Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются наличием проблем, обусловленных состоянием жилищного фонда края, низкой активностью населения в решении вопросов по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Общая площадь жилищного фонда Пермского края на 01.01.2007 составила 54,6 млн. кв. м, в том числе в собственности граждан находится 42,4 млн. кв. м (77 %), в государственной и муниципальной собственности - 12,1 млн. кв. м (22,2 %).
Общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах на 01.01.2007 составила 41,1 млн. кв. м или около 75 % жилищного фонда края. Более 76 % многоквартирных домов расположены в городских поселениях. Из общего числа квартир в многоквартирных домах 70,5 % находятся в частной собственности.
Основным показателем качества жилищного фонда является его благоустройство. Всеми видами благоустройства в Пермском крае оборудовано 33,3 тыс. кв. м, что составляет 61 % от всей площади жилищного фонда.
Жилищный фонд Пермского края оборудован:
водопроводом - 76,9 %;
канализацией - 72 %;
центральным отоплением - 77,7 %;
горячим водоснабжением - 63,1 %;
ваннами (душем) - 62,3 %;
газом - 77,3 %;
напольными электроплитами - 3,8 %.
Техническое состояние жилищного фонда наиболее комплексно характеризует уровень его физического износа, зависящий от сроков строительства жилых домов. Более 60 % жилищного фонда Пермского края было построено до 1970 года, т.е. имеет срок службы 37 лет и более. Более 40 % жилищного фонда имеет износ от 31 % до 70 %, и около 1 % жилищного фонда имеет износ более 70 %. В составе многоквартирного жилищного фонда Пермского края около 50 % занимают дома, построенные индустриальным способом в 60 - 70-е годы и в более ранние периоды, поэтому степень износа таких домов достаточна высока - около 15 % жилых домов имеют износ 66 - 70 % и более.
Аварийный и ветхий жилищный фонд Пермского края на начало 2007 года составлял 2270,3 тыс. кв. м (4,16 % жилищного фонда), в том числе ветхий - 2076,9 тыс. кв. м, аварийный - 193,4 тыс. кв. м. В ветхом и аварийном жилищном фонде проживает 3,3 % населения Пермского края. Более 50 % ветхого и аварийного жилищного фонда приходится на 8082 многоквартирных дома.
Одной из причин высокого удельного веса ветхого и аварийного жилищного фонда в составе жилищного фонда Пермского края является неуклонное сокращение за последние 25 лет объемов работ по поддержанию жилищного фонда в нормативном состоянии. Такая ситуация характерна не только для Пермского края, но и для Российской Федерации в целом.
По данным Росстата, общая площадь капитально отремонтированных жилых домов неуклонно сокращалась:
в 1980 г. - 55742 тыс. кв. м;
в 1990 г. - 29103 тыс. кв. м;
в 1995 г. - 11666 тыс. кв. м;
в 2005 г. - 5552 тыс. кв. м.
Таким образом, за 25 лет общая площадь капитально ремонтируемых жилых домов в Российской Федерации сократилась в 10 раз, притом что общая площадь жилищного фонда возросла за этот период в 1,6 раза. В Пермском крае только за 1995 - 2005 гг. общая площадь ежегодно ремонтируемых жилых домов сократилась в 3,6 раза при росте жилищного фонда на 6,5 %.
Сокращение объемов капитального ремонта жилищного фонда прежде всего обусловлено недостаточностью финансовых средств, направляемых на эти цели.
С 2004 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2003 N 522 введен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда, который для Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа составлял 2,5 рубля в месяц на 1 кв. м общей площади жилья.
В пределах указанного норматива средства на капитальный ремонт учитывались в межбюджетных отношениях. Однако расходы на капитальный ремонт многоквартирных домов в ряде муниципальных образований предусматривались значительно ниже необходимой потребности, а в некоторых муниципалитетах не предусматривались вообще. В результате полученные дотации краевого (областного) бюджета перераспределялись на другие цели, жилищный фонд приходил в ненадлежащее техническое состояние.
Таблица 1 - Объем финансирования капитального ремонта в Пермской области в 2004 - 2005 гг.
|
2004 г. |
2005 г. |
Жилищный фонд на начало года, тыс. кв. м |
52827,8 |
53436,8 |
Норматив затрат, руб. на 1 кв. м в год |
30 |
32,4 |
Объем расходов по нормативу, тыс. руб. |
1584834 |
1731352 |
Фактические затраты, тыс. руб. |
444907,9 |
436621,4 |
Фактические затраты в % от норматива |
28,1 |
25,2 |
Приведенные в таблице 1 данные за 2004 - 2005 гг. показывают, что фактические затраты на капитальный ремонт жилищного фонда в Пермском крае в этот период составляли немногим более 25 % расчетной потребности. В результате низкого уровня финансирования капитального ремонта в последние годы в Пермском крае усилилась тенденция накопления недоремонта жилищного фонда, расчетный объем такого недоремонта только за последние 5 лет составил около 9 тыс. кв. м.
В соответствии с законодательством собственники помещений в многоквартирных домах, помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонта. В связи с ежегодной финансовой необеспеченностью работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов вопрос о приведении жилищного фонда края в нормативное состояние стоит очень остро, поскольку накопленный недоремонт препятствует переводу жилищного хозяйства в сферу рыночных отношений, являясь основным тормозом дальнейшей приватизации жилищного фонда и развития инициативы собственников жилья в решении вопросов управления и содержания общего имущества многоквартирных домов.
В связи с тем, что до недавнего времени государство, являясь основным собственником жилищного фонда, не обеспечило надлежащей системы его эксплуатации и восстановления, а также с учетом высокой степени износа домов и высокой стоимости капитального ремонта гражданам - собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо создать условия для эффективного управления жилищным фондом путем оказания государственной поддержки в приведении жилищного фонда в надлежащее состояние.
Возможность создания условий для управления многоквартирными домами предусмотрена нормами жилищного законодательства. В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Практическую реализацию мер государственной поддержки собственников жилых помещений по приведению в нормативное состояние многоквартирных домов в Пермском крае предлагается осуществить в рамках краевой целевой программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях Пермского края на 2008 - 2011 годы".
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы приведения в нормативное техническое состояние жилищного фонда в многоквартирных домах с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов, а также создание условий для развития инициативы собственников в вопросах управления и содержания общего имущества многоквартирных домов.
Необходимость комплексного решения обозначенной проблемы обусловлена:
сложностью и масштабностью решаемых задач в связи с высоким уровнем износа жилищного фонда;
значительными объемами средств, необходимыми для приведения жилищного фонда в нормативное техническое состояние;
необходимостью разработки и последовательной реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности управления жилищным фондом, увязанных по целям, ресурсам, срокам и исполнителям;
возможностью консолидации бюджетных ресурсов и средств населения на решение проблем в сфере управления жилищным фондом в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.