Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания Пермского края
от 20 ноября 2008 г. N 1177
Концепция
краевой целевой программы "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2009 - 2012 годы"
Концепция краевой целевой программы "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) представляет собой систему взглядов, основных направлений, принципов и приоритетов деятельности по снижению уровня преступности, устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Концепция разработана в соответствии с данными мониторинга криминогенной ситуации в Пермском крае, социологическими исследованиями.
Концепция сформирована на основании Конституции Российской Федерации, Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 29.06.2007 N Пр-1293-ГС, Закона Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах", указа губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".
1. Описание проблемы, анализ причин сложившейся проблемной ситуации, возможные сценарии развития проблемной ситуации
Сложившуюся в Пермском крае криминогенную ситуацию порождает целый ряд противоречивых причин и тенденций, большинство из которых имеют социально-экономические, нравственные, правовые и организационные корни.
В Пермском крае происходит общий рост числа преступлений, превышающий аналогичный показатель в Российской Федерации. С 2001 по 2006 год количество зарегистрированных преступлений в крае выросло на 54,0 %.
В 2007 году ГРУОВД Пермского края зарегистрировано 597600 сообщений о преступлениях и происшествиях (снижение на 1 % по сравнению с 2006 годом). Зарегистрировано 117198 преступлений (снижение на 13,4 %). Уровень преступности в расчете на 10 тысяч населения снизился с 497,4 в 2006 году до 430,6 в 2007 году.
Структурная характеристика преступности в общей массе криминальных проявлений не претерпела существенных изменений. По-прежнему основную массу регистрируемой преступности составляют преступления против собственности, таких преступлений в 2007 году - 71,2 % (83537 преступлений, снижение на 13,4 %). Из них 67,6 % - кражи (56466 преступлений, снижение на 12,2 %), 6630 фактов мошенничества (снижение на 12,3 %), 1410 присвоения (снижение на 41,8 %). На 13 % меньше совершено грабежей (13870 преступлений), на 20 % - разбойных нападений (1929).
Отмечается тенденция роста преступлений, совершаемых во дворах и подъездах. В результате краж из квартир гражданам наносится серьезный моральный и материальный ущерб, актами вандализма в подъездах, подвалах и лифтах жилых домов наносится урон жилищно-коммунальному хозяйству.
Удельный вес подростковой преступности составил в Пермском крае 9,4 % (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 8,6 %). За 2007 год в Пермском крае несовершеннолетними и с их участием совершено 4796 преступлений (снижение на 3,2 %). Сократилось количество совершенных подростками убийств, изнасилований, грабежей, умышленного причинения среднего и тяжкого вреда здоровью, хулиганств, краж. Вместе с тем возросло количество совершенных несовершеннолетними неправомерных завладений транспортными средствами, разбоев, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, вымогательств, угроз убийством.
Основной контингент граждан, совершающих преступления, составляют лица, не имеющие постоянного источника дохода либо работы. Наиболее многочисленная категория преступников - лица в возрасте от 30 до 49 лет и в возрасте от 18 до 24 лет. Среди преступников, совершающих имущественные преступления, выраженными являются три взаимосвязанные категории: несовершеннолетние правонарушители и молодые люди (до 24 лет), наркопотребители и ранее судимые.
Одной из особенностей оперативной обстановки на территории края является наличие 45 исправительных учреждений, 5 следственных изоляторов - учреждений системы Федеральной службы исполнения наказаний. Ежегодно из этих учреждений освобождается более 9 тыс. граждан, большая часть из которых (около 80 %) остается для дальнейшего проживания на территории края.
Кроме того, на территории Пермского края нелегально проживают иностранные граждане, являющиеся в основном иммигрантами из стран СНГ.
Не способствует стабилизации криминогенной обстановки в крае злоупотребление психоактивными веществами, среди которых преобладают алкоголь и его суррогаты, наркотические средства и психотропные вещества.
Значительное влияние на состояние преступности оказывают факторы, связанные с социально-экономическим и нравственным состоянием общества.
Результаты проведенных в 2007 году социологических исследований показывают озабоченность проблемой преступности большинства жителей Пермского края. По мнению жителей Пермского края, наиболее часто совершаемыми в районе их проживания преступлениями являются хулиганство (70,2 %), бытовые и пьяные драки (66,1 %), кражи личного имущества (60,3 %), изготовление поддельных продуктов (48,7 %), уличный грабеж, разбой (47,6 %), наркоторговля (40,3 %), карманные кражи (37,8 %).
Преступления, совершаемые на улицах и других общественных местах, наиболее негативно формируют общественное мнение об уровне защищенности от преступных посягательств.
Среди главных причин распространения преступности называются безработица, материальное неблагополучие и недостойный уровень жизни, падение общественной морали, распространение наркомании.
По мнению респондентов, человек может стать преступником из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками (61,8 %); плохого воспитания в семье или его отсутствия (57,6 %); влияния "улицы", компании (51,8 %); нищеты, бедности в семье (40,6 %); резкого ухудшения жизни (например, потеря работы, семьи, смерть близкого и т.п.) (35,9 %); воздействия средств массовой информации, пропаганды насилия (24,4 %); эмоциональной неустойчивости (14,4 %); недочетов в воспитании педагогами в школе, детских садах (9,4 %); генетической предрасположенности к преступлениям (8,1 %).
Вследствие проведения оперативно-профилактических и оперативно-поисковых мероприятий, использования технических средств видеоконтроля, увеличения плотности нарядов патрульно-постовой службы милиции (далее - ППСМ), привлечения к охране общественного порядка народных дружин, казачьих обществ, частных охранных предприятий, введения надбавок участковым уполномоченным милиции и сотрудникам ППСМ, ежемесячных социальных выплат для сотрудников уголовного розыска и следствия, осуществления иных мер в Пермском крае удалось стабилизировать криминогенную обстановку, снизить вал преступлений, рост которых наблюдался на улицах и в других общественных местах.
2. Обоснование приоритетности, актуальности и стратегического характера проблемы
Необходимость разработки и принятия Программы обусловлена тем, что преступность в Пермском крае, несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований. Уровень преступности оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности.
Правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку в Пермском крае, достичь положительных результатов по ряду направлений оперативно-служебной деятельности. В результате реализации Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2680-596 "Об областной целевой программе "Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2005 - 2008 годы" (далее - ОЦП) достигнуты положительные результаты в борьбе с преступностью на территории Пермского края.
Срок действия ОЦП в 2008 году прекращается, однако остаются нерешенными многие проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах.
Практика борьбы с преступностью на сегодняшний день требует консолидации усилий всех субъектов профилактической деятельности. Коренного перелома в решении вопросов профилактики правонарушений можно добиться только в случае обеспечения комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами.
3. Обоснование необходимости и преимуществ решения проблемы программно-целевым методом
Ощутимо воздействовать на складывающуюся в Пермском крае криминогенную ситуацию возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели.
Межведомственный характер проблем требует комплексного, с применением программных методов, решения поставленных задач.
Каждое программное мероприятие имеет свою цель, задачи, методы решения, ожидаемые результаты, методы их оценки, взаимосвязано с другими мероприятиями, способствует реализации цели и задач Программы.
4. Основные цели и задачи Программы, целевые показатели, характеризующие изменение проблемной ситуации в результате реализации краевой целевой Программы
Основной целью Программы является обеспечение безопасности граждан на территории Пермского края, создание обстановки спокойствия на улицах и других общественных местах, жилом секторе, предупреждение возникновения ситуаций, представляющих опасность для жизни, здоровья, собственности граждан, за счет активизации и повышения эффективности профилактической деятельности.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
обеспечить более полное использование комплекса технических средств контроля за ситуацией на улицах и в других общественных местах, в жилом секторе; повысить оперативность реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, правонарушениях и происшествиях;
стимулировать и поддерживать гражданские инициативы правоохранительной направленности; привлекать к деятельности по охране общественного порядка частные охранные предприятия и службы безопасности;
повысить уровень доверия населения Пермского края к работе органов правопорядка; сформировать позитивное общественное мнение о правоохранительной деятельности и результатах борьбы с преступностью.
В качестве базовых при разработке Программы определены показатели, установленные указом губернатора Пермского края от 25.07.2007 N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007 - 2010 годы".
Таким образом, основными целевыми показателями Программы являются снижение уровня преступности по всем видам преступлений (кражи, грабежи, разбои, умышленное причинение вреда здоровью, убийства и т.д.) и снижение количества людей, погибших в результате преступлений.
За счет реализации мероприятий Программы к 2012 году предполагается снизить уровень преступности с 430,6 (2007 г.) до 307,8 (снижение на 28,5 %), а также снизить количество людей, погибших в результате преступлений, на 29,3 %.
N п/п |
Наименование показателей конечных результатов |
Фактическое значение показателя, 2007 г. |
Прогноз изменения показателей |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
11. |
Уровень преступности в расчете на 10 тыс. населения |
430,6 |
359,0 |
341,1 |
324,0 |
307,8 |
22. |
Количество людей, погибших в результате преступлений |
1432 |
менее чем 1257 |
менее чем 1163 |
менее чем 1082 |
менее чем 1006 |
5. Период действия и основные этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период 2009 - 2012 годов.
Поскольку сложившаяся проблемная ситуация требует незамедлительного вмешательства, предусмотренные Программой задачи решаются одновременно в течение всего периода реализации Программы исходя из материальных, трудовых и финансовых возможностей Пермского края. По этой причине Программа не имеет разбивки на этапы.
В рамках Программы субъектами многоуровневой системы профилактики правонарушений осуществляется комплекс мер, направленный на устранение причин, предпосылок и условий совершения деяний, квалифицируемых как правонарушения и преступления Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что приоритетом Программы является создание обстановки спокойствия на улицах и других общественных местах, жилом секторе, структура Программы предполагает включение в себя двух содержательных блоков, предполагающих участие в их реализации органов правопорядка, негосударственных организаций безопасности, а также организаций и учреждений социальной направленности.
5.1. Профилактика совершения правонарушений в жилом секторе, на улице и других общественных местах
В жилом секторе: предупреждение хулиганства, грабежей, разбоев, распития алкогольных и спиртосодержащих напитков, употребления одурманивающих веществ, наркотических средств и психотропных веществ; предупреждение краж из квартир; предупреждение краж лифтового, электро- и иного оборудования, содержащего цветные металлы; предупреждение хищений с садовых и дачных участков.
На улицах и других общественных местах: предупреждение разбойных нападений, грабежей; предупреждение краж из автомобилей, угона автомототранспорта; предупреждение карманных краж, в том числе в общественном транспорте; предупреждение преступлений на потребительском рынке (продажа поддельных, некачественных товаров); повышение антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан, объектов социальной инфраструктуры.
Среди значимых мероприятий первого раздела:
внедрение технических средств контроля за ситуацией на улицах и других общественных местах;
размещение среди частных охранных предприятий и служб безопасности государственного заказа на осуществление деятельности по охране общественного порядка;
проведение среди молодежных формирований правоохранительной направленности конкурса социальных проектов по предупреждению совершения правонарушений гражданами;
размещение среди некоммерческих организаций и общественных объединений государственного заказа на осуществление гражданского контроля соблюдения законодательства в сфере запрещения продажи алкогольных напитков и пива несовершеннолетним, проведение правовых, просветительских акций;
размещение государственного заказа на оказание лицам, освободившимся из мест лишения свободы, необходимой психологической поддержки, помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения;
пропаганда правовых знаний и формирование у детей и молодежи навыков действий при совершении против них преступлений, проведение информационной кампании по повышению уровня личной безопасности различных целевых групп;
проведение семинаров с должностными лицами, организующими деятельность по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.
5.2. Мероприятия по формированию позитивного общественного мнения о правоохранительной деятельности и результатах борьбы с преступностью
Среди значимых мероприятий второго раздела:
размещение социальной рекламы, тематических радио- и телепередач в средствах массовой информации;
размещение наружной социальной рекламы.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
Реализация Программы позволит:
снизить уровень преступности, количество грабежей, количество разбоев, количество преступлений по фактам умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, количество убийств, количество людей, погибших в результате преступлений;
увеличить количество выявленных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков;
улучшить информационно-пропагандистское обеспечение деятельности по профилактике правонарушений;
повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам.
Оценка показателей будет производиться на основании статистических данных информационного центра Главного управления внутренних дел по Пермскому краю.
7. Организационные и финансовые механизмы решения проблемы, научно-технические и другие условия, необходимые для реализации Программы
Многоуровневая система профилактики правонарушений в Пермском крае, одним из инструментов которой является Программа, осуществляется на региональном уровне, на уровне муниципальных районов, городских округов (для имеющих районное деление - профилактика правонарушений в районах и в микрорайонах) и городских и сельских поселений Пермского края.
С содержательной точки зрения деятельность по профилактике правонарушений в Пермском крае включает четыре уровня профилактической работы.
Первый уровень - меры по профилактике правонарушений, наиболее часто совершаемых в жилом секторе, на улицах и других общественных местах.
Центром ответственности за реализацию данных мероприятий является функциональный блок "Обеспечение общественной безопасности".
Второй уровень - меры корректирующего воздействия (в том числе реабилитация и социальная адаптация) в отношении представителей конкретных целевых групп - лиц, чаще всего совершающих противоправные деяния.
Третий уровень - меры профилактического характера по решению таких социальных проблем, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, семейное неблагополучие, распространение алкоголизма и наркомании, являющихся, как правило, предпосылкой для совершения преступлений и правонарушений.
Четвертый уровень - меры по ранней профилактике девиантного поведения среди детей и молодежи (обеспечение занятости, организация спортивной, досуговой работы по месту жительства и учебы несовершеннолетних и молодежи).
Мероприятия первого уровня реализуются в рамках Программы, указов губернатора Пермского края от 18.12.2006 N 199 "О дополнительных мерах поддержки деятельности правоохранительных органов" и от 22.05.2007 N 30 "Об утверждении Положения о порядке ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям сотрудников правоохранительных органов", предусматривающих премирование участковых уполномоченных милиции, сотрудников подразделений ППСМ, содержание дополнительной численности ППСМ в количестве 200 единиц, а также социальные выплаты сотрудникам уголовного розыска и органов дознания, а также в рамках текущей деятельности Министерства общественной безопасности Пермского края.
Реализация мероприятий второго, третьего и четвертого уровней профилактики осуществляется как в рамках текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Пермского края, так и через реализацию краевых целевых программ и проектов. При реализации профилактических мероприятий используется потенциал регионального законодательства: краевые целевые программы "Семья и дети Пермского края на 2007 - 2010 годы", "Профиактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008 - 2011 годы", "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008 - 2010 годы", постановление Правительства Пермского края от 15.07.2008 N 260-п "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям сотрудников уголовно-исполнительной системы", иные нормативные правовые акты.
Кроме того, в Пермском крае осуществляется реализация краевых проектов: "Ранняя профилактика социального сиротства и социально опасного положения", "Выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении", "Реабилитация семей и детей, находящихся в социально опасном положении", "Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи", "Реструктуризация сети детских домов", "Система постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений и замещающих семей".
Центром ответственности за реализацию данных мероприятий являются исполнительные органы государственной власти Пермского края, входящие в функционально-целевой блок "Развитие человека".
Достижению целей по снижению уровня преступности и формированию системы профилактики правонарушений в Пермском крае способствуют также мероприятия эксперимента по снижению уровня преступности, реализуемого с сентября 2008 года Министерством общественной безопасности Пермского края, Министерством социального развития Пермского края, Министерством развития торговли и предпринимательства Пермского края, Министерством образования Пермского края, департаментом развития человеческого потенциала Аппарата Правительства Пермского края совместно с территориальными органами федеральных органов государственной власти и органами местного самоуправления Краснокамского и Чусовского муниципальных районов Пермского края (распоряжение губернатора Пермского края от 02.09.2008 N 89-р "Об эксперименте по снижению уровня преступности на территории Пермского края").
В реализации мероприятий по профилактике правонарушений принимают участие следующие субъекты профилактики правонарушений, являющиеся структурной составляющей системы профилактики правонарушений в Пермском крае:
исполнительные органы государственной власти Пермского края;
территориальные органы федеральных органов государственной власти;
негосударственные организации безопасности (частные охранные предприятия, дружины охраны общественного порядка, казачьи общества);
средства массовой информации;
иные организации вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности.
Координация деятельности всех субъектов профилактики правонарушений возлагается на межведомственную комиссию по координации взаимодействия в многоуровневой системе профилактики правонарушений в Пермском крае, созданную распоряжением губернатора Пермского края от 29.02.2008 N 18-р.
Мероприятия по профилактике правонарушений реализуются субъектами профилактики в пределах своей компетенции посредством:
определения (конкретизации) приоритетных направлений, целей и задач профилактики правонарушений с учетом складывающейся криминогенной ситуации;
проектирования и планирования в сфере профилактики правонарушений;
разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов;
непосредственного осуществления профилактической работы;
координации деятельности подчиненных (нижестоящих) субъектов профилактики правонарушений;
материального, финансового, кадрового обеспечения деятельности по профилактике правонарушений;
контроля за деятельностью подчиненных субъектов профилактики правонарушений и оказания им необходимой помощи;
организации обмена опытом профилактической работы.
Финансирование мероприятий по профилактике правонарушений в Пермском крае осуществляется за счет средств краевого бюджета, бюджетов муниципальных районов и городских округов Пермского края, городских и сельских поселений, предусмотренных на реализацию целевых программ и проектов, а также средств, выделяемых на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий, иных источников, не запрещенных законодательством.
8. Обоснование необходимости и целесообразности использования бюджетных средств
Рост преступности вызывает социальную напряженность, ведет к увеличению бюджетных затрат, направленных на раскрытие правонарушений, увеличивает затраты населения, организаций и предприятий Пермского края на ликвидацию прямого и косвенного ущерба от преступных деяний.
На заседании Государственного совета Российской Федерации в г. Казани 26.08.2005 Президентом Российской Федерации было дано поручение о создании государственной системы профилактики, так как одним из важнейших условий, обеспечивающих улучшение криминогенной ситуации, является внедрение системы профилактики правонарушений.
В соответствии с пунктом 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 29.06.2007 N Пр-1293-ГС органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации разработать и принять региональные программы по профилактике преступлений и иных правонарушений, предусмотрев в них:
максимальное использование потенциала регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений, социальной защиты и правового воспитания;
устранение причин и обстоятельств совершения преступлений и других правонарушений;
организацию спортивной, досуговой работы по месту жительства и учебы несовершеннолетних и молодежи;
совершенствование наркологической помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, включая обеспечение их бесплатного анонимного лечения;
развертывание аппаратно-программного комплекса технических средств в целях обеспечения правопорядка и безопасности на улицах и в других общественных местах;
финансирование программы профилактики правонарушений.
9. Потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах (в разрезе источников финансирования на каждый год реализации Программы)
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета Пермского края.
Общая потребность финансового обеспечения Программы из бюджета Пермского края на 2009 - 2012 годы - 557027,0 тыс. рублей, в том числе на 2009 год - 112570,5 тыс. рублей, на 2010 год - 124456,5 тыс. рублей, на 2011 год - 120000,0 тыс. рублей, на 2012 год - 200000,0 тыс. рублей (в ценах 2008 года).
10. Оценка вероятных последствий принятия и реализации Программы применительно к проблемной ситуации
Оценка вероятных последствий принятия и реализации Программы определяется на стадии окончательной разработки Программы.
11. Предполагаемые объемы и источники финансирования разработки проекта Программы
Проект программы разрабатывается рабочей группой, сформированной при Министерстве общественной безопасности Пермского края. Выделение денежных средств из бюджета Пермского края или иных источников на разработку проекта программы не предполагается.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 20 ноября 2008 г. N 1177 "О концепции краевой целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.