Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
Чайковского городского поселения
от 18 июня 2008 г. N 488
Положение
об организации библиотечного обслуживания населения Чайковского городского поселения
Настоящее Положение направлено на реализацию полномочий органов местного самоуправления по организации эффективной системы предоставления библиотечных услуг населению Чайковского городского поселения сетью библиотек муниципального учреждения культуры "Чайковская централизованная библиотечная система" (далее ЦБС).
Правовое регулирование организации библиотечного дела и предоставления библиотечных услуг населению по месту жительства на территории Чайковского городского поселения осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о культуре, федеральных законов "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", иных нормативных актов Российской Федерации, закона Пермского края "О библиотечном деле в Пермском крае", решения Совета представительных органов местного самоуправления законодательного собрания Пермского края "О модельном положении о порядке предоставления библиотечных услуг населению муниципальной общедоступной библиотекой Пермского края", Устава Чайковского городского поселения, настоящего Положения.
1. Общие положения
1.1. Положение является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Чайковском городском поселении и призвано содействовать реализации конституционных прав человека на свободный доступ к информации, знаниям, приобщению к культурным ценностям.
1.2. В настоящем Положении применяются следующие понятия:
библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения или организации;
библиотечное обслуживание населения - информационная, культурно-просветительская и образовательная деятельность библиотек по удовлетворению потребностей пользователей библиотек в библиотечных услугах;
библиотечная услуга - конкретный результат библиотечного обслуживания по удовлетворению потребностей пользователей библиотеки;
пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;
общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, образования, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек, учрежденное муниципальным образованием в структурно-целостное образование;
центральная библиотека - библиотека, выполняющая функции формирования и предоставления пользователям библиотеки наиболее полного универсального собрания документов, организующая взаимоиспользование библиотечными ресурсами и выполняющая координационные функции по отношению к другим библиотекам на данной территории, являющаяся методическим центром, которой уполномоченным органом местного самоуправления присвоен статус центральной библиотеки;
центральная детская библиотека - библиотека, центр организации детского чтения населения муниципального образования;
библиотека-филиал - общедоступная библиотека, обслуживающая все слои населения, проживающего в зоне обслуживания;
детская библиотека-филиал - общедоступная библиотека, обслуживающая население в возрасте до 14 лет;
пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки#;
правила пользования библиотекой - локальный правовой акт, утверждаемый библиотекой по согласованию с учредителем, определяющий взаимные права и обязанности пользователей библиотеки и ее работников в процессе библиотечного обслуживания;
муниципальное задание на предоставление библиотечной услуги - планируемый органом местного самоуправления объем предоставления библиотечных услуг по обеспечению доступа к информации и культурным ценностям населения муниципального образования и его финансовое обеспечение;
муниципальный заказ - планируемый органом местного самоуправления заказ на услуги на основе бюджетного финансирования (проведение мероприятий, семинаров, конференций, организация комплектования муниципальных библиотек, разработка программ развития библиотечного дела, внедрение новых информационных технологий и услуг, социально-просветительские мероприятия, работа консультационных пунктов, повышение квалификации персонала библиотек и др.);
обязательный бесплатный экземпляр - экземпляр различных видов, изготовленных на территории Чайковского городского поселения документов, а также экземпляры краеведческих документов, произведенных за пределами территории Чайковского городского поселения по заказу юридических и физических лиц, либо распространяемых на территории Чайковского городского поселения, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации.
2. Политика органов местного самоуправления по развитию библиотечного дела
2.1. В основе политики органов местного самоуправления Чайковского городского поселения по развитию библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщего доступа пользователей - жителей города, к информации и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках.
2.2. Органы местного самоуправления Чайковского городского поселения выступают гарантом прав, предусмотренных Федеральным законом "О библиотечном деле", законами Пермского края "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов" и настоящим Положением, и не вмешиваются в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.3. Библиотечное дело в Чайковском городском поселении признается социально значимым видом деятельности.
2.4. Основные направления культурной политики в сфере развития библиотек Чайковского городского поселения включают:
- разработку и реализацию перспективных программ и проектов развития библиотек;
- информатизацию и компьютеризацию библиотечных процессов, телекоммуникационное и программное обеспечение;
- стабильное обновление информационных ресурсов библиотек;
- социальную поддержку библиотечных специалистов, регулярное повышение их квалификации;
- расширение ассортимента и обеспечение качества библиотечного обслуживания на основе социального норматива на библиотечную услугу.
2.5. К полномочиям Думы Чайковского городского поселения относятся:
- утверждение Положения об организации библиотечного обслуживания населения;
- обеспечение реализации прав граждан муниципального образования на библиотечное обслуживание и получение гарантированных законодательством бесплатных библиотечных услуг по месту жительства;
- установление дополнительных к федеральным и региональным льгот, видов и норм материальной поддержки работников библиотек ЦБС.
2.6. К полномочиям администрации Чайковского городского поселения относятся:
- учреждение и финансирование муниципального учреждения культуры "Чайковская централизованная библиотечная система", утверждение его устава;
- разработка и принятие программ развития библиотечного дела, осуществление контроля над их реализацией, целевым финансированием, поддержка участия библиотек ЦБС в федеральных и краевых программах и проектах;
- проведение инвестиционной политики, нормативное финансирование комплектования библиотек, обеспечение сохранности их библиотечных фондов, оснащение современными техническими и программными средствами, оборудованием, необходимыми для оказания качественных услуг населению муниципального образования;
- осуществление мониторинга качества предоставления библиотечных услуг населению, заслушивание вопросов на заседаниях исполнительного органа власти;
- утверждение и внесение изменений в нормативы потребностей в библиотечном обслуживании населения муниципального образования, формирование ежегодного муниципального задания и муниципального заказа на предоставление библиотечных услуг;
- установление запрета на производство действий, ухудшающих условия деятельности библиотек: ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
2.7. Органы местного самоуправления Чайковского городского поселения не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек ЦБС, находящихся на бюджетном финансировании, их переводов в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
3. Организационная структура библиотечного обслуживания населения
3.1. Организационная структура библиотечного обслуживания населения Чайковского городского поселения имеет следующие правовые границы:
МУК "Чайковская централизованная библиотечная система" является юридическим лицом, функционирует на основе единого муниципального задания на услуги, финансирования за счет местного бюджета, единого универсального фонда, системы управления, штата и организационно-технического единства.
3.2. В состав ЦБС входят:
- центральная библиотека (ул. Кабалевского, 28);
- центральная детская библиотека (ул. Ленина, 50);
- библиотека-филиал N 1 (ул. Декабристов, 5);
- библиотека-филиал N 2 (ул. Ленина, 50);
- детская библиотека-филиал N 3 (ул. Советская, 4);
- детская библиотека-филиал N 4 (ул. Ленина, 20);
- библиотека-филиал N 5 (ул. 40 лет Октября, 18);
- детская библиотека-филиал N 7 (ул. Декабристов, 19);
- библиотека-филиал N 8 (ул. Азина, 27);
- библиотека-филиал N 9 (ул. Проспект Победы, 16);
- библиотека-филиал N 10 (ул. Советская, 4).
3.3. Центральная библиотека и Центральная детская библиотека обязаны формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полные универсальные собрания документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, оказывать методическую помощь библиотекам ЦБС, проводить маркетинговую деятельность по обеспечению качества предоставляемых населению библиотечных услуг.
3.4. Центральная библиотека обеспечивает комплектование фонда документов библиотек ЦБС.
4. Пользователи библиотек и организация их обслуживания
4.1. Обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям, культуре является основной задачей муниципального учреждения культуры "Чайковская централизованная библиотечная система".
4.2. Библиотеки ЦБС осуществляют обслуживание с учетом интересов, потребностей граждан, местных традиций. Библиотечные услуги предоставляются индивидуальным пользователям и целым коллективам - группам, организациям.
4.3. Библиотеки ЦБС прививают ребенку навыки грамотного чтения, непрерывного самообразования, поощряют его участие в общественной жизни, постоянно откликаются на социальные изменения и стремятся удовлетворять информационные, культурные и досуговые потребности детей.
4.4. Библиотеки ЦБС предоставляют библиотечные услуги в любой доступной форме сервисного обслуживания тем, кто не может посещать ее в обычном режиме: инвалидам, престарелым при условии целевого финансирования данного вида услуг (с использованием специального оборудования, с помощью специально подготовленного персонала, с привлечением волонтеров и т.д.).
Библиотеки вносят свой вклад в социальную реабилитацию особых групп населения, для чего:
- сотрудничают со службами социального обеспечения и опираются на их помощь;
- участвуют в местных, региональных и федеральных программах социальной направленности и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;
- ведут библиографические и фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного населения (правовые, экономические, бытовые, культурные);
- взаимодействуют со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям;
- обучают персонал для работы с данными группами пользователей.
4.5. Для обеспечения доступа к информации этническим группам местного населения на родном языке библиотеки:
- устанавливают связи и осуществляют сотрудничество с национально-культурными центрами и землячествами на территории города и за его пределами;
- обмениваются профессиональной информацией с национальными библиотеками субъектов РФ, с региональными методическими центрами.
4.6. Информационное обеспечение развития своей территории библиотеки ЦБС осуществляют в сотрудничестве с органами местного самоуправления, с местными организациями, с представителями местного сообщества:
- участвуют в изучении динамики потребностей, ведут базы данных по проблемам развития территории и документов местного самоуправления;
- осуществляют взаимодействие с другими библиотеками, информационными службами и необходимыми организациями, в том числе за пределами города.
4.7. Библиотеки ЦБС формируют информационные потребности и информационную культуру пользователей, всего местного населения. С этой целью библиотеки:
- проводят регулярные экскурсии по библиотеке, знакомят посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими и технологическими возможностями, с сотрудниками библиотеки и их деятельностью;
- ведут уроки информационной культуры;
- учат пользоваться справочно-поисковым аппаратом и отдельными его элементами, базами данных.
4.8. Особая роль библиотек ЦБС заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации. Для этого библиотеки:
- тщательно собирают и сохраняют литературу по вопросам местного историко-культурного наследия, традиций, знаменательных и памятных дат и событий в жизни местного сообщества;
- наиболее полно отражают местную тематику в справочно-поисковом аппарате, ведут базы данных краеведческого содержания;
- составляют и издают библиографические пособия, справочники, проспекты, буклеты;
- совместно с другими организациями создают летописные и библиографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;
- создают условия для работы краеведческих объединений.
Библиотеки ведут мемориальную и краеведческую деятельность, направленную на изучение и популяризацию истории и культуры своего края.
4.9. ЦБС самостоятельно определяет перечень библиотечных услуг, которые отражают интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты, а также условия и возможности их предоставления, зафиксированные в "Правилах пользования публичной библиотекой".
К обязательным бесплатным услугам относятся следующие услуги:
- представление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;
- представление справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
- представление во временное пользование любого документа из библиотечного фонда в соответствии с "Правилами пользования библиотекой";
- представление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек.
4.10. Библиотеки, строящие свою деятельность на основе использования новейших информационных технологий, предоставляющие пользователям доступ в корпоративные и глобальные информационные сети, расширяют спектр услуг, обслуживают пользователей в режимах локального и удаленного доступа.
4.11. Библиотеки могут значительно расширить свои возможности посредством сотрудничества с другими организациями, осуществляя совместно с ними культурные, образовательные, информационные и иные программы, проекты, акции в рамках целевых программ.
4.12. Библиотеки ведут культурно-просветительскую работу, приобщают к культурному наследию, развивают у пользователей способность воспринимать культуру и искусство. Развивают воображение и творческое начало у детей и молодежи. Организуют вечера, встречи, презентации, лекции, фестивали, конкурсы и иные культурные акции как формы массовой библиотечной услуги или части многообразной маркетинговой деятельности по обеспечению увеличения и качества предоставляемых услуг населению.
4.13. Библиотека обязана предоставить гражданам наиболее полный в ее условиях набор услуг, но при этом проинформировать о возможностях библиотечного обслуживания других библиотек.
4.14. Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки, а также ее конкурентоспособность находятся в зависимости от набора и качества ее услуг, комфортности пользования ими. Библиотека, библиотечные услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей. В связи с этим целесообразны своевременные организационные и технологические преобразования в библиотеке на основе анализа изменений в сфере читательских интересов и потребностей.
4.15. Оценка качества и результативности организации библиотечного обслуживания осуществляется как самой библиотекой на всех этапах реализации библиотечных услуг, так и со стороны учредителей и общественности.
Оценка предоставляемых библиотекой услуг включает следующие их характеристики:
- полезность и соответствие спросу;
- своевременность и оперативность выполнения;
- информативность и содержательность;
- современные методы и способы исполнения и предоставления.
5. Доступное размещение библиотеки
5.1. Рассчитывая количество библиотек на территории в соответствии с нормативом, следует принимать во внимание все население, проживающее в зоне библиотечного обслуживания поселения.
5.2. На территории каждого микрорайона поселения располагается библиотека-филиал, обслуживающая взрослое население, и детская библиотека-филиал, обслуживающая детей до 14 лет.
5.3. В тех случаях, когда нагрузка на библиотеку-филиал значительно ниже установленных нормативов, в порядке исключения может быть изменен режим работы библиотеки.
5.4. Доступность библиотеки для всего населения обеспечивается ее удобным местоположением - в центре поселения, микрорайона, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах.
5.5. Библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.
В любом случае соблюдаются архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотечного учреждения. При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки.
5.6. Физические компоненты здания помещений, где размещается библиотека, должны олицетворять значимость ее как объекта культурного назначения и принципы деятельности, включая:
- реализацию библиотечных технологий (поступление и движение документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала);
- привлекательную внешнюю и внутреннюю архитектуру и оформление;
- поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего установленным стандартам и нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность и др.).
5.7. Созданию# привлекательного образа библиотеки, ее обозримости и доступности для местных жителей и приезжих граждан благоприятствуют:
- свободные подходы к библиотеке, чистота прилегающей территории;
- видимое и легко узнаваемое название библиотеки и грамотная реклама;
- система уличных указателей.
5.8. Ежедневный режим работы (в том числе перерывы, выходные, санитарные дни) библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения, один из выходных дней (суббота или воскресенье) должен быть обязательно рабочим.
Время работы библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту жительства граждан, не должно полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.
Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) может ограничиваться в зависимости от местных условий.
6. Информационные ресурсы библиотеки
6.1. библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио- и видеодокументы, электронные документы, базы данных, в том числе базы данных Интернет), представленных в достаточном количестве.
6.2. Документный фонд библиотеки обязан отвечать принципу толерантности, сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, не содержать документы, пропагандирующие вражду, насилие, жестокость, порнографию.
6.3. Политика формирования фонда ориентирует библиотеку на стратегию доступа ко всей имеющейся информации, а не только к ее собственным ресурсам. Каждая муниципальная библиотека городского поселения становится участницей распределенного единого библиотечного фонда в целом и получает к нему свободный доступ.
В этой связи основными характеристиками фонда библиотеки являются:
- разумный объем,
- информативность, соответствие потребностям граждан,
- постоянная обновляемость.
6.4. Объем фонда библиотеки должен составлять от 5 до 7 экз. на одного жителя в зависимости от плотности проживания.
Для сохранения значимости документного фонда библиотеки необходимо постоянное обновление информационных ресурсов и комплектования вновь издаваемой печатной и электронной продукцией фондов библиотек. В составе фонда должно содержаться до 50 % наименований документов, изданных за последние 5 лет на различных носителях.
Ежегодное пополнение фонда - не менее 250 документов (книги, периодика, аудио-, видеодокументы, электронные документы, базы данных, озвученные книги и др.) из расчета на 1000 жителей.
Обновление информационных ресурсов возможно при наличии бюджетных средств в смете расходов.
6.5. В универсальном фонде библиотеки, если в микрорайоне обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература для жителей в возрасте до 14 лет должна составлять от 30 до 50 % фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.
6.6. Центральная библиотека в соответствии с региональным законодательством об обязательном экземпляре документов получает 1 экз. местных изданий бесплатно.
6.7. Ежегодная подписка на периодические издания для библиотек определяется из расчета не менее 15 названий (5 газет, 10 журналов) на 1000 жителей.
Объем фонда периодических изданий центральной библиотеки рассчитывается исходя из количества населения (но не менее 150 названий), центральной детской библиотеки - населения в возрасте до 14 лет (не менее 50 названий) городского поселения.
6.8. Библиотека сохраняет культурные традиции и отражает местную историю в контексте истории и культуры всего края и страны. В этой связи ценность ее фонда возрастает от наличия в нем книжных памятников местного уровня.
Центральная библиотека сохраняет в своём фонде "книжные памятники", краеведческие издания, местные документы, другие уникальные коллекции и т.п. обо всем городе, районе.
6.9. Информация обо всей поступающей в библиотеку литературе, о содержании и объеме поступлений, источниках приобретения в обязательном порядке доводится до сведения пользователей.
Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, но могут быть получены посредством каналов межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу (внестационарное обслуживание, межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов). Организатором этой связи является центральная библиотека ЦБС.
6.10. Сроки хранения отдельных частей фонда муниципальной библиотеки зависят от существующих потребностей и спроса со стороны пользователей, а также от состояния документов, степени их устарелости или износа.
Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки-филиала и центральной библиотеки. Единственный экземпляр таких документов может храниться в печатном виде (если имеются для этого условия) или быть записан на электронный носитель.
6.11. Библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др.
6.12. Для эффективного использования документов в процессах библиотечного и информационного обслуживания, качественного предоставления услуг населению библиотека должна иметь соответствующие технические средства и средства связи: персональный компьютер, сканер, ксерокс, телефон-факс, канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет, видео-, аудиокомплексы и др.
6.13. Комплектование библиотечных фондов осуществляет центральная библиотека.
6.13.1. Библиотека свободна в выборе источников приобретения документов.
6.13.2. Комплектование библиотечных фондов осуществляется путем:
- приобретения документов через книготорговые организации;
- подписки на периодические издания;
- безвозмездной передачи библиотеке документов физическими и юридическими лицами.
6.14. Учет, хранение и отчуждение документов, находящихся в фондах библиотек ЦБС, осуществляется в соответствии с действующим законодательством, другими нормативными актами.
7. Помещения библиотеки. Организация библиотечного пространства
7.1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.
7.2. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами:
- площади для размещения абонемента: с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи - из расчета 5 кв. м на 1000 ед. хранения; с закрытым доступом к фонду - 5,5 кв. м на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду - 7 кв. м на 1000 томов;
- площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду - из расчета 5 кв. м на 1000 томов;
- около 10 % посадочных мест для читателей должны находиться в зоне "легкого" чтения или в зоне отдыха;
- число посадочных мест для просмотра периодики определяется из расчета 3 кв. м на 1 место (или пять мест на каждые 1000 жителей);
- площади для индивидуального использования аудио - видеодокументов#, электронных документов, доступа в Интернет должны быть увеличены на 5 - 10 кв. м. с выделением отдельного помещения;
- площади для пользователей в зоне справочной службы (место "быстрой справки") могут составлять 10 кв. м. на 1000 томов;
- для размещения выставок нормативная площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент или читальный зал) может увеличиваться до 10 %.
7.3. Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное помещение размером из расчета 1,5 кв. м. на 1 посетителя.
7.4. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20 % площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь, как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей.
Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами:
- площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов, - 6 - 8 кв. м;
- для персонала научно-методической службы - 9 кв. м;
- для административного персонала - 5 - 6 кв. м, в том числе для директора, заместителя директора - не менее 10 кв. м.
7.5. Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней.
7.6. Для организации обслуживания пользователей библиотека использует принцип гибкой планировки помещений, позволяющей варьировать соотношение помещений и площадей с учетом изменения потребностей и библиотечной технологии. Комфортное пребывание в библиотеке, пользование ее услугами достигается и с помощью таких компонентов как:
- свободная ориентация пользователей в соответствии с их целями: оперативного удовлетворения запроса и быстрого получения необходимой услуги; углубленной работы над темой или с документами; участия в мероприятиях и др.;
- доступность различных видов и типов документов (книги, периодика, электронные документы, изо-, аудио-, видеоматериалы, фильмы и др.), средств информации и телекоммуникации;
- наличие оборудования, мебели, технических средств, отвечающих соображениям функциональности, простоты и удобства в эксплуатации;
- современный дизайн, комфортность общения и отдыха;
- профессиональная этика персонала, соблюдение прав пользователей.
7.7. Всеобщим стандартом обслуживания в библиотеке является максимально доступный фонд документов. Библиотека использует различные элементы его раскрытия и оформления:
- расположение стеллажей; тематические полки;
- выставочные композиции;
- приемы цитирования и аннотирования;
- сопровождение библиографическими изданиями, буклетами;
- ссылки-отсылки;
- цветовые приемы и др.
Ценные или редкие издания, которыми гордится и которые особенно бережет библиотека, могут быть представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах, стеллажах, на специальных выставках.
В закрытых помещениях целесообразно размещать лишь те документы, которые пользуются крайне редким спросом, а также дублетные.
7.8. Современные библиотеки являются важным элементом информационных систем, значительно увеличивающих возможности каждой библиотеки. С этой целью модернизируются все основные библиотечные процессы: комплектование и обработка, справочно-поисковый аппарат, обслуживание читателей, управление библиотечной системой.
7.9. Рабочие места для производственных целей и для обслуживания пользователей должны быть размещены в приспособленных помещениях, специально оборудованы, обеспечены защитными средствами эксплуатации.
7.10. Библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной и охранной безопасности.
8. Персонал библиотеки
8.1. Администрация ЦБС и ее учредитель должны обеспечить достаточное число сотрудников.
8.2. Нормативная потребность в штатных работниках - специалистах определяется исходя из основных показателей деятельности конкретной библиотеки (число жителей, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов и внестационарных форм обслуживания, интенсивность посещений, др.), из расчета в городском поселении с числом жителей от 50000 до 100000; из расчета 1 работник на 1500 жителей;
8.3. Администрация ЦБС обязана заботиться о наличии в штате библиотеки специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения специальных библиотечных услуг, различных функциональных обязанностей, которые выделяются сверх нормативной обеспеченности (но на основе конкретных расчетов и утвержденных должностных инструкций), в том числе:
- для обслуживания особых групп пользователей (дети, молодежь, этнические группы, инвалиды разной категории, пожилые люди с ограниченными возможностями передвижения и т.д.) - педагог, психолог, социолог, юрист;
- для внедрения и использования информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг - программист, оператор, администратор баз данных, техник-инженер.
8.4. В штатном расписании ЦБС предусматриваются сверх расчетного норматива штаты, обеспечивающие деятельность управленческого, административно-хозяйственного, финансово-экономического блоков.
8.5. Администрация ЦБС заботится о том, чтобы все сотрудники ясно представляли цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей организации. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.
8.6. Администрация ЦБС несет ответственность за четкое распределение обязанностей среди сотрудников, организует аттестацию работающих. Все библиотечные работники должны быть знакомы не только с обязанностями, но и правами.
В профессиональной деятельности сотрудники руководствуются Кодексом этики российского библиотекаря.
8.7. Сотрудник ЦБС должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, повышать свой профессиональный и культурный уровень, развивать способность к творческой и созидательной деятельности.
8.8. Администрация ЦБС и ее учредитель обеспечивают реализацию программы непрерывного образования всего персонала, ориентируясь на разнообразные формы обучения (обучение в колледже и вузе с использованием возможностей целевого набора, курсы, семинары, стажировки, др.). Важен и полезен обмен профессиональными знаниями с библиотекарями внутри региона, внутри страны, с зарубежными коллегами.
8.9. Эффективность управления администрации и учредителя определяется на основании предпринятых мер по развитию персонала, созданию условий для каждого работника 1 раз в 5 лет обновлять знания по курсовой программе, включая систематическое обучение работников новым информационным технологиям и услугам.
Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, составляет не менее 0,5 - 1 % от общего бюджета библиотеки.
8.10. Администрация ЦБС и ее учредитель в целях закрепления молодых кадров (выпускников колледжа и института искусств и культуры) вводят систему выплат надбавок из надтарифного фонда в течение трех лет этой категории специалистов; предусматривают меры по их творческому и профессиональному росту.
8.11. Администрация ЦБС и ее учредитель обеспечивают социальную и профессиональную защиту своих работников в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также местными нормативными документами.
8.12. Администрация ЦБС и ее учредитель заботятся о создании удовлетворительных условий труда для работников. Рабочие места должны быть оснащены и оборудованы соответствующим образом. Уровень оплаты труда должен соответствовать выполняемой работе. В библиотеке должна применяться система материального и морального стимулирования работников.
8.12.1. Библиотечным работникам ЦБС предоставляются:
- доплаты стимулирующего характера к должностным окладам в соответствии с Положением "Об использовании экономии фонда оплаты", Положением "О порядке использования надтарифного фонда", Положением "О материальном стимулировании сотрудников";
- доплата за выслугу лет в соответствии с региональным законодательством (Закон Пермской области "О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии", Указ губернатора от 17.11.1999 N 165 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за выслугу лет работникам культуры, искусства и кинематографии");
- дополнительные оплачиваемые отпуска и другие льготы в соответствии с заключенными коллективными договорами.
9. Связи библиотеки ЦБС с общественностью
9.1. Опора на местных жителей, привлечение их внимания к проблемам библиотеки является обязанностью библиотеки.
9.2. Значительную поддержку библиотека может найти у волонтеров из числа местного населения, используя добровольный труд на благо библиотеки и библиотечного обслуживания, а также создав общество друзей библиотеки или попечительский совет.
9.3. Библиотека формирует свой положительный образ, привлекает на свою сторону общественное мнение, демонстрирует свою специфику и свои преимущества. Для этого библиотека и ее сотрудники:
- оповещают широкую общественность о целях и задачах своей деятельности;
- открыто информируют население о режиме работы библиотеки, о ее услугах;
- рекламируют ценность своих ресурсов, услуг и возможностей;
- своевременно оповещают обо всех существенных изменениях в своей деятельности;
- сообщают о кризисных ситуациях, их причинах и о действиях по устранению;
- участвуют в социальных, культурных, образовательных проектах, способствующих приобщению различных групп населения к общечеловеческим ценностям и к активной деятельности;
- учреждают премии (призы), почетные звания для организаций и граждан, поддерживающих библиотеку.
9.4. Библиотека участвует в мониторингах мнений, взглядов, предпочтений, ожиданий местных жителей, постоянно анализирует качество предоставляемых ею услуг, их соответствие потребностям пользователей.
Систематически библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес, предложения и замечания читателей, инфоромирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов.
9.5. Библиотека отчитывается перед местными жителями о своей работе, особо подчеркивая участие конкретных людей в том или ином содействии библиотеке. Библиотека издает ежегодный отчет о своей деятельности.
10. Основы экономического регулирования библиотечного дела
10.1. Учредителем МУК "Чайковская централизованная библиотечная система" является комитет по культуре, искусству и молодежной политике администрации Чайковского городского поселения.
10.1.1. Учредитель утверждает Устав ЦБС, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению. В Уставе ЦБС закрепляется ее юридический статус, источники финансирования, порядок использования средств, основные задачи деятельности, условия ее доступности, имущественные отношения между библиотекой и ее учредителем, порядок управления библиотекой.
10.1.2. Учредитель осуществляет контроль за деятельностью ЦБС в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя. Учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность ЦБС, за исключением случаев, предусмотренных ее Уставом и действующим законодательством.
10.2. Порядок создания библиотек.
10.2.1. На территории Чайковского городского поселения создаются и действуют библиотеки в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Пермского края и настоящим Положением.
10.2.2. Органы местного самоуправления при застройке жилых районов должны предусматривать потребность местного населения в обеспечении их библиотеками с учетом установленных нормативов.
10.3. Реорганизация и ликвидация библиотек Чайковского городского поселения.
10.3.1. ЦБС, имеющая статус юридического лица, реорганизуется или ликвидируется по решению учредителя, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
10.3.2. Учредитель, приняв решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, создает ликвидационную комиссию и публикует в местной печати уведомление о решении, не позднее, чем за два месяца до намеченного срока ликвидации.
При ликвидации библиотек преимущественным правом приобретения ее библиотечных фондов обладают библиотеки соответствующего профиля.
10.3.3. Реорганизация ЦБС в форме слияния, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством, как по инициативе учредителя ЦБС, так и по инициативе ЦБС при согласии всех сторон с учетом потребностей населения, если это не влечет за собой ухудшения библиотечного обслуживания населения.
10.3.4. Запрещается разгосударствление, приватизация библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены.
10.3.5. Неправомерное решение о ликвидации библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке.
10.3.6. В случае вынужденного переселения библиотек из существующих помещений органы местного самоуправления, учредители должны предоставить другое помещение по действующим санитарным нормам в установленном законом порядке.
10.4. Имущество библиотек.
10.4.1. ЦБС на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
10.4.2. ЦБС в соответствии с действующим законодательством и ее Уставом имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей ее целям и не наносящей ущерба основной деятельности.
10.5. Трудовые отношения работников ЦБС.
10.5.1. Трудовые отношения работников библиотек регулируются действующим законодательством.
10.5.2. Работники библиотек подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается действующим законодательством, иными нормативными актами.
10.5.3. В целях развития творческого потенциала и поощрения работники библиотек могут награждаться грамотами, благодарственными письмами, премиями Думы и администрации Чайковского городского поселения.
11. Основные принципы и методика формирования бюджета
11.1. Организация библиотечного обслуживания населения Чайковского городского поселения библиотеками ЦБС является расходным обязательством бюджета Чайковского городского поселения.
11.2. Финансовое обеспечение организации библиотечного обслуживания населения осуществляется на основе долгосрочных, среднесрочных и текущих планов муниципального образования, утвержденных методикой формирования бюджета.
11.3. Основные принципы методики формирования бюджета ЦБС.
11.3.1. Расчет объема расходных обязательств производится по следующим основным направлениям расходов:
- оказание бюджетных услуг;
- обеспечение выполнения функций МУК "Чайковская ЦБС";
- расходы по оплате коммунальных услуг;
- процентные расходы.
11.3.2. В составе расходов на обеспечение выполнения функций МУК "Чайковская ЦБС" предусматриваются следующие расходы:
- оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- материальные расходы;
- уплата налогов и сборов;
- приобретение основных средств.
11.4. В состав расходов бюджета включаются расходы, осуществляемые за счет доходов библиотеки от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Чайковского городского поселения Пермского края от 18 июня 2008 г. N 488 "Об утверждении Положения об организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.