Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Пермского края
от 14 июля 2008 г. N 259-ПК
Краевая целевая программа
"Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008 - 2010 годы"
23 декабря 2008 г., 1 июля, 30 ноября, 25 декабря 2009 г., 29 июня 2010 г.
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
"Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008 - 2010 годы" |
||||
Основание разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта) |
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 Постановление Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа от 17.08.2006 N 54 "О концепции целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае (2006 - 2010 годы)" |
||||
Государственный заказчик Программы |
Агентство по спорту и физической культуре Пермского края |
||||
Основные разработчики Программы |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пермский государственный педагогический университет |
||||
Руководитель Программы |
Руководитель Агентства по спорту и физической культуре Пермского края |
||||
Исполнители Программы |
Агентство по спорту и физической культуре Пермского края Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Министерство образования Пермского края Министерство здравоохранения Пермского края Министерство социального развития Пермского края Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края |
||||
Участники Программы |
Организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий |
||||
Перечень подпрограмм |
1. Подпрограмма "Развитие массового спорта для всех" 1.1. Проект "Школьный спортивный клуб" 1.2. Проект "Школьный спортивный сертификат" 1.3. Система массовых доступных соревнований 1.4. Кадровый потенциал физической культуры и спорта 1.5. Модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях 1.6. Пропаганда физической культуры и спорта 1.7. Организационно-методическая деятельность по внедрению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг 2. Подпрограмма "Спортивный резерв" 2.1. Развитие детско-юношеского спорта 2.2. Медико-биологическое и научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва 3. Подпрограмма "Создание и развитие эффективной и доступной для различных групп населения спортивной инфраструктуры" 3.1. Строительство спортивных сооружений в общеобразовательных учреждениях направления "Массовый спорт" 3.2. Строительство спортивных сооружений по месту жительства направления "Массовый спорт" 3.3. Строительство спортивных сооружений по направлению "Спорт высших достижений" 3.4. Футбольные поля при детско-юношеских спортивных школах (далее - ДЮСШ) 3.5. Лыжероллерные трассы при ДЮСШ 3.6. Реконструкция спортивных сооружений |
||||
Цель Программы |
Увеличение численности населения, систематически занимающегося разными формами физической культуры и спорта, к 2010 году до 18 % за счет обеспечения доступности физкультурно-спортивных услуг всем слоям и категориям населения, использования новых механизмов деятельности сети учреждений дополнительного образования детей, подростков, развития соответствующей инфраструктуры, а также создания условий для развития детско-юношеского спорта и воспитания олимпийского резерва |
||||
Задачи Программы |
Формирование у населения Пермского края, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни Внедрение краевых проектов "Школьный спортивный клуб", "Школьный спортивный сертификат" Повышение эффективности использования имеющейся спортивной базы Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом, как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства Развитие материальной базы для занятий спортом высших достижений Создание механизма стимулирования труда тренера и спортсмена, развитие системы целевой подготовки и переподготовки кадров с учетом текущей и перспективной потребности массовой физической культуры и спорта в крае Вовлечение бизнеса в строительство и эксплуатацию вновь построенных спортивных объектов Разработка и реализация региональных и муниципальных нормативных правовых актов, целевых программ, направленных на создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта, обеспечения населения общедоступными физкультурно-спортивными услугами Создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, с учетом данных мониторинга физического развития и физической подготовленности Формирование спортивного резерва, повышение занятости детей и подростков Совершенствование научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва, в том числе в параолимпийских и сурдоолимпийских видах |
||||
Важнейшие целевые показатели и ожидаемые конечные результаты Программы |
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в том числе детей, подростков, молодежи Охват детей в возрасте 5 - 18 лет здоровьеформирующими программами и технологиями (%) Оценка населением уровня доступности занятий физической культурой и спортом (социологические исследования) Численность населения, вовлеченного в систему массовых физкультурно-спортивных мероприятий, в том числе доля детей, подростков, молодежи (%) Увеличение количества квалифицированных тренеров и специалистов (человек) (ежегодный прирост обеспеченности не менее 2 %) Доля физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию (предполагается ежегодный охват не менее 2 %) Рост количества медалей, завоеванных на российских, международных соревнованиях спортсменами Пермского края, при росте числа спортсменов - не менее чем на 2 % Обеспеченность спортивными сооружениями (тыс. кв. м на 10000 человек населения) |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2008 - 2010 годы I этап - 2008 год II этап - 2008 - 2009 годы III этап - 2010 год тыс. рублей |
||||
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования |
Источник финансирования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего за 2008 - 2010 годы |
Местный бюджет |
117716,0 |
149247,5 |
68491,5 |
335455,0 |
|
Краевой бюджет, в том числе: |
389318,9 |
554187,5 |
431038,5 |
1374544,9 |
|
Краевой бюджет (текущие расходы) |
110964,0 |
130121,0 |
139242,0 |
380327,0 |
|
КИП РР |
52400,0 |
73385,0 |
86687,0 |
212472,0 |
|
ФСР |
201404,9 |
350681,5 |
205109,5 |
757195,9 |
|
Краевой бюджет (иные межбюджетные трансферты) |
20000,0 |
0 |
0 |
20000,0 |
|
Краевой бюджет (субсидии местным бюджетам для софинансирования расходов по завершению строительства объектов общественной инфракструктуры муниципального значения) |
4550,0 |
0 |
0 |
4550,0 |
|
Внебюджетные стредства |
169215,0 |
117113,0 |
59594,0 |
345922,0 |
|
Итого |
676249,9 |
820548,0 |
559124,0 |
2055921,9 |
|
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Правительство Пермского края, Контрольно-счетная палата Пермского края |
II. Общие положения
Краевая целевая программа "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению развития физической культуры и спорта.
Создание основ для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению основополагающей задачи государственной политики по созданию условий для роста благосостояния населения Пермского края, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
К субъектам физической культуры и спорта, участвующим в Программе, относятся:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе спортивные (физкультурно-спортивные, спортивно-технические, спортивно-оздоровительные) клубы;
2) детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры спортивной подготовки, центры олимпийской подготовки;
3) образовательные учреждения, физкультурно-спортивные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта;
4) спортивные федерации.
Программа разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи развития физической культуры и спорта.
III. Содержание проблемы, необходимость ее решения программными средствами
Актуальным является разрешение противоречия между потребностью государства и общества в здоровом поколении и отсутствием необходимых действий по использованию разнообразных средств физической культуры и спорта в целях оздоровления различных категорий населения. Сегодня согласно статистике только 5 % выпускников муниципальных образовательных учреждений общего и среднего образования можно признать здоровыми.
Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека. Здоровый человек - это хороший работник. И поскольку именно люди создают все, что составляет валовый внутренний продукт, их здоровье и работоспособность должны находиться под пристальным вниманием.
В Пермском крае сложилась определенная система по развитию физической культуры и спорта. Неоспоримы успехи пермских спортсменов на российском и международном уровнях. На последних зимних Олимпийских играх в Турине пермскую делегацию представляли 6 спортсменов (С. Высокова - бронзовая медаль в конькобежном спорте). Тарас Крыжановский на Параолимпийских играх - две золотые и две серебряные медали. Успешные выступления пермяков имеются и по другим видам спорта: спортивное ориентирование, легкая атлетика, дзюдо, самбо, фигурное катание и др. Ведущая роль в этой системе принадлежит как государственным, так и общественным органам и организациям, занятым физическим воспитанием населения, ДЮСШ, федерациям по видам спорта.
Целым рядом образовательных учреждений проводится работа по внедрению и развитию образовательных технологий, направленных на сохранение здоровья, развитие личности. Однако лишь в 48 % общеобразовательных учреждений введен третий урок физической культуры. Основная проблема - отсутствие соответствующей материально-технической базы, кадров, а также показателей деятельности общеобразовательного учреждения, характеризующих состояние физического здоровья выпускников школ.
Реализация областной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения в Пермской области на 2003 - 2005 годы", утвержденной Законом Пермской области от 26.09.2003 N 1013-202, позволила:
увеличить количество занимающихся с 8,9 % в 2003 г. до 10,5 % в 2005 г.;
определить уровень физического здоровья (УФЗ) и уровень физической подготовленности (УФП), который характеризуется в основном низкими показателями. Численность учащихся, отнесенных по уровню физической подготовленности к группе "риска" в общеобразовательных учреждениях по состоянию на 01.01.2006 достаточно высока (14,1 % - мальчики, 13,5 % - девочки). 90 % мальчиков имеют низкий уровень развития мышц верхнего плечевого пояса;
увеличить число плоскостных спортивных сооружений на 15 % (в сравнении с 2002 годом);
увеличить количество занимающихся в группах: учебно-тренировочных (2002 г. - 18 %, 2005 г. - 26 %), спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (2002 г. - 1,4 %, 2005 г. - 2,3 %);
провести эксперимент по внедрению новых инновационных технологий в процесс физического воспитания.
Кроме этого накоплен кадровый инновационный потенциал (5 научно-практических конференций, 15 проблемных семинаров), создана определенная материальная база (из всего объема финансирования 71,8 % потрачено на приобретение спортивного инвентаря и оборудования), приобретен опыт распределения финансовых средств на конкурсной основе.
Вместе с тем, анализ состояния детско-юношеского спорта показывает, что наряду с такими проблемами, как отсутствие достаточного количества спортивных сооружений для учебного процесса, дефицит спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы, в последние годы появились новые проблемы, связанные с уменьшением финансирования внешкольной и внеучебной спортивной работы из местных бюджетов, резким удорожанием арендной платы за пользование спортивными сооружениями.
Несмотря на некоторое увеличение единиц отдельных спортивных сооружений, общая нормативная обеспеченность территорий Пермского края спортивными сооружениями остается низкой (концепция целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае (2006 - 2010 годы)" (далее - Концепция).
Комиссии по делам несовершеннолетних отмечают безразличие родителей, как к поведению, так и здоровью собственных детей. Число подростков, злоупотребляющих спиртными напитками (на 100 тыс. чел.), в 3 с лишним раза выше, чем в других возрастных группах. Опрос подростков показывает, что более 80 % несовершеннолетних хотя бы раз употребляли алкоголь.
Людей, обладающих адаптационными способностями, тех, кто легко подстраивается под меняющиеся социальные, природные, экологические факторы, всего 3,5 %.
В концепции Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 1433-р, отмечается, что люди, активно и регулярно занимающиеся физической культурой, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом по сравнению с теми, кто этого не делает. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Исходя из приведенных данных, экономический и социальный эффект от реализации целевой Программы бесспорен.
По оценкам спортивных работников сегодня наблюдается нечеткость структурной организации отрасли. Отсутствуют эффективные механизмы государственного регулирования, не созданы условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта.
В Пермском крае доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 11,1 % от общего числа населения, тогда как в Российской Федерации - 13,0 %, Приволжском округе - 14,3 %, а в экономически развитых странах от 40 до 60 процентов жителей вовлечены в регулярные занятия физкультурой и спортом.
Количество средств, выделенных на развитие физической культуры и спорта в пересчете на одного жителя, в 2006 году составило по Пермскому краю - 253,8 рублей, тогда как в Татарстане - 600 рублей, Оренбургской области - 477 рублей, Башкирии - 422 рубля.
Одним из основных аспектов развития детско-юношеского спорта является обеспечение данной отрасли педагогическими кадрами. Из общего числа имеющихся в спортивных школах тренеров-преподавателей только 31 % являются штатными работниками, из них: с высшим профессиональным образованием - 49,7 %, по квалификации с высшей категорией - 15,7 %, первой - 35,8 %, второй - 31,4 %. Велика доля совместителей (69,0 %) и лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Молодые специалисты на работу идут неохотно - не устраивает зарплата (учитель физической культуры - 4200 рублей, тренер-преподаватель после института - 2200 рублей). Таким образом, представленный анализ позволяет выделить ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения:
слабая нормативно-правовая база развития физической культуры и спорта;
недостаточное привлечение населения Пермского края к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие уровня материальной базы (ее моральный и физический износ) и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в крае;
недостаточное количество профессиональных специалистов физической культуры и спорта;
отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
Существующие в настоящее время механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не всегда эффективны. Нарушено взаимодействие между краевой исполнительной властью и органами местного самоуправления муниципальных образований. В ряде городских округов (Александровск, Губаха и др.) упразднены городские (районные) спорткомитеты, должности специалистов по физической культуре и спорту, что привело к сокращению кадров и как следствие к резкому снижению основных показателей развития физической культуры и спорта.
Развитие физической культуры и спорта в Пермском крае, как было показано выше, является комплексной проблемой и требует системного решения.
Преимущества решения рассматриваемой проблемы программно-целевым методом:
комплексный, системный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Пермском крае, а направления финансирования - приоритетность программных мероприятий;
распределение полномочий и ответственности. Выполнение программных мероприятий позволяет разделить направления деятельности между исполнительными органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления, а также вовлечь в реализацию Программы общественные организации, предпринимательские структуры;
наблюдение и контроль. Мониторинг реализации Программы позволит ежегодно оценивать результаты реализации отдельных мероприятий по этапам;
выделение основного звена в решении проблемы. Основным направлением планируемых мероприятий является развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства населения;
приоритетность финансирования. Финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры, организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни. Развитие спорта высших достижений будет осуществляться путем финансирования реконструкции имеющейся и создания новой специализированной инфраструктуры приоритетных для Пермского края видов спорта, определяющих позиционирование и престиж региона на международной арене.
По данным Минздравсоцразвития России стоимость одного курса стационарного лечения больного наркоманией составляет 21 тыс. рублей. По данным Минобрнауки России на содержание одного малолетнего преступника государство тратит свыше 120 тыс. рублей в год. В тоже время обучение одного учащегося в спортивной школе обходится чуть более чем в 3 тыс. рублей в год.
Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, без изменения социальных ценностей и образа жизни, без создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения (и в первую очередь детей, подростков, учащейся молодежи) и социальной демографией, еще более усугубится.
Кроме этого, для большинства населения Пермского края становится невозможной реализация права на занятия физической культурой и спортом, особенно среди малообеспеченных категорий граждан - инвалидов, пожилых людей, детей-сирот.
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. В рамках текущего финансирования средства на эти меры не предусматриваются. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов.
IV. Основная цель, задачи и структура программы
Основная цель программы - увеличение численности населения, систематически занимающегося разными формами физической культурой и спортом, к 2010 году до 18 % за счет обеспечения доступности физкультурно-спортивных услуг всем слоям и категориям населения, использования новых механизмов деятельности сети учреждений дополнительного образования детей, подростков, развития соответствующей инфраструктуры, а также создания условий для развития детско-юношеского спорта и воспитания олимпийского резерва.
Задачами Программы по развитию физической культуры и спорта в Пермском крае являются:
формирование у населения Пермского края, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни;
внедрение краевых проектов "Школьный спортивный клуб", "Школьный спортивный сертификат";
повышение эффективности использования имеющейся спортивной базы;
развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом, как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства;
развитие материальной базы для занятий спортом высших достижений;
создание механизма стимулирования труда тренера и спортсмена. Развитие системы целевой подготовки и переподготовки кадров с учетом текущей и перспективной потребности массовой физической культуры и спорта;
вовлечение бизнеса в строительство и эксплуатацию вновь построенных спортивных объектов;
разработка и реализация региональных и муниципальных нормативных правовых актов, целевых программ, направленных на создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта, обеспечения населения общедоступными физкультурно-спортивными услугами;
создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, с учетом данных мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование спортивного резерва, повышение занятости детей и подростков;
совершенствование научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва, в том числе в параолимпийских и сурдоолимпийских видах.
Реализация указанных задач осуществляется по трем подпрограммам:
1) Развитие массового спорта для всех;
2) Спортивный резерв;
3) Создание и развитие эффективной и доступной для различных групп населения спортивной инфраструктуры.
Подпрограмма "Развитие массового спорта для всех" решает задачи по созданию специальных структур (школьных спортивных клубов, школьных спортивных команд), организующих спортивную работу на школьной инфраструктуре, созданию механизма оплаты спортивно-массовых услуг, оказанных школьникам через школьный спортивный сертификат. В целях увеличения количества занимающихся, удовлетворения потребности в соревновательной деятельности детей, подростков, молодежи планируется создать систему массовых соревнований. Увеличение количества физкультурно-оздоровительных групп, секций по видам спорта предусматривает соответствующий кадровый потенциал. Модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях направлена на повышение эффективности урока физической культуры. Активная пропаганда занятий физической культуры, спорта и здорового образа жизни предполагает формировать ценности физической культуры, здоровья, повышение уровня знаний о влиянии занятий физическими упражнениями на организм человека. Организационно-методическая деятельность по внедрению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг направлена на изучение интересов и потребностей у различных слоев населения в двигательной активности, вовлечение в этот процесс спортивных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Подпрограмма "Спортивный резерв" решает задачи развития детско-юношеского спорта, формирование спортивного резерва, повышение занятости детей, подростков, снижение молодежной преступности. Подготовка спортивного резерва требует развитой системы медико-биологического и научно-методического обеспечения.
Подпрограмма "Создание и развитие эффективной и доступной для различных групп населения спортивной инфраструктуры" предусматривает укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных учреждениях, по месту жительства, специализированной спортивной базы для подготовки спортивного резерва (футбольные поля, лыжероллерные трассы, спортивные центры).
V. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию цели и задач Программы (приложение 1 к Программе).
1. Подпрограмма "Развитие массового спорта для всех".
В целях эффективного использования имеющейся спортивной базы, в первую очередь общеобразовательных учебных учреждений, предполагается внедрение проекта "Школьный спортивный клуб". Предусматривается провести целый ряд организационно-методических мероприятий, связанных с созданием школьных спортивных клубов, поскольку подростков и молодежь привлекает стиль "клубной" жизни (символика, атрибутика, единая форма и др.).
Внедрение "Школьного спортивного клуба" предполагает приведение в нормативное состояние спортивных сооружений в общеобразовательных учреждениях. Данное мероприятие будет реализовываться в рамках приоритетного регионального проекта и предусматривает методическое сопровождение и капитальный ремонт имеющейся спортивной базы. Механизм реализации приоритетного регионального проекта осуществляется в соответствии с Законом Пермского края "О региональном фонде софинансирования расходов" и нормативным правовым актом Правительства Пермского края, утверждающим данный приоритетный региональный проект.
Мероприятия по внедрению проекта "Школьный спортивный сертификат" предусматривают изготовление типографским способом документа (сертификата), выдаваемого каждому школьнику, который самостоятельно делает выбор, исходя из своего интереса, места занятия (в группе или секции) независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, проведение ряда совещаний по внедрению его непосредственно в той или иной территории, создания системы контроля за занимающимися школьниками по сертификатам. Механизм реализации школьного спортивного сертификата утверждается нормативным правовым актом Правительства Пермского края. По результатам мониторинга внедрения школьного спортивного сертификата возможна корректировка планируемых объемов средств краевого бюджета на мероприятие по финансированию "Школьного спортивного сертификата".
Кроме вышеизложенного предусматриваются мероприятия по производству и размещению рекламы, обобщению опыта внедрения инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, используемых образовательными учреждениями. Анализ эффективности организации пропаганды планируется проводить с помощью опросов с целью выявления удовлетворенности целевых групп ходом реализации Программы, а также их реакции на проводимые маркетинговые и рекламные мероприятия по итогам проведения конкретных акций: всероссийских научно-практических конференций, проблемных семинаров, тренингов, фестивалей, мероприятий по организации информационно-образовательной компании и внедрению инновационных технологий физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; разработке мотивационного механизма деятельности специалистов физической культуры и спорта; реализации конкурсных, грантовых оздоровительных проектов в образовательных учреждениях; созданию в Пермском крае системы спортивно-массовых доступных соревнований для всех. Указанные мероприятия направлены на повышение эффективности использования средств физической культуры и спорта в укреплении здоровья различных категорий населения, формирование у них ответственности за состояние собственного здоровья и здоровья своих детей.
2. Подпрограмма "Спортивный резерв".
Мероприятия, направленные на формирование спортивного резерва, предусматривают:
разработку и внедрение новых научно-методических подходов по работе с кадрами и спортом высших достижений;
активизацию работы спортивных федераций и объединений;
обеспечение инвентарем и оборудованием ДЮСШ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (далее - СДЮШОР).
3. Подпрограмма "Создание и развитие эффективной и доступной для различных групп населения спортивной инфраструктуры" предполагает:
строительство многофункциональных физкультурно-оздоровительных комплексов при образовательных учреждениях и по месту жительства с универсальными игровыми залами, бассейном, а также крытых катков с искусственным льдом, лыжероллерных трасс, футбольных полей с искусственным покрытием и другие.
Отбор заявок на строительство спортивных сооружений осуществляется в соответствии с Законом Пермского края от 24.12.2007 N 165-ПК "О фонде софинансирования расходов" и постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 N 233-п "Об утверждении Порядка формирования и реализации краевой инвестиционной Программы регионального развития Пермского края".
Главными критериями отбора территорий, на которых планируется строительство спортивных сооружений, являлись: обеспеченность спортивными сооружениями данной территории, количество проживающих (в том числе детей и подростков), количество занимающихся физической культурой и спортом, готовность территории к участию в долевом финансировании и дальнейшей эксплуатации спортивного сооружения, возможность привлечения к строительству предпринимателей и инвесторов. Перечень строительства спортивных сооружений ежегодно рассматривается с учетом готовности территории к началу строительства.
Привлечение к строительству спортивных сооружений предпринимателей осуществляется на принципах софинансирования, стимулирования частных инвесторов. Эксплуатация вновь построенных спортивных сооружений предполагает сдачу объекта в оперативное управление частному бизнесу. В договоре отмечается порядок взаимоотношений муниципалитета и компании.
VI. Ресурсное обеспечение
Финансирование программных мероприятий предусматривается осуществлять за счет средств краевого бюджета, местных бюджетов и привлеченных средств.
Общий объем финансирования Программы составляет 2055921,9 тыс. рублей, в том числе: средства краевого бюджета - 1374544,9 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 335455,0 тыс. рублей, внебюджетные средства - 345922,0 тыс. рублей (в ценах 2008 года).
В таблице 1 представлены объемы финансирования по годам с разбивкой на капитальные и текущие расходы.
Таблица 1
тыс. рублей
Источник финансирования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего за 2008 - 2010 годы |
||||
бюджетные ассигнования |
бюджетные субсидии |
бюджетные ассигнования |
бюджетные субсидии |
бюджетные ассигнования |
бюджетные субсидии |
бюджетные ассигнования |
бюджетные субсидии |
|
Краевой бюджет, в том числе: |
105672,15 |
283646,75 |
109909,15 |
444278,35 |
118660,15 |
312378,35 |
334241,45 |
1040303,45 |
Краевой бюджет (текущие расходы) |
105672,15 |
5291,85 |
109909,15 |
20211,85 |
118660,15 |
20581,85 |
334241,45 |
46085,55 |
ФСР |
0 |
201404,9 |
0 |
350681,5 |
0 |
205109,5 |
0 |
742570,9 |
КИП РР* |
0 |
52400,0 |
0 |
73385,0 |
0 |
86687,0 |
0 |
212472,0 |
Краевой бюджет (иные межбюджетные трансферты) |
0 |
20000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20000,0 |
Краевой бюджет (субсидии местным бюджетам для софинансирования расходов по завершению строительства объектов общественной инфраструктуры муниципального значения) |
0 |
4550,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4550,0 |
Местный бюджет** |
0 |
117716,0 |
0 |
149247,5 |
0 |
68491,5 |
0 |
335455,0 |
Внебюджетные источники |
0 |
169215,0 |
0 |
117113,0 |
0 |
59594,0 |
0 |
345922,0 |
Итого |
105672,15 |
570577,75 |
109909,15 |
710638,85 |
118660,15 |
440463,85 |
334241,45 |
1721680,45 |
* Подлежит ежегодному уточнению при формировании бюджета края на очередной финансовый год.
** Средства регионального фонда софинансирования расходов выделяются при долевом участии местных бюджетов в строительство объектов.
Объемы финансирования на реализацию Программы определяются ежегодно при формировании краевой инвестиционной Программы регионального значения и при формировании бюджета на очередной финансовый год отдельной строкой.
Финансирование развития спортивной инфраструктуры осуществляется при долевом участии местного, краевого бюджетов и привлеченных средств.
За счет местных и краевых средств ведется разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, начало (нулевой цикл) и продолжение строительства спортивного сооружения. Доля краевого бюджета составляет 75 % при условии расходов местного бюджета не менее 25 % от общей стоимости строящегося спортивного сооружения.
За счет привлеченных средств может осуществляться строительство на любом этапе.
Краевой бюджет оказывает поддержку занятий физической культурой и спортом детей, подростков, молодежи через "Школьный спортивный сертификат".
VII. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Агентство по спорту и физической культуре Пермского края (далее - Агентство).
Использование программно-целевого метода позволяет Агентству развивать инициативу и самостоятельность у специалистов физической культуры и спорта, вовлекая их в выполнение программных мероприятий, разработку методик, технологий по совершенствованию процесса физического воспитания.
С помощью программно-целевого управления быстрее решаются задачи создания новых инновационных наработок, что позволяет укреплять в спортивных организациях атмосферу восприимчивости к нововведениям и уверенность в их успешной реализации.
Разработанная целевая Программа позволяет концентрировать усилия коллектива на решение ключевых проблем развития физической культуры и спорта, ускорять весь цикл "от идеи до внедрения".
Решение проблемы повышения эффективности использования имеющейся спортивной базы, в первую очередь школьных спортивных залов, предполагается через стимулирование активности вновь созданных муниципальных школьных спортивных клубов, за счет их экономической заинтересованности в оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг различным категориям населения микрорайона, создание конкуренции в оказании физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых услуг между организациями всех форм собственности.
Исполнителями Программы являются исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований, субъекты физической культуры и спорта, являющиеся получателями бюджетных средств, с которыми Государственный заказчик Программы заключает государственные контракты (договоры, соглашения) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Участниками Программы являются организации и учреждения различных форм собственности, организационно-правовых форм, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий.
В ходе реализации Программы государственный заказчик обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, исключающую дублирование программных мероприятий.
Исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий соответствующих подпрограмм.
Заказчик Программы обобщает и анализирует результаты реализации отдельных этапов и Программы в целом с точки зрения достижения программных целей, совместно с исполнителями Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
VIII. Организация управления и контроля за реализацией программы
В соответствии с концепцией Программы предполагается создание Дирекции Программы на основе государственного заказа в утвержденном порядке.
Дирекция выполняет следующие функции:
организация работ по выполнению мероприятий Программы;
организация контроля за началом строительства спортивных сооружений по месту жительства и в образовательных учреждениях;
организация проведения маркетинговых исследований для выявления предпочтений у конечных пользователей объектов спортивной инфраструктуры;
организация общего контроля за ходом строительства;
участие в приемке спортивных объектов и передаче их в эксплуатацию;
проведение эксперимента по внедрению спортивного сертификата;
организация пропаганды здорового образа жизни, разработка технических заданий для медиа- и рекламных агентств;
организация отбора на тендерной основе креативных, медиа- и рекламных агентств по производству рекламной продукции, разработка и утверждение медиа-плана и рекламной продукции;
организация и проведение периодических опросов целевых фокус-групп для выявления степени удовлетворенности конечных пользователей и внесение изменений в план мероприятий;
мониторинг и анализ эффективности отдельных маркетинговых мероприятий и Программы в целом;
организация конкурсов, заключения контрактов;
разработка технических заданий по выполнению запланированных мероприятий.
Основные сведения о реализации Программы, выполнение целевых показателей об объеме затраченных финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются Дирекцией Программы в средствах массовой информации не реже 2-х раз в год, размещаются на сайте Правительства Пермского края, сайте Агентства.
Непосредственный контроль за деятельностью Дирекции осуществляет Агентство.
Финансирование деятельности дирекции Программы осуществляется по смете, утвержденной Агентством согласно государственному заказу из средств краевого бюджета.
Дирекция Программы несет ответственность за своевременную и качественную организацию реализации Программы, сбор, обобщение и анализ сводной финансовой и статистической информации.
Заказчик Программы обобщает и анализирует результаты реализации отдельных этапов и Программы в целом с точки зрения достижения программных целей, совместно с исполнителями Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
Контроль исполнения Программы, целевого и эффективного использования средств бюджета и иных источников осуществляется Законодательным Собранием Пермского края, Контрольно-счетной палатой Пермского края, уполномоченными исполнительными органами государственной власти в соответствии с законодательством.
IX. Оценка эффективности реализации программы
Основные целевые индикаторы и показатели Программы, по которым будет оцениваться эффективность ее реализации, приведены в приложении 2 к Программе.
Повышение двигательной активности различных групп населения, построенных с учетом их возраста, является основным компонентом регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья, профилактику целого ряда заболеваний.
Мероприятия Программы направлены на рост числа детей, подростков, молодежи, взрослого населения, регулярно занимающихся физической культурой и спортом самостоятельно и организованными формами занятий как в государственных, муниципальных, так и частных спортивных организациях и объединениях.
Вновь построенные спортивные сооружения позволят открыть дополнительные секции, учебно-тренировочные группы, увеличить единовременную пропускную способность спортивных сооружений; кроме этого, - создать дополнительные рабочие места населению.
Рост расходов на физическую культуру и спорт будет свидетельствовать об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту.
Реализация мероприятий позволит изменить отношение населения к занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, повысить занятость детей, подростков и молодежи, отвлечь от бродяжничества, снизить преступность в молодежной среде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.