Решение Пермского краевого суда
от 14 апреля 2010 г. N 3-37-2010
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 44-Г10-35 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 15 сентября 2010 г.
Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Бузмакова С.С., при секретаре Лагуновой М.Ю.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой A.M., настаивавшей на заявленном требовании, представителя Законодательного Собрания Пермского края Северовой Л.В. и представителя губернатора Пермского края Кузнецовой Т.Ю., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 14 апреля 2010 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующей статьи 5 в части слов "на глубину до пяти метров" Закона Пермского края от 3 сентября 2009 года N 484-ПК "О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых на территории Пермского края", установил:
20 августа 2009 года Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края "О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых на территории Пермского края". Закон подписан губернатором Пермского края 3 сентября 2009 года за N 484-ПК, опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, N 35 от 7 сентября 2009 года.
Названный Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 7 части 7 статьи 10 в части слов "первым руководителем", части 1 статьи 10 в части слов "оформленную в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Закона", части 2 статьи 12 Закона Пермского края от 3 сентября 2009 года N 484-ПК ввиду его несоответствия в оспариваемой части положениям статьей 1, 9, 14 и 18 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закона о недрах).
В обоснование своего требования заявитель указал, что согласно статье 1 Закона о недрах законодательство о недрах Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ними других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному закону.
Положениями статьи 18 Закона о недрах субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии со статьёй 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Статьями 23, 50 Гражданского кодекса Российской Федерации к субъектам предпринимательской деятельности отнесены не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели.
Статьёй 10 Закона Пермского края N 484-ПК устанавливается порядок предоставления лицензии на разведку и добычу, а также на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространённых полезных ископаемых по результатам аукциона, при этом в соответствии с абзацем 7 части 7 статьи 10 этого Закона заявка на участие в аукционе подписывается первым руководителем, что противоречит как федеральному законодательству, так и положениям статьи 4 Закона Пермского края N 484-ПК.
Часть 2 статьи 12 оспариваемого Закона Пермского края устанавливает исчерпывающий перечень случаев, которые могут служить основанием для отказа в приёме заявки на получение краткосрочной лицензии на разведку и добычу общераспространённых полезных ископаемых. Вместе с тем, в названной норме отсутствует такое основание для отказа в приёмке заявки как подача заявки на предоставление лицензии с нарушением установленных требований, что противоречит статье 14 Закона о недрах.
В оспариваемом Законе имеются и внутренние противоречия. Так, пункт 1 статьи 11 Закона Пермского края N 484-ПК предусматривает, что претендент на получение лицензии на разведку и добычу общераспространённых полезных ископаемых по факту открытия месторождения подаёт в уполномоченный орган заявку, оформленную в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Закона. Между тем, требования к оформлению заявки содержатся в части 7 статьи 10 оспариваемого Закона.
Определением от 15 марта 2010 года к производству суда принято дополнительное заявление заместителя прокурора Пермского края, в котором заявитель просит признать недействующим статью 5 Закона Пермского края N 484-ПК в части слов "на глубину до пяти метров", ссылаясь на противоречие оспариваемой нормы положениям статьи 19 Закона о недрах, а также подпункту 1 пункта 1 статьи 40 и пункту 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование дополнительно заявленного требования заместитель прокурора Пермского края указал, что статьёй 5 Закона Пермского края N 484-ПК предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в пределах их границ осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространённых полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, для своих нужд на глубину до пяти метров.
Данная норма неправомерно ограничивает указанных выше лиц в праве на добычу полезных ископаемых в пределах границ их земельных участков только на глубину до пяти метров, что противоречит положениям статьи 19 Закона о недрах, устанавливающей такое ограничение лишь в части строительства подземных сооружения для своих нужд.
Не содержит подобных ограничений и Земельный кодекс Российской Федерации, положения пункта 1 части 1 статьи 40 и части 1 статьи 41 которого предусматривают право собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, за исключением обладателей сервитутов, использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространённые полезные ископаемые.
Определением суда от 14 апреля 2010 года производство по делу в части требований заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими абзаца 7 части 7 статьи 10 в части слов "первым руководителем", части 1 статьи 10 в части слов "оформленную в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Закона", части 2 статьи 12 Закона Пермского края от 3 сентября 2009 года N 484-ПК "О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых на территории Пермского края" прекращено.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Синева A.M. заявленное требование поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Северова Л.В. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на неверное толкование заявителем положений статьи 19 Закона о недрах, из смысла которой следует, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в границах этих участков имеют право для своих нужд и по своему усмотрению осуществлять на глубину до пяти метров, без применения взрывных работ, как добычу общераспространённых полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, так и строительство подземных сооружений для своих нужд. В связи с изложенным статья 5 Закона Пермского края N 484-ПК в оспариваемой части полностью соответствует положениям статьи 19 Закона о недрах.
Представитель губернатора Пермского края Кузнецова Т.Ю. просила отказать в удовлетворения заявления, поддержав доводы представителя Законодательного Собрания Пермского края.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование не основано на законе и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.
Статьёй 1.1 Закона о недрах установлено, что субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Из положений пункта 9 части 1 статьи 4 названного Закона следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
Статьёй 19 Закона о недрах установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанной выше нормы Закона о недрах следует, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков вправе:
- осуществлять добычу общераспространённых полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров;
- осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров.
Оспариваемой заместителем прокурора Пермского края нормой статьи 5 Закона Пермского края N 484-ПК определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, для своих нужд на глубину до пяти метров.
Таким образом, положения статьи 5 Закона Пермского края N 484-ПК в оспариваемой заявителем части полностью соответствует положениям статьи 19 Закона о недрах.
Не противоречит указанная статья Закона Пермского края N 484-ПК и положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник земельного участка, а также лицо, не являющееся собственником земельного участка, за исключением обладателя сервитута, имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, так как порядок использования общераспространённых полезных ископаемых установлен статьёй 19 Закона и недрах, а на территории Пермского края - статьёй 5 Закона Пермского края N 484-ПК от 3.09.2009 года.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемая заместителем прокурора Пермского края норма Закона Пермского края N 484-ПК от 3.09.2009 года, как указано выше, не противоречит федеральному законодательству, заявителю в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
отказать заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 5 в части слов "на глубину до пяти метров" Закона Пермского края от 3 сентября 2009 года N 484-ПК "О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых на территории Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья - |
С.С. Бузмаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 14 апреля 2010 г. N 3-37-2010
Настоящее решение вступило в законную силу 15 сентября 2010 г.