиционной привлекательности туристской отрасли Пермского края; подготовка бизнес-предложений для инвесторов; привлечение российских и иностранных инвестиций; подготовка, разработка и внедрение механизма государственной поддержки по инвестиционным проектам, направленным на развитие туристской индустрии;
кадровое обеспечение развития въездного и внутреннего туризма: создание многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма и туристской индустрии; координация направлений образования в соответствии с условиями краевой специфики туристской отрасли; повышение качества предоставляемых услуг в сфере туризма;
научное обеспечение развития въездного и внутреннего туризма: исследование основных особенностей региона как основы формирования туристской стратегии, изучение ресурсного туристского потенциала Пермского края, инвентаризация туристских ресурсов, анализ форм и уровня туристско-рекреационного освоения Пермского края, изучение территориальной организации туризма, организация научно-исследовательских работ на территории муниципальных образований; анализ и прогноз тенденций развития туристского рынка.
Второй блок программы включает в себя реализацию мероприятий развития отдельных видов туризма: культурно-познавательного и событийного, делового и активного (спортивного), круизного и лечебного, детского, сельского, паломнического и других, а также видов рекреации и туристского досуга населения Пермского края. В этот блок входят конкретные мероприятия развития туристской индустрии.
4.1. Разработка и совершенствование нормативной правовой базы развития туризма
Нормативно-правовое регулирование развития туризма предполагает разработку новых и внесение изменений в действующие нормативные акты в части обеспечения прав граждан на безопасный отдых, улучшения условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере туризма, а также принятие муниципальных нормативных правовых актов в развитие и исполнение Программы.
К подготовке нормативных правовых актов будут привлекаться квалифицированные эксперты для проведения правового, организационного и экономического обоснования механизмов стимулирования развития въездного и внутреннего туризма в Пермском крае.
4.2. Организация туристской деятельности и управление развитием туризма
Совершенствование организации туристской деятельности и управления развитием туризма в Пермском крае осуществляется посредством:
создания системы обеспечения координирующего воздействия на развитие туристской отрасли;
формирования сбалансированной территориальной организации туризма;
формирования сети муниципальных туристских центров, курирующих вопросы мониторинга состояния туристской индустрии на местах, для решения вопросов развития въездного и внутреннего туризма на территории муниципальных образований Пермского края;
создания Координационного совета по развитию въездного и внутреннего туризма в Пермском крае, формируемого из представителей органов государственной власти, муниципальных образований, общественных туристских организаций Пермского края;
содействия созданию некоммерческих партнерств, общественных организаций в сфере туризма и туристской индустрии;
создания комплексной системы безопасности в сфере туризма;
организации взаимодействия с правительствами соседних областей Урала и Западной Сибири и туристскими организациями данных регионов на предмет организации туристских маршрутов, охватывающих данный регион.
4.3. Маркетинг и рекламно-информационное обеспечение развития туризма
В целях выявления наиболее выгодных сегментов потребительского спроса на рынке въездного и внутреннего туризма и подготовки бизнес-планов в сфере въездного и внутреннего туризма необходимо проведение маркетинговых исследований. Четкое представление о запросах в отношении отдыха позволит максимально удовлетворить потребности прибывающих в Пермский край туристов и сформировать благоприятный имидж, что важно при выходе на международный и российский туристские рынки.
Стратегия внедрения регионального туристского продукта на внешний рынок и интенсификации маркетинговых усилий на внутрироссийском и муждународном туристских рынках предполагает:
разработку и выпуск рекламно-информационной продукции: туристских карт, справочников, событийных календарей, видеопрезентаций, документальных фильмов о туристском потенциале Пермского края и другой продукции на русском и иностранных языках;
подготовку и публикацию материалов о туристской индустрии, достопримечательностях и туристских маршрутах Пермского края в российских и зарубежных средствах массовой информации, выпуск рекламно-информационных теле- и радиопередач;
открытие и постоянную актуализацию туристских интернет-ресурсов;
разработку концепции имиджа Пермского края как территории, благоприятной для туризма, и узнаваемого логотипа Пермского края; разработку и создание сувенирной продукции, предназначенной для формирования уникального образа Пермского края;
формирование информационной системы отрасли: создание и осуществление деятельности туристского информационного центра, а также информационных центров в зонах приоритетного развития туризма; создание банка данных об объектах туристской индустрии и туристских ресурсах Пермского края; создание интерактивной карты планирования туристских маршрутов; подготовку проекта по созданию единой системы бронирования туристских услуг;
проведение мероприятий по продвижению туристского продукта Пермского края на российских и международных туристских выставках и ярмарках, в том числе работу объединенных стендов предприятий; развитие выставочной деятельности в Пермском крае: проведение международной туристской выставки "Туризм. Отдых и развлечения" в выставочном центре "Пермская ярмарка";
организацию рекламных кампаний в России и за рубежом (проведение рекламных туров, презентаций, формирование экспозиций с использованием сувенирной продукции и символики региона и др.);
обеспечение торговых представительств Российской Федерации за рубежом рекламно-информационной продукцией о туризме в Пермском крае;
проведение туристских фестивалей, слетов, крупных знаковых мероприятий, направленных на популяризацию внутреннего и въездного туризма;
развитие межрегионального и международного сотрудничества с целью увеличения туристских потоков в Пермский край и создания совместных туристских продуктов.
В целях формирования нового общественного сознания и воспитания атмосферы гостеприимства по отношению к туристам необходимо проведение открытых семинаров, размещение информации просветительского характера в печатных изданиях и выступления в средствах массовой информации, а также формирование партнерских отношений между административными, деловыми кругами и местным сообществом по реализации крупных туристских проектов.
4.4. Содействие развитию материальной базы туризма
Формирование конкурентоспособного туристского продукта в первую очередь зависит от состояния объектов показа и туристской инфраструктуры Пермского края. В целях содействия развитию материальной базы туристской инфраструктуры въездного и внутреннего туризма предполагается осуществить следующий комплекс мероприятий:
разработку проекта по созданию основных туристско-рекреационных зон на территории Пермского края и программы их развития;
реставрацию объектов историко-культурного наследия;
строительство и реконструкцию гостиничных комплексов и иных средств размещения;
строительство и реконструкцию туристских комплексов, спортивно-оздоровительных центров, объектов рекреации;
разработку и организацию туристских маршрутов на территории Пермского края, в том числе маршрутов выходного дня, экскурсионных, водных туристских маршрутов и др.; создание системы ориентирования туристов: установку информационных знаков, указателей и надписей;
подготовку предложений по созданию инфраструктуры для функционирования туристских объектов, в том числе по строительству и реконструкции дорог, подводу электроэнергии и т.д.;
подготовку предложений по созданию системы санитарных зон на территории Пермского края и рекомендаций для органов местного самоуправления по ее внедрению;
стимулирование инвестиционной активности; работа с потенциальными инвесторами и содействие в реализации крупных инвестиционных проектов в сфере туризма и туристской деятельности;
организационно-методическое содействие в подготовке и экспертизе инвестиционных проектов по строительству и реконструкции объектов туристской инфраструктуры; создание информационного банка бизнес-идей по развитию внутреннего и въездного туризма;
продвижение инвестиционных проектов (бизнес-планов) на российском и международном уровнях.
4.5. Кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма
Кадровое обеспечение развития въездного и внутреннего туризма в Пермском крае включает следующий комплекс мероприятий:
подготовку перечня профессий, необходимых для обеспечения туристско-рекреационного комплекса Пермского края специалистами; содействие становлению системы профессиональной ориентации школьников и получению ими первичных навыков будущей профессии в сфере туризма;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, необходимых для развития въездного и внутреннего туризма (экскурсоводов и гидов-переводчиков, аниматоров и др.);
проведение краевых олимпиад среди студентов вузов по PR-проектам, направленным на формирование положительного туристского имиджа Пермского края, на разработку тематических маршрутов и т.д.; проведение конкурсов среди выпускников вузов на лучший дипломный проект, направленный на развитие въездного туризма в Пермском крае;
развитие системы стажировки за рубежом пермских студентов и преподавателей в области туризма, а также привлечение иностранных специалистов по туризму к проведению курсов повышения квалификации для представителей пермской туристской индустрии;
организацию и проведение семинаров, конференций, круглых столов с участием работников туристской индустрии; проведение научно-практических конференций по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, правовым и иным аспектам туристской деятельности;
проведение конкурсов на статус лучших предприятий туристской индустрии, а также конкурсов профессионального мастерства среди работников инфраструктуры туризма;
организацию научно-исследовательских работ, в том числе географических, экономических, социологических, экологических исследований в сфере туризма Пермского края; анализ и прогноз конъюнктуры рынка туристских услуг;
подготовку и издание справочно-информационной, методической литературы для обеспечения деятельности в сфере туризма; создание библиотечного и методического фонда по краеведению и туризму; разработку организационно-методического обеспечения функционирования системы управления устойчивым развитием туризма в Пермском крае;
проведение научных и научно-практических конференций международного российского, регионального и муниципального уровня, издание сборников научных трудов, монографий и учебных пособий, освещающих вопросы развития туризма и туристского сервиса.
5. Период действия и основные этапы реализации Программы
Период действия Программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)" рассчитан на 2008 - 2012 годы.
Первый этап реализации Программы (2008 - 2009 годы) включает подготовку и начало осуществления системы программных мероприятий:
проведение маркетинговых исследований по изучению рынка туристских услуг России и Пермского края, анализ спроса и предложения, определение приоритетных видов туризма, определение территорий, приоритетных для развития туризма;
совершенствование организации управления отраслью, маркетинг пермского туристского продукта, разработка планов проектно-сметной документации развития туристской инфраструктуры, начало реализации инвестиционных проектов, формирование спроса, а также принятие нормативных правовых актов.
Второй этап (2010 - 2012 годы) - завершение реализации системы программных мероприятий и развитие материальной базы туризма в соответствии с разработанным на первом этапе инвестиционным планом; привлечение инвестиций на развитие материальной базы туристской индустрии, реализация инвестиционных проектов, подготовка кадров и другие мероприятия.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные критерии и методы оценки ее эффективности
Реализация программных мероприятий позволит создать правовые, экономические и организационные условия для развития туризма в Пермском крае и на этой основе укрепить доходные базы краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований, удовлетворить потребности населения Пермского края, российских и зарубежных граждан в туристско-рекреационных услугах.
Главный социальный эффект Программы состоит в создании предпосылок для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям.
Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство территорий муниципальных образований, производство сувенирной продукции, подготовка и переподготовка кадров.
Выполнение Программы будет способствовать экономическому развитию Пермского края, формированию его социально-культурного облика, содействовать повышению жизненного уровня населения.
Об увеличении доли туризма в экономике Пермского края могут свидетельствовать следующие показатели:
доля туризма и туристской индустрии в валовом региональном продукте, %;
доля занятых в сфере туризма и туристской индустрии в общей численности экономически активного населения края, %;
доля туризма в общем объеме налоговых поступлений, %.
В Программе необходимо предусмотреть поиск показателей с помощью исследовательских приемов, которые позволят оценивать туристский поток в соответствии с международными статистическими подходами. В связи с этим потребуется анализ следующих показателей, полученных по данным пермских туристских агентств:
количество туристских прибытий в Пермский край: отечественных; иностранных: из стран СНГ, из дальнего зарубежья;
продолжительность пребывания туристов в Пермском крае:
для экскурсантов (однодневных поездок), час;
для туристов (посещений - пребываний), сутки.
Источник: туристские агентства Пермского края
количество внутрирегиональных туристских поездок (внутренняя туристская активность жителей Пермского края):
экскурсантов (однодневные поездки);
туристов (поездки более чем на одни сутки);
количество туристских отбытий из Пермского края: в регионы Российской Федерации; в зарубежные страны;
объем туристских доходов в Пермском крае:
от иностранных туристов (поступления от международного туризма);
от отечественных туристов:
от жителей Пермского края;
от туристов из других регионов Российской Федерации;
объем туристских расходов жителей Пермского края:
международные туристские расходы;
расходы туристов, выезжающих в другие регионы Российской Федерации.
Оценка показателей может быть произведена на основании статистических данных в разрезе индикаторов развития туризма:
численность иностранных граждан, прибывших в Пермский край, чел.;
Источник: паспортно-визовая служба
число гостиниц и аналогичных средств размещения, ед.;
Источник: Пермьстат
число специализированных средств размещения, ед.;
Источник: Пермьстат
среднесписочная численность работников организаций культуры, туризма и отдыха, тыс. человек: гостиничное хозяйство; оздоровительные учреждения и организации отдыха; туризм; культура и искусство; физическая культура и спорт;
Источник: Пермьстат, Министерство социального развития Пермского края
расходы пермских домохозяйств:
на внутренние туристские поездки, тыс. рублей;
на туристские поездки в другие регионы Российской Федерации, тыс. рублей;
международные туристские расходы, тыс. рублей;
Источник: Пермьстат
количество проданных путевок в территории:
Пермский край, ед.
Субъекты Российской Федерации, ед.
Страны СНГ, ед.
Дальнее зарубежье
Источник: туристские агентства Пермского края
платные услуги населению, тыс. рублей: туристские; санаторно-оздоровительные; услуги гостиниц и аналогичных средств размещения; услуги физической культуры и спорта; услуги культуры;
Источник: Пермьстат
индексы потребительских цен на услуги в сфере культуры, туризма и отдыха (декабрь к декабрю предыдущего года, %): услуги гостиниц и других мест проживания; общественное питание.
Источник: Пермьстат
экскурсионные услуги;
пассажирский транспорт, ед;
Источник: туристские агентства Пермского края
основные туристские ресурсы, ед.: музеи, театры, цирки, памятники истории и культуры, памятники природы, зоопарки, спортивные сооружения.
Источник: Пермьстат.
На стадии разработки Программы будет представлена существующая динамика показателей развития туризма, характеризующих Пермский край.
Количественные прогнозные показатели будут определены на стадии разработки Программы при более точном расчете планируемых мероприятий.
Мониторинг результативности Программы осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным указом губернатора области от 27.06.2003 N 122 "Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ".
7. Организационные, финансовые, научно-технические и другие условия, необходимые для реализации Программы
Государственный заказчик - координатор Программы - Правительство Пермского края.
Исполнители Программы - исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, являющиеся получателями бюджетных средств, с которыми исполнители заключают на конкурсной основе государственные контракты (договоры) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Участники Программы - организации и учреждения различных форм собственности, организационно-правовых форм, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края на очередной финансовый год отдельной строкой.
На исполнение приоритетных мероприятий Программы дополнительно планируется привлечь средства федерального бюджета, предусмотренные на развитие туристско-рекреационных зон в субъектах Российской Федерации.
Финансовые ресурсы на реализацию мероприятий Программы будут передаваться муниципальным образованиям на условиях софинансирования.
Для реализации мероприятий Программы будут привлечены общественные туристские организации, а также представители туристского бизнеса, осуществляющие деятельность по развитию внутреннего и въездного туризма. В рамках работы над Программой предстоит создать систему поддержки развития туристской отрасли на уровне органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.
С учетом существующей потребности в научном и экспертном сопровождении реализации и корректировки Программы в проект Программы будут заложены средства на эти цели.
8. Обоснование необходимости и целесообразности использования бюджетных средств
Согласно Закону Пермского края от 09.03.2006 N 2903-656 "О туризме и туристской деятельности" государственная поддержка развития туризма и туристской деятельности осуществляется за счет средств бюджета Пермского края. Необходимость использования бюджетных средств обусловлена постановкой целей и задач по государственному регулированию в сфере туризма.
9. Оценка вероятных последствий принятия и реализации Программы применительно к проблемной ситуации
К вероятным последствиям принятия и реализации Программы относится создание эффективной системы государственной поддержки развития туризма в Пермском крае, разработка механизмов стимулирования внутриотраслевой динамики и влияния туризма на социально-экономическое развитие Пермского края.
В результате для реализации цели Программы будут созданы:
эффективная система управления процессами в сфере туризма и туристского сервиса; усовершенствован механизм межведомственного и межсекторного взаимодействия и координации всех видов ресурсов в сфере туризма;
современная нормативная база, адекватная цели и задачам Программы;
условия для формирования сбалансированного туристско-рекреационного комплекса, развитой туристской индустрии и инфраструктуры;
эффективная кадровая политика и научно-методическое обеспечение в сфере регионального туризма, адекватная цели и задачам Программы;
стратегия регионального маркетинга и рекламно-информационного обеспечения развития туризма; выделены проблемные целевые группы, территории и управляемые факторы, влияющие на положение дел в сфере туризма, в том числе приоритетные сегменты въездного и внутреннего туризма, наиболее перспективные с точки зрения развития и формирования спроса.
В итоге это позволит обеспечить динамичное развитие въездного и внутреннего туризма в Пермском крае, привлечь внимание общественности к проблемам развития туристской отрасли.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 19 апреля 2007 г. N 166 "О концепции целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.