Постановление Правительства Пермского края
от 2 марта 2009 г. N 90-п
"Об утверждении комплексной программы развития подотрасли молочного скотоводства "Региональная экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2009 - 2012 годы"
19 августа 2009 г.
Постановлением Правительства Пермского края от 19 августа 2009 г. N 556-п в преамбулу настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1096 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации", приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 января 2009 года N 21 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1096", абзацем шестым подраздела 6.1 раздела VI Краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК, Правительство Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу развития подотрасли молочного скотоводства "Региональная экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2009 - 2012".
2. Уполномочить Министерство сельского хозяйства Пермского края на заключение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ.
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Уткина Ю.А.
Председатель |
В.А. Сухих |
Постановлением Правительства Пермского края от 19 августа 2009 г. N 556-п в настоящую комплексную программу внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Комплексная программа
развития подотрасли молочного скотоводства "Региональная экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2009 - 2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2009 г. N90-п)
19 августа 2009 г.
I. Паспорт программы
Наименование программы |
Комплексная программа развития подотрасли молочного скотоводства "Региональная экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2009-2012 годы" |
|||||
Основание для разработки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1096 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации", приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 января 2009 г. N 21 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1096", абзац шестой подраздела 6.1 раздела VI Краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК |
|||||
Заказчик программы |
Министерство сельского хозяйства Пермского края |
|||||
Основные разработчики программы |
Министерство сельского хозяйства Пермского края |
|||||
Цель программы |
Создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока с 481,0 тыс. тонн в 2008 году до 597,37 тыс. тонн в 2012 году |
|||||
Основные задачи |
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Укрепление племенной базы молочного скотоводства. 2. Увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства. 3. Реализация мер по развитию рынка молока |
|||||
Участники программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители; перерабатывающие предприятия; иные хозяйствующие субъекты |
|||||
Основные мероприятия программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства: 1. Субсидии на приобретение техники для заготовления и приготовления кормов, технологического оборудования. 2. Субсидии на реализованную продукцию с учетом молочной продуктивности коров. 3. Меры по регулированию рынка молока. 4. Прочие меры |
|||||
Сроки и направления реализации программы |
2009-2012 годы. Направления программы: Ускоренное развитие молочного скотоводства. 1. Государственная поддержка повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства. 2. Государственная поддержка увеличения объемов производства и реализации молока. 3. Поддержка мероприятий по регулированию рынка молока. 4. Прочие мероприятия |
|||||
Исполнители программы |
Министерство сельского хозяйства Пермского края; органы местного самоуправления Пермского края |
|||||
Объемы и источники финансирования программы*(1) |
Источники финансирования, млн.руб. |
2009- 2012 годы |
в том числе по годам: |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
Итого, в том числе: |
18312,0 |
3740,5 |
4126,2 |
4775,8 |
5669,5 |
|
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
Региональный бюджет |
2992,8 |
692,2 |
774,4 |
761 |
765,2 |
|
Внебюджетные источники |
15319,2 |
3048,3 |
3351,8 |
4014,8 |
4904,3 |
|
Целевые индикаторы программы |
1. Поголовье коров во всех категориях хозяйств на конец отчетного периода. 2. Надой молока на одну корову во всех категориях хозяйств. 3. Валовое производство молока во всех категориях хозяйств. 4. Производство молока на душу населения. 5. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород. 6. Выход телят на 100 коров. 7. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
|||||
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота в 2012 году - 32%. 2. Производство молока во всех категориях хозяйств: 2009 год - 505,15 тыс. тонн; 2010 год - 541,22 тыс. тонн; 2011 год - 568,60 тыс. тонн; 2012 год - 597,37 тыс. тонн. 3. Увеличение надоев коров к 2012 году до 4583,74 кг, валового производства молока до 597,37 тыс. тонн, стабилизация поголовья коров в сельскохозяйственных организациях на уровне 130,32 тыс. голов. 4. Выход телят на 100 коров довести с 76 голов в 2008 году до 82 голов в 2012 году. 5. Доведение производства молока во всех категориях хозяйств на душу населения до 222,24 кг в год. 6. Повышение производительности труда на 60,4% (на 31% в сопоставимых ценах). 7. Увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней на 178,12 млн.руб. за 2009-2012 годы |
|||||
Система управления и контроля |
Контрольно-счетная палата Пермского края, Правительство Пермского края |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа направлена на модернизацию отрасли молочного скотоводства. Увеличение производства высококачественного молока позволит преодолеть зависимость региона от импортных поставок, что является частью достижения приоритетных целей развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) России, на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1096 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации", приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 января 2009 года N 21 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1096", абзацем шестым подраздела 6.1 раздела VI Краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК.
Анализ ситуации и потенциал развития молочного скотоводства в Пермском крае
Молочное скотоводство Пермского края за последние годы претерпело крупные изменения. Из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров (таблица 1). Вследствие этого произошло довольно значительное снижение производства молока в крае.
Таблица 1
Анализ состояния молочного скотоводства в Пермском крае
На территории Пермского края на 2008 год зарегистрированы 300 сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, занимающихся производством молока, 289 из них осуществляют его реализацию.
В 2008 году индекс физического объема производства молока и молокопродуктов в Пермском крае снизился на 6,6 процентных пункта относительно уровня 2005 года, тогда как в Российской Федерации в целом произошло увеличение на 3,4 процентных пункта (таблица 2).
Таблица 2
Индекс объема производства молока и молокопродуктов, %*
N п/п |
Территория |
2005 год |
2006 год |
2007год |
2008 год |
1 |
Российская Федерация |
79,1 |
79,3 |
82,1 |
82,5 |
2 |
Приволжский федеральный округ |
86,3 |
87,9 |
91,4 |
91,8 |
3 |
Пермский край |
80,0 |
77,3 |
78,0 |
73,4 |
*1995 год = 100,0 %.
Согласно таблице 2 в период с 2005 по 2008 год в крае снизилось производство молока. При этом наблюдается положительная динамика в его потреблении. Этот факт говорит о том, что нехватка произведенного в крае молока компенсируется ввезенным молоком: прирост ввоза молока составляет 7 % (таблица 3).
Таблица 3
Динамика объема производства и потребления молока и молокопродуктов в Пермском крае
N п/п |
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2008 к 2005, в % |
1 |
Производство молока и молокопродуктов на душу населения, кг |
191,2 |
186 |
187,7 |
177 |
92,6 |
2 |
Потребление молока и молокопродуктов на душу населения, кг |
229 |
230,9 |
231 |
233 |
101,7 |
3 |
Отношение производства и потребления молока на душу населения, в % |
83,5 |
80,6 |
79,3 |
76 |
91,0 |
4 |
Объем ввоза молока и молокопродуктов в регион на душу населения, кг |
79,4 |
85,8 |
84,6 |
85,8 |
108,1 |
5 |
Объем вывоза молока и молокопродуктов из региона на душу населения, кг |
11,9 |
12,1 |
42,9 |
38,7 |
325,2 |
6 |
Объем ввоза молока и молокопродуктов в регион, тыс. тонн |
218,2 |
234,2 |
231 |
233 |
106,8 |
7 |
Объем вывоза молока и молокопродуктов из региона, тыс. тонн |
32,8 |
33 |
117 |
105 |
320,1 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.
В 2008 году в Пермском крае всего реализовано 304,2 тыс. тонн молока и молокопродуктов, причем большая часть - 276,2 тыс. тонн - реализована сельскохозяйственными организациями на сумму 3286,8 млн.руб. Реализацию молока и молокопродуктов осуществляют сельскохозяйственные организации 37 муниципальных районов и 3 городских округов Пермского края. Лидерами по объему реализации молока и молокопродуктов являются Кунгурский район - 11,4 % от общего объема реализации молока и молокопродуктов, Пермский район - 10,2 %, Нытвенский район - 6,3 %.
За период с 2005 года по 2008 год в сельскохозяйственных организациях выручка от продажи молока и молокопродуктов увеличилась на 91,7 % , в то же время существенно возросла себестоимость данной продукции - на 75,7 %. Опережающий рост выручки над себестоимостью определяет рост прибыли - на 176,9 % (таблица 4).
Таблица 4
Экономические показатели
сельскохозяйственных организаций Пермского края, занимающихся производством и реализацией молока и молокопродуктов
N п/п |
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2008 к 2005, % |
1 |
Реализация молока, тыс. тонн |
274,1 |
289,9 |
298,2 |
276,2 |
100,8 |
2 |
Цена реализации молока и молокопродуктов, руб./тонн |
6256,5 |
6666,8 |
7408,5 |
11900,0 |
190,2 |
3 |
Полная себестоимость реализованного молока и молокопродуктов, руб./тонн |
5267,4 |
5803,0 |
6509,4 |
9182,0 |
174,3 |
4 |
Прибыль от реализации молока и молокопродуктов, руб./тонн |
989,1 |
863,7 |
899,1 |
2718,0 |
274,8 |
5 |
Выручка от реализации молока и молокопродуктов, млн. руб. |
1714,9 |
1932,7 |
2209,2 |
3286,8 |
191,7 |
6 |
Полная себестоимость реализованного молока и молокопродуктов, млн. руб. |
1443,8 |
1682,3 |
1941,1 |
2536,1 |
175,7 |
7 |
Прибыль от реализации молока и молокопродуктов, млн. руб. |
271,1 |
250,4 |
268,1 |
750,7 |
276,9 |
8 |
Субсидии из бюджета, отнесенные на финансовый результат, млн. руб. |
92,7 |
45,7 |
11,4 |
|
|
9 |
Рентабельность молока и молокопродуктов (без учета субсидий), % |
18,8 |
14,9 |
13,8 |
29,6 |
157,4 |
10 |
Рентабельность молока и молокопродуктов (с учетом субсидий), % |
25,2 |
17,6 |
14,4 |
|
|
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.
За период с 2005 года по 2008 год валовое производство молока в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 8,5 %. Уменьшение производства молока произошло за счет его снижения во всех категориях: в сельскохозяйственных организациях - на 1,1 %, в крестьянских хозяйствах - на 17,3 %, в хозяйствах населения - на 18,8 % (таблица 5).
Таблица 5
Динамика производства молока в Пермском крае по категориям хозяйств
N п/п |
Хозяйства |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2005 году, % |
||||
тыс. тонн |
% |
тыс. тонн |
% |
тыс. тонн |
% |
тыс. тонн |
% |
|||
1 |
Все категории хозяйств |
525,5 |
100,0 |
508,0 |
100,0 |
510,1 |
100,0 |
481 |
100 |
91,5 |
2 |
Сельскохозяйственные организации |
295,9 |
56,3 |
304,0 |
59,8 |
309 |
60,6 |
292,7 |
60,8 |
98,9 |
3 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
8,1 |
1,5 |
8,0 |
1,6 |
6,5 |
1,3 |
6,7 |
1,4 |
82,7 |
4 |
Хозяйства населения |
221,5 |
42,2 |
196,9 |
38,8 |
194,6 |
38,1 |
181,6 |
37,8 |
81,2 |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.
За период с 2005 года по 2008 год наибольший удельный вес в общем объеме производства молока занимала продукция сельскохозяйственных организаций: в 2005 году - 56,3 %, в 2006 году - 59,8 %, в 2007 - 60,6 %, в 2008 - 60,6 %. В 2008 году товарность молочной продукции в данной категории хозяйств составила 94,4 % (таблица 6).
Таблица 6
Производственные показатели отрасли молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях Пермского края
N п/п |
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2005 году, в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Поголовье КРС во всех категориях хозяйств, тыс. голов - всего, в т.ч. |
352,4 |
331,4 |
314,4 |
296,0 |
83,9 |
1.1 |
Поголовье КРС в сельскохозяйственных организациях, тыс. голов |
225,1 |
217,5 |
211,3 |
201,5 |
89,5 |
2 |
Поголовье коров во всех категориях хозяйств, тыс. голов - всего, в т.ч. |
146,3 |
138,7 |
130,7 |
120,4 |
82,3 |
2.1 |
Поголовье коров в сельскохозяйственных организациях, тыс. голов |
83,4 |
80,3 |
80,1 |
77,2 |
92,5 |
3 |
Производство молока во всех категориях хозяйств, тыс. тонн, в т.ч. |
525,5 |
508,0 |
510,1 |
481,0 |
91,5 |
3.1 |
Производство молока в сельскохозяйственных организациях, тыс. тонн |
295,9 |
304,0 |
309,0 |
292,7 |
98,9 |
4 |
Надой молока на 1 корову (сельскохозяйственные организации), кг |
3546,0 |
3786,0 |
3856,0 |
3767,0 |
106,2 |
5 |
Реализация молока, произведенного во всех категориях хозяйств, тыс. тонн, в т.ч. |
298,0 |
310,7 |
316,9 |
304,2 |
102,1 |
5.1 |
Реализация молока, произведенного в сельскохозяйственных организациях, тыс. тонн |
274,1 |
289,9 |
293,0 |
276,2 |
100,8 |
6 |
Товарность молока, % |
92,6 |
95,4 |
94,8 |
94,4 |
X |
Источник: Пермьстат.
В 2008 году индекс потребительских цен на молоко и молокопродукты составил 121 % к предыдущему году, тогда как индекс цен реализации молока сельскохозяйственными товаропроизводителями составил 148,8 % к предыдущему году. Следовательно, разница роста потребительских цен и цен реализации молока сельскохозяйственными организациями определяет увеличение доходности молокоперерабатывающих предприятий и торговых посредников, так как основная часть маржинального дохода остается в их собственности (таблица 7).
Таблица 7
Индексы цен реализации продукции сельскохозяйственными организациями с учетом физического объема, в % к предыдущему году
N п/п |
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
1. |
Индекс потребительских цен на молоко и молокопродукты |
113,1 |
106,4 |
132,7 |
121 |
2. |
Индекс цен реализации молока |
118,6 |
107,0 |
112,5 |
148,8 |
3. |
Индекс цен реализации продукции сельского хозяйства |
109,5 |
105,5 |
112,2 |
130,6 |
4. |
Индекс цен реализации продукции животноводства |
110,6 |
105,2 |
110,2 |
129,5 |
5. |
Индекс цен реализации продукции растениеводства |
100,4 |
108,2 |
130,1 |
133,5 |
Источник: Пермьстат.
Таким образом, в Пермском крае сохраняются условия для развития молочного скотоводства: наличие земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов площадью 1087,7 и 74,5 тыс. га соответственно; помещений для содержания животных; молокоперерабатывающих предприятий в регионе; обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами; высокая численность племенного скота в общей численности крупного рогатого скота - 20 %.
Исторически сложилось, что сельское хозяйство Пермского края специализируется на молочном скотоводстве. Молочная направленность скотоводства и сельского хозяйства региона в целом подтверждается удельным весом выручки от реализации молока в общей выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг, равным в 2008 году - 27,4 %.
Тем не менее существует ряд факторов, сдерживающих устойчивое развитие молочного скотоводства и реализацию потенциала молочной продуктивности: недостаточная развитость племенной базы; низкий выход телят в расчёте на 100 коров - 76 головы; недостаточный уровень оценки и использования выдающихся быков-производителей; недостаточный уровень модернизации молокозаводов и молочных комплексов; увеличение затрат на производство и т.д.
Сохраняется проблема развития генетического потенциала отрасли молочного животноводства, обусловленная неудовлетворительным финансовым состоянием сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостаточным уровнем материально-технической базы и современных технологий производства сельскохозяйственной продукции, отвечающей современным требованиям стандартов качества, недостаточным финансовым стимулированием фермеров.
III. Основные цели, задачи и этапы поддержки молочного скотоводства в Пермском крае на 2009 - 2012 годы
Цель - создание экономических и технологических условий устойчивого развития подотрасли молочного скотоводства Пермского края, увеличение объемов производства молока и повышение конкурентоспособности продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение производства молока за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением техники и технологического оборудования;
стимулирование роста продуктивности за счет выплаты субсидий, дифференцированных исходя из продуктивности коров;
реализация мер по развитию рынка молока.
Можно выделить ряд мероприятий, направленных на решение основных задач (подробнее мероприятия описаны в разделе V программы).
1. Государственная поддержка повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства.
2. Государственная поддержка увеличения объемов производства и реализации молока.
3. Поддержка мероприятий по регулированию рынка молока.
4. Прочие мероприятия.
IV. Целевые индикаторы программы
Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам приведены в таблице 8. Дополнительное финансирование и меры, которые будут предприниматься для развития отрасли, позволят значительно увеличить основные показатели эффективности деятельности отрасли. Ожидается увеличение поголовья коров на 8,2 %, рост продуктивности, увеличение объемов производства молока более чем на 40 %, увеличение поголовья молодняка и т.д.
Таблица 8
Основные целевые индикаторы программы
N п/п |
Целевой индикатор |
Ед. измерения |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 к 2008 году |
||
абс.изм. |
% |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
Поголовье коров во всех категориях хозяйств на конец отчетного периода |
тыс. голов |
120,40 |
122,81 |
125,26 |
127,77 |
130,32 |
9,92 |
108,24 |
|
2 |
Надой молока на 1 корову во всех категориях хозяйств |
кг |
3995,02 |
4113,26 |
4320,61 |
4450,23 |
4583,74 |
588,72 |
114,73 |
|
3 |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
481,00 |
505,15 |
541,22 |
568,60 |
597,37 |
116,37 |
124,19 |
|
4 |
Производство молока на душу населения |
кг |
177,10 |
187,03 |
201,50 |
211,06 |
222,24 |
45,14 |
125,49 |
|
5 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
голов |
2200 |
2200 |
2500 |
2800 |
1800 |
-400,0 |
81,8 |
|
6 |
Выход телят на 100 коров |
голов |
76 |
78 |
79 |
81 |
82 |
6,0 |
107,9 |
|
7 |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
13,3 |
20,8 |
28,5 |
31,9 |
32 |
18,7 |
|
" |
V. Перечень и описание программных мероприятий
В 2008 году был осуществлен комплекс мероприятий по развитию молочного бизнеса в Пермском крае. За это время было введено в эксплуатацию 5 молочных комплексов на 5490 скотомест (ООО колхоз "Победа" - 1100; СПК "Дубровинский" - 550; ООО "Русь" - 1500; ООО "Нива" - 1140; ООО "Нива" - 1200). Кроме этого, за 2007 - 2008 гг. было модернизировано свыше 130 молочных ферм с поголовьем 100 - 400 голов, а также на 5-ти молочных комплексах был проведен частичный ввод 1510 скотомест и модернизировано 11 тыс. скотомест для содержания коров. За 2008 год в отрасли произошел прирост численности занятых (118 человек) и прирост фонда оплаты труда (22,5 млн. руб.).
Чтобы способствовать развитию отрасли и продолжать ее дальнейшее стимулирование, разработан следующий комплекс программных мероприятий с участием государственной поддержки:
государственная поддержка повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства (субсидии на приобретение техники для заготовки и приготовления кормов, технологического оборудования);
государственная поддержка увеличения объемов производства и реализации молока (субсидии на реализованную продукцию с учетом молочной продуктивности коров);
поддержка мероприятий по регулированию рынка молока;
прочие мероприятия.
Основная проблема, влияющая на инвестиционную привлекательность молочного скотоводства, - длительная окупаемость проектов, на срок которой влияют размер инвестиций и их прибыльность. Поэтому важной составляющей в развитии молочного скотоводства является поддержка среднесрочных и долгосрочных инвестиционных проектов, которые без государственной поддержки не могут в полной мере реализовать свой потенциал.
Целью планируемых мероприятий является рост доходов сельского населения за счет развития конкурентных преимуществ молочного скотоводства путем реализации комплексных инвестиционных проектов и увеличения объемов реализации молока и молокопродуктов.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства за счет реализации инвестиционных проектов на основе конкурсного отбора;
увеличение объемов реализации молока и молокопродуктов за счет возмещения части затрат, в том числе инвестиционных.
1. Государственная поддержка повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства (субсидии на приобретение техники для заготовки и приготовления кормов, технологического оборудования)
В рамках данного мероприятия планируется:
завершение начатых крупных и средних инвестиционных проектов в молочном животноводстве;
создание новых (на базе ОАО "Кунгурское" о племенной работе") и модернизация имеющихся сервисных центров по воспроизводству крупного рогатого скота (на базе ОАО "Пермское по племенной работе", региональные отделения ОАО "Головной центр по воспроизводству скота");
техническая модернизация мощностей перерабатывающих предприятий. На данный момент модернизированы и активно функционируют такие молокозаводы, как ОАО "Пермский филиал компании "Юнимилк", ООО "Кунгурский молзавод", ООО "Нытвенский молзавод". Планируется усовершенствование и техническая модернизация Верещагинского молокозавода ЗАО "Вемол" и завода по переработке молока в Чернушинском районе ОАО "Маско".
Положительное влияние на рост объемов производства и реализации молока и молокопродуктов оказывает увеличение объема инвестиций в молочное скотоводство. Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности молочного скотоводства основаны на предоставлении субсидий по возмещению части затрат, связанных с реализацией комплексных инвестиционных проектов, которые направлены на создание новых эффективных производств, развитие производственной инфраструктуры регионального значения и комплексное техническое перевооружение организаций молочного скотоводства.
Цель мероприятия - повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства.
Механизм реализации:
субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, связанных с реализацией комплексных инвестиционных проектов в молочном скотоводстве;
субсидирование части затрат перерабатывающим предприятиям на реализацию инвестиционных проектов, которые позволяют использовать ресурсоемкие технологии переработки молока и молокопродуктов.
2. Государственная поддержка увеличения объемов производства и реализации молока (субсидии на реализованную продукцию с учетом молочной продуктивности коров)
Для ускоренного развития отрасли молочного скотоводства необходима государственная поддержка наращивания объемов производства и реализации молока и молокопродуктов. Необходимость поддержки обусловлена длительным инвестиционным циклом производства, ценовой диспропорцией между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, сезонным циклом сельскохозяйственного производства. Выделение субсидий на единицу произведенного и реализованного молока из регионального бюджета с учетом молочной продуктивности коров. Выделение субсидий будет способствовать выходу инвестиционных проектов на запланированные мощности. Государственная поддержка с целью увеличения объемов производства и реализации молока может быть направлена на приобретение техники и технологического оборудования, а также на иные инвестиционные затраты.
Цель мероприятия - увеличение объемов производства и реализации молока и молокопродуктов за счет возмещения части затрат на их производство.
Механизм реализации - субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию молока.
Субсидии имеют регулирующий характер, учитывают финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей и позволяют стимулировать организации на увеличение объемов реализации молока и молокопродуктов, повышение рентабельности от производственной деятельности с учетом продуктивности коров.
3. Поддержка мероприятий по регулированию рынка молока
Развитие рынка молока и молокопродуктов осуществляется для обеспечения приоритетного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на продовольственный рынок, снижения их затрат и увеличения доходности от реализации произведенной продукции. Поддержку предприятий планируется осуществить путем мер по продвижению сельскохозяйственной продукции, участию предприятий в выставках и ярмарках.
Цель мероприятия - максимально возможное насыщение регионального рынка продовольствия продукцией сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края и ввоз недостающего количества продовольствия преимущественно в виде сырья с целью дальнейшей его переработки.
Механизм реализации:
проведение организационных мероприятий по выстраиванию партнерских взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями перерабатывающей промышленности в Пермском крае, а также повышение загруженности перерабатывающих мощностей.
4. Прочие мероприятия
Кроме указанных мероприятий, с целью ускоренного развития молочного скотоводства в Пермском крае реализуются следующие меры поддержки:
развитие производственной инфраструктуры, а именно: строительство дорог, подключение к электросетям, к газовым сетям и т.д. Финансирование развития инфраструктуры осуществляется в рамках регионального фонда софинансирования расходов. Средства фонда на 2009 год составляют более 1,9 млрд. руб.;
формирование залоговой базы для кредитования сельхозтоваропроизводителей, в том числе в рамках ОАО "Пермский центр развития предпринимательства", функционирующего как гарантийный фонд. Кроме того, на территории Пермского края функционирует ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края", поддерживающее проекты инновационного характера.
На сегодняшний день в Пермском крае оптимальный уровень обеспеченности земельными ресурсами и достаточная кормовая база. Площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов составляют 1087,7 и 74,5 тыс. га соответственно.
VI. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы
Реализация программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в Пермском крае, что позволит в перспективе снизить на 9 % импортную зависимость в снабжении населения молоком и молокопродуктами.
Реализация программы обеспечит увеличение производительности труда на 60,4 % (на 31 % в сопоставимых ценах), дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней за три года в сумме 178,12 млн. руб.
Расчет социально-экономической эффективности реализации программы приведен в таблице 9.
Таблица 9
Социально-экономическая эффективность реализации программы
N п/п |
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 год к 2008 году, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Поголовье коров во всех категориях хозяйств (на конец отчетного периода), тыс. голов |
120,40 |
122,81 |
125,26 |
127,77 |
130,32 |
108,24 |
2 |
Надой молока на одну корову во всех категориях хозяйств, кг |
3995,02 |
4113,26 |
4320,61 |
4450,23 |
4583,74 |
114,73 |
3 |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств, тыс. тонн |
481,00 |
505,15 |
541,22 |
568,60 |
597,37 |
124,19 |
4 |
Реализация молока во всех категориях хозяйств, тыс. тонн |
306,63 |
329,99 |
356,79 |
385,87 |
417,42 |
136,13 |
5 |
Цена реализации (с НДС), руб./тонн |
12366,20 |
11600,00 |
13340,00 |
14460,56 |
16195,83 |
131,00 |
6 |
Валовой доход отрасли в действующих ценах, млн.руб. |
3791,85 |
3827,89 |
4759,56 |
5579,84 |
6760,50 |
178,29 |
7 |
Валовой доход отрасли в сопоставимых ценах 2008 г., млн.руб. |
3791,85 |
4080,73 |
4412,12 |
4771,70 |
5161,93 |
136,00 |
8 |
Себестоимость продукции, млн.руб. |
2123,43 |
2143,62 |
2617,76 |
3013,11 |
3583,07 |
168,74 |
9 |
Валовая прибыль отрасли, млн.руб. |
1668,41 |
1684,27 |
2141,80 |
2566,73 |
3177,44 |
190,45 |
10 |
Чистая прибыль отрасли, млн.руб. |
1334,73 |
1347,42 |
1713,44 |
2053,38 |
2541,95 |
190,45 |
11 |
Начисление налогов, млн.руб. |
227,51 |
229,67 |
285,57 |
334,79 |
405,63 |
178,29 |
12 |
Рабочие места, ед. |
9031 |
9120 |
9302 |
9488 |
9678 |
107,00 |
13 |
Прирост рабочих мест, ед. |
115 |
89 |
182 |
186 |
190 |
75,00 |
14 |
Производительность труда |
363,90 |
387,00 |
420,30 |
487,50 |
583,80 |
60,40 |
15 |
Производительность в сопоставимых ценах |
363,90 |
389,30 |
416,60 |
445,70 |
476,90 |
31,00 |
Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности отображает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока.
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе приведен в таблице 10.
Таблица 10
Эффективность расходования бюджетных средств по программе
N п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2009-2012 годы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Ежегодный прирост валового производства молока |
тыс. тонн |
24,15 |
36,07 |
27,39 |
28,77 |
116,37 |
|
2 |
Ежегодный прирост валового производства молока в стоимостном выражении |
млн.руб. |
280,14 |
1360,14 |
1002,40 |
1452,63 |
4095,30 |
|
3 |
Ежегодный прирост валовой прибыли |
млн.руб. |
15,86 |
457,53 |
424,92 |
610,71 |
1509,02 |
|
4 |
Ежегодный прирост налогов от отрасли |
млн.руб. |
2,16 |
55,90 |
49,22 |
70,84 |
178,12 |
|
5 |
Финансиро-вание на продукцию |
всего, в том числе |
млн.руб. |
692, 2 |
774,4 |
761,0 |
765,2 |
2992,8 |
6 |
федеральный бюджет |
млн.руб. |
|
|
|
|
|
|
7 |
бюджет Пермского края |
млн.руб. |
692,2 |
774,4 |
761,0 |
765,2 |
2992,8 |
|
8 |
Показатели эффективности |
Эобщ |
% |
40,47 |
175,64 |
131,72 |
189,84 |
|
9 |
Эб |
% |
2,29 |
59,08 |
55,84 |
79,81 |
|
" |
Реализация программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий площадью 74,5 тыс. га.
VII. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансирование мероприятий настоящей программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009 - 2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК, по направлениям 6.1.1 (государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса), 6.1.2 (государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции).
Объём средств, необходимый для реализации запланированных мероприятий по программе, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство молока;
плановых показателей поголовья коров и их продуктивности;
средних по региону цен на реализованную продукцию;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг.
Расчеты и исходные данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий программы приведены в таблице 11.
Таблица 11
Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники, млн. руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2009 - 2012 годы |
1. |
Приобретение техники для заготовки и приготовления кормов, технологического оборудования (субсидирование инвестиционных проектов) |
Бюджет Пермского края |
317,4 |
346,4 |
378,1 |
412,6 |
1454,5 |
Внебюджетные средства |
740,6 |
808,3 |
882,1 |
962,8 |
3393,8 |
||
2. |
Субсидии на реализованную продукцию с учетом молочной продуктивности коров |
Бюджет Пермского края |
374,8 |
428,0 |
382,9 |
352,6 |
1538,32 |
Внебюджетные средства |
2307,7 |
2543,6 |
3132,6 |
3941,5 |
11925,4 |
||
3 |
Всего по программе |
Всего, в т.ч. |
3740,5 |
4126,2 |
4775,8 |
5669,5 |
18312,0 |
Бюджет Пермского края |
692,2 |
774,4 |
761,0 |
765,2 |
2992,8 |
||
Внебюджетные средства |
3048,3 |
3351,8 |
4014,8 |
4904,3 |
15319,2 |
VIII. Описание системы управления реализацией программы
Механизм реализации программы включает в себя:
систему нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в агропромышленном комплексе;
механизм распределения финансовых средств между участниками программы.
Механизм реализации целей и задач программы по соответствующим направлениям программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативно-правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия программы.
Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным уполномоченным органом реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется нормативным правовым актом, утвержденным Правительством Пермского края.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, получившие убыток от реализации сельскохозяйственной продукции в течение последних трех лет, с 2010 года не включаются в реестр бюджетополучателей.
Оценка рисков реализации программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
Внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
природно-климатические риски.
Внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
При определении суммы рисков учитывается возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего надоя на одну корову в год и темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые показатели Министерством сельского хозяйства России установлен уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96 % (минус 4 % к плану) плана по численности коров. Расчёты возможных рисков представлены в таблице 12.
Таблица 12
Оценка рисков, связанных с реализацией программы
N п/п |
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
От невыхода на плановую продуктивность, кг молока на корову |
164,53 |
172,82 |
178,01 |
183,35 |
2 |
От невыхода на плановое поголовье коров, тыс. голов |
4,91 |
5,01 |
5,11 |
5,21 |
3 |
Оценка общих рисков, тыс.руб. |
9375,57 |
11551,36 |
13155,78 |
15479,40 |
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
IX. Сроки реализации программы
График мероприятий, их сроков и перечень ответственных исполнителей за выполнение работ представлен в таблице 13.
Таблица 13
График
реализации программных мероприятий
Исходя из проведенного рыночного анализа, основными поставщиками товарной сельскохозяйственной продукции являются крупные и средние сельскохозяйственные организации и при обосновании ассигнований из бюджета, в расчет принимается товарная сельскохозяйственная продукция, которая поступает на рынок.
Рост объемов производства молока позволит к 2012 году увеличить долю региональных производителей в формировании ресурсов молока до уровня не менее 70 %.
_____________________________
*(1) Финансирование мероприятий настоящей программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 351-ПК, по направлениям 6.1.1 (государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса), 6.1.2 (государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях создания экономических и технологических условий устойчивого развития подотрасли молочного скотоводства Пермского края, увеличения объемов производства молока и повышения конкурентоспособности продукции принята Комплексная программа развития подотрасли молочного скотоводства "Региональная экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2009 - 2012 годы".
Для этого необходимо увеличить производство молока за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением техники и технологического оборудования; стимулировать рост продуктивности за счет выплаты субсидий, дифференцированных исходя из продуктивности коров; а также реализовать меры по развитию рынка молока.
Финансирование программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Увеличение производства высококачественного молока позволит преодолеть зависимость региона от импортных поставок, что является частью достижения приоритетных целей развития агропромышленного комплекса.
Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Пермского края от 2 марта 2009 г. N 90-п "Об утверждении комплексной программы развития подотрасли молочного скотоводства "Региональная экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2009 - 2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 9 марта 2009 г. N 9 (часть 1)
Постановлением Правительства Пермского края от 24 февраля 2021 г. N 105-П настоящий документ признан утратившим силу с 8 марта 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пермского края от 19 августа 2009 г. N 556-п
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления