Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Пермской области
от 7 октября 2004 г. N 1617-327
Областная целевая программа
"Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004 - 2010 годы"
12 мая 2006 г.
Законом Пермского края от 12 мая 2006 г. N 2989-670 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт программы
1 | Наименование Программы | Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы |
|||||
2 | Государственный заказчик Программы |
Администрация Пермской области | |||||
3 | Разработчик Программы | Открытое акционерное общество "Научно- исследовательский и проектный институт экономики, организации управления производством и информации по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности" (ОАО "НИПИЭИлеспром", г. Москва) Общество с ограниченной ответственностью "Бауман Инновейшн" (г. Москва) |
|||||
4 | Руководитель Программы | Заместитель губернатора области, курирующий вопросы лесопромышленного комплекса |
|||||
5 | Исполнители Программы | Главное управление природопользования Пермской области Дорожный комитет Пермской области |
|||||
6 | Участники Программы | Главное управление экономики Пермской области Департамент промышленности и науки Пермской области |
|||||
7 | Цель Программы | Повышение доходов населения Пермской области, рост качества жизни и развитие лесных территорий Пермской области в результате роста конкурентоспособности лесопромышленного комплекса Пермской области |
|||||
8 | Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2004-2010 годы, в том числе: первый этап - 2004-2006 годы; второй этап - 2007-2010 годы |
|||||
9 | Общая стоимость Программы с расшифровкой по источникам финансирования |
Общая потребность в финансовом обеспечении на реализацию Программы - 22720,5 млн. рублей в том числе: собственные и заемные средства предприятий ЛПК - 22178,0 млн. рублей; федеральный бюджет - 171,0 млн. рублей; бюджет области, всего - 371,5 млн. рублей, в том числе: дорожное хозяйство - 299,5 млн. рублей,из них: дорожный фонд - 23,1 млн. руб.; бюджет содействия инвестициям - 4,0 млн. руб.; текущие расходы - 68,0 млн. рублей |
|||||
10 | Контроль за реализацией Программы |
Законодательное Собрание Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области, главное управление финансов и налоговой политики Пермской области |
|||||
11 | Ожидаемые результаты реализации Программы | ||||||
Наименование показателей | Ед. изме- рения |
2000 г. (отчет) |
2002 г. (отчет) |
2005 г. | Прогноз 2010 г. | ||
Производство основных видов лесобумажной продукции | |||||||
Вывозка древесины с учетом всех видов рубок, всего |
тыс. м3 | 5092,0 | 4150,2 | 6200,0 | 9288,0 | ||
Пиломатериалы | тыс. м3 | 571,2 | 402,1 | 720,0 | 1712,0 | ||
Шпалы широкой колеи | тыс. шт. |
326,9 | 171,5 | 350,0 | 1000,0 | ||
Фанера клееная | тыс. м3 | 114,1 | 131,05 | 140,0 | 310,0 | ||
Древесностружечные плиты | тыс. м3 | 228,5 | 236,25 | 250,0 | 620,0 | ||
Плиты средней плотности (МДФ) | тыс. м3 | - | - | 50,0 | 150 | ||
Древесноволокнистые плиты, твердые |
млн. м2 | 12,4 | 12,7 | 20,0 | 30,0 | ||
Целлюлоза по варке | тыс. т | 186,3 | 225,0 | 351,0 | 453,0 | ||
Целлюлоза товарная | тыс. т | - | - | - | 100,0 | ||
Древесная масса | тыс. т | 358,5 | 390,0 | 490,0 | 580,0 | ||
Бумага | тыс. т | 520,1 | 570,6 | 610,0 | 890,0 | ||
в том числе газетная | тыс. т | 419,5 | 472,8 | 480,0 | 520,0 | ||
Картон | тыс. т | 68,3 | 97,0 | 140,0 | 145,0 | ||
Мебель (в ценах 2002 г.) | млн. рублей |
144,0 | 158,7 | 485,0 | 900,0 | ||
Экономические показатели | |||||||
Товарная продукция (в ценах 2002 г.) |
млн. руб. |
11044,0 | 11206,6 | 13650,0 | 23475,0 | ||
Прибыль (в ценах 2002 г.) | млн. руб. |
2320,5 | 1231,7 | 1620,0 | 3995,3 | ||
Рентабельность производства | % | 16,5 | 10,9 | 12,0 | 20,5 | ||
Стоимость основных промышленно-производственных фондов |
млн. руб. |
6265,0 | 6352,0 | 8664,0 | 14824,0 | ||
Численность промышленно- производственного персонала |
тыс. чел. |
38,6 | 37,2 | 39,3 | 41,9 | ||
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
1478,0 | 1150,0 | 2718,1 | 3805,0 | ||
в том числе: на социальные мероприятия |
- | - | 13,0 | 32,0 | |||
на экологические мероприятия | - | - | 60,0 | 80,0 |
1. Содержание проблемы
Пермская область по лесосырьевому и промышленному потенциалу относится к ведущим регионам России. По объему продукции лесопромышленного производства за последние годы (11,2 млрд. рублей в 2002 году) Пермская область занимает 6-е место среди регионов Российской Федерации, при этом по выпуску бумаги Пермская область занимает 2-е место, по производству картона - 6-е, по производству деловой древесины - 11-е, по производству пиломатериалов - 10-е, по производству клееной фанеры - 5-е, по производству целлюлозы - 7-е.
Тем не менее в настоящее время лесопромышленный комплекс (далее - ЛПК) в Пермской области не занимает существенного места в общей структуре промышленного производства - на него приходится от 8 до 8,5 % общего объема товарной продукции.
Лесные ресурсы Пермской области составляют 1,1 % общей площади лесного фонда России и 1,4 % лесов, пригодных для эксплуатации. В численном выражении общий запас лесов составляет 1190,4 млн. м3, в том числе возможных для эксплуатации 708,4 млн. м3, расчетная лесосека - 12,25 млн. м3. Дополнительный лесосырьевой потенциал от рубок промежуточного пользования оценивается в 1,3-1,5 млн. м3.
Однако эти ресурсы используются в незначительной степени: за период 1990 - 2002 годов вывозка древесины уменьшилась в области почти в семь раз.
В силу сложившейся технологии основных деревоперерабатывающих производств 20 % (995 тыс. м3) от заготавливаемого в области сырья (4990 тыс. м3) остается невостребованным (и еще примерно 10,5 % от общего объема заготавливаемой в области древесины уходит в отходы). Одновременно в область завозится до 1000 тыс. м3 древесины (до 25% от ликвидной по области) на нужды в основном фанерного и целлюлозно-бумажного производств.
Следовательно, первую проблему ЛПК Пермской области можно сформулировать следующим образом - дисбаланс между структурой потребления и структурой производства древесного сырья в Пермской области.
Рентабельность производства продукции ЛПК в 2002 году составила 10,9 %. Более высокорентабельными являлись предприятия целлюлозно-бумажной промышленности (23,7 %). Удельный вес нерентабельно работающих предприятий в ЛПК от 60 до 46 %. Лесозаготовительная промышленность является убыточной практически полностью.
Размеры и источники инвестиций в ЛПК Пермской области свидетельствуют, что преобладающая часть инвестиций в 1999 - 2000 годах направлялась в целлюлозно-бумажную промышленность: 88,9 % - в 1999 году и 86,0 % - в 2002 году.
Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий (прибыль и амортизация), на долю которых приходится до 90 %. В основном инвестиции направлялись на частичную замену устаревшего оборудования. Из-за низкой инвестиционной деятельности уровень износа основных производственных фондов составляет в лесозаготовительной промышленности 63 %.
Таким образом, можно сформулировать вторую проблему ЛПК Пермской области - нерентабельность большинства предприятий ЛПК в сочетании с высокой степенью изношенности производственного оборудования и отсутствием собственных финансовых ресурсов и возможностей для займа внешних финансовых ресурсов для инвестиций в обновление производственных фондов, что в перспективе приведет к прекращению их деятельности.
Основной объем производимой в Пермской области лесобумажной продукции идет на экспорт за ее пределы и за пределы страны: в 2002 году доля Пермской области в российском экспорте ЛПК составила около 4 %, в том числе по газетной бумаге - 23,0 %, фанере клееной - 8,7 %, пиломатериалам - 1,5 % и круглым лесоматериалам - 0,46 %.
Крупнейшими экспортерами в ЛПК области являются ОАО "Соликамскбумпром" - 2,5 млрд. рублей, ЗАО "Пермский фанерный комбинат" - 0,7 млрд. рублей и ОАО "ЦБК Кама" - 0,4 млрд. рублей. На долю этих предприятий приходится около 80 % всей валютной выручки ЛПК.
При этом внутренний рынок Пермской области используется не в полной мере: в частности, мебели в 2002 году выпущено на сумму 160,0 млн. рублей, что составляет на душу населения только 57,0 рублей. Это один из самых низких показателей в Приволжском федеральном округе. В то же время в области куплено мебели на 525 млн. рублей, или в 3,3 раза больше, чем произведено собственными предприятиями. На душу населения продажа мебели составила 220 рублей. По этому показателю область находится на ведущих позициях в федеральном округе.
Подобная же ситуация складывается и на других быстрорастущих рынках лесобумажной продукции (офисная и гигиеническая бумага, высококачественный упаковочный картон и упаковочная бумага, плитная продукция для мебельного производства).
При этом в цепочке создания стоимости лесобумажной продукции наиболее высокая добавленная стоимость создается именно на конечных этапах производства - производство плит, мебельное производство, специальные виды бумаги и т.п.
Для создания и развития лесопромышленных производств в Пермской области существуют развитая химическая промышленность, выпускающая химикаты для нужд ЛПК, машиностроение, способное полностью обеспечить производство мебели фурнитурой, и т.д.
Это позволяет сформулировать третью проблему - несмотря на значительный внутриобластной спрос, наличие местного сырья и полуфабрикатов для переработки, в Пермской области продукция с высокой добавленной стоимостью практически не производится.
Анализируя ситуацию в ЛПК, следует обратить внимание и на следующий факт: предприятия ЛПК области размещены крайне неравномерно. Основные объемы производства концентрируются в районах, имеющих крупные лесоперерабатывающие предприятия. Лидерами являются г. Соликамск и Соликамский район, на долю которых приходится 44,3 % всей лесобумажной продукции, далее следует г. Краснокамск - 27,6 %, Нытвенский район - 12,5 % и г. Пермь - 6,4 %. В то же время наиболее богатые лесом Чердынский и Красновишерский районы, вместе взятые, имеют в выпуске продукции ЛПК области только 3,1 %. Кроме того, значительные лесные ресурсы Коми-Пермяцкого автономного округа также используются лишь в незначительной степени.
Причины этого - неразвитость инфраструктуры (прежде всего дорожной) и низкая концентрация трудовых ресурсов в районах, богатых лесом. В тех же районах, где сконцентрированы основные трудовые ресурсы и производственные мощности, лесные ресурсы уже истощены многолетним использованием. Поэтому четвертая проблема ЛПК формулируется так - значительные лесные ресурсы Пермской области не могут быть в полной мере использованы из-за недостаточного уровня развития транспортной инфраструктуры и нехватки трудовых ресурсов в богатых лесом районах области.
Вместе с тем внедрение современных методов лесного хозяйства и развитие лесовосстановительной инфраструктуры в Пермской области в стратегической перспективе может обеспечить восстановление лесных ресурсов в местах концентрации деревоперерабатывающей промышленности.
Анализ состояния развития малого бизнеса в ЛПК показывает, что его доля незначительна и в настоящее время не оказывает существенного влияния на экономику области. В 2000 - 2002 годах в ЛПК функционировало до 400 малых предприятий, в том числе в лесозаготовительной промышленности - 167 ед., в деревообрабатывающей промышленности - 205 ед., из них 87 лесопильных малых предприятий, или 42,4 % от общего числа лесоперерабатывающих предприятий.
Сектору малого предпринимательства в ЛПК, как правило, свойственны слабая техническая оснащенность, ограниченность собственных ресурсов, повышенный риск, слабая социальная защищенность работников малых предприятий и высокий уровень производственного травматизма.
Пятая проблема: недостаточное развитие в Пермской области малых предприятий, занимающихся производством мебели и других продуктов глубокой переработки древесины, производством высококачественных пиломатериалов и стройматериалов из дерева, а также эффективными лесозаготовками и лесным хозяйством.
За период проведения рыночных реформ в ЛПК Пермской области выявлены проблемы социального характера:
низкие доходы работников;
несоответствие современных характеристик качества жизни работников лесного сектора экономики и среды его обитания общепринятым стандартам;
недостаточное развитие социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры населенных пунктов лесопромышленных предприятий;
не учитываются в полном объеме долговременные интересы местного населения лесных районов.
За период с 1990 по 2002 годы в целом численность персонала в ЛПК области уменьшилась на 44 %, в большей мере она снизилась в лесозаготовительной промышленности - на 56,2 %, в деревообрабатывающей промышленности - на 38,3 %, в целлюлозно-бумажной промышленности - на 7,6 %.
Среднемесячная заработная плата в ЛПК области составила в 2002 году 3152 рубля, что ниже, чем в целом по ЛПК Российской Федерации. Наиболее значительное отставание по заработной плате наблюдается в лесозаготовительной промышленности. На рабочих местах с условиями, не отвечающими санитарно-гигиеническим нормам, занято 29,3 % всех работающих в ЛПК.
Шестая проблема: непривлекательные условия труда на большинстве лесозаготовительных предприятий (недостаточный уровень заработной платы, неразвитая социальная инфраструктура территорий) провоцируют отток кадров и препятствуют привлечению новых работников в отрасль.
Учет тенденций развития ведущих мировых лесопромышленных кластеров "*" и рынков лесобумажной продукции обозначают еще одну проблему областного ЛПК для решения ее в перспективе.
Седьмая проблема: отсутствие на территории Пермской области признанных пермскими предприятиями центров компетенции в области технологий и инноваций в ЛПК, что затрудняет передачу новых технологий в лесные отрасли. Проблема обостряется слабым развитием на территории Пермской области сети учреждений высшего профессионального образования, готовящих кадры для ЛПК.
"*" Кластер - сообщество предприятий, учреждений, фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
2. Стратегическая перспектива ЛПК Пермской области
В стратегической перспективе в Пермской области существует значительная вероятность потенциального истощения минерально-сырьевой базы.
В отличие от нефти и других минеральных ресурсов лес является восстановимым природным ресурсом, что позволяет назвать развитие ЛПК приоритетным направлением для обеспечения долгосрочного экономического развития Пермской области.
С учетом этого перед ЛПК области может быть поставлена задача: к 2050 году обеспечить замещение потерь областного бюджета в результате истощения минерально-сырьевой базы и выйти на уровень налоговых отчислений не менее 20 млрд. рублей в год (в ценах 2004 года).
Решение вышеназванной задачи может быть обеспечено реализацией таких направлений, как внедрение технологических процессов глубокой переработки древесины, существенное увеличение производства перспективных видов лесобумажной продукции с наиболее высокой долей добавленной стоимости (мебельное и плитное производство, потребительские виды бумаги - офисная, гигиеническая, упаковочная и т.п.), развитие производства оборудования и специальных услуг, повышение эффективности работы всех отраслей ЛПК.
Учитывая, что для решения данной задачи в Пермской области потребуется инвестировать в развитие ЛПК не менее 22 млрд. рублей за период с 2004 по 2010 год, что невозможно сделать в рамках финансирования из областного бюджета или собственных средств предприятий, действия администрации Пермской области должны быть направлены на повышение инвестиционной привлекательности областного ЛПК и привлечение инвестиций как в существующие предприятия, так и в создание новых лесопромышленных предприятий.
Повышение конкурентоспособности ЛПК имеет особенное значение для процесса интеграции Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом, так как лесные ресурсы являются основным ресурсом для экономического развития округа.
Поскольку основные рынки лесобумажной продукции значительно удалены от Пермской области, повышение конкурентоспособности областного ЛПК возможно только при условии создания устойчивых конкурентных преимуществ в таких сферах, как качество продукции, разработка и вывод на рынок новых продуктов и дополнительных услуг для потребителей.
3. Цель и задачи Программы
Цель Программы:
Повышение доходов населения Пермской области, рост качества жизни и развитие лесных территорий Пермской области в результате роста конкурентоспособности областного ЛПК.
Задачи Программы:
1. Повышение конкурентоспособности существующих и создание новых конкурентоспособных предприятий, активно работающих как на внутриобластном и межрегиональном рынках России, так и на внешних рынках стран СНГ и дальнего зарубежья, по направлениям:
диверсификация промышленного производства и развитие новых производств/новых видов услуг по направлениям: перспективные виды бумажной продукции (гигиеническая бумага, офисная бумага для печати и письма, упаковочная бумага и т.п.); продукция лесной химии; мебельное производство и строительно-отделочные материалы из дерева, а также другие потребительские товары из древесины; оборудование для ЛПК; услуги в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и инжиниринга; другие специализированные услуги для ЛПК;
создание в Пермской области конкурентоспособных предприятий, осуществляющих заготовку и первичную переработку лесной продукции на основе современных эффективных и ресурсосберегающих методов ведения лесного хозяйства, что позволит обеспечивать лесоперерабатывающие предприятия области высококачественной продукцией с одновременным снижением издержек перерабатывающих предприятий;
привлечение внешних инвестиций в развитие существующих и создание новых лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств, а также в производство лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования и комплектующих для него.
2. Развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития в малонаселенных районах Пермской области.
3. Создание в Пермской области лидирующих в России центров компетенций в области технологий, используемых в лесных кластерах (лесное хозяйство, современные методы лесозаготовок и переработки древесины, производство современного конкурентоспособного оборудования и т.п.), содействие эффективному внедрению технологий на предприятиях, стимулирование инноваций в лесном кластере и создание центров подготовки квалифицированных кадров для предприятий лесопромышленного кластера.
Ожидаемый результат:
До 2010 года Пермская область должна войти в число трех ведущих российских регионов по объему производства лесопромышленной продукции в денежном выражении, который должен составить не менее 25 млрд. рублей (в ценах 2004 года).
Влияние на экономику и социальную сферу области:
повышение доходов областного и местных бюджетов в результате роста прибыльности предприятий, заработной платы, поступлений земельного налога и других выплат за пользование лесными ресурсами;
развитие инфраструктуры в лесных районах Пермской области;
рост занятости населения, его доходов и улучшение условий труда на предприятиях лесного комплекса;
повышение конкурентоспособности отраслей промышленности, взаимосвязанных с ЛПК (строительство, производство стройматериалов, полиграфическая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, транспорт и логистика).
4. Приоритеты Программы
1. Конкурентоспособность ЛПК области:
повышение конкурентоспособности существующих предприятий в результате улучшения условий для ведения бизнеса;
развитие сети конкурентоспособных поставщиков для основных лесопромышленных предприятий области;
стимулирование создания новых конкурентоспособных предприятий в ЛПК.
2. Эффективность ЛПК области:
наиболее полное и эффективное использование лесных ресурсов;
углубление кооперации и интеграции с другими отраслями промышленности (химической, энергетической, биофармацевтической, машиностроительной и т.п.);
оказание государственной поддержки предприятиям, которые могут стать конкурентоспособными на рынках России, СНГ и зарубежных стран.
3. Социальная ответственность:
сохранение действующих и создание новых рабочих мест в ЛПК;
улучшение условий труда и экологической безопасности;
решение социальных проблем населенных пунктов, имеющих высокую концентрацию лесопромышленных производств.
5. Система мероприятий Программы
Законом Пермского края от 12 мая 2006 г. N 2989-670 в пункт 5.1 раздела 5 настоящей программы внесены изменения
5.1. Совместные действия администрации Пермской области и бизнеса по развитию ЛПК.
5.1.1. Создание условий для привлечения в лесопромышленный кластер иностранных и российских инвестиций.
Задачи, которые ставятся в Программе, требуют привлечения существенных инвестиций в Пермскую область, в том числе в переработку древесного сырья. В настоящее время основные инвестиции в ЛПК осуществляются крупнейшими перерабатывающими предприятиями области, прежде всего ОАО "Соликамскбумпром". В перспективе необходимо диверсифицировать ассортимент продукции ЛПК, прежде всего новые плитные и целлюлозно-бумажные производства, что требует привлечения значительных иностранных и российских инвестиций.
На первом этапе реализации Программы (2004 - 2006 годы) основными инициативами являются:
5.1.1.1. Подготовка инвестиционных площадок для привлечения инвестиций в создание новых производственных мощностей по переработке древесины (под подготовкой инвестиционных площадок понимаются действия по разработке НИР или НИОКР предпроектной или проектной документации, по выбору площадки под строительство конкретного объекта, согласования документации и места предполагаемого строительства с надзорными территориальными и областными органами, получение согласия органов местного самоуправления на данное строительство).
Реализация данных мероприятий требует привлечения внешних инвестиций для строительства и ввода в эксплуатацию на территории области:
не менее одного нового целлюлозно-бумажного производства, специализирующегося на выпуске видов бумаги, имеющих значительный рыночный потенциал;
не менее двух новых производств плитной продукции.
С этой целью будет подготовлено не менее двух потенциальных инвестиционных площадок для размещения целлюлозно-бумажного производства и не менее четырех потенциальных инвестиционных площадок для размещения плитного производства.
Наиболее вероятные места размещения инвестиционных площадок и основные действия по подготовке инвестиционных площадок и их продвижению для потенциальных инвесторов приведены в приложении 1 к Программе.
Общая стоимость работ по подготовке инвестиционных площадок составляет 7 млн. рублей в 2004 - 2005 годах.
Помимо подготовки указанных выше инвестиционных площадок, важным инструментом развития территорий является подготовка инвестиционных площадок по инициативе администраций муниципальных образований, предназначенных для размещения производств среднего и небольшого масштаба (мебельное производство, производство строительных и пиломатериалов и т.п.).
5.1.1.2. Создание условий для привлечения иностранных и российских инвестиций в лесопромышленный кластер, продвижение инвестиционных площадок.
Создание условий для привлечения иностранных и российских инвестиций в лесопромышленный кластер включает в себя следующие направления деятельности:
постоянное повышение инвестиционной привлекательности Пермской области в соответствии с основными результатами аудита международной конкурентоспособности Пермской области;
подготовка инвестиционных площадок;
продвижение инвестиционных площадок (подготовка информационных бюллетеней для потенциальных инвесторов, рекламирование инвестиционных площадок, разработка нормативной правовой базы, типографские услуги по тиражированию инвестиционных предложений и информационных бюллетеней, услуги СМИ по тематике Программы, консультационные и консалтинговые услуги).
Потребность в финансировании работ по продвижению инвестиционных площадок составляет 5 млн. рублей в 2004-2005 годах и 10 млн. рублей в 2006 - 2010 годах (приложение 1 к Программе).
5.1.1.3. Достижение договоренностей о внутриобластных и внутрикластерных инвестициях.
Конкурентоспособные предприятия Пермской области обладают определенными финансовыми ресурсами, которые могут быть проинвестированы в лесопромышленный кластер. Приоритетность областных инвесторов определяется знанием специфики Пермской области, дающим им возможность эффективно контролировать сохранность и возврат собственных вложений. При этом наибольшая доля добавленной стоимости продукции остается в области в виде налоговых поступлений в местные и областной бюджеты.
В рамках достижения договоренностей администрация Пермской области будет оказывать содействие предприятиям ЛПК во взаимодействии с федеральными структурами по повышению конкурентоспособности предприятий лесопромышленного кластера.
5.1.1.4. На втором этапе реализации Программы (2006 - 2010 годы) основным мероприятием является организация работы консультативного органа по развитию ЛПК.
Для управления процессом реализации Программы организуется консультативный орган по развитию лесопромышленного кластера, функции и состав которого определяются указом губернатора Пермской области.
Одной из основных задач этого органа является разработка системы привлечения инвестиций в областной ЛПК (приложение 2 к Программе).
5.1.2. Стимулирование малого предпринимательства в лесопромышленном комплексе.
5.1.2.1. Включение малого предпринимательства в сфере ЛПК в список приоритетов для пермских областных фондов.
Несмотря на высокую концентрацию финансовых ресурсов в Пермской области, для малых и средних предприятий в ЛПК получение кредитов и другие формы привлечения инвестиционных ресурсов являются практически недоступными. Причиной тому является слабое развитие финансовой инфраструктуры в области и важнейшего ее элемента - банковского сектора (по сравнению с близкорасположенными регионами).
По этим причинам предоставление кредитов и других возможностей привлечения инвестиционных ресурсов (гарантии по кредитам и т.п.) малым и средним предприятиям ЛПК должно являться одним из приоритетных направлений для организаций областной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (венчурного фонда, фонда поддержки малого предпринимательства и т.д.).
5.1.2.2. Налоговые льготы и другие формы поддержки для малых предприятий в ЛПК, инвестирующих в новое производство или качественное развитие существующего производства.
Основным барьером для развития малого и среднего предпринимательства в ЛПК Пермской области является дефицит инвестиционных ресурсов для создания новых производств и развития существующих. В связи с чем необходимо:
предоставить максимально допускаемые законодательством Российской Федерации и Пермской области налоговые льготы для малых и средних предприятий ЛПК, инвестирующих в обновление лесопромышленного оборудования, на полный срок окупаемости инвестиций;
развивать возможности для получения малыми и средними предприятиями ЛПК производственного оборудования (лесозаготовительного, деревообрабатывающего, транспортного и т.п.) в лизинг.
5.1.2.3. Разработка специальных программ для поддержки предпринимателей в ЛПК (2006 - 2010 годы).
По опыту стран, достигших наибольшего успеха в стимулировании деятельности малого бизнеса в лесной и деревообрабатывающей промышленности (Финляндия и другие скандинавские страны, Германия, Италия и т.п.), важную роль для возникновения малых предприятий и их последующего развития играют специальные программы поддержки, включающие:
обучающие программы для предпринимателей;
программы консультативной поддержки в таких сферах, как анализ рынка и другие маркетинговые задачи, юридические вопросы, финансовое планирование и привлечение инвестиций, технологическая и инновационная стратегия предприятия и т.п.;
кредитование на льготных/упрощенных условиях;
льготные условия предоставления недвижимости в аренду;
специальные программы по подбору и обучению персонала;
установление и развитие международных связей.
На разработку и реализацию обучающих программ для предпринимателей планируется выделение 11 млн. рублей с 2006 по 2009 годы, на подготовку остальных мероприятий - 17 млн. рублей с 2006 по 2010 годы.
Привлечение специалистов для разработки и реализации образовательных и специальных программ в ЛПК для поддержки предпринимателей осуществляется на конкурсной основе.
5.1.3. Развитие лесопромышленного кластера (2006 - 2010 годы).
Эффективность работы ЛПК области зависит от его взаимосвязей как с предприятиями различных отраслей самого ЛПК, так и с предприятиями, организациями других отраслей экономики или сфер деятельности.
В этом аспекте должно быть реализовано:
5.1.3.1. Развитие системы производственной кооперации между предприятиями лесного комплекса, производителями оборудования и компаниями, предоставляющими сервисную поддержку (строительные, образовательные и т.д.).
Мероприятие реализуется исполнителями Программы при участии департамента промышленности и науки Пермской области.
5.1.3.2. Содействие созданию машиностроительных производственных мощностей по выпуску и ремонту комплектного технологического оборудования.
В настоящее время предприятия, выпускающие лесозаготовительную технику и деревообрабатывающее оборудование, неконкурентоспособны. Повышение их конкурентоспособности является одним из приоритетов Программы. Мероприятия по привлечению инвестиций реализуются исполнителями Программы и департаментом промышленности и науки Пермской области.
5.2. Действия администрации Пермской области по развитию ЛПК Пермской области.
5.2.1. Развитие инфраструктуры в Пермской области.
Одной из проблем развития ЛПК Пермской области является недостаточное качество транспортной инфраструктуры (прежде всего, автодорог), особенно в северных районах области. С учетом этого наиболее важными действиями являются:
5.2.1.1. Развитие дорожной инфраструктуры на севере области (2004 - 2010 годы).
На строительство автодорог, финансируемое из областного бюджета, запланированы средства в объеме 299,5 млн. рублей.
5.2.1.2. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в Перми и Пермской области.
Город Пермь является важнейшим транспортным узлом Пермской области и одним из важнейших транспортных узлов Российской Федерации. При этом необходимая инфраструктура (складские помещения, подъездные пути, специальные предприятия, оказывающие транспортные, экспедиторские, логистические услуги и т.п.) требует дополнительного развития.
Важным направлением развития транспортно-логистической инфраструктуры в Перми и в Пермской области является также повышение эффективности использования водной инфраструктуры Пермской области. Учитывая, что значительная часть лесозаготовительных предприятий Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа расположены в бассейне реки Камы и ее притоков - Колва, Вишера, Коса, развитие водного транспорта леса позволит увеличить объемы поставок древесины потребителям северных и центральных районов области из труднодоступных лесных массивов верховьев реки Камы.
У сплавных и лесозаготовительных предприятий имеются возможности осуществлять поставку леса водой в объеме до 1,5 млн. м3. Для этого необходимо решить вопросы кредитования лесозаготовителей на создание межсезонных запасов древесины, вывезенной к водным путям, а также на развитие предприятий, осуществляющих транспортировку древесины водным путем.
Кроме того, повышение эффективности водной инфраструктуры позволяет обеспечить альтернативные, более дешевые маршруты экспорта готовой лесобумажной продукции из Пермской области.
Вместе с тем использование водного транспорта имеет свои недостатки и ограничения, прежде всего связанные с ярко выраженной сезонностью, поэтому необходимо развивать авто- и железнодорожную транспортную инфраструктуру.
5.2.2. Внедрение эффективных методов лесозаготовок и ведения лесного хозяйства в Пермской области и сертификация лесного хозяйства Пермской области по международным стандартам.
Для того, чтобы обеспечить наиболее глубокую переработку древесины и наиболее эффективное использование лесных ресурсов Пермской области, устойчивое снабжение сырьем и снижение издержек деревообрабатывающих предприятий Пермской области и более благоприятные условия для сбыта лесобумажной продукции, производимой в области, на зарубежных рынках, где придается большое внимание соблюдению экологических норм при заготовке и переработке леса, в рамках Программы необходимо осуществить ряд мероприятий по повышению эффективности лесозаготовок и сертификации лесного хозяйства в области:
5.2.2.1. Создание условий максимального благоприятствования для инвестиций в современные технологии лесозаготовки и обновление лесозаготовительного оборудования (2004-2005 годы).
При использовании наиболее распространенных в Пермской области технологий в цепочке создания стоимости звено "лесозаготовки" находится на пределе рентабельности. Применение современных способов лесозаготовки с высоким уровнем механизации позволяет существенно повысить прибыльность лесозаготовки и поднять престижность этой профессии. Кроме того, лесозаготовительное производство становится более прибыльным при осуществлении первичной переработки древесины (в том числе производство качественных пиломатериалов и их сушку), что также требует соответствующего оборудования.
Таким образом, создание условий максимального благоприятствования для инвестиций в обновление оборудования лесозаготовительных предприятий для более эффективной заготовки и первичной переработки леса позволит:
повысить прибыльность лесозаготовительных предприятий;
повысить заработную плату, улучшить условия труда для персонала предприятий, решить проблему кадров для лесозаготовительных предприятий;
повысить отчисления в областной и местные бюджеты в результате роста налогооблагаемой базы;
обеспечить бесперебойное снабжение лесоперерабатывающих предприятий области сырьем.
В качестве условий максимального благоприятствования рассматриваются:
максимально возможное в соответствии с федеральным законодательством снижение налога на прибыль на срок окупаемости оборудования;
максимально возможное в соответствии с федеральным законодательством снижение земельного налога и налога на имущество;
инвестиционные налоговые кредиты, предусмотренные федеральным и областным законодательством;
гарантии по привлеченным внешним инвестициям, предусмотренные областным законодательством;
приоритет в получении кредитов и грантов из специализированных фондов;
содействие в установлении контактов с внешними инвесторами;
подготовка в профессиональных учебных заведениях Пермской области (прежде всего - на севере области) соответствующих высококвалифицированных рабочих и специалистов, способных эксплуатировать современное лесозаготовительное оборудование и обслуживать его.
5.2.2.2. Сертификация лесного хозяйства в Пермской области по международным стандартам (2006 - 2010 годы).
На мировых рынках лесобумажной продукции предпочтение потребителей отдается товарам, произведенным с применением экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
В ходе реализации Программы администрация Пермской области оказывает содействие лесопромышленным предприятиям по полной сертификации лесов области по одному из международных стандартов (предпочтительно по стандарту FSC).
На сертификацию лесного хозяйства по международным стандартам в Программе предусматривается выделение средств в размере 12 млн. рублей.
5.2.3. Повышение технологического и инновационного потенциала ЛПК Пермской области.
Мероприятия по повышению потенциала областного ЛПК связаны с:
5.2.3.1. организацией для руководителей предприятий семинаров по актуальным вопросам технологий и инноваций в лесном комплексе (2005-2006 годы);
5.2.3.2. реализацией научной и образовательной политики в ЛПК (2005 - 2010 годы);
5.2.3.3. разработкой программы сотрудничества одного из вузов Пермской области и одного из финских институтов, имеющего опыт в подготовке кадров и научных исследованиях для ЛПК Финляндии (2005 - 2010 годы);
5.2.3.4. созданием совместного исследовательского центра по лесной промышленности при одном из НИИ области с участием областных проектных организаций лесного профиля (2006 - 2010 годы).
На мероприятия по повышению технологического и инновационного потенциала лесопромышленного кластера из областного бюджета выделяется 10 млн. рублей с 2005 по 2010 годы.
5.3. Действия бизнеса по развитию лесопромышленного комплекса региона, поддерживаемые органами государственной власти Пермской области (2005 - 2010 годы).
Предприятия ЛПК Пермской области самостоятельно осуществляют:
5.3.1. Кооперацию и интеграцию лесопромышленных (деревообрабатывающих, лесозаготовительных, перерабатывающих) предприятий.
5.3.2. Развитие новых видов бизнеса.
5.3.3. Повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса (снижение издержек производства, увеличение степени переработки древесины, использование древесных отходов, создание совместных маркетинговых центров и другие инициативы в области маркетинга, разработка планов стратегического развития).
Предприятия, реализующие указанные действия, получают государственную поддержку в приоритетном порядке.
5.4. Действия бизнеса по охране окружающей среды (2004 - 2010 годы).
По выбросам в атмосферу доля предприятий ЛПК незначительна - 0,9 % от общих промышленных выбросов, а сброс сточных вод в водоемы составляет 5 % от соответствующих показателей по области. При мощности очистных сооружений на предприятиях ЛПК 286,8 млн. м3 в год проходит очистку 99 млн. м3, т.е. загрузка их составляет 34,5 %.
Таким образом, на действующих предприятиях есть большие резервы снижения загрязнения окружающей среды за счет повышения эффективности работы и загрузки имеющихся очистных сооружений.
Мероприятия по охране окружающей среды представлены в таблице 1.
Таблица 1
Мероприятия по охране окружающей среды
Содержание мероприятий |
Предприятие ЛПК |
Затраты на внедрение, млн. рублей |
Результаты внедрения |
Целлюлозно-бумажная промышленность | |||
Реконструкция очистных сооружений с переводом на двухступенчатую биологическую очистку |
ОАО "Соликамскбумпром" | 100,0 | Обеспечение экологически безопасного уровня сбросов загрязняющих веществ в водоем |
Строительство второй очереди очистных сооружений |
ОАО "Вишерский ЦБК" | 11,52 | Обеспечение экологически безопасного уровня сбросов загрязняющих веществ в водоем |
Реконструкция промывных отделов с увеличением степени отбора щелоков до 95% |
ОАО "Соликамскбумпром" ОАО "ЦБК Кама" ОАО "Вишерский ЦБК" |
90,0 100,0 50,0 |
Снижение нагрузки на очистные сооружения, повышение эффективности очистки |
Внедрение установок по анаэробной очистке конденсатов выпарных цехов |
ОАО "Соликамскбумпром" ОАО "ЦБК Кама" |
20,0 20,0 |
Снижение нагрузки на очистные сооружения, повышение эффективности очистки |
Создание систем локальной очистки оборотных вод БДМ и ДМП |
ОАО "Соликамскбумпром" | 10,0 | Снижение нагрузки на очистные сооружения, повышение эффективности очистки |
Перевод энергетических котлов и производственных установок (цех по выпуску порошкообразных концентратов, по обжигу извести) с мазута на природный газ |
ОАО "Соликамскбумпром" ОАО "Вишерский ЦБК" |
20,0 18,0 |
Снижение сернистых выбросов в атмосферу |
Строительство установки для очистки газовых выбросов от сернистого газа и аммиака |
ОАО "Пермский ЦБК" | 10,0 | Снижение сернистых выбросов в атмосферу |
Деревообрабатывающая промышленность | |||
Внедрение установок по очистке сточных вод от смол, клея, растворителей |
ОАО "Лесстром" ОАО "Пермский ДСК" ЗАО "Пермский фанерный комбинат" ЗАО "ДОК", п. Сарс |
0,21 на установку |
Сброс в водоемы нормативно- очищенных сточных вод |
Установка циклонов современной конструкции для очистки выбросов в атмосферу от пыли |
ОАО "Лесстром" ЗАО "Пермский фанерный комбинат" ЗАО "ДОК", п. Сарс |
0,27 на установку |
Повышение степени очистки от пыли до 98% |
Использование нетоксичных связующих в производствах ДСП и фанеры |
ОАО "Лесстром" ЗАО "Пермский фанерный комбинат" ЗАО "ДОК", п. Сарс |
- | Прекращение выбросов в атмосферу токсичных веществ |
Использование нетоксичных лакокрасочных материалов и водоразбавляемых лаков в производствах мебели |
Мебельные предприятия Пермской области |
- | Прекращение выбросов в атмосферу токсичных веществ |
Выполнение природоохранных мероприятий на вновь создаваемых производствах, дополнительные мероприятия по модернизации действующих очистных сооружений, по оснащению предприятий современными локальными установками по очистке сточных вод и пылегазовых выбросов даже при увеличении объемов производства продукции химико-механической и химической переработки древесины позволят улучшить основные показатели по воздействию предприятий ЛПК на окружающую среду: сброс сточных вод снизится на 12,5 %, выбросы в атмосферу на 20 %.
Инвестиции на указанные мероприятия составляют 385,0 млн. рублей (собственные и заемные средства).
Законом Пермского края от 12 мая 2006 г. N 2989-670 в пункт 5.5 раздела 5 настоящей программы внесены изменения
5.5. Программные мероприятия в производственно-технической сфере лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004 - 2010 годы
млн. рублей в ценах 2002 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель | Всего на период действия Программы |
Капитальные и текущие расходы по годам реализации Программы |
Ожидаемые результаты |
||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Федеральный бюджет (капитальные расходы) | |||||||||||
1 | Создание новых мощностей по лесопилению, производству фанеры и древесного угля в г. Гремячинске |
Администрация г. Гремячинска |
171,0 | - | 16,0 | 30,0 | 30,0 | 40,0 | 40,0 | 15,0 | Ввод мощностей по производству 30,0 тыс. м3 пиломатериа- лов, 60,0 тыс. м3 фанеры и 2 тыс. т/год древесного угля. Создание в КУБ 50 рабочих мест |
Областной бюджет (бюджет содействия инвестициям "*" и текущие расходы) | |||||||||||
2. | Реализация программных мероприятий: |
72,0 | 4,0 бюджет содей- ствия инвес- тициям |
8,0 теку- щие расхо- ды |
12,0 теку- щие расхо- ды |
12,0 теку- щие расхо- ды |
12,0 теку- щие расхо- ды |
12,0 теку- щие расхо- ды |
12,0 теку- щие расхо- ды |
||
Подготовка инвестиционных площадок: -Добрянский ЦБК (кор-ка ТЭО ) -Строит-во фан.к-та (разработка ТЭО) -Горнозаводский ЛДК -Сарсинский ДОЗ. Программа развития малого лесного бизнеса Разработка Программы развития ЛПК Пермского края Мониторинг показателей Программы Космический мониторинг состояния лесфонда Создание банка данных по лесосырьевой базе для подготовки инвестиционных площадок |
Главное управление природопользо- вания Пермской области (Департамент промышлен- ности и природополь- зова-ния Пермской области) |
17,0 7,1 2,0 0,7 2,3 1,0 0,5 0,2 2,0 1,2 |
3,0 - - 0,7 2,3 - - - - - |
4,0 2,8 - - - - - - - 1,2 |
10,0 4,3 2,0 - - 1,0 0,5 0,2 2,0 - |
- - - - - - - - - - |
- - - - - - - - - - |
- - - - - - - - - - |
- - - - - - - - - - |
||
Продвижение инвестиционных площадок: -создание и актуализация компьютерной базы данных о состоянии лесного фонда края; -оценка возможностей инвест.площадки ДБК к выпуску альтернативных видов бум.продуктов |
Главное управление природополь- зования Пермской области (Департамент промышлен- ности и природополь- зования Пермской области) |
15,0 - - |
1,0 - - |
4,0 - 4,0 |
2,0 2,0 - |
2,0 - - |
2,0 - - |
2,0 - - |
2,0 - - |
||
Разработка обучающих программ |
Главное управление природополь- зования Пермской области (Департамент промышлен- ности и природополь- зования Пермской области) |
8,0 | - | - | - | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||
Разработка специальных программ |
15,0 | - | - | - | 4,0 | 3,0 | 4,0 | 4,0 | |||
Мероприятия по повышению инновационного потенциала |
8,0 | - | - | - | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | |||
Сертификация лесного хозяйства |
9,0 | - | - | - | 2,0 | 3,0 | 2,0 | 2,0 | |||
Областной бюджет (средства дорожного фонда Пермской области) | |||||||||||
3 | Строительство, реконструкция, ремонт и содержание магистральных автодорог |
Органы исполнительной власти Пермской области |
299,5 Инвести- ции, всего, в том числе |
23,1 | 25,1 | 24,2 | 29,2 | 49,2 | 64,2 | 84,5 | Распределение средств на строительство автодорог приведено условно в силу ежегодных изменений в объемах строительства |
252,0 Капиталь- ные расходы |
10,0 | 12,0 | 20,0 | 25,0 | 45,0 | 60,0 | 80,0 | ||||
47,5 Текущие расходы |
13,1 | 13,1 | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,5 | ||||
Собственные и заемные средства предприятий | |||||||||||
4 | Содержание, ремонт и новое строительство ведомственных технологических (лесовозных) дорог |
Лесозаготови- тельные предприятия области |
260,0 | 28,0 | 32,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 | Увеличение объемов вывозки древесины, улучшение эксплуатации автотранспор- та |
5 | Развитие водного транспорта леса |
Лесосплавные предприятия области (рейды) |
40,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 7,0 | Увеличение объемов поставок леса сплавом до 0,7 млн. м3/сезон |
6 | Техническое перевооружение действующих лесозаготовительных предприятий, организация новых леспромхозов |
Лесозаготови- тельные предприятия области |
1657,0 | 157,0 | 171,0 | 229,0 | 237,0 | 263,0 | 286,5 | 313,5 | Увеличение объема лесозаготовок до 9288 т. м3, в том числе к 2005 году - до 6200 т. м3 |
7 | Реконструкция, расширение, техническое перевооружение предприятий деревообработки, в том числе: строительство новых объектов (уточняется при подготовке инвестиционных площадок): г. Гремячинск, строительство двух предприятий по производству древесно-топливных гранул (ДТГ) Строительство лесопильно- фанерного комплекса; стратегический инвестор строительство двух плитных производств ДСП, МДФ. Возможные площадки: ОАО "Соликамскбумпром"; Пермь (Левшино, ДСК) Горнозаводский район; Чусовой; Александровск (п. Яйва); Нытвенский район (ОАО "Пермский фанерный комбинат"); Октябрьский район (пос. Сарс), Ильинский район (г. Чермоз) и Октябрьский район |
Деревообрабаты- вающие предприятия ЛПК области |
8078,0 1020,0 1500,0 |
1177,0 - - |
1351,0 140,0 - |
1100,0 240,0 300,0 |
1150,0 240,0 500,0 |
1200,0 200,0 500,0 |
1200,0 100,0 200,0 |
900,0 100,0 - |
Ввод мощности по б/форматной фанере 60,0 тыс. м3/год и 30 тыс. м3/год пиломатериа- лов Ввод мощностей по производству 200,0 тыс. м3 плит (ДСП либо МДФ) |
8 | Расширение, реконструкция и модернизация действующих производств ЦБП Строительство нового ЦБК на лиственном сырье (уточняется при выборе инвестиционной площадки) |
Предприятия целлюлозно- бумажной промышленности. Стратегический инвестор. Возможные площадки: г. Добрянка, г. Чайковский |
11525,0 | 707,0 | 1031,0 | 1169,0 | 1698,0 | 2110,0 | 2495,0 | 2315,0 | Общая стоимость строительства ЦБК на уровне 600 млн. долл. США. Начало строи- тельства - 2007 год. Планируемое окончание - за пределами рассматрива- емого периода (ориентиро- вочно - 2012 г.). Товарная продукция ЦБК в показателях не учитывалась |
в том числе ЦБК | |||||||||||
508,0 | 1000,0 | 1300,0 | 1700,0 | ||||||||
9 | Организация производства лесохимической продукции |
Предприятия ЛПК области |
40,0 | 4,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | Выпуск древесного угля 3,0 тыс. т/год, уксусной кислоты 2,0 тыс. т/год и другой лесохимичес- кой продукции |
10 | Затраты на охрану окружающей среды |
Предприятия ЛПК области |
385,0 | 65,0 | 60,0 | 35,0 | 45,0 | 50,0 | 50,0 | 80,0 | Улучшение экологической обстановки на предприятиях |
11 | Затраты на выполнение мероприятий в социально-трудовой сфере |
Предприятия ЛПК области |
193,0 | 16,5 | 13,0 | 34,0 | 33,0 | 32,5 | 32,0 | 32,0 | Снижение (снятие) социальной напряженности в трудовых коллективах предприятий |
Итого по Программе, в том числе: |
22720,5 | 2186,6 | 2718,1 | 2684,2 | 3286,2 | 3808,7 | 4231,7 | 3805,0 | |||
федеральный бюджет |
171,0 | - | 16,0 | 30,0 | 30,0 | 40,0 | 40,0 | 15,0 | |||
областной бюджет, из них: |
371,5 | 27,1 | 33,1 | 36,2 | 41,2 | 61,2 | 76,2 | 96,5 | |||
-бюджет содействия инвестициям -текущие расходы |
4,0 68,0 |
4,0 - |
8,0 |
- 12,0 |
- 12,0 |
- 12,0 |
- 12,0 |
- 12,0 |
|||
-дорожное хозяйство, в т.ч.: -капитальные расходы, из них за счет территориального Дорожного фонда; -текущие расходы, из них за счет территориального Дорожного фонда |
299,5 252,0 10,0 47,5 13,1 |
23,1 10,0 10,0 13,1 13,1 |
25,1 12,0 - 13,1 - |
24,2 20,0 - 4,2 - |
29,2 25,0 - 4,2 - |
49,2 45,0 - 4,2 - |
64,2 60,0 - 4,2 - |
84,5 80,0 - 4,5 - |
|||
Собственные и заемные средства |
22178,0 | 2159,5 | 2669,0 | 2618,0 | 3215,0 | 3707,5 | 4115,5 | 3693,5 |
"*" Средства бюджета содействия инвестициям выделяются в соответствии с действующим законом о бюджете содействия инвестициям в Пермской области и включают в себя капитальные расходы.
Законом Пермского края от 12 мая 2006 г. N 2989-670 раздел 6 настоящей программы изложен в новой редакции
6. Финансовое обеспечение программы (сводные финансовые затраты)
млн. рублей, в ценах 2002 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель | Источники финансирования |
Всего на период действия Программы |
В том числе по годам | ||||||
Капитальные и текущие расходы | |||||||||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Технические программные мероприятия в производстве- нной сфере ЛПК области на 2004-2010 годы |
Органы местного самоуправле- ния. Предприятия ЛПК области. Органы исполнитель- ной власти Пермской области |
Всего, в том числе |
22070,5 | 2101,1 | 2637,1 | 2603,2 | 3196,2 | 3714,2 | 4137,7 | 3681,0 |
Федеральный бюджет |
171,0 | - | 16,0 | 30,0 | 30,0 | 40,0 | 40,0 | 15,0 | |||
Собственные и заемные средства предприятий |
21600,0 |
2078,0 |
2596,0 |
2549,0 |
3137,0 |
3625,0 |
4033,5 |
3581,5 |
|||
Областной бюджет (дорожное хозяйство) |
Всего: 299,5 |
23,1 |
25,1 |
24,2 |
29,2 |
49,2 |
64,2 |
84,5 |
|||
в том числе: 252,0 капитальные расходы |
10,0 |
12,0 |
20,0 |
25,0 |
45,0 |
60,0 |
80,0 |
||||
47,5 текущие расходы |
13,1 | 13,1 | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,5 | ||||
2. |
Затраты на подготовку программных мероприятий реализации |
Органы исполнитель- ной власти Пермской области |
Областной бюджет, всего в том числе: - бюджет содействия инвестициям - текущие расходы |
72,0 4,0 68,0 |
4,0 4,0 - |
8,0 - 8,0 |
12,0 - 12,0 |
12,0 - 12,0 |
12,0 - 12,0 |
12,0 - 12,0 |
12,0 - 12,0 |
3. |
Затраты на охрану окружающей среды |
Предприятия ЛПК области |
Собственные и заемные средства предприятий |
385,0 |
65,0 |
60,0 |
35,0 |
45,0 |
50,0 |
50,0 |
80,0 |
4. |
Программные мероприятия в социально-тру довой сфере |
Предприятия ЛПК области |
Собственные и заемные средства предприятий |
193,0 |
16,5 |
13,0 |
34,0 |
33,0 |
32,5 |
32,0 |
32,0 |
Итого по Программе |
22720,5 |
2186,6 |
2718,1 |
2684,2 |
3286,2 |
3808,7 |
4231,7 |
3805,0 |
"*" Распределение средств на строительство автодорог приведено условно в силу ежегодных изменений в объемах строительства.
"**" Средства бюджета содействия инвестициям выделяются в соответствии с действующим законом о бюджете содействия инвестициям в Пермской области и включают в себя капитальные расходы.
7. Меры государственной поддержки реализации Программы
Оптимальная реализация мер государственной поддержки осуществляется во взаимодействии федерального, областного и местного уровней.
Комплекс мероприятий Правительства Российской Федерации направлен на:
улучшение инвестиционного климата и проведение эффективной инновационной политики в лесопромышленном комплексе;
повышение эффективности экспортно-импортной деятельности;
совершенствование экономических отношений с лесным хозяйством;
совершенствование налогообложения деятельности лесопромышленных предприятий;
совершенствование финансовых отношений с федеральным бюджетом.
Комплекс мер, принимаемых на областном уровне, включает:
1. Совершенствование экономических отношений лесопользователей с лесным хозяйством:
первоочередное выделение лесосечного фонда постоянным лесопользователям, подтвердившим своей деятельностью эффективность ведения лесного хозяйства, на длительные сроки (органы лесного хозяйства);
строительство магистральных автодорог в государственном лесном фонде за счет средств областного бюджета, выделяемых на дорожное строительство (дорожный комитет);
разработка и утверждение нормативов определения объемов лесопользования для удовлетворения внутренних потребностей сельскохозяйственных организаций и установление размеров лесных податей на заготавливаемую древесину сверх установленных потребностей сельскохозяйственных организаций (ФГУ "Пермсельлес").
2. Активизацию инвестиционной политики в ЛПК по направлениям:
потребительская продукция, в том числе офисная бумага для печати и письма, гигиеническая бумага, упаковочная бумага и т.п.;
плитное производство;
конкурентоспособное мебельное производство;
развитие малой энергетики на основе использования древесного топлива;
новые технологии по переработке древесины в целлюлозно-бумажную продукцию и лесохимическую продукцию;
производство лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования;
транспортно-логистические услуги для предприятий ЛПК.
3. Поддержку институциональных преобразований:
кооперация и интеграция в ЛПК с установлением головным предприятиям приоритетов в использовании лесного фонда и т.д.;
освобождение лесопромышленных предприятий от несвойственных им функций (содержание дорог общего пользования, объектов электроэнергетики) путем передачи этих объектов на балансы соответствующих областных структур;
разработка стратегических планов развития бизнеса;
разработка и реализация активной маркетинговой политики.
4. Повышение образовательного и профессионального уровня персонала:
подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов лесопромышленных предприятий, в том числе по менеджменту и маркетингу;
поддержка деятельности лесотехнических школ и других форм начальной профессиональной подготовки рабочих кадров.
5. Строительство автомобильных дорог к лесным поселкам.
Комплекс мер муниципального уровня: подготовка муниципальных инвестиционных площадок для привлечения инвестиций в современные методы лесозаготовки и в деревообработку, разработка программы действий и продвижение данных площадок для инвесторов;
учет приоритетности ЛПК при разработке стратегий, концепций и программ развития муниципальных образований в экономике Пермской области и разработка мероприятий, способствующих развитию ЛПК Пермской области;
завершение передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, находящихся на балансе лесопромышленных предприятий, в муниципальную собственность;
разработка местных программ повышения занятости населения лесных поселков;
содействие созданию малых предприятий по удовлетворению потребностей местного рынка в продукции лесозаготовок и деревообработки;
содействие развитию малой энергетики на базе энергетических установок на основе использования древесного топлива для коммунальных нужд.
Законом Пермского края от 12 мая 2006 г. N 2989-670 в раздел 8 настоящей программы внесены изменения
8. Механизм реализации Программы
Реализация Программы предусматривает два этапа:
Первый этап: 2004 - 2006 годы.
Стабилизация производства основных видов лесобумажной продукции и его последовательный рост до уровня, обеспечивающего устойчивое финансовое положение лесопромышленных предприятий. Завершение процессов финансового оздоровления предприятий, проходящих процедуры банкротства. Вертикальная интеграция лесопромышленных предприятий области. Обеспечение инвестиционной привлекательности ЛПК Пермской области.
Второй этап: 2007 - 2010 годы.
Завершение процесса реформирования предприятий, позволяющего повысить их конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках в условиях присоединения Российской Федерации к ВТО, в результате рационального использования древесного сырья и материальных ресурсов, значительного повышения производительности труда и реализации других резервов повышения эффективности производства.
Реализация основных инвестиционных проектов.
Развитие производства оборудования для ЛПК, востребованного лесопромышленными предприятиями области.
Повышение конкурентоспособности лесопромышленного кластера Пермской области за счет создания ведущих в России центров компетенции в области технологий, используемых в ЛПК.
Содействие эффективному внедрению технологий на предприятиях, стимулирование инновации, создание центров подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий лесопромышленного кластера.
Горизонтальная интеграция лесопромышленных предприятий. Формирование на базе лесопромышленного кластера Пермской области конкурентоспособного на международном уровне объединения взаимодействующих предприятий корневого бизнеса, родственных и поддерживающих отраслей.
Развитие специализированных услуг для ЛПК.
Механизм реализации Программы развития ЛПК Пермской области представляет собой управляющую систему, наделенную функциями и правами, ориентированную на выполнение всего комплекса мероприятий Программы.
Программа развития ЛПК Пермской области корреспондируется по основным параметрам с показателями развития ЛПК Российской Федерации на перспективу до 2010 года.
Руководство реализацией Программы осуществляется администрацией Пермской области в лице заместителя губернатора области, курирующего вопросы ЛПК, с участием консультативного органа по развитию лесопромышленного кластера.
Предприятия ЛПК Пермской области в рамках реализации Программы осуществляют:
разработку инвестиционных проектов и бизнес-планов модернизации, реконструкции и технического перевооружения своих производств;
поиск инвесторов и обеспечение гарантий инвестиций;
мобилизацию финансовых, кредитных и материальных ресурсов, необходимых для выполнения программных мероприятий.
9. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Законодательное Собрание Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области, главное управление финансов и налоговой политики Пермской области.
10. Оценка эффективности реализации Программы
Выполнение предусмотренных Программой технических, организационных, экономических, социальных и экологических мероприятий по лесопромышленным предприятиям обеспечивает переход к устойчивой рентабельной работе всего ЛПК Пермской области.
Реализация программных мероприятий позволит осуществить увеличение доли выпуска конкурентоспособной продукции с глубокой механической и химико-механической переработкой древесины и высокой добавленной стоимостью.
В ходе реализации Программы будет обеспечено относительное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов загрязненных сточных вод в водоемы и объемов складируемых древесных отходов с общим предотвращенным ущербом не менее чем 0,6 млрд. рублей.
В результате реализации Программы в 2010 году Пермская область должна войти в число трех ведущих российских регионов по объему производства лесопромышленной продукции в денежном выражении, который должен составить не менее 25 млрд. рублей (в ценах 2004 года).
Выполнение мероприятий Программы позитивно повлияет на экономику и социальную сферу области, что позволит обеспечить:
повышение доходов областного и муниципальных бюджетов благодаря росту прибыльности предприятий (как лесопромышленных, так и родственных и смежных производств) и заработной платы, росту поступления земельного налога и других выплат за пользование лесными ресурсами;
развитие инфраструктуры в лесных районах Пермской области;
рост занятости и улучшение условий труда на предприятиях лесного комплекса.
Таблица 2
Основные показатели эффективности реализации Программы
Наименование показателей |
Наимено- вание мероприя- тий |
Ед. изм. |
2002 факт |
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Товарная продукция (здесь и далее в ценах 2002 г.) |
Программные мероприятия в производ- ственно- технической сфере ЛПК на 2004- 2010 годы |
Млн. рублей |
11206,6 | 12820,0 | 13650,0 | 16190,0 | 19130,0 | 29470,0 | 21920,0 | 23475,0 |
Себестоимость товарной продукции |
Млн. рублей |
9974,9 | 11530,0 | 12033,0 | 14340,0 | 16780,0 | 17570,0 | 18420,0 | 19480,0 | |
Прибыль от реализации товарной продукции |
Млн. рублей |
1231,7 | 1290,0 | 1620,0 | 1850,0 | 2350,0 | 2900,0 | 3500,0 | 3995,0 | |
Рентабельность производства |
% | 10,9 | 11,2 | 12,0 | 12,9 | 14,0 | 16,5 | 19,0 | 20,5 | |
Платежи в бюджет |
Млн. рублей |
948,0 | 1100,0 | 1155,0 | 1370,0 | 1600,0 | 1740,0 | 1860,0 | 2000,0 | |
Численность работающих |
Тыс. чел. |
37,2 | 38,0 | 39,3 | 39,6 | 39,9 | 40,6 | 41,1 | 41,9 | |
Инвестиции, всего |
Млн. рублей |
1150,0 | 2186,6 | 2718,1 | 2684,2 | 3286,2 | 3808,7 | 4231,7 | 3805,0 |
Мониторинг этих показателей осуществляет главное управление природопользования Пермской области в сотрудничестве с консультативным органом по развитию лесопромышленного кластера Пермской области.
Таблица 3
Эффективность Программы
млн. рублей
Наименование показателей | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Платежи в бюджет | 1100,0 | 1155,0 | 1370,0 | 1600,0 | 1740,0 | 1860,0 | 2000,0 |
Рост платежей за счет реализации Программы (по сравнению с 2004 годом) |
- | 55,0 | 270,0 | 500,0 | 640,0 | 760,0 | 900,0 |
Бюджетные затраты Пермской области на реализацию Программы |
27,6 | 34,1 | 37,2 | 42,2 | 62,2 | 77,2 | 97,5 |
Превышение доходов над затратами по годам |
-27,6 | 20,9 | 232,8 | 457,8 | 577,8 | 682,8 | 802,5 |
Соотношение получаемых результатов к затратам:
общие суммарные затраты из бюджета Пермской области на реализацию Программы 371,5 млн. рублей;
общие суммарные затраты из федерального бюджета 171,0 млн. рублей;
общие стоимостные результаты Программы при условии роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней 3,125 млрд. рублей;
превышение совокупности стоимостных результатов от реализации Программы над совокупными затратами в течение всего срока реализации составит 2,576 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.