Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 22 февраля 2005 г. N 31
Городская целевая программа
"Общественное участие" на 2005 - 2009 годы
30 января, 28 августа, 25 сентября, 25 декабря 2007 г., 26 февраля, 25 марта 2008 г.
Решением Пермской городской Думы от 25 марта 2008 г. N 81 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт программы
1.1. Регистрационный номер N 28
программы
1.2. Полное наименование "Общественное участие"
программы
1.3. Условное (краткое) "Общественное участие"
наименование программы
1.4. Основание разработки Распоряжение Главы города Перми N 393-р
программы от 02.12.2004
1.5. Инициатор постановки Отдел по работе с общественностью и разви-
проблемы тию самоуправления департамента обществен-
ных отношений администрации города Перми,
г. Пермь, ул. Ленина, 23, оф. 230,
тел. 12-50-52
1.6. Основные разработчики Отдел по работе с общественностью и разви-
программы тию самоуправления департамента обществен-
ных отношений администрации города Перми,
г. Пермь, ул. Ленина, 23, оф. 230,
тел.12-50-52
1.7. Муниципальный заказчик: Администрация г. Перми, Пермская городская
Дума
1.8. Руководитель программы - начальник управления социальной политики
администрации города Перми.
1.9. Этапы и сроки I этап 2005 - 2007 гг.
реализации программы II этап 2008 - 2009 гг.
1.10. Источники и сроки Предполагаемые объемы финансирования на
финансировании 2005 г. составляют:
- 6000,0 тыс. руб.- из средств бюджета
города
- 1840,0 тыс. руб. - за счет прочих
источников
На последующие годы действия программы
объемы финансирования определяются ежегодно
2. Основные понятия и термины
Общественная инициатива - форма проявления общественной активности, совокупность действий по выдвижению, утверждению, распространению и практической реализации общественно значимых идей, самостоятельно и добровольно осуществляемых субъектом.
Негосударственная некоммерческая организация (НКО) - некоммерческая организация, в отношении которой органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются единственными учредителями, либо созданная без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под их ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний, конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (ОТОС).
Национально-культурная автономия - форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.
Религиозная организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Молодежное объединение - объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.
Детское объединение - объединение, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.
Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая культура включает в себя уровень профессионализации политической деятельности, т.е. количество подготовленных политических кадров (депутатов различных уровней, специалистов среди государственных и муниципальных служащих, организаторов политических процессов и др.); политическую и правовую грамотность населения; наличие соответствующих аналитических и экспертных центров; уровень осведомленности граждан о деятельности органов власти; политическую толерантность; правовое сознание.
"Третий сектор" - составляющая социально-экономического потенциала города, совокупность некоммерческих организаций и общественных объединений, не ставящих своей целью получение прибыли и ориентированных на реализацию общественных интересов.
Социальный заказ - поручение администрации города на выполнение мероприятий и мер, направляемых на решение приоритетных социально значимых проблем путем целевого финансирования на конкурсной основе за счет средств бюджета города Перми общественно полезных проектов НКО, ОТОС, действующих на территории Перми, по их заявкам в увязке с действующими городскими целевыми программами, с обязательным последующим отчетом о выполнении программ и использовании предоставленных средств.
Публичные слушания - обсуждение муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, организованное Главой города или Пермской городской Думой.
Общественные слушания - обсуждение вопросов, тем, муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с субъектами "третьего сектора", жителями города при помощи специалистов.
Общественная экспертиза - инициируемое общественностью или органами местного самоуправления в интересах общества в целом или отдельных социальных групп комплексное исследование каких-либо проблем, процессов или явлений, требующее специальных знаний и завершаемое заключением.
Грант - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно органами местного самоуправления города Перми, иными юридическими лицами и гражданами на проведение конкретных социальных программ и проектов в порядке, установленном нормативными правовыми актами, и на условиях, предусмотренных грантодателями.
Социальный проект - объединенный по функциональным, финансовым и иным признакам комплекс мероприятий, разработанный негосударственной некоммерческой организацией, иным юридическим или физическим лицом и направленный на решение социально значимых проблем населения города Перми.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
В 1996 - 2000 гг. в городе одной из первых в России реализована городская целевая программа "Поддержка общественного самоуправления и общественных инициатив" для органов территориального общественного самоуправления. В процессе ее реализации пришла уверенность в том, что для развития ситуации целесообразно включение в процесс НКО, как организаций с более профессиональными кадрами, возможностями, опытом организаторов, интеллектуальным потенциалом. Программа "Общественные инициативы" на 2001 - 2004 гг. включила в число разработчиков и исполнителей общественные организации, а специфика ТОС стала учитываться лишь одним направлением программы.
ГЦП "Общественное участие" разработана с учетом охвата разных субъектов сообщества, которые вовлекаются в активное общественное взаимодействие, поэтому в ней имеются направления, которых не было в завершившейся в 2004 г. программе "Общественные инициативы": "Молодежь: активное участие в общественной жизни", развитие политической культуры, развитие международного общественного партнерства, развитие социального партнерства с религиозными организациями".
3.2. Характеристика проблемы
На сегодняшний день в Перми насчитывается более 1000 некоммерческих организаций, из них 73 органа территориального общественного самоуправления (ОТОС), 68 зарегистрированных религиозных организаций, которые представляют более 20 конфессий, 34 национально-культурные организации, около 200 общественных (зарегистрированных и нет) подростковых и молодежных объединений и инициатив.
В настоящее время некоммерческие организации являются огромной силой, поскольку объединяют самую активную и образованную часть населения. Они способны не только профессионально участвовать в решении местных проблем и оказывать качественные социальные услуги населению, обеспечивать обратную связь с органами местного самоуправления, но и выражают интересы граждан, организуют людей для самостоятельного решения проблем.
Успешность городской политики, проводимой властью, в значительной степени определяется степенью соучастия, заинтересованности, вовлеченности НКО в реализацию принятых решений в силу того, что за счет нивелирования расхождения интересов участников процесса, сохранения системы приоритетов совместной деятельности появляются новые возможности мобилизации местных ресурсов.
Проблема заключается в выстраивании эффективного механизма согласования между собой различных социально-экономических интересов, в разработке технологии конструктивного взаимодействия различных целевых групп (носителей различных интересов), основанного на взаимном доверии, открытости, заинтересованности в позитивных изменениях в обществе. Для этого необходима единая для всех участников процесса цель (а ей может и должна стать цель, определенная в Основных направлениях социально-экономического развития города Перми на среднесрочную перспективу - 2004 - 2006 годы) и технологии, которые позволят ускорить процесс объединения всех сил вокруг этой цели.
Первые шаги в этом направлении были сделаны в рамках реализации городской целевой программы совместных действий по развитию общественных инициатив в городе Перми на 2001 - 2004 годы "Общественные инициативы", где был сформирован механизм взаимодействия органов МСУ с негосударственными некоммерческими организациями (НКО) и жителями, который можно оценить как простое социальное партнерство, когда кооперация между властью, бизнесом и НКО реализуется через предоставление грантов, и включение населения достигается через его участие в реализации проектов. Результатами программы стали:
- развернутая система конкурсов, не только городских и районных, но и конкурсов государственных и бизнес-структур, проводимых в едином стандарте;
- освоение проектной культуры партнерства общественными, некоммерческими национально-культурными НКО, советами ветеранов и т.д;
- освоение новой технологии интеграционных и сетевых проектов;
- повышение активности жителей в решении социальных проблем.
Однако по-прежнему существуют проблемы, которые необходимо решать в первоочередном порядке, т.к. их нерешение может способствовать дестабилизации социально-экономической обстановки, росту социальной напряженности и, как следствие, снижению инвестиционной привлекательности города.
Во-первых, степень вовлеченности жителей в процесс управления остается недостаточной, что порождает иждивенческое поведение высокой степени. В этой связи необходимо:
- проводить обучение населения, особенно молодежи, формам участия в принятии решений, касающихся перспектив развития нашего города;
- создавать условия для внедрения различных форм участия населения в процессе управления: пассивных, направленных, главным образом, на формирование и развитие информационного пространства (общественные слушания и конференции, получение информации о реализации Основных направлений социально-экономического развития города Перми на среднесрочную перспективу 2004 - 2006 годы в мониторинговом режиме через СМИ, Интернет-сайт, участие в соцопросах и фокус-группах); и активных, позволяющих гражданам не только выражать свое отношение к общегородским проблемам, но и принимать непосредственное участие в их решении (работа в тематических комиссиях, рабочих группах, выбор стратегических целей и приоритетов развития города, механизмов их практической реализации с использованием "горячего телефона", общественных приемных, интерактивного телевидения, радиодебатов, гражданских референдумов, Интернет-сайта и т.п.).
Во-вторых, существует недостаточно форм и способов для взаимодействия различных НКО как между собой, так и с органами местного самоуправления и бизнесом, отсутствуют технологии конструктивного объединения различных НКО в коалиции и ассоциации. Для этого необходимо:
- показать общий интерес различных НКО через конкретные проекты и объединить их в рамках реализации этих проектов (международных, общегородских, районных, проектах микрорайонов и т.п.);
- дать возможность проявлять гражданские инициативы через проекты и общественные акции;
- обеспечить преемственность проектов и технологий между НКО и их молодежными отделениями.
Помимо проблем, характерных для всех типов НКО, существуют проблемы, присущие только определенным типам. Так, для религиозных организаций характерно отделение их от государства, низкая адаптированность религиозных организаций отечественного происхождения к современным общественным отношениям, тенденции дестабилизации национальных, межконфессиональных и внутрирелигиозных отношений, отсутствие четкой гражданской позиции в обществе.
Молодежные объединения недостаточно внимания уделяют формированию системы ценностей молодежи города, таких понятий, как гражданственность и патриотизм.
Поэтому программа должна быть ориентирована на весь спектр негосударственных организаций - собственно общественные объединения, территориальное общественное самоуправление, общественные инициативы, молодежные инициативы и, решая вопросы, характерные для всех, учитывать специфику каждого из этих блоков.
Социально-экономической ситуации в разрезе районов (и микрорайонов) присущи те же проблемы, что и городу в целом. Однако исторически сложившиеся особенности территориально-отраслевой структуры города, специфика их социально-экономического развития обусловили территориальную дифференциацию интенсивности проявления этих проблем. Отсюда проблемы, не приоритетные для города в целом, а, следовательно, в условиях бюджетного дефицита решаемые далеко не в первую очередь, для отдельных районов (или микрорайонов) выходят на первый план. Именно на выявление и решение этих проблем легче всего направить деятельность общественности. Районы должны стать своего рода "точками роста" комплексных общественных инициатив.
Следовательно, при формировании программы необходимо шире использовать территориальный подход, потенциал общественных организаций района вкупе с административным ресурсом и ресурсами бизнеса для решения названных проблем.
Конечным результатом деятельности по программе должно стать создание многоуровневого партнерства, когда самые широкие слои населения города непосредственно участвуют в подготовке и реализации решений, направленных на увеличение собственных благ и рост потенциала города, а власть согласовывает интересы различных групп. В этом случае механизм управления городом становится более открытым, происходит углубление самоуправления, становление институтов гражданского общества.
Достижение целей лишь организационными усилиями невозможно. У отрасли отсутствует текущий бюджет, и НКО не являются бюджетополучателями, за исключением случаев финансирования проектов на конкурсной основе, финансирования совместных с отраслями мероприятий или выделения очень незначительных сумм из фонда дополнительных финансовых ресурсов.
Как показывает практика конкурсного финансирования, большинство инициативных проектов общественных организаций посвящены решению межотраслевых проблем комплексного характера, поэтому представляется необходимым создание единой городской целевой программы, сохраняющей отраслевую ответственность за использование средств со стороны исполнителей программы, координация и объединение усилий структур, работающих целенаправленно, исключая дублирование и обеспечивая прозрачность и большую эффективность технологий.
Аналогов городской целевой программы такой степени консолидации общественности в Российской Федерации не существует. Особо необходимо отметить тот факт, что неизвестны примеры программной комплексной работы с религиозными организациями, территориальным общественным самоуправлением, по развитию международных общественных отношений.
3.3. Цель и задачи
Целью программы является создание многоуровневого партнерства на основе единства интересов, взаимного доверия, открытости и заинтересованности в позитивных изменениях.
Задачи программы:
1. Создание условий для формирования многоуровневого партнерства через внедрение технологий конструктивного взаимодействия различных сообществ.
2. Создание условий для расширенного внедрения гражданских инициатив, повышения степени вовлеченности населения в процесс управления.
3. Решение специфических проблем различных сообществ и выстраивание отношений власть - общественность с учетом специфики этих сообществ.
Последствия решения цели и задач
Задачи | Результат | Показатель | Количественное значение |
Создание условий для формирования многоуровневого партнерства через внедрение технологий конструктивного взаимодействия различных сообществ |
Разработка и внедрение технологий формирования многоуровневого партнерства |
1. Рост числа общественных формирований 2. Рост числа НКО, привлеченных к реализации общегородских, районных проектов и проектов микрорайонов 3. Количество международных контактов |
На 5% в год На 5% в год На 3% в год |
Создание условий для расширенного внедрения гражданских инициатив, повышение степени вовлеченности населения в процесс управления |
Расширение гражданских инициатив Участие общественности в принятии управленческих решений Повышение степени развития конкурсных механизмов |
1. Число правовых актов, направленных на создание механизмов участия общественности в принятии решений 2. Число новых форм участия населения в принятии решений 3. Число методических материалов, подготовленных в рамках программы 4. Число семинаров, проведенных в рамках программы 5. Увеличение объема грантов социального заказа 6. Увеличение участников конкурса 7. Увеличение количества инициатив |
12 + от 3 до 5% ежегодно 3-5 ежегодно 10-15 ежегодно на 10% ежегодно |
Решение специфических проблем различных сообществ и выстраивание отношений власть- общественность с учетом специфики этих сообществ |
Разработка технологий взаимодействия Появление в практике администраций районов и города инновационных технологий взаимодействия Расширение конструктивной активности |
1. Количество сервисных НКО 2. Количество проектов партнерских акций 3. Количество способов взаимодействия 4. Количество новых практик и технологий 5. Рост активности |
До 5 Увеличение на 3% в год Увеличение до 2% в год |
3.4. Сроки и этапы реализации программы
Ввиду того, что в сфере общественной жизни результаты накапливаются постепенно, а не в течение одного года, сроки реализации программы предлагаются на период 2005 - 2009 гг.
Планируются два этапа в реализации программы:
I этап - 2005 - 2007 гг. - обеспечит расширение форм и масштабов комплексного традиционного партнерства, когда сотрудничество между властью и организациями частного сектора осуществляется в рамках совместных проектов.
II этап - 2008 - 2009 гг. - сотрудничество будет носить комплексный характер, когда принятие управленческих решений в большинстве своем станет невозможным без участия общественности.
Решением Пермской городской Думы от 26 февраля 2008 г. N 55 в пункт 3.5 настоящего приложения внесены изменения
3.5. Система программных мероприятий
тыс. руб.
N п/п |
Мероприятия | Исполнитель | Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Всего за период действия программы |
В том числе по годам | Результат | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Создание условий для расширенного внедрения гражданских инициатив, снижения степени дистанцирования населения от управления городом и решения социальных проблем |
||||||||||
Всего, из них: - бюджет города |
13880,0: 10680,0 |
1560: 1200,0 |
1560,0 |
2020,0 |
2600,0 |
3300,0 |
|||||
- областной бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
3200,0 |
360,0 |
+30% |
+30% |
+30% |
+30% |
|||||
1 | Создание механизмов участия общественности в принятии управленческих решений и внедрение различных форм участия населения в процессе управления |
функциональные органы и подразде- ления, территориальные органы администрации города, НКО и ОТОС города |
Формирование культуры общественных обсуждений и коалиционных действий. Повышение степени активности и конструктивности граждан в обсуждении принимаемых администрацией решений, расширение участия в консультативных органах администрации города и районов |
||||||||
1.2 | Обеспечение консультационной поддержки общественных инициатив, повышение профессионализма лидеров НКО через обучение новым формам участия в принятии управленческих решений |
ОРОРС, отраслевые подразделения администрации города, НКО и ОТОС города |
30,0 |
50,0 |
Рост общественных формирований, в том числе сервисных НКО, сетей НКО по темам и проблемам |
||||||
1.3 | Более полное использование потенциала общественности через - конкурс социальных проектов; - социальный заказ на оказание услуг; - проведение различных акций (конкурсов, ярмарок, фестивалей) |
ОРОРС, отраслевые подразделения администрации города |
1170,0 | 2550,0 | Создание системы конкурсов, обеспечивающей возможность финансирования НКО и эффективное решение социальных проблем. Увеличение количества проектов НКО и ОТОС в городском и районных конкурсах социально значимых проектов |
||||||
1.4 | Формирование эффективной системы информационного обеспечения населения по вопросам деятельности городской власти |
функциональные органы и подразде- ления, территориальные органы администрации города |
Повышение уровня информированности жителей о деятельности органов власти города |
||||||||
2 | Создание условий для формирования многоуровневого партнерства через внедрение технологий конструктивного взаимодействия различных сообществ |
||||||||||
Всего, из них: - бюджет города |
27750,0: 21350,0 |
3700,0: 2850,0 |
3400,0 |
4100,0 |
5000,0 |
6000,0 |
|||||
- областной бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
6400,0 |
850,0 |
+30% |
+30% |
+30% |
+30% |
|||||
2.1 | Повышение эффективности межсекторного взаимодействия через реализацию районных подпрограмм: "Создание системы межсекторного взаимодействия" (Индустриальный р-н), (приложение N 1) "Содействие и партнерство" (Свердловский р-н), (приложение N 2); "Дом общественных организаций как основа общественного партнерства" (Орджоникидзевский р-н), (приложение N 3); "Развитие общественного партнерства" (Дзержинский р-н), (приложение N 4); "Общественная Мотовилиха" (Мотовилихинский р-н), (приложение N 5); "Соседские сообщества центра" (Ленинский р-н) (приложение N 6); "Развитие взаимодействия администрации района и "третьего сектора" через поддержку общественных инициатив" (Кировский р-н), (приложение N 7) |
Главы администраций районов |
2725,0 в т.ч.: 450,0 451,0 477,5 505,5 450,0 248,0 143,0 |
275,0 314,1 |
4879,9 в т.ч. 646,0 781,0 1049,1 826,1 988,6 |
Повышение эффективности межсекторного взаимодействия в районах |
|||||
2.2 | Организация партнерской деятельности в рамках реализации общегородских, общероссийских, окружных проектов - Егошихинский некрополь |
ОРОРС, отраслевые подразделения администрации города, национально- культурные общественные организации, Пермская общественная организация "Добрый Дом", Пермское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Пермское отделение института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, Управление внутренних дел г. Перми, Пермское городское казачье общество |
60,0 | 120,1 | Укрепление межнационального согласия, воспитание толерантности и уважения к памяти предков посредством создания уникального природно- историко- культурного общественного комплекса на территории мемориального Егошихинского кладбища |
||||||
2.3 | Организация партнерской деятельности в рамках позиционирования города в пределах РФ и на международной арене |
Отдел международных связей (ОМС), отраслевые подразделения администрации, специализированные НКО города |
65,0 | Выстраивание более четкой политики города в сфере международных связей и формирования имиджа города. Расширение возможностей участия общественности в международных проектах. Увеличение количества проектов и акций международного сотрудничества, а также числа организованных структур в сфере международных общественных отношений, интегрирование их в единый формат развития международных связей города |
|||||||
2.3.1 | Организационное, институциональное и аналитическое обеспечение международных общественных связей: работа координирующего органа, аналитическая работа, издание информационных и методических материалов, проведение семинаров, конференций и круглых столов |
ОМС, отдел социального мониторинга (ОСМ), специализированная организация, НКО "Региональный центр международных проектов (РЦМП), эксперты |
35,0 | Усиление координации международных общественных связей, повышение грамотности и информированности участников, увеличение их количества, расширение возможностей участия общественности в международных проектах, выстраивание более четкой политики города в сфере международных связей и формирования имиджа города |
|||||||
2.3.2 | Комплексно-целевое развитие конкретных направлений международных общественных связей в виде определения приоритетов на каждый год в соответствии с текущей политической ситуацией, историческими датами и потребностями. Год 2005-й - 15 лет общественных и 10 лет официальных связей Пермь-Оксфорд |
ОМС, Автономная некоммерческая организация (АНО) "Центр поддержки семьи" |
30,0 | Увеличение количества проектов и акций международного сотрудничества в рамках конкретного направления, их разнообразие, целенаправленное формирование долгосрочных перспектив в развитии отношений конкретной тематики |
|||||||
2.3.3 | Развитие и структурное укрепление партнерских международных общественных отношений со стратегическими партнерами через работу общественных центров, комитетов, ассоциаций. Развитие международных общественных отношений "Пермь-Франция". Развитие международных общественных отношений "Пермь-Германия". Развитие международных общественных отношений "Пермь-Луисвилль". Развитие международных общественных отношений "Пермь-Оксфорд". Развитие сети центров культурных и общественных связей с различными зарубежными странами (китайский, венгерский, скандинавский, чешский, др. центры). Оказание ресурсной поддержки для актуализации деятельности центров международных связей ("Региональный центр международных проектов (РЦМП)", "Пермский Комитет городов-побратимов (КГП)" |
ОМС, ОРОРС, отраслевые подразделения администрации, НКО "Французский альянс", "Центр французского языка", Контактное бюро института им. Гете, Комитет городов-побратимов (КГП) "Пермь- Луисвилль" |
Увеличение числа организованных структур в сфере международных общественных отношений, интегрирование их в единый формат развития международных связей города, повышение профессионализма организаций и центров и увеличение количества самостоятельно реализуемых международных проектов |
||||||||
3 | Решение специфических проблем различных сообществ и выстраивание отношений "власть - общественность" с учетом специфики этих сообществ |
||||||||||
Всего, из них: - бюджет города |
32070,0: 24670,0 |
2580,0: 1950,0 |
4220,0 |
5100,0 |
6100,0 |
7300,0 |
|||||
- областной бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
7400,0 |
-500,0 -30,0 100,0 |
+30% |
+30% |
+30% |
+30% |
|||||
3.1 | Развитие политической культуры |
Организационный отдел, ОРОРС, отраслевые подразделения администрации, избирательные комиссии, политические партии и общественно- политические объединения, НКО города, библиотеки, вузы города |
170,0 | 305,0 | Формирование и развитие в городе политической культуры гражданского типа |
||||||
3.1.1 | Правовое просвещение населения |
функциональные органы и подразде- ления, территори- альные органы администрации города, городская библиотека им. Пушкина и библиотеки города, НКО и общественные организации г. Перми, областная, городская территориальная и участковые избирательные комиссии, Уральский центр поддержки негосударственных организаций (УЦП НТО), Пермское областное отделение Российского фонда милосердия и здоровья, Пермский филиал Высшей школы экономики (ВШЭ), вузы г. Перми |
Всего, из них: - бюджет города |
170,0 | 190,0 | Повышение политической и правовой грамотности населения. Создание городской системы правовой помощи и консультирования граждан |
|||||
3.1.2 | Содействие в работе общественно- политическим объединениям и политическим партиям как институтам политической самоорганизации и самоопределения граждан, организация конструктивного партнерства с органами МСУ в решении социальных вопросов |
Организационный отдел, ОРОРС, региональные и местные отделения политических партий, общественно- политические объединения, районные администрации |
115,0 | Повышение компетенции граждан относительно собственной политической деятельности. Формирование конструктивной модели поведения городской политической элиты, формирование политических "правил игры" |
|||||||
3.1.3 | Повышение профессионализма и развитие правовой культуры организаторов выборов |
Организационный отдел, ОРОРС, областная, городская территориальная и участковые избирательные комиссии, облсовпроф, НКО г. Перми, районные администрации |
Повышение профессионального уровня работы избиркомов |
||||||||
3.2 | Молодежь: активное участие в общественной жизни. Воспитание патриотизма |
Комитет по молодеж- ной политике, отраслевые подразделения администрации, детские и молодежные объединения (ДМО) |
1200,0 | 2452,1 | |||||||
3.2.1 | Формирование в молодежной среде технологий вхождения и осуществления трудовой деятельности, самореализация и творческая деятельность молодежи, поддержка лучших по результатам обучения в вузах, НПО, ссузах и профессиональной деятельности и т.д. |
комитет по молодеж- ной политике, Центр молодежных инициатив работающей молодежи (ЦМИ), промышленные предприятия, учебные заведения, бюджетные организации |
415,0 | 852,0 | Стимулирование интеллектуальной и общественной деятельности студенчества, выработка технологий "взросления" молодежи, привлечение молодежи к участию в решении районных и городских проблем. Выявление интеллектуального потенциала подростков и молодежи. Развитие инициатив работающей молодежи |
||||||
3.2.2 | Поддержка и содействие реализации гражданских инициатив молодежи, организация конкурсов, фестивалей, совместных мероприятий, обеспечение межрегионального и международного молодежного обмена |
комитет по молодеж- ной политике, ОРОРС, ЦМИ, комитет по образованию и науке (КОН), ДМО |
219,0 | 500,0 | Развитие инициатив общественных движений через реализацию молодежных инициатив посредством социальных проектов. Формирование организационной структуры ДМО и создание системы двусторонней связи власти и общественности. Развитие межнационального уважения среди молодежи, взаимодействие между молодежью различных национальностей. Включение пермских молодежных организаций в международные и российские проекты |
||||||
3.2.3 | Гражданско- патриотическое воспитание молодежи, организация работы с молодежными патриотическими клубами и объединениями, реализация совместных проектов, проведение Дней призывника, организация фестиваля гражданского творчества среди молодежи, городских соревнований допризывной молодежи "Кубок Победы" и т.д. |
комитет по молодеж- ной политике, патриотические клубы и ДМО, учебные заведения, ОРОРС, КОН, комитет по физкультуре и спорту (КФС) |
169,0 | 260,0 | Активный обмен опытом работы по патриотическому воспитанию и развитие новых форм работы. Привлечение молодежи к активному патриотизму, сохранение традиций российского воинства, пропаганда спорта в молодежной среде. Привлечение творчества молодежи к пропаганде патриотического отношения к городу, родине, здорового образа жизни, стимулирование творчества молодых авторов, широкое освещение деятельности через СМИ |
||||||
3.2.4 | Повышение эффективности деятельности ДМО, профессионализация лидеров и расширение количества активистов ДМО, реализация проекта "Школа лидерства" |
комитет по молодеж- ной политике, ОРОРС, Пермское отделение института повышения квалификаци и работников образования (ПОИПКРО), учебные заведения, ДМО, КОН, Центр поддержки образования УЦП НГО |
346,0 | 715,1 | Создание системы воспитания общественных молодежных лидеров в г. Перми, освоение молодежью теоретических и практических знаний лидерства. Обеспечение ДМО методическими материалами по проектной культуре |
||||||
3.2.5 | Активизация молодежи через распространение в молодежной среде информации о деятельности ДМО, освещение деятельности ДМО в СМИ и т.д. |
комитет по молодеж- ной политике, пресс- служба, муниципальное учреждение "Молодежный информационный центр" (МУ МИЦ), учебные заведения, ДМО |
51,0 | 125,0 | Освещение деятельности молодежных общественных организаций. Включение отдаленных районов города в информационное молодежное пространство. Выпуск единственной в г. Перми телепередачи для молодежи. Расширение форм сотрудничества общественных и государственных структур |
||||||
3.3 | Развитие социального партнерства с религиозными организациями |
ОРОРС, религиозные организации, религиоведческие центры, преподаватели вузов, эксперты |
70,0 | 360,0 | |||||||
3.3.1 | Профессионализация участников социального партнерства по взаимодействию |
ОРОРС, Центр социальных и религиоведческих исследований, Пермский филиал Института философии и права УрО РАН |
10,0 | Повышение грамотности участников социального партнерства с религиозными организациями. Использование социального потенциала религиозных организаций для решения социальных задач. Создание условий для активного партнерства с наиболее авторитетными религиозными организациями |
|||||||
3.3.2 | Формирование экспертного сообщества по вопросам взаимодействия с религиозными НКО при реализации социального служения. Поддержка и расширение религиоведческой школы. Формирование теологического направления. Поддержка клубов, лекториев, курсов, дискуссионных площадок, других субъектов религиозной сферы - площадок для специалистов, преподавателей и иных заинтересованных в получении информации по религиозной сфере. Проведение общественных слушаний, конференций по вопросам религиозной жизни. Поддержка культурно-религиозных сообществ. Мониторинг проблем взаимодействия |
ОРОРС, эксперты, религиоведческие центры, преподаватели вузов, религиозные организации |
45,0 | 40,0 | Активизация экспертного сообщества. Формирование системности в работе просветительских и дискуссионных площадок. Повышение компетентности граждан в религиозной сфере, создание адекватных представлений о конфессиональной ситуации. Создание условий для постоянного анализа вопросов взаимодействия, профилактики напряженности межрелигиозных, межкультурных отношений |
||||||
3.3.3 | Создание технологий и поддержка социального служения в обществе наиболее авторитетных религиозных организаций, массовых конфессий |
ОРОРС, отраслевые подразделения администрации, религиозные организации |
10,0 | 200,0 | Тиражирование положительных примеров социального служения. Обеспечение потребности всех категорий граждан на свободу вероисповедания, совершения религиозных обрядов. Систематизация поддержки благотворительной деятельности религиозных организаций |
||||||
3.3.4 | Проведение мероприятий по отработке партнерства с отдельными конфессиями (религиозными организациями). Реализация общественно значимых культурно- просветительских программ и мероприятий |
ОРОРС, религиозные организации, МУК "Объединение муниципальных библиотек г. Перми "Библиотека N 32" |
90,0 | Обеспечение системности в подходе к проведению общественно значимых культурно- просветительских мероприятий и их поддержке. Содействие пропаганде духовных отечественных ценностей, формирование патриотических чувств |
|||||||
3.3.5 | Поддержка, разработка и создание технологий межрелигиозного диалога, профилактика экстремистских проявлений, повышение устойчивости к религиозным конфликтам |
ОРОРС, Межконфессиональный консультативный комитет (МКК), религиозные организации |
15,0 | 20,0 | Профилактика различных видов экстремизма и противодействия им. Содействие развитию взаимопонимания, веротерпимости, религиозной толерантности. Развитие новых технологий диалога |
||||||
3.4 | Развитие национальных отношений |
ОРОРС, отраслевые подразделения администрации, национально- культурные общественные объединения, НКО, ОТОС города |
250,0 | 700,0 | |||||||
3.4.1 | Создание условий для возрождения, сохранения и развития национальных культур, обычаев и традиций, языка, национальных видов спорта, народных промыслов и ремесел и т.д.) посредством поддержки деятельности национально- культурных объединений, общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления в сфере национальных отношений |
ОРОРС, отраслевые подразделения администрации, национально- культурные общественные организации |
200,0 | 500,0 | Обеспечение свободного, равноправного развития национальных культур, представленных на территории города; соблюдение прав граждан на национальную самоидентификацию, удовлетворение потребностей населения в сфере национальных отношений, поддержание социальной стабильности |
||||||
3.4.2 | Развитие эффективных форм межэтнического диалога и гармонизация межнациональных отношений на территории города, формирование толерантности, противодействие национализму, экстремизму, ксенофобии; обмен опытом работы в этом направлении с органами государственной власти, местного самоуправления, экспертами, общественными объединениями, бизнес-структурами путем совершенствования практики проведения семинаров, тренингов, общественных слушаний, совместных акций, реализации партнерских проектов и др. |
ОРОРС, отраслевые подразделения администрации, национально- культурные общественные организации, фонд "Нанук", Пермская региональная общественная организация содействия развитию культуры (ПРОО СРК) "Дом Дружбы", СТОСМ "Гайва", "Чапаевский", "Заостровка" ученые, эксперты российских и международных НКО |
10,0 | 200,0 | Снижение межнациональной напряженности на территории города, формирование навыков мирного проживания граждан различной национальности посредством вовлечения их в совместное решение проблем, дальнейшее развитие эффективного социального партнерства в сфере развития национальных отношений, снижение количества фактов проявления экстремизма, национализма, ксенофобии |
||||||
3.4.3 | Формирование эффективной системы информационного и аналитического обеспечения управленческой деятельности в сфере регулирования национальных отношений посредством привлечения представителей научного и экспертного сообществ, проведения научно- практических конференций, научных исследований, осуществления мониторинга этносоциальных и этнополитических процессов на территории города, создания баз данных, информационно- аналитических центров и т.д. |
ОРОРС, ученые, эксперты российских и международных НКО, национально- культурные ОО, МУК "Объединение муниципальных библиотек "Библиотека N 32", члены координационного совета по национальным вопросам при администрации г. Перми |
30,0 | Принятие грамотных управленческих решений в сфере национальных отношений на основе научно обоснованных данных, анализа и прогноза развития этносоциальных и этнополитических процессов на территории города; выработка, совместно с научным и экспертным сообществом, основных направлений политики администрации города в сфере национальных отношений; повышение качества информационного и аналитического обеспечения управленческой деятельности путем использования новых информационных технологий |
|||||||
3.4.4 | Совершенствование системы повышения теоретических и практических знаний и навыков специалистов органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, представителей общественных объединений, в том числе национально- культурных, путем проведения обучающих семинаров, тренингов, лекций, коллективного и индивидуального консультирования и т.д. |
ОРОРС, ученые, специалисты- практики по соответствующему направлению |
10,0 | Повышение уровня теоретических и практических знаний и навыков специалистов органов МСУ, МУ, лидеров национально- культурных ОО с учетом новейших тенденций развития национальных отношений; улучшение качества разработки и реализации совместных проектов, навыков выстраивания партнерских отношений |
|||||||
3.4.5 | Оказание содействия специалистам органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций, представителям национально- культурных объединений и общественных объединений, работающих в сфере национальных отношений, в проведении мероприятий, разработке уставных и программных документов посредством проведения консультирования по правовым, финансовым и организационным вопросам, обеспечения методическими пособиями, материалами и информацией в сфере развития национальных отношений |
ОРОРС, отраслевые подразделения администрации города, ПРОО СРК "Дом Дружбы", Региональная национально- культурная автономия (РНКА) татар и башкир Пермской области, Национально- культурная автономия (НКА) татар г. Перми |
Повышение качества управленческой и организационной деятельности специалистов МСУ, МУ, представителей общественных объединений в сфере национальных отношений; создание системы методического сопровождения финансового и правового консультирования, сбора и обмена информацией, обеспечивающей эффективную деятельность в этом направлении |
||||||||
3.5 | Развитие территориального общественного самоуправления |
ОРОРС, отраслевые подразделения администрации, ОТОС города |
260,0 | 2282,9 | |||||||
3.5.1 | Совершенствование нормативно- правовой базы деятельности ОТОС, передачи полномочий ОТОС, разработка механизма участия ОТОС в подготовке и обсуждении проектов нормативных актов по основным проблемам города |
ОРОРС, отраслевые подразделения администрации города, ОТОС города |
60,0 | 260,0 | Расширение социальной базы жителей, участвующих в обсуждении проектов нормативных актов. Повышение эффективности работы ОТОС по использованию ресурсов своих территорий для решения социально- экономических проблем микрорайонов |
||||||
3.5.2 | Профессионализация лидеров и актива ОТОС, обеспечение работы Лиги ОТОС города |
ОРОРС, ОТОС города, Некоммерческое партнерство "Центр развития общественного самоуправления" (ЦРОС), Региональная автономная некоммерческая организация "Информационно- ресурсный центр (РАНО ИРЦ) "Усадьба" |
120,0 | 760,0 | Повышение профессионального уровня лидеров и актива ТОС, знакомство с передовыми технологиями работы с населением, внедрение передового опыта в практику ТОС |
||||||
3.5.3 | Ресурсная поддержка проведения сходов, собраний жителей, конференций представителей, а также организации и обеспечения деятельности ОТОС |
ОРОРС, НП ЦРОС, РАНО ИРЦ "Усадьба" |
30,0 | Улучшение информированности жителей микрорайонов о деятельности ОТОС, улучшение материальной базы ОТОС |
|||||||
3.5.4 | Активизация самоуправления дворов, домов и подъездов. Разработка технологий, создание механизмов обеспечения поддержки, взаимодействия и участия в принятии управленческих решений |
ОРОРС, НП ЦРОС, ОТОС "Бумажник", Центр "Согласие" |
25,0 | 577,9 | Повышение статуса ОТОС, расширение актива ТОС, повышение эффективности деятельности ТОС |
||||||
3.5.5 | Разработка и внедрение стратегии развития микрорайона через активизацию ТОС, жителей и партнерство |
ОРОРС, НП ЦРОС, ОТОС "Светлый", Центр "Согласие", Фонд "Институт экономики города" (г. Москва) |
25,0 | 685,0 | |||||||
Итого | Всего, из них: - бюджет города - областной бюджет - федеральный бюджет - внебюджетные средства |
73700,0: 56700,0 17000,0 |
7840,0: 6000,0 500,0 30,0 1310,0 |
9180,0 +30% |
11220,0 +30% |
13700,0 +30% |
16600,0 +30% |
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение
Правовой базой программы являются:
Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 28.12.2004); Закон Российской Федерации "О национально-культурной автономии" от 17.06.96 N 74-ФЗ (в редакции от 22.08.2004); Закон Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.97 N 125-ФЗ (в редакции от 29.06.2004); Закон Российской Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.95 N 98-ФЗ (в редакции от 22.08.2004); Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" от 03.06.93 N 5090-1; Закон Пермской области "Об основах взаимодействия органов государственной власти Пермской области и негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальной политики" от 01.09.2004 N 1568-316; Закон Пермской области "О территориальном общественном самоуправлении в Пермской области" от 05.11.2001 N 1850-325 (в редакции от 14.06.2002); Закон Пермской области "О государственной молодежной политике в Пермской области" от 19.10.98 N 253-28; Закон Пермской области "О государственном социальном заказе в Пермской области" от 06.10.2000 N 1141-166; решение Пермской городской Думы "Об утверждении нормативных актов, регулирующих территориальное общественное самоуправление в г. Перми", от 20.06.2000 N 73; решение Пермской городской Думы "Об утверждении Положения "О социальном заказе" от 21.09.99 N 103; решение Пермской городской Думы "Об основных направлениях социально-экономического развития города Перми на среднесрочную перспективу (2004 - 2006 гг.)" от 23.03.2004 N 27; Постановление Главы города "О проведении ежегодного городского конкурса социально значимых проектов "Общественные инициативы" от 11.03.2001 N 186.
Мероприятия программы соотнесены с направлениями реализации региональных программ: "Областная целевая программа развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2004 - 2008 годы", "Областная целевая программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002 - 2006 годы", "Областная целевая программа "Молодежь Прикамья" на 2002 - 2005 годы".
Решением Пермской городской Думы от 25 декабря 2007 г. N 320 в пункт 4.2 настоящего приложения внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 25 октября 2007 г.
4.2. Организация управления реализацией программы
Муниципальный заказчик за счет средств бюджета города обеспечивает финансирование мероприятий программы в установленном порядке, осуществляет контроль хода реализации программы и целевого использования бюджетных средств.
Координатор и руководитель программы осуществляют полномочия по реализации программы в соответствии с Регламентом взаимодействия управления общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми и администрации города Перми по реализации городской целевой программы "Общественное участие" на 2005 - 2009 годы.
Руководитель программы разрабатывает и утверждает механизм реализации программы, определяет исполнителей, координирует работу ответственных исполнителей, заключает договоры с исполнителями и участниками программных мероприятий и несет персональную ответственность за достижение целей программы и эффективное использование средств бюджета города. Руководитель программы в установленном порядке обеспечивает предоставление информации о ходе реализации программы, отчитывается (при необходимости) перед Главой города и Пермской городской Думой. Для осуществления финансового, статистического, информационного анализа он имеет право запрашивать любую информацию в рамках осуществления своих полномочий у всех участников программы.
При реализации пункта 3.5 "Система программных мероприятий" графы 3.2 "Молодежь: активное участие в общественной жизни. Воспитание патриотизма" исполнителем с функцией руководителя определен председатель комитета по молодежной политике администрации города Перми. Председатель комитета по молодежной политике администрации города Перми определяет механизм реализации подпрограммы, определяет исполнителей, заключает договоры с исполнителями и участниками подпрограммных мероприятий и несет персональную ответственность за достижение целей подпрограммы и эффективное использование средств бюджета.
При реализации районных подпрограмм исполнителями с функциями руководителей районных подпрограмм определены главы администраций районов. Глава администрации района определяет механизм реализации подпрограммы, определяет исполнителей, заключает договоры с исполнителями и участниками подпрограммных мероприятий и несет персональную ответственность за достижение целей подпрограммы и эффективное использование средств бюджета.
Все участники программы несут ответственность за целевое использование выделенных финансовых средств, предоставление своевременной и полной информации о ходе выполнения мероприятий.
Координацию реализации программных мероприятий, консультативно-аналитические функции осуществляет координационный совет по реализации программы (далее - координационный совет). В состав координационного совета входят координатор и руководитель программы, депутаты Пермской городской Думы, должностные лица аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми, администрации города, представители некоммерческих организаций, эксперты. Положение и состав координационного совета утверждаются постановлением Главы города Перми. Ход выполнения программы, с учетом внесенных корректировок, рассматривается на заседании Пермской городской Думы по итогам очередного финансового года.
Финансирование программы производится департаментом финансов через счета исполнителей программы (распорядителей кредитов), на основании представленных заявок (годовой, квартальных), согласованных с руководителем программы.
Основным механизмом реализации программы является утверждение и реализация ежегодных планов выполнения программных мероприятий. Ежегодные планы выполнения программных мероприятий утверждаются координационным советом. В процессе реализации программы регулярно оценивается степень достижения цели, актуальность мероприятий, потребность в бюджетном финансировании; вносятся предложения о необходимости корректировки мероприятий программы (при изменении внешних или внутренних условий) и административных документов, связанных с ее реализацией. Этим гарантируется постоянное обновление программы и стимулируется ее реализация.
4.3. Ресурсное обеспечение программы
В качестве ресурсов, привлекаемых для реализации программы, будут использованы средства:
- бюджета города,
- федерального и областного бюджетов через участие в федеральных и областных программах,
- внебюджетных источников: спонсорских и благотворительных средств бизнеса, трудовых, материальных и финансовых средств НКО на основе договоров.
Объем необходимых средств, тыс. руб. |
На весь период |
В том числе по годам | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||
Всего | 73700,0 | 7840,0 | ||||
в т.ч.: - бюджет города |
56700,0 |
6000,0 |
9180,0 |
11220,0 |
13700,0 |
16600,0 |
- областной бюджет | 500,0 | |||||
- федеральный бюджет | 30,0 | |||||
- внебюджетные средства | 17000,0 | 1310,0 | +30% | +30% | +30% | +30% |
4.4. Ожидаемый социальный, экономический эффект
В результате реализации программы "Общественное участие" будет получен эффект:
Ожидаемый социальный эффект |
Оценочный показатель |
Изменение оценочного показателя | Источник получения информации |
||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||
Увеличение охвата населения, в том числе молодежи, конструктивной деятельностью |
Рост числа членов действующих НКО, в том числе ДМО, рост числа общественных формирований |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
Органы регистрации юридических лиц (управление юстиции, налоговые службы), отчеты реализации проектов конкурсов |
Повышение стабильности в обществе, снижение социальной напряженности |
Отсутствие роста конфликтов и акций протеста. Рост цивилизованных технологий разрешения конфликта интересов |
0% на 2% |
0% на 2% |
0% на 2% |
0% на 2% |
0% на 2% |
Статистические данные департамента общественных отношений. Мониторинг прессы |
Рост инвестиционной привлекательности города |
Увеличение числа иностранных контактов. Увеличение объема сторонних инвестиций (российских и иностранных) в социальную сферу города |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
Статистические данные отдела международных связей, консультации |
Рост доверия ОТОС и НКО к органам МСУ |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
Анкетирование НКО |
|
Динамичность развития НКО, сетей и демократических технологий |
Количество интеграционных проектов, количество демонстрируемых инновационных технологий |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
Статистические данные отчетов |
Расширение участия "третьего сектора" в решении социальных проблем города через дальнейшее внедрение механизмов социального заказа и конкурсного распределения средств городского бюджета |
Количество проектов |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
Статистические данные ОРОРС |
Эффективность использования бюджетных средств |
Средства, привлеченные органами ТОС и по итогам реализации конкурсных проектов |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
+ от 3 до 5% |
Отчеты ОТОС по договорам, отчеты по реализованным проектам городского конкурса |
Усиление влияния населения в процессах использования бюджетных средств территорий, адресного решения социальных вопросов, разработки целевых программ территорий, правовых актов |
Увеличение количества публичных и общественных слушаний |
Статистические данные исполнителей программы |
Кроме этого, планируется разработать критерии мониторинга, оценки результатов и социального эффекта, провести опрос НКО и ОТОС.
Прогнозируемое изменение показателей должно способствовать повышению активности населения в деятельности по улучшению качества жизни, консолидации городского сообщества, формированию культуры социального партнерства, позволяющего обеспечить устойчивое развитие города, более эффективное решение проблем города.
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Решение Пермской городской Думы от 22 февраля 2005 г. N 31 "Об утверждении городской целевой программы "Общественное... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.