Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к городской целевой программе"Общественное участие" на 2005 - 2009 гг.
Наименование районной программы Кировского района
"Развитие взаимодействия администрации района и "третьего сектора" через поддержку общественных инициатив" на 2005 - 2009 гг."
Обоснование проблемы
Районная программа работы с общественностью "Развитие взаимодействия администрации района и "третьего сектора" через поддержку общественных инициатив" (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и реализации городских целевых программ и Порядка подготовки и управления реализацией городских целевых программ.
Положения программы основаны на анализе состояния "третьего сектора" в Кировском районе, взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в рамках программы "Поддержка общественного самоуправления и общественных инициатив в городе Перми на 2000 - 2004 гг.". Соблюдена преемственность принципов и форм такого взаимодействия.
Программа направлена на эффективное развитие системы взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческого сектора, общественных инициатив граждан. Определены основные направления такого развития, рассмотрены его предпосылки, способы информационного обеспечения и финансирования мероприятий программы.
В рамках реализации программы взаимодействуют различные категории субъектов: администрация района, органы общественной инициативы по месту жительства, общественные организации.
Программа носит долгосрочный характер и рассчитана на 2005 - 2009 годы.
Кировский район занимает площадь 156,1 кв. км или 1/5 территории города. Район обладает обширными открытыми пространствами (3/4 территории района составляют лесные массивы и лесопарки, изолирующие микрорайоны друг от друга).
Район обладает развитой промышленностью. 16 промышленных предприятий производят продукцию семи отраслей: химической, машиностроения, деревообработки, производства строительных материалов, пищевой и фармацевтической (с преобладанием химической - 86,5 %).
Численность населения, проживающего в районе на 01.01.2004, составила 126960 человек, из них численность работающих - 61550 чел., неработающих - 65410 чел.
Из общей численности работающих занято:
- на предприятиях всех форм собственности - 50988 чел.
- лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, - 10527 чел.
- служителей религиозных культов - 35 чел.
Из общей численности неработающего населения:
- дети и подростки - 24867 чел.
- пенсионеры - 38259 чел.
- незарегистрированных безработных в трудоспособном возрасте - 2062 чел.
Зарегистрировано браков 813, разводов 785.
Территориальным положением района обуславливается определенная "оторванность" от центра. Многие категории жителей испытывают, например, сложности с посещением учреждений культуры и спорта, расположенных в центре города, что делает востребованными и посещаемыми спортивные и культурно-массовые мероприятия района. На территории района функционируют 14 учреждений культуры, из них: муниципальных - 10, ведомственных - 4, частных - 1. За 2003 г. проведено 193 мероприятия с охватом 147 тысяч человек, из них районных - 188. Основная часть районных мероприятий проводилась на бесплатной основе (лекции, тематические вечера, дни отдыха, конкурсы, фестивали, праздники). В этой сфере активно проявляет себя и "третий сектор". Своей деятельностью он заполняет нишу, не занятую муниципалитетом и частным сектором.
В эффективном партнерском взаимодействии некоммерческих организаций и местного самоуправления содержится огромный потенциал для решения социально-экономических проблем района.
Оправдано объединение жителей района по интересам - социальным, профессиональным и иным - в общественные и некоммерческие организации. Таких объединений в Кировском районе насчитывается около двадцати, наиболее многочисленным, до 20 тысяч человек, является Совет ветеранов района.
Наиболее активно проявляют себя около десяти общественных и некоммерческих организаций. В том числе: Совет ветеранов, Совет родителей детей-инвалидов, Совет многодетных семей, комитет солдатских матерей, ассоциация учащейся молодежи "Альф", НП "Спорт-профи", молодежная организация "Романтик", районное отделение общества "Мемориал" и др. Некоммерческие организации объединяют наиболее активную часть населения и не только служат выразителями интересов граждан, но и организуют людей для самостоятельного решения проблем, обеспечивают обратную связь с администрацией района. Общественные и некоммерческие организации района активно участвуют в конкурсах социально значимых проектов различных уровней (региональных, областных, городских, районных).
Принципиальная задача администрации района - обеспечить процедуру поддержки гражданской активности, правовые условия и стимулы. В настоящее время в районе, в основном, созданы условия для успешного функционирования "третьего сектора". Существующая законодательная база на федеральном, региональном и местном уровнях дает возможность реализовать инициативу граждан на местах. Структурное подразделение администрации района - организационный отдел - координирует работу с общественностью, оказывает всестороннюю консультационную и организационно-методическую поддержку некоммерческим организациям, инициативным группам, лидерам общественности.
Кировский район активно участвовал в реализации Программы поддержки общественного самоуправления и общественных инициатив в городе Перми на 2001 - 2004 гг., что позволило придать значительный импульс развитию структуры гражданского общества в районе.
Сегодня территориальное общественное самоуправление является неотъемлемой составляющей развития района, а население приобретает навыки использования ресурсов территории проживания. За период с 2000 по 2004 г. на территории района были образованы по инициативе жителей пять Советов территориального общественного самоуправления, в том числе только в течение 2004 г. - два.
В настоящее время на территории Кировского района активно действуют 9 Советов самоуправления (10-й СТОС м/р "Центральный" находится в стадии регистрации учредительных документов), объединение жителей в которые происходит по территориальному признаку. Можно констатировать тот факт, что территория района практически полностью охвачена сетью подобных организаций. Актуальным для района является расширение сети и активизация деятельности в частном секторе (м/р Октябрьский, м/р Н. Водники) уличных комитетов и сотрудничество их со СТОС микрорайонов.
Органы территориального общественного самоуправления решают жизненно важные проблемы кировчан:
- благоустройство территорий района,
- решение жилищно-бытовых проблем,
- организация досуга детей и взрослых,
- пропаганда укрепления семьи,
- социальная защита нуждающихся и т.д.
Ежегодно советы территориального общественного самоуправления, а также и некоммерческие организации района принимают участие в областных, городских, районных конкурсах социально значимых проектов. Происходит качественный рост проектных разработок НКО.
В 2003 г. в районе проводился конкурс социально значимых инициатив "Детства счастливая пора". Попечителями конкурса выступили крупные коммерческие структуры района: ОАО "Галоген", ООО "Арсенал-Полисистем", ЗАО "Лукойл-Пермь". Финансирование получили проекты 8 общественных организаций района, в том числе 4 СТОС на общую сумму 170 тыс. руб.
В мае-июне 2004 г. прошел 2-й районный конкурс социальных проектов "Родной район - мой дом - моя забота", ставивший задачу способствовать активизации жителей в решении проблем района и поддержать творческие общественные инициативы. Номинации конкурса были ориентированы на благоустройство набережной Камы, дворовых территорий, организацию спортивного досуга детей и подростков, ремонт и реконструкцию спортивных площадок. Расширился круг предприятий района, участвовавших в финансировании конкурса. Кроме вышеназванных, выступили гарантами ОАО "Хенкель-Пемос" и ОАО "Сорбент". Общая сумма привлеченных средств составила около 160 тыс. руб.
Полученный опыт требует дальнейшего продолжения деятельности в данном направлении, учитывая возросшее понимание как общественностью, так и коммерческими структурами важности и действенности гражданских инициатив.
В этих условиях перед администрацией района стоит задача укрепления и поддержки некоммерческих структур, необходимых городскому сообществу. Следует продолжить и расширить деятельность по обучению и профессионализации кадров общественного самоуправления и общественных организаций, используя внедрение новейших социальных технологий (системы конкурсов социальных проектов, тренингов, круглых столов и т.д.). Для структурных подразделений администрации района приоритетной является задача расширения партнерских отношений с общественными организациями, реализующими свои программы в различных сферах.
В районе активизируется деятельность в сфере жилищного строительства. Происходит застройка берега р. Камы, центральной части района, ул. М. Рыбалко многоэтажными домами, частное строительство. Как показывает практика, одним из наиболее приемлемых способов участия собственников жилья в вопросах управления жилыми комплексами является их объединение в товарищества собственников жилья, для осуществления данного права имеется законодательная база. Одновременно с наличием сложных задач в данной сфере, решение которых может быть найдено только при непосредственном участии муниципальных органов власти, есть и такие практические задачи, решение которых под силу самим активистам самоуправления в жилищной сфере, например, благоустройство придомовых территорий, поддержание порядка и чистоты в подъездах, лестничных клетках и др.
Успешное решение этих задач может быть осуществлено путем повышения информированности населения, правовой грамотности, а также объединения сил и интересов товариществ собственников жилья и СТОСов. Это особенно актуально в условиях проведения реформы ЖКХ и преобразования системы собственности в сфере недвижимости. Там, где сами граждане участвуют в преобразованиях, для властных структур возникают дополнительные мотивации для поддержки общественных инициатив.
Необходимость развития общественных инициатив, направленных на дальнейшую гармонизацию национальных, межнациональных и межконфессиональных отношений в районе, как и в городе в целом, вызвана рядом факторов: многообразием и высокой смешанностью национально-этнического состава жителей, ростом самосознания и активности представителей различных этносов, воздействием на характер межнациональных отношений религиозных конфессий (из более 20 существующих на территории г. Перми конфессий, в районе - около 10 религиозных организаций, основной является община православных христиан). Наиболее многочисленными в районе являются татарская и азербайджанская диаспора. Гармонизации межнациональных отношений способствует формирование и воспитание культуры межнационального общения, мирного совместного проживания граждан различных национальностей, создание благоприятных условий для реализации общественно значимых инициатив общественных объединений по удовлетворению культурных и духовных потребностей (выделение отдельной номинации в конкурсе социальных проектов), организация методической помощи и обмена опытом работы национально-культурных и общественных объединений, просветительская деятельность, в том числе в детской и молодежной среде.
Основные цели и задачи программы
Главной целью программы является совершенствование механизма взаимодействия администрации района и его жителей.
В рамках программы необходимо решение основных задач:
- совершенствование методов поддержки самодеятельности населения для решения собственных проблем, направленных на удовлетворение общественных потребностей через организацию районных конкурсов социальных проектов;
- повышение профессионализма кадров организаторов общественных инициатив, путем внедрения новейших социальных технологий;
- разработка и совершенствование методов просветительской и иной деятельности в целях формирования и воспитания культуры межнационального общения, взаимодействия с религиозными организациями, гармонизации межнациональных отношений
Направления реализации программы
Направления реализации программы определены с учетом существующих проблем, оказывающих влияние на процессы развития "третьего сектора" и его взаимодействия с администрацией района. Реализация программы ориентирована на общественное территориальное самоуправление, общественные объединения и общественные инициативы.
В рамках программы целесообразно выделение отдельных блоков:
- территориальное общественное самоуправление,
- социальное партнерство,
- гармонизация межнациональных отношений,
- политическая культура.
Система программных мероприятий программы Кировского района
Мероприятия | Исполнители | Сроки исполнения |
2005 год, тыс. руб. | 2006 год, тыс. руб. |
2007 год, тыс. руб. |
2008 год, тыс. руб. |
2009 год, тыс. руб. |
Территориальное общественное самоуправление |
60,0 | 78,0 | 101,4 | 131,8 | 171,4 | ||
Профессиональная подготовка лидеров ОТОС. Обучение актива (проведение семинаров, круглых столов, тренингов, конференций по проблемам ТОС). Организация обмена опытом ОТОС. Техническое оснащение ОТОС |
Администрация района, привлеченные специалисты, куратор методцентра, активисты ОТОС, общественных организаций района |
В течение года |
Бюджетные средства: ЗП привлеч.специалистов - 5 чел. х 150 руб./час. х 3 час. 2,25 тыс. руб. канц. товары -(бумага ксерокс) 2 пачки х 200 руб. х 10 СТОС 4,0 тыс. руб. (ручки, блокноты, планинги, ежедн. и др.) 2,55 тыс. руб. издание информ.бюллетеней и др.печатн.изданий, раздаточный м-л, иные затраты 2,0 тыс. руб. приобретение орг. техники (компьютер, принтер, сканер, копир) 35,0 тыс. руб. |
||||
Развитие деятельности районного методического центра по работе с общественностью. Консультационная и методическая помощь общественным объединениям, ОТОС, организация профессиональных консультаций специалистов (юристы, экономисты, психологи, социологи и др.) |
Администрация района, куратор методцентра, привлеченные специалисты |
В течение года |
Бюджетные средства: ЗП привлеч.специалистов 11 чел. х 150 руб. х 4 час. 6,6 тыс. руб. приобретение метод. лит-ры 3,0 тыс. руб. тиражирование метод. литературы, издание методичек, иные затраты 3,0 тыс. руб. канц.товары 1,6 т. руб. |
||||
Инициирование организации уличных комитетов в м/р Октябрьский, Н.Водники (частный сектор), выбора старших по подъездам, домам, взаимодействие их с ОТОС м/р |
Администрация района, куратор методцентра, ОТОС |
В течение года |
|||||
Инициирование и разработка системы взаимодействия и сотрудничества ОТОС с ТСЖ, ЖСК, привлечение к взаимодействию с ОТОС территориальных подразделений общественных организаций района |
Администрация района, куратор методцентра, ТСЖ, ЖСК, общественные организации района |
В течение года |
|||||
Социальное партнерство | Бюджетные средства 55,0 тыс. руб. |
71,5 | 92,9 | 120,8 | 157,1 | ||
Участие в конкурсах социально значимых проектов различных уровней, иных конкурсах, ярмарках, фестивалях и др. (консультации, методическая поддержка) |
ОТОС, общественные организации района при поддержке администрации города, района |
В течение года |
Бюджетные средства ЗП привлеч.специалистов 6 чел. х 150 руб. х 2 час. 1,8 тыс. руб. техническая поддержка, копирование, набор текстов, иные затраты 3,2 тыс. руб. Привлечение внебюджетных средств |
||||
Организация районных конкурсов социально значимых проектов, иных конкурсов, ярмарок |
Администрация района, ОТОС, общественные организации |
1 раз в год |
Бюджетные средства конкурсный фонд 50,0 тыс. руб. Привлечение внебюджетных средств |
||||
Гармонизация межнациональных отношений |
Бюджетные средства 18,0 тыс. руб. |
23,4 | 30,4 | 39,5 | 51,4 | ||
Создание условий для сохранения, развития и взаимопроникновения достижений и ценностей национальных культур (сохранение традиций, обрядов, проведение праздников, ритуалов, ярмарок народных промыслов и ремесел, создание уголков национальных культур и т.д.) через создание подпрограмм, проектов, просветительской, образовательной деятельности, в т.ч. в детской и молодежной среде |
Профильные подразделения администрации района (орг. отдел, отдел культуры, отд. по молодежной политике), методкабинет, ОТОСы, общественные организации, активисты |
В течение года |
Бюджетные средства Инициирование создания и поддержки детского клуба межнационального общения, иные затраты 18,0 т. руб. Привлечение внебюджетных средств |
||||
Обмен опытом работы по гармонизации межнациональных отношений: круглые столы, обзоры, информационные бюллетени, публикации в СМИ и т.д. |
Профильные подразделе- ния администрации города, района, общественные орган. города и района, представители национальных диаспор, активисты |
В течение года |
|||||
Политическая культура | Бюджетные средства 10,0 тыс. руб. |
13,0 | 16,9 | 22,0 | 28,6 | ||
Повышение уровня политической и правовой культуры актива общественных организаций, ОТОС (семинары, конференции, круглые столы) при тесном взаимодействии с ТИК района, депутатами всех уровней |
ТИК, администрация района |
Ежеквар- тально |
Бюджетные средства ЗП привлеченных специалистов 5 чел. х 150 руб. х 4 часа 3,0 тыс. руб. издание информбюллетеней, канц. товары, иные затраты 7,0 тыс. руб. |
||||
Бюджетные средства Привлеченные средства |
143,0 43,0 |
185,9 55,9 |
241,6 72,7 |
314,1 94,5 |
408,5 122,8 |
Организация управления реализацией программы
Ответственный исполнитель районной программы - глава администрации Кировского района.
Координатор районной программы - заместитель главы района - руководитель аппарата.
Исполнитель и разработчик районной программы - организационный отдел.
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации
программных мероприятий
В результате реализации программы будет получен следующий социально-экономический эффект:
- улучшатся условия для взаимодействия всех участников общественной жизни района - администрации района, некоммерческих структур, бизнес-структур;
- расширится участие "третьего сектора" в решении социальных проблем района (путем дальнейшего внедрения конкурсного распределения средств городского бюджета за счет участия в городских конкурсах социально значимых проектов), при этом повышается эффективность использования бюджетных средств;
- привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов "третьего сектора" к решению проблем района будет способствовать сотрудничеству населения и администрации района;
- будут укрепляться партнерские отношения с общественными организациями, реализующими свои программы в социальной сфере, адресно решаться социальные вопросы.
<< Приложение 6 Приложение 6 |
||
Содержание Решение Пермской городской Думы от 22 февраля 2005 г. N 31 "Об утверждении городской целевой программы "Общественное... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.