Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Пермской области
и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого
автономного округа
от 20 апреля 2006 г. N 17
Концепция
целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2006 - 2010 годы"
1. Описание проблемы, анализ причин сложившейся проблемной ситуации, возможные сценарии развития проблемной ситуации
Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности - с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Пермского края в средне - и долгосрочной перспективе.
Сегодня отсутствуют механизмы, обеспечивающие связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан. Образование, которое не сказывается на успешности граждан и эффективности экономики, не может считаться качественным. На решение этих задач направлена федеральная образовательная политика модернизации образования.
Реализация областной целевой программы "Развитие системы образования в Пермской области на 2002 - 2005 годы", принятой Законодательным Собранием Пермской области 20 июня 2002 года, позволила:
провести эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования и тем самым подготовиться к переходу на новые образовательные стандарты;
осуществить подготовку и реализацию эксперимента по введению единого государственного экзамена и заложить основы внешней объективной оценки качества образования;
создать условия для оптимизации сети образовательных учреждений на основе проекта "Школьный автобус", поставки в сельские учреждения компьютерной техники, оснащения опорных учреждений лабораториями химии, физики;
внести изменения в систему управления образованием, придать ей общественный характер путем создания областного координационного совета по модернизации образования, совета по гражданскому образованию, попечительских советов в образовательных учреждениях и организации конкурса "Попечитель образования";
продолжить работы по информатизации образования путем использования новых информационных технологий на всех ступенях обучения, расширения доступа в сеть Интернет, подготовки педагогического персонала, создания образовательного портала, что позволило области включиться в проект Национального фонда подготовки кадров по вопросам информатизации образования.
В целом реализация Программы позволила приступить к созданию условий модернизации регионального образования: накоплен кадровый инновационный потенциал, создана определенная материальная база(1), ведутся научные разработки, приобретен опыт распределения финансовых средств на конкурсной основе, управление образованием приобретает государственно-общественный характер.
В то же время не получилось донести до каждого педагога идеи модернизации, организовать их осмысление и реализацию в образовательных учреждениях. Это - существенная недоработка органов управления образованием всех уровней, методических служб и системы повышения квалификации. Нет заметных сдвигов по выделенным приоритетам Программы - воспитание, содержание образования, здоровье, что обусловливает необходимость продолжения целенаправленной работы над этим в ближайшие годы.
Система образования Пермского края находится под влиянием демографического спада. Доля детского населения равна 19 % в Пермской области и 27 % в Коми-Пермяцком автономном округе. Вследствие снижения рождаемости в период с 1989 до 2001 года(2) наблюдается сокращение числа учреждений и обучаемых в системе общего образования, намечается такая тенденция и в системе профессионального образования. Увеличение приема в 1-е классы предвидится только в 2007 году в связи с ростом рождаемости в 2001 году. В дошкольном образовании происходит обратный процесс - увеличивается потребность в учреждениях, особенно в городской местности.
Малая плотность сельских поселений вызывает несоответствие удельного веса сельских школ количеству учащихся в них. В Пермской области соотношение числа учреждений, функционирующих в городской и сельской местности, равно 2:3. При этом число учащихся городских общеобразовательных учреждений составляет 3/4 школьников (38,7 % учреждений и 75 % учеников в городской местности; 61,3 % учреждений и 25 % учеников - в сельской). В Коми-Пермяцком автономном округе доля учреждений, расположенных в сельской местности, значительно выше (92 % учреждений и 78 % учеников)(3). Малая наполняемость сельских школ приводит к увеличению затрат бюджета на одного ученика, воспитанника(4), прежде всего - на фонд оплаты труда. Соотношение фонда оплаты труда и фонда материальных затрат составляет в Пермской области 60 % и 40 %, в Коми-Пермяцком автономном округе - 71 % и 29 %. Низкая платежеспособность сельского населения не позволяет увеличить долю внебюджетных средств в системе образования (12 % в области, 3 % - в округе).
Существенной характеристикой сети учреждений образования является ее дифференцированность по типам и видам. Из 2314 учреждений Пермской области и 257 учреждений Коми-Пермяцкого автономного округа большую часть составляют дошкольные (937 учреждений - 40,5 % в области; 108 - 42 % - в округе) и общеобразовательные (910 учреждений - 39,3 % - в области; 116 - 45 % - в округе), а также учреждения дополнительного образования детей (217 - 9,4 % - в области и 15 - 6 % - в округе). Незначительную часть составляют специальные (коррекционные) учреждения (65 - 2,8 % - в области; 5 - 2 % - в округе), детские дома (45 - 1,9 % - в области; 3 - 1 % - в округе). Система профессионального образования представлена учреждениями начального (67 - 2,9 % - в области и 5 - 2 % - в округе), среднего (23 - 1 % - в области и 4 - 2 % - в округе) профессионального образования, повышения квалификации (1 - в области и 1 - в округе). В Коми-Пермяцком автономном округе нет вечерних (сменных) школ, гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов, учреждений для детей с девиантным поведением, вузов(5).
Здоровье детского населения Пермской области хуже, чем в среднем по Российской Федерации. По данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков (2002 год), в нашем регионе меньше, чем в России, доля детей, имеющих нормальное физическое развитие; больше процент детей, нуждающихся в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий. Здоровыми (1 группа здоровья) признаны 13,3 % детей (в среднем по Российской Федерации - 32,1 %), функциональные отклонения выявлены у 66,9 % детей (в среднем по России - 51,7 %), хроническими заболеваниями страдает каждый пятый ребенок или 19,8 % детей (по России - 16,2 %, то есть каждый 6-й)(6).
На здоровье ученика влияют условия образовательного процесса. В аварийных зданиях расположено 22 образовательных учреждения области (1 %) и 1 учреждение округа (0,4 %); в зданиях, требующих капитального ремонта, - 739 учреждений области (34 %), 93 (36,3 %) - округа. В Коми-Пермяцком автономном округе только каждое пятое учреждение имеет все виды благоустройства (в Пермской области - 77 %). Низка оснащенность учреждений образования медицинским оборудованием, средствами предупреждения пожаров и пожаротушения, приборами освещения, оборудованием столовых(7).
Одним из важнейших требований к образовательному учреждению является обеспечение безопасности ребенка, что в широком смысле включает в себя не только устранение угроз жизни и здоровью, но и психологический комфорт, отсутствие унижения человеческого достоинства и наличие возможностей восстановления справедливости в случае нарушения прав.
Приобретает большую значимость пропаганда и формирование здорового образа жизни среди подростков. За последнее время показатель хронического алкоголизма и алкогольных психозов среди подростков края вырос в 2 раза и превысил среднероссийский уровень.
Темпы роста подростковой преступности в несколько раз опережают аналогичные данные по всей преступности в целом. Причины этого - незанятость детей после уроков; бедность форм организации досуга подростков 16 - 18 лет; отсутствие системы воспитания норм повседневного поведения в общественных местах; неэффективность действий образовательных учреждений по осуществлению первичной профилактики; недостаточная эффективность работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Создание системы профилактической деятельности, предупреждающей или существенно снижающей безнадзорность, беспризорность, девиантное поведение и правонарушения несовершеннолетних, является принципиально важной социально-педагогической задачей.
Необходимо формирование в образовательном учреждении определенного уклада школьной жизни, устраивающего всех участников образовательного процесса и признанного ими. Актуальной проблемой является выполнение образовательным учреждением функции социализации, предполагающей моделирование всех форм общественных отношений. Это необходимо как для подготовки молодого человека к успешной деятельности в будущем, так и для решения задач воспитания гражданина и патриота.
Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий является важнейшим приоритетом. Информатизация образования понимается как обновление содержания, методов и организационных форм обучения, достижение новых учебных результатов, модернизация всех сторон жизни общеобразовательной и профессиональной школы.
Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Перед системой образования стоит задача перехода на новые образовательные стандарты, позволяющие получить современный образовательный результат - компетентность выпускника. В то же время необходимо перейти на внешнюю объективную оценку результатов образовательного процесса как в общем, так и в профессиональном образовании.
Как показывают данные Департамента федеральной государственной службы занятости населения за 2004 г., молодежь в возрасте до 20 лет составляет 10 % общего числа безработных, а в возрасте с 20 до 29 лет - 31 %. Наиболее серьезные трудности в поиске работы испытывают выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования. Более четверти выпускников высшего профессионального образования и около трети выпускников среднего профессионального образования не трудоустраивается по полученной специальности. А в случае поступления на работу по специальности они не являются носителями современных и эффективных способов деятельности на производстве. Причина этого, в первую очередь, состоит в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда. Успешность развития содержания и технологий обучения в системе профессионального образования во многом взаимоувязана с тем, насколько эффективно будет сокращаться несоответствие качества образования предъявляемым к нему требованиям работодателей.
Современная российская система образования характеризуется отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе и в процессах общественной оценки качества образования.
В системе образования наблюдается, с одной стороны, избыток педагогических кадров в расчете числа учащихся на одного учителя, с другой - недостаток педагогов по отдельным предметам, недостаток квалифицированных кадров. Отмечается старение педагогических работников. На одного учителя в среднем по Пермской области приходится 12,09 учащихся, при этом вакантны 282 ставки учителей; в Коми-Пермяцком автономном округе - 7,48, вакантны 40 ставок. В среднем по России на одного учителя приходится 18 учеников. Число высококвалифицированных учителей (1-ой и высшей категории) составляет 49,3 % в Пермской области и 33,1 % - в Коми-Пермяцком автономном округе. Недостаточная гибкость, инерционность, слабая реакция системы образования на внешние сигналы вызваны дефицитом преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Из-за низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии учителя и преподавателя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Поэтому первостепенной задачей является создание региональной системы оплаты педагогического труда, носящей стимулирующий характер.
Проводимая политика модернизации образования сталкивается с негативным отношением к нововведениям со стороны родителей учеников, с незнанием или непониманием представителями гражданского общества ключевых процессов, происходящих в этой сфере. Включение общественных сил (попечительских советов, депутатов, представителей средств массовой информации, общественных организаций и других) в обсуждение механизмов и этапов реформирования позволит перевести негативные высказывания населения в русло конструктивного диалога. Такой диалог необходим в современных условиях, так как модернизация образования напрямую затрагивает жизненные нормы и ценности различных категорий граждан. На основе такого диалога разрабатывается данная Программа.
2. Обоснование приоритетности, актуальности и стратегического характера проблемы, необходимости и преимуществ ее решения программными средствами
Социально-экономические особенности современного этапа развития Российской Федерации и Пермского края объективно требуют качественного совершенствования всей системы образования. Сохранение взгляда на образование как на дешевую "непроизводственную сферу" является одной из важнейших причин сдерживания темпов социально-экономического развития региона. Существует острая необходимость создать условия для становления региональной системы образования как ресурса социально-экономического развития Пермского края и благополучия граждан.
Впервые в истории российского образования в основу Программы развития системы образования Пермского края на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) положены гражданский запрос и государственный заказ.
Гражданский запрос системе образования сформулирован рядом общественных организаций и представителей гражданского общества региона, которые заявили о своем ответственном авторстве.(8)
Таким образом, данная Программа есть реальное проявление государственно-общественного характера управления развитием образования, где органы государственной власти и гражданское общество оформили реальные отношения социального партнерства в сфере образования.
Гражданский запрос (основные направления развития образования Пермского края):
1. Непрерывность и общедоступность, развивающий характер системы образования. Система образования должна обеспечить путь к жизненному успеху и качеству жизни граждан, стать фактором социально-экономического развития Пермского края.
2. Безопасность и сохранность здоровья учащихся. Система образования должна обеспечить сохранение, укрепление и развитие здоровья детей, соответствовать особенностям развития учащихся, обеспечить страхование рисков детства, содействовать социальному самоопределению и профессиональной ориентации, противодействовать повышению уровня преступности.
3. Тесное партнерство семьи и школы. Необходимо выстроить правовую основу партнерских отношений и взаимной ответственности родителей и системы образования в развитии, защите и воспитании детей, в подготовке их к общественной и семейной жизни, в ресурсном обеспечении системы образования. На основе общественного договора необходимо определить и оформить вклад в систему образования государства, муниципалитета, местного сообщества, семьи.
4. Равноправие программ базового и дополнительного образования. Необходимо обеспечить равноправие, признание и конвертируемость базовых и дополнительных образовательных программ и сертификатов как основы и условия сознательного выбора образовательного маршрута, профессии и жизненного пути.
5. Гражданский характер образования. Система образования должна стать основой и субъектом гражданского общества. Взаимодействие школы и гражданских институтов в развитии образования, воспитании граждан, моделировании основных общественных отношений должно стать основным механизмом образовательной политики.
6. Конкурентоспособность выпускников и образовательных организаций. Граждане Пермского края заинтересованы в том, чтобы система образования обеспечивала выпускникам школ и организаций профессионального образования конкурентные преимущества на рынке труда и знаний перед выпускниками других регионов. Для этого необходима адаптация системы образования к динамике рынка труда и технологий, ориентация на заказ работодателей, приведение ее в соответствие с региональной стратегией социально-экономического развития. Конкурентоспособность выпускников формируется через конкуренцию образовательных организаций, основой ресурсного обеспечения должно стать качество образования и подготовки выпускников.
7. Усиление влияния родителей на систему образования. Необходимо расширение полномочий родителей и общественных организаций в определении социального заказа, стандартов условий и содержания образования. Крайне важно обеспечить гражданский контроль над стандартами условий образования, в том числе над уровнем подготовки и переподготовки работников образования.
Государственный заказ системе образования заключается в обеспечении условий социально-экономического развития Пермского края: повышении инвестиционной привлекательности, снижении уровня безработицы и повышении занятости населения, формировании конкурентной образовательной среды и вместе с тем - выполнении социальных обязательств государства перед гражданами.
В реализации государственного заказа Программа опирается на такие принципы государственной политики в области образования, как:
гуманистический характер и гражданственность образования;
единство культурно-образовательного пространства;
доступность гарантированных Конституцией образовательных программ, прозрачность конкурсных процедур в профессиональном образовании;
светскость и демократичность системы образования.
Программа направлена на приведение образовательного комплекса в соответствие с социально-экономическими преобразованиями и потребностями Пермского края, интересами его жителей. Приоритетность развития образования определяется той ролью, которую система образования региона играет в его социально-экономическом развитии.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования в условиях существующих бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа государственной региональной политики в области образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из элементов не позволит достичь состояния системы образования, отвечающего современному этапу социально-экономического развития страны, повышению ее конкурентоспособности.
Реализация мероприятий Программы направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении органов управления образованием региона и муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую образовательную политику, решить проблему диспропорций в развитии муниципальных систем образования и сформировать единое образовательное и информационное пространство. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на функционирование системы образования.
Реализация целевой Программы позволит заняться эффективным решением конкретных задач развития системы образования: создание системы управления качеством образования, обеспечение безопасности детей, переход на государственно-общественное управление, разработка новых подходов к стимулированию педагогического труда, создание рыночных моделей деятельности образовательных организаций.
В этих целях Программа обеспечивает поддержку "точек роста" - инновационных проектов, апробирующих механизмы и способы достижения эффективных результатов образовательной деятельности и не вписывающихся в действующие нормативы.
Программа предусматривает проведение научных исследований проблем образования (культурологических, социологических, этнопедагогических, социально-психологических и др.), разработку научно-педагогических и научно-методических аспектов образования (региональные компоненты стандартов, учебные планы, учебники, пособия и т.п.).
Необходимо подчеркнуть, что наличие Программы является необходимым условием федерального софинансирования проектов Министерством образования и науки Российской Федерации. Отсутствие Программы на региональном уровне противоречит действующему законодательству, так как федеральными и региональными законодательными актами Программа рассматривается как организационная основа государственной политики в области образования.
В случае отсутствия Программы в крае не будут созданы условия для развития рыночных механизмов в сфере образования, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, не будет реализован принцип равных возможностей и доступа граждан к качественному образованию. Будет нарастать социальная напряженность, обусловленная сохранением неравной доступности образования и значительной дифференциацией в качестве образования для различных групп населения. Неполное удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных кадрах может привести к существенному росту структурной безработицы(9) к 2015 году. Из-за недостаточных темпов создания и реализации инновационных проектов и актуализации их опыта замедлится развитие сферы образования: остановится рост числа детей, охваченных программами предшкольного образования; проекты введения профильного обучения к 2011 году не будут выполнены; полномасштабный выпуск школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, будет перенесен на более поздние сроки, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов.
3. Основные цели, задачи, принципы и структура Программы, целевые показатели, характеризующие изменение проблемной ситуации в результате реализации Программы
Стратегическая цель Программы состоит в создании условий для становления региональной системы образования в качестве устойчивого механизма социально-экономического и культурного развития края, а также в качестве эффективного ресурса повышения благосостояния граждан.
Стратегическая цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Создание условий для перевода отрасли из затратной, бюджетообременительной в инвестиционную, бюджетообразующую.
2. Создание механизмов государственно-общественного регулирования качества производимых в крае товаров и оказываемых гражданам услуг на основе повышения качества и уровня образования работников.
3. Приведение сети образовательных учреждений в соответствие с потребностями и с финансовыми возможностями Пермского края и его жителей.
4. Повышение заработной платы работников образования через введение нормативно-подушевого финансирования, системы финансирования образовательных программ на конкурсной основе, направление сэкономленных от реструктуризации сети средств на повышение заработной платы.
5. Предоставление гражданам и работодателям возможности реального выбора на рынке образовательных услуг, государственно-общественный контроль качества услуг, добросовестная конкуренция на этом рынке.
6. Расширение перечня социальных программ, направленных на выравнивание возможностей граждан из различных социальных групп в получении качественного образования.
7. Повышение качества образовательных программ, развитие сетевых и индивидуальных образовательных программ.
8. Восстановление и развитие воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений края.
9. Создание механизма зависимости уровня заработной платы педагогов от уровня их квалификации.
10. Создание нормативно-правовой базы для участия родителей в управлении образованием, расширения инновационных и экспериментальных работ, развития региональных страховых и резервных фондов, усиления роли гражданского заказа на региональном, муниципальном и школьном уровнях.
11. Создание для одаренных детей системы непрагматического (общего универсального) образования.
Программа базируется на следующих принципах:
уровень и качество образования как фактор благополучия граждан и конкурентоспособности экономики края;
образовательная политика определяется интересами граждан, потребностями рынка труда, стратегией социально-экономического развития края;
образовательная политика осуществляется на основе общественного договора всех заинтересованных сторон;
образовательные программы не могут осуществляться с ущербом для здоровья обучающихся;
непрерывность образования обеспечивается равноправием и преемственностью всех сертифицированных образовательных программ, независимо от вида и типа учреждений, в которых эти программы реализуются;
финансирование образовательных программ производится с учетом их реальной стоимости.
Содержание Программы определяется следующими функциями:
системно-прогностическая: повышение эффективности системы образования, формирование модели развития на 2010 - 2015 гг.
социально-экологическая: создание механизма общественного договора в образовании, согласование способов решения духовно-культурных и рыночно-прагматических задач;
регионообразующая: комплекс образовательных программ призван создать условия для социально-экономического прорыва Пермского края в лидеры;
социально-гуманитарная; модернизация системы образования должна создать механизм социальной защиты молодого поколения в условиях конкуренции на рынке труда и механизм развития педагогического сообщества.
В соответствии с гражданским запросом к сфере образования и государственным заказом выделены следующие направления (блоки) Программы.
1. Безопасность и здоровье.
2. Экономика и качество образования.
3. Содержание образования.
4. Информатизация образования.
5. Профессиональное образование.
В составе блоков будут выделены подпрограммы (в виде инновационных моделей), реализация которых будет проходить на конкурсной основе.
Определены следующие целевые показатели, характеризующие изменение проблемной ситуации в результате реализации Программы:
1. Формирование бюджетного и инвестиционного потоков финансирования сферы образования.
2. Увеличение удельного веса детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования.
3. Увеличение доли средних (полных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного образования.
4. Увеличение доли учащихся, принявших участие в предметных олимпиадах.
5. Увеличение доли выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроенных по специальности.
6. Увеличение доли учреждений начального среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров по программам повышенного уровня и специалистов по программам среднего профессионального образования.
7. Увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся по программам дополнительного образования.
8. Увеличение удельного веса педагогов общеобразовательных учреждений, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории.
4. Период действия и основные этапы реализации Программы
Период действия Программы: 2006 - 2010 годы. Выделяются следующие основные этапы реализации Программы.
1 этап (2006 - 2007 годы) - разработка моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробация, а также начало масштабных преобразований и экспериментов.
2 этап (2008 - 2009 годы) - закупка оборудования, инвестиции (модернизация материальной инфраструктуры образования, другие высокозатратные работы), а также осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы.
3 этап (2010 год) - внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы, формы и методы оценки ее эффективности
Главный результат реализации Программы - переход на смешанную инвестиционно-бюджетную форму финансирования образовательной сферы.
Это станет возможным лишь в том случае, если в ходе реализации Программы будут созданы условия, необходимые для перехода от полностью затратной формы к инвестиционно-бюджетной форме финансирования образовательной сферы. Эти условия можно охарактеризовать как формирование средствами образования социокультурных предпосылок для устойчивого развития края: экономического роста, положительной динамики инвестиционной привлекательности края, формирования у молодежи гражданского солидарного сознания, снижения асоциальных проявлений.
Инвестиции в образование - это вложение средств, приносящих в течение определенного времени прибыль, суммарное количество которой должно превысить первоначальные затраты, с учетом инфляционной и страховой составляющих. Высокая доходность, устойчивость, слабые риски позволяют считать инвестиции в образование самыми выгодными в современном мире.
Реализация Программы, нацеленной на адресное выполнение общественно-государственного заказа в форме гражданского запроса, обеспечит через 5 лет следующие положительные изменения в развитии края:
прирост стоимости труда конкретного работника за счет существенного роста качества профессионального образования;
положительную динамику доходов бюджетов всех уровней за счет качественного совершенствования менеджмента;
положительную суммарную динамику доходов бизнес-сообщества за счет увеличения продолжительности времени качественного труда и диверсификации персонала(10) в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
снижение издержек: политических (снижение уровня насилия и репрессий, уменьшение роли манипулятивных технологий), производственных (уменьшение времени адаптации к смене трудовых условий), социальных (снижение криминальных действий, деструктивного поведения, ускорение адаптации при смене образа жизни, увеличение продолжительности жизни, работоспособности, снижение заболеваемости населения).
В получении прироста стоимости труда работника и положительной динамике бюджетов экономически заинтересованы сами потребители образования (обучающиеся и их семьи), а также непосредственно выражающие их интересы неполитические гражданские объединения. В положительной динамике бюджетов, росте доходов бизнес-сообщества и, отчасти, снижении издержек - работодатели. В снижении политических, социальных и производственных издержек заинтересованы, прежде всего, структуры гражданского общества, органы местного самоуправления, органы власти субъекта Российской Федерации. Если эти структуры будут инвестировать в сферу образования, то они смогут стать эффективными дивидендополучателями.
Это позволяет найти основания для распределения инвестиционного пакета между указанными категориями потенциальных инвесторов в развитие сферы образования Пермского края. Граждане и гражданские организации заинтересованы инвестировать, прежде всего, в безопасность и индивидуализацию образования, адаптивные схемы (такую организацию образовательного процесса, которая предоставляет индивидуальные образовательные маршруты в рамках дошкольного и общего образования); в расширение возможностей дополнительного образования: раннюю профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку; в рост психологизации образования, его развивающей составляющей; в тренинговые процедуры, формирующие стереотипы успешности; в системы, формирующие здоровый образ жизни и гарантирующие высокий уровень физического и психического здоровья.
Работодатели заинтересованы инвестировать в практическую составляющую общего образования, во введение в широких масштабах практикоориентированного преподавания компьютерной грамотности, прикладной экономики и права, в адресную профессиональную подготовку, в здоровый образ жизни.
Гражданское общество, органы местного самоуправления и органы государственной власти Пермского края заинтересованы инвестировать преимущественно в воспитательную работу образовательных учреждений и воспитательную работу "на улице", по месту жительства. Эта группа инвесторов, дивиденды которых - как можно более интенсивное снижение политических, социальных и социально-психологических издержек и рисков, - понимает, что для решения подобных задач нужно не только высокоинтенсивное и диверсифицированное обучение и развитие способностей, склонностей и интересов, но, в особенности, положительная ценностная регуляция личностного поведения, его нравственная мотивация.
В результате реализации Программы в ближайшие 5 лет произойдет формирование двух потоков финансовых средств в сферу образования: бюджетного и инвестиционного. При этом бюджетный поток финансовых средств должен направляться преимущественно на функционирование образовательной системы края. Мероприятия по стратегическому развитию сферы образования в большинстве случаев будут финансироваться за счет инвестиций по определенному количеству адресов конкретными субъектами инвестиционного процесса.
Исходя из вышесказанного, можно прогнозировать достижение фундаментальных результатов реализации Программы также и во внеобразовательных сферах жизнедеятельности региона: экономической, социально-политической, социокультурной.
5.1. Основные изменения в экономике региона, которым будет способствовать реализация Программы(11)
Экономика края не может не отреагировать на коренное изменение ориентации образования, смысл которого состоит в смене образовательной парадигмы с личностно-отчужденной на личностно-мотивационную. В первом случае образование гарантировало лишь некоторые профессиональные знания и умения. Переход образования на личностно-мотивационную парадигму обеспечит в качестве главного экономического результата подготовку компетентных работников современного типа, обладающих способностями к профессиональной подготовке и переподготовке в течение всей жизни.
Преобразование рынка труда образовательными средствами может стать одним из условий роста инвестиционной привлекательности края через три года после начала реализации Программы, а к 2012 году - притока в край на конкурентной основе долгосрочных инвестиций, необходимых для устойчивого развития экономики.
5.2. Основные социально-политические и социокультурные изменения, которые гарантирует реализация Программы(12)
формирование практики социализации и воспитания, восстанавливающей традиционные ценности, обеспечивающей постепенное возрождение в течение 10 лет духовности, гуманизма, цивилизованных социальных, семейных и межличностных отношений;
построение и распространение в течение 5 - 7 лет на весь социум края основ социального мира, социального партнерства, общественного согласия;
формирование у подрастающего поколения моделей перспективного социального поведения, умений осознанного проектирования собственной социальной роли и статуса; восстановление функции образования как условия социального благополучия человека;
трансформация образовательной сферы в важнейший ресурс дружественных, партнерских отношений края с другими субъектами Российской Федерации, странами ближнего зарубежья, международным сообществом;
становление системы образования в качестве ведущей силы в развитии общекультурного потенциала края, благодаря увеличению количества и качественному совершенствованию работников умственного труда; снижению проявлений детской, подростковой и молодежной асоциальности, преступности; формированию единого информационного пространства края и его вхождению в информационные пространства Российской Федерации и общемировое.
5.3. Основные результаты реализации Программы непосредственно в самой образовательной отрасли
Будут созданы необходимые организационные, научно-методические, кадровые и иные условия для восстановления и развития воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений, введения профильного образования. Увеличится доля детей, получающих дошкольное образование; вырастет удельный вес детей, подростков и юношей, занятых в сфере дополнительного образования. Расширятся компенсаторные (замещающие утраченные функции) возможности системы образования для работы с детьми, требующими специальных условий обучения, воспитания, развития и социальной адаптации. Будут сформированы основные звенья служб психолого-педагогической поддержки детей (семьи) и педагогов в сфере образования. Образование будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения края, восстановление воспитательного статуса семьи. Система профессионального образования будет приведена в соответствие с потребностями рынка труда.
5.4. Динамика целевых показателей развития системы образования
N |
Показатели |
Динамика показателей |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
1 |
Увеличение доли детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования (с 3-х до 7 лет)(13) |
68 % |
69 % |
70 % |
72 % |
74 % |
75 % |
2 |
Увеличение доли средних (полных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного образования(14) |
3 % |
5 % |
10 % |
25 % |
35 % |
50 % |
3 |
Увеличение доли учащихся, принявших участие в предметных олимпиадах:(15) |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
на школьном уровне |
50 % |
52 % |
55 % |
57 % |
59 % |
60 % |
3.2 |
на муниципальном уровне |
20 % |
21 % |
22 % |
23 % |
24 % |
25 % |
3.3 |
на региональном уровне |
4 % |
4,2 % |
4,4 % |
4,6 % |
4,8 % |
5 % |
4 |
Увеличение доли выпускников учреждений начального профессионального образования,трудоустроенных по специальности(16) |
50 % |
55 % |
60 % |
65 % |
70 % |
75 % |
5 |
Увеличение удельного веса учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров по программам повышенного уровня и специалистов по программам среднего профессионального образования в 1,5 раза(17) |
1 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
|
Увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся по программам дополнительного образования(18) |
70 % |
72 % |
74 % |
76 % |
78 % |
80 % |
6 |
Увеличение удельного веса педагогов общеобразовательных учреждений, аттестованных на первую и высшую квалификационные категории(19) |
|
|
|
|
|
|
6.1 |
на высшую |
14 % |
15 % |
16 % |
17 % |
18 % |
20 % |
6.2 |
на первую |
35 % |
36 % |
37 % |
38 % |
39 % |
40 % |
6. Организационные и финансовые механизмы решения проблемы, научно-технические и другие условия, необходимые для реализации Программы
6.1. Организация управления Программой и контроль хода ее реализации
Государственный заказчик Программы (департамент образования Пермской области) организует выполнение Программы, разработку и утверждение подпрограмм, общую координацию работ.
Управление Программой и оценка эффективности ее реализации осуществляется как государственными органами управления образованием, так и гражданскими институтами образовательной политики. Контроль ее реализации осуществляет научно-координационный совет, в который входят представители органа управления образованием Пермского края, представители профессионального педагогического сообщества и полномочные представители ответственных авторов гражданского запроса.
Программа состоит из подпрограмм, содержащих инновационные модели развития системы образования. Подпрограммы финансируются из регионального (областного, краевого) бюджета и реализуются на конкурсной основе с учетом приоритетного развития системы образования Коми-Пермяцкого округа. Конкретные исполнители и соисполнители подпрограмм, проектов и мероприятий определяются на конкурсной основе государственным заказчиком.
6.2. Научно-технические, организационные и финансовые условия реализации Программы
Для осуществления стратегической цели необходимо:
1. Организовать систематический мониторинг образовательных результатов и социальных эффектов на институциональном, муниципальном и региональном уровнях.
2. Выработать четкую связь между учебными программами, стандартами, педагогической практикой и долгосрочными результатами обучения. Определить современные представления о том, какие образовательные результаты востребованы экономикой и гражданским обществом.
3. Организовать проведение систематической оценки (помимо Единого государственного экзамена и др.) уровня компетентности учащихся, приобретения навыков и развития прикладных умений и мышления.
4. Обеспечить приоритетность выделения ресурсов на переподготовку и повышение квалификации работников образования.
5. Создать институциональные условия для эффективного взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования и работодателей. Использовать опыт создания ресурсных центров (центров приобретения профессионального мастерства).
6. Разработать механизмы привлечения дополнительных финансовых и материальных средств, повысить эффективность использования как бюджетных, так и внебюджетных ресурсов и легализовать все поступающие в образование средства.
7. Обоснование необходимости использования бюджетных средств, потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах
Для финансового обеспечения Программы предполагается использовать средства федерального бюджета (проекты, включенные в федеральные целевые программы, Федеральную целевую программу развития образования на 2006 - 2010 годы), регионального (областного, краевого) бюджета, привлеченные внебюджетные средства (инвестиции, грантовые средства, благотворительная помощь).
Основной риск реализации Программы вызван противоречием между отсутствием достаточного объема средств и преобладанием бюджетного финансирования в ее реализации. С одной стороны, отсутствие достаточного бюджетного финансирования Программы не обеспечит базовых условий для организации и проведения конкурсов на разработку, апробацию и осуществление предусмотренных ею инновационных моделей, их экспертную оценку и научное сопровождение. С другой стороны, отсутствие или недостаточный объем привлеченных внебюджетных средств (инвестиций, грантов, благотворительной помощи и др.) приведет к тому, что стратегическая цель, поставленная Программой, не будет достигнута, влияние гражданского общества, работодателей и иных структур на систему образования и результаты ее развития окажется декларативным.
Отсутствие бюджетных ресурсов, направляемых на развитие системообразущих "точек роста" в образовании, приведет к недостаточному росту конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики.
7.1. Потребность в финансовом обеспечении Программы
Общая финансовая потребность на реализацию Программы в течение пяти лет составляет 800 млн. рублей. Суммы ежегодного финансирования из регионального (областного, краевого) бюджета составляют: 2006 г. - 76,323 млн. руб., 2007 г. - 155,2 млн. руб., 2008 г. - 178,2 млн. руб., 2009 г. - 190,077 млн. руб., 2010 г. - 200,2 млн. руб.
7.2. Потребность в финансировании Программы с учетом различных источников
Год |
Всего (тыс. руб.) |
Источники финансирования (тыс. руб.) |
||
региональный (областной, краевой) бюджет(20) |
федеральный бюджет(21) |
другие привлеченные средства |
||
2006 |
165144 |
76323 |
67071 20400 |
1350 |
2007 |
255114 |
155200 |
62564 36000 |
1350 |
2008 |
258203 |
178200 |
41653 37000 |
1350 |
2009 |
274457 |
190077 |
28030 55000 |
1350 |
2010 |
283350 |
200200 |
27800 54000 |
1350 |
Итого |
1236268 |
800000 |
227118 202400 |
6750 |
8. Оценка вероятных последствий принятия и реализации Программы применительно к проблемной ситуации
Основным следствием принятия и реализации Программы является трансформация системы образования в фактор социально-экономического развития Пермского края. При этом показатели эффективности системы образования должны соотноситься с показателями социально-экономического развития края.
Принятие и реализация Программы повлечет за собой изменение механизма модернизации системы образования: вовлечение в этот процесс общества через становление гражданских институтов образовательной политики. Гражданский запрос образованию - первый шаг на этом пути.
Принятие и реализация Программы приведет к созданию механизмов влияния рынка труда на систему профессионального образования, что является необходимым условием улучшения экономики края.
9. Предполагаемые объемы и источники финансирования разработки проекта Программы
N |
Объект финансирования |
Мероприятия |
Сумма |
Источник финансирования |
1 |
Фиксация и экспертная оценка гражданского запроса системе образования |
Проведение деловых игр "Управление системой образования посредством формирования внешнего заказа системе образования" |
270 000 р. |
ОЦП "Развитие системы образования в Пермской области на 2002 - 2005 годы" |
2 |
Разработка концепции и подпрограмм |
Проведение семинаров, консультаций с разработчиками Программы, подготовка проекта программы к внесению в Законодательное Собрание области |
750 000 р. |
Областной бюджет (текущие расходы) |
(1) Приложение 1 к концепции
(2) Приложение 2 к концепции
(3) Приложения 3, 4 к концепции
(4) Приложения 5, 6 к концепции
(5) Приложение 7 к концепции
(6) Данные по результатам всероссийской диспансеризации детского населения (2202 год): по России - Министерство здравоохранения Российской Федерации, по региону - НИИ детской экопатологии
(7) Приложение 8, 9, 10, 11 к концепции
(8) Список гражданских организаций, принявших участие в формировании гражданского запроса системе образования и подтвердивших участие в ответственном соавторстве, приведен в приложении 12 к концепции
(9) Структурная безработица - безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости осваивания новых профессий и высвобождению работников, не владеющих этими профессиями
(10) Диверсификация персонала - форма обеспечения конкурентоспособности персонала, проявляющаяся в универсализации работника, освоении им нескольких специальностей и производственных операций, облегчающих перераспределение персонала в рамках одной организации и в масштабе региона
(11) Оценка результатов производится экспертными методами
(12) Оценка результатов производится экспертными методами
(13) на основе статистических данных департамента образования области
(14) на основе информации муниципальных органов управления образованием
(15) на основе информации муниципальных органов управления образованием и департамента образования области
(16) изменение показателя за счет приведения перечня специальностей в соответствие с требованиями рынка труда, измеряется на основе опроса выпускников
(17) по данным лицензирования, аттестации и аккредитации
(18) на основе статистических данных
(19) на основе статистических данных
(20) Увеличение сумм с учетом этапов реализации Программы (раздел 4), включая мероприятия по капитальному ремонту учреждений образования в 2007 - 2010 гг.
(21) В соответствии с федеральным законодательством
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.