Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Пермского края
от 19 июня 2008 г. N 851
Концепция краевой целевой программы
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы"
1. Обоснование проблемы и необходимость ее решения программным методом
Концепция краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы" определяет направления развития сельскохозяйственного производства и меры по государственной поддержке и регулированию аграрного сектора.
Краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы" (далее - краевая целевая Программа) разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" (далее - Государственная программа).
Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах".
1.1. Предпосылки разработки и реализации краевой целевой Программы
Пермский край является индустриальным регионом с мощными добывающим и обрабатывающим сектором, развитой инфраструктурой и торговыми отношениями. Активное развитие промышленности, строительства, лесопромышленного комплекса и других отраслей с более высокой доходностью, чем в сельском хозяйстве, снижают привлекательность аграрной деятельности. Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
неблагоприятные условия функционирования сельского хозяйства, которые затрудняют доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком инвестиций;
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и разрушение природно-экологического потенциала;
нерешенные системные проблемы отрасли - снижение почвенного плодородия, неразвитая система семеноводства и племенного животноводства, вопросы собственности на землю и имущество сельскохозяйственных организаций;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
необходимость совершенствования системы управления отраслью.
Аграрная политика России начала преобразовываться с принятием национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", который дал существенный импульс в развитии отрасли. Принятая в 2007 году Государственная программа, объединившая в себе все направления государственного воздействия на развитие сельского хозяйства и сельскохозяйственных рынков, стала новым стратегическим ориентиром развития отрасли. Аграрная политика Пермского края будет реализовываться по направлениям Государственной программы и обеспечит достижение целевых показателей в рамках краевой целевой Программы.
1.2. Оценка развития сельского хозяйства Пермского края
Доля сельского хозяйства в 2007 году составила 3 % валового регионального продукта Пермского края. Удельный вес сельского населения в общей численности населения Пермского края составляет 25,1 %, при этом происходит постоянное его сокращение.
По данным сельскохозяйственной переписи 2006 года на территории Пермского края зарегистрировано 800 сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, 554 из них осуществляют сельскохозяйственное производство. Крупных и средних сельскохозяйственных организаций - 330 единиц; малых - 82, подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций насчитывается 142 единицы, личных подсобных хозяйств населения - 420 тыс. единиц.
Природный и производственный ресурсный потенциал Пермского края находится на уровне Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и Республики Удмуртия. Сравнительный анализ развития сельского хозяйства в исследуемых регионах показывает, что в 2007 году индекс физического объема производства валовой продукции в Пермском крае снизился на 6,4 % (таблица 1).
В Пермском крае по сравнению с регионами-конкурентами не достаточно развиты методы косвенной поддержки сельскохозяйственных организаций (льготные тарифы на электроэнергию, льготы по налогообложению, инвестиции в аграрную инфраструктуру и др.). Тем не менее предпринимаемые меры по возмещению из краевого и федерального бюджетов процентных ставок по кредитам, меры прямой поддержки технической модернизации сельскохозяйственных организаций, мероприятия по реализации инвестиционных проектов привели к росту инвестиций в отрасль. Так, по данным Пермьстата в 2007 году объем инвестиций в отрасль составил 5142 млн. рублей.
Таблица 1 - Индексы физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, %
Регионы |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Республика Башкортостан |
105,1 |
101,5 |
99,3 |
108,6 |
103,1 |
Республика Татарстан |
103,9 |
105,2 |
105,2 |
106,0 |
106,0 |
Республика Удмуртия |
101,7 |
98,1 |
102,6 |
106,3 |
100,1 |
Кировская область |
97,4 |
99,3 |
97,6 |
100,0 |
92,1 |
Нижегородская область |
101,7 |
99,4 |
107,3 |
102,2 |
95,9 |
Пермский край |
98,2 |
92,8 |
94,5 |
101,9 |
95,5 |
Самарская область |
102,3 |
103,6 |
97,3 |
105,9 |
103,6 |
Свердловская область |
103,5 |
99,2 |
101,7 |
103,6 |
95,8 |
Челябинская область |
112,3 |
85,2 |
128,1 |
114,6 |
100,1 |
Источник: Пермьстат.
Оценка результатов деятельности сельскохозяйственных организаций свидетельствует об общем кризисе отрасли (таблица 2). Так, выручка от реализации за анализируемый период выросла на 10 %, а ежегодная инфляция составляла 8 - 12 %. Опережающими темпами увеличиваются затраты на производство, и при расчете валовой маржи выясняется системная убыточность отрасли. Получаемая в отрасли прибыль формируется за счет субсидий, отнесенных на финансовый результат, частично обеспечивая возможность развития отрасли. Несмотря на рост производительности труда в сельском хозяйстве, а также некоторое увеличение показателей, характеризующих финансовую устойчивость организаций, окупаемость затрат (возмещение затрат на производство и реализацию продукции суммой полученной выручкой от реализации продукции) составила в 2005 году - 73 %, 2006 году - 74 %, 2007 году - 73 %.
При оценке функционирования сельскохозяйственных организаций Пермского края, сгруппированных по выручке от реализации продукции, выявлено, что в группу с выручкой до 20 млн. рублей входит 247 организаций, то есть 62 % от их общего количества. Максимальную выручку (свыше 50 млн. рублей) получают около 6 % организаций. Рейтинговая оценка, в которую вошли 397 сельскохозяйственных организаций неиндустриального типа, показала, что абсолютно устойчивое финансовое положение имеет 13 организаций (окупаемость затрат выше коэффициента 1,2), что составляет 3,3 %, финансово устойчивыми являются 14 организаций (окупаемость затрат от 1 до 1,2), что составляет 3,5 %. Более 93 % сельскохозяйственных организаций относятся к неустойчивым или с кризисным финансовым состоянием (коэффициент окупаемости менее 0,7). По этой причине на 01.01.2008 (по данным УФНС по Пермскому краю) 70 сельскохозяйственных организаций находятся в процедуре конкурсного производства.
Таблица 2 - Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Пермского края, млн. рублей
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Выручка от реализации |
6635 |
7468 |
7905 |
8545 |
9336 |
в том числе без индустриальных организаций |
н.д. |
3487 |
4165 |
4319 |
4374 |
Затраты на основное производство |
8631 |
9946 |
10830 |
11617 |
12828 |
Валовая маржа сельскохозяйственных организаций |
-1996 |
-2478 |
-2925 |
-3072 |
-3492 |
Субсидии из бюджетов всего |
455 |
757 |
752 |
1104 |
1401 |
Выплачено сельскохозяйственными организациями налогов и неналоговых сборов |
798 |
1005 |
896 |
957 |
1038 |
Себестоимость реализованной продукции |
6547 |
7296 |
7 521 |
8 046 |
8 892 |
Прибыль до налогообложения с учетом субсидий |
н.д. |
687 |
506 |
702 |
735 |
Источник: Министерство сельского хозяйства Пермского края.
За период с 2003 года по 2007 год в хозяйствах всех категорий произошел рост объемов валового производства картофеля на 13,5 %, овощей открытого и закрытого грунта на 3,4 %. Данная тенденция объясняется притоком инвестиций в отрасль, реализацией мероприятий по поддержке элитного семеноводства, сохранением плодородия почв.
Объем валового производства молока во всех категориях хозяйств снизился на 14,8 %, при увеличении продуктивности на 10,8 %. Снижение объемов производства молока характерно только для мелкотоварного сектора и связано с сокращением поголовья коров. В сельскохозяйственных организациях в 2007 году по сравнению с 2006 годом данный показатель вырос на 1,5 % за счет государственной поддержки племенного животноводства и инвестиционных проектов в отрасли молочного скотоводства.
За период с 2003 года по 2007 год объем производства мяса скота и птицы (в живой массе) сократился на 14,9 % при снижении поголовья крупного рогатого скота на 21,8 %, свиней - на 21,4 %, мяса птицы - на 33,9 %. Объем производства яиц составляет 833,2 млн. штук, за анализируемый период произошло сокращение на 15,7 %.
В 2007 году в хозяйствах всех категорий (таблица 3) произведено валовой продукции на сумму 22224,2 млн. рублей, из них на сельскохозяйственные организации приходится 11 млрд. рублей, остальной объем производства приходится на крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Рост стоимости произведенной валовой продукции обусловлен увеличением закупочных цен на молоко, зерно, яйцо.
Таблица 3 - Основные производственно-экономические показатели отрасли сельского хозяйства Пермского края
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2007 год в % к 2003 году |
Валовая продукция сельского хозяйства, млн. рублей |
17116,1 |
19109,4 |
19813,5 |
21041,4 |
22242,2 |
X |
Индекс физического объема производства сельскохозяйственной продукции, % |
98,2 |
92,8 |
94,5 |
101,9 |
95,5 |
X |
Продукция хозяйств населения и крестьянских хозяйств в действующих ценах, млн. рублей |
9691 |
10155 |
10138 |
10923 |
10860,4 |
112,0 |
Поголовье, (тыс. голов): крупный рогатый скот |
388,9 |
365,2 |
335,1 |
319,5 |
304,2 |
78,2 |
свиньи |
278,6 |
236 |
221,5 |
231,4 |
219,0 |
78,6 |
птица |
7343,5 |
6340,8 |
6993,9 |
5778,2 |
4772,9 |
66,1 |
Валовой надой молока, тыс. тонн |
599,6 |
568,8 |
525,5 |
508,0 |
511,2 |
85,2 |
в том числе в сельскохозяйственных организациях |
319,4 |
311,2 |
295,9 |
304,0 |
308,6 |
97,1 |
Убой скота и птицы в живом весе, тыс. тонн |
142,6 |
134,1 |
123,6 |
119,2 |
121,3 |
85,1 |
Производство яиц, млн. штук |
988,1 |
991,1 |
992,9 |
940,3 |
833,2 |
84,3 |
Валовой сбор картофеля, тыс. тонн |
704,4 |
690,5 |
563,7 |
806,6 |
675,1 |
83,7 |
Валовой сбор овощей - всего, тыс. тонн |
390,7 |
388,1 |
390,9 |
373,3 |
354,7 |
95,0 |
Источник: Пермьстат.
Для обеспечения роста доходов сельского населения необходимо продолжить реализацию мероприятий по государственной поддержке малых форм хозяйствования на селе. Главными задачами государственной поддержки является развитие системы кредитования малых форм хозяйствования, направленной на обеспечение занятости экономически активного сельского населения.
В 2007 году доля постоянных работников, имеющих высшее и среднее техническое образование, составила 14 %. В структуре трудообеспеченности сельскохозяйственных организаций работники моложе 30 лет составляют 19 %. Одна из главных причин сложившейся ситуации - низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве, который существенно ниже, чем в других отраслях экономики. По итогам 2006 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по всем отраслям экономики в целом по краю составила 9516 рублей, а в сельском хозяйстве - 3920 рублей. Причем разница в оплате труда работников, занятых сельскохозяйственным производством и работающих во всех отраслях экономики Пермского края, ежегодно увеличивается.
1.3. Оценка результатов аграрной политики в Пермском крае
Аграрная политика в Пермском крае в 2003 - 2005 годах и 2006 - 2008 годах формировалась в рамках соответствующих областных целевых программ. Оценивая общую ситуацию в аграрном секторе экономики, можно сделать следующие выводы:
1. В сельском хозяйстве Пермского края на фоне снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции наблюдается увеличение показателей эффективности производства. В 2007 году надой на одну фуражную корову увеличился по сравнению с 2003 годом на 7,8 %, среднесуточный привес крупного рогатого скота на 10,5 %, яйценоскость на 4,6 %. Урожайность картофеля увеличилась на 22,6 %, овощей - на 16,0 %, зерновых культур (в весе после доработки) - на 6,8 %.
2. Сохраняется проблема развития генетического потенциала отраслей животноводства и растениеводства, обусловленная неудовлетворительным финансовым состоянием сельскохозяйственных организаций, отсутствием новой материально-технической базы и современных технологий производства сельскохозяйственной продукции, отвечающей современным требованиям к стандартам качества.
3. Остается актуальной задача достижения финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, вызванная дефицитом оборотных средств. Существующие кредитные механизмы не обеспечивают сельскохозяйственным организациям доступность к кредитным и заемным ресурсам потенциальных инвесторов.
4. Остается нерешенной проблема устойчивого функционирования малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, повышения доходов сельского населения. Эффективность производства крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств напрямую связана с государственной поддержкой посредством предоставления субсидий и кредитов.
5. Проблема снижения эффективности агропромышленного производства во многом связана с отсутствием квалифицированных кадров, способных эффективно управлять отраслью. Современное развитие отрасли невозможно без проведения и применения инновационных исследований. Конкурентоспособность агропромышленного комплекса региона зависит во многом от качества и направления прикладных исследований, дающих новые преимущества в разрезе существующей региональной специализации.
Таким образом, для эффективного функционирования отрасли необходимо планирование мероприятий по привлечению инвестиций, повышению доступности кредитов, страхованию урожая сельскохозяйственных культур и крупного рогатого скота, поддержке кадрового потенциала отрасли, формированию эффективной информационно-консультационной службы. Данные мероприятия требуют системного подхода в их реализации, постановки ряда частных задач и четкого понимания методов их решения, в основе которых должны быть заложены механизмы, определенные Государственной программой.
2. Основные цели и задачи краевой целевой Программы
Цель краевой целевой Программы - рост доходов аграрного бизнеса и сельского населения, основанный на устойчивом развитии приоритетных отраслей и эффективном использовании ресурсного потенциала.
Задачи краевой целевой Программы:
1. Обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей, основанное на инновационном позиционировании агропромышленного комплекса и расширении рынков сбыта.
2. Устойчивое развитие отрасли путем сохранения и воспроизводства используемого ресурсного потенциала.
3. Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, включая меры по расширению доступа к кредитным ресурсам и увеличению удельного веса застрахованных площадей, поголовья крупного рогатого скота.
4. Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, как фактора повышения уровня доходов сельского населения.
5. Совершенствование системы информационно-консультативного сопровождения отрасли и поддержки кадрового потенциала в агропромышленном комплексе.
Основой краевой целевой программы будет являться стимулирование не процесса производства, а конечного результата. В рамках краевой целевой Программы в качестве приоритетных рынков (отраслей специализации) принимаются следующие рынки: молока и молокопродуктов, мяса птицы, яйца, картофеля, овощей, рапса, семян сельскохозяйственных культур. В рамках программных мероприятий будет предусмотрена поддержка племенного дела, семеноводства и мясного животноводства как направлений, обеспечивающих развитие отраслей специализации. Производство растениеводческой продукции имеет четкую кормовую направленность. Развитие прочих рынков и производств будет основываться на территориальном значении и в качестве альтернативных источников доходов сельского населения.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение поступлений инвестиций в отрасль. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдавшийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и программы "Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 2006 - 2008 годы". В 2009 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться, при этом ключевым фактором будет являться создание благоприятных условий функционирования агропромышленного комплекса и совершенствование системы управления отраслью. Важнейшим элементом краевой целевой Программы должно стать комплексное развитие точек роста, которое обусловлено увеличением количества эффективных аграрных бизнес-единиц и стимулированием конечного результата.
В 2012 году индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) должен составить 103,1 %, индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий составит 105,2 %.
Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить долю региональных производителей в формировании ресурсов мяса до 70 %, молока - не менее 80 %. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 55 кг в 2007 году до 73 кг в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко с 239 до 261 кг соответственно.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития агропромышленного комплекса на 2009 - 2012 года являются:
развитие направлений, определенных Государственной программой, связанное с выделением средств для их реализации на условиях софинансирования с федеральным бюджетом;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства;
повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства.
Для наиболее эффективного решения поставленных задач краевая целевая Программа содержит 5 направлений:
1. Ускоренное развитие приоритетных отраслей агропромышленного комплекса.
2. Устойчивое сельскохозяйственное производство.
3. Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса.
4. Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
5. Кадры, консалтинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе.
Каждое из указанных направлений состоит из мероприятий, способствующих решению отдельных экономических и социальных задач в агропромышленном комплексе в период действия краевой целевой Программы.
3. Период действия и основные этапы реализации краевой целевой Программы
Срок реализации краевой целевой Программы: 2009 - 2012 годы.
Базовым периодом для сравнения эффективности мероприятий краевой целевой Программы устанавливается 2007 год. Предусматривается один этап реализации краевой целевой Программы.
4. Основные направления краевой целевой Программы
4.1. Ускоренное развитие приоритетных отраслей агропромышленного комплекса
Основными проблемами, влияющими на инвестиционную привлекательность агропромышленного комплекса, являются диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, длительная окупаемость проектов, на срок которой влияют величина капитальных вложений и прибыльность инвестиционных проектов.
Целью данного направления является рост доходов сельского населения за счет развития конкурентных преимуществ приоритетных отраслей путем реализации комплексных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе и увеличения объемов реализованной продукции.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса путем реализации инвестиционных проектов на основе конкурсного отбора;
рост производительности труда;
увеличение объемов реализованной продукции за счет субсидирования части затрат, в том числе инвестиционных.
Положительное влияние на рост объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства окажет увеличение объема инвестиций в отрасль. Мероприятия по поддержке и реализации инвестиционных проектов предполагают возмещение части затрат при создании новых производств и техническом перевооружении организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования.
Развитие данного направления будет осуществляться на основе отбора инвестиционных предложений организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования по следующим проектам: "Ускоренное развитие молочного животноводства в Пермском крае", "Развитие приоритетных отраслей растениеводства в Пермском крае", "Развитие отрасли птицеводства в Пермском крае", "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе" и другие. Отбор проектов и их реализацию планируется осуществлять по принципу развития "точек роста" с учетом территориальных, социальных и инфраструктурных особенностей. Стимулирование увеличения объемов реализованной продукции будет обеспечено поддержкой прироста натуральных показателей и эффективности производства.
4.2. Устойчивое сельскохозяйственное производство
Целью направления является сохранение и развитие ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства, обеспечивающее инвестиционную привлекательность отрасли.
Реализация направления ориентируется на системообразующие мероприятия, которые не эффективны с позиции аграрного бизнеса ввиду крайне длительного срока окупаемости и являются инфраструктурными.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных за счет сохранения и развития генетического потенциала отрасли животноводства;
повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе сохранения и развития генетического потенциала отрасли растениеводства;
сохранение почвенного плодородия на уровне естественного фона с целью роста урожайности в отраслях растениеводства.
При реализации данного направления будет предусмотрен организационный механизм регулирования имущественных и земельных отношений.
В рамках данного направления планируется осуществить следующие меры государственной поддержки, реализуемые на условиях софинансирования с федеральным бюджетом в соответствии с Государственной программой:
субсидии для сельскохозяйственных организаций на приобретение мелиорантов, минеральных удобрений и средств защиты растений;
субсидии на приобретение сельскохозяйственными организациями элитных семян сельскохозяйственных культур;
субсидии для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и на содержание племенных быков-производителей;
субсидии на приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
субсидии на приобретение племенного молодняка и семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства.
Для повышения экономической эффективности производства животноводческой продукции и улучшения ее качества необходимо проводить комплекс противоэпизоотических мероприятий.
Реализация данного направления позволит увеличить удельный вес племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 %, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 % (научно обоснованная норма).
4.3. Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса
Отрасль сельского хозяйства находится в условиях более низкой инвестиционной привлекательности по причине высокой степени рисков и существенной социальной нагрузки на сельскохозяйственное производство. Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства населения зачастую ограничены в возможностях развития за счет собственных ресурсов.
Основой конкуренции является техническая и технологическая модернизация организаций агропромышленного комплекса. Поэтому целью данного направления является стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, малых форм хозяйствования, а также организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции. Для достижения поставленной цели необходимо стимулировать увеличение объемов привлеченных кредитов и займов, а также реализовать мероприятия по снижению рисков в отрасли.
Поддержка мероприятий по данному направлению заключается в следующем:
субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам и займам;
субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам;
субсидирование процентов по кредитам (займам) малых форм хозяйствования на селе;
субсидии на возмещение части затрат на уплату процентных ставок по кредитам на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства;
субсидии сельскохозяйственным организациям компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур и крупного рогатого скота.
Субсидирование из краевого бюджета осуществляется по мероприятиям в соответствии с Государственной программой на условиях необходимого софинансирования с федеральным бюджетом.
Поддержка страхования за счет средств краевого бюджета, скоординированная с порядком предоставления субсидий из федерального бюджета, будет направлена на стимулирование заключения рыночных сделок по страхованию посевов в лицензированных страховых компаниях. Учитывая краевую специализацию в сфере животноводства, мероприятия по поддержке страхования в аграрном секторе будут распространены на страхование крупного рогатого скота.
4.4. Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе
Целью данного направления является рост доходов сельского населения за счет увеличения числа субъектов малых форм хозяйствования и повышения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции.
Для реализации указанной цели планируется решение следующих задач:
информационная и организационная поддержка развития личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, а также развитие краевой системы потребительских обществ;
увеличение числа субъектов малых форм хозяйствования за счет механизма реализации франшиз;
развитие производств по направлениям "Аквакультура" и "Пчеловодство".
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета.
4.5. Кадры, консалтинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе
Важным фактором роста эффективности аграрного производства является укомплектованность сельскохозяйственных организаций высококвалифицированным персоналом. Недостаток и низкое качество подготовки работников не позволяет эффективно использовать высокотехнологические факторы производства, совершенствовать и развивать отраслевую специализацию. Не решена проблема повышения эффективности менеджмента в отрасли, что усугубляется отсутствием единой системы консалтинга и информационного обеспечения в агропромышленном комплексе.
Главной целью направления является привлечение специалистов в агропромышленный комплекс, повышение эффективности научно-исследовательских разработок и увеличение их прикладного значения. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
развитие кадрового потенциала в агропромышленном комплексе;
оказание информационно-консультативной поддержки;
проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям отрасли и их внедрение.
В рамках данного направления планируется осуществить мероприятия по созданию "Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства". Задачами осуществления мероприятий по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства являются внедрение системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства на основе формирования государственных информационных ресурсов, предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
5. Ожидаемые результаты реализации краевой целевой Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
Результаты реализации краевой целевой Программы будут заключаться в росте доходов сельского населения на основе повышения конкурентоспособности приоритетных отраслей и эффективном инновационном использовании ресурсного потенциала.
На протяжении всего периода реализации Программы устанавливаются четкие параметры регулирования отрасли. Стабильные условия функционирования создают выгодные преимущества отрасли для привлечения инвестиций, реализации среднесрочных проектов реконструкции и технического перевооружения сельскохозяйственных организаций.
Краевая программа поддерживает преемственность в аграрной политике Пермского края, что также стабилизирует ситуацию в отрасли. В то же время в 2009 - 2012 годах предусматривается переход от выполнения государством рыночных услуг для сельского хозяйства к формированию рыночных институтов и инфраструктуры.
В краевой целевой Программе будет предусмотрена равная доступность сельскохозяйственных организаций к краевым субсидиям.
Основными целевыми показателями на момент окончания действия краевой целевой Программы являются:
увеличение объемов производства молока (во всех категориях хозяйств) на 21,3 %, мяса скота и птицы (в живом весе) - на 28,6 %.
рост фонда оплаты труда в 2,5 раза, в том числе за счет повышения уровня производительности труда в сельскохозяйственном производстве, а также создания новых пищевых и перерабатывающих производств;
увеличение инвестиций в отрасль в 1,8 раза.
Мониторинг реализации краевой целевой Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Пермского края.
Для мониторинга реализации краевой целевой Программы будут проводиться выборочные обследования и дополнительные статистические наблюдения.
6. Источники, порядок и предполагаемые объемы финансирования программных мероприятий
Краевая целевая Программа предполагает финансирование из следующих источников:
средства федерального бюджета на условиях софинансирования мероприятий краевой целевой Программы;
средства краевого бюджета (в соответствии с бюджетным законодательством Пермского края);
средства из внебюджетных источников (частные инвесторы, кредитные ресурсы банков, собственные средства граждан, средства организаций агропромышленного комплекса).
Основная часть мероприятий краевой целевой Программы финансируется в виде субсидий из краевого бюджета. Основной принцип применения субсидий - привлечение в отрасль дополнительных финансовых ресурсов из внебюджетных источников и федерального бюджета, а также ускоренная модернизация сельскохозяйственных организаций и формирование рыночной инфраструктуры. Примерный объем финансирования краевой целевой Программы из краевого бюджета в расчете на четыре года представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Планируемый объем финансирования краевой целевой Программы из краевого бюджета, млн. рублей
Источники финансирования |
2009 - 2012 годы |
В том числе |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
Краевой бюджет |
6265,2 |
1409,0 |
1535,8 |
1660,2 |
1660,2 |
При изменении рыночной ситуации и увеличении количества эффективных инвестиционных проектов, реализуемых в агропромышленном комплексе Пермского края, предусмотреть увеличение объема финансирования краевой целевой Программы из краевого бюджета.
7. Место краевой целевой Программы в системе нормативных правовых актов
В данной краевой целевой Программе будет предусмотрен механизм регулирования агропромышленного комплекса Пермского края в 2009 - 2012 годах. Для ее реализации необходимо принятие закона Пермского края о краевой целевой программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы и нормативного правового акта Правительства Пермского края, регламентирующего порядок предоставления субсидий.
8. Финансовое обеспечение разработки краевой целевой Программы
Финансовое обеспечение разработки проекта краевой целевой Программы осуществляется за счет средств областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 2006 - 2008 годы".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 19 июня 2008 г. N 851 "О концепции краевой целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.