Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 6. Организация библиотечного обслуживания
1. Обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям, культуре является основной задачей библиотеки.
2. Библиотека осуществляет обслуживание с учетом интересов, потребностей граждан, местных традиций. Библиотечные услуги предоставляются индивидуальным пользователям и целым коллективам - группам, организациям.
3. Библиотека прививает ребенку навыки грамотного чтения, непрерывного самообразования, поощряет его участие в общественной жизни, постоянно откликается на социальные изменения и стремится удовлетворять информационные, культурные и досуговые потребности детей.
4. Библиотека предоставляет библиотечные услуги в любой доступной форме сервисного обслуживания тем, кто не может посещать ее в обычном режиме: инвалидам, пациентам больниц и специальных лечебных заведений, детям, содержащимся в детских домах, престарелым, беженцам (с использованием специального оборудования, с помощью специально подготовленного персонала, с привлечением волонтеров и т.д.).
Библиотека вносит свой вклад в социальную реабилитацию особых групп населения, для чего:
- сотрудничает со службами социального обеспечения и опирается на их помощь;
- участвует в местных, региональных и федеральных программах социальной направленности и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;
- ведет библиографические и фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного населения (правовые, экономические, бытовые, культурные);
- взаимодействует со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям;
- приобретает документы и оборудование для лиц с особыми потребностями;
- обучает персонал для работы с данными группами пользователей.
5. Для обеспечения доступа к информации этническим группам местного населения на родном языке библиотека:
- изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, ведет базы данных по данному направлению;
- устанавливает связи и осуществляет сотрудничество с национально-культурными центрами и землячествами на территории местности и за ее пределами;
- обменивается профессиональной информацией с национальными библиотеками субъектов Российской Федерации, с региональными методическими центрами.
6. Информационное обеспечение развития на территории Краснокамского муниципального района библиотека осуществляет в сотрудничестве с органами местного самоуправления Краснокамского муниципального района и поселений, входящих в состав Краснокамского муниципального района, с общественными организациями, с представителями местного сообщества:
- участвует в изучении динамики потребностей, ведет базы данных по проблемам развития территории и документов местного самоуправления;
- осуществляет взаимодействие с другими библиотеками, информационными службами и необходимыми организациями, в том числе за пределами данной местности.
7. Библиотека формирует информационные потребности и информационную культуру своих читателей, пользователей, всего местного населения. С этой целью библиотека:
- проводит регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими и технологическими возможностями, с сотрудниками библиотеки и их деятельностью;
- ведет уроки информационной культуры;
- учит пользоваться справочно-поисковым аппаратом и отдельными его элементами, базами данных.
8. Особая роль библиотеки заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации. Для этого библиотека:
- тщательно собирает и сохраняет литературу по вопросам местного историко-культурного наследия, традиций, знаменательных и памятных дат и событий в жизни местного сообщества;
- наиболее полно отражает местную тематику в справочно-поисковом аппарате, ведет базы данных краеведческого содержания;
- составляет и издает библиографические пособия, справочники, проспекты, буклеты;
- совместно с другими организациями создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;
- создает условия для работы краеведческих объединений.
Библиотека ведет мемориальную и краеведческую деятельность, направленную на изучение и популяризацию истории и культуры своего края.
9. Библиотека самостоятельно определяет перечень библиотечных услуг, которые отражают интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты, а также условия и возможности их предоставления, зафиксированные в "Правилах пользования библиотекой". Библиотека развивает специализированное обслуживание с учетом потребностей пользователей.
К обязательным бесплатным услугам библиотеки относятся следующие:
- предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;
- предоставление справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
предоставление во временное пользование любого документа из библиотечного фонда в соответствии с "Правилами пользования библиотекой";
- предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек.
10. Библиотека, строящая свою деятельность на основе использования новейших информационных технологий, предоставляющая пользователям доступ в корпоративные и глобальные информационные сети, расширяет спектр услуг, обслуживает пользователей в режимах локального и удаленного доступа.
11. Библиотека, расположенная в местности с развитой сферой информационных, образовательных, культурных услуг, может значительно расширить свои возможности посредством сотрудничества с другими организациями, осуществляя совместно с ними культурные, образовательные, информационные и иные программы, проекты, акции в рамках целевых программ.
12. Библиотека ведет культурно-просветительскую работу, приобщает к культурному наследию, развивает у пользователей способность воспринимать культуру и искусство. Развивает воображение и творческое начало у детей и молодежи. Организует вечера, встречи, презентации, лекции, фестивали, конкурсы и иные культурные акции как формы массовой библиотечной услуги или части многообразной маркетинговой деятельности по обеспечению увеличения и качества предоставляемых услуг населению муниципального района.
13. Библиотека обязана предоставить гражданам наиболее полный в ее условиях набор услуг, но при этом проинформировать о возможностях библиотечного обслуживания других библиотек и организаций.
14. Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки, а также ее конкурентоспособность находятся в зависимости от набора и качества ее услуг, комфортности пользования ими. Библиотека, библиотечные услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей. В связи с этим целесообразны своевременные организационные и технологические преобразования в библиотеке на основе анализа изменений в сфере читательских интересов и потребностей.
15. Оценка качества и результативности организации библиотечного обслуживания осуществляется как самой библиотекой на всех этапах реализации библиотечных услуг (планирования муниципального заказа на основе норм организации обслуживания, статистического учета услуг, библиотечного маркетинга и менеджмента), так и со стороны учредителей и общественности.
Оценка предоставляемых библиотекой услуг включает следующие их характеристики:
- полезность и соответствие спросу;
- своевременность и оперативность выполнения;
- информативность и содержательность;
- современные методы и способы исполнения и предоставления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.