Решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 апреля 2010 г. N А50-3576/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 июля 2010 г. N Ф09-5300/10-С1 по делу N А50-3576/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2010 г.
Арбитражный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Виноградова А.В., судей Мухитовой Е.М. и Щеголихиной О.В., при ведении протокола судьей Виноградовым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" к Думе Добрянского городского поселения, третье лицо - администрация Добрянского городского поселения, о признании нормативного правового акта недействительным,
в присутствии лиц: от заявителя - Ганицев И.Н., доверенность от 12.01.2010; Баландин Д.Ю.; доверенность от 19.10.2009;
от ответчика - Гурьева С.В., доверенность от 18.03.2010,
установил:
ООО "Уралводоканал" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Думе Добрянского городского поселения Пермского края (далее - Дума) о признании недействующим решения от 23.11.2009 N 191 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ООО "Уралводоканал" на 2010 год".
По мнению заявителя, оспариваемое решение принято с нарушением порядка, установленного частью 2 статьи 3, пунктом 1 части 1 статьи 4, пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Основы регулирования тарифов), пунктами 15, 17, 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила регулирования тарифов), что повлекло нарушение прав заявителя на обеспечение доступности информации о формировании утверждаемых тарифов (пункт 7 части 1 статьи 3 Основ регулирования тарифов), а также принятие экономически необоснованных тарифов без согласования производственной программы.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения требований заявления возражал по мотивам, изложенным в отзыве, указывая на то, что ООО "Уралводоканал" участвовало в рассмотрении расчетов тарифов в администрации и на комиссиях перед их утверждением, они основаны на результатах независимой экспертизы экономического обоснования и на анализе производственной программы заявителя на 2010 г., обоснованность подтверждена Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ).
От третьего лица в арбитражный суд поступили пояснения в обоснование позиции ответчика о правомерности установленных тарифов. Его представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела в порядке, определенном статьями 122-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), он извещен, что в силу части 2 статьи 194 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, заявитель осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению в Добрянском городском поселении Пермского края и в силу статьи 2 Основ регулирования тарифов относится к организациям коммунального комплекса.
Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 1 Основ регулирования тарифов указанная деятельность подлежит регулированию, ООО "Уралводоканал" направило в апреле 2009 г. органам самоуправления Добрянского городского поселения расчет тарифа и производственную программу на 2010 г.
15.10.2009 по заказу администрации Добрянского городского поселения Пермского края Пермский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики - подготовил заключение экспертизы экономического и нормативного обоснования конечного тарифа на 2010 г. на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей города Добрянка. Согласно указанному заключению тариф ООО "Уралводоканал" на 2010 г. по водоснабжению составил 15,46 руб./куб.м и по водоотведению - 24,25 руб./куб.м.
ООО "Уралводоканал" 12.11.2010 представил в администрацию Добрянского городского поселения Пермского края протокол разногласий, расчет тарифа и производственную программу на 2010 г.
Рассмотрение материалов расчета тарифа и производственной программы ООО "Уралводоканал" на 2010 г. на заседании Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Думы 13.11.2009 было отложено на 19.11.2009.
23.11.2009 Думой принято оспариваемое решение N 191 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ООО "Уралводоканал" на 2010 год", которым для потребителей ООО "Уралводоканал" с 01.01.2010 утверждены тарифы на услуги: водоснабжения - в размере 15,46 руб./куб.м без НДС (18,24 руб./куб.м с НДС) и водоотведения - в размере 24,25 руб./куб.м без НДС (28,62 руб./куб.м с НДС). Решение опубликовано в газете "Зори Плюс" 26.11.2009.
Согласно протоколу заседания Думы из проекта решения исключен пункт о согласовании производственной программы ООО "Уралводоканал".
29.12.2009 ФСТ по результатам рассмотрения разногласий между ООО "Уралводоканал" и Думой по решению N 191 издала приказ о признании экономически обоснованным размер средств, учитываемых при формировании тарифов для ООО "Уралводоканал" на 2010 г., по части статей расходов.
27.01.2010 Администрацией Добрянского городского поселения направлена ООО "Уралводоканал" согласованная Думой 27.01.2010 производственная программа на 2010 г.
Считая вынесенное Думой 23.11.2010 решение N 191 незаконным, заявитель в порядке главы 23 АПК РФ оспорил его в арбитражном суде.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных, правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В пункте 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно части 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону; другие федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 5 Основ регулирования тарифов органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. В случае если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этих, организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплексам надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В силу положений пункта 7 части 2 статьи 5 Основ регулирования тарифов органы местного самоуправления осуществляют полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 данной статьи, в том числе устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
В части 2 статьи 3 Основ регулирования тарифов установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов, организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Основ регулирования тарифов Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет полномочия в области регулирования тарифов и надбавок, в том числе утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно части 1 статьи 9 Основ регулирования тарифов регулирование тарифов на товары и услуги организаций, коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
При этом в силу положений частей 2 и 3 статьи 9 Основ регулирования тарифов организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования согласно части 4 статьи 9 Основ регулирования тарифов вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 названной статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Основ регулирования тарифов по завершении проверки обоснованности представленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Таким образом, организация коммунального хозяйства направляет производственную программу и расчет тарифа не позднее чем за три месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов, а регулирующий орган принимает решение о согласовании производственной программы и утверждении соответствующего ей тарифа не позднее чем за месяц до его введения.
При этом согласно пунктам 15, 17, 18 Правил регулирования тарифов организация коммунального комплекса за десять дней до рассмотрения дела, об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим, подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок, и не позднее чем за один день до заседания органа регулирования должна быть ознакомлена, с материалами заседания в части, касающейся установления для нее тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения.
В случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Орган регулирования в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов и надбавок направляет копию решения и копию протокола или выписку из протокола заседания органа регулирования в организацию коммунального комплекса, а в Федеральную службу по тарифам в этот же срок копию решения об установлении тарифов и надбавок.
Как установлено судом, ООО "Уралводоканал" представило производственную программу в администрацию Добрянского городского поселения 30.04.2010, то есть за восемь месяцев до истечения срока действия тарифа на 2009 г. Думой, являющейся регулирующим органом, тариф для ООО "Уралводоканал" на 2010 г. утвержден на своем заседании 23.11.2010, то есть более чем за месяц до введения его в действие.
Согласно выписке из протокола заседания Думы представитель ООО "Уралводоканал" на этом заседании не присутствовал. Доказательств направления ООО "Уралводоканал" уведомления о времени и месте установления тарифов, ознакомления представителя ООО "Уралводоканал" до проведения заседания с соответствующими материалами, включая проект решения, а также направления ООО "Уралводоканал" копии принятого решения в деле не имеется.
Пояснения представителя ответчика о том, что в соответствии с пунктом 6 Регламента работы Думы время и место проведения заседаний определены в четвертую среду месяца в 14 час., а также его ссылка на текст протокола заседания Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Думы от 13.11.2009 N 22, который содержит записи слов директора ООО "Уралводоканал" Садырева А.Л. о соблюдении сроков рассмотрения тарифов и об отсутствии нарушений, судом не принимаются, поскольку это не исключает исполнение органом регулирования установленного указанными нормативными актами порядка рассмотрения и утверждения тарифов. Тем более что 23.11.2009 приходилось на другой день недели, чем предусмотрен Регламентом Думы, - понедельник.
При вынесении оспариваемого решения об утверждении размера тарифов вопреки требованиям части 7 статьи 9 Основ регулирования тарифов соответствующая этим тарифам производственная программа ООО "Уралводоканал" не утверждена, этот вопрос был исключен из проекта повестки заседания.
Из представленных в материалы дела документов последующего после утверждения тарифа согласования разногласий по производственной программе ООО "Уралводоканал" видно, что утверждение тарифа в ином размере, чем предложено организацией коммунального хозяйства, произошло вследствие невключения части ее расходов. Между тем в оспариваемом решении мотивов этого не приведено, что не соответствует пункту 18 Правил регулирования тарифов.
В соответствии с частью 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Однако в деле отсутствуют доказательства соблюдения ответчиком при принятии оспариваемого решения пункта 7 статьи 9 Основ регулирования тарифов и пунктов 15, 17, 18 Правил регулирования тарифов. Следовательно, доводы заявителя по делу являются обоснованными в полном объеме, ответчик в порядке статей 65, 194 АПК РФ не доказал соответствие принятого им решения нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В связи с изложенным суд находит требование заявления подлежащим удовлетворению, оспариваемое решение Думы не соответствующим статьям 3, 4, 9 Основ регулирования тарифов и пунктам 15, 17, 18 Правил регулирования тарифов и подлежащим признанию недействующим. Вследствие несоблюдения ответчиком изложенных норм допущено нарушение прав и законных интересов заявителя на получение информации о подготовленных для утверждения тарифах на водоснабжение и водоотведение,
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу (части 4, 5 статьи 195 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы распределению не подлежат ввиду представления заявителю при подаче заявления отсрочки уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
признать решение Думы Добрянского городского поселения Пермского края от 23.11.2009 N 191 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ООО "Уралводоканал" на 2010 год" не соответствующим статьям 3, 4, 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 15, 17, 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, и недействующим.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
А.В. Виноградов |
Судьи |
Е.М. Мухитова |
|
О.В. Щеголихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 апреля 2010 г. N А50-3576/2010
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Приложение. IV квартал 2010 г.