Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Механизм социального обслуживания отделениями муниципальных учреждений социального обслуживания и отделениями при муниципальных органах управления социальным обслуживанием населения города Перми
5.1. Отделение социального обслуживания на дому
5.1.1. Отделение социального обслуживания на дому создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.
Деятельность отделения направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального и психологического статуса.
Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями социального обслуживания, а также оказания, по их желанию, дополнительных социальных услуг, не входящих в эти перечни.
5.1.2. Социальное отделение создается для обслуживания не менее 120 граждан, проживающих в городской местности, не менее 60 граждан, проживающих в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
5.1.3. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате учреждения (отделения). Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником 8 граждан, проживающих в благоустроенном жилье, и 4 - в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.
Территории, обслуживаемые социальными работниками, и график работы этих работников утверждается при условии посещения социальными работниками обслуживаемых на дому не реже 2 раз в неделю.
5.1.4. Социальные работники предоставляют следующие гарантированные социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам:
- покупка за деньги клиента, доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости,
- помощь в приготовлении пищи,
- содействие в уборке жилых помещений,
- доставка воды, протопка печи, оказание помощи в обеспечении топливом,
- оплата жилья и коммунальных услуг за деньги клиента,
- сдача вещей в прачечную, химчистку и ремонт,
- написание писем, оформление документов,
- содействие в ремонте жилья, обработке приусадебного участка,
- приобретение лекарств за деньги клиента, вызов врача на дом, сопровождение и медицинское учреждение,
- оказание помощи в решении вопросов пенсионного обеспечения, предоставления льгот юридических консультаций,
- помощь в оказании ритуальных услуг.
5.2. Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому
5.2.1. Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому (далее "специализированное отделение") предназначается для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями, в т.ч. онкологическими в поздних стадиях течения, являющимися противопоказаниями к принятию в отделение социального обслуживания населения на дому.
Противопоказанием к принятию на обслуживание специализированным отделением является наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных, учреждениях здравоохранения.
Отказ в предоставлении социальных услуг службы по медицинским показаниям оформляется совместным заключением ее руководства и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.
5.2.2. Специализированное отделение выполняет следующие задачи:
- оказание гражданам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;
- наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений у них хронических заболеваний;
- оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей;
- обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.
Работа специализированного отделения осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями органов здравоохранения и комитетами Общества Красного Креста.
5.2.3. Специализированное отделение создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 30 граждан, проживающих в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
5.2.4. Для оказания социально-бытовых и доврачебных медицинских услуг гражданам на дому в штат Специализированного отделения вводятся должности социальных работников и медицинских сестер.
На должности социальных работников принимаются лица, прошедшие соответствующую подготовку. На должности медицинских сестер могут приниматься студенты (с 4 курса) медицинских вузов.
5.2.5. Должности социальных работников вводятся из расчета обслуживания одним работником 5 граждан, проживающих в городской местности, и 3 граждан, в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
Должность медицинской сестры вводится из расчета обслуживания одной сестрой 10 граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в городской местности, и 5 граждан, проживающих в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
Территория обслуживания и график работы социальных работников и медицинских сестер устанавливаются заведующим специализированным отделением с учетом тяжести состояния обслуживаемых граждан, характера оказываемых им услуг, компактности проживания, транспортных связей, наличия учреждений органов здравоохранения.
Периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых граждан на дому устанавливается заведующим специализированным отделением по согласованию с медицинской сестрой этого отделения, оказывающей гражданам помощь, но не реже 3 раз в неделю. Периодичность посещения обслуживаемых граждан медицинскими сестрами Специализированного отделения устанавливается заведующим отделением по согласованию с лечащим врачом, но не реже 3 раз в неделю.
5.2.6. К видам услуг, оказываемых специализированным отделением, относятся:
- оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;
- доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов и других видов натуральной помощи;
- содействие в приготовлении горячей пищи на дому;
- оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым лицам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание);
- смена нательного и постельного белья;
- сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
- оплата коммунально-бытовых и иных услуг;
- доставка воды, протопка печей, содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом;
- помощь в оформлении документов, написании писем;
- содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством;
- проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);
- осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего врача;
- забор материалов для проведения лабораторных исследований;
- проведение санитарно-просветительной работы среди обслуживаемых лиц и родственников;
- содействие в предоставлении ритуальных услуг (в погребении одиноких умерших граждан).
5.2.7. Медицинские сестры специализированного отделения осуществляют свою работу по согласованию с учреждениями органов здравоохранения, к которым прикреплены обслуживаемые граждане. Учреждения здравоохранения могут при наличии соответствующей договоренности обеспечивать медицинских сестер инструментарием, медикаментами, перевязочными материалами, спиртом для выполнения инъекций, другими материалами и предметами медицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказания доврачебной помощи, не связанной с применением сильно действующих препаратов, и оказывать медицинским сестрам организационно-методическую помощь. Для оказания доврачебной помощи специализированное отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств.
Выполнение медицинскими сестрами специализированного отделения плановых медицинских назначений производится только по назначению лечащего (участкового) врача.
5.2.8. Специализированные услуги предоставляются бесплатно, на условиях частичной и полной оплаты в соответствии с порядком и условиями оплаты согласно пунктов 4.10, 4.11, 4.12 настоящего Положения.
5.2.9. Лица, принимаемые на надомное медицинское и социально-бытовое обслуживание, заключают с учреждениями договоры, определяющие характер и объем оказываемых услуг, порядок и размер вносимой за обслуживание платы, а также гарантии как обслуживаемым, так и социальным работникам.
Указанные договоры могут заключаться как с лицами, принимаемыми на обслуживание, так и с их родственниками, обязанными содержать их по закону, или с каждым из них отдельно при оплате на долевых условиях, а также, при согласии обслуживаемых, с трудовыми коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание.
5.2.10. Оказание социально-бытовых услуг пенсионерам и инвалидам на дому осуществляется социальными работниками, а доврачебных медицинских услуг - лицами, имеющими соответствующее медицинское образование и состоящими в штате отделения.
5.2.11. Социальные работники и медицинские сестры отделения обеспечиваются спецодеждой и специнвентарем.
Работникам отделения вместо спецодежды может выдаваться форменная одежда единого образца, утвержденного органами социальной защиты населения.
Социальные и медицинские работники отделения, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, обеспечиваются проездными билетами.
Расходы на обеспечение сотрудников отделений спецодеждой, специнвентарем и проездными билетами включаются в смету расходов на содержание отделения специализированной помощи на дому и осуществляются в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
Социальным работникам и медицинским сестрам отделения выдаются удостоверения, предоставляющие право на внеочередное обслуживание их учреждениями здравоохранения, аптеками, предприятиями торговли, общественного питания, связи и другие преимущества, устанавливаемые местной администрацией.
5.2.12. Для обслуживания на дому пенсионеров и инвалидов могут быть использованы легковые автомобили, находящиеся в личной собственности работников отделения с последующей выплатой компенсации, устанавливаемой в порядке и в размерах в соответствии с действующим законодательством.
5.3. Отделение срочного социального обслуживания
5.3.1. Отделение срочного социального обслуживания (далее срочного отделения) предназначается для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. Количество обслуживаемых отделением в смену составляет не менее 10 человек.
5.3.2. В штат срочного отделения вводятся должности специалиста по социальной работе, социальных работников, а также психолога и юриста.
5.3.3. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги из числа предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
- разовое обеспечение остро нуждающихся граждан бесплатным горячим питанием, в т.ч. путем предоставления им талонов на бесплатное питание, или продуктовыми наборами;
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- разовое оказание материальной помощи;
- оказание экстренной доврачебной медицинской помощи;
- содействие в получении временного жилого помещения;
- оказание гражданам юридической помощи в целях защиты их прав;
- оказание экстренной медико-психологической помощи, в том числе по "телефону доверия";
- предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи;
- оказание других форм срочной социальной помощи.
5.3.4. На территории, обслуживаемой работниками срочного отделения может осуществляться выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных видах помощи, с целью последующего предоставления им этой помощи.
5.3.5. Срочное отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи.
5.3.6. Деятельность срочного отделения строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами.
5.4. Отделение дневного пребывания
5.4.1. Отделение дневного пребывания (далее дневное отделение) предназначается для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни, проведения комплекса социальной реабилитации.
Дневное отделение обслуживает от 25 до 35 граждан в зависимости от возможности помещения.
Продолжительность обслуживания дневным отделением устанавливаются исходя из очередности на обслуживание, но не менее 2 недель.
5.4.2. В отделение зачисляются пенсионеры, инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию, дети (в том числе дети-инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети из асоциальных семей) на основании личного заявления или заявления законного представителя несовершеннолетнего лица, справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на обслуживание, справки о доходах (для обслуживаемых на условиях частичной или полной оплаты).
5.4.3. В штат дневного отделения вводятся должности медицинской сестры, культорганизатора, инструктора во трудовой терапии, а также младшего обслуживающего персонала.
5.4.4. Дневное отделение организует социально-бытовое, медицинское, досуговое, юридическое обслуживание, содействует в получении медико-психологической помощи.
5.4.5. В дневном отделении выделяются (арендуются) помещения для кабинетов доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, лечебно-трудовых мастерских и т.д.
5.4.6. Питание обслуживаемых может осуществляться как в специально оборудованных помещениях отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания.
5.4.7. Для организации отдыха граждан в дневном отделении, при наличии необходимых площадей, оборудуется спальное помещение с предоставлением обслуживаемым индивидуальных постельных принадлежностей.
5.4.8. Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах.
Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.
5.4.9. Дневное отделение предоставляет следующие гарантированные социальные услуги:
медицинские:
- измерение артериального давления;
- измерение температуры тела;
- выполнение по назначению врача инъекций;
- содействие в получении медико-психологической помощи;
оздоровительные:
- предоставление физиопроцедур;
- лечебная физкультура;
досуговые:
- организация лекций, конкурсов, праздников;
- обеспечение книгами, периодикой, настольными играми;
- просмотр телевизора, фильмов;
социально-бытовые:
- обеспечение спальными местами (1 койка на 5 обслуживаемых) с предоставлением спальных принадлежностей;
- организация питания (1 раз в день);
- организация посильного труда;
правовые:
- предоставление юридических консультаций.
5.4.10. Режим работы отделения устанавливается директором учреждения с учетом местных условий.
5.4.11. В отделении ведутся журналы учета посещения пенсионеров, инвалидов, проводимых мероприятий, другая необходимая документация согласно номенклатуре дел.
5.5. Отделение постоянного проживания
5.5.1. Отделение постоянного проживания (далее отделение) на 30 койко-мест центра социального обслуживания населения предназначается для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту или нуждающихся в создании условий для реализации основных потребностей.
5.5.2. Отделение предназначается для:
- обеспечения условиями проживания и самообслуживания;
- создания условий социально-бытовой и медицинской помощи;
- создания условий для активного образа жизни, посильной трудовой деятельности.
5.5.3. Выявление одиноких граждан пожилого возраста и супружеских пар из их числа, нуждающихся в проживании в отделении осуществляется территориальными органами социальной защиты населения (через отделения социальной помощи и специализированной помощи на дому).
5.5.4. При постановке на учет для поселения в отделение граждане предоставляют:
- личное заявление;
- акт обследования условий проживания;
- медицинское заключение о состоянии здоровья.
5.5.5. Первоочередным правом для поселения в отделение пользуются одинокие граждане и инвалиды пенсионного возраста.
Решение о вселении принимают специально созданные комиссии, в состав которых входят представители администрации города (района), территориального органа социальной защиты населения и общественных организаций.
По желанию граждан, принадлежавшая им собственность, при поступлении на обслуживание в отделение, может быть передана в муниципальную собственность с оформлением соответствующих правовых документов.
5.5.6. Противопоказаниями к проживанию в отделении являются: состояние, обеспечивающее возможность полного или частичного самообслуживания, хронический алкоголизм и наркомания, а также психические, кожно-венерические, онкологические и другие заболевания, требующие лечения в специализированных стационарных учреждениях здравоохранения.
Наличие заболевания, препятствующего проживанию в центре, должно быть подтверждено заключением медицинского учреждения.
5.5.7. Лица, принимаемые на обслуживание в отделение постоянного проживания, заключают с учреждением договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг и издается приказ о зачислении в отделение.
5.5.8. Лицам, принимаемым в отделение, на условиях полного обеспечения, должны предоставляться следующие медицинские и социальные услуги:
оказание первичной медицинской помощи;
спальное место (из расчета на 1 человека не менее 7 кв.м);
обеспечение постельными принадлежностями;
предоставление санитарно-гигиенических услуг (помывка, стрижка, стирка постельного и нательного белья), создание условий для отправления религиозных обрядов, организация ритуальных услуг, организация досуга.
В отделении должна быть оборудована комната отдыха, оснащенная телевизором, газетами, журналами, настольными играми.
5.5.9. Отделение постоянного проживания, представляющее клиентам только жилье, обеспечивает комплекс следующих бесплатных социально-бытовых и медицинских услуг:
оказание первичной медицинской помощи;
проведение профилактических осмотров с привлечением врачей узких специальностей 1 раз в квартал;
спальное место (из расчета на 1 человека не менее 7 кв. м);
предоставление помещения для приготовления и приема пищи;
предоставление помещения для стирки белья, оснащенное необходимым оборудованием, а при его отсутствии организация сдачи белья, вещей в прачечную;
организация ванно-душевых кабинетов, бань;
организация комнаты отдыха, оснащенной телевизором, газетами, журналами, настольными играми, создание условий для отправления религиозных обрядов, организация ритуальных услуг.
Оплата жилья и коммунальных услуг, проживающими в таком отделении, производится в порядке, установленном действующим законодательством, с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан.
5.5.10. Контроль за качеством медицинского обслуживания, оказанием медицинской помощи, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в отделении и оказанием осуществляется учреждениями здравоохранения.
5.5.11. Лица, проживающие в отделении, обязаны соблюдать правила проживания и внутренний распорядок, разработанный и утвержденный заведующим отделением и директором центра социального обслуживания населения.
5.6. Отделение временного проживания
5.6.1. Отделение временного проживания престарелых граждан и инвалидов (в дальнейшем отделение является структурным подразделением учреждения социального обслуживания - центра, предназначенным для временного пребывания этих лиц на срок до 6 месяцев, нуждающихся в социально-бытовой медицинской помощи. Минимальная численность обслуживаемых - 15 человек.
5.6.2. В отделение принимаются престарелые граждане (мужчины с 60 лет, женщины с 55 лет), инвалиды 2 и 3 групп, частично утратившие возможность к самообслуживанию, на срок до 6 месяцев.
5.6.3. Первоочередным правом для поселения в отделение пользуются одинокие граждане пенсионного возраста из числа участников войны и лиц, приравненных к ним, инвалидов войны, а также одинокие пенсионеры, попавшие в сложные жизненные ситуации.
5.6.4. Выявление одиноких граждан пожилого возраста и супружеских пар из их числа, нуждающихся в проживании в отделении осуществляется местными органами социальной защиты населения (через отделение социальной помощи на дому).
5.6.5. При постановке на учет для поселения в отделение граждане предоставляют:
- личное заявление;
- акт обследования условий проживания;
- медицинское заключение о состоянии здоровья.
5.6.6. Противопоказаниями к проживанию в отделении временного проживания являются: состояние, не обеспечивающее возможность полного или частичного самообслуживания, хронический алкоголизм и наркомания, а также психические, кожно-венерические, онкологические и другие заболевания, требующие лечения в специализированных стационарных учреждениях здравоохранения. Наличие заболевания, препятствующего проживанию в центре, должно быть подтверждено заключением медицинского учреждения.
5.6.7. Лицам, принимаемым в отделение временного проживания на условиях полного обеспечения, должны предоставляться следующие медицинские и социально-бытовые услуги:
- оказание первичной медицинской помощи;
- при необходимости консультации узких врачей-специалистов;
- спальное место (из расчета на 1 человека не менее 7 кв. м.);
- 4-х разовое питание;
- обеспечение постельными принадлежностями;
- предоставление санитарно-гигиенических услуг (помывка, стрижка, стирка постельного и нательного белья);
- предоставление санитарно-гигиенических принадлежностей;
- организация ритуальных услуг одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов.
В отделении должна быть оборудована комната отдыха, оснащенная телевизором, газетами, журналами, настольными играми.
5.6.8. Для одиноких граждан пожилого возраста (одиноких супружеских пар) и инвалидов размер оплаты в отделении временного проживания составляет 60 процентов получаемой пенсии.
Для остальных категорий граждан, имеющих родственников или проживающих в семьях, размер оплаты составляет 75 процентов от получаемой ими пенсии.
5.6.9. Объем и условия предоставляемых услуг оформляются договором между администрацией Центра и клиентом.
5.7. Социально-медицинское отделение реабилитации инвалидов
5.7.1. Социально-реабилитационное отделение предназначается для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с инвалидами, детьми-инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившим.
Возраст инвалидов, принимаемых в отделение: женщины с 15 до 50 лет, мужчины с 15 до 55 лет.
5.7.2. Реабилитационное отделение организуется для обслуживания не менее 10 граждан.
В отделении организуются группы по 10 - 15 человек на временное пребывание сроком до 2 месяцев, или 5 - 10 человек на дневное пребывание. Длительность пребывания определяется лечащим врачом индивидуально в зависимости от характера и сроков необходимых оздоровительно-реабилитационных мероприятий.
5.7.3. Основной задачей реабилитационного отделения является поддержание у граждан возможности к самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса.
5.7.4. Реабилитационное отделение осуществляет следующие функции:
- прием и размещение граждан с учетом их возраста, имеющихся заболеваний, пола, способности к самообслуживанию, нуждаемости в социально-бытовых услугах;
- оказание квалифицированного ухода;
- организация рационального (диетического) питания с учетом состояния здоровья и возраста;
- проведение оздоровительно-реабилитационных мероприятий;
- осуществление мероприятий по коррекции психологического статуса;
- проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации;
- организация досуга.
5.7.5. Реабилитационное отделение может размещаться на базах учреждений органов здравоохранения, санаторно-курортных учреждений, детских клубов по месту жительства, учреждений культуры и иных, в т.ч. на условиях аренды помещений.
Помещения реабилитационного отделения должны обеспечивать необходимые условия для осуществления социально-реабилитационных, лечебно-профилактических, гигиенических и культурных мероприятий.
5.7.6. Для осуществления реабилитационных мероприятий в реабилитационном отделении организуются кабинеты: терапевтический, физиотерапевтический, массажный, лечебной физкультуры и т.д.
5.7.7. В отделении предусматривается временное пребывание инвалидов, проживающих по данному адресу, и дневное пребывание инвалидов для медицинской и социально-трудовой реабилитации.
5.7.8. Оздоровительно-реабилитационные мероприятия в реабилитационном отделении осуществляются с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения.
Выполнение медицинских процедур гражданам производится только по назначению врачей реабилитационного отделения или учреждений здравоохранения.
Реабилитационные мероприятия инвалидов проводятся с учетом их индивидуальной программы реабилитации.
5.7.9. Продолжительность пребывания в реабилитационном отделении граждан определяется характером и сроками необходимых для них оздоровительно-реабилитационных мероприятий.
5.7.10. Оказание медицинский услуг гражданам в реабилитационном отделении осуществляется специалистами, имеющими соответствующее образование и лицензию на этот вид деятельности и состоящими в штате реабилитационного отделения. К работе в реабилитационном отделении могут привлекаться, на условиях трудового договора (контракта), специалисты системы здравоохранения, студенты (с 4 курса) медицинских вузов, а для оказания консультативной помощи обслуживаемым - специалисты лечебно-профилактических и иных учреждений органов здравоохранения.
5.7.11. Состояние граждан, находящихся в реабилитационном отделении, предоставляемые им услуги, проводимые оздоровительно-реабилитационные мероприятия и их эффективность отражаются в индивидуальном журнале наблюдения.
5.7.12. Прием осуществляется по направлению ЛПУ (бюро МСЭК) с полным объемом клинико-функционального и лабораторного обследования в зависимости от диагноза (соматического заболевания) и освидетельствованием инвалида с индивидуальной программой реабилитации.
5.7.13. Прием в отделение осуществляется врачом-реабилитологом вместе со старшей медицинской сестрой, при необходимости консультации врачей-специалистов (врача-терапевта, врача-невропатолога, врача-физиотерапевта). Оформляется история болезни, сроки пребывания в отделении определяются врачом-реабилитологом строго индивидуально. В истории болезни врачами-специалистами составляется индивидуальная программа реабилитации.
5.7.14. Противопоказаниями к приему в отделение являются: наличие инфекционного заболевания и контакта с больными инфекционными заболеваниями, острые лихорадочные заболевания, туберкулез, нарко-токсикомания и алкоголизм, психические заболевания и пограничные состояния, кожно-венерические и другие заболевания, требующие лечения в специализированных стационарных учреждениях здравоохранения.
5.7.15. Оказание медицинских услуг гражданам в отделении осуществляется специалистами, имеющими соответствующее образование и лицензию на этот вид деятельности и состоящими в штате отделения. К работе в отделении могут привлекаться на условиях трудового договора (контракта) работники и специалисты-консультанты.
5.8. Отделение психолого-педагогической помощи
5.8.1. Отделение психолого-педагогической помощи (далее отделение) создается для осуществления квалифицированной психологической помощи гражданам, семьям, находящимся в кризисном состоянии, социально-педагогической помощи родителям в воспитании детей, преодолении конфликтных ситуаций в семье и т.д.
Группы дневного пребывания предназначены для реализации индивидуальных программ психолого-социальной и социально-педагогической реабилитации детей из асоциальных, неполных, малообеспеченных семей, а также дневного пребывания матерей с детьми.
В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие граждан по возрасту, состоянию здоровья, дезадаптации. Количество детей в группе от 5 до 10 человек (но не более 15 человек), возраст с 3 до 16 лет. В одном отделении образуются не более 5 групп.
В период каникул на базе отделения возможно увеличение количества групп дневного пребывания и организация детских площадок для детей из семей, нуждающихся в социальной поддержке.
5.8.2. Основными направлениями деятельности отделения являются:
- обеспечение патронажа семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия:
- оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов;
- организация работы групп дневного пребывания детей и матерей с детьми;
- оказание экстренной психологической помощи по "телефону доверия";
- консультирование по психолого-педагогическим вопросам (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор профессии, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);
- психологическая помощь гражданам в тяжелых эмоциональных состояниях.
5.8.3. Группы дневного пребывания предназначены для реализации индивидуальных программ - медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической реабилитации детей из асоциальных, неполных, малообеспеченных семей.
Дети и подростки, обучающиеся в общеобразовательных школах посещают группы в свободное от учебы время в течение необходимого для их реабилитации периода времени в соответствии с индивидуальными программами.
Для детей и подростков, обучающихся в домашних условиях, могут организовываться занятия в помещении отделения.
С учетом семейных обстоятельств и интересов детей и подростков может быть организовано их пребывание в отделении в вечернее время.
В отделении выделяются помещения для питания, учебных занятий, сна, досуга, трудотерапии, другие помещения, необходимые для социальной реабилитации.
Отделение должно быть обеспечено книгами, журналами, настольными играми.
Проводится консультация психолога, педагога, диагностика, составляется индивидуальный план реабилитации, а также индивидуальная (или групповая) психокоррекционная работа.
Организуются детские утренники, развивающие игры, просмотр телевизора.
Дети и подростки, находящиеся в группах дневного пребывания, обеспечиваются двухразовым питанием (завтрак и обед) по нормам, определенным методическими рекомендациями "Организация питания учащихся в школах и группах продленного дня", утвержденными Министерством здравоохранения СССР N 11-14/10-6 от 22 июля 1981 года.
5.8.4. Дети зачисляются в отделение на основании заявления одного из родителей, справки из медицинского учреждения об отсутствии в доме инфекционных заболеваний, справки о доходах семьи и на основании направления территориального органа социальной защиты населения.
5.9. Отделение - Социальный приют для детей и подростков
5.9.1. Социальный приют для детей и подростков предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Приют создается из расчета один на 5 - 10 тысяч несовершеннолетних, проживающих в городе.
Общее количество проживающих в приюте детей и подростков, как правило, не превышает 35 человек.
5.9.2. Социальный приют для детей и подростков может включать в себя следующие подразделения:
- приемное отделение;
- отделение реализации программ социальной реабилитации;
- отделение социально-правовой помощи;
5.9.3. Приемное отделение предназначается для: проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних, направления их при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение; оказания первичной психологической помощи; изучения особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних; разработки индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков. В отделении целесообразно предусматривать хранение набора продуктов для оказания экстренной помощи несовершеннолетним в течение суток.
5.9.4. Отделение реализации программ социальной реабилитации предназначается для: организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи; оздоровления системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановления их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы; снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения; содействия подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования; включения детей и подростков в разнообразные виды деятельности, проводимые в учреждении за его пределами; оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом формы и степени их социальной дезадаптации. Количество детей и подростков в реабилитационной группе рекомендуется устанавливать:
- при условии дневного пребывания в учреждении - от 5 до 10 человек;
- при условии круглосуточного пребывания в учреждении - до 7 человек.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.
5.9.5. Отделение социально-правовой помощи предназначается для: защиты прав и законных интересов воспитанников, оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в учреждении, в семью, интернатное учреждение, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.; формирования банка данных о потенциальных усыновителях, опекунах; организации психолого-педагогической, правовой подготовки к приему в семьи неродных детей.
При необходимости в учреждении могут создаваться другие отделения в зависимости от особенностей административно-территориальных образований.
5.9.6. Приют осуществляет свою деятельность под руководством директора учреждения социального обслуживания населения.
5.9.7 Для размещения приюта в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач этого отделения и располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям.
В приюте создаются условия, приближенные к домашним, способствующие психологической реабилитации и социальной адаптации безнадзорных детей и подростков.
5.9.8. Директор, администрация и коллектив приюта за время нахождения в нем несовершеннолетних несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность, обязаны защищать их личные и имущественные права и интересы.
Учреждение ходатайствует перед органами опеки и попечительства о решении вопросов усыновления несовершеннолетних, установлении над ними опеки (попечительства), о помещении их в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о лишении родителей, в установленном порядке, родительских прав.
5.9.9. Штатное расписание приюта утверждается директором учреждения социального обслуживания в пределах установленного фонда оплаты труда.
5.9.10. При приеме в приют производится медицинский осмотр несовершеннолетнего. Предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья ребенка и окружающих, принимаются отделением на хранение или передаются родителям (лицам, их заменяющим).
5.9.11. Помещение несовершеннолетних в приют, их перевод из приемного отделения в стационарное и выбытие из приюта оформляются приказом директора учреждения.
5.9.12. Не подлежат помещению в приют несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больные с выраженными симптомами болезни, совершившие преступления.
5.9.13. Приют осуществляет различные формы патронажа над несовершеннолетними, поддерживает контакты с ними после окончания их пребывания в учреждении с участием работников образовательных учреждений, общественных объединений и благотворительных организаций.
При необходимости может быть принято решение о возможности вторичного помещения в приют нуждающихся в этом детей и подростков.
5.9.14. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в приюте организуется и проводится в соответствии с законодательством РФ.
5.9.15. Образовательная работа с временно проживающими в приюте организуется в соответствии с законом РФ "Об образовании" и с учетом времени пребывания несовершеннолетних в учреждении, формы и степени их дезадаптации, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования несовершеннолетними принимается по согласованию с соответствующей медико-педагогической комиссией.
5.9.16. Приют развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, взаимодействует с органами и учреждениями системы социальной защиты населения, с органами и учреждениями системы здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с несовершеннолетними, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних.
5.9.17. Целью создания приюта является оказание социальной поддержки безнадзорным детям и подросткам, организация их временного проживания, оказание правовой, медико-психолого-педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство.
5.9.18. Основными задачами являются:
- обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и соблюдением норм гигиены;
- предоставление подросткам на период пребывания в отделении возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, либо работать;
- оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5.9.19. Приют предназначен для детей и подростков от 3 до 18 лет:
- добровольно обратившихся;
- подкинутых, заблудившихся, личность которых установлена;
- утративших семейные, родственные и другие социальные связи;
- отказавшихся жить в интернатном учреждении;
- оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию;
- подвергшихся любым формам физического или психического насилия.
5.9.20. В приют поступают несовершеннолетние по просьбе
- комиссий по делам несовершеннолетних;
- органов и учреждений социальной защиты населения,
- образования, здравоохранения;
- органов внутренних дел;
- органов опеки и попечительства;
- по личной просьбе нуждающегося в социальной защите;
- по представлению сотрудников отделения.
5.9.21. Приют предназначается для обеспечения:
- уточнения личности несовершеннолетнего, места проживания его родителей или лиц их заменяющих, места его обучения;
- извещения родителей или лиц, их заменяющих, директора учебного или интернатного учреждения о месте нахождения несовершеннолетнего;
- проведения первичного медицинского осмотра, направления при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение
- оказание первичной психологической помощи;
- всестороннего изучения личности несовершеннолетнего выявления причин кризисной ситуации и существа конфликт приведшего его в отделение;
- разработки и реализации индивидуальной программы работы несовершеннолетним в условиях отделения с учетом всех выявленных факторов и обстоятельств, возрастных, физических и интеллектуальных возможностей;
- жизнедеятельности несовершеннолетних в отделении, включен их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания.
5.9.22. Дети и подростки содержатся в приюте не более шести месяцев при условии соблюдения действующего законодательства.
В случаях, когда дальнейшее устройство несовершеннолетнего затруднено, допускается их содержание в отделении на более длительный период. Решение о продлении срока пребывания несовершеннолетних в приюте принимается по согласованию с комиссией.
5.9.23. В приюте создаются условия, приближающиеся домашним, выделяются помещения для сна, питания, досуга и труда, в т.ч. мастерских), оказания медицинской и психологической помощи и другие.
5.9.24. Приют предназначается для оказания содействия дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в отделении, возвращению в семью, интернатное учреждение, оформление документы на передачу под опеку, на попечение и т.д.
5.10. Отделение - кризисный стационар для женщин
5.10.1. Отделение - кризисный стационар (далее отделение) предназначен для оказания женщинам, находящимся кризисной ситуации, социальной помощи различных видов.
5.10.2. Целью создания отделения являются: оказание психологической, юридической, педагогической, социальной др. помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.
5.10.3. Основные задачи отделения:
создание необходимых условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье;
привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, и координации их деятельности в этом направлении.
5.10.4. Основными направлениями деятельности отделения являются:
выявление совместно с государственными органами и общественными объединениями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, миграции, комитетами Общества Красного Креста, ассоциациями многодетных, неполных семей, обществами инвалидов и другими) женщин, остро нуждающихся в незамедлительной социальной защите и помощи;
предоставление клиентам отделения необходимых социальных услуг разового или постоянного характера;
поддержка женщин в решении проблем мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению сложных жизненных ситуаций;
социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;
помощь женщинам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов или иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений;
социально-психологическая помощь женщинам в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
регулярный анализ обращений в отделение и разработка рекомендаций для местных органов власти;
рекламно-пропагандистская работа (распространение информации о задачах и перечне услуг, оказываемых отделением, пропаганда в местных средствах массовой информации деятельности отделения).
5.10.5. Отделение оказывает социальные услуги женщинам, обратившимся как по собственной инициативе, так и по направлению органов и учреждений системы социальной защиты населения.
5.10.6. Социальные услуги оказываются отделением, как правило, бесплатно. По решению руководства центра отдельные виды социальных услуг могут предоставляться за плату (Дополнительное консультирование по проблемам планирования семьи, гигиены питания и жилища, избавления от вредных привычек, услуги парикмахера, закройщика, няни, культорганизатора семейных праздников и др.).
Денежные средства, взимаемые за предоставление этих социальных услуг, зачисляются на счет центра и направляются на его развитие, улучшение социального обслуживания клиентов сверх выделяемых ассигнований по бюджету.
5.10.7. Категории женщин, которым отделение оказывает социальные услуги:
подвергшиеся психофизическому насилию;
потерявшие родных и близких (вдовы);
имеющие детей-инвалидов;
женщины-инвалиды;
одинокие матери с несовершеннолетними детьми;
беременные женщины, в т.ч. несовершеннолетние и одинокие;
находящиеся в предразводной и послеразводной ситуации;
находящиеся в конфликте с семьей;
находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов, девочки-подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
5.10.8. Отделение с дневным пребыванием предназначается для:
диагностики состояния женщин;
разработки мероприятий реабилитации и координации их выполнения;
оказания экстренной психологической помощи по "телефону доверия";
организации поэтапного выполнения мероприятий реабилитации: оказания медико-социальной, психолого-педагогической, юридической, бытовой помощи;
проведения досуговых мероприятий (в т.ч. с целью профилактики);
индивидуальной работы с женщинами, девушками и девочками-подростками по предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка;
консультирования женщин, девушек и девочек-подростков по медико-социальным вопросам (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, сексуальные расстройства, психосексуальное развитие и др.);
содействия в направлении в специализированные учреждения лиц, требующих лечения в специализированных учреждениях органов здравоохранения.
Отделение работает в течение рабочей недели в дневное и вечернее время.
5.10.9. Отделение - стационар создается для обеспечения временных (бытовых, психологических и пр.) условий жизнедеятельности лиц, переживших насилие, утрату близких, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев и т.д. Основными направлениями деятельности отделения - стационара являются:
обеспечение доступной, своевременной и эффективной помощи лицам, нуждающимся по временном приюте;
обеспечение квалифицированного и разностороннего (психологического, педагогического, медицинского, юридического и др.) консультирования в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;
проведение с проживающими индивидуальных диагностических бесед с целью выявления актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказание помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;
предоставление проживающим бесплатного питания;
содействие в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности женщин в семье, на работе или иной среде жизнедеятельности;
привлечение к сотрудничеству организаций, граждан, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку. Оказание помощи женщинам осуществляется на добровольных началах, в любое время суток.
Независимо от места жительства, любая женщина может получить первичную консультацию специалистов.
5.10.10. В ряде конкретных случаев женщины могут проходить курс реабилитации (независимо от места жительства) в отделении дневного пребывания и в стационаре.
Срок пребывания зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей обратившихся за помощью и составляет от двух недель до одного месяца.
Основой жизнедеятельности женщин, проживающих в стационаре, являются: взаимопомощь, самообслуживание, соблюдение общечеловеческих нравственных норм общежития. Права и обязанности проживающих в отделении регламентируются документами, утвержденными руководством Центра.
5.11. Отделение медико-социальной помощи семье
5.11.1. Отделение медико-социальной помощи (в дальнейшем "отделение") является структурным подразделением учреждения социального обслуживания и предназначается для оказания медико-социальной помощи беременным женщинам и кормящим матерям, инвалидам и детям с недостатками в умственном и физическом развитии, а также индивидуальной работы с подростками и молодежью.
5.11.2. Цель деятельности отделения - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны органов власти, содействовать укреплению семьи как социального института, улучшению показателей социального здоровья и благополучия, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
5.11.3. Основными направлениями деятельности отделения являются:
- осуществление социального патронажа беременных женщин и кормящих матерей, семей, где имеются лица с нарушениями психического здоровья, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики, а также прошедшие курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании;
- содействие в налаживании быта, лечении, обучении, профессиональной подготовке инвалидов и детей с недостатками в умственном и физическом развитии, воспитывающихся дома;
- консультирование по медико-социальным вопросам (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, психосексуальное развитие детей и подростков и др.);
- индивидуальная работа с подростками и молодежью по предупреждению и избавлению от вредных привычек;
- привлечение муниципальных учреждений и предприятий к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.
5.11.4. Деятельность отделения строится на сотрудничестве с различными государственными, общественными, благотворительными организациями.
5.12. Отделение реабилитации детей с ограниченными
физическими возможностями
5.12.1. Отделение осуществляет социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном, физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются, в первую очередь, из малообеспеченных семей.
5.12.2. Целью деятельности отделения является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии квалифицированной медико-социальной, психолого-педагогической, психолого-социальной помощи, обеспечение их полной и своевременной социальной адаптации, к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
5.12.3. Задачи:
выявление детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии, воспитывающихся в семьях, сбор сведений о семьях;
изучение причин отклонения в состоянии здоровья, наступления инвалидности детей, прогнозирование восстановления нарушенных функций;
разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
социально-реабилитационная работа с семьями, обучение родителей основам медико-психологических и медико-социальных знаний, умений, навыков для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
содействие обеспечению детей-инвалидов инвалидно-реабилитационной техникой;
обеспечение учебной, лечебно-реабилитационной, познавательной, трудо- и игро- терапевтической, досуговой и иной деятельности детей в том числе в летний оздоровительный период;
обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту, общения, самоконтролю, другим приемам бытовой адаптации;
повышение квалификации сотрудников отделения по вопросам детской реабилитации.
5.12.4. Дети и подростки с ограниченными возможностями - лица, вследствие заболевания или травмы полностью или частично утратившие способность к выполнению социальных функций (трудовой деятельности, обучению, способности к письму, чтению, самостоятельному передвижению, коммуникативной способности, возможности самообслуживания), свойственных здоровым лицам такого же возраста, пола и общественно - профессионального положения, или же лица, находящегося под угрозой стойкого нарушения этих функций.
В число нуждающихся в реабилитации в основном входят лица с заболеваниями органов кровообращения, патологией опорно-двигательного аппарата; перенесшие травмы; имеющие заболевания, врожденные дефекты, сенсорные нарушения. При решении вопроса о нуждаемости в реабилитации учитывается выраженность нарушения функций органов и систем.
Целью реабилитации является эффективное и как можно более раннее возвращение больных и инвалидов к общественно полезной деятельности; формирование у них устойчивого положительного отношения к жизни, труду, обучению, семье, обществу.
Отделение осуществляет социальное обслуживание детей в соответствии с медико-социальными показаниями (с учетом медицинских противопоказаний) по заявлению родителей и направлению органов и учреждений социальной защиты населения на основании заключения органов образования, здравоохранения.
5.12.5. При оформлении в отделение представляются история развития ребенка (ф. N 112/у) или амбулаторная карта (ф. N 025/у).
Прием ребенка осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а завершение этапа реабилитации - оформлением выписного эпикриза с указанием развернутого диагноза соответствующих рекомендаций.
Дети и подростки, находящиеся в отделении обеспечиваются продуктами питания и постельными принадлежностями по нормам, определенным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409.
5.12.6. Образовательная работа с детьми в отделении организуется в соответствии с Законом РФ "Об образовании", с учетом времени пребывания в отделении, степени ограниченных возможностей.
Социальные услуги оказываются бесплатно категории семей, уровень доходов которых ниже 100 процентов бюджетного прожиточного минимума. Платные услуги предоставляются в соответствии с Постановлением администрации области.
В отделении образуются реабилитационные группы, объединения детей по состоянию здоровья и возрасту. Количество детей в реабилитационной группе устанавливается от 5 до 10 человек.
Реализация индивидуальных реабилитационных программ детей и подростков с ограниченными возможностями может осуществляться как в течение рабочей недели в дневное время, так и в условиях круглосуточного пребывания в отделении.
5.13. Стационарное отделение милосердия для престарелых и инвалидов
5.13.1. Стационарное отделение милосердия для престарелых и инвалидов (в дальнейшем "отделение") является структурным подразделением муниципального учреждения и предназначается для обслуживания престарелых граждан и инвалидов, находящихся на постельном режиме или мало передвигающихся в пределах комнаты с посторонней помощью.
Отделение формируется из числа лиц, проживающих в стационарном отделении постоянного проживания. Помещение под отделение должно быть обеспечено всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащено телефонной связью, отвечать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям. Отделение должно располагаться в специально отведенных для него помещениях, иметь ритуальную комнату.
5.13.2. Основными задачами отделения являются:
- оказание медико-социальной помощи,
- социально-бытовое обслуживание проживающих;
В соответствии со своими задачами отделение осуществляет:
- размещение престарелых граждан и инвалидов с учетом их заболевания, тяжести состояния;
- организацию совместно с лечебно-профилактическими учреждениями консультативной помощи проживающим в отделении и перевод их при необходимости в соответствующие лечебно-профилактические учреждения;
- организацию их рационального питания;
- обеспечение одеждой, обувью, постельными и санитарно-гигиеническими принадлежностями;
- социально-бытовое обслуживание, оказание психологической помощи;
- проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий и организацию ритуальных мероприятий.
5.13.3. Организация лечебно-профилактической помощи направлена на обеспечение единства профилактических, лечебных, психологических и других воздействий, предупреждение обострений хронических заболеваний, проведение симптоматического лечения больных в терминальных стадиях, обеспечение динамического наблюдения за состоянием здоровья престарелых граждан и инвалидов, организацию за ними квалифицированного ухода, рационального питания в соответствии с врачебными рекомендациями.
Оказание специализированной медицинской помощи и контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями и органами санитарно-эпидемиологического надзора.
В отделении должен проводиться медицинский осмотр престарелых граждан, инвалидов с учетом состояния здоровья и с привлечением врачей узких специальностей на условиях договора с органами здравоохранения.
5.13.4. Оплата обслуживания в отделении и объем предоставляемых социальных услуг осуществляется в соответствии с п. 4.10-4.13 настоящего Положения.
5.14. Отделение - цех по организации посильной трудовой деятельности пенсионеров и инвалидов
5.14.1. Отделение (далее - цех) является структурным подразделением муниципального учреждения и создается для организации посильной трудовой деятельности пенсионеров, инвалидов, получения дополнительных внебюджетных средств, направленных на решение задач социальной защиты малоимущих слоев населения города (района) и развития материально-технической базы учреждения.
Администрация учреждения может заключить договор с центром занятости населения на создание рабочих мест для инвалидов и других социально незащищенных категорий населения.
Цех не является юридическим лицом, может иметь свой субсчет в банке, штамп и треугольную печать.
5.14.2. Основной задачей цеха является организация посильной трудовой деятельности трудоспособных пенсионеров и инвалидов.
5.14.3. Основные виды деятельности цеха:
- изготовление швейных, вязаных изделий, макраме, обуви;
- изготовление ритуальных принадлежностей;
- изготовление изделий из дерева;
- ремонт бытовой техники;
- ремонт домов, квартир и т.д.
5.14.4. Цех может осуществлять:
- реализацию произведенной продукции;
- сделки по закупу за наличный и безналичный расчеты у организаций и физических лиц сырья, оборудования, товаров, технологий;
- распродажу и снабжение товаров по сниженным ценам малоимущим гражданам;
- привлечение для работы различных специалистов.
5.14.5. Вовлечение граждан в посильную трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом их состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения врача (для инвалидов в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертизы).
5.14.6. Граждане, участвующие в посильном трудовой деятельности должны быть ознакомлены с ее условиями, порядком содержания и уборки оборудования, аппаратуры и рабочего места, с устройством оборудования и аппаратуры, с их назначением, правилами, нормами и инструкциями по охране труда.
О проведении инструктажа инструктором по труду должна быть сделана отметка в индивидуальной карте. Граждане, участвующие в трудовой деятельности, обеспечиваются специальной одеждой.
5.14.7. Продолжительность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 часов в день.
5.14.8. На каждого гражданина, участвующего в деятельности цеха, ведется медицинская индивидуальная, карта, где фиксируются результаты деятельности и контроль за состоянием здоровья и реабилитации.
5.14.9. Гражданам, участвующим в посильной трудовой деятельности, выплачивается вознаграждение в размере 75 процентов стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25 процентов на счет муниципального учреждения.
5.14.10. Работы и виды услуг, выполняемые цехом, производятся по расценкам, утвержденным в установленном порядке. Услуги, оказываемые малообеспеченным гражданам, осуществляются по льготным расценкам. Средства цеха, его доходы, целевые перечисления, добровольные взносы, иные поступления используются на возмещение материальных затрат, заработную плату работников, уплату налогов и отчислений в бюджет, а также на развитие материальной базы цеха. Оплата труда работников цеха производится за счет полученных доходов согласно сметы расходов и штатного расписания.
5.14.11. Финансовую и хозяйственную деятельность цеха контролирует бухгалтерия муниципального учреждения.
5.14.12. Режим работы цеха устанавливает директор муниципального учреждения.
5.14.13. Расходы на оплату коммунальных услуг, аренду помещений, приобретение оборудования включаются в смету расходов учреждения.
5.15. Отделение ночного пребывания
5.15.1. Отделение ночного пребывания (далее - отделение) является структурным подразделением муниципального учреждения социального обслуживания, предназначенным для ночлега лиц без определенного места жительства и занятий. Прием в отделение осуществляется на основании личного заявления обратившегося лица.
5.15.2. Основными функциями отделения ночного пребывания являются:
- предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями;
- обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание;
- консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания;
- нуждающимся - первая доврачебная помощь и санитарная обработка.
5.15.3. Койко-место для ночлега в отделении ночного пребывания предоставляется бесплатно одному лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, а сверх того - лишь за плату, определяемую в установленном порядке. При наличии свободных коек спальное место для ночлега может предоставляться за плату другим категориям граждан. Прием лиц без определенного места жительства осуществляется дежурным администратором с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Оказание необходимой врачебной помощи осуществляется органами здравоохранения.
Для оказания медицинской помощи непосредственно в отделении ночного пребывания организуется кабинет доврачебной помощи, возглавляемый фельдшером, а для санитарной обработки одежды поступающих лиц устанавливается дезинфекционная камера. Для обеспечения общественного порядка в отделении выставляется пост милиции. Прием лиц в отделение ночного пребывания заканчивается за один час до его закрытия.
5.15.4. Противопоказаниями к приему в отделение ночного пребывания являются: наличие туберкулеза в активной стадии; заразных заболеваний кожи, волос; острых инфекционных, венерических и иных заболеваний, опасных для окружающих, выявленных медицинским работником при осмотре; неадекватное поведение, сопровождающееся на момент поступления расстройствами, опасными как для самого поступающего, так и для окружающих; острое алкогольное опьянение или признаки приема наркотических средств. Лица, у которых при поступлении обнаружены вышеуказанные противопоказания, а также повышенная температура, сыпь неясной этиологии подлежат немедленному направлению в учреждения здравоохранения или внутренних дел.
5.15.5. Финансовую и хозяйственную деятельность отделения контролируют директор и бухгалтер муниципального учреждения.
5.16. Отделение - социальная гостиница
5.16.1. Отделение - социальная гостиница (далее - отделение) является социальным учреждением предназначенным для временного проживания дезадаптированных групп населения, в том числе выпускников детских домов и школ-интернатов, а также освободившихся из исправительно-трудовых колоний.
5.16.2. Отделение является структурным подразделением муниципального учреждения социального обслуживания и действует под руководством директора.
5.16.3. Основными задачами отделения являются:
- обеспечение временного проживания в нормальных бытовых условиях с предоставлением отдельного койко-места с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены (мыло, полотенце);
- оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально-полезные связи, к условиям жизни в обществе; обеспечение одноразового питания;
- содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность; содействие в трудоустройстве через центр занятости;
- оказание помощи по правовым и юридическим вопросам; оказание первой доврачебной помощи и санитарная обработка;
- направление нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения; содействие в получении страхового медицинского полиса.
5.16.4. Место для проживания в отделении предоставляется бесплатно лицу на срок не более 10 суток в календарном году. Проживание свыше 10 суток, но не более 30 суток разрешается только по письменному распоряжению органа социальной защиты населения и за плату, определяемую в установленном порядке.
Для обеспечения общественного порядка в отделении выставляется пост милиции.
Для оказания первой доврачебной помощи в отделении организуется медицинский пункт, возглавляемый фельдшером (медсестрой) и помещение для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды.
5.16.5. Регистрация лиц, поступивших в отделение, осуществляется дежурным администратором, на основании личного заявления, направления вышестоящей организации по подчиненности, а также при наличии у принимаемого паспорта (справки формы N 9 и справки об освобождения из мест лишения свободы).
5.16.6. Лица, находящиеся в отделении, с учетом достояния здоровья, могут привлекаться на добровольной основе и общественных началах к работе в отделениях Центра социальной адаптации.
5.16.7. Выписка из отделения ранее установленного срока производится по личному заявлению или по решению директора учреждения за систематическое нарушение проживающим правил внутреннего распорядка.
5.16.8. Противопоказания к приему в отделение - социальную гостиницу указаны в разделе "Отделение ночного пребывания" (п. 5.15.4).
5.16.9. Режим работы отделения устанавливается заведующим отделения по согласованию с директором Центра.
5.16.10. Прием, учет, хранение документов, денежных сбережений и других ценностей лиц, принятых в отделение производится в соответствии с Инструкцией, утвержденной вышестоящей организацией.
5.17. Отделение - магазин муниципального учреждения социального обслуживания
5.17.1. Отделение - магазин муниципального учреждения социального обслуживания (именуемый далее "магазин") создается для организации торгового обслуживания продовольственными и промышленными товарами малоимущих слоев населения, людей, попавших в экстремальные ситуации, других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
5.17.2. Магазин не является юридическим лицом, может иметь свой субсчет в банке, штамп и треугольную печать
5.17.3. Предметом деятельности магазина являются: торговля промышленными продовольственными товарами для малоимущих слоев населения, торгово-закупочная деятельность, коммерческо-посредническая деятельность (в пределах, допускаемых действующим законодательством, организация комиссионной торговли промышленными товарами по относительно низким ценам).
5.17.4. Магазин может осуществлять операции по закупке за наличный и безналичный расчеты у организаций и физических лиц продовольственных и промышленных товаров, торгового оборудования и их реализацию, в том числе через свои торговые точки, на выездной торговле. Торговая наценка на реализуемые промышленные и продовольственные товары не может превышать 20 процентов.
5.17.5. Директор муниципального учреждения социального обслуживания утверждает штатное расписание и смету расходов магазина, по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения назначает и увольняет директора магазина.
5.17.6. Режим работы магазина устанавливается директором магазина по согласованию с директором учреждения социального обслуживания.
5.17.7. Финансовую и хозяйственную деятельность контролируют директор и бухгалтерия учреждения социального обслуживания.
5.17.8. Директор магазина совместно с бухгалтерией учреждения ведет бухгалтерский и статистический учет, несет ответственность за результаты деятельности магазина.
5.17.9. Расходы на оплату коммунальных услуг, аренду помещения, приобретения оборудования включаются в смету расходов учреждения.
5.18. Отделение - социальная столовая
5.18.1. Отделение - социальная столовая учреждения (далее - Столовая) создается для организации благотворительного питания малоимущих слоев населения - пенсионеров, инвалидов, детей из многодетных, неполных семей, беженцев, безработных, людей, попавших в экстремальные ситуации.
5.18.2. Благотворительная столовая является структурным подразделением муниципального учреждения социального обслуживания населения.
5.18.3. Столовая не является юридическим лицом, имеет свой субсчет в банке, штамп и треугольную печать.
5.18.4. Основной задачей благотворительной столовой является обеспечение малоимущих слоев населения города горячими обедами, наборами полуфабрикатов и продовольственными наборами; доставка горячих обедов на дом для пенсионеров и инвалидов, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию.
5.18.5. Столовая может осуществлять:
- сделки по закупу за наличный и безналичный расчеты у организаций и физических лиц сырья, продовольствия, товаров, оборудования; осуществлять их реализацию через свои торговые точки;
- реализацию полуфабрикатов и продовольственных наборов, продукции собственного производства для населения.
5.18.6. Стоимость обедов, полуфабрикатов, другие виды услуг складывается из фактической стоимости затрат. Обеды для малообеспеченных граждан организуются по льготным расценкам.
5.18.7. Директор столовой организует работу, осуществляет финансово-хозяйственное руководство, решает вопросы приема, увольнения работников, совместно с бухгалтерией учреждения ведет бухгалтерский и статистический учет, несет ответственность за результаты деятельности столовой.
5.18.8. Финансовую и хозяйственную деятельность столовой контролирует бухгалтерия учреждения.
5.18.9. Режим работы столовой устанавливается директором столовой, по согласованию с директором учреждения.
5.18.10. Расходы на содержание благотворительной столовой включаются в смету расходов учреждения.
5.19. Отделение - социальная парикмахерская
5.19.1. Отделение - парикмахерская муниципального учреждения социального обслуживания населения (далее - парикмахерская) создается для оказания парикмахерских услуг малоимущим слоям населения - пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и др.
5.19.2. Парикмахерская является структурным подразделением учреждения и действует под руководством директора учреждения.
5.19.3. Парикмахерская не является юридическим лицом, может иметь свой субсчет в банке, штамп, треугольную печать.
5.19.4. Основной задачей парикмахерской является оказание парикмахерских услуг пенсионерам и инвалидам как на базе учреждения социального обслуживания, так и на дому у инвалидов и пенсионеров.
5.19.5. Предоставление услуг парикмахерской производится в соответствии с разработанным прейскурантом. Прейскурант цен утверждается в установленном порядке. Услуги, оказываемые малообеспеченным гражданам, осуществляются по льготным расценкам.
5.19.6. Финансовую и хозяйственную деятельность парикмахерской контролирует бухгалтерия учреждения социального обслуживания.
5.19.7. Режим работы парикмахерской устанавливает директор учреждения социального обслуживания.
5.19.8. Расходы на оплату коммунальных услуг, аренду помещения, приобретения оборудования включаются в смету расходов учреждения муниципального обслуживания.
5.20. Отделение социальных услуг
5.20.1. Отделение социальных услуг (в дальнейшем "отделение") при муниципальном учреждении социального обслуживания создается для оказания бытовых услуг гражданам и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи.
5.20.2. Основными направлениями деятельности отделения являются:
- выявление граждан и инвалидов, нуждающихся в социальных услугах;
- оказание бытовых услуг нуждающимся.
5.20.3. Отделением могут предоставляться следующие социально-бытовые услуги: распиловка, колка и укладка дров, вспашка и копка огородов, мелкий строительный ремонт, транспортные услуги, услуги парикмахера, массаж, ремонт и пошив одежды, обуви, стирка белья, ремонт электроприборов и др.
5.20.4. Отделение социальных услуг руководствуется в своей работе постановлением администрации Пермской области от 22.11.96 г. N 415 "О предоставлении социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями".
Тарифы на дополнительные платные услуги утверждаются органами исполнительной власти, либо используются тарифы, разработанные и утвержденные соответствующими отраслевыми ведомствами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.