Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Пермской городской Думы
от 27 ноября 2007 г. N 285
Городская целевая программа
"Комплексная экологическая программа г. Перми на 2008 - 2010 гг."
27 мая, 26 августа 2008 г.
Решением Пермской городской Думы от 26 августа 2008 г. N 254 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт программы
Полное наименование программы |
- городская целевая программа "Комплексная экологическая программа г. Перми на 2008 - 2010 гг." |
|
Условное (краткое) наименование программы |
- ГЦП "Экологическая программа г. Перми на 2008 - 2010 гг." (далее по тексту - Программа) |
|
Основания разработки программы |
- пункт 4.1 решения Пермской городской Думы от 30.01.2007 N 17 "О выполнении комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 гг.", решение Научно-технического совета при муниципальном управлении по экологии и природопользованию (протокол N 1 от 06.06.2005) |
|
Инициатор постановки проблемы |
- управление по экологии и природопользованию администрации города Перми |
|
Цель разработки программы |
- повышение уровня экологической безопасности населения и природных комплексов города Перми |
|
Задачи программы |
- охрана водных ресурсов, реконструкция и развитие зеленого фонда города и охрана био- и ландшафтного разнообразия, в том числе особо охраняемых природных территорий, развитие системы экологического мониторинга и информационного обеспечения, экологическое воспитание и просвещение населения, привлечение промышленных предприятий к решению проблем охраны окружающей среды города, управление рисками негативного воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения г. Перми, управление движением отходов |
|
Основные разработчики программы |
- управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, 614000, г. Пермь, ул. Советская, 22, временно исполняющий обязанности начальника - Третьяков Лев Борисович, тел./факс 2109991, Пермский государственный университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, ректор - Маланин Владимир Владимирович, Пермская областная организация Всероссийского общества охраны природы, 614007, г. Пермь, ул. Народовольческая, 33, председатель - Якушева Нина Ивановна, тел./факс 2168687 |
|
Муниципальный заказчик программы |
- администрация города Перми в лице заместителя главы администрации города Перми Храпкова Алексея Анатольевича |
|
Руководитель и координатор программы |
- начальник управления по экологии и природопользованию администрации города Перми Шилоносов Андрей Олегович |
|
Исполнители программы |
- управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми, управление здравоохранения администрации города Перми, муниципальное учреждение "Пермский городской лесхоз"; муниципальное учреждение "Бюро экологической информации", муниципальное учреждение "Пермская городская служба по организации содержания домашних животных" |
|
Объем выделяемых денежных средств на выполнение мероприятий программы, (тыс. руб.) |
всего из них: |
4 166 360,0 |
бюджет города |
80 461,8 |
|
краевой бюджет |
|
|
федеральный бюджет |
|
|
внебюджетные средства |
4085898,2. |
Решением Пермской городской Думы от 27 мая 2008 г. N 151 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Основные понятия и термины
В Программе используются следующие понятия и термины в соответствии с Федеральным Законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов,
охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность),
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду,
загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду,
мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов,
риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда,
экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий,
индекс загрязнения атмосферы - комплексный показатель степени суммарного загрязнения воздушного бассейна.
Принятые сокращения
ООПТ - особо охраняемая природная территория,
УЭП - управление по экологии и природопользованию администрации города Перми,
ДЗО - департамент земельных отношений администрации города Перми,
ДПиР - департамент планирования и развития территории города Перми,
УВБ - управление внешнего благоустройства администрации города Перми,
УЗ - управление здравоохранения администрации города Перми,
МУ "ПГЛ" - муниципальное учреждение "Пермский городской лесхоз",
МУ "ПГСОСДЖ" - муниципальное учреждение "Пермская городская служба по организации содержания домашних животных",
ГУ "Пермский ЦГМС" - Государственное учреждение "Пермский центр по гидрометеорологии# мониторингу окружающей среды",
ИЗА - индекс загрязнения атмосферы.
3. Основные положения программы
3.1. Характеристика проблемы
Создание для жителей города благоприятной среды обитания, охрана их здоровья продекларированы Уставом города Перми как одни из приоритетных направлений деятельности органов городского самоуправления.
Данная программа является логическим продолжением и развитием "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 гг." и направлена на улучшение экологической обстановки в городе, снижение рисков для здоровья населения и природных комплексов, возникающих в результате деятельности производственных, энергетических, коммунальных, транспортных объектов.
Анализ существующей экологической ситуации с учетом результатов выполнения "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 гг." показывает:
состояние водных объектов города,
сброс загрязняющих веществ в природные водные объекты в черте города в 2005 году по сравнению с 2001 годом уменьшился на 38 %. В 2006 году сброс загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в бассейн р. Камы и ее притоки по сравнению с 2005 годом уменьшился на 12,2 % и составил 40,16 тыс. тонн,
водопотребление увеличилось с 191,34 млн. куб. м в 2005 году до 193,89 млн. куб. м в 2006 году, в том числе использование свежей воды на производственные нужды увеличилось с 67,18 млн. куб. м в 2005 году до 74,2 млн. куб. м в 2006 году, что обусловлено увеличением объемов производства на ООО "Пермский картон" и ФКП "Пермский пороховой завод",
потери при транспортировке воды уменьшились на 20,5 %,
сброс загрязненных сточных вод промышленными предприятиями уменьшился с 58,99 млн. куб. м в 2005 году до 55,72 млн. куб. м в 2006 году.
Однако при этом не произошло существенного изменения качества воды в природных водоемах и питьевой воды в источниках централизованного водоснабжения:
вода в р. Каме в черте города классифицируется как грязная или очень загрязненная,
воды рек Данилихи, Егошихи, Мулянки, Ивы, Пыж, Мотовилихи относятся к 3 - 4 классам (умеренно загрязненные или загрязненные), а на некоторых участках (низовья р. Данилихи) - к 5 - 6 классам (грязная или очень загрязненная). На склонах рек наблюдаются эрозионные процессы, из-за засорения водопропускных труб происходит заболачивание местности,
отмечено увеличение нестандартных проб питьевой воды из источников централизованного водоснабжения города.
Основными источниками сбросов неочищенных сточных вод в природные водные объекты г. Перми являются: ООО "Новогор-Прикамье", ОАО "Камкабель", ОАО "Галоген", ФКП "Пермский пороховой завод", ОАО "Камтекс-Химпром".
Риск для здоровья населения и природных комплексов, обусловленный качеством водных объектов, связан:
со сбросами загрязненных сточных вод в поверхностные воды р. Камы и ее притоков,
с захламлением, загрязнением и отсутствием благоустройства водоохранных зон р. Камы и малых рек,
с отсутствием дренажных систем (ливневой канализации).
Твердые бытовые и промышленные отходы
Антропогенная нагрузка на окружающую среду в результате образования и накопления отходов потребления и производства является одной из основных экологических проблем города:
в 2006 году объем образования отходов производства и потребления составил 12424,16 тыс. тонн (учтены отходы, складированные на начало года, образовавшиеся в отчетном году и поступившие от других предприятий). Из них только 1,9 % были переданы на переработку,
ежегодно увеличиваются количество и объем несанкционированных свалок на территории города, в 2005 году их количество составило 97 шт., что на 42 % превышает их количество в 2002 году,
длительное хранение отходов на территориях предприятий города создает очаги повышенного риска для населения, проживающего в непосредственной близости к промышленным зонам.
Сложившаяся крайне неблагоприятная ситуация со сбором, размещением и вывозом мусора является следствием того, что до настоящего времени не внедрена "Генеральная схема очистки города от отходов", концепция и основные положения которой были разработаны при выполнении "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 гг.".
Риск для здоровья населения и природных комплексов в связи с накоплением и хранением отходов производства и потребления формируется в результате:
химического загрязнения атмосферного воздуха,
химического и микробного загрязнения подземных и поверхностных вод,
химического и микробного загрязнения почв,
распространения инфекций через безнадзорных домашних животных (собак, кошек) и синантропных животных (крыс, мышей, голубей, ворон).
Состояние атмосферного воздуха
Состояние атмосферного воздуха в городе характеризуется следующими параметрами:
масса выброса загрязняющих веществ от стационарных источников по данным природопользователей сократилась на 17 % (с 44,0 тыс. тонн в 2001 году до 36,7 тыс. тонн в 2005 году) в результате выполнения предприятиями природоохранных мероприятий, предусмотренных "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 гг.". В 2006 году масса выброса загрязняющих веществ составила 35,7 тыс. тонн,
выбросы автотранспорта остались практически на уровне 2001 года, однако их доля в валовом выбросе загрязняющих веществ увеличилась с 55,6 % в 2001 году до 63,0 % в 2006 году,
индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в 2005 году составил 8,6, что ниже значений ИЗА в 2001 - 2004 гг., однако в 2006 году увеличился до 11,9. Увеличение ИЗА в 2006 году обусловлено повышением содержания формальдегида и бензопирена в общей массе выбросов загрязняющих веществ;
в атмосферу города в 2006 году поступило загрязняющих веществ 361 наименование#, из них вещества 1 и 2 класса опасности 72 наименования массой 411,1 тонн.
По результатам мониторинговых наблюдений установлено, что в условиях повышенного риска (т.е. в условиях экспозиции, превышающей допустимый уровень), обусловленного загрязнением атмосферы формальдегидом и азота диоксидом проживает около 850,0 тыс. человек; в том числе порядка 750,0 тыс. человек дополнительно испытывают хронический риск в связи с повышенным содержанием в воздухе бензопирена, 600,0 тыс. человек - аммиака; 500,0 тыс. человек - углерода оксида, 280,0 тыс. человек - пыли.
Риск для здоровья населения и природных комплексов может создаваться за счет:
химических факторов, связанных с выбросами стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ,
физических факторов производственного и транспортного происхождения (шум, электромагнитное излучение).
Состояние растительного и животного мира
В настоящее время площадь озелененных территорий составляет 40452,6 га (50,6 % от площади города), в том числе:
37587,0 га - площадь городских лесов, переданных из лесного фонда в ведение администрации города Перми в соответствии с Законом Пермской области от 27.12.2004 N 1967-426 "О городских лесах",
2300,0 га - городские леса, переданные администрацией города Перми в ведение МУ "Пермский городской лесхоз" как "бесхозяйные" леса до вступления в силу Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1967-426 "О городских лесах",
558,6 га - площадь объектов озеленения общего пользования.
Фактическая доля озелененных территорий может быть несколько выше (но незначительно), поскольку в данном случае не учтены площади объектов озеленения ограниченного пользования (придомовые территории, внутриквартальное озеленение, территория школ, детских садов, учреждений здравоохранения и т.д.) и объектов озеленения специального назначения (СЗЗ, водоохранные зоны, кладбища, полосы отвода дорог и т.д.). Информация о площади этих объектов озеленения в городе отсутствует.
За период реализации "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 гг." в 2006 году выполнены следующие наиболее значимые мероприятия по сохранению растительного мира на территории города:
создано МУ "Пермский городской лесхоз", в ведение которого переданы все городские леса,
создана и развивается система ООПТ в городе: из существующих 10 охраняемых природных территорий общей площадью 4525,7 га 7 объектов являются ООПТ местного значения,
выполнена инвентаризация зеленых насаждений по всем районам города,
определены границы существующих и перспективных 266 объектов озеленения общего пользования.
При общих благоприятных природных условиях в Перми существует ряд проблем, связанных с состоянием городских зеленых насаждений:
снижение естественного средовосстанавливающего потенциала зеленой зоны города,
низкий уровень благоустройства лесов и зон отдыха,
недостаточный уровень озеленения и благоустройства районов многоэтажной застройки,
низкая обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования в целом по городу по сравнению с нормативными требованиями,
отсутствие озелененных и благоустроенных санитарно-защитных зон промышленно-коммунальных объектов,
количество зеленых насаждений в городе ежегодно сокращается за счет вырубки деревьев и кустарников в связи со строительством и реконструкцией различных объектов.
Приоритетными направлениями Программы в части улучшения зеленого фонда города и развития системы особо охраняемых природных территорий являются:
установление границ городских лесов,
совершенствование нормативной базы в части распоряжения, управления и сохранения зеленого фонда города,
обеспечение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе с привлечением общественных организаций.
Защита граждан города от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных и регулирование численности безнадзорных животных гуманными методами
В настоящее время проблема безнадзорных животных в городе научно не обоснована, выполняется в текущем режиме без концептуального обоснования. Проект концепции предлагается разработать в течение 2007 года, однако при любом сценарии деятельности администрации города Перми по решению проблем безнадзорных животных необходим их отлов, соответственно, содержание в течение 6 месяцев в соответствии с Гражданским Кодексом# РФ, ветеринарное обслуживание. Важной проблемой также является сбор трупов павших животных с территории города. В данной программе впервые предлагается вывести вопросы, связанные с деятельностью МУ ПГСОСДЖ из сметного финансирования службы в систему программных мероприятий городской целевой программы.
Состояние здоровья населения в зонах повышенного хронического и острого воздействия
Интегральным показателем, отражающим всю совокупность условий жизни населения, в том числе и качество среды обитания, является состояние здоровья.
Общая заболеваемость населения г. Перми за последние 10 лет имеет устойчивую тенденцию роста. Темпы прироста наиболее выражены у детской и подростковой части населения - 35,2 %. Приоритетными по общей заболеваемости взрослого населения среди районов города являются Ленинский, Кировский и Свердловский, а по общей заболеваемости у детей - Индустриальный, Дзержинский, Мотовилихинский районы.
Регистрируется неблагоприятная динамика и прогноз заболеваемости населения (особенно детей) болезнями, признанными Всемирной организацией здравоохранения индикаторными при оценке экологической ситуации на территории: новообразования, болезни эндокринной системы, врожденные пороки развития, бронхиальная астма.
3.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы:
повышение уровня экологической безопасности населения и природных комплексов города Перми.
Задачами Программы являются:
охрана водных ресурсов,
реконструкция и развитие зеленого фонда города и охрана био- и ландшафтного разнообразия, в том числе особо охраняемых природных территорий,
развитие системы экологического мониторинга и информационного обеспечения,
экологическое воспитание и просвещение населения,
привлечение промышленных предприятий к решению проблем охраны окружающей среды города,
управление рисками негативного воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения г. Перми,
управление движением отходов.
Программа обеспечивает реализацию экологической стратегии, предусмотренной Правилами застройки и землепользования города Перми: обеспечение устойчивого и безопасного развития территории, создание условий, обеспечивающих снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, формирование комфортных условий проживания населения. В результате достижения цели Программы повышается уровень экологической безопасности для населения города.
3.3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2008 - 2010 годы без разбивки на этапы, с ежегодным уточнением мероприятий программы и объема денежных средств на их выполнение.
3.4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает перечень природоохранных мероприятий по следующим разделам:
3.4.1 охрана водных ресурсов;
3.4.2 реконструкция развития зеленого фонда города и охрана био- и ландшафтного разнообразия, в том числе особо охраняемых природных территорий;
3.4.3 развитие системы мониторинга и информационного обеспечения;
3.4.4 экологическое воспитание и просвещение населения;
3.4.5 привлечение промышленных предприятий к решению проблем охраны окружающей среды города;
3.4.6 оценка и управление рисками для здоровья населения при негативном воздействии окружающей среды;
3.4.7 управление движением отходов.
Система программных мероприятий включает:
мероприятия, которые эффективны в части снижения рисков для здоровья и природных комплексов за счет снижения выбросов в атмосферу, сбора, переработки, утилизации и безопасного размещения отходов, уменьшения сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды. Эти проекты имеют приоритетное значение и реализуются, главным образом, за счет собственных средств собственными силами предприятий-природопользователей с минимальной государственной и муниципальной поддержкой,
мероприятия, которые обеспечивают достижение заданных результатов в сфере охраны окружающей среды и здоровья населения, однако не обеспечивают их финансовой окупаемости. Включение данных проектов в Программу предусматривается на конкурсной основе, реализация их целесообразна при условии выделения необходимых средств из бюджетов всех уровней, организации эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Решением Пермской городской Думы от 26 августа 2008 г. N 254 раздел 3.4.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
Раздел 3.4.1. Охрана водных ресурсов
N |
Мероприятия |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Всего за период действия программы |
В том числе но годам, (тыс. руб.) |
Результат |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.4.1.1 |
Очистка малых рек (Егошиха, Данилиха, М. Ива, Б. Ива, Мотовилиха, Мулянка) |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
12100,0 12100,0 |
3100,0 3100,0 |
4000,0 4000,0 |
5000,0 5000,0 |
уменьшение загрязнения водных объектов на территории города протяженностью: 2008 - 7 км/5960 т 2009 - 9 км/7690 т 2010 - 14 км/9615 т |
3.4.1.2 |
Создание реестра водных объектов, находящихся в муниципальной собственности (п. 36 ст. 16 ФЗ N 131) и их обустройство |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
659,0 659,0 |
135,0 135,0 |
200,0 200,0 |
324,0 324,0 |
включение в реестр 100 % всех объектов, подлежащих включению в состав муниципальной собственности. Реализация полномочий органов местного самоуправления по охране водных объектов |
3.4.1.3 |
Разработка Правил использования муниципальных водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд |
УЭП |
2008 |
всего из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
|
|
|
|
реализация полномочий органов местного самоуправления по охране водных объектов |
3.4.1.4 |
Обустройство родников в Мотовилихинском, Индустриальном, Ленинском, Свердловском, Орджоникидзевском и Кировском районах |
администрации районов |
2008 - 2010 |
всего из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
892,6 892,6 |
450,0 450,0 |
142,6 142,6 |
300,0 300,0 |
2008 г. - 9 шт., 2009 г.- 3 шт., 2010 г. - 6 шт. |
|
Итого по разделу |
|
|
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
13651,6 13651,6 |
3685,0 3685,0 |
4342,6 4342,6 |
5624,0 5624,0 |
|
Решением Пермской городской Думы от 27 мая 2008 г. N 151 в раздел 3.4.2 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 3.4.2. Реконструкция и развитие зеленого фонда город# и охрана био- и ландшафтного разнообразия, в том числе особо охраняемых природных территорий (ООПТ)
N |
Мероприятия |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Всего за период действия программы |
В том числе по годам, (тыс. руб.) |
Результат |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.4.2.1 |
Установление границ городских лесов, в том числе: |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
17877,2 17877,2 |
5587,2 5587,2 |
7190,0 7190,0 |
5100,0 5100,0 |
|
3.4.2.1.1 |
разработка проектов землеустройства городских лесов |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
15325,6 15325,6 |
5325,6 5325,6 |
5000,0 5000,0 |
5000,0 5000,0 |
постановка на кадастровый учет городских лесов площадью 30000 га (без учета Черняевского лесопарка, землеустройство которого выполнено в 2005 г.). Стоимость работ установлена по факту 2005 г, ориентировочно 500 руб/га |
3.4.2.1.2 |
разработка проектов лесоустройства городских лесов |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
2551,6 2551,6 |
261,6 261,6 |
2190,0 2190,0 |
100,0 100,0 |
проекты лесоустройства на городские леса площадью 30 тыс. га. Стоимость работ установлена по факту 2005 года, ориентировочно 70 руб./га |
3.4.2.2 |
Управление городскими лесами |
УЭП МУ "ПГЛ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
15630,7 15630,7 |
3203,2 3203,2 |
4830,2 4830,2 |
7597,3 7597,3 |
|
3.4.2.2.1 |
обеспечение пожарной безопасности городских лесов |
МУ "ПГЛ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
1493,9 1493,9 |
807,2 807,2 |
331,1 331,1 |
355,6 355,6 |
сохранение 30000 га городских лесов от пожаров |
3.4.2.2.2 |
аренда здания для Левшинского лесничества |
МУ "ПГЛ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
243,0 243,0 |
75,0 75,0 |
81,0 81,0 |
87,0 87,0 |
обеспечение охраны лесов |
3.4.2.2.3 |
обеспечение рекреации в городских лесах, в том числе: |
МУ "ПГЛ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
13893,8 13893,8 |
2321,0 2321,0 |
4418,1 4418,1 |
7154,7 7154,7 |
обеспечение благоприятного воздействия леса на здоровье населения города |
3.4.2.2.3.1 |
изготовление аншлагов, обустройство мест отдыха, установка квартальных столбов |
МУ "ПГЛ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
1651,8 1651,8 |
1546,9 1546,9 |
50,6 50,6 |
54,3 54,3 |
обустройство 30 мест отдыха в соответствие# с материалами лесоустройства с установкой скамеек, ограждений, шлагбаумов |
3.4.2.2.3.2 |
обработка лесопарковых зон городских лесов, городских парков, ООПТ от клещей |
МУ "ПГЛ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
2637,0 2637,0 |
774,1 774,1 |
895,5 895,5 |
967,4 967,4 |
обработка не менее 300 га ежегодно |
3.4.2.2.3.3 |
благоустройство лесов |
МУ "ПГЛ" |
2009 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
7905,0 7905,0 |
0 0 |
3472,0 3472,0 |
4433,0 4433,0 |
установка не менее 50 контейнеров для мусора, вывоз мусора с обустроенных мест отдыха |
3.4.2.2.3.4 |
выделение, проектирование и обустройство ландшафтно-рекреационной территории "В. Курья" |
УЭП |
2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
1700,0 1700,0 |
0,0 |
0,0 |
1700,0 1700,0 |
создание ландшафтно-природной территории площадью около 50 га |
3.4.2.3 |
Ликвидация стихийных свалок мусора в городских лесах |
МУ "ПГЛ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
3900,0 3900,0 |
2130,0 2130,0 |
1130,0 1130,0 |
640,0 640,0 |
улучшение состояния городских лесов. Вывоз мусора: 2008 - 2180 т, 2009 - 1070 т, 2010 - 5650 т |
3.4.2.4 |
Увеличение количества зеленых насаждений в городе, в том числе с привлечением населения: |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
4386,2 |
1351,6 |
1478,0 |
1556,6 |
благоустройство и озеленение территории города |
- бюджет города |
3550,5 |
1094,5 |
1199,4 |
1256,6 |
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
835,7 |
257,1 |
278,6 |
300,0 |
|||||
3.4.2.4.1 |
реализация проектов - победителей конкурса "Общественные инициативы" в номинации "Зеленая стена" |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
2921,2 |
901,6 |
973,4 |
1046,2 |
участники проектов: 2008 г. - 3800 чел., 2009 г. - 3850 чел., 2010 г. - 3900 чел. |
- бюджет города |
2085,5 |
644,5 |
694,8 |
746,2 |
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
835,7 |
257,1 |
278,6 |
300,0 |
|||||
3.4.2.4.2 |
посадка кедров на территории социальных объектов (детские сады, школы и др.) |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
685,0 685,0 |
200,0 200,0 |
244,6 244,6 |
240,4 240,4 |
не менее 120 деревьев ежегодно |
3.4.2.4.3 |
обработка елей одорирующим составом в предновогодний период |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
180,0 180,0 |
50,0 50,0 |
60,0 60,0 |
70,0 70,0 |
не менее 700 деревьев ежегодно |
3.4.2.4.4 |
выполнение научно-исследовательских работ по разработке и реализации стратегии управления зелеными насаждениями на территории города |
УЭП, научные организации |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
600,0 600,0 |
200,0 200,0 |
200,0 200,0 |
200,0 200,0 |
создание системы управления зелеными насаждениями на территории города, обеспечение балансов между рубкой и посадкой деревьев не менее 90 % |
3.4.2.5 |
Утверждение перечня объектов озеленения общего пользования |
УЭП, ДЗО, ДПиР |
2008 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
без затрат |
- |
- |
- |
обеспечение нормативного количества зеленых насаждений на 1 жителя города |
3.4.2.6 |
Создание устойчивой системы ООПТ г. Перми: |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
800,0 800,0 |
250,0 250,0 |
250,0 250,0 |
300,0 300,0 |
|
3.4.2.6.1 |
выполнение научно-исследовательской работы по возможности создания ООПТ "Мотовилихинский пруд" |
УЭП |
2008 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
150,0 150,0 |
150,0 150,0 |
0,0 |
0,0 |
сохранение природно-исторического комплекса "Мотовилихинский пруд" |
3.4.2.6.2 |
выполнение научно-исследовательских работ по возможности установления охранных зон ООПТ местного значения |
УЭП |
2009 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
150,0 150,0 |
0,0 |
150,0 150,0 |
0,0 |
разработка Положения об охранных зонах ООПТ местного значения, Положения об охранных зонах 4 ООПТ |
3.4.2.6.3 |
создание рекреационных зон в ООПТ местного значения |
УЭП |
2009 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
350,0 350,0 |
100,0 100,0 |
100,0 100,0 |
150,0 150,0 |
благоустройство ООПТ, не менее 3-х рекреационных зон в год |
3.4.2.6.4 |
определение экономической стоимости (эффективности) ООПТ |
УЭП |
2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
150,0 150,0 |
0,0 |
0,0 |
150,0 150,0 |
определение экологической ценности ООПТ (доказательство эколого-экономической эффективности сохранения ООПТ как они есть в сравнении с их застройкой) |
3.4.2.7 |
Реализация концепции по регулированию численности безнадзорных животных на территории города |
УЭП, МУ "ПГСОСДЖ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
6690,2 6690,2 |
2824,0 2824,0 |
1859,8 1859,8 |
2006,4 2006,4 |
|
3.4.2.7.1 |
организация мероприятий по снижению численности безнадзорных животных на территории города |
МУ "ПГСОСДЖ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
4778,9 4778,9 |
1684,0 1684,0 |
1493,0 1493,0 |
1601,9 1601,9 |
отлов не менее 2500 собак в 2008 г. (отлов в 2006 г. 1700), со снижением отлова до 2000 голов в 2009 - 2010 гг. |
3.4.2.7.2 |
ветеринарное обслуживание животных, содержащихся в приюте, в том числе их стерилизация |
МУ "ПГСОСДЖ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
787,5 787,5 |
240,0 240,0 |
259,0 259,0 |
288,5 288,5 |
не менее 500 голов в год |
3.4.2.7.3 |
предотвращение биологического загрязнения территории города (сбор и вывоз на утилизацию трупов животных с территории города) |
МУ "ПГСОСДЖ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
323,8 323,8 |
100,0 100,0 |
107,8 107,8 |
116,0 116,0 |
сбор не менее 150 трупов животных с территории города в год |
3.4.2.7.4 |
строительство водовода на территории приюта временного содержания животных МУ "ПГСОСДЖ" |
МУ "ПГСОСДЖ" |
2008 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
800,0 800,0 |
800,0 800,0 |
0,0 0,0 |
0,0 0,0 |
улучшение качества работы муниципального приюта |
|
Итого по разделу |
|
|
всего, из них: |
49284,3 |
15346,0 |
16738,0 |
17200,3 |
|
- бюджет города |
48448,6 |
15088,9 |
16459,4 |
16900,3 |
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
835,7 |
257,1 |
278,6 |
300,0 |
Раздел 3.4.3. Развитие системы экологического мониторинга и информационного обеспечения
N |
Мероприятия |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Всего за период действия программы |
В том числе по годам, тыс. руб. |
Результат |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.4.3.1 |
Поддержание в рабочем состоянии автоматизированной информационной системы (АИС-эколог) посредством приобретения двух программных продуктов и модернизация трех блоков системы |
МУ БЭИ |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
300,0 300,0 |
100,0 100,0 |
200,0 200,0 |
0,0 0,0 |
систематизация сбора информации, полнота учета природопользователей и увеличение поступлений в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду |
3.4.3.2 |
Расширение режима наблюдений за состояниием качества атмосферного воздуха и водных объектов в г. Перми |
МУ БЭИ |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
1397,0 1397,0 |
1100,0 1100,0 |
0,0 0,0 |
297,0 297,0 |
владение достоверной информацией для принятия управленческих решений |
3.4.3.3 |
Получение информации о состоянии атмосферного воздуха и водных объектов на территории города |
МУ БЭИ |
2008 - 2010 еж/мес. |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
908,0 908,0 |
280,6 280,6 |
302,5 302,5 |
324,9 324,9 |
покупка данных о состоянии атмосферного воздуха с 7 постов наблюдения и данных о качестве воды с 5 створов наблюдения на р. Каме ГУ "Пермский ЦГМС" |
3.4.3.4 |
Разработка отраслевой комплексной программы |
УЭП |
2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
630,0 630,0 |
|
|
630,0 630,0 |
|
|
Итого по разделу |
|
|
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
3235,0 3235,0 |
1480,6 1480,6 |
502,5 502,5 |
1251,9 1251,9 |
|
Раздел 3.4.4. Экологическое воспитание и просвещение населения
N |
Мероприятия |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Всего за период действия программы |
В том числе по годам, тыс. руб. |
Результат |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.4.4.1 |
Развитие общественного экологического движения "ЭКОПЕРМЬ": |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
11448,5 |
3562,0 |
3817,7 |
4068,8 |
|
- бюджет города |
9778,5 |
3022,0 |
3257,7 |
3498,8 |
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
1670,0 |
540,0 |
560,0 |
570,0 |
|||||
3.4.4.1.1 |
организация экологических акций и природоохранных мероприятий |
УЭП |
2008 - 2010 |
Всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
3429,0 3429,0 |
1128,0 1128,0 |
1142,0 1142,0 |
1159,0 1159,0 |
участники экологических акций и мероприятий: 2008 г. - 6400 чел., 2009 г. - 7400 чел., 2010 г. - 8000 чел. |
3.4.4.1.2 |
организация трудовых и образовательных экологических лагерей |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
6219,5 |
1946,0 |
2075,7 |
2197,8 |
участники экологических лагерей: 2008 г. - 3510 чел., 2009 г. - 3600 чел., 2010 г. - 3690 чел. |
- бюджет города |
4549,5 |
1406,0 |
1515,7 |
1627,8 |
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
1670,0 |
540,0 |
560,0 |
570,0 |
|||||
3.4.4.1.3 |
реализация образовательных проектов в детских дошкольных учреждениях |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
1800,0 1800,0 |
488,0 488,0 |
600,0 600,0 |
712,0 712,0 |
участники образовательных проектов: 2008 г. - 1010 чел., 2009 г. - 1250 чел., 2010 г. - 1480 чел. |
3.4.4.2 |
Обеспечение доступа населения к достоверной экологической информации: |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
3358,1 3358,1 |
1036,0 1036,0 |
1118,6 1118,6 |
1203,5 1203,5 |
|
3.4.4.2.1 |
издание справочно-информационных материалов |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
868,0 868,0 |
268,0 268,0 |
289,3 289,3 |
310,7 310,7 |
тиражи: 2008 г. - 2000 экз., 2009 г. - 2050 экз., 2010 г. - 2100 экз. |
3.4.4.2.2. |
информационные, эколого-образовательные передачи и прямые линии на радио и ТВ |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
2490,1 2490,1 |
768,0 768,0 |
829,3 829,3 |
892,8 892,8 |
количество передач: 2008 г. - 110 шт., 2009 г. - 115 шт., 2010 г. - 120 шт. |
|
Итого по разделу |
|
|
Всего, из них: |
14806,6 |
4598,0 |
4936,3 |
5272,3 |
|
- бюджет города |
13136,6 |
4058,0 |
4376,3 |
4702,3 |
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
1670,0 |
540,0 |
560,0 |
570,0 |
3.4.5. Привлечение промышленных предприятий к решению проблем охраны окружающей среды города
N |
Мероприятия |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Всего за период действия программы |
В том числе по годам, тыс. руб. |
Результат |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.4.5.1. |
Мониторинг выполнения предприятиями города мероприятий по снижению рисков техногенного характера: |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
4083392,5 |
1481021,1 |
1883986,5 |
718384,9 |
|
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
4083392,5 |
1481021,1 |
1883986,5 |
718384,9 |
|||||
3.4.5.1.1 |
мониторинг за деятельностью# промышленных предприятий - участников программы утилизации межконтинентальных баллистических ракет, расположенных на территории Кировского района |
УЭП |
2008 - 2010 |
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
обеспечение экологической безопасности процесса утилизации МБР |
3.4.5.1.2 |
реконструкция локальных очистных сооружений УПО, МХО-ВЕМКО, БХО |
ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" |
2006 - 2010 |
всего, из них: |
337232,0 |
104168,0 |
124564,0 |
108500,0 |
снижение объема забора речной воды на 200,0 тыс. куб. м/год. Снижение гидравлической нагрузки на городские БОС на 11,0 млн. куб. м/год. Обеспечение нормативной очистки нефтесодержащих сточных вод и соответствие их уровню требований, предъявляемых к сбросам в рыбохозяйственный водоем. Снижение выбросов в атмосферу: - сероводород - 0.255 т/год, - углеводороды-261.718 т/год, - бензол -2.318 т/год, - ксилол - 1.637 т/год, - толуол - 4.676 т/год, - фенол - 270.677 т/год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
337232,0 |
104168,0 |
124564,0 |
108500,0 |
|||||
3.4.5.1.3 |
модернизация и замена технологических печей |
ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" |
2005 - 2010 |
всего, из них: |
583036,0 |
185790,0 |
219472,0 |
177774,0 |
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: - углеводороды C6-C5 - 3.627 т/год, - CO - 234/367 т/год, - NOх - 130/614 т/год, - бензпирен - 9/251 кг/год, - взв. вещества - 4.284 т/год, - зола - 0.591 кг/год, - сажа - 0.831 т/год, - SO2 - 73.392 т/год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
583036,0 |
185790,0 |
219472,0 |
177774,0 |
|||||
3.4.5.1.4 |
внедрение установок локальной очистки сточных вод в гальваническом производстве |
ОАО ПЗ "Машино-строитель" |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
1500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
снижение образования гальванического шлама 2,5 т/год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
1500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
|||||
3.4.5.1.5 |
строительство полигона промышленных отходов |
ОАО ПЗ "Машино-строитель" |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
127680,0 |
30000,0 |
70000,0 |
27680,0 |
исключение накопления промышленных отходов на территории предприятия |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
127680,0 |
30000,0 |
70000,0 |
27680,0 |
|||||
3.4.5.1.6 |
внедрение установки регенерации промывных вод (УРПВ) на линии цианистого цинкования в цехе 185 |
ОАО ПЗ "Машино-строитель" |
2008 - 2009 |
всего, из них: |
900,0 |
800,0 |
100,0 |
- |
сокращение сброса цинка в централизованную систему коммунальной канализации города на 0,008 т/год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
900,0 |
800,0 |
100,0 |
- |
|||||
3.4.5.1.7 |
внедрение установки регенерации промывных вод (УРПВ) на доочистке хромосодержащих сточных вод в цехе 457 |
ОАО ПЗ "Машино-строитель" |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
1000,0 |
200,0 |
600,0 |
200,0 |
полная очистка хромосодержащих сточных вод и возврат их в производство, сокращение хрома общего в сточных водах, отводимых в централизованную систему коммунальной канализации города, на 0,027 т/год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
1000,0 |
200,0 |
600,0 |
200,0 |
|||||
3.4.5.1.8 |
изготовление новой окрасочной камеры в цехе 272 |
ОАО ПЗ "Машино-строитель" |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
2500,0 |
500,0 |
1500,0 |
500,0 |
предотвращение попадания в централизованную систему коммунальной канализации города цинка и меди |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
2500,0 |
500,0 |
1500,0 |
500,0 |
|||||
3.4.5.1.9 |
капитальный ремонт солевой ванны N 42 цех 60 уч. 10 |
ЗАО "Инструментальный завод - ПМ" |
2008 |
всего, из них: |
250,0 |
250,0 |
- |
- |
снижение сбросов загрязняющих веществ в сточные воды |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
250,0 |
250,0 |
- |
- |
|||||
3.4.5.1.10 |
утилизация отходов гальванического производства |
ЗАО "Инструментальный завод - ПМ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
1500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
исключение размещения отходов производства в природной среде |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
1500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
|||||
3.4.5.1.11 |
установка пылеулавливающих установок ПУМА - 1500 в количестве 6 шт., цех 61 |
ЗАО "Инструментальный завод - ПМ" |
2009 - 2010 |
всего, из них: |
600,0 |
- |
300,0 |
300,0 |
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
600,0 |
- |
300,0 |
300,0 |
|||||
3.4.5.1.12 |
утилизация отходов производства и потребления от производственной деятельности предприятия |
ЗАО "Инструментальный завод - ПМ" |
2008 - 2009 |
всего, из них: |
760,0 |
380,0 |
380,0 |
- |
исключение размещения отходов производства и потребления в природной среде |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
760,0 |
380,0 |
380,0 |
- |
|||||
3.4.5.1.13 |
установка очистного оборудования на вытяжную вентиляцию В-1, корпус 1, цех 62 |
ЗАО "Инструментальный завод - ПМ" |
2008 |
всего, из них: |
300,0 |
300,0 |
- |
- |
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
300,0 |
300,0 |
- |
- |
|||||
3.4.5.1.14 |
капитальный ремонт биологических очистных сооружений поселка Новые Ляды |
ООО "Новогор-Прикамье" |
2007 - 2010 |
всего, из них: |
6336,5 |
1588,1 |
2064,5 |
2683,9 |
обеспечение нормативного качества сточных вод |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
6336,5 |
1588,1 |
2064,5 |
2683,9 |
|||||
3.4.5.1.15 |
проектирование, приобретение и монтаж кузнечного комплекса в цехе N 28 ООО МЗ Камасталь |
ОАО "Мотовилихинские заводы" |
2008 |
всего, из них: |
250000,0 |
250000,0 |
- |
- |
снижение сброса нефтепродуктов на 50 % |
- бюджет города |
|
|
|||||||
- краевой бюджет |
|
|
|||||||
- федеральный бюджет |
|
|
|||||||
- внебюджетные средства |
250000,0 |
250000,0 |
|||||||
3.4.5.1.16 |
проектирование, приобретение и монтаж установки вакуумкислородной дегазации в цехе N 21 |
ОАО "Мотовилихинские заводы" |
2009 |
всего, из них: |
150000,0 |
150000,0 |
- |
- |
снижение выбросов в атмосферу на 50 % |
- бюджет города |
|
|
|||||||
- краевой бюджет |
|
|
|||||||
- федеральный бюджет |
|
|
|||||||
- внебюджетные средства |
150000,0 |
150000,0 |
|||||||
3.4.5.1.17 |
реконструкция биологических очистных сооружений |
ООО "Пермский картон" |
2007 - 2008 |
всего, из них: |
148123,0 |
148123,0 |
- |
- |
снижение сброса загрязняющих веществ на 10513 т/год |
- бюджет города |
|
|
|||||||
- краевой бюджет |
|
|
|||||||
- федеральный бюджет |
|
|
|||||||
- внебюджетные средства |
148123,0 |
148123,0 |
|||||||
3.4.5.1.18 |
строительство очистных сооружений дождевой канализации |
ООО "Пермский картон" |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
12000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
снижение сброса загрязняющих веществ на 0.116 т/год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
12000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
|||||
3.4.5.1.19 |
строительство локальных очистных сооружений производственных сточных вод на участке гальваники цеха N 57 |
ОАО "ПМЗ" |
2008 - 2009 |
всего, из них: |
28700,0 |
26000,0 |
2700,0 |
- |
сокращение суммарного сброса загрязняющих веществ в централизованную систему коммунальной канализации города на 29,43 т/год, сокращение объемов водопотребления и водоотведения в систему городской канализации на 45,60 тыс. куб. м./год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
28700,0 |
26000,0 |
2700,0 |
- |
|||||
3.4.5.1.20 |
строительство локальных очистных сооружений производственных сточных вод на участке гальваники цеха N 14 |
ОАО "ПМЗ" |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
18800,0 |
2000,0 |
8000,0 |
8800,0 |
|
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
18800,0 |
2000,0 |
8000,0 |
8800,0 |
|||||
3.4.5.1.21 |
создание современного гальванического производства с системой очистки выбросов и сточных вод совместно с единой химико-технологической лабораторией |
ОАО "ПНППК" |
2007 - 2010 |
всего, из них: |
55000,0 |
24150,0 |
17000,0 |
13850,0 |
сокращение суммарного выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 0,843 т/год, в том числе: натрия гидроокись - 0,17, водород хлористый - 0,13, пыль текстолитовая - 0,12. Сокращение суммарного сброса загрязняющих веществ в сточных водах в централизованную систему коммунальной канализации города на 2,745 т/год, в том числе: сульфаты - 0,59, взвешенные вещества - 0,49, хлориды - 0,41. |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
55000,0 |
24150,0 |
17000,0 |
13850,0 |
|||||
3.4.5.1.22 |
модернизация термического производства с переходом на новые малоотходные технологии |
ОАО "ПНППК" |
2009 - 2010 |
всего, из них: |
60000,0 |
- |
45000,0 |
15000,0 |
сокращение суммарного выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 0,223 т/год, в том числе: углерода оксид - 0,11, азота диоксид - 0,05, масло минеральное - 0,02. Сокращение суммарного сброса загрязняющих веществ в сточных водах в централизованную систему коммунальной канализации города на 0,393 т/год, в том числе: взвешенные вещества - 0,12, сульфаты - 0,16, хлориды - 0,11. |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
60000,0 |
- |
45000,0 |
15000,0 |
|||||
3.4.5.1.23 |
переход на современную малоотходную технологию производства этилбензола. Строительство производства этилбензола с увеличением мощности до 200 тыс. т/год |
ЗАО "Сибур-Химпром" |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
2039832,0 |
437496,0 |
1308739,0 |
293597,0 |
снижение суммарного выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 4,0 т/год, в том числе: бензол-2, этилбензол-2. Сокращение суммарного сброса загрязняющих веществ в централизованную систему коммунальной канализации города на 353,0 т\год, в том числе: хлориды - 300,0, алюминий - 50,0. |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
2039832,0 |
437496,0 |
1308739,0 |
293597,0 |
|||||
3.4.5.1.24 |
капитальный ремонт нефтеловушек и флотаторов. Утилизация шлама-осадка сооружений механо-химической очистки сточных вод |
ЗАО "Сибур-Химпром" |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
35860,0 |
11360,0 |
12000,0 |
12500,0 |
сокращение суммарного сброса загрязняющих веществ в централизованную систему коммунальной канализации города на 6,62 т\год, в том числе: взвешенные вещества - 5 нефтепродукты - 1 алюминий - 0,2. |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
35860,0 |
11360,0 |
12000,0 |
12500,0 |
|||||
3.4.5.1.25 |
техническое перевооружение градирен блоков# оборотного водоснабжения |
ЗАО "Сибур-Химпром" |
2008 - 2010 |
всего, из них: |
153882,0 |
50882,0 |
51000,0 |
52000,0 |
уменьшение потребления свежей речной воды на 30 тыс. куб. м./год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
153882,0 |
50882,0 |
51000,0 |
52000,0 |
|||||
3.4.5.1.26 |
реконструкция факельного хозяйства с компремированием факельного газа в топливную сеть предприятия |
ЗАО "Сибур-Химпром" |
2008 - 2009 |
всего, из них: |
31318,0 |
16790,0 |
14528,0 |
- |
снижение выброса сажи в атмосферу на 0,9 т/год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
31318,0 |
16790,0 |
14528,0 |
- |
|||||
3.4.5.1.27 |
замена котлов-утилизаторов КУ-40 установки пиролиза на более эффективные Г 550 ПЭ |
ЗАО "Сибур-Химпром" |
2008 |
всего, из них: |
32938,0 |
32938,0 |
- |
- |
снижение выброса оксида азота в атмосферу на 2 т/год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
32938,0 |
32938,0 |
- |
- |
|||||
3.4.5.1.28 |
строительство холодильной станции для установки ректификации производства бутиловых спиртов и 2-этилгексановла |
ЗАО "Сибур-Химпром" |
2008 - 2009 |
всего, из них: |
3345,0 |
2306,0 |
1039,0 |
- |
снижение выброса в атмосферу бутиловых спиртов на 0,5 т/год и масляных альдегидов - 1,3 т/год |
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
3345,0 |
2306,0 |
1039,0 |
- |
|||||
|
Итого по разделу |
|
|
всего, из них: |
4083392,5 |
1481021,1 |
1883986,5 |
718384,9 |
|
- бюджет города |
|
|
|
|
|||||
- краевой бюджет |
|
|
|
|
|||||
- федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||||
- внебюджетные средства |
4083392,5 |
1481021,1 |
1883986,5 |
718384,9 |
Решением Пермской городской Думы от 26 августа 2008 г. N 254 раздел 3.4.6 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.4.6. Оценка и управление рисками для здоровья населения при негативном воздействии окружающей среды
N |
Мероприятия |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Всего за период действия программы |
В том числе по годам, (тыс. руб.) |
Результат |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.4.6.1 |
Анализ негативного воздействия компонентов выбросов предприятий и автотранспорта на здоровье населения города Перми |
УЭП, конкурс |
2008 - 2009 |
всего из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
860,0 860,0 |
860,0 860,0 |
0,0 0,0 |
0,0 0,0 |
ранжированный по критериям риска для здоровья перечень компонентов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятий и транспорта города (рассматриваются показатели роста смертности, онкологических заболеваний, врожденных пороков и болезней органов дыхания). Ранжированный перечень предприятий и конкретных источников риска для здоровья. Численность населения, проживающего в условиях неприемлемого риска. Рекомендации по учету уровня риска для здоровья в оценке стоимости земель |
3.4.6.2 |
Углубленная оценка и мониторинг нагрузки на организм и реального воздействия на детское население в зонах максимального риска |
УЭП, конкурс |
2008-2010 |
всего из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
450,0 450,0 |
450,0 450,0 |
0,0 0,0 |
0,0 0,0 |
доказательная база негативного влияния: химико-аналитические и клинико-лабораторные исследования 950 детей по 62 показателям: 2008 - 350 детей, 2009 - 350 детей, 2010 - 250 детей. Обоснование природоохранных мероприятий для предприятий - источников загрязнения |
3.4.6.3 |
Специализированные мероприятия по снижению последствий негативного воздействия на население в зонах максимального риска |
УЭП, конкурс |
2008 - 2010 |
всего из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
680,0 680,0 |
680,0 680,0 |
0,0 0,0 |
0,0 0,0 |
специализированные мероприятия для 600 детей, в том числе для 400 детей - на базе организованных детских коллективов: 2008 - 140 детей, 2009 - 140 детей, 2010 - 120 детей, для 250 детей - на базе ГУЗ КНИКИ ДЭП: 2008 - 75 детей, 2009 - 75 детей, 2010 - 50 детей. Предотвращение около 560 случаев экологически обусловленных заболеваний или обострений |
|
Итого по разделу |
|
|
всего, из них: - бюджет города - краевой бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
1990,0 1990,0 |
1990,0 1990,0 |
0,0 0,0 |
0,0 0,0 |
|
Решением Пермской городской Думы от 26 августа 2008 г. N 254 в раздел 3.4.7 настоящего приложения внесены изменения
3.4.7. Управление движением отходов
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение Программы
Система правового обеспечения Программы включает:
Конституцию Российской Федерации,
Федеральный Закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
Лесной Кодекс# Российской Федерации,
Водный Кодекс# Российской Федерации,
Федеральный Закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях",
Федеральный Закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе",
постановление Правительства РФ от 23.11.1996 N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах",
решение Пермской городской Думы от 26.06.2001 N 99 "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории города Перми",
решение Пермской городской Думы от 12.10.1999 N 119 "Об утверждении Правил содержания территории города Перми".
Для обеспечения реализации Программы предполагается разработать следующие нормативные акты:
постановление администрации города Перми об утверждении перечня объектов озеленения,
решение Пермской городской Думы о внесении изменений в Правила застройки и землепользования города на основании выполненных работ по лесоустройству городских лесов,
решение Пермской городской Думы о Порядке ведения лесного хозяйства в городских лесах,
решение Пермской городской Думы о придании статуса особо охраняемых территорий местного значения и об их охранных зонах,
решение Пермской городской Думы об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
4.2. Организация управления реализацией Программы
Управление реализацией программы осуществляет управление по экологии и природопользованию (УЭП). УЭП является координирующим органом, несет ответственность за своевременную и качественную организацию реализации программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы.
К функциям УЭП относятся:
обеспечение оперативного контроля за ходом реализации программных мероприятий, своевременным представлением всеми исполнителями программы отчетной информации о выполнении мероприятий, а также представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации программы,
подготовка предложений совместно с исполнителями программы по первоочередным проектам (мероприятиям) для финансирования в очередном финансовом году (в соответствии с научными разработками, данными мониторинга, иными исследованиями),
подготовка совместно с исполнителями программы предложений по объемам и источникам финансирования программных мероприятий,
участие в осуществлении контроля за использованием финансовых и материально-технических средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий,
оказание организационно-методической помощи промышленным предприятиям города в проведении природоохранных мероприятий,
организует# подготовку и утверждение проектов нормативно-правовых актов по проблемам экологической безопасности, ежегодный анализ реализации городской целевой программы "Обеспечение экологической безопасности г. Перми на 2008 - 2010 гг." совместно с исполнителями программы.
Муниципальный заказчик осуществляет текущий контроль за ходом реализации программы и целевым использованием бюджетных средств, несет ответственность за достижение целей и эффективное использование финансовых ресурсов.
Руководитель программы подотчетен муниципальному заказчику. Заключает договоры с исполнителями программных мероприятий. При недостаточном финансировании в порядке, установленном решением Пермской городской Думы о бюджете на очередной финансовый год, вправе определять направление финансовых ресурсов с учетом приоритетности задач. Обеспечивает представление информации о ходе реализации программы, отчитывается (при необходимости) перед главой администрации города Перми, Пермской городской Думой в установленном порядке. Для осуществления финансового, статистического, информационного анализа имеет право запрашивать любую информацию в рамках осуществления своих полномочий у всех участников программы.
При реализации мероприятий несколькими участниками программы определяется ответственный исполнитель. Ответственный исполнитель координирует действия исполнителей, отвечает перед руководителем программы за его реализацию и представляет информацию о ходе выполнения этого мероприятия. В системе программных мероприятий (табличная форма) ответственный исполнитель указывается первым.
Все участники программы несут ответственность за целевое использование выделенных финансовых средств, представление своевременной и полной информации о ходе выполнения мероприятий.
Исполнители программы - руководители функциональных и территориальных органов администрации города Перми организуют мероприятия программы, несут ответственность за своевременное и качественное их выполнение и эффективное использование средств программы.
Отчет по окончании срока действия программы готовится руководителем программы, оформляется в виде проекта решения Пермской городской Думы и представляется главе администрации города Перми для последующего направления в Пермскую городскую Думу.
Контроль за исполнением программы, целевым и эффективным использованием средств бюджета осуществляется администрацией города Перми, Пермской городской Думой, Контрольно-счетной палатой города Перми.
В соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" закупка товаров и услуг производится преимущественно на конкурсной основе.
Решением Пермской городской Думы от 26 августа 2008 г. N 254 в раздел 4.3 настоящего приложения внесены изменения
4.3. Ресурсное обеспечение Программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование внебюджетных средств (собственные средства предприятий) и средств бюджетов различных уровней. Из бюджета города мероприятия Программы финансируются по статье "Охрана окружающей среды".
Важнейшую роль в Программе играют инвестиционные проекты, осуществляемые за счет средств городского бюджета и собственных средств участников. Инвестиционные проекты крупных предприятий ежегодно финансируются за счет основной производственной деятельности и, в большинстве случаев, обеспечивают коммерческий эффект в результате прекращения или сокращения выплачиваемых платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды, реализации дополнительно полученной продукции, предоставления платных услуг.
Бесприбыльные социально-экологические проекты, исследовательские работы общего назначения финансируются в основном за счет средств городского бюджета.
Ожидаемый объем финансирования природоохранных мероприятий составляет:
5. Ожидаемый социальный, экономический и (или) иной эффект от реализации программных мероприятий
Социально-экономическими и экологическими результатами реализации программных мероприятий является достижение в 2010 году показателей:
снижение техногенной нагрузки на территорию города за счет ликвидации несанкционированных свалок в городских лесах и на берегах малых рек,
обеспечение индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) до 10,0 (средний уровень загрязнения),
обеспечение сохранения защитных функций городских лесов и особо охраняемых природных территорий,
обеспечение баланса между сносом и посадкой зеленых насаждений не менее 90 %,
повышение уровня экологического сознания населения города,
защита граждан города от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных и регулирование численности безнадзорных животных гуманными методами,
идентификация и количественная оценка приоритетных факторов риска для здоровья населения г. Перми в связи с загрязнением окружающей среды,
проведение коррекции негативного воздействия окружающей среды на здоровье детей г. Перми.
Достижение показателей по годам реализации Программы приведено в табл. 5.1.
Решением Пермской городской Думы от 26 августа 2008 г. N 254 в настоящую таблицу внесены изменения
Количественные показатели Программы
Таблица 5.1
N |
Задачи Программы |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Фактическое значение показателя на момент разработки программы (2007 год) |
Значение показателей по годам реализации программы |
Целевое значение показателя на момент окончания действия программы |
||
2008 |
2009 |
2010 |
||||||
1 |
Охрана водных ресурсов |
общая протяженность малых рек/протяженность очистки берега, |
км |
87/2 |
87/7 |
87/9 |
87/14 |
87/30 |
количество обустроенных родников/количество вновь обустроенных родников в текущем году, |
шт. |
101/5 |
101/14 |
115/3 |
118/6 |
124/18 |
||
снижение массы сброса загрязняющих веществ в природные водные объекты/снижение массы сброса загрязняющих веществ в природные водные объекты в текущем году |
тыс. т |
40,16/5,58 |
31,46/8,7 |
22,76/8,7 |
14,06/8,7 |
14,06/5,58 |
||
2 |
Реконструкция и развитие зеленого фонда города и охрана био- и ландшафтного разнообразия, в том числе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) |
площадь городских лесов с установленными границами, |
га |
3095,0 |
10650,0 |
10000,0 |
10000,0 |
33750,0 |
площадь городских лесов с лесоустроительной документацией, |
га |
- |
3095,0 |
31000,0 |
1400,0 |
35495,0 |
||
количество вывезенного мусора из городских лесов, |
т |
400 |
2180 |
1070 |
565 |
3815 |
||
площадь/количество ООПТ, |
га/шт |
4566,3/12 |
4578,6/13 |
4578,6/13 |
4578,6/13 |
4578,6/13 |
||
баланс сноса и посадки зеленых насаждений, |
% |
50 |
70 |
80 |
90 |
90 |
||
кол-во отловленных безнадзорных животных, |
жив. |
1500 |
2500 |
2000 |
1500 |
6000 |
||
предотвращенное кол-во безнадзорных животных, |
жив. |
5600 |
8000 |
7400 |
5400 |
20800 |
||
кол-во стерилизованных животных |
жив. |
150 |
650 |
500 |
400 |
1550 |
||
3 |
Развитие системы экологического мониторинга и информационного обеспечения |
обеспеченность данными о состоянии атмосферного воздуха с государственных постов наблюдений, |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
обеспеченность данными о состоянии р. Кама со створов государственного наблюдения, |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
обеспеченность данными о состоянии малых рек и атмосферного воздуха города дополнительно к государственной сети наблюдений, |
% |
85 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
собираемость экологических платежей с предприятий - природопользователей города |
% |
70 |
70 |
75 |
80 |
80 |
||
4 |
Экологическое воспитание и просвещение населения |
количество участников природоохранных мероприятий |
чел. |
13150 |
14720 |
16100 |
17100 |
17100 |
5 |
Привлечение промышленных предприятий к решению проблемы охраны окружающей среды города |
ед. |
11,9 |
11,0 |
10,5 |
10,0 |
10,0 (среднее значение уровня загрязнения) |
|
6 |
Управление рисками негативного воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения г. Перми |
количество карт города Перми с результатами зонирования по критериям риска здоровья, |
шт. |
0 |
5 |
40 |
0 |
45 |
количество информационно-аналитических материалов в поддержку управленческих решений по вопросам экологической безопасности жителей города, |
экз. |
0 |
0 |
100 |
0 |
100 |
||
количество обследованных детей, |
чел. |
160 |
350 |
350 |
250 |
950 |
||
количество клинико-лабораторных исследований, |
ед. |
1400 |
7750 |
7750 |
5500 |
21000 |
||
количество исследований токсикантной нагрузки биосред, |
ед. |
880 |
3500 |
3500 |
2500 |
9500 |
||
количество детей, для которых проведена коррекция негативного воздействия токсикантной нагрузки, |
чел. |
- |
220 |
220 |
160 |
600 |
||
количество предотвращенных экологических заболеваний |
случаи |
- |
200 |
200 |
160 |
560 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Пермской городской Думы от 27 ноября 2007 г. N 285 "Об утверждении городской целевой программы "Комплексная... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.