Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть I. Система управления муниципальными предприятиями
1. Определение системы целей деятельности администрации города
и муниципальных предприятий
1.1. Основные цели деятельности администрации города в рамках обеспечения функционирования и развития городского хозяйства в части регулирования деятельности муниципальных предприятий следующие:
- предоставление населению и организациям города через муниципальные предприятия услуг, которые не могут быть предоставлены предприятиями других организационно-правовых форм;
- повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий;
- сохранность имущественного комплекса муниципального образования, организация его воспроизводства, защита от банкротства и риска потерь;
- получение максимально возможного эффекта (дохода) от использования муниципального имущества.
1.2. Цели деятельности муниципальных предприятий различаются в зависимости от их функционального назначения:
1.2.1. Целью деятельности предприятий, обслуживающих жизнеобеспечивающие системы города, является поддержание работоспособности инфраструктуры городского хозяйства, оказание услуг населению и хозяйствующим субъектам, воспроизводство и развитие имущественного комплекса, поддержание своей платежеспособности.
1.2.2. Целью деятельности предприятий, выполняющих работы и услуги социального характера, является оказание социально значимых услуг (работ) населению по льготным тарифам, поддержание цен на жизненно важные товары, работы и услуги на определенном (установленном) уровне для малообеспеченных граждан и других льготных категорий, воспроизводство и развитие имущественного комплекса, поддержание своей платежеспособности.
1.2.3. Целью деятельности иных муниципальных предприятий разных профилей является производство товаров, выполнение работ, оказание услуг населению и хозяйствующим субъектам в отраслях городского хозяйства, не попадающих под категории, указанные в указанные в подпунктах 1.2.1. и 1.2.2; получение прибыли, повышение конкурентных позиций предприятия в соответствующей сфере деятельности; самофинансирование расширенного воспроизводства основного капитала, перечисление части прибыли от использования имущества в бюджет города.
2. Определение системы управленческих воздействий на муниципальное предприятие
Муниципальные предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, поэтому управленческое воздействие на предприятия со стороны Администрации города оказывается через ограниченный круг методов: организационноправовых#, имущественно-распорядительных, нормативно-экономических.
2.1. Организационно-правовые методы:
- Согласование и утверждение учредительных документов предприятия. Определение структуры управления предприятием, уровни полномочий и ответственности.
- Контроль за соблюдением уставной деятельности в части целевого и эффективного использования муниципального имущества, в части специализации предприятий.
- Назначение и увольнение руководителей предприятий, заключение с ними контрактов на определенных условиях. Согласование кандидатур руководителя муниципальных предприятий до заключения с ним контракта. Контроль за соблюдением условий контракта. Аттестация руководителей.
- Делегирование прав по управлению муниципальным имуществом. Определение в контракте полномочий и полноты ответственности руководителя
- Контроль за деятельностью муниципального предприятия через Наблюдательный Совет.
- Согласование основных нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятия с учетом отраслевой специфики, разработками новых договоров об использовании и движении имущества с определением условий учетной и амортизационной политики, воспроизводства и обновления имущества, его страхования и т.п.
2.2. Имущественно-распорядительные методы:
- Оптимизация структуры и величины имущественного комплекса предприятия. Контроль за эффективностью использования имущественного комплекса, возможность изъятия в установленном порядке недвижимого имущества предприятий в случае неэффективного или не целевого# его использования.
- Контроль за движением имущества предприятий через согласование любых сделок с недвижимым имуществом (мена, списание, передача, прием, отчуждение, сдача в аренду).
2.3. Нормативно-экономические методы:
- Установление нормативных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и осуществление контроля за их выполнением.
- Постоянный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности.
- Получение части прибыли от использования муниципального имущества . Закрепление в Уставе предприятий порядка распределения и отчисления части прибыли собственнику, включение в Устав порядка формирования из остающейся в распоряжении предприятия прибыли фондов развития производства, материального поощрения и т.п.
- Контроль за соответствием уровня заработной платы руководителей на предприятиях и стимулирующих выплат руководителям с конечными результатами деятельности предприятия.
- Дотирование и финансирование из бюджета в соответствии с отраслевыми нормативами, осуществление контроля за целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств.
- Установление и/или согласование цен и тарифов предприятий по жизненно-важным# или дотируемым из бюджета видам товаров, работ и услуг, контроль за их уровнем.
По дотационным предприятиям, выполняющим жизнеобеспечивающие и социально-значимые# функции, контроль за составом затрат, включаемых в себестоимость продукции, качеством продукции (работ, услуг), эффективностью использования бюджетных средств.
- Контроль за кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия, организацией взаимозачетных схем.
3. Порядок управления муниципальными предприятиями
С целью формирования единого подхода к управлению деятельностью муниципальных предприятий устанавливается следующий порядок (схема 1):
3.1. По результатам предварительного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятию присваивается классификационный код в зависимости от классификационных признаков. Каждому классификационному признаку присваивается буквенное обозначение, распределению предприятия внутри признака - цифровое обозначение. По каждому муниципальному предприятию формируется сводный код из 10 позиций. В зависимости от сводного кода для предприятия выбирается набор управленческих воздействий в соответствии с настоящей Концепцией.
Муниципальные предприятия группируются следующим образом:
Признак А: функциональное назначение предприятий:
Код А1: Предприятия, обслуживающие жизнеобеспечивающие системы города, в том числе естественные монополии (предприятия водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, транспорта и благоустройства, энергетики, жилищные ремонтноэксплуатационные# предприятия).
Код А2: Предприятия городского хозяйства, выполняющие работы и услуги социального характера (предприятия потребительского рынка, банно-прачечного хозяйства, культуры, аптеки и оптики, и т.п.).
Код A3: Прочие предприятия разных профилей, не относящиеся к вышеперечисленным категориям.
Признак Б: участие бюджета в финансировании хозяйственной деятельности предприятий:
Код Б1: Предприятия дотационные.
Код Б2: Предприятия самостоятельные (не финансируемые из городского бюджета).
Признак В: отраслевая принадлежность:
Код В1: Предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, банно-прачечного хозяйства
Код В2: Предприятия водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.
Код В3: Предприятия транспорта и благоустройства.
Код В4: Жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия.
Код В5: Предприятия энергетики и строительства.
Код В6: Предприятия культуры.
Код В7: Прочие предприятия.
Признак Г: преимущественное назначение имущественного комплекса предприятий:
Код Г1: Имущество производственного назначения (основные и оборотные средства, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, транспорт и пр.).
Код Г2: Объекты соцкультбыта.
Признак Д: финансовая устойчивость предприятий:
Код Д1: Предприятия с абсолютной устойчивостью.
Код Д2: Предприятия с нормальной устойчивостью.
Код Д3: Предприятия с предкризисной устойчивостью.
Код Д4: Предприятия, находящиеся в кризисном состоянии.
Пример формирования сводного кода предприятия показан на схеме 2.
3.2. По каждому классификационному коду муниципального предприятия департаментом имущественных отношений формируется набор управленческих воздействий в соответствии с разделом 4 настоящей Концепции, включая обязательные требования к деятельности предприятия (наличие обязательных документов, регламентирующих деятельность предприятия - см.
Примечание; установление нормативных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, перечень которых расчетно определяется департаментом имущественных отношений и отраслевыми подразделениями Администрации города и утверждается Наблюдательным Советом). В зависимости от принадлежности к различным классификационным блокам управленческие воздействия будут дополняться или иметь особенности.
3.3. После воздействия на предприятие определенным комплексом мер проводится контрольный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, присваивается новый классификационный код предприятию. Если предприятие не изменило классификационного кода, то набор управленческих воздействий корректируется и повторяется до тех пор, пока предприятие не войдет в автономную систему работы без дополнительных управленческих мер со стороны структурных подразделений администрации города.
3.4. Если управленческие воздействия не оказали позитивного влияния на состояние предприятия, и оно попало в классификацию "Предкризисная" или "Кризисная" финансовая устойчивость, то следующим этапом будет принятие управленческого решения по предприятиям кризисной группы.
3.5. По предприятиям кризисной группы принимается одно из следующих решений:
а) реорганизация и/или финансовая поддержка: в отношении таких предприятий проводится анализ эффективности использования муниципального имущества, разработка программы санации (оздоровления) предприятия с учетом возможностей бюджета, аттестация управленческого персонала и введение антикризисного управляющего или группы консультантов, разработка бизнес-планов производства (смена профиля деятельности в интересах города и районов), оптимизация внутренней структуры управления предприятием и взаимодействия с отраслевыми комитетами администрации;
б) ликвидация предприятия: предприятия, которое не осуществля.т финансово-хозяйственную деятельность, не выполняют уставные функции, не имеют потенциала роста. Собственник не имеет дохода от имущества, которым были наделены указанные предприятия, или его недостаточно для обеспечения нормального воспроизводства этого имущества. В отношении таких предприятий создается ликвидационная комиссия, проводится процедура ликвидации;
в) подача заявления о признании банкротом при наличии признаков банкротства;
г) приватизация предприятий при наличии оснований предусмотренных законодательством о приватизации.
3.6. По предприятиям группы "реорганизация и финансовая поддержка" порядок работы с предприятием повторяется, т.е. текущий мониторинг нормативных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проведение анализа, формирование набора управленческих воздействий (программа оздоровления) и т.д.
Предприятия остальных категорий кризисной группы после проведения соответствующих мероприятий выбывают из сферы деятельности департамента имущественных отношений.
Примечание:
Перечень обязательных документов, регламентирующих деятельность предприятий (разрабатывается и/или согласовывается департаментом имущественных отношений и/или Наблюдательным Советом):
Сфера применения документа |
Вид документа |
Планирование |
- Бизнес-план деятельности предприятия на текущий год, рассчитываемый на основе устанавливаемых нормативных показателей, плановых договоров и т.п., и включающий в себя: - Производственный план, - Финансовый план, - План технического перевооружения и обновления основных фондов. - Организационный план деятельности предприятия (например, по работе с кредиторской и дебиторской задолженностью). |
Организация |
- Устав предприятия. - Контракт руководителя. |
Мотивация |
- Положение об оплате и стимулировании труда работников. - Положение о порядке формирования и использования фондов предприятия. - План повышения квалификации административно-управленческого персонала и подготовки резерва. |
Контроль |
- Положение об учетной и амортизационной политике предприятия. - Ежеквартальная отчетность по установленным формам и показателям (нормативам). - Аналитические справки и акты по итогам контрольно-ревизионных и аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности, рекомендации. |
4. Классификационные коды и соответствующие им управленческие воздействия
Управленческие воздействия, соответствующие основным классификационным кодам:
4.1. Для предприятий группы А1 Б1 В_Г_Д_ (Жизнеобеспечивающие, дотационные предприятия):
- Определение отраслевыми комитетами оптимального количества муниципальных предприятий в соответствующей жизнеобеспечивающей отрасли городского хозяйства с целью максимальной загрузки производственных мощностей предприятий без ущерба для потребителей услуг. Предприятия совместно с отраслевыми подразделениями и департаментом имущественных отношений разрабатывают программы развития, а в случае необходимости - программы оздоровления предприятий либо их реорганизации в рамках отрасли (если предприятие попало в кризисную группу - код ДЗ или Д4);
- Защита муниципального имущества от риска утраты (потерь) и разделения экономической ответственности за это между пользователем и муниципальным образованием путем страхования имущества и гражданской ответственности в пользу муниципального образования за счет доходов предприятий, получаемых сверх бюджетного финансирования;
- Проведение инвентаризации, выявление неиспользуемого или неэффективно используемого имущества. Предприятием совместно с отраслевыми подразделениями и департаментом имущественных отношений разрабатываются планы по повышению эффективности деятельности и использования имущества (сдача в аренду имущества, передача в др. муниципальные структуры излишнего имущества или его реализация, списание и пр.);
- Заключение договоров между структурными подразделениями администрации и предприятиями по выполнению муниципального заказа;
- Создание Наблюдательных Советов по отраслевым группам предприятий городского хозяйства или отдельным предприятиям;
- Разработка департаментом имущественных отношений рекомендаций по проведению предприятием мероприятий по оптимизации структуры затрат. Определение нормативов затрат при планировании бюджетной потребности;
- Контроль за целевым использованием бюджетных средств;
- Согласование типовых положений, регламентирующих внутреннюю деятельность предприятия;
- Утверждение Наблюдательным Советом нормативных показателей деятельности предприятий;
- Постоянный контроль за уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности предприятий.
4.2. Для предприятия группы А1 Б2 В_Г_Д_ (Жизнеобеспечивающие предприятия, не финансируемые из бюджета):
- Определение отраслевыми комитетами оптимального количества муниципальных предприятий в соответствующей жизнеобеспечивающей отрасли городского хозяйства с целью максимальной загрузки производственных мощностей предприятий без ущерба для потребителей услуг. Предприятия совместно с отраслевыми подразделениями и департаментом имущественных отношений разрабатывают программы развития, а в случае необходимости - программы оздоровления предприятий либо реорганизации в рамках отрасли (если предприятие попало в кризисную группу - код ДЗ или Д4);
- Реализация схем защиты муниципального имущества предприятий; защита муниципального имущества от риска утраты (потерь) и разделения экономической ответственности за это между пользователем и муниципальным образованием путем страхования имущества и гражданской ответственности в пользу муниципального образования за счет доходов предприятий;
- Проведение инвентаризации, выявление неиспользуемого или неэффективно используемого имущества;
- Разработка предприятием плана по повышению эффективности использования имущества (сдача в аренду имущества, передача в др. муниципальные структуры излишнего имущества или его реализация, списание и пр.);
- Создание Наблюдательного Совета при каждом предприятии данной группы;
- Контроль за обязательным выполнением уставных функций в полном объеме;
- Разработка департаментом имущественных отношений рекомендаций по проведению предприятием мероприятий по оптимизации структуры затрат. Определение нормативов затрат при планировании бюджетной потребности;
- Согласование типовых положений, регламентирующих внутреннюю деятельность предприятия;
- Установление нормативных показателей деятельности предприятий;
- Установление нормативов платы за пользование муниципального имущества предприятиями;
- Постоянный контроль за уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности.
Предприятия группы А1 в случае присвоения им кода ДЗ и Д4 (кризисная группа) могут быть реорганизованы или приватизированы.
4.3. Предприятия группы А2 В1 В_Г_Д_ (Социально-значимые#, дотационные предприятия):
- Определение отраслевыми комитетами обоснованности существующего количества предприятий, выполняющих муниципальный заказ, определение минимально необходимого количества муниципальных предприятий;
- Контроль за выполнением уставных функций со стороны отраслевых комитетов с точки зрения выполнения договорных обязательств предприятия с городом и городскими социальными целевыми программами, утвержденными Думой;
- Создание наблюдательных Советов по отраслевым группам предприятий (общепит, бытовые услуги и т.п.);
- Проведение инвентаризации, выявление неиспользуемого или неэффективно используемого имущества;
- Разработка предприятием плана по повышению эффективности использования имущества (сдача в аренду имущества, передача в др. муниципальные структуры излишнего имущества или его реализация, списание и пр.);
- Разработка департаментом имущественных отношений рекомендаций по проведению предприятием мероприятий по оптимизации структуры затрат. Определение нормативов затрат при планировании бюджетной потребности;
- Контроль за качеством исполнения муниципального заказа по дотируемым из городского бюджета группам товаров, работ и услуг;
- Согласование типовых положений, регламентирующих внутреннюю деятельность предприятия;
- Установление нормативных показателей деятельности (например, уровень рентабельности, соблюдение санитарно-гигиенических норм и пр. ) ;
- Постоянный контроль за уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности предприятий.
4.4. Предприятия группы А2 Б2 В_Г_Д_ (Социально-значимые#, не финансируемые из бюджета города предприятия):
- Определение отраслевыми комитетами обоснованности существующего количества предприятий, выполняющих муниципальный заказ, определение минимально необходимого количества муниципальных предприятий;
- Проведение инвентаризации, выявление неиспользуемого или неэффективно используемого имущества;
- Разработка предприятием плана по повышению эффективности использования имущества (сдача в аренду имущества, передача в др. муниципальные структуры излишнего имущества или его реализация, списание и пр. );
- Контроль за выполнением уставных функций со стороны отраслевых комитетов;
- Создание наблюдательных Советов по отрослевым группам предприятий;
- Разработка департаментом имущественных отношений рекомендаций по проведению предприятием мероприятий по оптимизации структуры затрат;
- Согласование типовых положений, регламентирующих внутреннюю деятельность предприятия;
- Установление нормативных показателей деятельности;
- Постоянный контроль за уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности предприятий.
4.5. Предприятия группы АЗ Б1 В_Г_Д_ (прочие предприятия разных профилей, дотационные):
- Контроль за выполнением уставных функций со стороны отраслевых комитетов, департамента имущественных отношений;
- Контроль за выполнением муниципальными предприятиями условий договоров по исполнению муниципального заказа со стороны отраслевых комитетов;
- Создание Наблюдательного Совета при крупных предприятиях;
- Проведение инвентаризации, выявление неиспользуемого или неэффективно используемого имущества;
- Разработка предприятием плана по повышению эффективности использования имущества (сдача в аренду имущества, передача в др. муниципальные структуры излишнего имущества или его реализация, списание и пр. );
- Контроль за целевым использованием бюджетных средств;
- Согласование типовых положений, регламентирующих внутреннюю деятельность предприятия;
- Установление нормативных показателей деятельности;
- Разработка департаментом имущественных отношений рекомендаций по проведению предприятием мероприятий по оптимизации структуры затрат;
- Постоянный контроль за уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности предприятий.
4.6. Предприятия группы АЗ Б2 В_Г_Д_ (прочие предприятия разных профилей, не финансируемые из бюджета):
- Контроль за выполнением уставных функций со стороны отраслевых комитетов;
- Проведение инвентаризации, выявление неиспользуемого или неэффективно используемого имущества;
- Разработка предприятием плана по повышению эффективности использования имущества (сдача в аренду имущества, передача в др. муниципальные структуры излишнего имущества или его реализация, списание и пр. );
- Разработка департаментом имущественных отношений рекомендаций по проведению предприятием мероприятий по оптимизации своей деятельности;
- Создание наблюдательных Советов;
- Установление нормативов платы за использование муниципального имущества;
- Согласование типовых положений, регламентирующих внутреннюю деятельность предприятия;
- Постоянный контроль за уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности предприятий.
В случае если предприятия данной группы не приносят доход в виде платы за имущество, они выводятся из муниципальной собственности. В случае убыточности предприятий (группа ДЗ и Д4) необходима ликвидация и/или приватизация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.