Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Пермского края
от 23 марта 2009 г. N 165-п
Программа
дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году
(утв. постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2009 г. N 165-п)
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году (далее - Программа) |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти края |
Агентство по занятости населения Пермского края |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Участники Программы |
Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, организации Пермского края, работники организаций, находящиеся под риском увольнения, незанятое население, безработные |
Срок реализации Программы |
2009 год |
Этапы Программы |
1 этап - февраль-апрель 2009 г. - подготовка к реализации мероприятий Программы; 2 этап - май-декабрь 2009 г. - реализация мероприятий Программы |
Цель Программы |
Снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы |
Задачи Программы |
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест 3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения края |
Основные мероприятия Программы |
1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. 4. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 902,1 млн. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 819,9 млн. рублей; средства бюджета Пермского края - 82,1 млн. рублей |
Целевой показатель Программы |
Сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне 2,3 % (к численности экономически активного населения края) на конец 2009 года |
Показатели результативности Программы |
Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 6,3 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения; создание не менее 31,9 тысячи временных рабочих мест в рамках организации общественных работ и временного трудоустройства для 41,1 тысячи работников, находящихся под риском увольнения, незанятых и безработных граждан; создание не менее 963 новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства и самозанятости; оказание адресной финансовой поддержки не менее 500 жителям края, переехавшим в другую местность для замещения рабочих мест |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы |
Управление реализацией Программы осуществляет Агентство по занятости населения Пермского края на основе постоянного взаимодействия с исполнителями мероприятий Программы согласно приложению 2 и Федеральной службой по труду и занятости. Агентство по занятости населения Пермского края ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет: в Правительство Пермского края отчет о ходе реализации Программы; в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах субсидий из федерального бюджета краевому бюджету Пермского края на реализацию мер по поддержке рынка труда по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России. Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Правительство Пермского края |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
2.1. Анализ текущей ситуации на рынке труда Пермского края
В 4 квартале 2008 года и январе текущего года на рынке труда Пермского края наметился целый ряд негативных тенденций, свидетельствующих об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности.
2.1.1. Высвобождение работающих из экономики
В соответствии с уведомлениями, полученными государственными учреждениями центрами занятости населения городов и районов (далее - ГУ ЦЗН) от организаций Пермского края, в течение января-декабря 2008 года из организаций региона были высвобождены 13,8 тыс. работающих.
Начиная с октября 2008 года, организации резко усилили активность, связанную с сокращением штатов, реорганизацией или ликвидацией (на основании пунктов 1 и 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации):
в январе 2009 года предполагается высвободить 3918 чел. (на 15,4 % выше декабря 2008 г. и в 2,8 раза выше соответствующего показателя января 2008 г.), в том числе в крупных городах: г. Перми - 637 чел., г. Кудымкаре - 515 чел., г. Березники - 514 чел., г. Краснокамске - 412 чел;
в феврале 2009 года, по полученным сведениям, объемы высвобождений возрастут и составят 4265 чел. (на 8,9 % выше января и в 4,4 раза выше февраля 2008 г.), в том числе в г. Перми - 1364 чел., г. Чайковском - 486 чел., г. Краснокамске - 448 чел., г. Лысьве - 244 чел., Нытвенском районе - 230 чел., Очерском районе - 167 чел., Александровском районе - 151 чел.
Кроме того, уже получены уведомления о планируемых в марте высвобождениях в количестве 805 чел., в т.ч. в г. Перми - 265 чел., г. Лысьве - 175 чел., Гремячинском муниципальном районе - 134 чел.
Общая численность работников, получивших предупреждения о возможном высвобождении в январе-марте 2009 года, составляет 9008 чел. (в 3,0 раза выше аналогичного периода 2008 г.).
Наибольший объем высвобождений придется в ближайшие месяцы на обрабатывающие производства (3871 чел.), в т.ч. производство целлюлозы, бумаги и изделий из них (838 чел.), производство электрических машин и оборудования (769 чел.), химическое производство (647 чел.), металлургическое производство (394 чел.), производство машин и оборудования (286 чел.), а также на отрасли бюджетной сферы и государственного управления (здравоохранение - 1334 чел., образование - 988 чел.).
2.1.2. Массовые высвобождения и неполная занятость
С октября 2008 года Агентством по занятости населения Пермского края (далее - Агентство) осуществляется ежемесячный мониторинг массовых увольнений и неполной занятости работников в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. N 682.
По состоянию на 28 января 2009 года массовые высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также введение режимов неполного рабочего времени, временная приостановка работы (простой) и предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы отмечены в организациях 22-х муниципальных образований Пермского края (из 48-ми):
город Пермь - 34 организации;
Лысьвенский муниципальный район - 9 организаций;
Чусовской муниципальный район - 9 организаций;
город Соликамск - 8 организаций;
Верещагинский, Чайковский, Чернушинский муниципальные районы - по 6 организаций;
Александровский, Горнозаводский, Краснокамский муниципальные районы - по 4 организации;
Очерский и Частинский муниципальные районы - по 3 организации;
город Березники, город Кунгур, Гремячинский, Красновишерский, Куединский, Косинский, Кочевский, Октябрьский, Ординский, Пермский муниципальные районы - по 1 - 2 организации.
В краевой перечень организаций, заявивших о планируемом массовом высвобождении работников, а также о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое) и предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы, по состоянию на 28 января т.г., входят 109 организаций.
Из них:
6 - градообразующие предприятия;
47 - организации обрабатывающих производств;
13 - организации бюджетной сферы.
Общая численность работающих на вошедших в перечень организациях составила 97576 чел., к увольнению планируется 5925 чел., из них на градообразующих предприятиях - 1192 чел. (7,5 % среднесписочной численности).
Наиболее значительные высвобождения ожидаются в следующих организациях Пермского края:
ОАО "ЦБК "Кама" - 810 чел. (градообразующее);
ООО "Камский кабель" - 730 чел.;
ООО МЗ "Камасталь" - 500 чел.;
ООО "Уралоргсинтез" - 484 чел. (градообразующее);
ОАО "Кунгурский машзавод" - 325 чел.;
ОАО "Лысьвенский металлургический завод" - 290 чел. (градообразующее);
МУЗ ЦРБ Октябрьского района - 224 чел.;
ОАО "Чусовской металлургический завод" - 268 чел. (градообразующее);
ОАО "Галоген" - 206 чел.;
ОАО "Бератон" - 206 чел.;
ООО "Технология-сервис" - 141 чел.;
ООО "Метил -М" - 130 чел.;
ОАО "Пермский маргариновый завод" - 129 чел.;
ЗАО "Сибур-химпром" - 114 чел.;
ОАО "Александровский машиностроительный завод" - 116 чел. (градообразующее);
ОАО "Уралалмаз" - 107 чел. (градообразующее).
Из числа работников, предполагаемых к увольнению:
1024 чел. (17,3 %) уже уволены, в т.ч.
491 чел. (47,9 % от численности уволенных) трудоустроены, из них:
284 чел. - в своих организациях,
266 чел. оформлена трудовая пенсия по старости,
407 чел. обратились в ГУ ЦЗН, в т.ч.
147 чел. признаны безработными.
Информацию о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое) и предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы представили 86 организаций:
численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, составляет 8873 чел. (9,1 % общей численности работников вошедших в перечень организаций);
численность работников, работающих неполное рабочее время, составляет 30235 чел. (31,0 %);
численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе работодателей, составляет 462 чел. (0,5 %).
2.1.3. Задолженность по выплате заработной платы
По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 01 января 2009 года, в целом по краю суммарная задолженность составила 70,9 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с 01 декабря 2008 года на 28,5 млн. рублей.
Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, составила 7,1 тыс. человек.
Наибольший объем просроченной задолженности по заработной плате приходится на обрабатывающие производства (71,4 % от общей суммы задолженности), сельское хозяйство (21,8 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (3,5 %), строительство (2,6 %).
Размер просроченной задолженности по заработной плате составляет 167,4 % месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности, то есть имеет тенденцию к росту (01 декабря - 117,9 %). В расчете на одного работника сумма просроченной задолженности сложилась в размере 9976 рублей.
2.1.4. Состояние регистрируемого рынка труда
В период с 2005 г. по ноябрь 2008 г. состояние регистрируемого рынка труда Пермского края было достаточно стабильным. Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в установленном порядке в органах службы занятости, колебалась в пределах 20 - 22 тыс. человек. Однако в декабре 2008 года произошел резкий "скачок" численности безработных (+6.9 тыс. чел.), который специалисты краевой службы занятости связывают, кроме нарастания кризисных явлений в экономике, с ожидаемым ростом привлекательности условий предоставления госуслуги по осуществлению социальных выплат безработным (рис. 1).
Рис. 1. Динамика численности зарегистрированных безработных в Пермском крае в 2005 - 2008 годах (в среднем за год)
"Рис. 1. Динамика численности зарегистрированных безработных в Пермском крае в 2005 - 2008 годах (в среднем за год)"
В начале 2009 года обострение ситуации на регистрируемом рынке труда региона продолжилось. По данным оперативной отчетности, по состоянию на 28 января 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в ГУ ЦЗН Пермского края, составила 32285 человек. За два с половиной месяца (с 01 ноября 2008 г.) численность безработных увеличилась на 13934 чел. (+75,9 %), а уровень безработицы возрос с 1,3 до 2,1 % к численности экономически активного населения.
При наложении данной тенденции на ожидаемый рост обращаемости высвобожденных работников общая численность граждан, обращающихся в ГУ ЦЗН в целях поиска работы, может возрасти уже в 1 квартале 2009 года.
С другой стороны, в последние месяцы отмечается резкое сокращение потребности в работниках, заявленных работодателями в ГУ ЦЗН, - с 19,7 тыс. ед. (на 01.11.2008) до 6,7 тыс. ед. (на 28.01.2009), то есть в 2,9 раза. Соответственно, напряженность регистрируемого рынка труда выросла за этот период с 0,9 до 4,8 безработных в расчете на 1 вакансию, то есть более чем в пять раз. Это самым неблагоприятным образом сказывается на показателях трудоустройства обратившихся, а значит, является дополнительным фактором роста численности безработных.
2.2. Прогноз на 2009 год
2.2.1. Динамика спроса на рабочую силу
По оценкам департамента экономического развития Аппарата Правительства Пермского края, масштабы высвобождения работников по инициативе работодателей из экономики региона в 2009 году могут составить 30 - 50 тыс. человек, или 2 - 3 % от численности занятого населения, то есть окажутся в 3 - 4 раза выше сложившихся в последние годы объемов. Не меньший объем, то есть около 50 тыс. человек, составит сокращение численности работающих по другим причинам (увольнение по собственному желанию, расторжение контрактов по соглашению сторон и т.д.).
По отраслям экономики основной объем высвобождений придется на обрабатывающие производства (40 тыс. чел.), торговлю (20 тыс. чел.), транспорт и связь (20 тыс. чел.), строительство (12 тыс. чел.).
По профессионально-квалификационным группам высвобождения больше всего затронут административно-управленческий персонал, служащих (30 - 50 % общей численности высвобожденных) и неквалифицированных рабочих (20 - 30 %).
С другой стороны, в результате реализации ряда федеральных, краевых и муниципальных программ и проектов в отдельных видах деятельности и территориях будет создано ориентировочно 16,0 тыс. рабочих мест, однако, это количество не сможет компенсировать прогнозируемых масштабов снижения спроса на рабочую силу в результате кризисных явлений в экономике.
Прогнозный баланс движения численности занятого населения Пермского края в 2009 году по видам экономической деятельности приведен в приложении 1 к Программе.
В случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке спроса экономики Пермского края на рабочую силу в 2009 году прогнозируется заметное ухудшение показателей занятости и общей безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ)) - среднегодовая численность занятых в экономике (эффективный спрос на рабочую силу) сократится до 1280-1240 тыс. чел., что соответствует уровню занятости 60 % и менее. Соответственно, общая численность безработных может возрасти до 130 - 150 тыс. чел., а уровень общей безработицы - до 9 - 10 % к численности экономически активного населения (август 2008 г. - 109 тыс. человек и 7,5 % соответственно).
2.2.2. Перспективы развития регистрируемого рынка труда
Деятельность краевой службы занятости населения по реализации переданных полномочий осуществляется на основе указа губернатора Пермского края от 25 июля 2007 г. N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007 - 2010 годы", а также ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Пермского края на 2009 - 2011 годы", утвержденной приказом Агентства от 05 декабря 2008 г. N 126/1.
В соответствии с утвержденными целевыми показателями деятельности Агентства в рамках реализации переданных полномочий, финансируемых за счет субвенции федерального бюджета, на 2009 год планировалось:
обеспечить обращение в ГУ ЦЗН за содействием в поиске работы не менее 120 тыс. человек;
оказать содействие в трудоустройстве не менее 90,0 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - не менее 20,8 тыс. человек;
направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 6,2 тыс. человек;
выдать предложения на оформление пенсии по возрасту досрочно 1,0 тыс. безработных граждан;
поддерживать численность зарегистрированных в установленном порядке безработных не более 24,0 тыс. человек (в среднегодовом исчислении);
обеспечить поддержание регистрируемой безработицы в целом по краю на уровне 1,5 - 1,7 %.
В целом за счет реализации переданных полномочий государственные услуги в сфере содействия занятости должны получить не менее 300,0 тысяч жителей Пермского края.
Однако в связи с неблагоприятным прогнозом развития ситуации в экономике и на рынке труда края численность незанятых граждан, которые могут обратиться за получением государственных услуг в ГУ ЦЗН, может резко возрасти и составить от 200 до 250 тыс. человек (рост в 2 раза по сравнению с 2008 г.), что на фоне выраженного ухудшения возможностей трудоустройства может вызвать стремительный рост численности безработных (до 50 - 70 тыс. чел. в среднемесячном исчислении) и уровня безработицы (до 3,5 - 5,0 % к численности экономически активного населения (далее - ЭАН)). В моноэкономических поселениях, на отдаленных и в депрессивных территориях уровень безработицы может достигать 20 - 30 %, что влечет за собой угрозу социальных катаклизмов.
2.3. Основные направления стабилизации ситуации на рынке труда
Для предотвращения негативного развития ситуации на рынке труда Пермского края, вызванного последствиями мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края, работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Пермского края (далее - работодатели). Инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных сторон к улучшению ситуации на рынке труда Пермского края является данная Программа. Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как в своей организации (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и в других организациях по месту проживания или с переездом в другую местность;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив безработных граждан будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в трудоизбыточных территориях необходимо создание временных рабочих мест для значительного количества проживающих в них длительно незанятых граждан;
развитие территориальной трудовой мобильности населения Пермского края. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории Пермского края будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала Пермского края до периода устранения негативных экономических тенденций. В 2009 году кадровая потребность стратегических инвестиционных проектов Пермского края составляет не менее 5 тыс. человек, кадровая потребность инвестиционных проектов, реализуемых на уровне муниципальных образований, - 8 - 10 тыс. человек. В рамках реализации инвестиционных проектов существует острая потребность организаций в квалифицированных рабочих кадрах, таких, как станочники, наладчики, слесари-ремонтники, каменщики, монтажники, отделочники на строительных работах, сварщики, водители, машинисты подвижного оборудования, машинисты бульдозеров, машинисты экскаваторов, слесари-ремонтники, обработчики древесины, электромонтеры, а также специалисты инженерно-технического состава. В рамках создания новых прорывных продуктов в двигателестроении (ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "Авиадвигатель") будут востребованы высококвалифицированные специалисты инженерного состава.
2.3.1. Регулирование трудовой миграции
Регулирование трудовой миграции может стать дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения края.
В 2008 году Пермскому краю определена квота на привлечение иностранных работников в размере 21151 чел., в том числе для визовых стран - 6663 чел., для безвизовых стран (СНГ) - 14488 чел.
По данным Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю, в течение года получили разрешение на работу в регионе 19391 чел., выполнение квоты составило 91,7 %, в том числе 2655 граждан из визовых стран (39,8 % от квоты) и 16736 граждан из стран СНГ (115,5 % квоты).
Таким образом, общие объемы привлечения в регион иностранной рабочей силы не превышают 1,5 % от численности занятого населения Пермского края, то есть не оказывают существенного влияния на объем предложения рабочей силы.
Политика привлечения трудовых ресурсов в Пермском крае предполагает в 2009 году приоритетное использование труда отечественных работников. В целях сокращения численности привлекаемых иностранных работников органами службы занятости будет проводиться работа по замещению отечественными работниками рабочих мест, планируемых организациями для иностранной рабочей силы. Данная работа является адресной, учитывающей экономические и социальные последствия, особенности привлечения иностранной рабочей силы (страна происхождения, категория, квалификация иностранных работников, привлечение инвестиций и др.)
С учетом сложившейся ситуации на рынке труда Пермского края планируется дополнительное снижение на 38 % (с 28,9 тыс. чел. до 18,0 тыс. чел.) объема привлечения иностранной рабочей силы, в первую очередь за счет снижения использования иностранных работников в строительстве и лесозаготовках.
2.3.2. Угрозы и риски
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения ситуации на рынке труда могут стать:
несистемное решение стоящих задач в области занятости, нескоординированные усилия исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края;
неэффективное расходование средств бюджетов всех уровней бюджетной системы, привлечение незначительных средств из внебюджетных источников для решения проблем с занятостью высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников;
рост напряженности на рынке труда Пермского края.
Вместе с тем на процесс реализации Программы могут повлиять внешние факторы:
изменение законодательства, ухудшающее ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда по сравнению с действующим законодательством;
бюджетное недофинансирование разработанной Программы.
III. Цель и задачи программы
3.1. Целью Программы является: снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы.
3.2. Для реализации указанной цели предусмотрено решение следующих задач:
3.2.1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
3.2.2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3.2.3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения.
IV. Сроки и этапы реализации программы
4.1. Срок реализации Программы: 2009 год
4.2. Реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа:
1 этап - февраль - апрель 2009 г. - подготовка к реализации мероприятий Программы. В этот период будут разработаны и утверждены предусмотренные Программой нормативные правовые акты, информационная кампания с привлечением региональных СМИ, обучение исполнителей Программы.
2 этап - май-декабрь 2009 г. - реализация мероприятий Программы.
V. Система мероприятий программы
Система мероприятий приведена в приложении 2 к Программе.
5.1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения
В рамках данной задачи предполагается организация опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
Участниками мероприятия будут являться:
организации, вошедшие в мониторинг массовых высвобождений и выразившие готовность переобучить высвобождаемых работников под имеющиеся вакансии;
организации - потенциальные работодатели, предполагающие увеличить спрос на рабочую силу под создаваемые рабочие места и включенные в приложение 1 к Программе;
организации, отказавшиеся от привлечения иностранных трудовых мигрантов и готовые заместить возникшие в связи с этим вакансии национальными кадрами.
Перечень организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие, направления и объемы профессионального обучения и последующего трудоустройства в разрезе профессий, а также учебные заведения - потенциальные участники мероприятия приведены в приложении 3 и приложении 9 к Программе. Для оперативного реагирования на изменение потребности предусмотрен резерв финансовых средств.
5.2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест
В рамках данной задачи предусмотрены мероприятия:
Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
Общественные работы и временное трудоустройство будут организованы в организациях и на социально значимых объектах муниципальных образований края. Приоритетными категориями участников будут:
работники включенных в мониторинг организаций, находящиеся под риском увольнения;
незанятые и безработные граждане, проживающие в моноэкономических и трудоизбыточных территориях;
выпускники образовательных учреждений системы профессионального образования, испытывающие трудности в поиске работы (преимущественно по специальностям экономического и гуманитарного профиля).
Приоритетными направлениями общественных работ и временного трудоустройства будут являться благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт автомобильных дорог, социальное обслуживание населения Пермского края. Перечень муниципальных образований, организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие, направления и объемы общественных работ и временного трудоустройства приведены в приложении 4 к Программе. Для оперативного реагирования на изменение потребности предусмотрен резерв финансовых средств.
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Мероприятие предусматривает оказание участникам организационной и финансовой поддержки при организации собственного дела. Численность участников мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" по муниципальным образованиям Пермского края приведена в приложении 5 к Программе и установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией или сокращением, рейтинга территорий Пермского края по уровню развития и поддержки малого бизнеса (предпринимательский потенциал, качество мер поддержки). Для оперативного реагирования на изменение потребности предусмотрен резерв финансовых средств.
Основными направлениями деятельности потенциальных участников мероприятия будут являться:
производство товарной сельхозпродукции;
переработка сельхозпродукции и продукции лесопользования;
оказание услуг.
Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
В рамках данной задачи предусмотрена реализация мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства на работу постоянного и временного характера. Основными работодателями для переезда граждан являются организации, реализующие инвестиционные проекты на территории края и включенные в приложение 1 к Программе. Также к реализации мероприятий Программы будут привлечены подрядные организации, выигравшие необходимые тендеры на участие в реализации инвестиционных проектов в текущем году. Численность участников мероприятия по муниципальным образованиям Пермского края и направления их переезда приведены в приложении 6 к Программе. Для оперативного реагирования на изменение потребности предусмотрен резерв финансовых средств.
VI. Механизм реализации мероприятий программы и контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Пермского края, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Агентство.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность и профессиональный состав участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления и виды работ) могут корректироваться в зависимости от экономической ситуации в организациях и изменения ситуации на рынке труда муниципальных образований Пермского края.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных в бюджет Пермского края на лицевой счет администратора доходов - Агентства. Порядок определения и корректировки параметров мероприятий Программы, а также расходования средств (распределение и перераспределение средств между организациями) на их реализацию устанавливает Правительство Пермского края.
Объем расходов бюджета Пермского края (далее - средства бюджета Пермского края) на реализацию мероприятий Программы утвержден Законом Пермского края от 26.02.2009 N 394-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края от 23 декабря 2008 г. N 374-ПК "О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и состоит из средств, получаемых бюджетом Пермского края из федерального бюджета в виде субсидии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", и средств бюджета Пермского края.
Средства бюджета Пермского края предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Пермского края, главному распорядителю средств бюджета Пермского края - Агентству.
Реализация мероприятия "Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)" осуществляется на основании договоров, заключенных между ГУ ЦЗН и работодателями. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, выбранных работодателями, на основании договоров между ними.
Получателями средств бюджета Пермского края и ответственными за реализацию мероприятия являются ГУ ЦЗН Пермского края.
Расходование средств бюджета Пермского края производится на основании договоров, заключаемых между ГУ ЦЗН и работодателями, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных главным распорядителем средств Пермского края - Агентством.
Отбор работодателей для проведения опережающего обучения работников осуществляется межведомственной комиссией, созданной при Агентстве, по критериям, утверждаемым Правительством Пермского края, по мере поступления заявок работодателей на проведение опережающего обучения.
В смету затрат на опережающее профессиональное обучение, представляемую работодателем, включаются затраты, связанные непосредственно с опережающим профессиональным обучением (образовательными услугами), в том числе:
оплата труда педагогических работников образовательных учреждений, специалистов организаций, непосредственно осуществляющих теоретическое и производственное обучение, исходя из количества часов, определяемых образовательными программами;
оплата труда членов квалификационных комиссий по аттестации граждан, завершивших профессиональное обучение;
расходы на аренду необходимых для проведения опережающего профессионального обучения учебно-производственных площадей, приобретение оборудования, других материальных ресурсов.
Возмещение затрат работодателю за опережающее профессиональное обучение работников производится в размере фактически произведенных расходов в соответствии с договором на опережающее профессиональное обучение между работодателем и учебным заведением.
Для возмещения затрат работодатель представляет в ГУ ЦЗН населения утвержденный постановлением Правительства Пермского края пакет документов. Предусматривается возможность возмещения затрат на промежуточных этапах обучения за фактически выполненную работу.
Реализация мероприятия "Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения" осуществляется путем создания:
временных рабочих мест для организации временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, на основании договоров, заключенных между органом местного самоуправления и работодателем, создающим временные рабочие места;
временных рабочих мест для организации общественных работ, временного трудоустройства для безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, на основании договоров, заключенных между органом местного самоуправления Пермского края и работодателем, создающим временные рабочие места;
временных рабочих мест для организации стажировки безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, на основании договоров, заключенных между органом местного самоуправления Пермского края и работодателем, создающим временные рабочие места.
Средства на реализацию мероприятий Программы выделяются на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Пермского края, включая перечень организаций, численность участников мероприятий, объемы и виды работ.
Получателями средств бюджета Пермского края в виде субсидии на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, и ответственными за реализацию мероприятия являются муниципальные районы (городские округа) Пермского края.
Распределение бюджетных ассигнований, передаваемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края в виде субсидий на реализацию мероприятия, утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на текущий финансовый год и плановый период.
Субсидия в объеме средств бюджета Пермского края, предусмотренных на реализацию мероприятия, перечисляется муниципальным районам (городским округам) Пермского края в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Пермского края, кассовым планом и в пределах лимитов бюджетных обязательств одновременно с субсидией из средств федерального бюджета.
Решение о выделении и перераспределении средств работодателям, организующим общественные работы, временное трудоустройство, стажировку, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края.
Субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края органами местного самоуправления (городских округов) Пермского края расходуются в соответствии с их целевым назначением и не могут быть направлены на другие цели.
Реализация мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" осуществляется на основании договоров, заключенных между ГУ ЦЗН и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам выделяются при условии положительной оценки бизнес-плана и регистрации предпринимательской деятельности.
При реализации мероприятия оказывается поддержка в виде предоставления субсидий из федерального бюджета или субсидий из средств бюджета Пермского края на создание собственного дела - денежных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе на расходы, связанные с началом предпринимательской деятельности.
Получателями средств бюджета Пермского края и ответственными за реализацию мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" являются ГУ ЦЗН.
Расходование средств бюджета Пермского края по мероприятию "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" осуществляется на основании договора, заключаемого между ГУ ЦЗН и безработным гражданином. Перечисление денежных средств гражданину осуществляется ГУ ЦЗН на основании заключенного договора между ГУ ЦЗН и безработным гражданином на лицевой счет гражданина, открытый им в кредитной организации.
Реализация мероприятия "Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов" осуществляется на основании договоров, заключенных между ГУ ЦЗН, гражданином и работодателем.
При реализации мероприятия возмещаются расходы граждан, связанные с переездом на работу в другую местность по направлению ГУ ЦЗН.
Получателями средств бюджета Пермского края и ответственными за реализацию мероприятия являются ГУ ЦЗН.
Учет операций по кассовым расходам ГУ ЦЗН, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета Пермского края, производится на лицевых счетах получателей средств бюджета Пермского края, открытых в Министерстве финансов Пермского края.
Расходование средств бюджета Пермского края по данному мероприятию производится на основании договоров. Для возмещения расходов по переезду гражданин представляет в ГУ ЦЗН по новому месту работы или по месту постоянного места жительства пакет документов, утверждаемый Правительством Пермского края.
Перечисление денежных средств гражданину осуществляется ГУ ЦЗН в установленном порядке на счета по вкладам, открытые в кредитных организациях по новому месту работы или по месту постоянного жительства.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Пермского края.
Агентство осуществляет:
организацию выполнения мероприятий Программы за счет финансирования из федерального бюджета и бюджета Пермского края;
подготовку информации и отчетов для Правительства Пермского края о выполнении Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Агентство ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета Пермского края, источником финансового обеспечения которого являются субсидии, по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
VII. Финансирование мероприятий программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Пермскому краю на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, средства бюджета Пермского края.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 902,1 млн. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 819,9 млн. рублей (90,9 % от общего объема финансирования);
средства бюджета Пермского края - 82,1 млн. рублей (9,1 % от общего объема финансирования).
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приведено в приложении 7 к Программе, а финансово-экономическое обоснование объемов финансирования и расчет затрат по отдельным мероприятиям - в приложении 8 к Программе.
В зависимости от изменения ситуации на рынке труда возможно перераспределение показателей численности участников в разрезе мероприятий и соответствующая корректировка объемов финансирования по мероприятиям в пределах общих объемов финансирования Программы.
VIII. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет: трудоустройства на работу постоянного и временного характера, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда, развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
после прохождения профессионального обучения - не менее 5,4 тыс. человек;
в рамках общественных работ и временного трудоустройства - не менее 41,1 тыс. человек;
в результате переезда в другую местность для замещения рабочих мест - не менее 500 человек;
в сфере малого бизнеса и самозанятости - не менее 963 человек.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит поддержать уровень занятости населения и сдержать рост безработицы в регионе (таблица 1).
Таблица 1.
Макроэкономические показатели
социально-экономической эффективности Программы
Показатели |
2008 год (факт) |
2009 год (прогноз - средний вариант) |
||
В случае непринятия Программы |
В результате реализации Программы |
Отклонение (гр. 4 - гр. 3) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Численность экономически активного населения, тыс. чел. |
1451 |
1412 |
1412 |
0 |
Численность занятого населения, тыс. чел. |
1342 |
1250 |
1300 |
+50 |
Уровень занятости населения, % к трудовому потенциалу |
62,9 |
59,4 |
62,6 |
+3,2пп |
Общая численность безработных (по МОТ), тыс. чел. |
109 |
162 |
112 |
-50 |
Уровень общей безработицы, % к ЭАН |
7,5 |
11,5 |
7,9 |
-3,6пп |
Численность безработных, зарегистрированных в ГУ ЦЗН, тыс. чел. (в среднем за год) Справочно: на начало - 29,1 тыс. чел. на конец (прогноз) - 31,5 тыс. чел. |
24,9 |
60,0 |
30,3 |
-29,7 |
Уровень регистрируемой безработицы, % к ЭАН (в среднем за год) Справочно: на начало - 2,1 % на конец (прогноз) - 2,3 % |
1,7 |
4,2 |
2,2 |
-2,0пп |
В соответствии с целевой установкой Программы численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в среднем за год составит 30,3 тыс. чел. К концу 2009 года в целом по краю численность зарегистрированных безработных предполагается стабилизировать в пределах 32 тыс. человек, что соответствует уровню регистрируемой безработицы: 2,3 % от численности экономически активного населения Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.