Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Пермского края
от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК
Краевая целевая программа
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы"
7 июля, 9 декабря 2009 г., 29 июня, 1 ноября 2010 г., 31 мая 2011 г., 28 августа, 11 декабря 2012 г.
Законом Пермского края от 28 августа 2012 г. N 85-ПК в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы" |
|||||
Основания разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" и постановление Законодательного Собрания Пермского края от 19.06.2008 N 851 "О концепции краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы" |
|||||
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Пермского края |
|||||
Основные разработчики Программы |
ФГОУП ВПО "Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова", Министерство сельского хозяйства Пермского края |
|||||
Руководитель Программы |
Заместитель председателя Правительства Пермского края, курирующий вопросы агропромышленного комплекса |
|||||
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства Пермского края, Государственная ветеринарная инспекция Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, Министерство социального развития Пермского края |
|||||
Участники Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, иные хозяйствующие субъекты |
|||||
Цель Программы |
Рост доходов аграрного бизнеса и сельского населения, основанный на устойчивом развитии приоритетных отраслей и эффективном использовании ресурсного потенциала |
|||||
Задачи Программы |
1. Обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей, основанное на инновационном позиционировании агропромышленного комплекса и расширении рынков сбыта. 2. Устойчивое развитие отрасли путем сохранения и воспроизводства используемого ресурсного потенциала. 3. Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, включая меры по расширению доступа к кредитным ресурсам и увеличению удельного веса застрахованных площадей, поголовья крупного рогатого скота. 4. Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе как фактора повышения уровня доходов сельского населения. 5. Совершенствование системы информационно-консультативного сопровождения отрасли и поддержки кадрового потенциала в агропромышленном комплексе |
|||||
Сроки реализации Программы |
2009 - 2012 годы |
|||||
Общая стоимость Программы |
Источники финансирования, млн.руб. |
2009-2012 годы |
В том числе по годам |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Итого в том числе: |
32736,9 |
6851,2 |
8159,228 |
8798,772 |
8927,7 |
|
федеральный бюджет |
2956,6 |
708,0 |
694,4 |
721,7 |
832,5 |
|
краевой бюджет |
6295,6 |
1409,0 |
1535,728 |
1675,472 |
1675,4 |
|
в том числе фонд компенсаций |
222,7221 |
206,7 |
8,5221 |
3,5 |
4,0 |
|
бюджеты муниципальных образований Пермского края |
99,0 |
0,0 |
33,0 |
33,0 |
33,0 |
|
внебюджетные источники |
23385,7 |
4734,2 |
5896,1 |
6368,6 |
6386,8 |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 103,1 %. Индекс инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за счет всех источников - 107,1 %. |
|||||
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют: Законодательное Собрание Пермского края, Контрольно-счетная палата Пермского края, Правительство Пермского края |
II. Общие положения
2.1. Объект регулирования и сфера действия краевой целевой программы
Краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) определяет направления развития сельскохозяйственного производства, механизмы государственной поддержки и регулирования аграрного сектора.
Законом Пермского края от 28 августа 2012 г. N 85-ПК в подраздел 2.2 раздела II настоящего приложения внесены изменения
2.2. Понятия и термины, используемые в Программе
В настоящей Программе используются следующие понятия и термины:
сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 процентов за календарный год;
сельскохозяйственные товаропроизводители индустриального типа - птицефабрики, тепличные комбинаты и животноводческие комплексы по выращиванию и откорму свиней;
перерабатывающие предприятия - юридические лица любой формы собственности и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Пермского края, доля выручки которых от реализации продукции собственного производства, относящейся к мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, в общем объеме выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 70 %;
предприятия пищевой промышленности - юридические лица любой формы собственности и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Пермского края, доля выручки которых от реализации продукции собственного производства по коду 91 0000 ОК 005-93 (Общероссийский классификатор продукции) в общем объеме выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 70 процентов;
сельскохозяйственные кооперативы - организации, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственные кооперативы могут быть созданы в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива;
сельскохозяйственные производственные кооперативы - сельскохозяйственные кооперативы, созданные гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной федеральным законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы - сельскохозяйственные кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива;
сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы - сельскохозяйственные потребительские кооперативы, образованные в целях выдачи займов членам данного кооператива и сбережения их денежных средств;
снабженческие потребительские кооперативы - сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других);
сбытовые (торговые) потребительские кооперативы - сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое;
крестьянские (фермерские) хозяйства - объединения граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии;
личные подсобные хозяйства - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, ведутся гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства;
малые формы хозяйствования - крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (снабженческие, сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие, в том числе кредитные), коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, относящиеся к категории субъектов малого предпринимательства, согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Пермского края, проводящий государственную политику и осуществляющий текущее управление в сфере сельскохозяйственного производства. По предоставлению ежемесячных денежных выплат по старости и ежемесячных денежных выплат по инвалидности из средств бюджета Пермского края уполномоченным органом является Министерство социального развития Пермского края.
По проведению противоэпизоотических мероприятий уполномоченным органом является Государственная ветеринарная инспекция Пермского края.
III. Обоснование проблемы и необходимость ее решения программным методом
3.1. Предпосылки разработки и реализации Программы
Пермский край является индустриальным регионом с мощными добывающим и перерабатывающим секторами, развитой инфраструктурой и торговыми отношениями. Активное развитие промышленности, строительства, лесопромышленного комплекса и других отраслей с более высокой доходностью, чем в сельском хозяйстве, уменьшают привлекательность аграрной деятельности. Снижение темпов экономического роста в сельском хозяйстве, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
неблагоприятные условия функционирования, которые затрудняют доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком инвестиций;
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов;
нерешенные системные проблемы отрасли - снижение почвенного плодородия, неразвитая система семеноводства и племенного животноводства, вопросы собственности на землю и имущество сельскохозяйственных товаропроизводителей;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
необходимость совершенствования системы управления отраслью.
Современный мировой рынок продовольствия характеризуется рядом устойчивых тенденций, в частности, наиболее остро возникает глобальная проблема продовольственного обеспечения в связи с ростом потребления продуктов питания, нестабильностью их производства и увеличивающимся дефицитом земельных ресурсов. Важной тенденцией современности является нарастающая интенсификация производства сельскохозяйственной продукции и активное развитие генной инженерии.
Аграрная политика России начала преобразовываться с принятием национального проекта "Развитие АПК", который дал существенный импульс в развитии отрасли. Принятая в 2007 году Государственная программа, объединившая в себе все направления государственного воздействия на развитие сельского хозяйства и сельскохозяйственных рынков, стала новым стратегическим ориентиром. Аграрная политика Пермского края реализуется по направлениям Государственной программы и обеспечит достижение целевых показателей в рамках Программы.
3.2. Оценка развития сельского хозяйства Пермского края
В 2007 году доля сельского хозяйства составила 3 % валового регионального продукта Пермского края. Удельный вес сельского населения Пермского края в общей численности составляет 25,1 %, при этом происходит постоянное его сокращение.
По данным сельскохозяйственной переписи 2006 года, на территории Пермского края зарегистрировано 800 сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, 554 из них осуществляют сельскохозяйственное производство. Крупных и средних сельскохозяйственных организаций - 330 единиц, малых форм хозяйствования - 82 единицы, подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций - 142 единицы, личных подсобных хозяйств - 420 тыс. единиц.
На территории Пермского края в 2007 году было зарегистрировано 38 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 25 кредитных, 8 снабженческих и сбытовых, 5 перерабатывающих. Фактически работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов 23, в том числе 15 кредитных, 4 снабженческих и сбытовых, 4 перерабатывающих. Удельный вес работающих кооперативов составляет 60,5 %.
Природный и производственный ресурсный потенциал Пермского края находится на уровне Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и Республики Удмуртия. Динамика развития сельского хозяйства в исследуемых регионах показывает, что в 2007 году индекс физического объема производства валовой продукции в Пермском крае снизился на 4,5 % (таблица 1).
Таблица 1 - Индексы физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, %
Регионы |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Республика Башкортостан |
105,1 |
101,5 |
99,3 |
108,6 |
103,1 |
Республика Татарстан |
103,9 |
105,2 |
105,5 |
106,0 |
106,0 |
Республика Удмуртия |
101,7 |
98,1 |
102,6 |
106,3 |
100,1 |
Кировская область |
97,4 |
99,3 |
97,6 |
100,0 |
92,1 |
Нижегородская область |
101,7 |
99,4 |
107,3 |
102,2 |
95,9 |
Пермский край |
98,2 |
92,8 |
94,5 |
101,9 |
95,5 |
Самарская область |
102,3 |
103,6 |
97,3 |
105,9 |
103,6 |
Свердловская область |
103,5 |
99,2 |
101,7 |
103,6 |
95,8 |
Челябинская область |
112,3 |
85,2 |
128,1 |
114,6 |
100,1 |
Источник: Пермьстат.
В Пермском крае по сравнению с регионами-конкурентами неэффективно реализуются методы косвенной поддержки сельскохозяйственных организаций (льготные тарифы на электроэнергию, льготы по налогообложению, инвестиции в аграрную инфраструктуру и др.). Предпринимаемые меры по возмещению из краевого и федерального бюджетов процентных ставок по кредитам, меры прямой поддержки технической модернизации сельскохозяйственных товаропроизводителей, мероприятия по реализации инвестиционных проектов привели к росту инвестиций в отрасль. Так, по данным Пермьстата, в 2007 году объем инвестиций в отрасль составил 5142 млн. рублей.
За период с 2003 по 2007 год в отрасль привлечено кредитных ресурсов на сумму 12,7 млрд. рублей (с учетом переходящих остатков). Наиболее активно привлекаются краткосрочные кредиты (69,2 % от общего количества заемщиков). В 2007 году в денежном выражении наибольшую долю в сумме кредитных ресурсов отрасли составили инвестиционные кредиты (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика привлечения кредитных ресурсов в агропромышленный комплекс Пермского края
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Сумма привлеченных в отрасль кредитных ресурсов, млн.рублей, в том числе: |
1545,8 |
1920,5 |
2322,5 |
2 850,7 |
4 135,2 |
инвестиционные кредиты |
13,3 |
52,3 |
12,1 |
700,3 |
2 399,7 |
краткосрочные кредиты |
1433,2 |
1770,8 |
2163,2 |
1 953,0 |
1 517,7 |
в составе лизингового платежа |
99,3 |
97,4 |
147,2 |
197,4 |
217 ,8 |
Предоставлено субсидий из краевого бюджета, млн.рублей, в том числе: |
108,4 |
124,6 |
126,6 |
110,1 |
106,1 |
инвестиционные кредиты |
0,4 |
3,8 |
1,2 |
17,3 |
56,1 |
краткосрочные кредиты |
101,0 |
114,6 |
113,4 |
76,9 |
36,4 |
в составе лизингового платежа |
7,0 |
6,2 |
12,0 |
15,9 |
13,6 |
Источник: Министерство сельского хозяйства Пермского края.
В Пермском крае за период с 2003 по 2007 год потребление населением мясопродуктов и молокопродуктов увеличилось на 8,8 % и 3,8 % соответственно. Данная тенденция объясняется ростом доходов населения и повышением уровня доступности продовольствия (таблица 3).
За период с 2003 по 2007 год наметилась тенденция, ведущая к потере краевыми сельскохозяйственными товаропроизводителями рынков сбыта продуктов питания, что обусловлено увеличением объемов ввоза основных видов продовольствия. Так, ввоз молока и молокопродуктов увеличился на 14,1 %, мяса и мясопродуктов - на 13,0 %. В структуре вывоза мясомолочной продукции наибольший удельный вес занимает сырое молоко и непереработанное мясо.
Таблица 3 - Динамика потребления основных видов продовольствия в Пермском крае на душу населения в год, кг
Виды продовольствия |
Рекомендуемые рациональные нормы потребления* |
Личное потребление в расчете на душу населения |
2007 год - к рекомендуемым рациональным нормам потребления, % |
|||||
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2007 год в % к 2003 году |
|||
Мясо и мясопродукты |
74,0 |
51,0 |
52,0 |
51,0 |
52,6 |
55,5 |
108,8 |
75,0 |
Молоко и молокопродукты |
389,0 |
228,0 |
228,0 |
229,0 |
230,9 |
236,7 |
103,8 |
60,8 |
Яйца и яйцепродукты |
290,0 |
257,0 |
254,0 |
248,0 |
261,9 |
261,3 |
101,7 |
90,1 |
Картофель |
80,0 |
119,0 |
115,0 |
108,0 |
115,0 |
121,0 |
101,7 |
151,3 |
Хлеб и хлебопродукты |
117,0 |
136,0 |
132,0 |
138,0 |
134,7 |
131,6 |
96,8 |
112,5 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры |
140,0 |
131,0 |
138,0 |
139,0 |
138,4 |
138,4 |
105,6 |
98,9 |
* Данные нормы рекомендованы Институтом питания РАМН.
Источник: Пермьстат
Выручка от реализации за 2007 год выросла на 9,3 %, инфляция составляла 11,3 %, опережающими темпами увеличиваются затраты на производство. Получаемая в отрасли прибыль формируется за счет субсидий, отнесенных на финансовый результат, частично обеспечивая возможность развития отрасли (таблица 4).
Таблица 4 - Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Пермского края, млн. рублей
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Выручка от реализации |
6803 |
7468 |
7905 |
8545 |
9336 |
Себестоимость реализованной продукции |
6749 |
7296 |
7 521 |
8 046 |
8 892 |
Затраты на основное производство |
8631 |
9946 |
10830 |
11617 |
12828 |
Субсидии из бюджетов всех уровней |
455 |
757 |
752 |
1104 |
1401 |
Выплачено сельскохозяйственными организациями налогов и неналоговых сборов |
798 |
1005 |
896 |
957 |
1038 |
Прибыль до налогообложения с учетом субсидий |
123 |
687 |
506 |
702 |
735 |
Источник: Министерство сельского хозяйства Пермского края.
Несмотря на рост производительности труда в сельском хозяйстве, а также некоторое увеличение показателей, характеризующих финансовую устойчивость организаций, окупаемость затрат (возмещение затрат на производство и реализацию продукции суммой выручки, полученной от реализации продукции) составила в 2005 году - 73 %, 2006 году - 74 %, 2007 году - 73 %.
При оценке функционирования сельскохозяйственных организаций Пермского края, сгруппированных по выручке от реализованной продукции, определено, что в группу с выручкой свыше 40 млн. рублей входит 25 организаций, то есть 7 % от их общего количества. На данную группу сельскохозяйственных организаций приходится 36,5 % выручки, а на самую многочисленную - 5-ю группу (44,6 % сельскохозяйственных организаций) - 7,5% выручки (таблица 5).
В 2007 году самой прибыльной (без учета субсидий) стала 3-я группа сельскохозяйственных организаций - 42,8 млн. рублей, а самой убыточной - сельскохозяйственные организации 5 группы - убыток составил 65,1 млн. рублей. Наиболее значительная государственная поддержка из бюджетов всех уровней в виде субсидий оказывается сельскохозяйственным организациям 1-й группы - 384,2 млн. рублей, а наименьшая предоставляется сельскохозяйственным организациям 4-й группы - 63,9 млн. рублей
Таблица 5 - Группировка сельскохозяйственных организаций Пермского края по выручке от реализации продукции, 2007 год
Группы |
Количество организаций в группе |
Границы группировки по объему выручки, млн. рублей |
Выручка от реализации продукции, млн. рублей |
Себестоимость реализованной продукции, млн. рублей |
Прибыль без учета субсидий (выручка - себестои-мость), млн. рублей |
Уровень рентабельности от производственной деятельности, % |
Получено в 2007 году бюджетных средств, млн. рублей |
|||||||
Количество орга-низа-ций |
Удель-ный вес, % |
2006 год |
2007 год |
2006 год |
2007 год |
2006 год |
2007 год |
2006 год |
2007 год |
Всего |
В т.ч. инвес-тици-онная поддерж-ка |
В т.ч. теку-щая под-держ-ка |
||
1 |
25 |
7,0 |
более 40,0 |
1302,5 |
1 620,8 |
1224,9 |
1587,9 |
77,5 |
32,8 |
6,3 |
2,1 |
384,2 |
204,0 |
180,2 |
2 |
44 |
12,4 |
40,0 - 20,0 |
1069,1 |
1 223,7 |
1010,5 |
1223,7 |
58,6 |
-0,0 |
5,8 |
0,0 |
237,9 |
158,5 |
79,4 |
3 |
63 |
17,7 |
20,0 - 10,0 |
758,2 |
875,8 |
725,8 |
833,1 |
32,3 |
42,8 |
4,5 |
5,1 |
185,4 |
105,6 |
79,8 |
4 |
58 |
16,3 |
10,0 - 5,0 |
330,8 |
383,6 |
336,2 |
386,5 |
-5,3 |
-2,9 |
-1,6 |
-0,8 |
63,9 |
28,0 |
35,9 |
5 |
166 |
46,6 |
менее 5,0 |
321,6 |
330,6 |
379,5 |
395,7 |
-57,9 |
-65,1 |
-15,3 |
-16,5 |
70,2 |
8,5 |
61,7 |
Итого |
356 |
100,0 |
х |
3782,2 |
4434,5 |
3676,9 |
4426,9 |
105,2 |
7,6 |
2,9 |
0,2 |
941,6 |
504,6 |
437,0 |
Себестоимость реализованной продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом выросла на 20,4 %, а выручка - на 17,2 %. Опережающий рост себестоимости над выручкой свидетельствует о сокращении рентабельности деятельности сельскохозяйственных организаций. Так, в 2006 году уровень рентабельности исследуемых сельскохозяйственных организаций (без учета субсидий) составил 2,9 %, в 2007 году - 0,2 %.
Рейтинговая оценка сельскохозяйственных организаций показала, что абсолютно устойчивое финансовое положение имеет 13 организаций (окупаемость затрат выше коэффициента 1,2), что составляет 3,3 %; финансово устойчивыми являются 14 организаций (окупаемость затрат от 1 до 1,2), что составляет 3,5 %. Более 93 % сельскохозяйственных организаций относятся к неустойчивым или с кризисным финансовым состоянием (коэффициент окупаемости менее 0,7). По этой причине на 01.01.2008 (по данным УФНС по Пермскому краю) 70 сельскохозяйственных организаций находятся в процедуре конкурсного производства.
В общем объеме валовой продукции (22,2 млрд. рублей) на долю сельскохозяйственных организаций приходится 49,8 %, личных подсобных хозяйств - 48,8 %, крестьянских (фермерских) хозяйств - 1,4 %. При этом сохраняется тенденция снижения доли личных подсобных хозяйств в общем объеме производства. По итогам 2007 года индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах по всем категориям хозяйств составил 95,5 %, по сельскохозяйственным организациям - 98,7 %, личным подсобным хозяйствам населения - 92,8 %. В целом за период с 2003 по 2007 год индекс физического объема изменяется неравномерно, в зависимости от категории хозяйств (таблица 6).
В 2007 году по сравнению с 2003 годом произошло увеличение производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 4788,3 млн. рублей (в действующих ценах), в сельскохозяйственных организациях - на 3319 млн. рублей, крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 1356,4 млн. рублей .
За период с 2003 по 2007 год объем валового производства молока в сельскохозяйственных организациях снизился на 14,9 % при увеличении продуктивности на 9,8 %. Снижение объемов производства молока наиболее характерно для мелкотоварного сектора и связано с сокращением поголовья коров, в сельскохозяйственных организациях данный показатель снизился на 3,3 %. В 2007 году по сравнению с 2006 годом объем валового производства молока за счет государственной поддержки племенного животноводства и инвестиционных проектов в отрасли молочного животноводства вырос на 1,6 %.
За период с 2003 по 2007 год объем производства мяса скота и птицы (в живой массе) сократился на 14,7 % при снижении поголовья крупного рогатого скота на 21,8 %, свиней - на 21,4 %, птицы - на 33,9 %. В сельскохозяйственных организациях данный показатель за аналогичный период снизился на 6,1 % .
В яичном птицеводстве в 2007 году по сравнению с 2003 годом валовое производство яиц снизилось на 15,6 %. Снижение произошло за счет перепрофилирования двух фабрик яичного направления (ОАО "Птицефабрика "Калининская" и ООО "Воскресенское") под племенные репродукторы.
Таблица 6 - Динамика индекса физического объема производства сельскохозяйственной продукции в Пермском крае
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млн. рублей в действующих ценах |
17453,9 |
19109,0 |
19813,5 |
21041,4 |
22242,2 |
Индекс физического объема, к предшествующему году в сопоставимых ценах, % |
98,2 |
92,8 |
94,5 |
101,9 |
95,5 |
Валовая продукция сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях, млн. рублей в действующих ценах |
7763,0 |
8955,0 |
9675,8 |
10118,3 |
11082,0 |
Индекс физического объема, к предшествующему году в сопоставимых ценах, % |
103,9 |
88,4 |
101,4 |
100,1 |
98,7 |
Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах населения, млн. рублей в действующих ценах |
9504,0 |
9907,0 |
9908,3 |
10612,0 |
10860,4 |
Индекс физического объема, к предшествующему году в сопоставимых ценах, % |
93,7 |
95,9 |
88,7 |
103,1 |
92,8 |
Источник: Министерство сельского хозяйства Пермского края.
Посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2007 года в хозяйствах всех категорий составила 991,5 тыс. га, что на 169,0 тыс. га (14,6 %) меньше, чем в 2003 году. Основная причина сокращения посевных площадей - банкротство и ликвидация неэффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вследствие сокращения посевов снизился валовой сбор зерна на 34,7 %, картофеля - на 4,2 %, овощей - на 9,2 % (таблица 7).
Таблица 7 - Показатели функционирования отрасли сельского хозяйства Пермского края
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2007 год к 2003 году, в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Растениеводство | ||||||
Хозяйства всех категорий: |
|
|||||
Посевные площади всего, тыс. га |
1160,5 |
1111,9 |
1054,0 |
1017,0 |
991,5 |
85,4 |
в том числе: зерновых |
462,3 |
446,5 |
426,9 |
375,5 |
350,6 |
75,8 |
картофеля |
69,6 |
69,2 |
68,0 |
66,6 |
64,6 |
92,8 |
овощей - всего |
15,8 |
15,7 |
15,4 |
15,6 |
14,9 |
94,3 |
Урожайность, ц/га: зерновых |
13,3 |
10,5 |
11,0 |
11,9 |
11,4 |
85,8 |
картофеля |
101,3 |
99,8 |
83,0 |
121,4 |
104,6 |
103,3 |
овощей - всего |
242,0 |
242,8 |
249,1 |
233,3 |
232,6 |
96,1 |
Валовой сбор, тыс. тонн: зерна |
609,4 |
458,2 |
465,5 |
443,3 |
398,1 |
65,3 |
картофеля |
704,4 |
690,5 |
563,7 |
806,6 |
675,1 |
95,8 |
овощей - всего |
390,7 |
388,1 |
390,8 |
373,3 |
354,7 |
90,8 |
В том числе сельскохозяйственные организации: |
|
|||||
Посевные площади всего, тыс. га |
1005,8 |
959,2 |
908,3 |
868,4 |
843,2 |
83,8 |
В том числе: зерновых |
442,9 |
427,3 |
409,3 |
357,6 |
333,2 |
75,2 |
картофеля |
2,5 |
2,4 |
2,3 |
2,0 |
2,1 |
84,0 |
овощей - всего |
1,0 |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
50,0 |
Урожайность, ц/га: зерновых |
13,4 |
10,5 |
11,0 |
11,9 |
11,4 |
85,1 |
картофеля |
79,5 |
76,1 |
94,6 |
159,6 |
187,4 |
в 2,4 раза |
овощей - всего |
204,9 |
184,2 |
237,6 |
208,2 |
186,3 |
90,9 |
Валовой сбор, тыс. тонн: зерна |
587,0 |
436,9 |
446,2 |
421,5 |
378,4 |
64,5 |
картофеля |
19,5 |
18,5 |
21,9 |
32,3 |
37,9 |
194,4 |
овощей - всего |
29,3 |
25,0 |
24,0 |
22,1 |
18,3 |
62,5 |
Заготовлено всего грубых и сочных кормов, тыс. тонн |
403,1 |
345,8 |
398,5 |
369,3 |
391,6 |
97,1 |
на условную голову скота, ц. к. ед. |
22,3 |
19,8 |
23,0 |
22,4 |
24,1 |
108,1 |
Животноводство | ||||||
Хозяйства всех категорий: |
|
|||||
Поголовье, тыс. гол.: крупного рогатого скота |
388,9 |
365,2 |
335,1 |
319,5 |
303,6 |
78,1 |
в том числе коров |
173,3 |
160,6 |
146,3 |
138,7 |
130,7 |
75,4 |
свиней |
278,6 |
236,0 |
221,5 |
231,4 |
219,0 |
78,6 |
птицы |
7223,9 |
6223,2 |
6993,9 |
5778,2 |
4772,9 |
66,1 |
Произведено (реализовано) на убой скота и птицы в живом весе, тыс. тонн |
142,6 |
134,1 |
123,6 |
119,2 |
121,6 |
85,3 |
Производство молока, тыс. тонн |
599,6 |
568,8 |
525,5 |
508,0 |
510,1 |
85,1 |
Производство яиц, млн. шт. |
988,1 |
991,1 |
992,9 |
940,3 |
833,6 |
84,4 |
В том числе сельскохозяйственные организации: |
|
|||||
Поголовье, тыс. гол.: крупного рогатого скота |
250,2 |
241,3 |
225,1 |
217,5 |
211,3 |
84,5 |
в том числе коров |
90,9 |
87,2 |
81,9 |
81,4 |
80,7 |
88,8 |
свиней |
208,8 |
176,6 |
171,0 |
175,6 |
174,0 |
83,3 |
птицы |
6686,4 |
5585,1 |
6292,1 |
5477,9 |
4416,8 |
66,1 |
Произведено (реализовано) на убой скота и птицы в живом весе, тыс. тонн |
86,9 |
81,2 |
77,8 |
78,9 |
81,6 |
93,9 |
Валовой надой молока, тыс. тонн |
319,4 |
311,2 |
295,9 |
304,0 |
309,0 |
96,7 |
Надой на 1 корову, кг |
3510 |
3568 |
3546 |
3786 |
3856 |
109,9 |
Яйценоскость, шт. |
303 |
307 |
316 |
317 |
312 |
103,0 |
Источник: Статсборник "АПК: Основные итоги развития в Пермском крае 2003 - 2007 гг.".
Снижение посевных площадей под зерновыми культурами за период с 2006 по 2007 год привело к заметному увеличению посевных площадей под перспективными кормовыми и техническими культурами - кукурузой и рапсом (заготовка силоса из кукурузы является дополнительным качественным кормом с высоким содержанием сахаров). Так, посевные площади под кукурузой в 2007 году увеличились по сравнению с 2006 годом на 3,9 тыс. га.
В 2007 году на лидирующей позиции в производстве картофеля и овощей по-прежнему остается индивидуальный сектор (доля сельскохозяйственных организаций составила - 5,6 % и 5,2 % соответственно). В Пермском крае производству картофеля способствуют почвенно-климатические условия, так как в регионе преобладают дерново-подзолистые супесчаные почвы. Так, начиная с 2008 года наблюдается рост посадочных площадей под данной культурой в сельскохозяйственных организациях с 2,1 тыс. га в 2007 году до 2,7 тыс. га в 2008 году (рост составил 28,6 %).
Под урожай сельскохозяйственных культур в 2007 году было внесено 13,0 тыс. тонн минеральных удобрений, что больше уровня 2006 года на 9,2 %, 2005 года - на 6,6 %. Доля посевных площадей сельскохозяйственных культур, под которые внесены минеральные удобрения, в общей посевной площади составила 35,2 % против 28,9 % в 2006 году и 30,6 % - в 2005 году. Внесение минеральных удобрений на 1 га посевной площади (в действующем веществе) увеличилось в 2007 году по сравнению с 2003 годом на 12,4%.
За анализируемый период в Пермском крае увеличилось количество застрахованных сельскохозяйственных угодий. В 2007 году застраховано 601,2 тыс. га, или 71 % от общей посевной (посадочной) площади, что на 11,4 % больше, чем в 2003 году. Численность застрахованного поголовья скота в 2006 году составила 6,7 тыс. голов, в 2007 году - 8,3 тыс. голов. Вновь приобретенное поголовье племенного скота было застраховано в полном объеме.
Для обеспечения роста доходов сельского населения необходимо продолжить реализацию мероприятий по государственной поддержке малых форм хозяйствования на селе. В числе основных проблем развития малых форм хозяйствования на селе - отсутствие залоговой базы у крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах для получения кредитов. Поэтому одной из задач государственной поддержки является развитие системы кредитования малых форм хозяйствования, направленной на обеспечение занятости экономически активного сельского населения.
В 2007 году в сельскохозяйственных организациях доля постоянных работников, имеющих высшее и среднее техническое образование, составила 14 %. В структуре трудообеспеченности сельскохозяйственных организаций работники моложе 30 лет составляют 19 %. Одна из главных причин сложившейся ситуации - низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве, который существенно ниже, чем в других отраслях экономики. По итогам 2007 года в целом по Пермскому краю среднемесячная начисленная заработная плата по всем отраслям экономики составила 11856 руб., а в сельском хозяйстве - 5202 руб. Разница в оплате труда работников, занятых сельскохозяйственным производством и работающих во всех отраслях экономики Пермского края, ежегодно увеличивается.
3.3. Результаты аграрной политики в Пермском крае
Аграрная политика в Пермском крае в 2003 - 2005 годах и 2006 - 2008 годах формировалась в рамках соответствующих областных целевых программ. Оценивая общую ситуацию в аграрном секторе экономики, можно сделать следующие выводы:
1. В сельском хозяйстве Пермского края при снижении объемов производства сельскохозяйственной продукции наблюдается увеличение некоторых показателей эффективности производства. В 2007 году по сравнению с 2003 годом в сельскохозяйственных организациях Пермского края надой на одну фуражную корову увеличился на 9,8 %, среднесуточный привес крупного рогатого скота - на 10,5 %, яйценоскость - на 3,0 %. При этом во всех категориях хозяйств снизилась урожайность овощей на 3,9 %, зерновых культур (в весе после доработки) - на 14,3 %. Произошло сокращение посевных площадей: под зерновыми культурами - на 24,2 %, под картофелем - 4,2 %, под овощами - 9,2 %. В 2007 году в сравнении с 2003 годом во всех категориях хозяйств снизилось поголовье крупного рогатого скота на 21,9 %, коров - на 24,6 %, свиней - на 21,4 %, птиц - на 33,9 %.
2. Сохраняется проблема развития генетического потенциала отраслей животноводства и растениеводства, обусловленная неудовлетворительным финансовым состоянием сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствием новой материально-технической базы и современных технологий производства сельскохозяйственной продукции, отвечающей современным требованиям стандартов качества. Также данная проблема связана с несоблюдением технологического процесса производства, что создает риск неисполнения договорных обязательств и снижает привлекательность отрасли с точки зрения инвестирования.
3. Несмотря на рост привлеченных в отрасль кредитных ресурсов (в период с 2003 по 2007 годы - на 167,5 %), остается нерешенной задача достижения сельскохозяйственными товаропроизводителями финансовой устойчивости, обусловленной дефицитом оборотных средств. Существующие кредитные механизмы не обеспечивают сельскохозяйственным товаропроизводителям широкий доступ к кредитным и заемным ресурсам. При этом получаемая прибыль формируется за счет субсидий, отнесенных на финансовый результат, частично обеспечивая возможность развития отрасли.
4. Остается нерешенной проблема устойчивого функционирования малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, повышения доходов сельского населения. Эффективность производства в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах напрямую связана с привлечением кредитных ресурсов, поэтому основной мерой государственной поддержки должно стать возмещение процентной ставки.
5. Проблема снижения эффективности функционирования отрасли сельского хозяйства связана с отсутствием квалифицированных кадров, способных эффективно управлять. Одна из главных причин сложившейся ситуации - низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве, который существенно ниже, чем в других отраслях экономики. Доля молодых специалистов в общей численности работающих составляет лишь 19 %.
Современное развитие отрасли невозможно без проведения и применения инновационных исследований. Конкурентоспособность отрасли сельского хозяйства зависит от качества и направлений прикладных исследований, дающих новые преимущества в разрезе существующей региональной специализации.
Таким образом, для эффективного функционирования отрасли необходимо планирование мероприятий по привлечению инвестиций, повышению доступности кредитов, страхованию урожая сельскохозяйственных культур и крупного рогатого скота, поддержке кадрового потенциала, формированию эффективной информационно-консультационной службы.
IV. Основные цели и задачи программы
Цель Программы - рост доходов аграрного бизнеса и сельского населения, основанный на устойчивом развитии приоритетных отраслей и эффективном использовании ресурсного потенциала.
Задачи Программы:
1. Обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей, основанное на инновационном позиционировании агропромышленного комплекса и расширении рынков сбыта.
2. Устойчивое развитие отрасли путем сохранения и воспроизводства используемого ресурсного потенциала.
3. Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, включая меры по расширению доступа к кредитным ресурсам и увеличению удельного веса застрахованных площадей, поголовья крупного рогатого скота.
4. Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе как фактора повышения уровня доходов сельского населения.
5. Совершенствование системы информационно-консультативного сопровождения отрасли и поддержки кадрового потенциала в агропромышленном комплексе.
Основой Программы является стимулирование не процесса производства, а конечного результата. В рамках Программы в качестве приоритетных рынков (отраслей специализации) принимаются следующие рынки: молока и молокопродуктов, мяса птицы, яйца, картофеля, овощей, рапса, семян сельскохозяйственных культур. В рамках программных мероприятий предусмотрена поддержка племенного дела, семеноводства и мясного животноводства как направлений, обеспечивающих развитие отраслей специализации. Производство растениеводческой продукции имеет кормовую направленность. Развитие прочих рынков и производств будет основываться на территориальном значении и в качестве альтернативных источников доходов сельского населения.
Положительное влияние на рост объемов производства и реализацию продукции сельского хозяйства окажет увеличение объемов инвестиций в отрасль. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдавшийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и программы "Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 2006 - 2008 годы". В 2009 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться, при этом результативным показателем будет являться создание благоприятных условий функционирования агропромышленного комплекса и совершенствование системы управления отраслью. Важнейшим элементом Программы предусмотрено комплексное развитие точек роста, которое обусловлено увеличением количества эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулированием конечного результата.
В 2012 году индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составит 103,1 %, индекс производительности труда - 105,2 %.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития агропромышленного комплекса на 2009 - 2012 годы являются:
развитие направлений, определенных Государственной программой, связанных с выделением средств для их реализации на условиях софинансирования с федеральным бюджетом;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
создание условий сельскохозяйственным товаропроизводителям для инвестирования на техническое перевооружение и модернизацию производства;
повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации сельскохозяйственного производства.
Для решения поставленных задач Программа содержит пять направлений:
1. Ускоренное развитие приоритетных отраслей агропромышленного комплекса.
2. Устойчивое сельскохозяйственное производство.
3. Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса.
4. Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
5. Кадры, консалтинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе.
Каждое из указанных направлений состоит из мероприятий, способствующих решению отдельных экономических и социальных задач в агропромышленном комплексе в период действия Программы.
V. Период действия и основные этапы реализации программы
Срок реализации Программы: 2009 - 2012 годы.
Базовым периодом для сравнения эффективности мероприятий Программы устанавливается 2007 год.
Законом Пермского края от 7 июля 2009 г. N 472-ПК в раздел VI настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
VI. Основные направления программы
Законом Пермского края от 28 августа 2012 г. N 85-ПК в подраздел 6.1 раздела VI настоящего приложения внесены изменения
6.1. Направление "Ускоренное развитие приоритетных отраслей агропромышленного комплекса"
Основная проблема, влияющая на инвестиционную привлекательность агропромышленного комплекса, - длительная окупаемость проектов, на срок которой влияют размер инвестиций и их прибыльность. Поэтому важной составляющей в развитии агропромышленного комплекса является поддержка среднесрочных и долгосрочных инвестиционных проектов, которые без государственной поддержки не могут в полной мере реализовать свой потенциал.
Целью направления является рост доходов сельского населения за счет развития конкурентных преимуществ приоритетных отраслей путем реализации комплексных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе и увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса и увеличение производительности труда в сельском хозяйстве за счет реализации инвестиционных проектов на основе конкурсного отбора;
увеличение объемов реализованной сельскохозяйственной продукции за счет возмещения части затрат, в том числе инвестиционных.
В рамках мероприятия "Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции" предусматривается реализация комплексных программ развития отдельных подотраслей сельского хозяйства, подготовленных в соответствии с требованиями Государственной программы, утверждаемых приказами Министерства сельского хозяйства Пермского края. В рамках мероприятия "Софинансирование отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства" предусматривается реализация комплексных программ поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, подготовленных в соответствии с требованиями Государственной программы, утверждаемых приказами Министерства сельского хозяйства Пермского края.
Показатель реализации направления - увеличение объемов произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции в натуральном и стоимостном выражении.
Критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по соответствующему мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
6.1.1. Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса
Положительное влияние на рост объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства оказывает увеличение объема инвестиций в отрасль. Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса основаны на предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с реализацией комплексных инвестиционных проектов, которые направлены на создание новых эффективных производств, развитие производственной инфраструктуры краевого значения и комплексное техническое перевооружение организаций агропромышленного комплекса.
Цель мероприятия - повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса и увеличение производительности труда в сельском хозяйстве.
Механизм реализации:
1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, связанных с реализацией комплексных инвестиционных проектов;
2. Предоставление субсидий на возмещение части затрат перерабатывающим предприятиям на реализацию инвестиционных проектов, которые позволяют использовать ресурсоемкие технологии переработки сельскохозяйственной продукции.
Реализация данного направления будет осуществляться на основе отбора инвестиционных проектов сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий и субъектов малых форм хозяйствования по следующим направлениям: "Ускоренное развитие молочного животноводства в Пермском крае", "Развитие приоритетных отраслей растениеводства в Пермском крае", "Развитие отрасли птицеводства в Пермском крае", "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе" и другие. Отбор проектов и их реализацию планируется осуществлять по принципу развития "точек роста" с учетом территориальных, социальных и инфраструктурных особенностей.
В рамках данного направления финансируются инвестиционные проекты, принятые к реализации в рамках областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 2006-2008 годы", утвержденной Законом Пермской области от 14.11.2005 N 2601-573.
Предоставление субсидий осуществляется путем конкурсного отбора проектов и на основании решения комиссии, состав которой утверждается правовым актом Правительства Пермского края.
Законом Пермского края от 28 августа 2012 г. N 85-ПК в пункт 6.1.2 подраздела 6.1 раздела VI настоящего приложения внесены изменения
6.1.2. Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции
Для ускоренного развития отрасли сельского хозяйства необходима государственная поддержка наращивания объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции исходя из приоритетов. Необходимость поддержки обусловлена длительным инвестиционным циклом производства, ценовой диспропорцией между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, сезонным циклом сельскохозяйственного производства.
Цель мероприятия - увеличение объемов реализованной сельскохозяйственной продукции за счет возмещения части затрат на ее производство.
Механизм реализации:
1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию:
молока;
мяса свиней сельскохозяйственных товаропроизводителей индустриального типа;
мяса крупного рогатого скота мясных пород;
картофеля;
овощей открытого грунта;
семян сельскохозяйственных культур;
зерна;
мяса птицы сельскохозяйственных товаропроизводителей индустриального типа.
1.1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию:
мяса птицы;
яйца;
мяса свиней сельскохозяйственных товаропроизводителей индустриального типа.
2. Предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, специализирующимся на откорме крупного рогатого скота, на закуп молодняка крупного рогатого скота.
Расчет субсидий производится по ставке за единицу реализованной сельскохозяйственной продукции с учетом специализации сельскохозяйственных организаций. При расчете размера субсидий за объем реализованного молока учитывается продуктивность скота. При расчете размера субсидий за реализованную продукцию отрасли растениеводства учитывается урожайность культуры. Сельскохозяйственным товаропроизводителям, специализирующимся на откорме крупного рогатого скота, субсидии предоставляются исходя из количества приобретенных голов у сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края.
Субсидии имеют регулирующий характер, учитывают финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей и позволяют стимулировать организации на увеличение объемов реализованной сельскохозяйственной продукции, повышение рентабельности от производственной деятельности. Распределение бюджетных ассигнований между направлениями, определенными механизмом реализации, утверждается приказом Министерства сельского хозяйства Пермского края.
6.1.3. Государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Развитие рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется для обеспечения приоритетного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на продовольственный рынок, снижения их затрат и увеличения доходности от реализации произведенной продукции.
Цель мероприятия - максимально возможное насыщение регионального рынка продовольствия продукцией сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края и ввоз недостающего количества продовольствия преимущественно в виде сырья с целью дальнейшей его переработки.
Механизм реализации:
1. Проведение организационных мероприятий:
по выстраиванию партнерских взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями перерабатывающей промышленности в Пермском крае, а также повышение загруженности перерабатывающих мощностей;
по привлечению на товарный рынок продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств;
по развитию сети фирменной, кооперативной и иной оптовой и розничной торговли.
2. Финансирование мероприятий по созданию и продвижению краевых товарных знаков сельскохозяйственной продукции Пермского края, а также мероприятий в рамках проекта "Покупай пермское!".
3. Финансирование проведения на территории Пермского края агропромышленных выставок, выставок-ярмарок, аграрных форумов, а также организация единого выставочного пространства Пермского края на ведущих региональных, всероссийских и некоторых специализированных международных агропродовольственных выставках за счет средств краевого бюджета.
4. Предоставление субсидий на возмещение части затрат участникам агропродовольственных выставок.
Законом Пермского края от 29 июня 2010 г. N 633-ПК подраздел 6.1 раздела VI настоящего приложения дополнен пунктом 6.1.4, вступающим в силу с 1 июля 2010 г., но не ранее чем через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
6.1.4. Софинансирование отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства
Развитие крупного товарного производства, повышение производительности труда в сельскохозяйственных организациях приводит к сокращению численности занятых в сельскохозяйственном производстве. В результате большое число трудоспособного населения в сельской местности, имеющего опыт и навыки производства сельскохозяйственной продукции, остается не востребованным в производственном процессе. Поэтому важной составляющей в развитии агропромышленного комплекса является разработка механизмов и создание условий для расширения занятости сельского населения, развития мелкотоварного сельскохозяйственного производства и инфраструктуры, для сбыта продукции малых форм хозяйствования на селе.
Цель мероприятия - повышение эффективности бюджетных расходов за счет концентрации бюджетного ресурса для финансового обеспечения мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства в поселениях, расширению рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействию в развитии малых форм хозяйствования на селе.
Механизм реализации:
Предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Пермского края в целях софинансирования отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства.
Мероприятия муниципальных программ, на реализацию и поддержку которых предусматривается выделение средств бюджета Пермского края, предполагается отбирать исходя из выполнения условий по софинансированию расходов за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законом Пермского края от 29 июня 2010 г. N 633-ПК подраздел 6.1 раздела VI настоящего приложения дополнен пунктом 6.1.5, вступающим в силу с 1 июля 2010 г., но не ранее чем через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
6.1.5. Конкурс муниципальных образований Пермского края по достижению наиболее результативных значений показателей развития сельского хозяйства
Реализация мероприятия предусматривает повышение эффективности функционирования отрасли, сохранение устойчивой позитивной динамики развития сельскохозяйственного производства, стимулирование заинтересованности органов местного самоуправления в развитии сельского хозяйства на территории соответствующего муниципального образования посредством проведения конкурса по достижению наиболее результативных значений целевых показателей.
Цель мероприятия - стимулирование увеличения эффективности деятельности муниципальных образований Пермского края, содействие достижению наиболее результативных значений целевых показателей развития сельского хозяйства.
Механизм реализации:
Предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Пермского края, принявших участие в конкурсе, в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наиболее результативных значений показателей развития сельского хозяйства.
Порядок проведения конкурса, критерии отбора муниципальных образований, цели и условия предоставления и расходования субсидий, их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
6.2. Направление "Устойчивое сельскохозяйственное производство"
Реализация направления предусматривает проведение системообразующих мероприятий, которые не эффективны с позиции аграрного бизнеса ввиду крайне длительного срока окупаемости и являются инфраструктурными.
Основой устойчивого развития сельского хозяйства являются функционирующие системы семеноводства, племенного животноводства, земледелия (с учетом защиты растений), а также проведение эффективных противоэпизоотических мероприятий. Одной из системных проблем отрасли, препятствующей устойчивому развитию, являются неурегулированные имущественные и земельные отношения в сельском хозяйстве.
Целью направления является сохранение и развитие ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства, обеспечивающее инвестиционную привлекательность отрасли.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных за счет сохранения и развития генетического потенциала отрасли животноводства;
повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе сохранения и развития генетического потенциала отрасли растениеводства;
сохранение почвенного плодородия на уровне естественного фона;
регулирование земельных и имущественных отношений для обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли;
обеспечение эпизоотического благополучия сельскохозяйственного производства.
Показатели реализации направления:
а) удельный вес племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных;
б) удельный вес площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева;
в) объем внесенных минеральных удобрений (тыс. тонн действующего вещества).
Критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по соответствующему мероприятию определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Законом Пермского края от 31 мая 2011 г. N 778-ПК в пункт 6.2.1 подраздела 6.2 раздела VI настоящего приложения внесены изменения
6.2.1. Государственная поддержка племенного животноводства и помесного скотоводства
Реализация мероприятия предусматривает совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных за счет сохранения и развития генетического потенциала отрасли животноводства, а также максимальное использование низкопродуктивного маточного поголовья молочного крупного рогатого скота в скрещивании с производителями специализированных пород мясного направления для увеличения объемов производства продукции.
Цель мероприятия:
сохранение и наращивание потенциала племенного животноводства за счет сохранения племенного поголовья и обеспечения потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края в племенном скоте и племенной продукции;
использование малопродуктивного и выранжированного молочного поголовья дойного стада для получения помесного приплода от скрещивания с быками мясных пород и выращивания его на мясо для получения высококачественной говядины.
Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку племенного животноводства и помесного скотоводства. Субсидии за счет средств краевого бюджета предоставляются:
1. Сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые имеют свидетельство о регистрации в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:
на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, племенных лошадей, птицы и пчел;
на содержание племенных быков-производителей, проверенных и находящихся на стадии оценки качества потомства, в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
на приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных.
2. Сельскохозяйственным товаропроизводителям:
на приобретение семени быков-производителей и племенных жеребцов-производителей, которые улучшают качество потомства;
на приобретение племенного скота;
на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота, от которого получено и выращено до отъема помесное поголовье телят.
Предоставление субсидий из краевого бюджета на поддержку племенного животноводства и помесного скотоводства осуществляется по твердым ставкам:
на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, птицы, пчел, племенных лошадей, племенных быков-производителей на одну условную голову из расчета учтенного племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, птицы, пчелосемей, племенных лошадей и племенных быков-производителей по состоянию на 1 января текущего года (племенное маточное поголовье пчелосемей определяется по состоянию на 1 июня текущего года);
на приобретение семени быков-производителей из расчета за одну дозу семени;
на приобретение быков-производителей из расчета за один килограмм живой массы;
на приобретение племенного скота из расчета за один килограмм живой массы;
на одну корову с помесным теленком в возрасте до 8 месяцев, учтенную по состоянию на начало текущего года.
Законом Пермского края от 31 мая 2011 г. N 778-ПК в пункт 6.2.2 раздела VI настоящего приложения внесены изменения
6.2.2. Государственная поддержка элитного семеноводства
Повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе сохранения и развития генетического потенциала отрасли растениеводства требует проведения мероприятий по поддержке элитного семеноводства.
Цель мероприятия - повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами;
Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур.
Абзацы четвертый и пятый утратили силу.
См. текст абзацев четвертого - пятого пункта 6.2.2 подраздела 6.2 раздела VI
Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям из краевого бюджета предоставляются по ставке за 1 тонну или 1 посевную единицу семян (норма высева семян - штук на гектар).
Законом Пермского края от 29 июня 2010 г. N 633-ПК в пункт 6.2.3 подраздела 6.2 раздела VI настоящего приложения внесены изменения,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.